Научная статья на тему 'Электронные учебные курсы в преподавании английского языка: практический опыт'

Электронные учебные курсы в преподавании английского языка: практический опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебный курс / содержательные требования к ЭУКам / формальные требования к ЭУКам / критерий / дидактический принцип / e-learning course / content requirements to e-learning courses / formal requirements to e-learning courses / criterion / didactic principle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Леонид Евгеньевич, Долгая Ева Павловна

Данная работа посвящена изучению специфики использования электронных учебных курсов в преподавании английского языка. Целью работы является представление опыта разработки и использования электронных учебных курсов (ЭУК) по английскому языку. Основным методом, который был использован в исследовании, является описательный метод (анализ и описание выявленных особенностей). Кроме того, использовался метод опроса. Для сбора, обработки и представления полученных данных применялись количественный метод и методы презентации материала (разработка диаграмм, таблиц). Алгоритм исследования предполагал: выявление и описание содержательных и формальных требований, предъявляемых к электронным учебным курсам; создание собственных электронных курсов для преподавания английского языка; подробное описание данных курсов (платформы, на которых размещены курсы, структура курсов, последовательность прохождения курсов, предлагаемые задания); проведение опроса для получения обратной связи от обучающихся. Основными требованиями, предъявляемыми к электронным курсам, являются: краткое и лаконичное описание курса на главной странице; четкое структурирование материала согласно изучаемым темам; актуальность содержания; прозрачная система оценки. Учитывая данные требования, авторы разработали три электронных курса для изучения английского языка: Our Nature», «The Great DiCaprio», «Creativity of Billie Eilish». Курсы были опубликованы на различных платформах – Stepik, GoogleClass, Eduardo. Структура типичного модуля предполагала: наличие материала для ознакомления, введение лексического материала, тренировочные упражнения, введение грамматического материала и тренировочные упражнения. Апробация одного из разработанных курсов «Our Nature» проводилась на базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка в 10-м классе. Проведенный опрос показал общую удовлетворенность обучающихся учебным курсом, что может способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Леонид Евгеньевич, Долгая Ева Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-learning courses in teaching English: first-hand experience

This work is devoted to the study of the specifics of the use of e-learning courses in teaching English. The paper aims to present the findings of our experience-based research that involved e-learning courses design and application. In the course of the study, descriptive research has been applied (analysis and description of the specifics revealed). In addition, the survey method has been employed. To collect, process and present the obtained data, quantitative method and methods of presentation of the material (diagrams, tables) have been used. The research involved the identification and description of the substantive and formal requirements for elearning courses; the creation of our own e-courses for teaching English; and a detailed description of these courses (the platforms on which the courses are hosted, the structure of the courses, the sequence of courses, the tasks to complete). A survey to receive feedback from learners was carried out. The main requirements for e-courses are a short and concise description of the course on the main page, well-structured topic-based material, relevance of the content, and a transparent evaluation system. Considering these requirements, we have developed three online courses for English learners: ‘Our Nature’, ‘The Great DiCaprio’, ‘The Creativity of Billie Eilish’. The courses were made available on the following platforms: Stepik, Google-Class, Eduardo. The structure of a typical module includes introductory material, lexical material, lexical exercises and tasks to complete, and grammatical material and grammar exercises to complete. One of the developed courses, namely ‘Our Nature’, was tried and tested when teaching English to 10th grade students at a school with an advanced curriculum in English. The survey showed the overall satisfaction of the secondary school students with their online course experience, which proves that e-courses can help increase students' motivation to learn a foreign language in the future.

