Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрулёва Алина Алексеевна

Исследования последних лет позволяет обосновать высокий интерес ученых к проблеме эффективного применения информационных технологий в образовательном процессе ВУЗа. Изучение указанной проблематики в педагогической науке вызвано осознанием роли и последствий процессов информатизации и глобализации общества. Статья посвящена изучению возможностей использования цифровых образовательных ресурсов в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающимися неязыковых направлений подготовки. В статье обосновывается эффективность применения цифровых образовательных ресурсов в изучении иностранного языка на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. В работе проанализированы основные педагогические цели цифровых образовательных ресурсов с позиции целевого подхода. Также предложены наиболее популярные ресурсы для совершенствования навыков чтения, аудирования и лексических навыков обучающихся неязыковых направлений подготовки. В качестве примера приводится фрагмент занятия с использованием одного из цифровых образовательных ресурсов на аудиторном занятии по иностранному языку. Автор указывает, что среди преимуществ использования цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения иностранного языка можно выделить следующие: усиление положительной мотивации обучения, активизация познавательной деятельности обучающихся; проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; привлечение большого объема дидактического материала; обеспечение высокой степени дифференциации, индивидуализации обучения; расширение возможности самостоятельной деятельности; формирование навыков проектно-исследовательской деятельности; обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрулёва Алина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC AREAS OF TRAINING

Recent researches allow substantiating the scientists’ high interest in the problem of the information technologies effective use in the university educational process. The study of this problem in pedagogical science is caused by the awareness of the role and consequences of the informatization and globalization society processes. The article is devoted to the study of using digital educational resources possibilities in the process of mastering the discipline “Foreign language” by students of non-linguistic areas of training. The article substantiates the effectiveness of digital educational resources use in the foreign language study at the present stage of world society development in order to increase the future specialists’ level of foreign language communicative competence. The paper analyzes the main pedagogical goals of digital educational resources from the target approach point. The most popular resources for improving reading, listening and lexical skills of students of non-linguistic areas of training are also proposed. As an example, a lesson fragment using one of the digital educational resources during studying foreign language is given. The author points out that among the advantages of using digital educational resources in the foreign language learning process, the following can be distinguished: strengthening the positive motivation for learning, enhancing the students’ cognitive activity; conducting classes at a high aesthetic and emotional level; attracting a large amount of didactic material; ensuring a high degree of differentiation, individualization of training; expanding the possibility of independent activity; formation of skills in design and research activities; providing access to various reference systems, electronic libraries, other information resources.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

13. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / Т.И. Зиновьева и др.; под редакцией Т.И. Зиновьевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 468 с. - URL: https://urait.ru/bcode/489256 (дата обращения: 08.01.2022).

14. Методика преподавания русского языка : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.

15. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - 3-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.

16. Соловейчик, М.С. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности / М.С. Соловейчик // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - С. 236-239

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. -URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (дата обращения: 04.04.2022).

18. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с. - URL: http://school57.tgl.ru/sp/pic/File/FGOS_/Fundament_yadro.pdf (дата обращения: 04.04.2022).

19. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред. и сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и методики преподавания Хрулёва Алина Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Исследования последних лет позволяет обосновать высокий интерес ученых к проблеме эффективного применения информационных технологий в образовательном процессе ВУЗа. Изучение указанной проблематики в педагогической науке вызвано осознанием роли и последствий процессов информатизации и глобализации общества. Статья посвящена изучению возможностей использования цифровых образовательных ресурсов в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающимися неязыковых направлений подготовки. В статье обосновывается эффективность применения цифровых образовательных ресурсов в изучении иностранного языка на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. В работе проанализированы основные педагогические цели цифровых образовательных ресурсов с позиции целевого подхода. Также предложены наиболее популярные ресурсы для совершенствования навыков чтения, аудирования и лексических навыков обучающихся неязыковых направлений подготовки. В качестве примера приводится фрагмент занятия с использованием одного из цифровых образовательных ресурсов на аудиторном занятии по иностранному языку. Автор указывает, что среди преимуществ использования цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения иностранного языка можно выделить следующие: усиление положительной мотивации обучения, активизация познавательной деятельности обучающихся; проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; привлечение большого объема дидактического материала; обеспечение высокой степени дифференциации, индивидуализации обучения; расширение возможности самостоятельной деятельности; формирование навыков проектно-исследовательской деятельности; обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, цифровые образовательные ресурсы, информационные технологии, студенты неязыковых направлений подготовки, информационные технологии.

