Научная статья на тему 'Электронный билет'

Электронный билет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капарулин Дмитрий Леонидович

Рассматриваются понятия электронного билета, ситуация в мире и России. Перспективы внедрения электронного билета в России, что поменяется после внедрения электронного билета для пассажиров и авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TICKETING IN RUSSIA

In the article basic trends in development of electronic ticketing in Russia.

Текст научной работы на тему «Электронный билет»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 378

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ

Д.Л. КАПАРУЛИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Рассматриваются понятия электронного билета, ситуация в мире и России. Перспективы внедрения электронного билета в России, что поменяется после внедрения электронного билета для пассажиров и авиакомпаний.

Электронный билет - это альтернативная бумажному билету технология, позволяющая хранить информацию о пассажире и маршруте его следования в базе данных авиакомпании.

Что же такое электронный билет и как он работает?

Данная технология стала возможной благодаря стремительному развитию информационных новаций в гражданской авиации. Это позволило соединить в одно целое все этапы прохождения различных стадий обслуживания пассажира и зафиксировать все это в электронной копии билета. Благодаря информационному взаимодействию всех систем, а именно систем резервирования (в которых авиакомпании размещают свой ресурс), распределительных систем и систем регистрации и отправки пассажиров, отображаются все эти этапы. Так же появляется новая функция, отсутствующая при привычном бумажном бланке строгой отчетности - это обработка и передача электронного образа билета, заменяющего бумажный бланк.

Электронный билет позволяет авиакомпаниям снизить расходы и уменьшить себестоимость перевозки. Так по данным 1АТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) авиакомпания в среднем на обработку одного бумажного бланка тратит 9 дол. США, а если учесть, что ежегодно выпускается порядка 300 млн. билетов (рисунок N 1), то использование технологии позволит экономить порядка 2700 млн. долл. США, в России же на долю авиакомпаний приходиться 35 млн. бланков ежегодно (по данным ТКП), что составит экономию 315 млн. долл. США в год. Это довольно существенно не только для авиакомпаний, но, прежде всего для потребителя, т.к. снижение стоимости авиабилетов повысит популярность данного вида транспорта, что принесет дополнительную прибыль.

Количество бланков в мире

Рис. 1

С внедрением электронного билета упростится процедура покупки для конечно потребителя, т. к. клиент сможет самостоятельно либо добровольно воспользовавшись консультативными услугами агентств оформить перевозку, дополнительный сервис, внести изменения, оплатить и

моментально получить распечатку своего маршрута и его стоимости. Авиакомпании, в свою очередь, смогут опять же снизить себестоимость авиабилета, на сегодняшний день большинство авиакомпаний платит до 15% комиссионного вознаграждения агентам выписывающих бумажные билеты. С переходом на новую технологию вполне возможно, что многие компании прекратят опыт выплаты комиссионного вознаграждения и больший упор сделают на продажи своих перевозок через интернет, где пассажир самостоятельно сможет выбрать перевозчика, маршрут и оформить билет.

Как показала практика, большинство агентств США и Европы с внедрением электронного билета конечно же потеряли своих потенциальных клиентов и им пришлось переориентироваться на другие направления деятельности, в первую очередь, это консультативные услуги в поиски оптимальных маршрутов, разработка сложных маршрутов, комплекс дополнительных услуг (бронирование гостиниц, аренда автомобилей, экскурсионные услуги и так же помощь в оформлении необходимых документов для в въезда в ту или иную страну), за которые конечно же им приходится брать дополнительные сборы, которые влекут удорожание перевозки. Этот вопрос беспокоит и российские агентства воздушных сообщений, в особенности это касается таких крупных сетевых агентств, как «Мострансагентство», «АВС Ист Лайн», «ДАВС», «ВИП Сервис», «Билет», «Трансмост-тур», РКЦ «Югавиа» и других.

Безусловно, в нашей стране не будет такого резкого скачка продажи электронных билетов, да и большинство отечественных авиакомпаний не аккредитованы в IATA и на них обязательные требования по переходу с 01 января 2008 года не распространяются. На сегодняшний день по данным ТКП в России насчитывается порядка 85 авиакомпаний и из них можно выделить крупные, такие как Аэрофлот-РФ, Трансаэро, Сибирь, Вим-авиа, альянс ЭйрЮнион, ГТК Россия и Ютейр, средние Атлант-Союз, Владавиа, Кавминводыавиа, Самара, Аэрофлот-Дон, Аэрофлот-Норд и другие, а так же небольшие авиакомпании зачастую имеющих в своем парке не более 1-2 воздушных судов. На долю крупных российских перевозчиков приходиться порядка 80% всех внутренних и международных перевозок и они в первую очередь нацелены в скорейшим переходе на электронный билет (рис. 2).