Текст научной работы на тему «Электронные учебные курсы в преподавании английского языка: практический опыт»

Современное образование

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 2. С. 103-114 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 2. Р. 103-114

Научная статья УДК 372.881.111.1

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/103-114

Электронные учебные курсы в преподавании английского языка: практический опыт

Пак Леонид Евгеньевич Долгая Ева Павловна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. Данная работа посвящена изучению специфики использования электронный: учебных курсов в преподавании английского языка. Целью работы является представление опыта разработки и использования электронных учебных курсов (ЭУК) по английскому языку. Основным методом, который быт использован в исследовании, является описательный метод (анализ и описание выявленных особенностей). Кроме того, использовался метод опроса. Для сбора, обработки и представления полученных данных применялись количественный метод и методы презентации материала (разработка диаграмм, таблиц). Алгоритм исследования предполагал: выявление и описание содержательных и формальных требований, предъявляемых к электронным учебным курсам; создание собственных электронных курсов для преподавания английского языка; подробное описание данных курсов (платформы, на которых размещены курсы, структура курсов, последовательность прохождения курсов, предлагаемые задания); проведение опроса для получения обратной связи от обучающихся. Основными требованиями, предъявляемыми к электронным курсам, являются: краткое и лаконичное описание курса на главной странице; четкое структурирование материала согласно изучаемым темам; актуальность содержания; прозрачная система оценки. Учитывая данные требования, авторы разработали три электронных курса для изучения английского языка: Our Nature», «The Great DiCaprio», «Creativity of Billie Eilish». Курсы быти опубликованы на различных платформах - Stepik, GoogleClass, Eduardo. Структура типичного модуля предполагала: наличие материала для ознакомления, введение лексического материала, тренировочные упражнения, введение грамматического материала и тренировочные упражнения. Апробация одного из разработанных курсов «Our Nature» проводилась на базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка в 10-м классе. Проведенный опрос показал общую удовлетворенность обучающихся учебным курсом, что может способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка в будущем.

Ключевые слова: электронный учебный курс, содержательные требования к ЭУКам, формальные требования к ЭУКам, критерий, дидактический принцип. Для цитирования: Пак Л.Е., Долгая Е.П. Электронные учебные курсы в преподавании английского языка: практический опыт // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 2. С. 103-114. DOI: https://doi. org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/103-114.

© Пак Л. Е., 2023 © Долгая Е. П., 2023

103

Modern education

Original article

E-learning courses in teaching English: first-hand experience Leonid E. Pak Eva P. Dolgaya

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

Abstract. This work is devoted to the study of the specifics of the use of e-learning courses in teaching English. The paper aims to present the findings of our experience-based research that involved e-learning courses design and application. In the course of the study, descriptive research has been applied (analysis and description of the specifics revealed). In addition, the survey method has been employed. To collect, process and present the obtained data, quantitative method and methods of presentation of the material (diagrams, tables) have been used. The research involved the identification and description of the substantive and formal requirements for e-learning courses; the creation of our own e-courses for teaching English; and a detailed description of these courses (the platforms on which the courses are hosted, the structure of the courses, the sequence of courses, the tasks to complete). A survey to receive feedback from learners was carried out. The main requirements for e-courses are a short and concise descrip-tion of the course on the main page, well-structured topic-based material, relevance of the con-tent, and a transparent evaluation system. Considering these requirements, we have developed three online courses for English learners: 'Our Nature', 'The Great DiCaprio', 'The Creativity of Billie Eilish'. The courses were made available on the following platforms: Stepik, Google-Class, Eduardo. The structure of a typical module includes introductory material, lexical mate-rial, lexical exercises and tasks to complete, and grammatical material and grammar exercises to complete. One of the developed courses, namely 'Our Nature', was tried and tested when teaching English to 10th grade students at a school with an advanced curriculum in English. The survey showed the overall satisfaction of the secondary school students with their online course experience, which proves that e-courses can help increase students' motivation to learn a foreign language in the future.

Keywords: e-learning course, content requirements to e-learning courses, formal requirements to e-learning courses, criterion, didactic principle.

For citation: Pak L.E., Dolgaya E.P. E-learning courses in teaching English: first-hand experience // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 2. P. 103-114. DOI: https://doi. org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/103-114.

