Научная статья на тему 'Электронный практикум как дидактическое средство повышения качества обучения в вузе'

Электронный практикум как дидактическое средство повышения качества обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / VIRTUAL LAB / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / CRITERIA INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ранних Виктор Николаевич

Рассматриваются проблемы организации самостоятельной работы студентов в вузе, а так же экспериментальный опыт, подтверждающий целесообразность применения электронных лабораторных работ с целью повышения качества обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ранних Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC WORKSHOP AS A DIDACTIC MEANS OF IMPROVING TRAINING IN HIGH SCHOOL

The problems of the organization of independent work of students at the university, as well as experimental experience, proving the feasibility of electronic laboratory work in order to improve the quality of student learning.

Текст научной работы на тему «Электронный практикум как дидактическое средство повышения качества обучения в вузе»

The theoretical model of training future teachers of vocational training to innovation developed on the basis of formation of knowledge system about the innovative vocational and educational activities; on the need for personal development and improvement of vocational and educational activities. It presents the principles, stages, approaches, learning environment.

Key words: teacher training, innovation, stages, pedagogical conditions,

approaches, pedagogical practice, the theoretical model.

Pravdyuk Valentina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, m-suganova@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

УДК 378.147.091.313.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В.Н. Ранних

Рассматриваются проблемы организации самостоятельной работы

студентов в вузе, а так же экспериментальный опыт, подтверждающий целесообразность применения электронных лабораторных работ с целью повышения качества обучения студентов.

Ключевые слова: виртуальная лабораторная работа, педагогическая

технология, критериальные показатели.

В процессе обучения одной из актуальных проблем в современной педагогике является, проблема организации самостоятельной деятельности студентов. На данный момент сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы проектирования и осуществления самостоятельной работы студентов требуют осмысления, коррекции и новых

педагогических решений [1,2]. Это связано с расширением поля самостоятельной деятельности студентов в условиях привлечения к процессу познания информационных и телекоммуникационных

компьютерных технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения.

К таким технологиям относится виртуальный практикум, который реализуется с помощью комплекса, включающего персональный компьютер, программное, информационное и методическое обеспечения, и позволяет студенту на основе математической модели реального явления, процесса или устройства выполнить исследование, являющееся целью лабораторной работы, которую нельзя достичь с использованием реального оборудования [1, 3-4].

Виртуальный лабораторный практикум при значительно меньших материальных затратах может в той или иной степени решать все задачи реального практикума, а в сочетании с последним обеспечить гораздо

более глубокое понимание студентом природы изучаемых процессов и явлений, принципов работы устройств и механизмов [5, 6].

В связи с этим становится актуальным вопрос о научной обоснованности и экспериментального подтверждения целесообразности применения виртуального лабораторного практикума с целью повышения качества обучения студентов.

Такая работа проводилась нами в 2012 году в Тульском государственном университете. В экспериментальном исследовании приняли участие две группы: экспериментальная (ЭГ) состоящая из 22 студентов и контрольная (КГ) - так же из 22 студентов. Эта работа осуществлялась на следующих этапах: организационном

(констатирующем), на котором обучение в группах проводилось традиционным образом для выявления начальных условий; основном (формирующем), связанном с применением разработанной виртуальной работы; заключительном контрольном этапе анализа.

В рамках проведенной нами исследовательской работы проводились замеры критериев (когнитивный, оперативный и мотивационный) и параметров оценки эффективности обучения в предоставленных условиях. Когнитивный (знаниевый) критерий определялся с помощью тестирования, оперативный - определялся успешным выполнением практических расчетов, а мотивационный - с помощью анкетирования.

Полученные результаты систематизировались с целью выявления уровней успеваемости, практических навыков и мотивации к обучению студентов.

Результаты упорядочивались в 5-балльную шкалу четырёх уровней (0, I, II и III) и отслеживалась динамика их изменения.

В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что с тестированием справились 86 % студентов, из них на оценку «5» ответило 22 %. Т.е. более половины продемонстрировали низкий уровень знаний. Практическое задание не смогли, выполнить четверо обучающихся - 18 % от общего количества. Причем с 1-й попытки справились 50 %, со 2-й -22 %, а с 3-й (уровень I) - всего 14 %.

Отметим, что на констатирующем этапе 22 % студентов имели низкий уровень мотивации, уровни I и II показали по 32 %, а уровень III наблюдался всего у 14 % обучаемых.

Проведенное в ходе констатирующего эксперимента исследование позволило выявить ряд проблем и недостатков традиционной лабораторной работы. Из результатов видно, что студенты КГ показали средний уровень успеваемости. Особенно это проявилось при замере мотивационного критерия.

На следующем этапе студентам ЭГ была предложена разработанная лабораторная работа по теме: «Расчет параметров струйной цементации

массивов неустойчивых горных пород». Контрольная группа выполняла ту же работу традиционным методом.

Результаты диагностической работы на контрольном этапе эксперимента показали, что в ЭГ значения критериальных показателей высокого уровня превышают значения низкого и среднего уровней взятых вместе. Такая динамика прослеживается по всем критериям. Например, анкетирование показало, что у большинства студентов ЭГ доминирует положительное отношение к самостоятельной работе - 59 %, при отсутствии безразличных. Всего один (5 %) студент в ЭГ не справился с практическим заданием.

Анализ исследования показал, что студенты повысили качество знаний по рассматриваемой теме. Уровни когнитивного критерия изменились с положительной динамикой. Так, количество студентов получивших высокую оценку возросло более чем в 2 раза, а получивших оценку «2», «3» и «4» уменьшилось на 5 %, 18 % и 10 % соответственно.

Уровни оперативного критерия изменились более ровно. Количество не справившихся студентов уменьшилось на 13 %, а значения уровня III возросло на 9 %.

