Научная статья на тему 'Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг'

Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2744
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ELECTRONIC GOVERNMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / STATE SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трегубова В. М.

Данная статья позволяет получить краткую информацию о целях, задачах и перспективах внедрения электронного правительства. В статье рассматривается необходимость повышения доступности предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также повышения результативности и качества работы государственного аппарата на основе применения информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GOVERNMENT AS A MEANS OF AUTOMATION OF RENDERING OF STATE SERVICES

This article gives the brief information about objects, tasks and prospect of electronic government adoption. In this article, the necessity of rise of the state service accessibility for natural and legal persons is considered. The rise of effectiveness and quality of work of the state apparatus on basis of application of the information technologies is described.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В. М. ТРЕГУБОВА

Данная статья позволяет получить краткую информацию о целях, задачах и перспективах внедрения электронного правительства. В статье рассматривается необходимость повышения доступности предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также повышения результативности и качества работы государственного аппарата на основе применения информационных технологий.

Ключевые слова: электронное правительство, информационные технологии, государственные услуги.

Развитие национальной сетевой инфраструктуры и информационных технологий является одним из стратегических приоритетов модернизации страны. Президент России Д. А. Медведев неоднократно подчеркивал необходимость скорейшего перехода к «электронному правительству», указывая, что внедрение электронных технологий будет не только удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции. Проект электронного правительства призван качественно изменить взаимоотношения граждан и бизнеса с госслужащими.

Что такое электронное правительство? Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина.

Под «электронным правительством» понимают непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных средств массовой информации.

В модели «электронное правительство» выделяются четко выраженные сферы взаимоотношений:

- между государственными службами и гражданами;

- государством и частными компаниями;

- государственными организациями и их сотрудниками;

- между различными государственными органами и уровнями государственного управления.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаи-

модействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- снижение воздействия фактора географического местоположения.

По мнению многих специалистов, внедрение модели электронного правительства наиболее благотворное влияние окажет в сфере взаимоотношений между государственными службами и гражданами. Первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг.

История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государст-

венных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров. «Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия [11].

Электронные государственные услуги являются частью федеральной целевой программы «Электронная Россия», принятой еще в 2002 г. В 2009 г. на нее было израсходовано 3 млрд руб. С 2011 по 2020 гг. должна вступить в силу новая программа - «Информационное общество». Непосредственные расходы на реализацию этой программы обойдутся федеральному бюджету уже в десятки млрд руб. Еще одна «ресурсная» статья -региональные бюджеты на информатизацию. Опираясь на отчеты самих регионов, Минкомсвязи оценила их совокупность на уровне 50 млрд руб. ежегодно. Все это очень приблизительные цифры.

Основными задачами данной программы являются [7]:

Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:

- развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

- развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

- повышение открытости деятельности органов государственной власти;

- создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;

- создание и развитие электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства;

- создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки;

- создание и развитие электронных сервисов в области культуры и спорта.

Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе:

- формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;

- создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

- создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;

- повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

- обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

- создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота др.

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов - информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

Глава Миномсвязи Игорь Щеголев пообещал, что государственные услуги будут так же доступны гражданам, как товары в интернет-магазине. Для этого был разработан и запущен единый портал www.gosuslugi.ru [12]. По словам Щеголева, гражданам в рамках этой программы будут дос-

тупны такие услуги, как запись на прием к врачу, оплата штрафов и квитанций через интернет, а бизнесу обещан электронный документооборот с органами власти. Чтобы портал www.gosuslugi.ru обеспечил перечисленный перечень государственных услуг, необходимо переработать сотни нормативных актов, предусматривающих прямой контакт гражданина с чиновником [2]. Существует огромное количество нормативных актов, согласно которым многие документы можно подавать только лично или только в бумажной форме. В настоящий момент на портале можно получить информацию о 400 услугах, оказываемых, в частности, ГИБДД, ФМС, налоговиками, Пенсионным фондом, загсами. На сайте можно будет заполнять и распечатывать бланки. В 2012-м обещают начать прием документов в электронном виде.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронное правительство» приняты нормативные акты:

- закон об электронно-цифровой подписи;

- закон о защите персональных данных;

- закон об информационной открытости органов государственной власти;

- закон об обращениях граждан;

- стратегия развития информационного общества;

- концепция административной реформы;

- концепция использования информационных технологий в органах исполнительной власти [5].