Введение

В современном обществе уделяется все больше внимания применению электронных учебных курсов в системе среднего и высшего образования. Данные курсы способствуют модернизации образования путем введения современных цифровых технологий. Вследствие этого учителя школ и преподаватели вузов посвящают много времени изучению и внедрению электронных курсов в языковое образование.

Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, методология предлагаемого исследования соответствует уровню развития современной педагогической науки. Во-вторых, в условиях акцента на информационную компетенцию (для решения задач, поставленных ФГОС) изучение вопросов, связанных с интеграцией ЭУКов в учебный процесс в школе (на 104

примере обучения иностранному языку), является весьма своевременным. В-третьих, описанию практического опыта использования ЭУКов для обучения иностранному языку на уровне среднего образования в отечественной науке не уделяется достаточного внимания.

Целью данной работы является представление опыта разработки и использования электронных учебных курсов по английскому языку. Цель работы обусловливает постановку следующих задач:

1. Изучить основные требования, которым должен соответствовать электронный учебный курс.

2. Изучить методические подходы, которые должны учитываться при отборе и структурировании материалов электронного учебного курса.

3. Разработать электронные учебные курсы для изучения разговорного английского языка в соответствии с выделенными требованиями и методическими подходами.

4. Описать разработанные электронные курсы.

Вопросам изучения электронного обучения и применения электронных учебных курсов посвящен ряд работ современных исследователей, в которых рассматриваются дидактические возможности электронных курсов [13], анализируются МООС-технологии для создания образовательной среды на уровне университета [12] и, кроме того, исследуются преимущества и недостатки хос-тингов на базе различных платформ для размещения электронных учебных курсов по дисциплинам учебного плана [1].

Ряд работ посвящен вопросам внедрения ЭУКов в языковое образование в вузах. В них описываются особенности использования: электронных курсов для самостоятельной работы как средства повышения академической успеваемости [10, 11]; онлайн-сервисов в дистанционном обучении [2]. В фокусе современных исследователей находятся вопросы эффективного применения массовых открытых онлайн-курсов в преподавании [3-5, 7]. В научных работах изучается применение электронного учебного курса в среде МооШе как инструмента контроля качества знаний учащихся в процессе изучения английского языка [8].

Наша работа продолжает как комплексное, так и аспектное изучение данного вопроса. Опыт применения учебных электронных курсов подробно описан с точки зрения заданий, предложенных учащимся средней школы, и, кроме того, различных видов деятельности, которые выполняли ученики в ходе изучения материалов данных курсов.

Основным методом, который был использован в исследовании, является описательный метод (анализ и описание выявленных особенностей). Кроме того, использовался метод опроса. Для сбора, обработки и представления полученных данных применялись количественный метод и методы презентации материала (разработка диаграмм, таблиц).

Основная часть

Электронный учебный курс представляет собой комплекс дидактических средств; включает в себя структурированное изложение учебной информации в рамках предметной области [9].

105

Электронный учебный курс должен быть разработан в соответствии с педагогическими требованиями, которые определяют возможность стимулировать профессионально-личностное развитие учащихся и, кроме того, формировать систему знаний.

Дидактические принципы при создании электронного курса [9]:

1. Предлагаемая информация должны быть достоверной.

2. Учебная информация должна быть представлена систематично, последовательно и наглядно.

3. Теоретический и практический материал должен быть сбалансирован.

При структурировании содержания электронного учебного курса разработчик может учитывать методические подходы [6]:

1) комплиментарность (поддержка электронного учебного курса другими обучающими средствами).

2) автономность (позволяет рассматривать курс как целостную педагогическую систему).

3) коммуникативность (диалогическое взаимодействие учащегося с курсом).

Электронный учебный курс должен быть оснащен эффективными средствами навигации (оглавление; справочный материал; различные виды указателей -алфавитный, тематический, именной; комментарии; пояснения). Учебный материал курса должен быть правильно подписан и четко структурирован по темам и разделам; в нем должны быть даны подробные инструкции по выполнению заданий [6].

