Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы сети Интернет в обучении английскому языку'

Электронные образовательные ресурсы сети Интернет в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранный язык / английский язык / электронные словари / языковые сообщества / электронные языковые платформы / образовательные ресурсы. / foreign language / English / electronic dictionaries / language communities / electronic language platforms / educational resources.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корухова Л.В.

Цель исследования – сформировать систему ориентирующих знаний о современных электронных образовательных ресурсах при изучении иностранных языков. Научная новизна статьи заключается в разработке авторского комплекса электронных образовательных ресурсов в качестве дополнительного инструмента при обучении иностранному языку. В результате исследования освещены образовательные платформы сети Интернет, представлены данные о их применении в образовательном процессе в вузе, проанализированы результаты, связанные с применением наиболее значимых электронных ресурсов в группах технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources of the Internet in studying English

The purpose of the study is to form a system of orienting knowledge about modern electronic educational resources in the study of foreign languages. The scientific novelty of the article lies in the development of the author's complex of electronic educational resources as an additional tool for teaching a foreign language. As a result of the study, the educational platforms of the Internet are highlighted, data are presented on their use in the educational process at the university, and the results associated with the use of the most significant electronic resources in groups of technical specialties are analyzed.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы сети Интернет в обучении английскому языку»

Electronic educational resources of the Internet in studying English

Koroukhova Ludmila Vladimirovna, PhD in Philology, Assistant Professor, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk

This research is aimed at forming a system of knowledge about modern electronic educational resources in studying foreign languages. The academic novelty of this article is in working out the system of electronic educational resources as an additional tool in teaching English. As a result, the educational platforms of the Internet are given; the outcomes of using them in teaching process at University are described; the results of using the most significant electronic resources in groups of engineering specialties are analyzed.

Keywords: foreign language; English; electronic dictionaries; language communities; electronic language platforms; educational resources.

Цитировать: Корухова Л.В. Электронные образовательные ресурсы сети Интернет в обучении английскому языку// KANT. – 2023. – №1(46). – С. 282-286. EDN: INNRPH. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.50

Корухова Людмила Владимировна, кандидат филолог. наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск

Цель исследования – сформировать систему ориентирующих знаний о современных электронных образовательных ресурсах при изучении иностранных языков. Научная новизна статьи заключается в разработке авторского комплекса электронных образовательных ресурсов в качестве дополнительного инструмента при обучении иностранному языку. В результате исследования освещены образовательные платформы сети Интернет, представлены данные о их применении в образовательном процессе в вузе, проанализированы результаты, связанные с применением наиболее значимых электронных ресурсов в группах технических специальностей.

Ключевые слова: иностранный язык; английский язык; электронные словари; языковые сообщества; электронные языковые платформы; образовательные ресурсы.

УДК 372.881.111

5.8.2

Корухова Л.В.

Электронные образовательные ресурсы сети Интернет

в обучении английскому языку

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью всестороннего анализа проблемы изучения современных образовательных ресурсов сети Интернет для реализации образовательных целей при подготовке будущих специалистов. Безусловно, качество образования во многом зависит от модернизации содержания образования, которая влечет за собой использование новейших технологий и электронных ресурсов. Они позволяют ввести новые инструменты в сам процесс обучения, а также дают возможность сделать процесс изучения иностранного языка более интересным, занимательными и экстравагантным, способствуют интеллектуальному развитию обучающихся.

Исходя из цели, были определены следующие задачи: 1) изучить материалы об электронных образовательных ресурсах сети Интернет 2) разработать комплекс популярных учебных ресурсов (сервисы по проведению онлайн олимпиад и конкурсов, обучающие языковые платформы, электронные словари, языковые сообщества и т.д.) 3) представить данные о применении вышеупомянутых ресурсов в рамках программы «Иностранный язык» в УлГТУ для реализации образовательных целей 4) проанализировать результаты эмпирического исследования (апробация наиболее значимых электронных образовательных ресурсов в учебных группах УлГТУ).

Основные методы исследования: анализ данных, анкетирование, систематизация и обобщение, описание, статистический подсчет.