Рынок внутренних и международных перевозок в России

□ Средние (Атлант-Союз, Владавиа,

Кавминводы авиа Самара,

Аэрофлот-Дон,

Аэрофлот-Норд ) и мелкие перевозчики-20%

авиа, альянс ЭйрЮнион, ГТК Россия и Ютейр)-80%

Рис. 2

Крупные

перевозчики

(Аэрофлот-РФ,

Трансаэро, Сибирь, Вим-

Так как это, во-первых, даст им возможность продавать свои билеты конечному потребителю в любом уголке мира, а так же различные маршрутные и комбинированные тарифы с дру-

гими перевозчиками членами IATA. Так же позволит сократить расходы не только на выпуске и обработке БСО, но так же и на расходах, которые идут на содержание собственной агентской сети.

К концу 2006 года 70% авиакомпаний членов IATA уже перешли на технологию электронного билета, а к концу 2007 года международные авиаперевозчики должны в глобальном масштабе перейти на использование электронного билета и упразднить бумажные, признанного Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, перевозочным документом, регулирующим взаимоотношения авиаперевозчика и пассажира.

Переход на электронные билеты лежит в основе общемировой стратегии по упрощению бизнеса и сокращению расходов в воздушно-транспортной отрасли. Во всем мире авиакомпании активно внедряют электронные билеты. По данным ИАТА в США почти 100% перевозок осуществляется по электронным билетам. С 2000 г. по 2004 г. оформление электронного билета в мире выросло на 73 %. Появление электронного билета открыло широкие возможности для многих иностранных компаний как за рубежом, так и в России. Наиболее интересный опыт внедрения можно проследить в странах Юго-Восточной Азии, так, например, на быстро прогрессирующем рынке авиаперевозок Китая (131 млн. пасс. в 2005 г.) с довольного низкого старта в 2000 г. в 6,7 процента до 20 уже в 2004 г. Еще один положительный пример появления технологии электронного билета - это появившийся в январе 2002 г. азиатский low-cost перевозчик, с развитой маршрутной сетью по всей Юго-Восточной Азии AirAsia, за последние несколько лет стремительно обгоняет многие национальные компании данного региона. Вот и в России постепенно уходит эра бумажных билетов и наступает новая для всех транспортников -эра электронного билета. Первые разговоры о внедрении в России данной технологии начались в январе 2005 г., когда ТКП (Транспортно-клиринговая палата) на очередном заседании НСАВС (Наблюдательный совет агентств воздушного сообщения) объявили о начале разработок системы электронного билетооформления в отечественных системах взаиморасчетов, бронирования и продажи авиаперевозок, и уже в декабре этого же года ТКП совместно с международным аэропортом Домодедово и авиакомпанией «Ютейр» продемонстрировали цикл документирования продажи и контроля за ходом пассажирской перевозки. Параллельно с проектом ТКП ведущие отечественной авиакомпании так же преступили к разработке собственных технологий продажи электронных билетов, так, например, авиакомпания Владивостокавиа уже в июне 2006 г. отправили своего первого пассажира по электронному билету в направлении Владивосток - Сеул, авиакомпании Трансаэро (в августе 2005 г.) и Сибирь начали активно продвигать продажу билетов на собственных интернет-сайтах. Так же в конце 2006 г. объявила о своем выходе на рынок первая бюджетная авиакомпания в России «Skyexpress», ведущая продажу исключительно on-line. Аэрофлот - крупнейший российский перевозчик, на долю которого приходится 39% международного и 11% внутреннего рынка авиаперевозок в РФ, так же заинтересован в скорейшем переходе на технологию электронного билета, так это было одним из важнейших условий его вступления в крупнейший международный альянс авиаперевозчиков SkyTeam, в который входят такие компании, как Delta, KLM, Air France и другие. В 2006 г. через сайт Аэрофлота продано более 40тыс. билетов на общую сумму 16.8 млн. долл. США, а к 2010 г. собирается довести долю интернет-продаж до 30% от всего объема.

Российские перевозчики отстают в использовании электронного билета. Чтобы преодолеть отставание, необходимо устранить ряд правовых ограничений на использование электронного билета, существующих в российском законодательстве, и сделать главное: ратифицировать Монреальскую конвенцию, содержащую требования к электронным билетам. В России на данный момент нет четкой нормативной базы регулирующий данный вопрос. 26 января Минюст зарегистрировал приказ Минтранса России № 134 от 08.11.2006 г. «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». В свою очередь, данный закон лоббировали многие российские перевозчики.