Подбирая иллюстративный материал, разработчику следует учитывать композиционный, структурный и информационно-содержательный критерии. Кроме того, весьма важна преемственность (иллюстрации подбираются в зависимости от возрастных особенностей и уровня подготовки учащегося). Отметим, что в рамках языковых курсов иллюстративный материал облегчает правильное понимание неизвестных слов [6].

Наличие прозрачной системы оценки также является одним из наиболее значимых требований к электронному учебному курсу. Учащийся должен видеть как результаты выполнения тестовых заданий, так и ошибки.

Принимая во внимание все вышеперечисленные принципы, мы создали три электронных учебных курса: «Our Nature» [16], «The Great DiCaprio» [15], «Creativity of Billie Eilish» [14]. Курсы опубликованы на платформах Stepik, Eduardo и GoogleClass.

Электронный учебный курс «Our Nature» для изучения разговорного английского языка был разработан для обучающихся с уровнем владения английским языком Intermediate. Он размещен на платформе Stepik. Общей тематикой курса является природа и экоактивизм. Структура и содержание курса «Our Nature» представлены на рис. 1 и в табл. 1.

106

Рис. 1. Структура типичного модуля курса «Our Nature»

Таблица 1

Содержание курса «Our Nature»

Модуль Содержание курса «Our Nature»

Модуль 1 «Films» содержит сборник фрагментов фильмов без субтитров, в которых представлена речь носителей языка. В данном разделе представлены: текстовый материал для изучения темы «Инверсия» («Обратный порядок слов»); видеофрагменты с использованием данной конструкции

Модуль 2 «Social Network» содержит цитаты известных людей, которые опубликованы в социальных сетях. В тренировочных упражнениях выделены новые лексические единицы и приведен их перевод. Кроме того, в разделе представлен теоретический материал для изучения темы «Simple Passives» («Страдательный залог простого вида»)

Модуль 3 В разделе «Interviews» представлены фрагменты интервью известных людей на английском языке. Каждый фрагмент сопровождается субтитрами. В модуле содержится теоретический материал для изучения темы «Perfect Passives» («Перфектный страдательный залог»), а также видеофрагменты с использованием данной конструкции

Модуль 4 «Articles» содержит тексты статей из англоязычных электронных периодических СМИ, которые посвящены известным людям. В данном разделе представлен теоретический материал для изучения темы «Progressive Passives» («Длительный страдательный залог»)

Модуль 5 «Finish» содержит опрос в GoogleForms для получения обратной связи от участников, изучивших предложенный электронный учебный курс

Контроль знаний осуществляется с помощью упражнений, созданных на базе платформы 81ер1к; полученные баллы засчитываются в рейтинг успеваемости обучающегося.

Для тренировки новой лексики внутри всего курса используются упражнения в Quizlet, игровые задания в формате кроссворда и поиска выученных слов в поле с буквами в Ьеагш^Арр8, а также задания, созданные на базе платформы:

107

задания на заполнение пропусков, соединение слов с переводом, выбор перевода слова из нескольких предложенных. Новая грамматика закрепляется с помощью упражнений, созданных на базе платформы: заполнение пропусков, расстановка в правильный порядок, true/false.

«The Great DiCaprio» - второй из разработанных нами электронных учебных курсов. Основной задачей данного курса является развитие навыков разговорного английского языка. Уровень владения английским языком обучающихся -Intermediate. Материалы курса размещены на платформах Stepik и Eduardo. Курс посвящен жизни и творчеству американского актера Леонардо ДиКаприо. Структура и содержание курса «The Great DiCaprio» представлены на рис. 2 и в табл. 2.