Annotation. Recent researches allow substantiating the scientists' high interest in the problem of the information technologies effective use in the university educational process. The study of this problem in pedagogical science is caused by the awareness of the role and consequences of the informatization and globalization society processes. The article is devoted to the study of using digital educational resources possibilities in the process of mastering the discipline "Foreign language" by students of non-linguistic areas of training. The article substantiates the effectiveness of digital educational resources use in the foreign language study at the present stage of world society development in order to increase the future specialists' level of foreign language communicative competence. The paper analyzes the main pedagogical goals of digital educational resources from the target approach point. The most popular resources for improving reading, listening and lexical skills of students of non-linguistic areas of training are also proposed. As an example, a lesson fragment using one of the digital educational resources during studying foreign language is given. The author points out that among the advantages of using digital educational resources in the foreign language learning process, the following can be distinguished: strengthening the positive motivation for learning, enhancing the students' cognitive activity; conducting classes at a high aesthetic and emotional level; attracting a large amount of didactic material; ensuring a high degree of differentiation, individualization of training; expanding the possibility of independent activity; formation of skills in design and research activities; providing access to various reference systems, electronic libraries, other information resources.

Key words: foreign language teaching, digital educational resources, information technologies, students of non-linguistic areas of training, information technology.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад жизни человека прошлого столетия - человек ежедневно использует их для обучения, на работе или в домашних условиях. Компьютерная грамотность и информационная культура являются необходимыми условиями для трудоустройства и успешной карьеры. Стремительно развивается тенденция увеличения многофункциональности вещей, которые окружают человека. Например,

мобильные телефоны перестали нести функцию только лишь как средства связи, их функционал расширился практически до уровня компьютера.

Изучение иностранного языка также в последнее время ощущает на себе влияние цифровых технологий. В процессе преподавания иностранного языка все чаще используются информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют разнообразить виды деятельности на занятиях.

Изложение основного материала статьи. Информационные технологии в обучении иностранным языкам выступают в качестве технического оснащения образовательного процесса в виде электронных устройств и ресурсов. Ползикова Е.В. разделяет информационные технологии на обучающие, развивающие, образовательные.

Обучающие информационные технологии помогают в решении образовательных задач при их систематическом использовании.

Развивающие информационные технологии направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Образовательные информационные технологии позволяют расширить познавательные способности обучающихся с целью удовлетворения их интеллектуальных потребностей [1, C. 65].

Использование аутентичных аудио- и видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку стало предметом исследований многих ученых. C. Herron и I. Seay утверждают, что использование аутентичных аудио- и видеоматериалов улучшает понимание речи на слух на всех уровнях обучения, не оказывая негативного влияния на грамматику, словарный запас и навыки устной речи [6, C. 488].

Результаты исследования, проведенного J.M. Chung [4; 5], в котором аутентичные видеоматериалы использовались в Тайваньском колледже EFL в условиях комбинированного подхода к предварительному обучению лексике и изучению темы занятия, подтвердили, что аутентичные видеоматериалы оказывают положительное влияние на обучение аудированию.

В исследовании T. Asako утверждается, что TED Talks влияют на навыки аудирования обучающихся колледжей Японии, и рассматриваются стратегии адаптации занятий для студентов с низким уровнем знаний. Согласно анализу полученных данных, у обучающихся отмечается улучшение понимания речи на слух, повышение уровня мотивации и способности понимания различных английских акцентов [3, C. 160].

В исследовании H. Kim изучался эффект аутентичных видео-ресурсов для улучшения понимания речи на слух в образовательном процессе среди студентов корейских университетов. В ходе исследований было выявлено значительное улучшение понимания речи на слух в группах со средним и продвинутым уровнем владения иностранным языком после использования видеоматериалов [7, C. 23].

