Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБУЧЕНИЕ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ (КОМПЬЮТЕРНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / POP ART / TEACHING POP SINGING / INFORMATION AND COMMUNICATION (COMPUTER) TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Е. О.

Одно из перспективных направлений развития и совершенствования музыкального искусства эстрады - широкое внедрение информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в практику обучения эстрадному пению. Оптимальным «педагогическим инструментарием» в этом процессе может стать применение специализированных электронных образовательных ресурсов - программ, призванных оптимизировать работу с голосом, повысить эффективность обучения эстрадного певца. Особое внимание в статье уделяется классификации такого рода образовательных ресурсов, которая предполагает деление на классы (образовательные - демонстрационные, обучающие, справочные); типы (презентативные, креативные, тренинговые, текстовые, гипертекстовые) и виды (учебные пособия, презентация, синтезатор, тренажёр, модуль проверки знаний, электронная библиотека и т. п.). В целевом отношении, согласно авторской концепции, применение специально отобранных и компилированных электронных образовательных ресурсов направлено на становление готовности обучающихся эстрадному вокалу к самостоятельной исполнительской деятельности, как соло, так и в ансамбле; на расширение их профессионально ориентированных интересов в области компьютерных технологий и формирование способности применять такого рода инструментарий для самосовершенствования своей практической подготовки к эстрадному пению. Предложенная в статье систематизация функций, выполняемых в учебном процессе электронными образовательными ресурсами, поможет ориентироваться преподавателям и обучающимся эстрадному вокалу в их педагогическом потенциале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS PEDAGOGICAL TOOLKIT IN THE PROCESS OF TEACHING POP SINGING

One of the promising areas of development and perfection of the musical art of pop is the widespread deployment of information and communication (computer) technologies into the practice of learning variety singing. The best “educational toolkit” in this process would be to include specialized electronic educational resources - programs designed to optimize the work with the voice, to improve the effectiveness of the training of pop singer. The article focuses on classifying these kinds of educational resources, describing their functions and selection criteria. Methodical requirements for the preparation of a pop singer with the use of electronic educational resources are formulated, taking into account their pedagogical potential and the basic professional characteristics of learning variety singing. The functions performed in the educational process by electronic educational resources, which may be used as a kind of reference material in the practice of learning variety singing, are systematic. In general, it is shown that electronic educational resources involve different forms of educational content and pedagogical interaction, complement and expand the possibilities of traditional learning of variety singing, thereby contributing to the development and improvement of the performing skills of students.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ

Е. О. Моисеев,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991

Аннотация. Одно из перспективных направлений развития и совершенствования музыкального искусства эстрады — широкое внедрение информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в практику обучения эстрадному пению. Оптимальным «педагогическим инструментарием» в этом процессе может стать применение специализированных электронных образовательных ресурсов — программ, призванных оптимизировать работу с голосом, повысить эффективность обучения эстрадного певца. Особое внимание в статье уделяется классификации такого рода образовательных ресурсов, которая предполагает деление на классы (образовательные — демонстрационные, обучающие, справочные); типы (презентативные, креативные, тренинговые, текстовые, гипертекстовые) и виды (учебные пособия, презентация, синтезатор, тренажёр, модуль проверки знаний, электронная библиотека и т. п.). В целевом отношении, согласно авторской концепции, применение специально отобранных и компилированных электронных образовательных ресурсов направлено на становление готовности обучающихся эстрадному вокалу к самостоятельной исполнительской деятельности, как соло, так и в ансамбле; на расширение их профессионально ориентированных интересов в области компьютерных технологий и формирование способности применять такого рода инструментарий для самосовершенствования своей практической подготовки к эстрадному пению. Предложенная в статье систематизация функций, выполняемых в учебном процессе электронными образовательными ресурсами, поможет ориентироваться преподавателям и обучающимся эстрадному вокалу в их педагогическом потенциале.

Ключевые слова: эстрадное музыкальное искусство, обучение эстрадному пению, информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии, электронные образовательные ресурсы.

161

© Моисеев Е. О., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарности: Статья выполнена в контексте написания диссертационного исследования, которое осуществлялось на базе музыкального факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Автор благодарен преподавателям кафедры эстрадно-джазового искусства и кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования за ценные советы в процессе подготовки данной публикации.