Тренировочные упражнения

Рис. 2. Структура типичного модуля курса «The Great DiCaprio»

Таблица 2

Содержание курса «The Great DiCaprio»

Модуль Содержание курса «The Great DiCaprio»

Модуль 1 «Biography» содержит тексты, посвященные биографии актера. В разделе представлен теоретический материал для изучения темы «Complex Subject» («Сложное подлежащее»)

Модуль 2 «Films» содержит сборник фрагментов из фильмов с субтитрами, в которых представлена речь актера. В разделе представлены: список лексических единиц и отдельный видеофрагмент, содержащий продуктивный лексический материал; теоретический материал для изучения темы «Present Continuous» («Настоящее длительное время»); видеофрагменты с использованием этой грамматической конструкции

Модуль 3 «Social Network» содержит публикации актера в социальных сетях. Задания модуля составлены на основе цитат публикаций актера; в текстах публикаций выделены новые лексические единицы и приведен их перевод. В разделе представлен теоретический материал для изучения темы «Zero Conditional» («Условные предложения нулевого типа»)

108

Окончание табл. 2

Модуль Содержание курса «The Great DiCaprio»

Модуль 4 «Interview» содержит фрагменты интервью актера с субтитрами. В разделе представлены: список лексических единиц и отдельный видеофрагмент, содержащий продуктивный лексический материал; теоретический материал для изучения темы «Past Continuous» («Прошедшее длительное время»); видеофрагменты из интервью с использованием данной конструкции

Модуль 5 «Finish» содержит опрос в GoogleForms для получения обратной связи от участников, изучивших предложенный электронный учебный курс

Третьим разработанным электронным курсом является «Creativity of Billie Eilish - платный учебный курс для изучения разговорного английского языка. Уровень владения английским языком - Intermediate. Данный курс размещен на платформе Stepik и GoogleClass. Курс посвящен жизни и творчеству американской певицы Билли Айлиш; содержит 4 модуля, каждый из которых включает 6 уроков. Структура и содержание курса представлены на рис. 3 и в табл. 3.

Рис. 3. Структура типичного модуля курса «Creativity of Billie Eilish»

Таблица 3

Содержание курса «Creativity of Billie Eilish»

Модуль Содержание курса «Creativity of Billie Eilish»

Модуль 1 «Biography» содержит новую лексику и грамматические конструкции из биографии певицы. Материалы модуля состоят из видеофрагментов интервью певицы (без субтитров). Модуль содержит тексты, посвященные биографии певицы. Текст сопровождается списком новых лексических единиц с переводом. В разделе представлен теоретический материал для изучения темы «Past Perfect» («Прошедшее совершенное время»)

109

Окончание табл. 3

Модуль Содержание курса «The Great DiCaprio»

Модуль 2 «Songs» содержит тексты песен на английском языке, музыкальные видеофрагменты с субтитрами, список новых лексических единиц с переводом. В разделе размещен теоретический материал темы «Subjunctive Mood» («Сослагательное наклонение»)

Модуль 3 «Social Network» содержит публикации певицы в социальных сетях. Задания модуля составлены на основе цитат публикаций певицы; в текстах публикаций выделены новые лексические единицы и приведен их перевод. В разделе представлен теоретический материал для изучения тем «Past Simple Passive, Present Simple Passive», «Gerund» («Страдательный залог в настоящем и прошедшем времени», «Герундий»)

Модуль 4 «Interview» содержит фрагменты интервью певицы с субтитрами. В разделе представлены: список лексических единиц и отдельный видеофрагмент, содержащий продуктивный лексический материал; теоретический материал для изучения тем «Zero Conditional», «Imperatives» («Условные предложения нулевого типа», «Повелительное наклонения»)

Текущий и итоговый контроль знаний осуществляется с помощью упражнений, созданных на базе платформы Stepik и GoogleClass. Полученные баллы засчитываются в рейтинг успеваемости обучающегося. Для тренировки лексических навыков в электронном учебном курсе используются: упражнения в Quizlet, формат кроссворда и поиска словарных слов в LearningApps, задание на заполнение пропусков в Wordwall и задания, созданные на базе платформы Stepik: множественный и одиночный выбор (выбор перевода слова из нескольких предложенных вариантов). Грамматические навыки формируются при помощи упражнений, созданных на базе платформы WordWall и GoogleClass.

