Научная статья на тему 'Электронные учебные пособия как средство организации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку'

Электронные учебные пособия как средство организации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Поздеева Мария Валериевна

Рассмотрена проблема самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка, а также особенности ее организации с использованием электронных учебных пособий. Исследуются значимость и актуальность поставленной проблемы, педагогические предпосылки использования самостоятельной работы в рамках ФГОС, представлена структура организации самостоятельной работы при помощи электронных учебных пособий на уроке иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлюкевич Любовь Владиславовна, Поздеева Мария Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные учебные пособия как средство организации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку»

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Любовь Владиславовна Павлюкевич

канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pavlovely@yandex.ru

Мария Валериевна Поздеева

студентка гр. 732 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: marypozdeeva@yandex.ru

Аннотация: Рассмотрена проблема самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка, а также особенности ее организации с использованием электронных учебных пособий. Исследуются значимость и актуальность поставленной проблемы, педагогические предпосылки использования самостоятельной работы в рамках ФГОС, представлена структура организации самостоятельной работы при помощи электронных учебных пособий на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: ФГОС, электронные учебные пособия, самостоятельность, самостоятельная работа.

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция к необычайному увеличению объема информации в различных сферах жизни человека. Необходимость владеть этими знаниями приводит к созданию неких условных критериев, которыми можно охарактеризовать современного индивидуума: это человек, способный адекватно реагировать на изменяющееся окружение и ситуации, уметь быстро принимать решения и, что наиболее важно, активно и самостоятельно находить интересующую информацию.

Часть знаний человек усваивает как нечто вполне привычное, нормальное - это опыт, впечатления, другая же часть должна быть изучена и проанализирована. В прошлых веках предполагалось, что вся ответственность за приобретение различных сведений лежит на школах или наставниках, что основная их задача - передача определенного количества информации, однако сегодня общеобразовательные учреждения ориентированы на выполнение таких задач, как воспитание у обучающихся желания и стремления к самосовершенствованию и постоянному обновлению собственного запаса знаний, а также на развитие умения применить приобретенный теоретический опыт на практике и, в дальнейшем, продолжить его самостоятельно использовать в своей профессиональной деятельности.

Понятие самостоятельности рассмотрено и изучено в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.Д. Иванова, К.П. Кузовковой, А.Н. Леонтьева, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой. В своих исследованиях они рассматривали

202

вопросы развития самостоятельности в ключе основных проблем психологической науки - проблем личности, деятельности, активности. Они отмечали, что самостоятельность как одно из самых ценных качеств личности следует определять ее целенаправленностью и усилиями человека, направленными на осуществление необходимой деятельности.

Как утверждает Л.В. Жарова «самостоятельность - это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания» [2, с. 2181.

П.И. Пидкасистый отмечает, что под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [10].

По мнению С. Л. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способность не только ставить отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности [4; 9].

Таким образом, анализ педагогической и методической литературы позволяет сделать вывод, что под самостоятельностью понимается необходимое качество личности и, как умение действовать самому, опираясь на свои взгляды и причины, не поддаваясь влиянию внешних факторов, самостоятельность крайне необходима для каждого, в особенности для учащихся, для которых самостоятельное освоение новых знаний, видов и форм труда является одной из ведущих видов деятельности. Учитывая зачастую высокую занятость обучающихся, обусловленную увеличением учебной нагрузки и большим количество часов на самостоятельную работу, необходимо отметить, что общеобразовательные учреждения делают все возможное, чтобы путь самостоятельного обучения был в открытом доступе и мог быть реализован каждым. Одним из таких эффективных средств создания мотивации и ситауации успеха являются электронные учебные пособия.

О необходимости использования грамотной и эффективной работы учащихся также свидетельствуют ФГОС, вступившие в силу с 1 сентября 2011 года. ФГОС определяют самостоятельную работу обучающихся как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса, помогающее обучающимся вырабатывать самостоятельность мышления. Для обеспечения осуществления предписанных требований, педагогическому работнику важно сделать все необходимое, чтобы организуемая самостоятельная работа была направлена на развитие личности и, в особенности, ее творческого потенциала, на формирование у обучающихся навыков УУД, а также навыков, способствующих саморазвитию учащихся, что в конечном итоге приведет к неограниченным возможностям непрерывного личностного и профессионального роста.

Следуя современным ФГОС, стоит отметить, что самостоятельное обучение является одним из ведущих видов деятельности, и электронные учебные пособия дают возможность воплотить в жизнь данные стандарты [7; 10].

В связи с развитием технологий информационно-коммуникативные технологии (в дальнейшем - ИКТ) занимают одну из ведущих позиций в сфере образования, поскольку позволяют повысить качество образования, создать новые средства педагогического воздействия и влияния, а также взаимодействовать педагогам и обучаемым с современной техникой на новом уровне. Электронные учебные пособия являются, таким образом, одной из ключевых частей процесса обучения.

При помощи таких компьютерных средств учащийся не столько усваивает готовые знания, сколько обучается умениям самообразования, на что и рассчитывает современная образовательная парадигма. Работа при таких условиях позволяет контактировать с преподавателем не напрямую, а при помощи интерактивных программ и аудиовизуальных средств.

