Научная статья на тему 'Современные особенности продажи авиаперевозок по интерлайн-соглашениям'

Современные особенности продажи авиаперевозок по интерлайн-соглашениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
719
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЛАЙН-СОГЛАШЕНИЯ / АВИАПЕРЕВОЗКИ / ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖ / INTERLINE AGREEMENTS / AIR TRANSPORT / PARTICULARLY SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов Олег Валерьевич

Рассмотрены общие сведения об интерлайн-соглашениях. Приведены примеры, иллюстрирующие переход от традиционной технологии к электронным интерлайнам (IET). Определены основные мероприятия, затраты и выгоды, связанные с их внедрением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PARTICULARITITES OF INTERLINE SALES

General information on interline sales is presented. Examples showing the transition from the conventional technique to Interline Electronic Ticketing are given. Organizational issues, costs and benefits of the new technique are defined.

Текст научной работы на тему «Современные особенности продажи авиаперевозок по интерлайн-соглашениям»

УДК 338.47

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ АВИАПЕРЕВОЗОК ПО ИНТЕРЛАЙН-СОГЛАШЕНИЯМ

О.В. ЕМЕЛЬЯНОВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

Рассмотрены общие сведения об интерлайн-соглашениях. Приведены примеры, иллюстрирующие переход от традиционной технологии к “электронным” интерлайнам (IET). Определены основные мероприятия, затраты и выгоды, связанные с их внедрением.

Ключевые слова: интерлайн-соглашения, авиаперевозки, особенности продаж.

Рассмотрим пример сложной авиаперевозки по маршруту Москва - Бодрум. Прямых рейсов по расписанию на данном направлении нет. Пассажир может выбрать стыкованную перевозку (Москва - Стамбул авиакомпанией Аэрофлот и Стамбул - Бодрум авиакомпанией AtlasJet) и при этом приобрести всего один билет, оформленный на бланке Аэрофлота. Это возможно благодаря тому, что между авиакомпаниями существует интерлайн-соглашение.

Вопрос интерлайн-соглашений чрезвычайно важен в настоящее время. Переход всех BSP на электронный билет состоялся в июне 2008 года, но не все авиакомпании справились с задачей на 100%. По словам представителя IATA, не так сложно добиться того, чтобы 98% продаж перевозок авиакомпании были электронными. Гораздо сложнее с оставшимися несколькими процентами, и одна из основных проблем здесь - интерлайн-партнёры. Если авиакомпания готова оформлять все билеты на свои рейсы в электронном виде, а её интерлайн-партнёр ещё не поддерживает данную технологию, то билет на рейсы как интерлайн-партнёра, так и обеих компаний придётся оформлять в бумажном виде. Таким образом, при переходе BSP на электронное билетооформление некоторые авиакомпании потеряли часть интерлайн-продаж, и перед ними стоит задача наверстать упущенное. Это относится как к участникам BSP, так и к авиакомпаниям, имеющим интерлайн-партнёров, которые являются участниками BSP. С другой стороны, перед остальными авиакомпаниями стоит другая задача - выяснить, насколько целесообразна организация электронных интерлайн-продаж. Для решения этих задач необходимо хорошо разбираться как в “бумажных” интерлайнах, так и в особенностях, связанных с переходом на “электронное билетооформление по интерлайн-соглашениям” (Interline Electronic Ticketing - IET).

Интерлайны можно разбить на две большие группы - интерлайны на бланке авиакомпании и интерлайны на нейтральном бланке (BSP или ТКП).

В первом случае, интерлайн-соглашение позволяет оформлять перевозку одной авиакомпании на бланке билета другой авиакомпании (см. пример выше). Применительно к электронному билетооформлению, где, строго говоря, бланки билетов отсутствуют, будет более правильно говорить о том, что перевозка одной авиакомпании оформляется от имени другой авиакомпании. Тем не менее, для простоты пользуются термином “электронный бланк”.

Во втором случае (интерлайн на нейтральном бланке), интерлайн-соглашение позволяет оформлять на одном нейтральном бланке перевозки двух или более авиакомпаний.

Здесь необходимо разобраться в терминологии. В “бумажном мире” авиакомпания, от имени которой оформляется билет, называется ticketing carrier, issuing carrier, plating carrier. В отечественной практике, как правило, используется термин “ответственный перевозчик”. В элек-

тронном билетооформлении применяется единый термин validating carrier (“валидирующий перевозчик” или, по-прежнему, “ответственный перевозчик”).

