Научная статья С. 93-98
УДК 343.1
ЭЛЕКТРОННОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Ханбулат Хизриевич Рамалданов
Российский новый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Ключевым шагом на пути модернизации уголовного судопроизводства с учетом развития цифровых технологий является переход от бумажного формата расследования уголовных дел к электронному. Автором проанализированы научные труды ведущих ученых-процессуалистов относительно внедрения электронного формата уголовного дела. Также в статье обозначены проблемы, с которыми сталкиваются должностные лица, осуществляющие предварительное расследование. В работе указано, что в зарубежных странах: Австрийской Республике, Саудовской Аравии, Федеративной Республике Германия, Южной Корее, Сингапуре, Республике Казахстан, производство по уголовному делу в электронном формате уже предусмотрено. В качестве примера в работе приведен опыт электронного учета документов в Федеральной таможенной службе. Отмечены положительные стороны внедрения электронного уголовного дела. Предлагаемый формат ведения уголовного дела существенно упростит работу должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурорский надзор. Применение данного формата позволит существенно сэкономить расходование бюджетных средств, выделяемых для ведения уголовного делопроизводства.
Ключевые слова: цифровизация, уголовный процесс, электронное уголовное дело, КПС «Уголовные дела», электронный учет документов, процессуальные сроки
Для цитирования: Рамалданов Х. Х. Электронное уголовное дело: миф или реальность? // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 2 (33). С. 93-98.
Research article
ELECTRONIC CRIMINAL CASE: MYTH OR REALITY?
Khanbulat Kh. Ramaldanov
Russian New University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. A key step in the modernization of criminal proceedings, taking into account the development of digital technology is the transition from a paper format for criminal investigation to an electronic format. The author analyzes scientific works of leading scientists of procedure in relation to the introduction of electronic format of a criminal case. The article also identifies problems faced by officials involved in the preliminary investigation. The paper states that in foreign countries: the Republic of Austria, Saudi Arabia, the Federal Republic of Germany, South Korea, Singapore, the Republic of Kazakhstan, the electronic form of the criminal case is already provided for. As an example, the work presents the experience of electronic filing in the Federal Customs Service. The positive sides of the electronic criminal case are marked. The proposed format of criminal records will significantly simplify the work of officials conducting preliminary investigation and prosecutor's supervision. The use of this format will allow to save considerably the budgetary funds allocated for criminal case management.
© Х. Х. Рамалданов
Keywords: digitalization, criminal procedure, electronic criminal case, CPS "Criminal Cases", electronic record of documents, procedural terms
For citation: Ramaldanov KhKh. Electronic criminal case: myth or reality? Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(2):93-98. (In Russ.)
Введение
С учетом существующих реалий информационные технологии предлагают для современного общества и государства новые условия развития. Для любого демократически развивающегося государства одним из современных векторов совершенствования выступает цифровизация уголовного судопроизводства. В своем диссертационном исследовании по теме: «Информационное обеспечение следственной деятельности» П. П. Ищенко отметил, что «информатизация общественной жизни вызвала небывалый рост компьютеризованных информационных ресурсов, представляющих потенциальный интерес для нужд борьбы с преступностью» [2, с. 3]. Автором проанализированы научные труды различных ученых-процессуалистов. По результатам анализа установлено, что наибольшее количество цитируемых работ имеет отношение к теме «цифровизация уголовного процесса». Данный факт дополнительно подтверждает актуальность исследуемой темы.
Внедрение цифровых технологий и переход социальных отношений в «цифровую плоскость» — это неизбежность, диктуемая развивающимися технологиями и растущим в геометрической прогрессии объемом информации, обработать и проанализировать которую человеческий мозг не в силах [11, с. 127]. Безусловно, трансформация любых процессов влечет за собой определенные проблемы и трудности, для решения которых необходимо детально изучить основные направления происходящих изменений. Ни один механизм не будет эффективно работать до тех пор, пока он не будет апробирован на практике.
Ю. В. Гаврилин, А. В. Победкин считают, что «надежда на «цифру» как на панацею в уголовном судопроизводстве, перед которой меркнут все остальные уголовно-процессуальные ценности и уголовно-процессуальный опыт, — неосновательна» [3, с. 31].