Электронные учебные пособия дают обучающимся намного больше возможностей для работы: они имеют шанс выбирать наиболее приемлемый по степени сложности уровень задания, которое необходимо для отработки того или иного материала. Более того, электронные учебные пособия включают в себя не только практическую часть, но и теоретическую, что в разы облегчает самостоятельное обучение для тех, кто учится дистанционно или же пропустил тему по болезни или другим причинам: электронные учебные пособия могут содержать не только письменные материалы, но также видео и аудиолекции, удобные для тех, у кого аудио-визуальная память развита больше [6].

Большим плюсом данных пособий также являются используемые в них гиперссылки, облегчающие поиск нужного ключевого слова, его перевода или его дефиниции, включающие в себя и некоторый справочный материал. Таким образом упрощается задача в затрате дополнительного времени на розыск необходимой информации в словарях и других источниках. Присутствующее в пособии меню позволяет данному ИКТ-средству быть более интерактивным, чем его книжные аналоги - навигация становится проще и доступнее для учащихся [3].

Более того, электронные учебные пособия являются крайне доступными в настоящее время, поскольку они могут быть использованы при наличии компьютера или любого другого гаджета со всеми включенными в электронные учебные пособия материалами. Сами же материалы в таких пособиях отбираются из проверенных источников и обновляются своевременно, по достижении новых результатов в той или иной области науки.

Нельзя не отметить влияние электронных учебных пособий на обучающихся в педагогической сфере, поскольку оно направлено на развитие личности учащегося, подготовку учащегося к рациональной, успешной, самостоятельной деятельности в окружающем его информационном мире. Работая с электронным учебным пособием, учащийся зачастую имеет дело с работой за компьютером, который также имеет ряд преимуществ:

повышает мотивацию и интерес учащихся, всегда в открытом доступе, позволяет реализовать индивидуальное обучение, имеет большие возможности наглядного предъявления материала, совершенствует языковой уровень [1].

Исследуя возможность электронных пособий, нельзя не изучить такой важный аспект, как технологии организации самостоятельной работы с использованием электронных учебных пособий. Данные технологии заключают в себе семь этапов, необходимых для следования как обучающимся, так и педагогом. При организации самостоятельной работы с использованием таких пособий в Пермском гуманитарно-педагогическом университете были использованы представленные ниже технологии.

Первый подготовительный этап - мотивационный компонент и целеполагание. Его целью является обеспечение готовности обучающихся к освоению нового материала, а также к восстановлению опорных знаний, овладению способами и приемами самостоятельной работы. Второй этап -выбор средств и способов работы - является первым из этапов, где обучающиеся самостоятельно начинают работать. На данном этапе они сами делают выбор в пользу того, где они будут использовать пособие и с кем (сами или в группах). Третий этап - ознакомление с учебным материалом и формирование знаний (электронные учебные пособия как средство получения и закрепления знаний). Четвертый этап - конструирование личностного образовательного продукта, т. е. получение результата/продукта деятельности. Этот этап включает в себя два вида самостоятельной работы - поисковый и творческий, позволяющие обучающимся выбрать то, что им более интересно, это в конечном итоге и создает ситуацию успеха. Шестой этап - этап рефлексии, самооценки результата/продукта деятельности. И последний, седьмой, этап -необходимый контроль и коррекция деятельности, предполагающие активное участие педагога для исправления ошибок и указания других вариантов решения.

Приведенная «примерная схема самостоятельной работы обучающихся призвана обеспечить формирование его самостоятельности, осуществление контроля, определение требований к результатам деятельности, создание внешних и внутренних условий самостоятельной работы, учет индивидуальных особенностей каждого студента, возможность планирования и коррекции действий на основе контроля, само- и взаимоконтроля и анализа информации и результативности деятельности студентов» [7].

Рассматривая электронные учебные пособия как метод контроля знания материала, необходимо выделить, что пособие предоставляет возможность автоматизированного тестирования, т. е. объективной оценки учебных достижений обучающихся. Благодаря этому у учащегося формируются адекватная самооценка и осознанность, что он может осилить и более сложный уровень заданий по пройденной теме. Если ответы даны неправильно, у учащегося имеется возможность проанализировать ошибки и прийти к верному ответу.

Следовательно, для изучения иностранного языка электронные учебные пособия - это упрощенный вариант поиска необходимой информации. Учащиеся, использующие такие пособия, отмечают тот факт, что с их помощью они используют свой уникальный подход к изучению языка, подстраивая его под свои особенности и потребности в зависимости от этапа работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные учебные пособия могут выступать в качестве эффективного средства организации самостоятельной работы учащихся, а также влияют на формирование их самостоятельности.

Список литературы

1. Биккулова Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании // Инновации в образовании. - 2009. - № 7. -С. 87-97.

2. ЖароваЛ.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.,1993. - 203 с.

3. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 267 с.

4. Ильин Е.П. Психология для педагогов. - СПб.: ПИТЕР, 2012. - 638 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2009. - 120 с.

6. Павлюкевич Л.В. Формирование лингвометодической самостоятельности будущего учителя инотсранного языка: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2012. - 200 с.

7. Павлюкевич Л.В. Электронные учебные пособия как средство организации самостоятельной работы учащихся при обучении инотсранному языку. - 65 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001. - 720 с.

9. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972. - 42 с.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты. - 2015. - 50 с.

© Павлюкевич Л.В., Поздеева М.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.