Научная статья на тему 'ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (УРОКИ ПАНДЕМИИ)'

ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (УРОКИ ПАНДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МООК / ВЕБИНАР / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Наталия Анатольевна, Ершова Евгения Олеговна, Корниенко Виктория Валерьевна, Старшева Мария Анатольевна

Целью статьи является описание результатов исследования, посвященного разработке новой модели эффективного преподавания с использованием компьютерных технологий для студентов Сибирского федерального университета (СФУ) в период пандемии. Методологическую базу исследования составили идеи коммуникативного метода обучения иностранным языкам в совокупности с эклектическим подходом в обучении и с практическим опытом работы преподавателем английского языка в неязыковом вузе. Статья описывает поиск решения проблем, возникших в период ковидных ограничений (2020-2021) в преподавании практической дисциплины «Иностранный язык». Представлена модель преподавания иностранного языка, соединяющая в себе электронный курс, созданный в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы» с опорой на структурные элементы массового открытого онлайн-курса (МООК) и работу асинхронным методом на платформе для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru. Полученные результаты подтверждают эффективность созданной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грищенко Наталия Анатольевна, Ершова Евгения Олеговна, Корниенко Виктория Валерьевна, Старшева Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECLECTIC MODEL OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY (LESSONS FROM THE PANDEMIC)

The purpose of the article is to describe the results of a study on the development of a new model of effective teaching using digital technology for students of the Siberian Federal University (SFU) during the pandemic. The methodological basis of the study was the ideas of the communicative method of teaching foreign languages in collaboration with an eclectic approach to teaching and with practical experience as an English teacher in a non-linguistic university. The article describes the search for a solution to the problems that arose during the period of covid restrictions (2020-2021) in the teaching of the practical discipline "Foreign Language". A model of teaching a foreign language is presented, which combines an electronic course created in the SFU information training system "e-Courses" based on the structural elements of MOOC and working asynchronously on the SFU webinar service platform Webinar.sfu-kras.ru. The results obtained confirm the effectiveness of the created model.

Текст научной работы на тему «ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (УРОКИ ПАНДЕМИИ)»

УДК 378.147 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-152-158

Науч. спец. 5.8.1

Наталия Анатольевна Грищенко

Сибирский федеральный университет, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного администрирования, Красноярск, Россия

e-mail: ashatanatal@mail.ru

Евгения Олеговна Ершова

Сибирский федеральный университет, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного администрирования, Красноярск, Россия

e-mail: genja777@mail.ru

Виктория Валерьевна Корниенко

Сибирский федеральный университет, старший преподаватель кафедры маркетинга и международного администрирования, Красноярск, Россия e-mail: kornienko7608@mail.ru

Мария Анатольевна Старшева

Сибирский федеральный университет, кандидат филологических наук, доцент, руководитель научно-учебной лаборатории «Международная языковая коммуникация», Красноярск, Россия

e-mail: froehlich@yandex.ru

Эклектическая модель преподавания иностранного языка в неязыковом вузе

(уроки пандемии)

Аннотация. Целью статьи является описание результатов исследования, посвященного разработке новой модели эффективного преподавания с использованием компьютерных технологий для студентов Сибирского федерального университета (СФУ) в период пандемии. Методологическую базу исследования составили идеи коммуникативного метода обучения иностранным языкам в совокупности с эклектическим подходом в обучении и с практическим опытом работы преподавателем английского языка в неязыковом вузе. Статья описывает поиск решения проблем, возникших в период ковидных ограничений (2020-2021) в преподавании практической дисциплины «Иностранный язык». Представлена модель преподавания иностранного языка, соединяющая в себе электронный курс, созданный в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы» с опорой на структурные элементы массового открытого онлайн-курса (МООК) и работу асинхронным методом на платформе для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru. Полученные результаты подтверждают эффективность созданной модели.

Ключевые слова: цифровые технологии, МООК, вебинар, электронный курс, эклектический подход.

