Научная статья на тему 'Перспективы развития сектора B2C электронной коммерции в России'

Перспективы развития сектора B2C электронной коммерции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1819
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ / ОНЛАЙН БИЗНЕС / ОФФЛАЙН БИЗНЕС / СВОЙСТВО ВИРТУАЛЬНОСТИ / ТРЕХМЕРНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ МАГАЗИНЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / 3D-МОДЕЛИ ТОВАРОВ / INTERNET COMPANIES / ONLINE BUSINESS / OFFLINE BUSINESS / PROPERTIES OF THE VIRTUAL / THREE-DIMENSIONAL ELECTRONIC STORES / THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF E-COMMERCE / 3D-MODEL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина Л. А.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с электронной торговлей в секторе бизнес-потребитель, плюсы и минусы развития этой сферы и ее перспективы и тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE SECTOR B2C E-COMMERCE IN RUSSIA

This article is about eCommerce development is the area business-consumer, about positive and negative sides and perspectives and directions of this sphere.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сектора B2C электронной коммерции в России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА B2C ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Каргина Л.А., к.э.н., доцент, декан факультета коммерции и маркетинга

Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

В статье рассмотрены вопросы, связанные с электронной торговлей в секторе бизнес-потребитель, плюсы и минусы развития этой сферы и ее перспективы и тенденции.

Ключевые слова: интернет-компании, онлайн бизнес, оффлайн бизнес, свойство виртуальности, трехмерные электронные магазины, конкурентные преимущества электронной торговли, SD-модели товаров.

PROSPECTS FOR THE SECTOR B2C E-COMMERCE IN RUSSIA

Kargina L., Ph.D., associate professor, Dean of the Faculty of Commerce and Marketing Moscow Academy of Business under Moscow Government

This article is about eCommerce development is the area business-consumer, about positive and negative sides and perspectives and directions of this sphere.

Keywords: internet companies, online business, offline business, properties of the virtual, three-dimensional electronic stores, the competitive advantages of e-commerce, 3D-model products.

Для выхода на фондовый рынок интернет-магазины должны предложить работающие проекты, результаты деятельности которых можно было бы проверить, опираясь не на публикуемые ими финансовые показатели, а на результаты аудиторских проверок.

Сокращение инвестиций и ужесточение конкуренции переориентируют интернет-магазины на получение прибыли.

В настоящее время идет этап частного инвестирования, и наиболее привлекательными для этого станут крупные онлайновые магазины и холдинги.

Возможно, мы станем свидетелями крупных сделок в области слияния интернет-компаний.

На фоне сокращения темпов роста российской экономики «интернет-бум», имевший место в 2000 году, также снижает свои темпы. Введение повременной оплаты за телефонные разговоры физических лиц, несомненно, негативно отразится на глубине проникновения Интернета в России.

Тенденции в сфере электронной коммерции

На отдельно взятом компьютере интерактивные трехмерные изображения появились давно. Однако обмен подобной информацией через Интернет в реальном времени требует высокой скорости передачи данных, не обеспечиваемой традиционными модемами. В настоящий момент ситуация резко меняется. Появились принципиально новые способы доступа в Сеть, использующие уже сложившуюся коммуникационную инфраструктуру.

Например, технология ADSL обеспечивает скорость доступа до 1,5 Мбит/с по обычным телефонным проводам. Высокие скорости передачи данных и резко увеличившаяся производительность ПК создали предпосылки для превращения Интернета из глобальной сети передачи информации в виртуальный трехмерный мир. Уже появляются сайты, где в большей или меньшей степени реализовано представление информации в трехмерном виде. Это готовит хорошие перспективы для дальнейшего развития электронной коммерции. Трехмерный прототип может дать потенциальному покупателю гораздо больше полезной информации о то-

варе, чем плоская картинка.

Так стала популярной идея создания трехмерных Интернет-магазинов. В ближайшем будущем появится все больше магазинов с представлением товаров в трехмерном виде. Уже существует и появляется ряд технологий, позволяющих это сделать:

- в первую очередь нужно отметить язык моделирования виртуальной реальности VRML, спецификация которого уже является стандартом. Объекты, созданные с его помощью, являются интерактивными: их можно вращать, рассматривать с разного расстояния, удалять отдельные их части.