Среди образовательных задач, которые решаются за счет использования информационных технологий в процессе обучения, можно выделить следующие: поддержание мотивации обучающихся к дисциплине за счет систематического использования электронных ресурсов в процессе изучения иностранного языка, повышение уровня профессиональной компетентности преподавателя, совершенствование образовательного процесса в целом, расширение возможностей для организации учебной деятельности обучающихся [2, C. 145].

С позиции целевого подхода в обучении цифровые образовательные ресурсы преследуют следующие педагогические цели:

- выполнение социального заказа социума: использование ИКТ содействует развитию информационно грамотной личности вне зависимости от специализации;

- совершенствование всех уровней образовательного процесса за счет использования ИКТ предполагает реализацию образовательного процесса на высоком уровне, активизацию познавательной деятельности студентов, а также формирование информационной культуры обучающихся;

- адаптация всех участников образовательного процесса к жизни в условиях информационных технологий, которая выражена формированием необходимых навыков и умений для ориентации в глобальных информационных потоках.

Таким образом, благодаря активному использованию цифровых образовательные ресурсов в современном образовательном процессе происходит изменение содержания, методов и форм обучения.

Сегодня иностранный язык является востребованным с точки зрения расширения возможностей коммуникации с мировым сообществом. Современные цифровые образовательные ресурсы используют многие преподаватели в своей профессиональной деятельности, т.к. они являются перспективным драйвером повышения эффективности обучения английскому языку.

Среди наиболее популярных цифровых образовательные ресурсов, которые можно использовать в процессе изучения иностранного языка:

Lingualeo.com - платформа для изучения лексики, практики навыков чтения, прослушивания аутентичных аудиозаписей, видео с субтитрами на иностранном языке.

Duolingo.com - ресурс для развития навыков разговорной речи в игровой форме.

Rong-chang.com - универсальный курс, в котором обучение осуществляется по принципу тестирования по разделам грамматики, лексики, орфографии.

Learn It - ресурс позволяет изучать иностранный язык в группе или индивидуально, а также в режиме трехмесячных марафонов.

BistroEnglish.com - оригинальный совместный проект, разработанный при активном участии лингвистов-носителей языка, предлагает изучать иностранный язык с помощью комплекса аудио и видео-уроков, учебно-игрового интерактивного формата, разнообразия тематических уроков.

Agendaweb.org - изучение иностранного языка через просмотр мультфильмов.

ESL - сайт, направленный на расширение словарного запаса и улучшение слухового восприятия языка.

Easy World of English - структурированный ресурс, каждый урок которого разделен на 3 части и включает задания на грамматику, лексику, аудирование.

English Daily - образовательный ресурс, содержащий разнообразные рубрики, посвященные слову дня, грамматическим структурам дня и т.д.

TED Talks - платформа, которая предлагает выступления участников различных конференций, а также ученых, популярных ведущих, актеров, преподавателей на иностранном языке.

TV411 - ресурс содержит видеоконтент с носителями иностранного языка на различную тематику.

Fluentu - видеоуроки по иностранному языку различной направленности с заданиями.

Возможность переписываться с носителями иностранного языка предлагают следующие ресурсы: Polyglot Club, My Language Exchange, Interpals, Conversation Exchange, Meet up, Italki.

Для совершенствования навыков аудирования можно использовать следующие цифровые образовательные ресурсы:

Esl-lab - ресурс содержит аудиотексты трех уровней сложности, которые можно использовать в процессе проведения аудиторных занятий, а также для подготовки к международным экзаменам.

Librivox - представляет собой коллекцию аудиокниг на иностранном языке, которые были записаны англоговорящими волонтерами по всему миру.

TuneIn - глобальная служба потоковой передачи аудио, новостей, радио, ТВ программ и подкастов.

Real English - ресурс предлагает возможности для изучения настоящего разговорного английского языка через записанные аутентичные диалоги с реальными людьми на улице на различную тематику.

Esolcourses - ресурс, предлагающий учить иностранный язык по песням с субтитрами. Также предполагается выполнение заданий к прослушанным музыкальным композициям.

Repeat after us - ресурс, содержащий разноуровневые цитаты и тексты, которые озвучены носителями языка.

Для совершенствования лексических навыков предлагаются следующие цифровые образовательные ресурсы:

Hangman - игровой ресурс, в котором нужно угадать слово различной тематики по буквам.