Nataliya A. Grishchenko

Siberian Federal University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing and International Administration, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: ashatanatal@mail.ru

Evgeniya O. Ershova

Siberian Federal University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing and International Administration, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: genja777@mail.ru

Viktoria V. Kornienko

Siberian Federal University, Senior Lecturer of the Department of Marketing and International Administration, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: kornienko7608@mail.ru

© Грищенко Н. А., Ершова Е. О., Корниенко В. В., Старшева М. А., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 152-158. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 152-158.

Maria A. Starsheva

Siberian Federal University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Scientific and Educational Laboratory "International Language Communication", Krasnoyarsk, Russia

e-mail: froehlich@yandex.ru

Eclectic Model of Foreign Language Teaching in а Non-Linguistic University

(Lessons from the Pandemic)

Abstract. The purpose of the article is to describe the results of a study on the development of a new model of effective teaching using digital technology for students of the Siberian Federal University (SFU) during the pandemic. The methodological basis of the study was the ideas of the communicative method of teaching foreign languages in collaboration with an eclectic approach to teaching and with practical experience as an English teacher in a non-linguistic university. The article describes the search for a solution to the problems that arose during the period of covid restrictions (2020-2021) in the teaching of the practical discipline "Foreign Language". A model of teaching a foreign language is presented, which combines an electronic course created in the SFU information training system "e-Courses" based on the structural elements of MOOC and working asynchronously on the SFU webi-nar service platform Webinar.sfu-kras.ru. The results obtained confirm the effectiveness of the created model.

Keywords: digital technologies, MOOC, webinar, e-course, eclectic approach.

Введение (Introduction)

Меры, которые были приняты по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, привели к расширению сферы влияния цифровых технологий в образовательной среде и к перестройке процесса преподавания. Растерянность сменилась активным поиском выхода из кризисной ситуации. Была поставлена цель выстроить новую модель преподавания для замены традиционного педагогического процесса, основой которого было общение студентов с преподавателем в рамках аудиторных часов офлайн-формата. Для этого следовало рассмотреть с точки зрения эффективности инструменты (платформы, образовательные среды), имеющиеся в наличии, одним из которых был массовый открытый онлайн-курс (МООК).

Литературный обзор (Literature Review)

Массовые открытые онлайн-курсы — структурированная, методически обоснованная, целенаправленная последовательность учебно-методических, контрольно-измерительных материалов для реализации учебной деятельности, размещенная в открытом доступе [1]. В настоящее время МООК считается одним из наиболее перспективных направлений развития открытых образовательных ресурсов (ООР), именно поэтому вопросы, связанные с разработкой МООК, результаты использования, перспективы и тенденции изменения образовательных систем под воздействием МООК освещаются в современной научной литературе.

С. Ю. Полянкина [2], Г. В. Можаева [3], О. М. Гущина, О. П. Михеева [4] исследовали возможность использования МООК в интеграционном изучении специальных дисциплин и иностранного языка, а также как инструмент развития дополнительного профессионального образования. Н. Н. Рогова [5] рассмотрела вариант применения МООК для организации самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях. Исследования Т. Ф. Кряклиной, С. В. Реттих [6], М. П. Прохоровой, О. И. Вагановой [7], Е. С. Стецкевич [8], Е. В. Климовой [9] были сфокусированы на преимуществах и недостатках МООК, а также на необхо-

димых условиях для эффективного использования МООК в системе высшего образования и как элемента дальнейшего профессионального саморазвития. И. П. Готовцева, В. С. Кашпарова, В. Ю. Синицын [10], С. В. Боголепова [11] рассмотрели МООК как компонент курса иностранного языка в системе высшего образования и выявили отношение студентов к обучению с помощью МООК. Особенности и проблемы производства видеолекций МООК, с которыми столкнулись преподаватели, участвующие в разработке курсов, описала Ю. А. Елизарьева [12].