Описание проводимого исследования
Смеем предположить, что одним из способов модернизации уголовного судопроизводства является дополнение УПК РФ возможностью производить предварительное расследование в электронном формате. Полагаем необходимым для начала отметить,
что же понимается под электронным уголовным делом. Так, А. Ф. Абдулвалиев пишет, что под электронным уголовным делом следует понимать «электронный носитель, предназначенный для хранения цифровой информации — материалов уголовного дела, полностью заменяющий собой бумажный вариант уголовного дела, позволяющий использовать его совместно с портативным компьютером для собирания доказательств в рамках расследования и рассмотрения уголовного дела» [5, с.31].
Заслуживает внимания высказывание П. П. Ищенко, который обозначил, что разумным шагом является закрепление в УПК РФ норм, позволяющих в полном объеме осуществлять производство по уголовному делу в электронном формате [9, с. 70].
С. В. Зуев в качестве одного из наиболее важного направления в контексте развития информационных технологий предлагает «разработку пилотного проекта «Электронного уголовного дела» и апробацию его в отдельных субъектах Российской Федерации» [7, с. 120]. Перевод документов с бумажных носителей в цифровую плоскость безусловно упростит работу должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование.
Ряд ученых (О. В. Качалова, Ю. А. Цветков) считают, что одним из универсальных инструментов совершенствования уголовного процесса может стать переход от бумажного к электронному уголовному делу [10, с. 96].
О.А. Зайцев пишет, что «модернизацией действующего уголовно-процессуального законодательства, является поэтапный переход от письменной формы к электронному уголовному делу, позволяющему осуществлять взаимодействие между участниками процесса по формату «paper-free» (без бумажного документооборота)» [6, с. 20].
Относительно внедрения электронного формата уголовного дела С. В. Зуев справедливо указал, что «оно удобно, компактно, мобильно, легко управляемо» [8, с. 8]. На сегодняшний день в зарубежных странах: Австрийской Республике, Саудовской Аравии, Федеративной Республике Германия, Южной Корее, Сингапуре, электронный формат производства по уголовному делу уже предусмотрен. Стоит отметить, что среди стран СНГ
лидирующую позицию по цифровизации уголовного судопроизводства занимает Республика Казахстан.
В Австрийской Республике электронные уголовные дела, расследование по которым завершено, не удаляются, а направляются на долгосрочное хранение в архив электронных дел [2, с. 131].
Одним из стимулов перехода к электронным уголовным делам для государства является то, что на практике должностные лица сталкиваются со многими проблемами, связанными с временными затратами, расходованием бюджетных средств при расследовании уголовных дел, формируемых на бумажных носителях. Так, по одному из уголовных дел по обвинению 39 членов преступного сообщества обвинительное заключение составило 84 тома, с которого было изготовлено более 3400 томов копий. Чтобы вручить их обвиняемым, пришлось использовать для перевозки грузовики КамАЗ и «Газель» [9, с. 70]. Вопрос, целесообразно ли тратить такое количество финансовых и материально-технических средств? Думается, что при создании электронного уголовного дела следует предоставить доступ стороне защиты для ознакомления с материалами уголовного дела с учетом ряда ограничений. К ним следует отнести запреты на редактирование, удаление либо внесение иных изменений в представленные обвиняемому и его защитнику для ознакомления процессуальные документы.
На сегодняшний день одним из важнейших направлений, способных обеспечить качественный рост эффективности работы следователей и дознавателей, выступает своевременное внедрение цифровых технологий в уголовное судопроизводство. Наличие электронного формата уголовного дела решило бы следующие задачи:
— сокращение расходных материалов (бумага, картриджи, расходы, связанные с доставкой материалов уголовного дела в органы прокуратуры, судебные органы);
— экономия трудовых ресурсов за счет облегчения труда субъектов и участников уголовного судопроизводства [9, с. 70];
— направление уголовного дела по подследственности и его принятие к производству в режиме онлайн, то есть без потерь крайне сжатых процессуальных сроков на пересылку почтовым отправлением;
— поиск необходимых документов в значительно более короткие сроки (лицо, осуществляющее предварительное расследование, а также прокурор, осуществляющий надзор, смогут в любое время зайти в программу
и отыскать необходимые процессуальные документы);
— неограниченный по времени мониторинг со стороны надзирающего прокурора за материалами сообщений о преступлениях и уголовных дел;
— сокращение времени ознакомления с материалами уголовного дела участников уголовного судопроизводства со стороны защиты;
— предоставление возможности заполнения статистических карточек, предусмотренных приказом Генеральной прокуратуры России, и их согласования1 с надзирающим прокурором в электронной форме;
— качественное улучшение взаимодействия с федеральными органами государственной власти посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, что подразумевает возможность получения моментального ответа на запрос, направленный в любое министерство, службу или агентство, а также в их территориальные органы;
— повышение защищенности материалов уголовного дела от несанкционированного доступа к ним путем предоставления права просмотра и создания процессуальных документов только авторизованным и уполномоченным должностным лицам. Наша позиция относительно внедрения электронного формата уголовного дела полностью совпадает с позициями вышеупомянутых авторов.