- модели товаров, созданные с использованием другой технологии - MetaStream (разработка компании MetaCreations), не обладают свойством интерактивности. Можно только рассматривать их с разных сторон и изменять масштаб изображения, но они не реагируют на внешние воздействия. Но для представления таких товаров, как часы, обувь или одежда, этого вполне достаточно. Для того, чтобы наблюдать в Сети такие объекты, необходимо предварительно скачать и установить на своем компьютере соответствующую программу просмотра. Такие программы предоставляются фирмами-разработчиками бесплатно, и размер установочных файлов составляет около 2 Мбайт и 0,5 Мбайт для форматов VRML или MetaStream соответственно.

- SD-модели товаров, созданные на языке программирования Java. Их можно рассматривать в окне браузера без инсталляции дополнительных программ, но и возможности у таких моделей более скромные - только вращение вокруг вертикальной оси. В большинстве случаев их используют для демонстрации образцов одежды.

- недавно появилась технология, позволяющая смотреть буквально изнутри. Она разработана Interactive Picture Corporation и называется соответственно IPIX. Фотографии, сделанные цифровой камерой с объективом «рыбий глаз», как бы «наклеиваются» при помощи соответствующего программного обеспечения на внутреннюю поверхность сферы. Съемка осуществляется в нескольких направлениях со специального штатива. Перемещение курсора мыши по поверхности такой картины в окне браузера

Таблица 1. Динамика показателей Интернета в сфере электронной розничной торговли

за период с 2003-2008 гг.

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Аудитория Интернета, млн. чел. 5 5,8 6,48 7,25 8,79 10,24

Доля Интернет-покупателей среди посетителей Рунета 5,20% 9,30% 16,00% 18,00% 20,00% 23,00%

Количество Интернет-покупателей, млн. чел. 0,26 0,5394 1,0368 1,305 1,758 2,3552

Российская розничная электронная коммерция, млн. долл. 40,3 75,516 132,7104 244,035 411,372 671,232

позволяет наблюдать панораму 360ох360о, имитируя вращение головы наблюдателя во всех направлениях. Это может представлять интерес, если нужно рассмотреть внутренний вид дома, квартиры, или же изучить окружающий ландшафт земельного участка, находясь у экрана компьютера. Технология становится популярной у онлайновых риэлтеров. Применяют ее и продавцы автомобилей - можно осмотреть машину изнутри. Для фирм, торгующих недвижимостью, представление своего товара в трехмерном виде - возможность увеличить продажи. Потому что это удобно покупателю, который сможет заглянуть в любую комнату или подсобное помещение, обойти дом со всех сторон и даже заглянуть на крышу.

- многого ожидают и от нового формата гипертекстовых документов XML, пришедших на смену HTML. Обладая более широкими функциональными возможностями, он позволяет динамически менять содержимое страниц на сайтах онлайновых магазинов, подстраиваясь под интересы и запросы клиентов. В своем выступлении на конференции в Гонконге, посвященной проблемам электронной коммерции, президент корпорации Microsoft Стив Балмер с воодушевлением поведал обо всех преимуществах, которые получат покупатели в Сети от внедрения нового формата.

В США появились телефонные каталоги и поисковые системы, в которых можно найти требуемого абонента и начать беседу с ним прямо через Сеть. Качество звука при этом такое же, как и при связи между двумя телефонными аппаратами. Благодаря специальным алгоритмам компрессии и декомпрессии звука, для обеспечения разговора между двумя собеседниками требуется соединение со скоростью около 6 Кбит/с, что в 10 раз меньше полосы пропускания, требуемой для традиционной телефонной линии. Это делает возможным организовать непосредственное общение большого количества собеседников, включая посетителей Интернет-магазинов.