Анализ существующей литературы по данной теме показал, что, опираясь на принципы коннективизма, при котором внимание акцентируется на повышении самостоятельности, саморазвития и внутренней мотивации студентов, МООК преследует цель демократизации образования, предоставления возможностей получения доступного, гибкого и бесплатного образования, что, без сомнения, является существенным преимуществом этого формата.

Соответственно, можно говорить о существовании следующих характерных черт МООК:

• открытость, что дает возможность каждому слушателю получить знания по предмету, устраняя территориальные и временные барьеры;

• коллективность/массовость — неограниченное количество слушателей;

• цельность, которая заключается в том, что курс состоит не только из фрагментов учебного материала, но и включает практические задания, а также контрольно-измерительные материалы [5, с. 390].

Методы (Methods)

Первоначальный вариант преподавания дисциплины Б1.Б.02 «Иностранный язык» в период ковидных ограничений включал в себя аудиторные часы, перенесенные в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) — платформу для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru. Однако довольно скоро стало совершенно очевидно, что практики и методики традиционного формата не работают достаточно

эффективно в электронной среде. Несовершенство технологической составляющей (низкая скорость интернет-связи и др.) привело к тому, что внимание студентов даже в группе из 14 человек не было сконцентрировано на образовательном процессе, обозначились проблемы с дисциплиной на занятиях и мотивацией к изучению предмета. Стало совершенно очевидно, что для достижения большей активности студентов на занятиях необходимо менять структуру урока и не ограничиваться лишь синхронным методом работы со студентами на платформе для вебинаров СФУ Webinar. sfu-kras.ru.

Была поставлена цель — разработать модель эффективного преподавания предмета Б1.Б.02 «Иностранный язык» с использованием компьютерных технологий на период ковидных ограничений. Дисциплина «Иностранный язык» входит в цикл базовых дисциплин подготовки. Учебный план имеет следующую схему:

• 1-й семестр — 72 ч. (4 аудиторных часа в неделю) — промежуточный контроль/зачет;

• 2-й семестр — 72 ч. (4 аудиторных часа в неделю) — итоговый контроль/экзамен.

В качестве задач работы выступали:

• анализ структуры МООК, выявление основных компонентов структуры курса, оценка их соответствия основным этапам процесса преподавания;

• выявление плюсов и минусов МООК (как для студентов, так и для преподавателей/организаторов курса);

• оценка возможности создания своего продукта (МООК) на платформе Stepik, наполнение его собственным контентом, соответствующим рабочей программе дисциплины Б1.Б.02 «Иностранный язык», при этом берется за основу структура МООК;

• определение компонентов структуры МООК, которые могут быть использованы при создании собственного курса в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы»*.

Для анализа были выбраны массовые открытые онлайн-курсы, представленные на образовательной платформе Соигеега" Анализ показал, что курсы имеют определенную структуру и состоят из мини-видеолекций, тестовых заданий на тему пройденного материала, списка дополнительной литературы по темам курса, а также форумов для обсуждения заданий, вопросов, проектов. Длительность курсов разнится от пяти недель и более. После прохождения курса слушатели имеют возможность выкупить электронный сертификат (данная опция не является обязательной).

Далее нам было необходимо выяснить, соотносится ли структура (компоненты) МООК с этапами обучения дисциплине.

В соответствии с методикой преподавания иностранного языка процесс преподавания состоит из нескольких эта-

* Информационная обучающая система «е-Курсы» Сибирского федерального университета предоставляет преподавателям, сотрудникам и студентам университета надежную и безопасную информационную среду организации учебного процесса. Платформа позволяет преподавателям разрабатывать и использовать в учебном процессе электронные обучающие курсы, электронные методические материалы.

" МООК для изучения английского языка также предложены на платформах edX, FutureLearn, «ИНТУИТ».

пов: презентация/объяснение нового материала; практика/ отработка/закрепление; контроль/проверка уровня владения материалом; выявление проблемных зон; разбор ошибок; повторение изученного материала [13, р. 20]. Именно наличие всех этапов образовательного процесса делает его эффективным. Рассмотрим структуру МООК на предмет соответствия этому требованию.