Так же наблюдалось резкое увеличение мотивации и активности среди студентов. Положительное отношение к виртуальному практикуму выразило в 4,3 раза больше участников эксперимента в ЭГ, чем при «бумажной» лабораторной работе.

В тоже время успеваемость в КГ осталась на прежнем уровне с незначительными положительными изменениями. Так, показатель когнитивного критерий увеличился на уровнях II и III на 4 и 14 % соответственно и уменьшился на уровнях 0 и I на 5 % и 13 % соответственно. Та же тенденция прослеживается при изменении показателей оперативного критерия. Мотивация и активность студентов КГ при выполнении работы традиционным методом практически не изменилась.

На рис. 1-3 наглядно представлена разница между показателями в КГ и ЭГ на контрольном этапе эксперимента.

Для сравнения динамики изменения показателей по уровням результатов наших критериев в группах ЭГ и КГ представим сводную таблицу. Для корректного анализа примем значения убывания и возрастания параметров по модулю |Д|. Т.е. для контрольной группы |А|КГ, а для экспериментальной |Д|ЭГ.

Анализируя приросты показателей ЭГ и КГ можно выделить следующее:

Уровень III когнитивного критерия в ЭГ повысился по сравнению с КГ, т.е. |Д|КГ < |Д|ЭГ на 7 %, при этом происходит убыль показателей на уровнях 0 (одинокого и в ЭГ и в КГ) и I (в ЭГ на 5 % меньше).

0,6

0,3

0,2

П ЭГ □ КГ

Уровень 0

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Рис. 1. Показатели уровней когнитивного критерия в ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

I

□ ЭГ □ КГ

Уровень 0

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Рис. 2. Показатели уровней оперативного критерия в ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента

0,5

0,4

0,1

0

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

□ ЭГ ШКГ

Уровень 0

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Рис. 3. Показатели уровней мотивационного критерия в ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимент

Уровень II показал, что |А|КГ < |Л|ЭГ на 14 %. На данном уровне характеризуется это тем, что в КГ произошел прирост в 4 %, а в ЭГ наоборот убыль в 10 %.

Динамика полученных результатов показателей критериев по уровням

(итоги экспериментальной работы)

Критерии оценки этапа Когнитивный Оперативный Мотивационный

|А|кг Г О < |А|кг Г О < |А|кг U О <

Уровни 0 - 5 - 5 - 9 - 13 - 4 - 22

I - 13 - 8 - 5 0 0 - 23

II + 4 - 10 + 9 + 4 0 - 10

III + 14 + 23 + 5 + 9 + 4 + 45

Знак «минус» показывает уменьшение значений, знак «плюс» - возрастание.

Анализ оперативного критерия в группах показал, следующие изменения:

- уровень 0: |А|кг < |А|ЭГ на 4 %;

- уровень I: |А|КГ < |А|ЭГ на 5 %;

- уровень II: |А|КГ > |А|ЭГ на 5 %;

- уровень iii: |А|КГ < |А|ЭГ на 4 %.

3. Мотивационный критерий возрос в ЭГ по сравнению с КГ по всем уровням. Особенно это проявляется на низких уровнях 0 и I соответственно на 18 % и 23 %, а так же высоком III, |А|КГ < |А|ЭГ на 41 %.

Данный анализ результатов эксперимента подтвердил наше предположение о том, что внедрение виртуального практикума целесообразно и обеспечивает высокий и средний уровни качества знаний, умений и навыков, а так же высокую мотивацию студентов к обучению.

Список литературы

1. Кириллов А.В. Организационно-педагогические условия

совершенствования самостоятельной работы в профессиональном образовании государственных служащих: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб. 2002. С 16.

2. Захарова Е.В. Влияние информационных технологий на

наполнение поля самостоятельности студентов // Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания: сб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материалов межрегион. науч.-метод. конф., 2-3 февр. 2005. Якутск: Якут. гос. ун-т. 2005. С. 56-57.

3. Нильсон О.А. Самостоятельная работа // Российская

педагогическая энциклопедия. Т. 2. М.: Педагогика, 1999. С. 308-309.

4. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и

перспективы. М.: Знание, 1986. С. 80.

5. Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе «человек-компьютер» // Компьютерная хроника. 1999. №9. С. 33-36.

6. Красильникова В.А., Шалкина Т.Н. Разработка и использование электронного пособия для организации учебной деятельности студентов // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. 2004. С. 210-216.

Ранних Виктор Николаевич, канд. пед. наук, проф., vik nik r@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный унивесрситет

ELECTRONIC WORKSHOP AS A DIDACTIC MEANS OF IMPROVING TRAINING IN

HIGH SCHOOL

V.N. Rannich

The problems of the organization of independent work of students at the university, as well as experimental experience, proving the feasibility of electronic laboratory work in order to improve the quality of student learning.

Key words: virtual lab, educational technology, criteria indicators.

Rannikh Viktor Nikolaevich, PhD. pedagogical Sciences, Professor., vik_nik_r@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.147

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. А. Романов

Рассматриваются вопросы, касающиеся изменения внимания к формированию кадрового педагогического потенциала качественно нового уровня, в свете существующих взглядов и тенденции развития современной системы высшего профессионального образования, осуществляющейся на фоне радикальных изменений в российском обществе. Показываются возможные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации, реальные источники построения и развития образовательной системы обновлённого типа, а также место и роль преподавателя как ведущей фигуры в системе высшего профессионального образования, разрешающей основные противоречия.

Ключевые слова: интеграция, кадровый педагогический потенциал,

образовательные технологии, педагог-исследователь, педагогические условия, педагогический опыт, преподаватель, противоречия, средства электронных образовательных технологий.

В условиях реформирования высшей профессиональной школы одной из основных тенденций развития современной образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.