Idiomsite - сайт, предлагающий перевод и озвучку идиом.

Daily Page - курс, который поможет в написании любого контента (от ведения блогов до написания эссе, критических статей и сценариев).

Среди цифровых образовательных ресурсов, предлагающих обучающимся создание карточек для запоминания лексики в различных формах, следует отметить следующие: Memrise, Anki, Brainscape, Quizlet, Wordwall.

Для совершенствования навыков чтения можно выделить следующие цифровые образовательные ресурсы:

CrazyLink - программа для изучения и запоминания слов на тренажере. Помимо лексического тренажера предлагаются онлайн кроссворды, тренажер неправильных глаголов, тренажер управления глаголов.

Breaking News English и News in Levels - ресурсы, содержащие новостные заметки, а также видеоролики с заданиями, адаптированные под разные уровни владения языком.

Readlang - сайт, на котором можно переводить слова и фразы прямо по ходу чтения.

Среди наиболее популярных интернет-словарей необходимо отметить следующие:

Cambridge Dictionary - электронный словарь, предлагаемый издательством Cambridge University.

Dictionary Multitran - электронный словарь для поиска лексических единиц по различным параметрам.

The Free Dictionary - словарь для повседневного пользования, имеющий возможность перевода на множество языков.

Urban Dictionary - электронный словарь, который предлагает изучение английского сленга.

Online Etymology - электронный этимологический словарь.

Сегодня существует множество интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, предложенные цифровые образовательные ресурсы можно использовать не только на аудиторных занятиях по иностранному языку, но и в рамках самостоятельной работы по дисциплине.

Приведем пример использования одного из цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся 1 курса направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского».

В процессе изучения темы «Educational and cognitive sphere of communication» обучающимся предлагается выполнить следующее задание: на сайте TED talks ознакомиться с видео-выступлением Marc Chun на тему «Diving into deeper learning», составить монологическое высказывание. В случае необходимости, обучающиеся могут включить английские субтитры. После ознакомления с видео-выступлением студентам предлагается подготовить монологическое высказывание на 3 минуты, в котором им необходимо выразить свое мнение о проблеме и предложить свои идеи по развитию у обучающихся навыков критического мышления, сотрудничества, коммуникации. Монологи студентов сопровождаются последующей дискуссией. Использование цифрового ресурса TED talks позволяет обучающимся совершенствовать собственные навыки распознавания речи носителя иностранного языка и говорения, расширить лексический запас.

Выводы. Таким образом, среди преимуществ использования цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения иностранного языка можно выделить следующие: усиление положительной мотивации обучения, активизация познавательной деятельности обучающихся; проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; привлечение большого объема дидактического материала; обеспечение высокой степени дифференциации, индивидуализации обучения; расширение возможности самостоятельной деятельности; формирование навыков проектно-исследовательской деятельности; обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учебный процесс с использованием цифровых образовательных ресурсов направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности обучающихся.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого студента с учётом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств.

Литература:

1. Ползикова, Е.В. Цифровой сервис как драйвер изучения английского языка в условиях Индустрии 4.0 / Е.В. Ползикова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - Том 14. - № 2. -С. 63-70

2. Соловов, А.В. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред / А.В. Соловов, А.А. Меньшикова // Высшее образование в России. - 2021. - № 1. - С. 144-155

3. Asako, T. TED Talks as an extensive listening resource for EAP students / T. Asako. - Language Education in Asia, 4 (2), 2019. - 150-162 рр.

4. Chung, J.M. The effects of three aural advance organizers for video viewing in a foreign language classroom / J.M. Chung, S.C. Huang. - System, 26 (4), 1998. - 553-565 рр.

5. Chung, J.M. The effects of using two advance organizers for the teaching of listening in English / M.J. Chung. - Foreign Language Annals, 35(2), 2002. - 231-241 рр.

6. Herron, C. & Seay, I. The effect of authentic aural texts on student listening comprehension in the foreign language classroom / C. Herron & I. Seay. - Foreign Language Annals, 24, 2006. - 487-495 рр.

7. Kim, H. Using authentic videos to improve EFL students' listening comprehension international / H. Kim. - Journal of Contents, 11 (4), 2016. - 15-24 pр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.