Таблица 1

Кому выгодно Кому невыгодно

Пассажир Агентства по продаже авиабилетов

Ведущие авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, Сибирь и т.д.) Авиакомпании, не имеющие аккредитацию в ІАТА

Старт дан, а что дальше? Дело в том, что наше законодательство в части налогообложения не готово к этому, билет служит не только договором между пассажиром и перевозчиком, но и бланком строгой отчетности перед фискальными органами. И прежде всего необходимо разрешить именно эту проблему, истоки которой лежат еще в Варшавской конвенции 1929 года, отслужившей свое и замененной Монреальской конвенцией 1999 года, которую Россия до сих пор не ратифицировала. Сегодня в ней участвует 54 государства. Конвенция ратифицирована Европейским союзом. Сосуществование двух режимов в сфере международных авиаперевозок не может быть долгим. Монреальская конвенция ориентирована на сохранение и обеспечение единообразного режима части международных авиаперевозок. Варшавская конвенция эту задачу уже выполнить не может. Она устарела во всем, в том числе в области билетов.

Оформление документации по международной перевозке пассажиров и багажа регулируется ст.3 Конвенции. В п. 1 этой статьи установлено: «при перевозке пассажиров выдается индивидуальный или групповой перевозочный документ, содержащий:

a) указание пунктов отправления и назначения;

b) если пункты отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства- участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание, по крайней мере, одной остановки».

По сравнению с Варшавской конвенцией, новая конвенция предельно упростила требования к документу, выдаваемому перевозчиком пассажиру. Перевозчик обязан выдать индивидуальный либо групповой перевозочный документ. Этот документ не называется проездным билетом, как это определено в ст. 3 Варшавской конвенции. Вместо пяти требований к проездному билету по старой конвенции, в Монреальской конвенции установлено одно.

Ниже приведена сравнительна таблица Электронного и привычного бумажного билета:

Таблица 2

Электронный билет Бумажный билет

Возможность установки систем резервирования и продажи билетов не только в агентствах, т.к. отпадает необходимость в специальном оборудовании, наличием сейфа для хранения БСО, облегчит получение аккредитации пункта продаж. Необходимость специального оборудования, помещения, наличие сейфа для хранения БСО, сложная процедура аккредитации, денежный депозит за БСО.

Продолжение табл. 2

Билет может быть оформлен вплоть до времени окончания регистрации на рейс. Нет необходимости в выписки бумажного билета, хотя остается необходимость обязательного подтверждения, что пассажир едет по электронному билету или по иному. Билет должен быть вовремя доставлен клиенту, что бы тот имел запас времени добраться до аэропорта вылета и пройти процедуру регистрации.

Отсутствует необходимость тратить время на установку системы выписки авиабилетов (Prepaid Ticket Advices), так как он может быть выписан на обычном листе бумаги. Необходим достаточно квалифицированный персонал для бронирования, оформления и выписки авиабилета. А так же наличие специального оборудования и программного обеспечения.

Нет необходимости в курьерах, билет может быть отправлен пассажиру по электронной почте или по факсу. Возможно понадобится курьер, чтобы доставлять билеты клиентам.

В связи с тем, что бланки являются электронными, агент или непосредственно пассажир может вносить изменения прямо в заказ. Совершать операции обмена, возврата или перевыписку билета, уплатив предусмотренные таксы и сборы. Изменение в билетах допускаются только при наличии бланка авиабилета и некоторое время для его переоформления. Необходим сейф или специально оборудованное место для хранения БСО.

Если требуется контрольный купон, его можно легко хранить в электронном виде не занимая место на складе и по необходимости вызывать его прообраз. Необходима установка специально билетопечатающего оборудования.

Не требуется наличие запасов бланков Обязательное наличие в офисе достаточного запаса бланков.

Билет выписывается по средствам компьютера, подключенного к стандартному принтеру. Билет выписывается на специальном бланке строгой отчетности на предусмотренном для этого оборудовании.

Расширен сервис для клиентов; возрастает продуктивность и гибкость в обслуживании, так как все транзакции (изменения, аннуляции и т. д.) могут проходить без присутствия клиента. Клиенту необходимо приехать в агентство для того, чтобы поменять или произвести возврат билетов.

Из всего этого можно сделать логичный вывод, что ратификация Монреальской конвенции Россией позволит в полной мере привести отечественное законодательство к международным нормам, что окончательно узаконит электронный билет в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационно-аналитические материалы ТКП, 2007.

2. Информационные материалы сайт 1АТА.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TICKETING IN RUSSIA

Kaparulin D.L.

In the article basic trends in development of electronic ticketing in Russia.

Сведения об авторе

Капарулин Дмитрий Леонидович, 1972 г. р., окончил Нижегородский государственный лингвистический университет (1998), МИРБИС (2001), Академию менеджмента САС в Финляндии (2005), заместитель генерального директора Мострансагентства, автор 20 научных работ, область научных интересов - стратегическое управление, маркетинг, кадровый менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.