Заключение
Мы понимаем, что одномоментное оснащение абсолютно всех должностных лиц правоохранительных органов техническими средствами, отвечающими современным требованиям, невозможно. В связи с чем в целях рационального расходования бюджетных средств считаем уместным в качестве пилотного проекта внедрить электронный формат расследования уголовных дел в Центральных аппаратах правоохранительных органов, которые осуществляют расследование по уголовным делам особой важности. В целях установления единообразного подхода к работе с комплексом программных средств «Электронный учет документов» считаем целесообразным издать межведомственный приказ, которым будет утверждена инструкция о ведении электронного учета документов
1 О едином учете преступлений : приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 // Российская газета. 2006. 25 янв. (№ 13).
по сообщениям о преступлениях и уголовным делам.
Однако эксперимент по постепенному созданию электронных уголовных дел проводится в таможенных органах Российской Федерации с 26 марта 2015 года путем осуществления электронного учета документов по зарегистрированным сообщениям о преступлениях и уголовным делам [4, с. 111], посредством комплекса программных средств поддержки деятельности подразделений дознания «Уголовные дела» автоматизированной информационной системы обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов «Правоохрана» (далее — КПС «Уголовные дела»).
Данная программа установлена у всех должностных лиц таможенных органов, осуществляющих предварительное расследование. Данный факт обусловлен малочисленностью дознавателей (немногим более 300 должностных лиц), следовательно, для их оснащения отвечающим современным требованиям компьютерами не требовалось большое количество расходования бюджетных средств.
В соответствии с приказом ФТС России от 26.03.2015 № 528 «Об утверждении Инструкции о ведении электронного учета документов по сообщениям о преступлениях и уголовным делам» установлен порядок ведения в таможенных органах Российской Федерации электронного учета документов по зарегистрированным в таможенных органах сообщениям о преступлениях (выбор формализованных в электронном виде документов: сообщение о преступлении, решения об отмене регистрации или о передаче в другой таможенный орган, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и др.) и уголовным делам (выбор формализованных в электронном виде документов по уголовным делам: постановление о возбуждении уголовного дела, письменное указание по уголовному делу, уведомление о подозрении в совершении преступления и др.). Инструментарий КПС «Уголовные дела» постоянно расширяется, что подтверждается изданием приказа ФТС России от 10.09.2020 № 782 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 26.03.2015 г. № 528».
КПС «Уголовные дела» предназначен для формирования базы данных по сообщениям о преступлениях, уголовным делам, а также в целях осуществления контрольной функции за ходом рассмотрения сообщений о преступлениях, расследованием и производством неотложных следственных действий по уголовным делам.
Согласно п. 2.1 раздела II Инструкции о ведении электронного учета документов по сообщениям о преступлениях и уголовным делам, утвержденной приказом ФТС России от 10.09.2020 № 782 (далее — Инструкция), должностное лицо таможенного органа, осуществившее регистрацию в Книге учета сообщений о преступлениях (далее — КУСП) поступившего сообщения о преступлении, содержащего признаки преступления, в срок не более 4 часов после его регистрации в КПС «Уголовные дела» заполняет форму электронного документа «Сообщение о преступлении», а также прикрепляет оцифрованные копии документов, которые явились поводом для регистрации сообщения о преступлении. Также исходя из п. 2.2 раздела II Инструкции должностное лицо, рассмотревшее сообщение о преступлении в течение 4 часов после принятия процессуального решения, отсканированные документы прикрепляет в КПС «Уголовные дела». Как указано в п. 2.3 раздела II Инструкции должностное лицо, правомочное или уполномоченное на производство предварительного расследования или неотложных следственных действий по уголовному делу также в течение 4 часов после принятия процессуального решения размещает отсканированные документы1. Следует отметить, что должностное лицо может вносить изменения в электронные документы только после предоставления доступа начальником подразделения дознания.
