Научная статья на тему 'Электронное портфолио в профессионально-ориентированном обучении студентов в вузе'

Электронное портфолио в профессионально-ориентированном обучении студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТА / PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING OF THE STUDENT / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ELECTRONIC PORTFOLIO / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюшкина Татьяна Анатольевна, Котлов Владимир Николаевич, Земляникин Павел Николаевич

Статья посвящена внедрению в современное высшее образование таких инновационных средств оценки профессионально-ориентированных образовательных достижений студента, как портфолио. Авторами даётся определение портфолио профессионально-ориентированного обучения студентов (ППООС), описываются его состав, возможности и виды. В заключительной части даётся краткое описание проекта разработки и внедрения в образовательный процесс вуза электронного ППООС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюшкина Татьяна Анатольевна, Котлов Владимир Николаевич, Земляникин Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic Portfolio in Professionally-Oriented Training of University Students

The article is devoted to the introduction of modern higher education such as innovative assessment tools professionally-oriented educational achievements of the student’s portfolio. The authors give the definition of a portfolio of professionally oriented teaching of students (PPOS), and describe the composition, capabilities and types. The final part provides a brief description of the project of development and introduction in educational process of the University electronic POOS.

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио в профессионально-ориентированном обучении студентов в вузе»

Инженерная деятельность - это динамическая система взаимодействия инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путём, опираясь на научные знания, умения, навыки и инженерные способности. В инженерной деятельности инженер, с одной стороны, взаимодействует с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путём. Инженерная деятельность образует замкнутый цикл (проектирование, конструирование, организация изготовления и внедрения инженерных объектов, их эксплуатация). В рамках этой деятельности осуществляются и так называемые инженерные исследования (в отличие от исследований, проводимых в технической науке). Они включают предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможностей использования полученных данных.

Таким образом, резюмируя всё вышеизложенное, можно сказать, что сегодня инженерная педагогика предстаёт перед нами как самостоятельная область научного знания, которая за счёт взаимодействия с техническими науками и техникой педагогически воздействует на развитие личности студента, создаёт условия для формирования многогранной личности инженера.

Библиографический список

1. Приходько, В. М. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров /

B. М. Приходько, З. С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 6-12.

2. Балыхин, Г. А. Инженерная педагогика и новые пути к ускоренному обучению: теории, методики и практики / Г. А. Балыхин, М. Г. Балыхин // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. - 2016. - № 2. - С. 9-14.

3. Брыкова, Л. В. Инженерная педагогика и перспективы её применения в профессиональной подготовке специалистов / Л. В. Брыкова, А. Г. Головенко, С. А. Смирнова // Человек и образование. - 2015. - № 4. - С. 37-40.

4. Владимиров, А. И. Об инженерно-техническом образовании / А. И. Владимиров. - М.: ООО «Изд. дом Недра», 2011. - 81 с.

5. Данилов, М. А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М. А. Данилов // Сов. педагогика. -1969. - № 5. - С. 18-21.

6. Инженерная педагогика: науч.-метод. пособие / Л. А. Найниш, В. Н. Люсев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 88 с.

7. Кирсанов, А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 37-40.

8. Кирсанов, А. А. Понятийно-терминологическая специфика инженерной педагогики / А. А. Кирсанов // Педагогика. - 2001. - № 3. -

C. 21-27.

9. Корнилов, И. К. Инженерная педагогика - важнейший фактор развития высшего технического образования / И. К. Корнилов // Педагогический опыт: теория, методика, практика: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1; ред. кол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 145-147.

10. Малыгин, Е. Н. Инженерная педагогика: учеб. пособие. Ч. II / Е. Н. Малыгин, Т. А. Фролова, М. С. Чванова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с.

11. Мелецинек, А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний / А. Мелецинек. - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с.

12. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Фёдоров. - М.: МАДИ (ГТУ) - Казань: КГТУ, 2007. - 498 с.

13. Приходько, В. М. Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза (по итогам 42-го Международного симпозиума Ю1Р / В. М. Приходько // Высшее образование в России. - 2013. - № 12.- С. 45-50.

14. Сазонова, З. С. Инженерная педагогика: проблемы подготовки преподавателей технических дисциплин в условиях инновационного образования: монография / З. С. Сазонова, Т. М. Ткачёва - М.: МАДИ, 2013. - 234 с.