Общие соображения в пользу интерлайн-продаж достаточно просты (по материалам Wikipedia). Когда перевозка оформляется на бланке авиакомпании, именно эта авиакомпания (ответственный перевозчик) получит денежные средства. С другой стороны, разрешая продажу на “чужих” бланках, авиакомпания приобретает возможность продаж через агентскую сеть ответственного перевозчика. При этом пассажир может приобрести один билет на сложный маршрут, включающий перевозки разными авиакомпаниями.

Внутри названных групп (интерлайны на бланке авиакомпании и на нейтральном бланке) можно выделить множество вариантов. Рассмотрим наиболее простой случай.

Авиакомпания AA

Авиакомпания BB

Контрольный купон + платёж

© ©□

RAS

1 1 ПІПІП lltll uri

і і ПІПІП Irtil mi

H Агент а/к A A I II Аэропорт отпраления ( Промежуточный Аэропорт назначения 1

Москва) аэропорт (Цюрих) (Мадрид)

Рис. 1. Интерлайн на бланке авиакомпании, бумажная технология, прямые продажи

На рис. 1 приведён пример простейшей перевозки по интерлайн-соглашению. Данный пример, как и последующий, носит иллюстративный характер и не учитывает всех сложностей технологии.

1. Пассажир обращается в агентство авиакомпании АА с просьбой продать ему перевозку по маршруту Москва-Мадрид. Ему предложен вариант, состоящий из двух участков: Москва -Цюрих (рейс АА123) и Цюрих - Мадрид (рейс ББ456). Пассажир получает на руки один билет, оформленный на бланке авиакомпании АА.

2. Агент пересылает авиакомпании АА контрольный купон проданного билета (в составе агентской отчётности), а также перечисляет ей выручку от продажи билета.

3. Пассажир проходит регистрацию на рейс АА123. При этом у него изымается полётный купон на данный рейс (полётный купон №1), который затем пересылается авиакомпании АА.

Данные купона вводятся в систему учёта выручки - RAS (Revenue Accounting System). Предполагается, что отдел учёта выручки использует автоматизированную систему. Так как выполнение участка Москва - Цюрих теперь документально подтверждено, часть денежных средств, полученных на этапе 2, может быть признана доходами авиакомпании AA. Способ определения доли авиакомпании в общей стоимости перевозки оговаривается в интерлайн-соглашении. Она может быть заранее фиксирована, а может рассчитываться по определённой методике (этот процесс называется “прорейтирование” - prorating).

4. Пассажир, уже находясь в Цюрихе, проходит регистрацию на рейс BB456. При этом у него изымается полётный купон №2 - этот купон пересылается авиакомпании BB. На этом этапе авиакомпания BB может признать доход от выполнения перевозки Цюрих - Мадрид, но денежные средства за перевозку ещё не получены.

5. Авиакомпания BB выставляет авиакомпании АА счёт на сумму, причитающуюся BB за перевозку Цюрих - Мадрид.

6. Авиакомпания AA выполняет платёж по счёту.

При переходе к электронному билетооформлению технология несколько меняется.

Рассмотрим организационную сторону вопроса (с позиций принятой международной практики). Для того чтобы организовать электронные интерлайн-продажи, две авиакомпании заключают соответствующее соглашение (LET Agreement) - независимо от наличия соглашения о “бумажном” интерлайне. Также оформляется документ GBR (General Business Requirements), в котором авиакомпании согласовывают все представляющиеся им важными технические и организационные аспекты будущего интерлайна.

Появляется новый участник процесса - сервер электронного билетооформления (ETS -Electronic Ticketing Server (рис. 2). Каждая авиакомпания, желающая участвовать в электронном билетооформлении, должна иметь такой сервер. Именно в нём создаются и хранятся электронные билеты. Поскольку создание и обслуживание ETS - сложный технический процесс, авиакомпании пользуются услугами системных провайдеров (например, поставщиком услуг ETS Аэрофлота является Sabre).

