Научная статья на тему 'Электронные обучающие курсы как эффективное средство обучения в вузе'

Электронные обучающие курсы как эффективное средство обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННО-ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / E -LEARNING / E LEARNING COURSES / VIRTUAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ранних Виктор Николаевич

Рассматривается пример организации электронного обучения в вузе на примере использования электронных курсов для студентов, а также пути и способы их эффективного использования как средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ранних Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING COURSE AS AN EFFECTIVE MEANS TRAINING IN HIGH SCHOOL

An example of e-learning in the university by the example of the use of e-learning courses for students, as well as ways and means for their effective use as teaching aids.

Текст научной работы на тему «Электронные обучающие курсы как эффективное средство обучения в вузе»

THE ROLE OF VIRTUAL LABORATORY WORKSHOPS IN IMPROVING COGNITIVE AND MOTIVATIONAL TRAINING IN HIGH SCHOOL INDICATORS

V.N.Rannich

The problem of use in the educational process of the university laboratory practical work , as well as the results of the experiment on the introduction into the educational process of the virtual laboratory practical as a more effective means of teaching.

Key words: virtual laboratory work, pedagogical technology, criteria indicators .

Rannich V.N., PhD. ped.Sciences, Professor., vik_nik_r@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Univesrsity

УДК 378.23:5

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В.Н. Ранних

Рассматривается пример организации электронного обучения в вузе на примере использования электронных курсов для студентов, а также пути и способы их эффективного использования как средств обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, электронно-обучающие курсы, виртуальное обучение.

Развитие информационных технологий и совершенствование обучения и контроля знаний, умений и навыков требуют радикальных изменений в области подготовки специалистов разных профилей. Особое внимание уделяется обучению студентов в условиях, максимально приближенным к реальным условиям боевой обстановки. Ведется активный поиск эффективных методов обучения. Для решения поставленных задач требуется использование средств вычислительной техники, пересмотр существующих технологий разработки методических средств и адаптации их к электронной форме представления. При обучении с использованием ЭВМ не приемлема концепция традиционных коллективных форм обучения; в данном случае необходимо вводить индивидуальное учебное планирование с учётом таких особенностей студента, как темпы адаптации, уровень восприятия, материальные возможности [5, 7].

Практическая реализация системы образования с использованием ЭВМ и программных средств требует создания специальной единой информационной среды, внутри которой организуется процесс обмена

данными между отдельным пользователем и преподавателем и осуществляется доступ студента к любой информации, хранящейся в виртуальных библиотеках.

Наиболее распространенными и эффективными средствами обучения на базе ПЭВМ в настоящее время являются:

- электронные обучающие курсы (ЭОК) - для теоретического обучения;

- имитационные динамические модели (тренажеры) - для отработки практических навыков.

Такие системы позволяют студентам организовать процесс самостоятельной работы, предоставляя возможность каждому строить свое образование по индивидуальной программе, варьируя параметры темпа объема и последовательности подачи информации. К подобным программным продуктам предъявляются особые требования, поскольку студент работает без непосредственного контакта с преподавателем, и реализация целевой функции процесса в этом случае невозможна без стимулирования интереса пользователя и мотивации обучения. Преподаватель имеет возможность контролировать процесс обучения со своего персонального компьютера, отмечая, сколько раз студент пользовался различными методиками и какой-либо информацией. Кроме того, с помощью тестирования он может проверить уровень подготовки любого студента и оценить его знания. Для более полного и рационального использования потенциала персонального компьютера необходимо заменить существующие обзорные и глоссарные педагогические технологии на алгоритмический (виртуально-тренинговый) вариант.

Современные ЭОК представляют собой сложные и объемные дидактические системы на базе компьютерных сетей. В них реализованы электронные библиотеки (базы знаний, информационно-справочные системы и т.д.), графические, видео- и аудиоматериалы, пошаговые и динамические модели процессов. Техническое обеспечение АОК включает компьютерную сеть, объединяющую рабочие места педагога и студента, оснащённые необходимым оборудованием. Учебно-методическое обеспечение содержит учебный материал для студентов, а также методические указания для преподавателей, проводящих занятия в классе, лингвистическое - специализированные языки, позволяющие учащимся вести диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, составлять учебные курсы и управлять работой ЭОК.