Для цитирования: Моисеев Е. О. Электронные образовательные ресурсы как педагогический инструментарий в процессе обучения эстрадному пению // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 2. С. 161-176. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS PEDAGOGICAL TOOLKIT IN THE PROCESS OF TEACHING POP SINGING

Evgeniy O. Moiseev,

162

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. One of the promising areas of development and perfection of the musical art of pop is the widespread deployment of information and communication (computer) technologies into the practice of learning variety singing. The best "educational toolkit" in this process would be to include specialized electronic educational resources — programs designed to optimize the work with the voice, to improve the effectiveness of the training of pop singer. The article focuses on classifying these kinds of educational resources, describing their functions and selection criteria. Methodical requirements for the preparation of a pop singer with the use of electronic educational resources are formulated, taking into account their pedagogical potential and the basic professional characteristics of learning variety singing. The functions performed in the educational process by electronic educational resources, which may be used as a kind of reference material in the practice of learning variety singing, are systematic. In general, it is shown that electronic educational resources involve different forms of educational content and pedagogical interaction, complement and expand the possibilities of traditional learning of variety singing, thereby contributing to the development and improvement of the performing skills of students.

Keywords: pop art, teaching pop singing, information and communication (computer) technologies, electronic educational resources.

Acknowledgements: The article was prepared within the context of writing a dissertation research, which was carried out on the basis of the Music Faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University (MPGU). The author is grateful to the teachers of the Department of Pop and Jazz Art and the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education for valuable advice in the preparation of this publication.

For citation: Moiseev E. O. Electronic Educational Resources as Pedagogical Toolkit in the Process of Teaching Pop Singing. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 161-176 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.

Введение

Популярность и демократичность музыкальной эстрады со времён её возникновения и оформления как одного из значимых направлений мировой музыкальной культуры привлекала к себе самые широкие слои почитателей и последователей. Долгий исторический путь сомнений и поисков, творческих прозрений и ошибок, истинного совершенствования и следования запросам общества привёл на рубеже Х1Х—ХХ столетий искусство музыкальной эстрады к новым переосмыслениям и попыткам осознания места и значения этого направления в культуре и искусстве.

Сам термин «эстрада» универсален и аккумулирует в себе достаточно масштабные явления. Так, например, по мнению И. А. Смирновой, эстрадное искусство может трактоваться либо как разновидность театрально-сценического, пространственно-временного искусства, которое сформировалось на основе достижений театра, музыки, танца, художественной литературы и цирка, либо как способ познания и отражения действительности в художе-

ственно-образных формах её воссоздания на сцене средствами выразительности разных видов искусства [1, с. 237]. Е. Л. Рыбакова в своём диссертационном исследовании, по-свящённом проблеме развития музыкального искусства эстрады в художественной культуре России, считает, что одна из главных его черт — стилевое и жанровое разнообразие, обилие форм и способов музыкально-творческой деятельности [2].

Наиболее актуальными для понимания сущности искусства эстрады являются, на наш взгляд, изыскания В. Г. Кузнецова, в которых не только выявлен генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования, но и предпринят структурно-содержательный анализ профессиональной подготовки специалиста музыкальной эстрады на современном этапе. Исследователь рассматривает музыкальную эстраду как сценическое искусство малых форм, преимущественно популярно-развлекательного направления, отмечает её массовость, демократичность, понятность и доступность. Именно эти признаки, по его мнению, в максимальной степени способствуют выполнению за-

163

164

дач «социализации индивида, оптимизации способностей, знаний, духовных и созидательных качеств человека ищущего, хранящего и перерабатывающего информацию с целью достижения наиболее полного развития в личностной, социально-культурной и профессиональной сферах» [3, с. 137].

Не менее сложным и противоречивым является процесс информатизации и компьютеризации российского социума в целом и музыкального искусства и образования, в частности. Этот процесс по праву именуется «компьютерной революцией», в результате которой практически все стороны жизнедеятельности современного человека в той или иной степени зависят от эффективности функционирования компьютерных систем и применения информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий.

Так же, как и в искусстве эстрады, в информационно-коммуникационной сфере происходит постепенное накопление и закрепление базовых установок, принципов, концептуальных положений и способов развития. Не подлежит сомнению стратегическое значение компьютерных технологий и программ в развитии и совершенствовании процесса обучения. Бесспорным является и невозможность последовательного совершенствования музыкального искусства эстрады без их внедрения в процесс подготовки обучающихся.

Изучению проблем применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и их использования в музыкальном образовании посвящены работы М. Г. Абрамова [4], Н. С. Бажа-

нова [5], Ю. С. Брановского [6], А. А. Вербицкого [7], И. Б. Горбуновой [8], А. Ю. Джангваладзе [9], И. М. Кра-сильникова [10], А. И. Маркова [11], М. В. Моисеевой [12], М. В. Нагих [13], И. В. Нартовой [14], А. В. Осина [15], С. П. Полозова [16], А. С. При-селкова [17], С. В. Пучкова [18], И. В. Роберт [19], М. Г. Светлова [20], Е. Р. Сизовой [21], А. В. Харуто [22], И. Р. Черешнюк [23] и др. Вместе с тем проблема реализации потенциальных возможностей электронных образовательных ресурсов в процессе обучению эстрадному вокалу вплоть до настоящего времени остаётся одной из наименее исследованных. Рассмотрим в этом ракурсе педагогическую целесообразность реализации потенциальных возможностей электронных образовательных ресурсов как педагогического инструментария.

Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе: теоретико-методические аспекты

Многие исследователи подчёркивают, что для повышения качества образовательного процесса, для интенсивного обогащения методов и форм обучения, для оптимизации формирования у обучающихся новых профессиональных умений и навыков необходимо активно внедрять информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии (ИКТ) и применять электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Это позволит существенно расширить возможности обучающихся и тем самым обеспечить эффективность их взаимодействия с образовательной средой, особенно в области музыкального образования.

Понятие «Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии» трактуется в современных исследованиях как комплекс методов обработки информации, сочетающий в себе технические возможности вычислительной техники, электронной связи, компьютерных технологий и информатики, направленный на сбор, накопление, анализ и доставку информации потребителям, независимо от расстояния и объёмов, на автоматизацию рутинных операций и подготовку аналитической информации для принятия решений [24].

Постоянное совершенствование процессов информатизации в области образования продиктовано переходом к массовому использованию ИКТ во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в образовании, которое призвано выполнить важнейший социальный заказ, а именно — сформировать готовность обучающегося к профессиональному совершенствованию в условиях информационно насыщенного общества.

В рамках применения информационно-коммуникационных технологий задачи педагога расширяются за счёт развития дополнительной мотивации обучающихся к обучению, возможности приобщения к новым источникам знаний, доступа к ранее неизвестной информации, понимания и осмысления более сложных явлений. Практика показывает, что наиболее эффективно информационно-коммуникационные технологии влияют на успеваемость обучающихся, когда основной целью их применения является поддержка когнитивных процессов.

Под термином «электронный образовательный ресурс» большинство ис-

следователей подразумевает учебные материалы, для воспроизведения которых могут использоваться различные электронные устройства. В самом обобщённом виде к ЭОР относятся учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера (фактически, это технические средства обучения). Современные и более эффективные ЭОР воспроизводятся не только на компьютере, но и на разнообразных гаджетах (англ. gadget — принадлежность) — планшете, смартфоне, телефоне, в очках виртуальной реальности и пр.

В более конкретной трактовке ЭОР — это комплексное средство обучения, базирующееся на цифровых технологиях (компьютерных средствах), позволяющее осуществить индивидуализированный подход к процессу формирования профессиональных компетенций обучающегося в определённой предметной области. Если трактовать ЭОР как производное цифровых технологий (компьютерных средств, в соответствии с трак- „г товкой данного термина Г. И. Кири- 165 ловой - Е. М.), которые могут быть отобраны, скомпилированы и использованы педагогами для достижения целей обучения, то можно говорить о «закреплённых в компьютерной среде знаниях и возможностях автоматизированных способов выработки, хранения, передачи и использования информации» [25].

Электронные образовательные ресурсы могут применяться в научной, учебной, научно-популярной, художественно-творческой и культурно-досуговой сфере. Их систематизация предполагает деление на классы: образовательные (демонстрационные),

166

обучающие, справочные; типы: пре-зентативные, креативные, тренинго-вые, текстовые, гипертекстовые; виды: учебник, учебное пособие, презентация, текстовый редактор, компьютерный синтезатор, тренажёр, виртуальный практикум, модуль проверки знаний, электронная библиотека, гипертекстовая база данных и т.п.

В контексте обучения эстрадному пению электронные образовательные ресурсы можно также систематизировать:

1) по способу применения в образовательном процессе (распределённые, локальные, персональные);

2) по уровню образования (общее, профессиональное, послевузовское образование и профессиональная переподготовка);

3) по форме обучения (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная);

4) по целевому назначению (научное, научно-популярное, производственно-практическое, учебное, справочное, досуговое, художественно-творческое);

5) по характеру представления информации (мультимедийные; нормативные программные продукты; аудио-, видео-файлы, текстовые электронные аналоги);

6) по степени интерактивности (активные, описательные, смешанные, неопределённые).

Любая классификация электронных образовательных ресурсов может стать своего рода методологическим подходом к выбору педагогом конкретного интерактивного «инструментария» в процессе обучения эстрадному пению. Отобранные и скомпилированные ЭОР, готовые к применению, либо требующие адаптации, должны способствовать достижению цели и реше-

нию поставленных задач. При этом многообразные алгоритмы построения процесса обучения, методы развития и совершенствования вокального мастерства обучающихся в контексте информационно-коммуникационных технологий предусматривают различные виды образовательного контента и педагогического взаимодействия, существенно дополняют и расширяют традиционный инструментарий преподавателя.