Использование новых возможностей Интернета переведет электронную коммерцию на качественно новый уровень. Процесс приобретения товара через Интернет будет больше напоминать посещение обычного магазина: можно рассмотреть товар со всех сторон и в случае необходимости задать вопрос консультанту, используя при этом голосовой IP-канал. Становится возможным, не покидая дома, получить всю необходимую информацию и принять решение о покупке. В результате этого ассортимент товаров, продаваемых через Сеть, значительно расширится, а объемы продаж будут неуклонно расти.

Общий объем инвестиций в проекты электронной коммерции уменьшится за счет сокращения иностранного венчурного капитала. Увеличится доля частных внутренних инвесторов. С сокращением потока средств у компаний уменьшится количество стратегий для выживания. Жесткая конкуренция усиливается. Основная борьба за долю на рынке будет происходить между крупными холдингами и онлайновыми представителями крупных оффлайновых торговцев. Оборот этих компаний составит большую часть объема всего рынка.

Исходя из вышеперечисленных перспектив развития Рунета, можно дать следующие рекомендации для эффективного ведения электронной торговли:

1. Около 400 тыс. потенциальных покупателей интернет-магазинов уже находятся в Сети. В связи с этим, рекламу интернет-магазинов имеет смысл перенести из онлайна в оффлайн.

2. Наиболее эффективной стратегией будет консолидация интернет-магазинов в крупные холдинги и объединение магазинов с оффлайновым бизнесом. 3. На первое место должны выйти вопросы эффективного ведения бизнеса, т.е. торговли. В связи с этим, рекомендуется привлекать больше профессионалов в области торговли, маркетинга, логистики, консалтинга.

4. Главным персонажем на рынке розничной электронной коммерции должен стать покупатель, а не количество хитов. Основной задачей - удовлетворение его потребностей. Для этого необходимо повысить уровень обслуживания, повысить качество услуг доставки, предоставлять покупателям более широкий выбор способов оплаты.

5. Необходимо расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, искать наиболее оптимальную политику ценообразования. Чтобы получить такую возможность, необходимо привлечение дополнительного капитала.

Перспективами для мелких и средних интернет-магазинов мо-

жет быть формирование своей ниши на основе эксклюзивности и уникальности предлагаемого товара.

О преимуществах в сфере электронной коммерции:

1. Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба.

2. Использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам.

3. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира, расширяется рынок сбыта и возможность опередить конкурента.

4. Работа ведется круглосуточно - все 24 часа в сутки, т.е. нет ограничений по времени.

5. Можно руководить одновременно несколькими бизнес-про-

ектами, не связанными между собой или открыть неограниченное количество магазинов.

О недостатках в сфере электронной коммерции:

1. Товар имеет свойство «виртуальности», т.е. его нельзя подержать в руках и хорошо рассмотреть.

2. Покупка товара лишена общения с продавцом, который может подсказать и дать совет.

3. Не каждому покупателю в России доступны расчеты через кредитные карты и др.

4. Для россиян, не владеющих английским языком, возникает языковой барьер.

5. Различия культурных традиций или сложившегося менталитета жителей России.

6. Ограничения на экспорт.

7. На рынке программного обеспечения все еще отсутствуют продукты, которые позволили бы поставить на поток разработку трехмерных магазинов и наполнение их интерактивными моделями товаров. Но это лишь вопрос ближайшего времени. Брожение по трехмерному магазину уже напоминает компьютерную игру, но полезной информации о товаре от этого нисколько не прибавилось.

В заключение стоит отметить, что каждый новый период внедрения таких торговых площадок в Internet, в силу специфики экономических процессов и приоритетов в обществе, будет вносит свои коррективы в уже сформированный перечень.

Литература:

1. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: понятие, система, задачи кодификации. М.: Статут, 2003.

2. Ранин А.И. Научно-технический прогресс и новые проблемы права. М.: Международные отношения, 2005.

3. Информационные технологии / Под ред. К.В. Тараканова. М.: Книга, 2006.

4. Калятин В.О. Гиперссылки в сети Интернет как правовая проблема // Законодательство. 2007. N 10.

5. Кристальный Б., Якушев М. Концепция российского законодательства в области Интернета // Информационные ресурсы России. 2008. N 2.

6. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.