Практическое применение электронных учебных курсов осуществлялось на базе «МБОУ СОШ № 13 с углубленным изучением английского языка г. Владивостока» в 10-м классе. Для апробации был выбран курс «Our Nature». Мы установили уровень владения английским языком (тест на определение степени развития аудирования и лексических навыков, 50 вопросов). По данным тестирования уровень владения английским языком учащихся соответствует уровню B1 по шкале CEFR (общеевропейская шкала оценивания).

Базовым учебно-методическим комплексом (УМК) явился Starlight 10. УМК включает в себя следующие компоненты: учебник (Student's Book); книгу для учителя (Teacher's Book); рабочую тетрадь (Workbook); контрольные задания (Test Booklet); сборник грамматических упражнений; лексический практикум (Vocabulary Practice); аудиокурс для аудиторной работы. Комплекс подготовлен издательством «Просвещение»; соответствует уровню B2 (upper-intermediate) согласно общеевропейской шкале оценивания.

В ходе обучения участники проходили тему «Природа» с использованием разработанного нами электронного учебного курса (21 урок, длительность -1 месяц). Учащиеся регистрировались на платформе, где был размещен курс

110

«Our nature», и записывались на него. Участники работали с курсом в рамках урока, выполняли интерактивные задания; кроме того, предполагалась самостоятельная работа.

Приведем примеры упражнений, которые были разработаны и применялись на различных этапах изучения курса:

1. Задание на заполнение пропусков в предложении:

Fill in the gaps using new vocabulary (Заполните пропуски, используя новый вокабуляр).

Pierrehumbert, who was not involved in the paper published in Science, added that a planetary boundary «is like an __________ warning tape on a ski slope» (Правильный ответ: avalanche).

2. Задание на выявление соответствия:

Match the word and its translation (Сопоставьте слово и его перевод):

A. Volcanic eruption 1. Извержение вулкана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Heatwave 2. Период жаркой погоды

C. Demolish 3. Сносить

D. Drizzle 4. Морось

E. Mild 5. Мягкий, умеренный

F. Cloudburst 6. Ливень

G. Rumble 7. Грохот

H. Wipe out 8. Стереть с лица земли

I. To be under the weather 9. Быть не в настроении J. Rustle 10. Шорох

K. Gust 11. Порыв ветра

3. Задание с выбором ответа:

Choose correct translation of the word given (Выберите правильный перевод данного слова): Blizzard

1. Снежная буря

2. Гроза

3. Морось

4. Ливень

4. Задание с выбором ответа (развитие навыков аудирования): Listen to three people talking about their favourite season. Who talks about these topics? Write Speaker 1, Speaker 2 or Speaker 3 (Послушайте троих человек, которые говорят о своем любимом времени года. Выберите подходящую тему для каждого из них. Напишите Speaker 1, Speaker 2 или Speaker 3):

1. An exciting celebration

2. Eating outside

3. Enj oying the colours of nature

По итогам изучения курса был проведен опрос для получения обратной связи от обучающихся (26 человек). Большинство опрошенных положительно оценили

111

электронный учебный курс (96,2 %). Учащиеся отметили последовательное представление материала - 82 %, удобную навигацию (наличие указателей, пояснений и комментариев) - 89 %, полезный иллюстративный материал - 94 %, прозрачную систему оценки - 91 %. К недостаткам курса, по мнению опрошенных, относятся отсутствие адаптации сайта для работы на мобильном телефоне - 77 %.

Заключение

В результате выполнения данной работы были выявлены и описаны особенности электронных курсов в преподавании английского языка.