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом. Электронное правительство призвано приблизить власть к людям, снять административные барьеры на этом пути, сделать этот путь как можно короче, иногда даже решая вопросы без непосредственного взаимного общения. Для этого необходимо, с одной стороны, внедрить информационные технологии в работу Правительства, научить управленцев пользоваться современными ресурсами, а с другой - объяснить гражданам их права, возможности применения компьютерной техники в реальной жизни [4]. Гражданин должен знать, какую информацию он может получить на сайтах конкретных министерств и ведомств, как заполнить документы, где именно найти их образцы, куда и кому отправить заполненные бумаги, когда можно получить от-

вет, куда обратиться, если нарушены его права, если чиновник прислал отписку, кто контролирует исполнение принятых решений и т. д.

В реальной жизни нам приходится заполнять огромное количество справок и документов, которые от нас требуют те или иные структуры власти. В то же время и нам постоянно приходится требовать от этой самой власти выдачи не меньшего количества документов. Через интернет-ресурсы государственных органов можно будет получать различные информационные данные, которые напрямую касаются интересов людей. Вопросов у людей немало, и власть, не тратя слишком много времени, могла бы дать гражданам исчерпывающую информацию. Как реально можно будет воспользоваться преимуществами электронного правительства? Например, при оформлении ребенка в школу, на нужном сайте пользователь может найти удобную школу (по месту жительства, по способностям ребенка), заполнить комплект документов (бланки прилагаются), узнать информацию о директоре школы, направить ему подготовленные справки. А затем -ждать ответа. Дальнейшие действия зависят от решения руководства школы. Если ответ отрицательный, то пользователю предложат дальнейшую программу действий [6].

Электронное правительство - это не просто автоматизация деловых процессов, это инструмент серьезной перестройки работы органов власти в сторону развития демократии, повышения конкурентоспособности региона и более оперативного и качественного оказания государственных услуг.

Создание электронного правительства предусматривает разработку государственно-административными ведомствами своих сайтов, обеспечение их технологического обслуживания, бесперебойного функционирования и эффективного взаимодействия. Интернет-ресурс государственного учреждения должен давать необходимое представление об устройстве и деятельности соответствующего ведомства, обеспечивать хотя бы минимальный комплект общественных вебсервисов и быть снабжен средствами оперативного взаимодействия с другими правительственными учреждениями. В перспективе система таких онлайновых образований должна не только охватить центральные органы власти, но и распространиться на регионы, включая администрации городов и крупных экономических центров [8].

По сути, создание электронного правительства - это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного

фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, - вот конечная цель создания электронного правительства и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, - это снижение коррупции и взяточничества [10].

Для достижения максимального уровня преимуществ, гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. «Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года. В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через средства массовой информации. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется. Поэтому перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время. В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема [1].

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей. Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях. Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов электронного правительства являются системы управления электронными документами. Действительно, ведь электронное правительство предполагает работу прежде всего с документами -с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п. В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной

формы в электронную и наоборот [3]. Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

- автоматизация делопроизводства. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;

- обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;

- ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Современная реальность заставляет думать о полноценной системе управления информационными ресурсами.

В своем послании Федеральному собранию [9] Президент попросил правительство направлять на модернизационные (в том числе телекоммуникационные) проекты половину экономии и четверть доходов, получаемых бюджетом. Отношения граждан и государства должны быть прозрачными, четкими и простыми. Это поможет государству сократить срок принятия решений, важных для бизнеса и для граждан.

При переходе на сервисно ориентированное государство органы власти должны персонально работать с каждым человеком и эффективно помогать ему в конкретных обстоятельствах или при решении жизненных проблем. Государство должно рассматривать граждан и организации как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством. Переход к «электронному правительству» требует существенных изменений во всей системе государственного и муниципального управления, в том числе внедрения электронного документооборота, создания электронных информационных ресурсов по всем направлениям деятельности органов власти и развития внутренних информационных сетей. В результате внедрения системы электронного документооборота происходит не просто уменьшение объема бумажного документооборота, но сокращается время подготовки, согласования документов, исполнения поручений, повышаются оперативность получения необходимой информации и эффективность информационного взаимодействия между органами власти и их подразделениями. Электронный документооборот позволяет качественно улучшить контроль над деятельностью сотрудников органов власти, тем са-

мым содействуя повышению их исполнительской дисциплины и продуктивности работы. Таким образом, эффект от внедрения электронного документооборота выражается не только в прямой экономии ресурсов, но и в повышении качества работы органов власти, возможности более эффективно решать государственные задачи, реализовывать оперативное взаимодействие с различными субъектами и между органами власти. С помощью межведомственной системы электронного документооборота государственное управление становится более прозрачным, информативным и оперативным.