Авиакомпания, желающая быть валидирующим перевозчиком при интерлайн-продажах, должна уже “уметь” продавать электронные билеты на свои рейсы. К авиакомпании, рейсы которой будут продаваться только на чужом электронном бланке (вполне реальная практика), такое требование не предъявляется. В любом случае, между ETS обеих авиакомпаний должна быть организована информационная связь (LET-линк) (рис. 2). Решением этой задачи занимаются, как правило, системные провайдеры. Они, в свою очередь, для организации линков часто пользуются услугами “хабов”, таких как Amadeus ET Gateway или Worldspan Lnterchange. За пользование линком с провайдера может взиматься абонентская плата, которую провайдер переносит на авиакомпанию. Также могут потребоваться доработки системы резервирования (CRS), ETS и RAS авиакомпании. Конечный этап тестирования линка выполняется специалистами авиакомпаний. Следует отметить, что специалисты отечественных авиакомпаний, в силу недостаточного понимания предметной области, часто не готовы к этому. Таким образом, для организации электронных интерлайн-продаж авиакомпании придётся приложить определенные усилия и понести затраты.

Но, очевидно, имеются и выгоды. Посмотрим, что изменится при переводе отношений, показанных на рис. 1, на электронную основу.

1. Как и в предыдущем примере, пассажир обращается в агентство авиакомпании AA с просьбой продать ему перевозку по маршруту Москва-Мадрид. Ему предложен вариант, состоящий из двух участков: Москва - Цюрих (рейс AA123) и Цюрих - Мадрид (рейс BB456). Оформляется один электронный билет от имени AA (AA - валидирующий перевозчик). Этот билет создаётся в ETS AA. Он также будет скопирован из ETS AA в ETS BB (по договорённости - сразу, за 72 часа до вылета рейса BB456 или по запросу). Таким образом, билет как бы всегда находится у авиакомпании. Благодаря этому валидирующий перевозчик имеет возможность узнавать о

факте продажи на его электронном бланке практически мгновенно. Это делает отчёт агента о продаже (этап 2 ниже), в общем-то, ненужным. Пассажир получает на руки маршрут-квитанцию (Itinerary/Receipt), содержащую наиболее важную информацию по электронному билету. В соответствии с российским законодательством возможны 3 варианта:

- маршрут - квитанция оформляется на БСО (бланке строгой отчётности);

- маршрут - квитанция оформляется на обычной бумаге, но в дополнение к ней оформляется квитанция об оплате электронного билета на БСО;

- маршрут - квитанция оформляется на обычной бумаге, но в дополнение к ней оформляется кассовый чек.

Валидирующий перевозчик

/

/

Информация по счёту и купону в электронном виде \

ч

Фактический перевозчик

Авиакомпания AA

/

/

RAS

/

Данные по билету в электронном виде + платёж

\

Счёт

Платёж

IET-линк

ETS /*Т\ Статус купона на рейс BB456 = F (улетел) ETS

< SAC э

Авиакомпания BB

©

Статус купона на рейс AA123 = F (улетел)

Рейс АА123

Статус купона на рейс BB456 = F (улетел)

Рейс BB456

Ж

і і ПІПІП lltll mi

ж

ш

Ш

Агент а/к AA

Аэропорт отпраления ( Москва)

Промежуточный аэропорт (Цюрих)

Аэропорт назначения (Мадрид)

I

Рис. 2. Интерлайн на бланке авиакомпании, электронная технология, прямые продажи

Все три варианта применяются на практике. Таким образом, на данном этапе авиакомпания AA экономит на возможности обходиться без бланков билетов: нет необходимости производить, хранить бланки билетов, выдавать их в агентства. Впрочем, другие БСО всё же могут потребоваться (см. выше).

2. Агент отчитывается перед авиакомпанией AA полностью в электронном виде, а также перечисляет ей выручку. Выгода авиакомпании в том, что она может отказаться от ручной об-

работки контрольных купонов и агентской отчётности. Кроме того, повышается оперативность получения информации о продажах.

3. Пассажир проходит посадку на рейс AA123. Подразумевается, что взаимодействие системы управления отправками (DCS - Departure Control System) авиакомпании AA и ETS AA уже налажено при организации электронных продаж только на рейсы AA (online sales). DCS уведомляет (в электронном виде) ETS о том, что пассажир улетел. Статус купона на рейс АА123, хранящегося в ETS AA, изменяется на F (Flown - улетел). Статус электронного купона

- это однобуквенный индикатор, характеризующий его текущее состояние. Таким образом, из бизнес-процесса исключаются обработка бумажных купонов в аэропорту, их отправка в авиакомпанию и ручная обработка. Аналогично предыдущему пункту, повышается оперативность получения информации о выполнении рейса.