Программное обеспечение - совокупность программ ЭВМ -реализует различные функции, возложенные на ЭОК. Организационное обеспечение автоматизированной обучающей системы включает различную документацию, регламентирующую ее работу [2, 4].

Многие задачи программируемого обучения, требующие практических навыков, переносятся на тренажеры. Особое место в

современных обучающих системах отводится динамическим моделям процессов, которые призваны устранить разрыв между этапами теоретической и практической подготовки обучаемых.

Основой практических навыков, которые формируются на тренажерах, являются знания, полученные на этапе теоретического обучения с помощью ЭОК. Для студентов, изучающих военно-специальные дисциплины, тренажеры на сегодняшнем сложном экономическом этапе реформирования Вооруженных Сил РФ в целом являются единственным средством для отработки навыков действий в реальных условиях общевойскового боя.

Связующим звеном информационно-образовательной среды в системе обучения с использованием ЭОК и тренажеров является образовательный портал. Основное назначение образовательного портала -создать интерфейсную надстройку над информационно-образовательной средой открытого обучения с целью повышения качества сервисных услуг и эффективной работы пользователя в рамках единого информационного пространства, а также оптимального использования всей структуры информационно-образовательной среды. Портал предназначен для более эффективного представления информации пользователям на всех этапах обучения.

Обучение с использованием ЭОК и тренажеров дает возможность проводить занятия с многочисленной аудиторией, ведет к сокращению затрат времени на освоение необходимых знаний и внедрение новых учебных курсов, позволяет систематизировать и наглядно иллюстрировать новые разработки, предоставляет возможность анализа протоколов действий каждого обучаемого и обеспечивает единый объективный подход к проверке знаний. Кроме того, таким образом можно решить проблему нехватки квалифицированных преподавателей. Для ее успешного внедрения необходим переход от традиционных методик, применяемых в сфере образования к организации современного процесса обучения. Технологической базой такого обучения могут стать автоматизированные обучающие курсы и тренажеры [6, 8].

Еще одним неоспоримым преимуществом ЭОК является интерактивность, которая обеспечивает диалоговый режим на протяжении всего процесса обучения. Благодаря этому обучающие системы оказывают значительную поддержку студентам, облегчая процесс обучения и избавляя их от тех элементов занятий, которые не обеспечивают усвоения необходимого материала. С помощью АОК занимающийся может сам задавать себе скорость обучения и самостоятельно его контролировать.

Автоматизированные обучающие курсы бывают нескольких типов: информационные, справочные, контролирующие, обучающие, комбинированные. Некоторые ЭОК предназначены для работы с

«отдельными элементами обучения» (они способствуют усвоению отдельных тем, текстов и проч.).

Все чаще и чаще Вы можете встретить понятие «электронные учебники» (т.е. учебники, являющиеся по существу огромными обучающими программами).

Одни ЭОК «способны» контролировать знания студентов, другие содержат в себе элементы «учебного тренажа», третьи помогают овладению новым учебным материалом, четвертые предназначены для того, чтобы стимулировать интерес студентов к изучаемому предмету.

При построении ЭОК принято учитывать как достоинства, так и недостатки компьютеров, на которых они будут эксплуатироваться, а именно: возможности использования игровых элементов в процессе обучения; возможности организации «диалога» студента и ЭВМ; демонстрационные возможности, наглядность; предметность, красочность представления учебного материала и др. К числу недостатков многих компьютеров можно отнести малую емкость экрана дисплея, его избыточную (недостаточную) яркость, специфичность программного обеспечения и проч.

Эффективность ЭОК во многом зависит от их содержательней стороны: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно-графического и справочного материала («компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры, фото-видео-звуковые «архивы») и др.

Создавая ЭОК, нужно помнить о трех обстоятельствах:

- человеческий мозг способен перерабатывать в ограниченный промежуток времени ограниченный объем полезной информации;

- в большинстве отечественных вузов работа в компьютерном классе лимитирована по времени;

- «общение» студента с компьютером требует от первого повышенного психического напряжения.