Эстрадное пение, являясь в целом довольно эклектичным видом музыкального искусства, сочетает в себе множество направлений и объединяет многочисленные разновидности вокального жанра — от народной песни до джаза и рока. Многообразие форм также способствует жанровому разнообразию: романс, баллада, народная песня, частушка, шансон, авторская песня, бардовская песня, поп-музыка, джазовые композиции и т. п. Помимо собственно вокального исполнительства, эстрадное пение предполагает актёрское мастерство, и хореографию, сценическое движение, и шоу, и даже элементы техногенной инженерии. Тем самым одной из его важнейших характеристик является синтез искусств.

Техника эстрадного пения синтезирует в себе принципы и приёмы академического вокала и народного пения, а также ряд стилистических приёмов, характерных исключительно для эстрадных вокальных жанров. Именно поэтому эстрадный вокал по типу звукоизвлечения и собственно звучания обычно определяют как нечто среднее между академическим вокалом и народной манерой пения. Следовательно, в задачи эстрадного вокалиста входит поиск

своего собственного, оригинального звука, своей собственной, характерной и легко узнаваемой манеры пения, индивидуально окрашенного поведения на сцене, а также своего собственного сценического образа.

Практика показывает, что обучение эстрадному вокалу как образовательная деятельность, облечённая в эмоционально и художественно привлекательную «упаковку» и сочетающая в себе многообразие жанровых компонентов, содержит в себе противоречие: отсутствует научно-теоретическое и методическое обоснование применения ИКТ и ЭОР в обучении эстрадному пению, не проанализированы условия и формы их внедрения в практическую вокально-педагогическую деятельность.

Вместе с тем внедрение цифровых технологий в музыкальное образование приводит к обновлению методов и форм организации вокально-педагогического процесса, которые отвечают современным требованиям личностно-ориентированного и практи-ко-ориентированного обучения. В контексте личностного развития обучающегося ЭОР инициируют процессы формирования и совершенствования различных типов мышления (наглядно-образного и теоретического), а также благоприятно влияют на развитие интеллектуального потенциала обучающегося. Использование ЭОР позволяет решать разнообразные задачи — повышать мотивацию к обучению, оптимизировать учебное время за счёт вынесения за рамки занятия энерго- и времязатратных вопросов (например, проверять уровень знаний и умений с помощью различных модулей проверки знаний и компьютерных тренажёров).

Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения эстрадному

В целевом отношении применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения эстрадному пению направлено на становление готовности обучающихся к самостоятельной исполнительской деятельности, как соло, так и в ансамбле; на расширение их профессионально ориентированных интересов в области компьютерных технологий и формирование способности применять такого рода инструментарий для самосовершенствования своей практической подготовки как эстрадных певцов.

Средства образовательной деятельности: визуальные, аудиовизуальные (наглядные пособия, мультимедиа-пособия, видеошколы, открытые видеоуроки в телекоммуникационных компьютерных средах); ауди-альные (звукозаписи на электронных носителях, аудиофайлы в компьютерных раздаточных системах); механические и технические средства обучения (микшерные пульты, звуковые усилители, колонки, микрофоны, музыкальные электроинструменты) и т. п.

Формы образовательной деятельности. Взаимодействие педагога и обучающегося в рамках обучения эстрадному пению с применением электронных образовательных ресурсов подразумевает как традиционные формы — индивидуальные, индивидуально-групповые занятия, урок-концерт, так и инновационные — ве-бинар, видеоурок, постинтерактивное

пению

168

занятие (общение в социальных сетях, изучение голосовых сообщений).

Условия образовательной деятельности: аудитория, соответствующая санитарным нормам и оснащённая музыкальным инструментом (акустическое или электрофортепиано, синтезатор), аппаратурой для занятий эстрадным вокалом (микшерный пульт, аудио-колонки, звуковые усилители, микрофоны вокальные — радио- и шнуровые, электронные носители информации — компакт-диски (CD), флеш-карты (с минусовыми и плюсовыми фонограммами) и компьютер (ноутбук, планшет) с выходом в Интернет. Для занятий, проводимых в инновационных формах (веби-нар, видеоурок, постинтерактивное занятие) необходима двусторонняя возможность интерактивного общения педагога и обучающегося.

Классификация электронных образовательных ресурсов как специфического педагогического инструментария в классе эстрадного вокала представлена нами в статье «Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии в музыкальном искусстве эстрады: педагогиче-

ский аспект» [26]. В соответствии с проблематикой настоящей статьи выделим такие обучающие ЭОР, как мобильные приложения для сольного и ансамблевого пения; генератор минусовых фонограмм; вокальные тренажёры; программы, диагностирующие звуковысотность и чистоту интонирования.

С функциональной точки зрения в педагогическом процессе могут применяться электронные образовательные ресурсы профессионально ориентированные (готовые к применению), вспомогательные (для расширения функциональных возможностей обучающегося) и дополнительные (для адаптации отдельных функциональных возможностей обучающегося). Соответствующая классификация дана в Таблице 1.