Для первого этапа (введение нового материала) важными элементами являются внимание студентов, методы восприятия ими информации, проверка понимания материала [13, р. 12]. При работе с МООК мы говорим о визуальном и аудиальном восприятии информации, так как первый этап реализуется следующими форматами: мини-видеолекции (аудиовизуальный компонент), тексты небольшого размера (визуальный компонент), презентации (визуальный компонент). Данный материал ограничен по времени, интересен и нагляден, соответственно, есть основание полагать, что внимание студентов будет сконцентрировано на этой информации и материал будет закреплен по меньшей мере в краткосрочной памяти. Как известно, иногда существует необходимость повторения первого этапа для лучшего понимания материала студентами. В этом случае мы можем говорить о том, что МООК полностью удовлетворяет данное требование, так как у студентов есть возможность пересматривать мини-видеолекции, а также пользоваться субтитрами или подстрочным текстом. Заключительный элемент первого этапа — проверка понимания нового материала. Здесь можно увидеть существенный недочет. Студент изучает информацию самостоятельно, работая асинхронно (без преподавателя), следовательно, при непонимании или некорректном понимании темы у него нет возможности сразу же прояснить затруднительный для него момент, что в дальнейшем может повлечь ошибки.

Второй этап учебного процесса — автоматизация (закрепление). Данный этап в МООК представлен несколькими тестовыми заданиями, при выполнении которых студент не имеет возможности закрепить материал в полной мере, так как зачастую тесты однообразны, а их количества недостаточно для полноценной отработки. Гипотетически возможно усилить данный этап отработки лексического или грамматического материала, если увеличить количество тестовых заданий. Однако необходимо учитывать то, что формат тестовых заданий ограничен, так как проверка проходит в электронном режиме. Такой формат проверки выявляет ошибки студентов, но не предполагает разбора ошибок (объяснения ошибок) и дальнейшей отработки грамматических явлений или лексических единиц, в которых студент сделал ошибку.

Итоговый контроль — значимая и неотъемлемая часть педагогического процесса. Проверка проводится не для номинальной оценки знаний студентов, а для выявления недочетов (пробелов в знаниях по пройденной теме) и их устранения в дальнейшем. В МООК контроль представлен тестовым заданием, охватывающим материал всего курса или его основных частей, либо написанием итоговой работы: проекта, эссе и др. (если материалом являются отдельные лексические темы). При этом необходимо учитывать то, что проверка работ проводится не преподавателем, а проходит

в форме взаимоконтроля (другими участниками данного курса), что ставит под сомнение качество проверки.

При анализе курсов были выявлены определенные характерные черты МООК, ограничивающие использование данного инструмента как единственного, т. е. полностью заменяющего традиционный формат:

• МООК по иностранному языку узконаправлен, ограничен рамками одной или нескольких тем (грамматической, лексической).

• Первый этап. Для лучшего понимания информации и ее закрепления в краткосрочной памяти необходимо наличие личностно-ориентированного компонента. Данное требование не может быть полностью удовлетворено, так как в рамках МООК понятие целевой аудитории размыто.

• Второй этап. Отработка до автоматизма определенного грамматического явления или лексических единиц в рамках МООК затруднена, но возможна. Однако даже отработанный материал остается в пассиве, так как курс такого формата не предполагает вывода в речь (активации) вока-буляра или грамматических структур. Структура МООК не предполагает развития автономной речи студента.

• МООК основан на коллективном подходе. Весь учебный материал распространяется среди неограниченного числа слушателей, что противоречит индивидуальному подходу, который важен в обучении языковым дисциплинам.

