ISSN 2312-9778
Беляева Е.В., Кочеткова В.М.
электронные информационно-коммуникационные технологии обучения иностранным языкам как фактор формирования коммуникационной компетентности будущих менеджеров
Глобальные изменения личностного, поведенческого и когнитивного развития современной молодёжи, произошедшие под влиянием масс-медиа и электронной сети Интернет, требуют разработки принципиально нового методологического подхода к содержанию новых форм и методов обучения и воспитания, в том числе и в высшей школе.
Роль электронных информационно-коммуникационных технологий сегодня становится для развития молодежи приоритетной. Однако целенаправленного системного перехода к современным технологиям обучения, которые бы учитывали данные изменения, сегодня не происходит. Не учитываются такие преимущества виртуального образовательного пространства, как: инициативность получения
информации субъектом и, соответственно, её высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве; получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями.
Очевидно, что в процессе обучения и воспитания современной молодежи необходимо учитывать глобальные изменения в культурном контексте современного общества, определяемом новой информационной революцией, обусловленной массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети.
Существенные изменения, которые претерпевает система образования в России, также сильнейшим образом связаны с усилением интегративных процессов в мировом сообществе, интенсивным развитием информационных технологий, развитием процесса глобализации информационного пространства.
Следствием этого является активизация межкультурного взаимодействия, расширение сотрудничества вузов с зарубежными университетами и международными образовательными центрами, базирующимися с одной стороны на использовании компьютерных видео-коммуникационных сетей, а с другой стороны, требующими владения иностранными языками.
Усиление роли владения иностранными языками в современном обществе вызвало необходимость поиска не только наиболее эффективных подходов, методов, приёмов и средств обучения, но и пересмотра целей обучения. Под стратегической целью обучения иностранные языки стали понимать развитие у обучаемых черт «вторичной языковой личности», что позволяет им участвовать в межкультурной коммуникации.
Из множества предлагаемых путей решения вопроса повышения эффективности обучения, наиболее перспективным является индивидуализация обучения - такая организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные
64
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015
особенности учащихся и которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучаемого. В настоящее время имеются объективные предпосылки главенствования этого направления в обучении и воспитании.
Привлечение новейших технологий для обучения иностранным языкам существенным образом повышает эффективность обучающей деятельности преподавателя. Современные видео-аудиоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
Организуя процесс формирования иноязычных навыков и умений, необходимо учитывать, что видеоматериалы, в зависимости от установки, длительности
презентации материала, места предъявления видеофрагмента в процессе обучения могут функционировать в качестве содержательной опоры, смысловой опоры и стимула к речи.
Применение видеоматериалов по схеме: «использование материалов в качестве содержательной опоры ^ использование материалов в качестве смысловой опоры ^ использование материалов в качестве стимула к речи» обеспечивает равномерное наращивание трудностей в процессе формирования иноязычной компетентности.
Для облегчения понимания и сосредоточения внимания обучаемых на важнейшей информации, передаваемой видеоматериалами, упражнения могут включать в себя ряд установок, организующих восприятие:
- посмотрите и ответьте на следующие вопросы;
- посмотрите и скажите, о чём повествует видео-фрагмент (4 -5 предложений);
- посмотрите, согласитесь или не согласитесь со следующими высказываниями;
- посмотрите и организуйте следующие предложения в порядке их следования в видеофрагменте;
- посмотрите и соедините стрелками начало и конец предложений, чтобы получилось мини-повествование об увиденных событиях;
- расскажите «по цепочке» сюжет увиденного;
- закончите нижеследующие предложения (ориентируйтесь на увиденный видеофрагмент) и т.д.
При просмотре видеоматериалов допустима двухразовая, и в редких случаях -трёхразовая презентация видеофрагмента.
Количество предъявлений зависит от этапа обучения, преследуемой цели обучения, а также степени сложности материала. Установка, предваряющая второй просмотр фрагмента, должна быть нацелена на более детальное понимание материала.
Так как видеоматериалы представляют собой синтетическое единство аудио- и видеодорожки, то большинство упражнений строится с опорой на обе дорожки. Очень эффективным приёмом является также использование только видео, либо только аудиодорожки. Например:
- прослушайте и ответьте на вопросы;
- прослушайте описание исторического места, которым является одна из площадей
65
ISSN 2312-9778
Лондона; нарисуйте её план; посмотрите видеофрагмент, сравните;
- посмотрите без звука видеофрагмент; предположите, о чём разговаривают главные герои; посмотрите видеофрагмент, сравните;
- прослушайте видеофрагмент; расскажите, о чём он повествует; предположите, кто является действующими лицами, сколько им лет; посмотрите видеофрагмент, сравните; и т.д.