26-27 апреля 2010 г. в Москве прошла 5-я международная конференция «Современные технологии государственного управления. Электронное правительство-2010» [9]. На конференции 2010 г. особое внимание было уделено государственной политике в области формирования электронного правительства в России, а также успешному опыту по информатизации и оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Текущее положение дел и перспективы внедрения электронного правительства в России стали главными темами для обсуждения. Были отмечены и проблемы, возникающие на пути внедрения электронного правительства. Так в нашей стране порядка 70 млн чел. не владеют компьютерной грамотой, а значит, воспользоваться электронными услугами не могут (по данным ВЦИОМ - 50 млн). Это также серьезная проблема, решить которую не просто. Требуются и компьютерные классы, работающие как на платной, так и на бесплатной основе, рекламные кампании, разъяснительная работа. На конференции были представлены лучшие региональные и муниципальные проекты по внедрению решений для оказания государственных услуг в электронном виде. В том числе особый интерес участники мероприятия проявили к выступлению С. Н. Бастрыкина, начальника Управления информатизации Администрации Тамбовской области. Он подробно рассказал об организации портала государственных услуг, центра телефонного обслуживания граждан, развитии корпоративной телефонии, создании многофункционального центра, организации единой точки доступа в Интернет и пр.

В Тюмени 17 ноября 2010 г. прошел всероссийский форум «Электронное правительство -современный механизм управления регионом». В форуме участвовали более 700 чел. В том числе руководители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, курирующие вопросы создания электронного правительства, рос-

сийские и международные эксперты, а также ведущие российские и международные консалтинговые и ИТ-компании. В выступлениях были отмечены сложившиеся благоприятные предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых услуг населению и организациям, повышения результативности, качества и прозрачности работы государственного аппарата на основе широкого применения информационнокоммуникационных технологий. Расширяется доступ населения к электронным средствам коммуникаций и сети Интернет. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Информационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке. Также было отмечено, что несмотря на то, что сложились все условия для создания «электронного правительства» на федеральном и региональном уровнях, результаты внедрения информационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно локальный ведомственный характер, что не позволяет добиться кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в соответствии с потребностями и ожиданиями населения. Это, в первую очередь, связано с тем, что большинство действующих информационных систем формировалось органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативноправовой базы и общей координации работ. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. Многие из созданных интернет-сайтов органов государственной власти практически не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат сведений о необходимых условиях оказания ими услуг населению и организациям, в том числе в электронной форме. Предоставление информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует непосредственного обращения населения и организаций в эти органы и формирования запросов и другой необходимой информации в бумажном виде, что также затрудняет взаимодействие граждан и организаций с этими органами. Для реше-

ния этих и других проблем, препятствующих повышению эффективности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти, требуется проведение скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

На момент проведения форума лишь один регион начал работу с системой «электронного правительства» - это Республика Татарстан. Ведется работа по внедрению систем еще в нескольких регионах.

Таким образом, главной задачей при внедрении технологий электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества. Сегодня информационные технологии, создающие ценности нового электронного века и функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», должны работать на интересы всех российских граждан в форме предоставления качественных государственных услуг.

Литература

1. Воейков Д. Информационное общество - к 2020 г. URL: http://www.hcweek.ru

2. Гончарова Н. ФНС России на портале www.gosuslugi.ru // Российский налоговый курьер. 2010. № 5. Март.

3. Дубровский Ю., Подолина О. Электронный архив финансово-бухгалтерских документов // Финансовая газета. 2010. № 30, 31. Июль.

4. Иванов А. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих: новые требования // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 2.

5. Интервью с И. Пономаревым, депутатом Государственной думы, членом Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, председателем подкомитета по технологическому развитию // Бюджет. 2010. № 1.

6. Николаев В. Государственная виртуализация // Расчет. 2010. № 1. Январь.

7. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р. URL: http://www.garant.ru

8. Подолина О. Системы электронного документооборота для государственных органов власти // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 4. Январь.

9. Послание Президента РФ Федеральному собранию 30 ноября 2010 г. URL: http://www.garant.ru

10. Шишкина Я. Электронное правительство-2010: современные технологии для бухгалтера // Налоговый учет для бухгалтера. 2010. № 6.

11. URL: http://президент.рф

12. URL: http://www.gosuslugi.ru/

* * *

ELECTRONIC GOVERNMENT AS A MEANS

OF AUTOMATION OF RENDERING OF STATE SERVICES

V. M. Tregubova

This article gives the brief information about objects, tasks and prospect of electronic government adoption. In this article, the necessity of rise of the state service accessibility for natural and legal persons is considered. The rise of effectiveness and quality of work of the state apparatus on basis of application of the information technologies is described.

Key words: electronic government, information technologies, state services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.