• Самостоятельное планирование студентом обучения характеризуется многими исследователями как несомненное преимущество, однако не всё так однозначно. Доступность учебного контента способствует формированию учебной автономии студента, что включает самостоятельность в планировании графика прохождения курса с учетом индивидуальных предпочтений и возможностей, но данный формат работы сопряжен с отсутствием контроля преподавателем, что приводит к возникновению таких проблем, как прокрастинация, незавершение курса. Для эффективной работы в таком формате необходимо обладать самоконтролем и самоорганизацией, качествами, которые, к сожалению, встречаются довольно редко.

• Работа по созданию курса трудоемкая, так как необходимо выстроить курс в соответствии с рабочей программой обучения каждой группы: тщательно проработать сценарий курса, продумать организацию подачи материала, выбрать элементы геймификации для повышения заинтересованности студентов курсом, проработать наборы тестовых заданий для закрепления предложенного материала и контрольные тесты, выработать критерии оценки результатов обучения.

• Высокая стоимость создания МООК из-за необходимости подключения к разработке большого количества специалистов (методисты, разработчики, дизайнеры и др.) является существенным недостатком.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Опираясь на полученные данные, а также определенные наработки в обучении иностранному языку в формате онлайн, было принято решение:

1) использовать определенные элементы структуры МООК для создания собственных курсов в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы»;

2) совместить проведение занятий синхронным методом в ЭИОС (платформа для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru) с асинхронным методом работы студентов в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы».

Группой преподавателей был разработан курс «Английский язык: грамматический аспект». Для построения курса был выбран именно грамматический аспект, так как в отличие от лексической составляющей, которая разнится для групп в соответствии с их рабочими программами, грамматическая составляющая остается неизменной и делится лишь на грамматические темы 1-го и 2-го семестра. Следовательно, данный курс может быть использован в дальнейшем для других специальностей с аналогичным объемом аудиторных часов.

Преимущество использования электронного курса для освоения заключалось в постоянной доступности методического материала, возможности тренировки грамматических структур студентами в любое удобное время (при этом количество попыток в тестах на тренировку не было ограничено). Кроме того, преподаватель мог оценить текущую работу студентов и своевременно среагировать на неуспеваемость.

Курс состоит из двух модулей.

Модуль 1 охватывает следующие грамматические темы: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Past Continuous, Future Simple, Future Continuous; заканчивается промежуточным контролем в виде завершающего теста по пройденным грамматическим темам (зачитывается как 1/3 зачета).

Модуль 2 охватывает следующие грамматические темы: Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect, Past Perfect Continuous, Future Perfect, Future Perfect Continuous; заканчивается итоговым контролем в виде завершающего теста по пройденным грамматическим темам (зачитывается как 1/3 экзамена).

Для первого этапа «Презентация нового материала» были использованы следующие элементы МООК: мини-видеолекции на русском языке с объяснением новых грамматических тем, записанные силами преподавателей университета (аудиовизуальное восприятие), новая информация в текстовом формате (визуальный компонент) и мини-видеолекции на английском языке с международного интернет сервиса YouTube с объяснением новых грамматических явлений (аудиовизуальный компонент / тренировка восприятия иноязычной речи на слух). Материал был размещен в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы», что давало возможность студентам работать с ним в том формате и режиме, который был удобен студентам, при необходимости пересматривать его несколько раз. Если в процессе работы у студентов возникали проблемы с заключительным элементом первого этапа — пониманием, у них была возможность использовать чат либо задать вопросы во время синхронных занятий в ЭИОС (платформа для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru).

Для усиления второго этапа учебного процесса — закрепление (автоматизация) — было принято решение увеличить количество тестов на каждую грамматическую тему, а также заданий в самих тестах. Было создано 16 тестов на

отработку грамматических явлений для одного модуля, по 30 заданий в каждом тесте, максимально возможный балл за тест — 10. Задания для тестов были взяты из учебного пособия Ю. Б. Голицынского «Грамматика. Сборник упражнений». Данные упражнения на отработку были загружены в электронный формат, возможный для компьютерной проверки без участия преподавателя. По завершении теста студент мог увидеть свой результат, ошибки, правильный вариант. При желании закрепить полученные знания или улучшить свой результат студенту предлагалась возможность пройти тест повторно (количество попыток прохождения тестов на отработку материала не было ограничено).