© Артюшкин О. В., 2017 УДК 378.146:004.9

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ

ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Т. А. Артюшкина, В. Н. Котлов, П. Н. Земляникин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена внедрению в современное высшее образование таких инновационных средств оценки профессионально-ориентированных образовательных достижений студента, как портфолио. Авторами даётся определение портфолио профессионально-ориентированного обучения студентов (ППООС), описываются его состав, возможности и виды. В заключительной части даётся краткое описание проекта разработки и внедрения в образовательный процесс вуза электронного ППООС.

Ключевые слова: портфолио, профессионально-ориентированное обучение студента, электронное портфолио, модель.

Сегодня неизменной задачей высшей школы является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Решение такой задачи требует применения не только инновационных методов и приёмов обучения, но и эффективных форм оценивания достижений обучающихся. Анализируя теорию и практику отечественного и зарубежного профессионального образования, можно сказать, что наиболее результативным и развивающимся инструментом, который позволяет сегодня обучающемуся осуществлять сбор, накопление и динамическую оценку результатов своей учебной и научно-исследовательской деятельности для отражения качественных показателей и характеристик своей траектории профессионального становления как специалиста, является портфолио.

Добавить к сказанному можно и то, что существуют сложности с трудоустройством на работу, усугубляющиеся отсутствием у работодателей достоверной, релевантной, объективной и оперативной информации о претендентах на вакантные места. Поэтому на первый план сегодня выступает комплексная проблема информационного обеспечения рынка труда (оптимизация механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации).

Для решения этой актуальной проблемы в российских вузах ведётся напряжённая работа по активному формированию электронных портфолио студентов, которые могут предъявляться при устройстве на работу [1].

В основе организации профессионально-ориентированного становления студентов вузов лежит компетент-ностный подход, который способствует качественному переходу через освоение всех компонентов учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Сегодня под профессиональным становлением понимается «последовательное прохождение сменяющих друг друга этапов в рамках вузовского обучения (переходного, накопительного и определяющего), которое в свою очередь завершается на четвёртом этапе, в период работы на конкретном производстве в избранном виде деятельности» [2, с. 6].

Портфолио в образовательных системах является относительно новым явлением. Впервые идея формирования портфолио в образовании зародилась в Великобритании и Новой Зеландии в 1970-х гг., а с 1990-х гг. она распространилась на вузовское образование по всему миру [3].

Термин «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи». В 70-х годах XX века в педагогических исследованиях термин «портфолио» использовался для обозначения списка работ, представляющих умения, навыки и знания специалиста с позитивной стороны. Анализ многочисленных литературных и электронных источников свидетельствует, что термин «портфолио» трактуется неоднозначно и многогранно. Так, С. Антропов портфолио определяет как грамотно оформленный перечень работ, выполненных каким-либо специалистом [4]. Т. А. Полилова считает портфолио комплектом документов, представляющим совокупность индивидуальных образовательных достижений студента [5]. По мнению Е. Могилевкина, портфолио - это пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические - учебные, так и личные) [6].

Цель портфолио - рекламная демонстрация достижений владельца потенциальному работодателю или клиенту. Формирование портфолио студента актуально, так как после окончания вуза выпускнику для успешного трудоустройства также необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю свои достижения и способности как молодого специалиста [7, с. 46].

В нашем представлении портфолио профессионально-ориентированного обучения студента (ППООС) - это технология планирования профессиональной карьеры, представляющая собой совокупность процессов и результатов накопления и представления комплекта документов в бумажном и/или электронном виде о личных и академических достижениях студента. ППООС составляется для эффективного взаимодействия с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения. Применение ППООС позволяет проводить мониторинг роста профессионального мастерства будущего специалиста в процессе обучения. В ППООС включаются:

- индивидуальные достижения в учебной деятельности за весь период обучения (домашние и итоговые контрольные работы, рефераты, доклады, сообщения, результаты анкетирования, тестирования и др.);

- учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы (курсовые работы и проекты; расчётно-графические задания, отчёты по практикам; выпускная квалификационная работа и др.);

- отзывы о различных видах деятельности студента (отзывы преподавателей, научного руководителя, работодателя, рецензии на выполненные курсовые и выпускную квалификационную работы, характеристики руководителей практик, куратора и др.);

- перечень внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике студентом применялись навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младших студенческих групп и т. д.);

- оценки и зачёты по дисциплинам, полученные в процессе всего курса обучения. Использование ППООС в образовательном процессе в вузе даёт студенту возможности:

1) мотивироваться на учебные достижения (высокие оценки по изучаемым дисциплинам, участие в конкурсах, семинарах, успешное прохождение практик и др.);

2) вырабатывать умения объективного оценивания своих профессиональных компетентностей;