Теоретическую базу исследования составили работы таких исследователей, как И.А. Матвеенко [1, 2], Л.В. Надеина [1, 2], Т.В. Коротченко [2], Р.П. Мильруд [3], Н.Ю. Миронова [4], К.К. Фидарова [5], Г.Ш. Павлова [5], Е.В. Варламова [5], А.О. Бегинина [5]. Исследования данных авторов связаны с разработкой проблематики о применении Интернет технологий в обучении иностранным языкам.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования представленного в данном исследовании комплекса ресурсов в учебной деятельности обучающихся по программе «Иностранный язык».

Основная часть

Электронные образовательные ресурсы надлежит рассматривать как учебные материалы, представленные в сети Интернет для общего пользования, которые могут служить дополнительными инструментами в обучении для формирования тех или иных образовательных навыков.

Настоящая работа ориентирована на формирование комплекса электронных образовательных ресурсов, направленных на развитие языковых навыков обучающихся. Представляется перспективным выделить несколько групп: площадки проведения онлайн-олимпиад, конкурсов перевода, комплексные обучающие сайты и языковые сообщества, электронные словари.

1. Площадки проведения онлайн-олимпиад, викторин, конкурсов переводов по английскому языку:

1.1 Онлайн-олимпиада УлГПУ имени И.Н. Ульянова.

Ежегодно на базе Ульяновского государственного педагогического университета проводится Всероссийская студенческая онлайн олимпиада по английскому языку, в которой активно принимают участие студенты университетов разных городов России (Ульяновск, Чебоксары, Томск, Севастополь, Саратов, Саранск, Санкт-Петербург, Самара, Пятигорск, Невинномысск, Москва, Курган, Красноярск, Краснодар, Кисловодск, Киров, Иркутск, Владивосток, Братск, Армавир). Для удобства проведения мероприятия организаторами создан специальный сайт (https://sites.google.com/view/competition-ulspu/). Олимпиада подходит как для языковых, так и неязыковых направлений подготовки. Каждый год тематика олимпиады меняется, однако языковая направленность остается прежней: контроль навыков аудирования.

1.2 Академия интеллектуального развития

АИР – это образовательный портал всероссийского уровня, который проводит конкурсы для педагогов, олимпиады, викторины, творческие конкурсы, а также предоставляет возможность принять участие в конференции и опубликовать работу в СМИ или в печатном журнале. Ежегодно Академия интеллектуального развития организуют олимпиаду по английскому языку для студентов. Задания олимпиады, составленные с учетом ФГОС, включают в себя 15 вопросов. За каждый правильный ответ участникам начисляется 1 балл. По итогам выдаются дипломы победителя или дипломы участников, а также благодарственные письма преподавателям вузов. Наградные материалы доступны в электронном виде.

1.3 Межвузовский конкурс переводов современной литературы и публицистики.

Данный конкурс ежегодно проводится кафедрой философии и общегуманитарных дисциплин на базе Самарского юридического института ФСИН России и объединяет участников гражданских и ведомственных учебных заведений Самары, Ульяновска, Санкт-Петербурга, Перми, Пскова, Новокузнецка, Рязани и Воронежа. Участникам предлагаются тексты современной литературы и публицистики, которые необходимо точно и грамотно перевести с иностранного языка (анг., нем.). Выполненный перевод необходимо прислать на почту организатора. Самые достойные работы отмечаются дипломами.

2. Комплексные обучающие сайты и языковые сообщества:

2.1 Duolingo (https://www.duolingo.com) представляет собой учебную платформу, ориентированную на самостоятельное изучение языка. Желающие могут заниматься непосредственно на сайте или могут скачать приложение. Второй вариант более мобилен, что позволяет заниматься в любой точке в любое удобное для пользователя время. Учебная программа разбита на мини-уроки. Это дает возможность изучать материал небольшими порциями, без утомления. В каждом уроке предлагается выполнить задания для тренировки навыков говорения, аудирования, чтения, грамматики. Эта платформа интересна тем, что она выстраивает обучение в игровой форме: поощрительный приз за правильно выполненные задания – «алмазы», которые впоследствии можно обменивать на бонусы или дополнительные «жизни». Алмазная система оценивания результатов делает процесс изучения языка увлекательным и необычным.