Функциональные показатели электронных образовательных ресурсов, применение которых целесообразно в процессе обучения эстрадному пению

Класс: обучающие электронные образовательные ресурсы.

Таблица 1

Классификация электронных образовательных ресурсов в соответствии с их педагогическим потенциалом

Электронные образовательные ресурсы

Профессионально ориентированные Вспомогательные Дополнительные

Мобильные приложения: Vanido; Smule (караоке); Yousician; Perfect Pitch; Vocaberry; Garage Band. Мобильные приложения: Voice Training; Google Переводчик; Shazam; Functional Ear Trainer; Breathe+; Perfect Ear-Ear Trainer; Metronome(-). Программы-аналоги, видеохостинги: YouTube; Rutube. Программа-аналог, медиатрек iTunes. Сайт минусовых фонограмм Xminus. Программы-аналоги: Melodyne; ProTools; Logic Pro X; Cubase 5.

Типы: креативные, тренинго-вые, тестовые.

Виды: музыкальный редактор, компьютерный синтезатор, мобильные приложения для сольного и ансамблевого пения, генератор минусовых фонограмм, вокальные тренажёры, программы, диагностирующие звуковысотность и чистоту интонирования, модули проверки знаний.

I Vanido (мобильное приложение, англоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность автоматического определения вокального диапазона и генерации упражнений под него;

• обеспечивает обучающемуся возможность «видеть» свой голос, посредством цветной окраски звуковы-сотного нахождения каждого звука в предложенном упражнении;

• позволяет сохранять аудио файлы в архиве и устанавливать напоминание о необходимости позаниматься;

• автоматически выводит количество полученных баллов за качество точности интонирования.

Smule (караоке - мобильное приложение, русскоязычное / англоязычное и ещё 48 языков) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность проводить тренаж выученного музы-

кального материала как сольно, так и в ансамбле;

• обеспечивает обучающемуся возможность спеть с оригинальным исполнителем;

• позволяет записать свой собственный вариант партии песни, вторую партию может исполнить любой из 50 миллионов пользователей приложения, как off-line, так и on-line;

• открывает с помощью функции караоке возможности вокальных обработок, а при наличии видео-фильтров — предоставляет возможность создания клипов и их сохранение в архиве.

Yousician (мобильное приложение, англоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет обучающемуся возможность проводить подражательное исполнение музыкального материала (вокальный пример программы — повторение);

• позволяет устанавливать напоминание о необходимости проведения самостоятельного занятия;

• предоставляет возможность сохранения записанных аудиофайлов в архиве приложения.

В^^^В Perfect Pitch (мобильное приложение, англоязычное) с адресной направленностью для обладающих начальным уровнем вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• позволяет развивать различные грани звуковысотного слуха и музыкальную память.

169

m

170

I Vocaberry (мобильное приложение, русскоязычное/англоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно выбрать голосовой диапазон;

• обеспечивает возможность выбора специально разработанных вокальных упражнений, направленных на исправление распространённых ошибок;

• позволяет выбирать определённые песни для разучивания и сохранять получившиеся аудиофайлы в архиве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Garage Band (мобильное приложение, рускоязычное / англоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу не требуется):

• предоставляет возможность проводить тренаж вокала посредством наигрывания и пропевания мелодии;

• позволяет производить звуко-высотную корректировку пения посредством игры вокальной мелодии на мобильном инструменте, а также с помощью визуального анализа;

• обеспечивает возможность сохранять записанные аудиофайлы и клипы в архиве и делиться ими.

lEu^^B Voice Training (мобильное приложение, англоязычное) с ад-

ресной направленностью для обладающих начальным уровнем вокальной подготовки (целесообразна существенная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• позволяет тренировать звуко-высотный слух посредством угадывания 1, 2, 3 звуков или мелодии;

• предоставляет функцию встроенного тюнера.

О^^^Н Functional Ear Trainer

(мобильное приложение, англоязычное) с адресной направленностью для обладающих высоким уровнем вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• позволяет развивать различные грани звуковысотного слуха.

¡хштиэ

Хтшдо (сайт минусовых фонограмм в сети) с адресной направленностью для обладающих высоким уровнем вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• выполняет функции поиска, использования и сохранения «минусовых» фонограмм.

Программы-аналоги: Melodyne, ProTools, Logic Pro X, Cubase 5 - все

с адресной направленностью для обладающих высоким уровнем звукорежис-сёрской подготовки (требуют значительной адаптации применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляют возможность профессиональной звукозаписи вокала;

• содержат обобщённые знания в области записи вокала, создания вокальных обработок, сведения о музыкальном материале и т.п.;

• могут выполнять функции работы звукорежиссёра.

ВгеаШе+ (мобильное приложение, русскоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность участия в виртуальных практикумах по развитию и совершенствованию дыхания, в том числе способом визуализации;

• доступны функциональная настройка режимов, история пользования, настройка тем, уведомлений и т.п.