Относительно формата файлов и размера разрешаемых фотодокументов, а также сканированных копий процессуальных документов (рапорт об обнаружении признаков преступления, протокол принятия заявления о преступлении в любой форме, постановление о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении и др.) в п. 1.8 раздела I указано, что многостраничные документы формируются одним файлом форматов PDF либо TIF, а размер файла не должен превышать 10 МБ, в случае превышения документ загружается частями2.
ВКПС «Уголовные дела» подгружаются статистические карточки, которые подписываются электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) должностного лица,
1 О внесении изменений в приказ ФТС России от 26.03.2015 г. № 528 : приказ ФТС России от 10.09.2020 № 782 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ SignatoryAuthority/foiv286 (дата обращения: 15.06.2022).
2 Там же.
рассматривающего сообщение о преступлении или осуществляющего предварительное расследование, после чего подписываются начальником подразделения дознания, а потом данные документы (статистическая карточка, процессуальные документы) появляются в программе у надзирающего прокурора. При отсутствии замечаний надзирающий прокурор своей ЭЦП подписывает данные документы, которые передаются в государственную автоматизированную систему правовой статистики (далее — ГАС ПС).
КПС «Уголовные дела» позволяет отслеживать процессуальные решения в режиме реального времени, принимаемые по определенным уголовным делам и материалам проверок формируя аналитическую базу, а также повышая оперативность решения задач ведомственного контроля и прокурорского надзора. Несомненно, автоматизация предлагаемых процессов должна вестись с учетом необходимости соблюдения тайны следствия и требований по защите информации.
Предлагаем следующий механизм работы и взаимодействия при внедрении электронного уголовного дела. После регистрации сообщения о преступлении в КУСП начальник подразделения дознания / руководитель следственного органа дает указание подчиненному должностному лицу на проверку сообщения о преступлении, предоставляя последнему доступ в КПС «Уголовные дела» для заполнения соответствующих
процессуальных документов, а также надзирающему прокурору для осуществления надзорной функции. Любые действия, производимые должностными лицами, должны сохраняться в электронном журнале, где автоматически будет отражаться, кто, когда, какой процессуальный документ просматривал, и какие изменения внес (так называемые LOG-файлы). Стороне защиты в случаях, предусмотренных УПК РФ, доступ к просмотру документов может быть предоставлен исключительно с целью ознакомления с материалами уголовного дела без права на внесение каких-либо изменений в электронные документы.
Вывод
Таким образом, с учетом всеобъемлющей цифровизации отношений в различных сферах человеческой жизни и по итогу анализа различных научных трудов ведущих ученых предполагаем, что внедрение электронного уголовного дела — «дело времени». Перманентные изменения, происходящие одновременно с развитием цифровых технологий, все более настойчиво убеждают нас в том, что для модернизации действующего уголовно-процессуального законодательства необходимо предоставить возможность производства по уголовным делам в электронном формате. Это и будет одним из шагов к совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства.
Список источников
1. Ищенко П. П. Информационное обеспечение следственной деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009. 202 с.
2. Бахтеев Д. В., Задорожная В. А., Зазулин А. И. Информационные технологии в уголовном процессе зарубежных стран. Москва : Юрлитинформ, 2020. 216 с.
3. Гаврилин Ю. В., Победкин А. В. Модернизация уголовно-процессуальной формы в условиях информационного общества // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 27-38.
4. Зайцев Н. И., Рамалданов Х. Х. Основы расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ : учеб. пособ. для вузов. Москва : Юрайт, 2020 115 с.
5. Абдулвалиев А. Ф. Предпосылки и перспективы внедрения электронной формы уголовного дела в деятельность судебных органов // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 5. С. 150-164.
6. Зайцев О. А. Основные направления развития уголовно-процессуального законодательства в условиях цифровизации // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 18-20.
7. Зуев С. В. Цифровая среда уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы // Сибирский юридический вестник. 2018. № 4 (83). С. 118-123.
8. Зуев С. В. Электронное уголовное дело: за и против // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 4 (19). С. 6-12.
9. Ищенко П. П. Современные подходы к цифровизации досудебного производства по уголовным делам // Lexrussica (Русский закон). 2019. № 12 (157). С. 68-79.
10. Качалова О. В., Цветков Ю. А. Электронное уголовное дело — инструмент модернизации уголовного судопроизводства // Российское правосудие. 2015. № 2 (106). С. 95-101.
11. Рамалданов Х. Х. Понятие и сущность цифровизации доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 1 (60). С. 121-128.
Дата поступления статьи / Received: 20.06.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 22.06.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 22.06.2022.