Нами были выделили основные формальные и содержательные требования, предъявляемые к электронным учебным курсам. Принимая во внимание данные требования, авторы разработали 3 электронных курса, подробно описали их структуру. Один из курсов «Our Nature» был применен при изучении соответствующей темы в 10-м классе. Проведенный опрос показал общую удовлетворенность обучающихся учебным курсом, что может способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка в будущем.

Дальнейшие перспективы исследования, на наш взгляд, лежат в привлечении еще большего количества учащихся, публикации онлайн-курсов на других платформах, усовершенствовании содержания и формы онлайн-курсов на основе опроса учащихся и статистического анализа успешных решений заданий и тестов, а кроме того, в выявлении и описании специфики использования электронных курсов для развития основных видов речевой деятельности.

Список источников

1. Авксентьева Е.Ю., Сентерев Ю.А. Бюджетный хостинг на платформе rasрberry Pi для размещения электронных курсов учебных дисциплин образовательных программ // МНКО. 2019. № 1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnyy-hosting-na-platforme-rasrberry-pi-dlya-razmescheniya-elektronnyh-kursov-uchebnyh-distsiplin-obrazovatelnyh-programm

2. Данилина Е.К. Онлайн-сервисы при дистанционном обучении (на примере дисциплины «Физика») // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39410

3. Запорожко В.В., Парфёнов Д.И. Разработка структурной модели массовых открытых онлайн-курсов на базе современных облачных образовательных платформ // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 3. С. 12-17.

4. Зубков А.Д. Обучение профессиональной лексике на материале массовых открытых онлайн-курсов // Преподаватель ХХ1 век. 2019. № 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalnoy-leksike-na-materiale-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov

5. Куновски М.Н., Диневич И.А., Майерс Г.Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-ispolzovanie-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu

6. Майер Г.В. Наш ответ на инновационный вызов современности: из опыта разработки и реализации инновационных образовательных программ Томского государственного университета // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 16-18.

112

7. Малинин Н.В. Использование массовых открытых онлайн-курсов в преподавании иностранных языков на неязыковых факультетах вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/-n/ispolzovanie-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov-na-neyazykovyh-fakultetah-vuzov

8. Морозова Ю.В. Использование электронного обучающего курса Moodle для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку // БГЖ. 2019. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnogo-obuchayuschego-kursa-moodle-dlya-kontrolya-kachestva-znaniy-studentov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu

9. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 45-53.

10. Прокофьева А.Л. Использование электронного учебного курса для самостоятельной работы по иностранному языку курсантов с целью повышения успеваемости // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnogo-uchebnogo-kursa-dlya-samostoyatelnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-kursantov-s-tselyu-povysheniya

11. Прокофьева А.Л. Применение электронных учебных курсов в процессе изучения иностранного языка в высшем учебном заведении // Информационно-управляющие системы. 2015. № 6 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7primenenie-elektronnyh-uchebnyh-kursov-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka-v-vysshem-uchebnom-zavedenii

12. Рожкова О.В., Рожкова В.И. Возможности электронных курсов при изучении математических дисциплин в инженерных вузах // МНИЖ. 2017. № 4-3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/articleMvozmozhnosti-elektronnyh-kursov-pri-izuchenii-matematicheskih-distsiplin-v-inzhenernyh-vuzah

13. Чирцов А.С., Микушев В.М. МООС-технологии как инструменты создания трансграничной предметной образовательной среды университета // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moos-tehnologii-kak-instrumenty-sozdaniya-transgranichnoy-predmetnoy-obrazovatelnoy-sredy-universiteta

14. Creativity of Billie Eilish. URL: https://stepik.org/course/Creativity-of-Billie-Eilish-(Разговорный-английский-язык)-127984/