В завершении модуля 1 и модуля 2 были предложены контрольные тесты, охватывающие все пройденные темы. Во время выполнения контрольных тестов во избежание нечестных практик был установлен временной лимит.

Вариант работы одновременно с 14 студентами синхронным методом в ЭИОС (платформа для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru) представлялся нам недостаточно эффективным, так как в этом случае преподаватель работал с несколькими (3-4) наиболее активными студентами с высоким уровнем освоения английского языка, тогда как остальные учащиеся оставались «за бортом» занятия и часто занимались своими делами, даже находясь в Сети. Приняв это во внимание, мы откорректировали педагогический процесс и выстроили его следующим образом.

Первый вариант. Группа из 14 студентов была поделена на две подгруппы. Первая подгруппа работала с преподавателем синхронным методом в ЭИОС (платформа для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru) по учебно-методическому пособию Н. А. Грищенко, Е. О. Ершовой, В. В. Корниенко, М. А. Старшевой, В. М. Манюковой «Иностранный язык: учебно-познавательная сфера общения (Модуль 1)». Вторая подгруппа работала асинхронным методом в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы». На следующее занятие группы менялись местами. Данный вариант работы использовался для таких этапов, как ввод нового лексического материала (пред-текстовые задания, чтение текста), отработка лексического материала (послетекстовые задания на отработку новой лексики: языковые и условно-речевые упражнения). Информация о составе групп рассылалась студентам заранее.

Второй вариант. Группа из 14 студентов была поделена на две мини-группы по четыре студента и две мини-группы по три студента. Занятие проводилось в ЭИОС одновременно асинхронным методом в информационной обучающей системе СФУ «е-Курсы» и синхронным методом в ЭИОС (платформа для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru). Три мини-группы выполняли грамматические тесты, одна мини-группа работала синхронно с преподавателем. На протяжении занятия мини-группы сменяли друг друга. На каждую мини-группу отводилось 25 мин. синхронной работы с преподавателем в ЭИОС (платформа для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru). Данный вариант работы использовался для таких этапов, как активация нового лексического материала, развитие автономии речи студентов (речевые упражнения: дискуссии, дебаты, проекты/презентации с дальнейшим обсуждением и др.). Информация о составе мини-

групп (состав мини-групп менялся в зависимости от заданий) и о точном времени входа на платформу для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru рассылалась студентам заранее.

Эти варианты работы позволили:

• решить проблему низкого уровня концентрации внимания на занятиях, сохранить темп занятия, повысить активность студентов на занятии;

• вывести изучение и отработку грамматических структур на самостоятельную работу, при этом освободить время на отработку новых лексических единиц и на тренировку навыка говорения (фокус был направлен на презентацию подготовленной речи, развитие условно неподготовленной и неподготовленной речи с использованием новых лексических единиц);

• предложить студентам самостоятельно тренировать грамматику английского языка на большом количестве грамматического материала, выявлять свои ошибки, при этом иметь возможность задать вопрос по проблемному заданию в чате либо на платформе для вебинаров СФУ во время занятия;

• предложить студентам тренировку навыка восприятия иностранной речи на слух на предложенных мини-видеолекциях на английском языке, взятых с международного интернет-сервиса YouTube для объяснения новых грамматических явлений.