I Ме^опоте(-) (мобильное приложение, англоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна определённая адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность участия в виртуальных практикумах по развитию и совершенствованию чувства ритма.

Класс: образовательные (демонстрационные).

Тип: презентативные. Виды: учебник, учебное пособие.

Нн^^Н Perfect Ear-Ear Trainer (мобильное приложение англо-

язычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• позволяет развивать различные грани звуковысотногослуха;

• предоставляет возможность развивать и совершенствовать чувство ритма;

• доступна функция автоматической системы оценивания.

Класс: справочные.

Тип: гипертекстовые.

Виды: электронная библиотека, гипертекстовая база данных, библиотека плагинов (оцифрованные аудио- и видеозаписи).

I YouTube, Ru-

tube - программы-аналоги, видеохо-стинги — все с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность поиска, прослушивания, просмотра, сохранения различных файлов;

• наличие большой базы данных.

171

Shazam (мобильное приложение, многоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность поиска, прослушивания, просмотра, сохранения различных файлов;

• позволяет определять название, автора аудиофайла из любого

источника, осуществляет переадресацию в медиатеку;

172

iTunes (программа-аналог, медиатека, русскоязычное / англоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность тренажа дыхания, основанного на медитации и расслаблении.

Ll-^^H Google Переводчик

(мобильное приложение, многоязычное) с адресной направленностью для всех уровней вокальной подготовки (целесообразна минимальная адаптация применительно к обучению эстрадному вокалу):

• предоставляет возможность перевода иностранных слов, фраз, текстов посредством механического введения в программу, а также посредством сканирования;

• может быть удобным для перевода текстов песен, переводов текстов обучающих приложений и программ на иностранных языках.

Заключение

Рассмотрение технологических и методических аспектов применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения эстрадному пению позволило выявить основные пути и средства интеграции традиционного методического инструментария педагога-вокалиста и методических установок, связанных с адаптацией информационно-коммуникационных технологий к задачам музыкального образования.

В статье классифицированы виды современных электронных ресурсов, которые могут применяться в области обучения эстрадному пению. Интенсивность их использования обусловлена функциями и задачами, которые решаются с помощью того или иного электронного образовательного ресурса.

Рассмотренные в статье электронные образовательные ресурсы предполагают различные формы образовательного контента и педагогического взаимодействия, дополняют и расширяют возможности традиционного обучения эстрадному пению, способствуя тем самым развитию и совершенствованию исполнительского мастерства обучающихся.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Смирнова И. А. Искусство эстрады как разновидность театрально-сценического искусства // Традыцыйная i сучасная культура Беларуси псторыя, актуальны стан, перспектывы: матэ-рыялы навуковай канферэнцып (Мшск, 6 снежня 2012 г) / Беларусю дзяржауны ушверсгтэт культуры i мастацтвау. Мшск, 2013. С. 231-237.

2. Рыбакова Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: автореф. дис. ... д-ра культурологии СПб., 2007. 44 с.

3. Кузнецов В. Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. М., 2005. 601 с.

4. Абрамов М. Г. Освоение информационных компьютерных технологий как фактор развития самоотношения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 28 с.

5. Бажанов Н. С. Изучение звучащего музыкального произведения компьютерными технологиями // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей. Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 12-43.

6. Брановский Ю. С. Введение в педагогическую информатику. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. 206 с.

7. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвуз. сб. науч. трудов НГК им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1989. С. 15-23.

8. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-11.

9. Джангваладзе А. Ю. Создание информационной среды профессионального музыканта: ме-тодич. рук-во по курсам «Музыкальная информатика», «Современные музыкально-компьютерные технологии». М.: Спутник+, 2019. 56 с.

10. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007. 496 с.

11. Марков А. И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 167 с.

12. МоисееваМ. В., Полат Е. С., БухаркинаМ. Ю., НежуринаМ. И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под редакцией М. В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004. 216 с.

13. НагихМ. В. Электронная музыка как компонент подготовки педагога-музыканта: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 23 с.

14. Нартова И. В. Подготовка будущих учителей музыки к созданию авторских электронных образовательных ресурсов // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы Х международной научно-практической конференции. М.: РИТМ, 2012. С. 133-142.

15. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы URL: http://window.edu.ru/resource/271/45271/ files/12-29.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

16. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: дис. ... канд. искусств.: 17.00.0. Новосибирск, 2000. 238 с.

17. Приселков А. С. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Краснодар, 2003. 18 с.

18. Пучков С. В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: дис. ... канд. искусств.: 17.00.09. СПб., 2002. 278 с.

19. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

20. Светлов М. Г. Системы искусственного интеллекта в интерактивной музыке, аудиовизуальных перформансах // Современное музыкальное образование - 2010/ Материалы международной научно-практической конференции (1-3 декабря 2010 г.). СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 135-141.

21. Сизова Е. Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1996. 22 с.

173

22. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. М.: Московская государственная консерватория, 2000. 387 с.

23. Черешнюк И. Р. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2008. 24 с.

24. Булгакова Е. Т. Использование информационных технологий в учебном процессе. URL: http://science.ncstu.ru/articles/hs/12/07.pdf/file_download (дата обращения: 03.04.2020).

25. Кирилова Г. И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Казань, 2001. 36 с.

26. Моисеев Е. О. Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии в музыкальном искусстве эстрады: педагогический аспект / // Музыкальное искусство и образова-ние/MusicalArt andEducation, 2019.Т. 7. №2 4.С.158-175. DOI: 10.31862/23091428201974158175.

Поступила 20.04.2020; принята к публикации 18.05.2020.

Об авторе:

Моисеев Евгений Олегович, выпускник аспирантуры кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (улица Малая Пироговская, 1, строение 1. Москва, Российская Федерация 119991), [email protected]

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

174

1. Smimova I. A. Iskusstvo estrady kak raznovidnost' teatral'no-scenicheskogo iskusstva [Pop Art as a Kind of Theatrical and Scenic Art]. Tradycyjnaya i suchasnaya kul'tura Belarusi: gistoryya, aktual'ny stan, perspektyvy: [Traditional and contemporary culture of Belarus: history, today's state, perspectives]: materials of conference (Minsk, 6 December 2012). Belarussian state university of culture. Minsk, 2013, pp. 231-237 (in Russian).

2. Rybakova E. L. Razvitie muzykal'nogo iskusstva estrady v khudozhestvennoj kul'ture Rossii [Development of the Musical Art of Pop in the Artistic Culture of Russia]. Author's abstract of the Doctoral thesis (Cultural studies), Saint-Petersburg, 2007. 44 p. (in Russian).

3. Kuznetsov V. G. Estradno-dzhazovoe obrazovanie v Rossii: istoriya, teoriya, professional'naya podgotovka [Pop and Jazz Education in Russia: History, Theory, Professional Training]: Doctoral thesis (Pedagogy), Moscow, 2005. 601 p. (in Russian).

4. Abramov M. G. Osvoenie informacionnykh komp'yuternykh tekhnologij kak factor razvitiya samootnosheniya starsheklassnikov [Development of Information Computer Technologies as a Factor in the Development of Self-Relation of High School Students]: Author's abstract of the PhD thesis (Psychology). Moscow, 2008. 28 p. (in Russian).

5. Bazhanov N. S. Izuchenie zvuchashchego muzykal'nogo proizvedeniya komp'yuternymi tekhnologiyami [Study of Sounding Musical Works by Computer Technologies]. Muzyka v informatsionnom mire. Nauka. Tvorchestvo. Pedagogika [Music in the information world. The

science. Creation. Pedagogy]. Collection of articles. Rostov-on-Don: Rostov State Conservatory n. a. S. V. Rachmaninov Publ., 2003, pp. 12-43 (in Russian).

6. Branovsky Yu. S. Vvedenie v pedagogicheskuyu informatiku [Introduction to Pedagogical IT]. Stavropol: SGPU Publ., 1995. 206 p. (in Russian).

7. Verbitsky A. A. Psihologo-pedagogicheskie problemy perestrojki deyatel'nosti v komp'yuternom obuchenii [Psychological and Pedagogical Problems of Restructuring Activities in Computer Training]. EVM i problemy muzykal'nogo obrazovaniya [Computer and problems of music education]. Inter-University collection of scientific works of the Glinka National Research University. Novosibirsk, 1989, pp. 15-23 (in Russian).

8. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta [Music and Computer Technologies in the Preparation of a Teacher-Musician]. Problemy muzykal'noj nauki [Problems of music science]. 2014, no. 3 (16). pp. 5-11 (in Russian).

9. Dzhangvaladze A. Yu. Sozdanie informacionnoj sredy professional'nogo muzykanta: metodich. ruk-vo po kursam "Muzykal'naya informatika", "Sovremennye muzykal'no-komp'yuternye tekhnologiii" [Creating the Information Environment of a Professional Musician: Methodical Guide for Courses "Music IT", 'Modern Music and Computer Technologies"]. Moscow: Sputnik+ Publ., 2019. 56 p. (in Russian).

10. Krasilnikov I. M. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Electronic Musical Creativity in the System of Art Education]. Dubna: Feniks+ Publ., 2007. 496 s.