Важнейшей функцией электронных обучающих систем является контроль за знаниями учащихся. Контроль может быть текущий, рубежный и др.

Лучшие ЭОК никогда не бывают «насыщены» сложными формулами, схемами и т.д. Работа с ними не требует много времени. Помните? Еще М. Хайдеггер считал, что «игра есть язык трансценденции», а Й.Хейзинга писал, что «игра - всеобщий принцип становления человеческой культуры». Трудно сказать, были ли эти мыслители правы. Тем не менее, бесспорно: игровые элементы нередко используются при создании АОК.

В обучающих играх можно отметить целый ряд психолого-педагогических достоинств:

- во-первых, активность их участников - обучаемые, увлеченные игрой, не замечают, что учатся, они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают фантазию, приобретают умения и навыки и применяют их в процессе игры;

- во-вторых, динамичность, которая выражает влияние фактора времени на игровую деятельность человека, - время приобретает такое же первостепенное значение, как и в жизни;

- в-третьих, занимательность, которая отражает увлекательное проявление человеческой деятельности и потому оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека, побуждая его к участию в игре или заинтересованному наблюдению за ее ходом и усиливая тем самым познавательные интерес и активность;

в-четвертых, своеобразие субъект-объектных отношений, когда обучаемый выступает и как объект педагогического воздействия, и как субъект игровой деятельности, полностью вовлеченный в ее процесс. Основным элементом обучающей игры является выполнение ею дидактической задачи. Она определяется общей целью обучения и тесно связана с целью и задачами занятий. Все остальные элементы (содержание, правила, игровые действия) подчинены дидактической задаче и обеспечивают ее реализацию [8, 9].

Иными словами, современные тенденции внедрения электронного обучения в вузах должно проходить под реальным руководством преподавателя, который в этих условиях прекрасно владеет новыми электронными технологиями и функцией провайдера в мире учебной и социальной информации. Только такой подход обеспечит целостность и результативность использования традиционной дидактики и ее современного воплощения в электронном образовании.

Список литературы

1. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. Пенза: Изд-во Пензен. технол. ин-та, 2002.

2. Моисеев В.Б. Элементы информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2002.

3. Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): монография. Красноярск: Изд-во КрасГУ. 2002. 300 с.

4. Монахова Л.Ю. Информатизация математического образования в профессиональной подготовке военных специалистов: монография. СПб.: ИОВ РАО, 2005. 168 с.

5. Ранних В.Н. Дидактическая оценка информационных технологий в вузе // Материалы ежегод. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Демидовские чтения». 13-14 октября, 2012 г. Тула: Изд-во РИО, 2012.

6. Ранних В.Н., Леонтьев Н.С. Дидактические требования к электронной лабораторной работе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 105 с.

7. Ранних В.Н., Евтушенко К.Н. Дидактический аудит электронного образования в вузе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 123 с.

8. Ранних В.Н. Электронный практикум как дидактическое средство повышения качества обучения в вузе. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.3. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 280-285

9. Ранних В.Н., Рыбалкина О.И. Имитационная лабораторная работа как дидактическое средство самостоятельного обучения студентов в высшей школе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 100 с.

Ранних Виктор Николаевич, канд. пед. наук, проф., vik nik raramhier.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

E-LEARNING COURSE AS AN EFFECTIVE MEANS TRAINING IN HIGH SCHOOL

V.N.Rannich

An example of e-learning in the university by the example of the use of e-learning courses for students, as well as ways and means for their effective use as teaching aids .

Key words: e -learning, e - learning courses, virtual learning.

Rannich V.N., PhD. ped.Sciences, Professor., vik_nik_r@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Univesrsity

УДК 378.14.7

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

А.Н. Сергеев, А.В. Сергеева, П.Н. Медведев

Рассмотрена методика формирования технологической компетентности будущего учителя, раскрыты основные этапы учебно-исследовательской работы студентов в процессе выполнения задания технологического характера.

Ключевые слова: технологическая компетентность,учебно-исследовательская

работа.

При исследовании дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя в качестве одной из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.