При обучении студентов английскому языку мы используем программу «Side by Side». Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (аудирование, чтение, письмо, речь) с использованием аутентичного английского языка и реальных жизненных ситуаций. Эта программа помогает каждому оттачивать до совершенства навыки и умения владения языком.
Изучение любой темы программы начинается с новой лексики. Изучив определённый набор лексики на традиционном уроке, мы продолжаем эту работу в компьютерном классе. На первом этапе обучаемые прослушивают текст без визуальной поддержки, это способствует совершенствованию навыков аудирования. Затем текст выводится на экран. С помощью специальных функций обучаемые переводят и прослушивают текст нужное количество раз. Каждый учащийся работает в индивидуальном темпе.
Можно отключать звук и использовать лишь один видеоряд, закрепляя речевые образцы и тренируя память.
После этапа ознакомления, т.е. просмотра /прослушивания фильма идёт
детальная работа с упражнениями по тексту. Заполняются пропуски, подходящими по смыслу словами из меню, строятся ответы на вопросы посредством перетаскивания нужных слов из меню, и т. д. Набор упражнений для развития умений и навыков устной и письменной речи - богатейший. Упражнения подаются в игровой форме, что не способствуют быстрой утомляемости, а лишь поддерживают интерес в выполнении предлагаемых заданий. Задания рассчитаны на работу в течение 20-30 минут. Вопросы предъявляются в случайном порядке. При неправильном ответе слышится неприятный звук и ответ не принимается. После выполнения всех упражнений выводится статистика результативности работы. Показывается количество правильных и неправильных ответов, количество попыток, сумма баллов и процентное выражение качества знаний.
Заключительный этап - тест. Если обучаемый не справился с тестом, он возвращается на этап подготовки и затем повторяет тест. Это очень удобно и приводит к хорошему качеству знаний. Студенты и школьники с удовольствием работают с такими программами. Важным достоинством организуемой работы является то, что обеспечивается индивидуализация процесса формирования навыков и умений, процесс усвоения информации делается более живым, интересным, проблемным. Обучаемый испытывает удовольствие от процесса обучения, желание учиться, учиться и учиться, что, конечно же, сказывается на качестве знаний, ведёт к формированию качественной языковой компетенции, позволяющей им участвовать в межкультурной коммуникации. Анализ особенностей работы с новейшими технологиями и опыт общения с компьютерными обучающими программами позволяет сказать, что как средство индивидуализации обучения интерактивное обучение
66
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015
- способствует постоянному повышению мотивации обучаемых, развивает их эмоциональную среду, соответствует ценностно-ориентационной активности, свойственной данному возрастному периоду, создает условия для автономии обучающихся;
- помогает в осуществлении самоконтроля, приводит к быстрому усвоению и использованию языкового материала как в учебной, как и внеучебной деятельности;
- обеспечивает возможности реализации коммуникативного подхода к обучению всем видам речевой деятельности (причём ведущими являются чтение и письменная речь);
- обеспечивает наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения языка;
- является средством реализации принципа «осознаваемости и переживаемости», обеспечивающего формирование языковой компетенции.
Таким образом, обучение с помощью интерактивных программ резко повышает не только заинтересованность учащихся в обучении иностранному языку, доставляет радость в выполнении предлагаемых заданий, но и влияет на их мотивацию в изучении языка, ведёт к резкому повышению качества усвоения иноязычного материала.
Такие программы делают процесс обучения, в том числе иностранным языкам, весьма интересным, обладают значительным лингводидактическим потенциалом, компенсируют отсутствие иноязычной среды, при этом позволяют избежать негативных психологических состояний, свойственных ситуациям непосредственного межкультурного общения.
Литература
1. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Тординава И.К., Беляева Е.В., Довгаль Л.С., Дружинина А.В., Гулянова Л.П., Барагунова И.К. // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 51-56.
2. Беляева, Е.В. Формирование электронно-коммуникативной компетенции преподавателя в контексте инновационной методологической платформы высшего образования: научная статья / Е.В. Беляева // Гуманизация образования. - 2012. - №
4. - С. 25-30.
3. Зимовина, О.А. Проблемы и направления развития индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза: научная статья / О.А. Зимовина // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 35-39.
4. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Теоретические аспекты процесса управления устойчивым развитием предпринимательской организации / Яковлева-Чернышева А.Ю. // Гуманизация образования. 2015. №1. С. 56-62.
5. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Инновационные подходы к организации научноисследовательской деятельности университета / Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Алексеев В.П. // Концепт. - 2015. - №4 (апрель).
67