4. RAS AA получает (по определённому расписанию) из ETS AA данные о купонах, имеющих финальный статус (статус, допускающий проведение взаиморасчётов по купону; F - один из финальных статусов), в том числе и о рассматриваемом купоне на рейс АА123. Денежные средства, причитающиеся AA за перевозку Москва - Цюрих, могут быть признаны её доходами. Рассмотренные в п. п. 1 - 4 достоинства новой технологии относятся к электронному биле-тооформлению в целом. П.п. 5 - 9 описывают специфику именно IET.

5. Пассажир проходит посадку на рейс BB456. Аналогично этапу 3, статус купона на рейс BB456, хранящегося в ETS BB, меняется на F и авиакомпания BB признаёт свой доход.

6. ETS BB сообщает ETS AA о том, что статус купона на рейс BB456, хранящегося в ETS BB, стал F (эта информация в ETS AA пока отсутствует).

7. Статус купона на рейс BB456, хранящегося в ETS AA, также становится F. ETS AA формирует и пересылает ETS BB код авторизации взаиморасчётов (SAC - Settlement Authorization Code). Отправка SAC выражает готовность AA принять от BB счёт на сумму, причитающуюся BB за перевозку Цюрих - Мадрид.

8. Аналогично этапу 4, RAS AA и RAS BB получают из своих ETS данные о купонах, имеющих финальный статус. Следовательно, и в ту, и другую RAS попадёт информация по купону на рейс BB456. Эта информация содержит SAC (один и тот же для обеих RAS). Таким образом, появился новый инструмент, обеспечивающий точность взаиморасчётов.

9. Авиакомпания BB выставляет авиакомпании АА счёт на сумму, причитающуюся BB за перевозку Цюрих - Мадрид. Счёт и сопровождающая информация могут передаваться в электронном виде - по соглашению компаний. Независимо от того, в какой форме выставляется счёт (и выставляется ли он вообще), авиакомпании могут пользоваться услугами IDEC - Interline Data Exchange Center. IDEC консолидирует данные по всем счетам, выставленным авиакомпаниями, и предоставляет каждой авиакомпании один файл с информацией по всем счетам, выставленным этой компании. Эта информация включает данные купонов. Время, необходимое для проведения взаиморасчётов, сокращается.

Таким образом, авиакомпании, желающей организовать электронные интерлайн-продажи на своём бланке (т. е. в качестве валидирующего перевозчика и не на нейтральном бланке), следует принимать во внимание факторы, представленные в табл. 1. При этом подразумевается, что продажа электронных билетов на собственные рейсы уже ведётся.

IET - перспективное направление автоматизации коммерческой деятельности авиакомпаний, но реализация IET-проектов требует определённых усилий и затрат.

Таблица 1

______________________________Организационные мероприятия___________________________________

1. Заключение IET соглашения с интерлайн-партнёром

2. Составление GBR с интерлайн-партнёром

3. Заключение соглашения с провайдером о внедрении IET-линка / доработках___________________

4. Перестройка бизнес-процесса под новую технологию_________________________________________

__________________________________________Затраты___________________________________________

1. Внедрение IET-линка______________________________________________________________________

2. Абонентская плата за IET-линк____________________________________________________________

3. Необходимые доработки CRS, ETS, RAS (необязательно)______________________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__________________________________________Выгоды____________________________________________

1. Сохранение интерлайн-партнёра (справедливо для ситуаций, когда интерлайн- партнёр полностью перешёл на электронное билетооформление и оформление бумажных билетов на его рейсы стало невозможным)________________________________________________________________

2. Отсутствие необходимости производить, хранить, транспортировать, обрабатывать вручную БСО_____________________________________________________________________________________

3. Более оперативное получение подтверждения того, что рейс (как собственный, так и партнёра) выполнен. Подтверждением является статус F купона в ETS авиакомпании__________________

4. Повышение точности взаиморасчётов благодаря использованию SAC____________________________

5. Более оперативное проведение взаиморасчётов______________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

1. Passenger Services Conference Resolutions Manual (PSCRM): Сборник стандартов Международной ассоциации воздушного транспорта.

CURRENT PARTICULARITITES OF INTERLINE SALES

Emeliyanov O.V.

General information on interline sales is presented. Examples showing the transition from the conventional technique to Interline Electronic Ticketing are given. Organizational issues, costs and benefits of the new technique are defined.

Key words: interline agreements, air transport, particularly sales.

Cведения об авторе

Емельянов Олег Валерьевич, 1983 г.р., окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана (2006), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, автор 4 научных работ, область научных интересов - автоматизация коммерческой деятельности авиакомпании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.