2.2 Polyglot club представляет собой сообщество для желающих изучать язык вживую. Организаторы устраивают мероприятия во многих городах, что позволяет участникам общаться с носителем языка непосредственно. Такие встречи проходят регулярно, их список находится на сайте. Если у участника нет QR-кода, то общаться с иностранцами предоставляется по видеочату. Этот сервис позволяет практиковать и совершенствовать навыки аудирования и говорения.

2.3 BBC Learn English – это образовательный ресурс, созданный британской компанией BBC. Материалы представлены в виде курсов по определенной программе. Сайт ориентирован на разные уровни, однако больше всего контента на уровни А2 и B1. Кроме того, ресурс содержит справочник с отдельными темами по грамматике в дополнение к основной программе. BBC Learn English полезен при изучении грамматики, лексики, тренировке и постановке правильного произношения, а также формированию навыков аудирования. Грамматические программы, продолжительностью около 6 минут, охватывают основные темы на двух уровнях: basic и intermediate). Следует отметить программу 6 minute English, которая комбинирует практику лексических единиц и тренировку аудирования. Добиться правильного произношения поможет курс Tim’s Pronunciation Workshop и Sounds of English.

3. Электронные словари:

3.1 Collins Dictionary

Collins является крупным издателем образовательного, языкового и географического контента и публикует инновационные, вдохновляющие и информативные книги уже более 200 лет. Онлайн-словарь Collins – это справочный ресурс, опирающийся на достоверную и авторитетную информацию о языке, благодаря широкому использованию обширных баз данных языка - как на английском, так и на других языках.

Доступный для пользователей Интернета с декабря 2011 года, словарь английского языка Collins размещен на сайте CollinsDictionary.com. Полная версия словаря дает доступ к примерам предложений, показывающих употребление слов, частотность слов и различные тенденции. Вместе с тем, CollinsDictionary.com запустил дискуссионный форум, на котором обсуждаются неологизмы. Словарь был обогащен и расширен за счет добавленных в официальный список слов терминов, касающихся социальных сетей, еды, сленга и современных технологий. Эта отличительная черта характеризует словарь как один из тех, что идет в ногу со временем.

3.2 Macmillan Dictionary

Словарь Macmillan English Dictionary был впервые опубликован в 2002 году и включал в себя и британский, и американский варианты английского языка. Созданный лексикографами Великобритании и США, словарь представлял собой базу данных, содержащую миллионы примеров английского языка, используемого повсеместно. Обширный анализ корпуса аутентичных устных и письменных текстов с использованием самых современных технологий позволил составителям словаря раскрыть свежую информацию о том, как и когда используются слова.

В 2009 году была запущена онлайн-версия словаря MacmillanDictionary.com, которая включала тезаурус, полностью интегрированный в статьи. С момента своего запуска словарь Macmillan Dictionary часто обновлялся. Он содержит краудсорсинговый компонент под названием Open Dictionary, который позволяет пользователям участвовать в создании словарей, отправлять слова и поддерживать Macmillan Dictionary в актуальном состоянии.

Главной особенностью словаря Macmillan является то, что он содержит информацию о метафорическом значении обычных знакомых слов. Кроме того, он предоставляет пользователям доступ к расширенному тезаурусу Macmillan Thesaurus (синонимы, антонимы, родственные слова), дополнительным ресурсам (языковые викторины, видеоролики о грамматике и словарном запасе со всего мира).

3.3 Multitran

Multitran - это редактируемый русский многоязычный онлайн-словарь, запущенный 1 апреля 2001 года. Англо-русско-английский словарь содержит более четырех миллионов статей. К наиболее важным особенностям словаря можно отнести следующие: внушительную базу данных (более 10 миллионов терминов), возможность сообщить об ошибке (только для зарегистрированных пользователей), а также расширять онлайн-словарь (активными участниками являются переводчики), разные виды поиска (алфавитный, морфологический, словосочетательный)

База Multitran объединила информацию о словах множества бумажных словарей в одно целое. Наряду с очевидными преимуществами этот значительный объем базы имеет ряд недостатков: затрудняется поиск необходимых слов, усложняется задача выбора правильного эквивалента, встречаются повторяющиеся переводы термина для разных дисциплин.