15. The Great DiCaprio. URL: https://stepik.org/course/The-Great-DiCaprio-131291/

16. Our Nature. URL: https://stepik.org/course/Our-Nature-139122/.

References

1. Avksent'eva E.Yu., Senterev Yu.A. Budget hosting on the raspberry Pi platform for hosting electronic courses of academic disciplines of educational programs. MNKO. 2019; 1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n^yudzhetnyy-hosting-na-platforme-rasrberry-pi-dlya-razmescheniya-elektronnyh-kursov-uchebnyh-distsiplin-obrazovatelnyh-programm

2. Danilina E.K. Online services for distance learning (on the example of the discipline "Physics"). Modern science-intensive technologies. 2022; (11). URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39410

3. Zaporozhko V.V., Parfyonov D.I. Development of a structural model of massive open online courses based on modern cloud educational platforms. Modern science-intensive technologies. 2017; (3): 12-17.

4. Zubkov A.D. Learning professional vocabulary using massive open online courses. Teacher of the XXI century. 2019; (1-1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalnoy-leksike-na-materiale-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov

5. Kunovski M.N., Dinevich I.A., Majers G.N. A new look at the use of massive open online courses in teaching Russian as a foreign language. Language and culture. 2021; (54). URL:

113

https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-ispolzovanie-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu

6. Majer G.V. Our response to the innovative challenge of our time: from the experience of developing and implementing innovative educational programs of Tomsk State University. Higher education today. 2007; (9): 16-18.

7. Malinin N.V. The use of massive open online courses in teaching foreign languages at non-linguistic faculties of universities. Philological sciences. Questions of theory and practice. 2019; (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov-na-neyazykovyh-fakultetah-vuzov

8. Morozova Yu.V. Using the Moodle e-learning course to control the quality of students' knowledge in the process of teaching a foreign language. BGZh. 2019; 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnogo-obuchayuschego-kursa-moodle-dlya-kontrolya-kachestva-znaniy-studentov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu

9. Osmolovskaya I.M. Textbooks of the new generation: the search for didactic solutions. Domestic and foreign pedagogy. 2014; 4 (19): 45-53.

10. Prokof eva A.L. Using of electronic training course for independent work in a foreign language of cadets in order to improve academic performance. Izvestia RSPU named after A.I. Herzen. 2011; (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnogo-uchebnogo-kursa-dlya-samostoyatelnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-kursantov-s-tselyu-povysheniya

11. Prokof eva A.L. Using of electronic training courses in the process of learning a foreign language in a higher educational institution. Information and control systems. 2015; 6 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7primenenie-elektronnyh-uchebnyh-kursov-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka-v-vysshem-uchebnom-zavedenii

12. Rozhkova O.V., Rozhkova V.I. Advantages of electronic courses in the study of mathematical disciplines in engineering universities. MNIZH. 2017; 4-3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-elektronnyh-kursov-pri-izuchenii-matematicheskih-distsiplin-v-inzhenernyh-vuzah

13. Chirczov A.S. Mikushev V.M. MOOC-technologies as tools for creating a cross-border subject educational environment of the university. Bulletin of Pskov State University. Series: Natural and physical-mathematical sciences. 2015; (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moos-tehnologii-kak-instrumenty-sozdaniya-transgranichnoy-predmetnoy-obrazovatelnoy-sredy-universiteta

14. Creativity of Billie Eilish. URL: https://stepik.org/course/Creativity-of-Billie-Eilish-(Разговорный-английский-язык)-127984/

15. The Great DiCaprio. URL: https://stepik.org/course/The-Great-DiCaprio-131291/

16. Our Nature. URL: https://stepik.org/course/Our-Nature-139122/

Информация об авторах:

Пак Леонид Евгеньевич, канд. филол. наук, доцент кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения ВВГУ, г. Владивосток. E-mail:leonid.pak@vvsu.ru. ORCID:

https://orcid.org/0000-0003-2181-0259

Долгая Ева Павловна, студент ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: dep@edu.vvsu.ru.

ORCID: https://orcid.org/0009-0009-4332-4578

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/103-114

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

16.03.2023 20.03.2023 22.03.2023

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.