Недостатком данного формата была значительная переработка преподавателя, так как в его обязанности входили: разработка структуры и наполнения курса, создание курса, ведение курса (чат), мониторинг успеваемости на курсе и проведение занятий в синхронном режиме на платформе для вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru

Заключение (Conclusion)

Цель — разработать модель эффективного преподавания дисциплины Б1.Б.02 «Иностранный язык» с использованием компьютерных технологий на период ковидных ограничений — была достигнута. Была выстроена эклектическая модель, которая показала свою эффективность. Промежуточный контроль в форме зачета (1-й семестр), итоговый контроль в форме экзамена (2-й семестр) выявили высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом в рамках рабочей программы, а также коммуникативную компетенцию, уровень которой позволил студентам перейти к изучению иностранного языка профессиональной направленности. В связи с достаточной эффективностью работы в таком режиме было принято решение о продолжении преподавания уже в традиционной форме (офлайн-режиме), но с использованием курса «Английский язык: грамматический аспект» для самостоятельной работы студентов.

Был сделан вывод, что элементы МООК могут быть интегрированы в электронный курс по дисциплине Б1.Б.02 «Иностранный язык», который, в свою очередь, может быть использован для самостоятельной работы студентов как эффективное дополнение к аудиторным часам либо к синхронной работе на одной из существующих платформ (сервис вебинаров СФУ Webinar.sfu-kras.ru, Zoom, Mind и др.). Здесь очевидна целесообразность использования эклектического подхода, так как помимо осмысленного взаимо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действия с содержанием курса необходимы такие составляющие образовательного процесса, как социальное присутствие, которое позволяет студентам идентифицировать себя с учебной группой и целенаправленно разви-

вать свои коммуникативные навыки беседы на иностранном языке, а также обратная связь от преподавателя для обеспечения полноценной когнитивной и социальной вовлеченности студента.

Библиографический список

1. Учебная аналитика МООК как инструмент прогнозирования успешности обучающихся / Т. Ю. Быстрова, В. А. Ларионова, Е. В. Синицын, А. В. Толмачев // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 139-166.

2. Полянкина С. Ю. Возможности массовых открытых онлайн-курсов в интеграционном изучении специальных дисциплин и иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (47), ч. 2. C. 144-148.

3. Можаева Г. В. МООК — новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 1 (15). С. 5-9.

4. Гущина О. М., Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 119-136. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-119-136

5. Рогова Н. Н. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 390-392.

6. Кряклина Т. Ф., Реттих С. В. Massive open online courses — Массовые открытые онлайн-курсы в высшем образовании // Академик. 2018. № 1. С. 26-33.

7. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С. 90-103. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10033

8. Стецкевич Е. С. Новые возможности преподавания истории в высшей школе: массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — «за» и «против» // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2019. № 1. С. 140-150.

9. Климова Е. В. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК): плюсы и минусы // Цифровые инструменты в образовании : электрон. сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Сургут : Сургут. гос. пед. ун-т, 2021. С. 77-78.

10. Готовцева И. П., Кашпарова В. С., Синицын В. Ю. Массовые открытые онлайн курсы и современные методики преподавания языков // Язык и текст. 2017. Т. 4, № 3. С. 79-86. DOI: 10.17759/langt.2017040309

11. Боголепова С. В. Анализ опыта использования МООК как компонента университетского курса иностранного языка // Вестн. Том. гос. ун-та. 2021. № 473. С. 170-176. DOI: 10.17223/15617793/473/21

12. Елизарьева Ю. А. Современный преподаватель в процессе «Моокизации» образования // Гуманитарная информатика. 2016. № 10. С. 92-100. DOI: 10.17223/23046082/10/10

13. Ur P. A taurse in Language Teaching. Practice and Theory. New York : Cambridge University Press, 2009. 375 p.

References

Bogolepova S. V. (2021) Analiz opyta ispol'zovaniya MOOK kak komponenta universitetskogo kursa inostrannogo yazyka [Investigating the Use of a MOOC as a Component of a University Language Course], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta ¡Tomsk State University Journal], no. 473, pp. 170-176, doi: 10.17223/15617793/473/21 (in Russian)

Bystrova T. Yu., Larionova V. A., Sinitsyn E. V., Tolmachev A. V. (2018) Uchebnaya analitika MOOK kak instrument prognozirovaniya uspeshnosti obuchayushchikhsya [Learning Analytics in Massive Open Online Courses as a Tool for Predicting Learner Performance], Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], no. 4, pp. 139-166. (in Russian)