Multitran – это не только онлайн словарь, но и площадка объединяющая переводчиков, лингвистов, любителей иностранных языков, студентов. Каждый зарегистрированный пользователь может принять участие в формировании корпуса словаря, его редактировании, обсуждении возникающих вопросов на форуме. Кроме того, известны офлайн встречи пользователей (так называемые pow-wow), которые прошли в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.

Данный комплекс электронных образовательных ресурсов был апробирован в группах технических специальностей УлГТУ в рамках курса «Иностранный язык».

Практический аспект настоящего исследования отображен в таблице:

Таблица – Использование электронных образовательных ресурсов в рамках учебной программы «Иностранный язык» в УлГТУ в группах технических специальностей

Группа Ресурсы Количество участников

МТМбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

3

2

1/1/2

5/10/11

Эбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 9

3

1

1/1/2

6/12/10

РТбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 10

3

2

1/1/2

4/14/11

ИЗОбд-11 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 13

4

3

1/2/2

5/13/14

ЭТбд-12 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

2

2

1/4/2

5/11/10

Рбд-11 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

3

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1/1/2

5/9/10

Эбд-22 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

3

2

1/1/2

5/10/10

ЭАбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 14

3

2

1/1/2

6/13/10

ИСТбд-12 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 7

6

2

4/1/7

3/10/15

ТЭбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 10

3

2

1/1/2

9/11/10

ИСТбд-11 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

3

2

1/1/2

8/13/14

ИСТбд-13 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 16

3

2

1/1/2

5/10/16

ИВТАПбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

6

4

1/1/2

3/12/10

Рбд-21 Онлайн-олимпиада, организованная УлГПУ

Академия интеллектуального развития

Межвузовский конкурс переводов

Duolingo/ Polyglot club/ BBC Learn English

Collins Dictionary/Macmillan Dictionary/ Multitran 8

3

4

1/1/2

5/12/12

Результаты, представленные в таблице, отображают тенденцию интереса студентов к обсуждаемым в исследовании образовательным ресурсам. Очевидно, что наибольшим спросом пользуются онлайн-олимпиады, организованные УлГУ, электронные словари Macmilan и Multitran.

Заключение

По итогу работы можно сформулировать следующие выводы:

1. В результате исследования изучены материалы (учебная и методическая литература), содержащие данные о современных электронных ресурсах.

2. Освещенные в работе популярные образовательные Интернет-ресурсы (сервисы по проведению онлайн олимпиад и конкурсов по английскому языку, электронные словари, обучающие языковые платформы и т.д.) успешно используются в рамках программы «Иностранный язык» в УлГТУ для реализации образовательных целей.

3. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования студентов УлГТУ неязыковых специальностей, подтвердил значимость и востребованность электронных образовательных ресурсов, приведенных в настоящем исследовании.

Литература:

1. Матвеенко И.А., Надеина Л.В. Информационные технологии в преподавании профессионального иностранного языка (на примере образовательного процесса в институте геологии и нефтегазового дела) // Вестник ЧИТГУ. - 2010. - № 3 (60). - C. 97-102.

2. Матвеенко И.А., Надеина Л.В., Коротченко Т. В. Использование икт в организации процесса обучения профессиональному иностранному языку // Вестник ЧитГУ. - 2011. - № 11 (78). - C. 52-57.

3. Мильруд Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре // Вестник ТГУ. - 2012. – Вып. 5 (109). – C. 211-217.

4. Миронова Н.Ю. Использование Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку со студентами неязыковых профилей в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31058 (дата обращения: 10.01.2023).

5. Фидарова К.К., Павлова Г.Ш., Варламова Е.В., Бегинина А.О. Электронные технологии в обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30439 (дата обращения: 15.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.