11. Markov A. I. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya informacionnykh komp'yuternykh tekhnologij v muzykal'nom obrazovanii [Pedagogical Conditions for the Use of Information Computer Technologies in Music Education]: PhD thesis (Pedagogy). Stavropol, 2004. 167 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Moiseeva M. V., Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Nezhurina M. I. Internet-obuchenie: tekhnologii pedagogicheskogo dizajna [Internet Training: Technologies of Pedagogical Design]. Ed. by M. V. Moiseeva. Moscow: Kameron Publ., 2004. 216 p. (in Russian).

13. Nagikh M. V. Elektronnaya muzyka kak component podgotovki pedagoga-muzykanta [Electronic Music as a Component of Teacher-Musician Training]: Author's abstract of the PhD thesis (Pedagogy). Moscow, 2006. 23 p. (in Russian).

14. Nartova I. V. Podgotovka budushchikh uchitelej muzyki k sozdaniyu avtorskikh elektronnykh obrazovatel'nykh resursov [Preparing Future Music Teachers to Create Author's Electronic Educational Resources]. Aktual'nye problemy muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Topical problems of music and pedagogical education]: Materials of the X international scientific and practical conference. Moscow: RITM Publ., 2012, pp. 133-142 (in Russian).

15. Osin A. V. Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya: otkrytye obrazovatel'nye modul'nye mul 'timedia sistemy [Electronic Educational Resources of the New Generation: Open Educational Modular Multimedia Systems]. Available at: http://window. edu.ru/resource/271/45271/ files/12-29.pdf (accessed: 02.04.2020).

16. Polozov S. P. Obuchayushchie komp'yuternye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii [Training Computer Technologies in Music Education]: PhD thesis (Art History). Novosibirsk, 2000. 238 p. (in Russian).

17. Priselkov A. S. Komp'yuternye tekhnologii v formirovaniiprofessional'noj tvorcheskoj aktivnosti muzykantov [Computer Technologies in the Formation of Professional Creative Activity of Musicians]: Author's abstract of the PhD thesis (Pedagogy). Krasnodar, 2003. 18 p. (in Russian).

175

176

18. Puchkov S. V. Muzykal'nye komp'yuternye tekhnologii kak novyj instrumentarij sovremennogo tvorchestva [Musical Computer Technologies as a New Tool for Modern Creativity]: PhD thesis (Art History). Saint-Petersburg, 2002. 278 p. (in Russian).

19. Robert I. V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya [Modern Information Technologies in Education: Didactic Problems; Prospects for Use]. Moscow: IIO RAE Publ., 2010. 140 p. (in Russian).

20. Svetlov M. G. Sistemy iskusstvennogo intellekta v interaktivnoj muzyke, audiovizual'nyh performansah [Artificial Intelligence Systems in Interactive Music, Audiovisual Performances]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2010 [Modern music education-2010]. Materials of the international scientific and practical conference (December 1-3, 2010). Saint-Petersburg: LEMA Publ., 2011, pp. 135-141 (in Russian).

21. Sizova E. R. Obrazovatel'nye vozmozhnosti komp'yuternykh obuchayushchikh programm v protsesse muzykovedcheskoj podgotovki uchashchihsya muzykal'no-pedagogicheskogo kolledzha [Educational Opportunities of Computer Training Programs in the Process of Musicological Training of Students of the Musical and Pedagogical College]: Author's abstract of the PhD thesis (Pedagogy). Ekaterinburg, 1996. 22 p. (in Russian).

22. Haruto A. V. Muzykal'naya informatika. Komp'yuter i zvuk [Music IT. Computer and Sound]. Textbook on a theoretical course for students and postgraduates of a musical University. Moscow: Moscow State Conservatory Publ. 2000. 387 p. (in Russian).

23. Chereshnyuk I. R. Razvitie muzykal'nogo tvorchestva starsheklassnikov na osnove komp'yuternykh tekhnologij [Development of Musical Creativity of High School Students on the Basis of Computer Technologies]: Author's abstract of the PhD thesis (Pedagogy). Moscow, 2008. 24 p. (in Russian).

24. Bulgakova E. T. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologij v uchebnom protsesse [Use of Information Technologies in the Educational Process]. Available at: http://science.ncstu.ru/articles/ hs/12/07.pdf/file_download (accessed: 03.04.2020).

25. Kirilova G. I. Optimizatsiya soderzhaniya informatsionno-komp'yuternoj podgotovki v srednej professional'noj shkole [Optimization of the Content of Information and Computer Training in Secondary Vocational Schools]: Author's abstract of the Doctoral thesis (Pedagogy). Kazan, 2001. 36 p. (in Russian).

26. Moiseev E. O. Information and Communication (Computer) Technologies in the Musical Art of Pop: Pedagogical Aspect. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education, 2019, vol. 7, no 4, pp. 158-175. (in Russian). DOI: 10.31862/23091428201974158175.

Submitted 20.04.2020; revised 18.05.2020.

About the author:

Evgeniy O. Moiseev, graduate of the post-graduate Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991), [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.