Elizar'eva Yu. A. (2016) Sovremennyi prepodavatel' v protsesse "Mookizatsii" obrazovaniya [Modern Instructor in the Process of "Moocization" of Education], Gumanitarnaya informatika [Humanitarian Informatics], no. 10, pp. 92-100, doi: 10.17223/23046082/10/10 (in Russian)

Gotovtseva I. P., Kashparova V. S., Sinitsyn V. Yu. (2017) Massovye otkrytye onlain kursy i sovremennye metodiki prepodavaniya yazykov [Mass Open Online Courses and Modern Methods of Teaching Languages], Yazyki tekst[Language and Text], vol. 4, no. 3, pp. 79-86, doi: 10.17759/langt.2017040309 (in Russian)

Gushchina O. M., Mikheeva O. P. (2017) Massovye otkrytye onlain-kursy v sisteme podgotovki i povysheniya kvalifi katsii pedagogicheskikh kadrov [Massive Open Online Courses for Pedagogical Staff Training], Obrazovanie i nauka [The Education and Science Journal], vol. 19, no. 7, pp. 119-136, doi: 10.17853/1994-5639-2017-7-119-136 (in Russian)

Klimova E. V. (2021) Massovye otkrytye onlain-kursy (MOOK): plyusy i minusy [Massive Open Online Courses (MOOCs): Pros and Cons]*, Tsifrovye instrumenty v obrazovanii [Digital Tools in Education]*. Surgut, Surgutskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., pp. 77-78. (in Russian)

Kryaklina T. F., Rettikh S. V. (2018) Massive open online courses — Massovye otkrytye onlain-kursy v vysshem obrazovanii [Massive Open Online Courses — Mass Open Online Courses in Higher Education], Akademik [Academic]*, no. 1, pp. 26-33. (in Russian)

Mozhaeva G. V. (2015) MOOK — novye vozmozhnosti dlya razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [MOOC — New Potential for Development of Additional Vocational Education], Dopolnite'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire [Additional Professional Education in the Country and the World], no. 1 (15), pp. 5-9. (in Russian)

Polyankina S. Yu. (2015) Vozmozhnosti massovykh otkrytykh onlain-kursov v integratsionnom izuchenii spetsial'nykh distsiplin i inostrannogo yazyka [The Possibilities of Massive Open Online Courses in the Integrated Study of Special Disciplines and

Foreign Languages], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], no. 5 (47), part 2, pp. 144-148. (in Russian)

Prokhorova M. P., Vaganova O. I. (2019) Uchastie prepodavatelei vuza v razrabotke otkrytykh onlain-kursov [Possibilities of Attracting University Teachers in the Development of Open Online Courses], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogical Science]*, vol. 1, no. 5 (62), pp. 90-103, doi: 10.24411/2224-0772-2019-10033 (in Russian)

Rogova N. N. (2017) Primenenie massovykh otkrytykh onlain kursov dlya organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov [Application of Mass Open Online Courses for the Organization of the Independent Work of Students], Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], vol. 6, no. 4 (21), pp. 390-392. (in Russian)

Stetskevich E. S. (2019) Novye vozmozhnosti prepodavaniya istorii v vysshei shkole: massovye otkrytye onlain-kursy (MOOK) — "za" i "protiv" [New Opportunities for Teaching History in Higher Education: Mass Open Online Courses (MOOCs) — Pros and Cons], Materialy nauchno-metodicheskoi konferentsii Severo-Zapadnogo instituta upravleniya — filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby [The Materials of the Scientific-Methodical Conference of the Northwestern Institute of Management, a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration]*, no. 1, pp. 140-150. (in Russian)

Ur P. (2009) A Course in Language Teaching. Practice and Theory. New York, Cambridge University Press, 375 p. (in English)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.