3) приобрести навыки в представлении собственных достижений в выгодном свете по отношению к потенциальным конкурентам;

4) повысить шансы трудоустройства, наглядно представляя свои достижения работодателю. Как следует из сказанного, ППООС выполняет следующие функции:

- накопительную (сбор всевозможных документальных подтверждений успехов и достижений студента);

- мотивационную (повышение образовательной и профессиональной мотивации студентов, развитие их способности к самодетерминации);

- диагностическую (фиксация интересующих свойств личности студента с целью установления результатов его обучения и определения динамики их изменения в рамках определённого периода времени);

- рефлексивную (даёт возможность осмыслить наработанные профессиональные знания, навыки и умения, наметить пути развития делового и личностного потенциала) [8, с. 10].

Сегодня наиболее распространёнными базовыми видами портфолио считаются:

1) «портфолио документов» - портфель задокументированных индивидуальных образовательных достижений студента, дающий возможность как количественной, так и качественной оценки содержания материалов портфолио;

2) «портфолио работ» - электронные копии проектных, научно-исследовательских, творческих работ студентов. Эта часть портфолио даёт качественную оценку по заданным параметрам, таким как: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов;

3) «портфолио отзывов» - характеристики отношения выпускника к различным видам деятельности, представленные преподавателями, руководителями практик и выпускной квалификационной работы, а также письменный анализ отношения будущего специалиста к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее) [9]. При этом наиболее оптимальным и широко используемым является смешанный вид портфолио, включающий в себя все результаты и достижения студента [10].

По мере развития информационных технологий, наряду с традиционным бумажным представлением порт-фолио, появилась новая форма - электронное портфолио. В мировой практике электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения (e-learning), которая считается самой перспективной технологией обучения в XXI веке. Переход от бумажного к электронному портфолио связан с рядом причин: необходимостью представления большого объёма информации, компактного её хранения; возможностью мультимедийного представления (одновременное использование текста, графики, звука и видео); визуализацией различных объектов (графики, схемы, таблицы, диаграммы); созданием чёткой структуры с использованием гиперссылок; возможностью внесения оперативных изменений.

С. В. Панюкова под электронным портфолио понимает «организованную обучающимся на базе средств информационных и коммуникационных технологий совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы» [11]. Т. А. Полилова полагает, что электронное портфолио (веб-портфолио) - это интернет-сайт, который создаётся студентом или учащимся для демонстрации своих личных достижений [5]. Под электронным портфолио понимают организованную обучающимся на базе средств информационных и коммуникационных технологий совокупность документов, включающую результаты учебной и внеучебной деятельности (сертификаты, дипломы, отзывы, рецензии, полученные оценки) [12]. По мнению Т. В. Ивлевой, электронное порт-фолио - это технология фиксирования, накопления, анализа и самоанализа индивидуальных достижений студента в цифровом виде, которая позволяет обеспечить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций будущего специалиста [13].

Итак, можно считать, что электронное ППООС - это оперативное отражение с применением электронных средств и носителей траектории и результатов профессионально-ориентированного обучения студента. Электронное портфолио включает в себя зафиксированные, накопленные и проанализированные результаты реальных изменений и индивидуальных достижений студента в процессе обучения. В случае фиксации достижений на таких цифровых носителях информации, как CD/DVD-диски, такое портфолио будем называть e-портфолио или offline-портфолио, а в виде web-сайта - web-портфолио или online-портфолио. Технология по созданию электронного ППООС реализует следующие принципы:

- соответствие целям и задачам (обучающийся вуза должен иметь однозначное представление о том, зачем он формирует электронное портфолио);

- добровольность, заключающаяся в самостоятельном определении и представлении документов, подтверждающих его индивидуальные достижения в том или ином виде деятельности;

- достоверность - подтверждение достижений соответствующими официальными документами;

- непрерывность - постоянное систематическое и последовательное пополнение информации в течение всего периода освоения образовательной программы;

- объективность - привлечение материалов, подтверждающих индивидуальные достижения обучающегося из различных источников - как внутренних (самой образовательной организации), так и внешних [14]. Анализ исследований Ю. В. Дементьевой [14], И. Н. Медведевой [12], Т. Г. Новиковой [10], С. В. Панюко-

вой [11], О. Г. Смоляниновой [15] и практика применения электронных форм портфолио в российских вузах позволяют обозначить следующие его возможности:

а) удобное размещение и представление пользователями своих достижений в цифровом формате в виде текстовых, графических и звуковых файлов, видео и анимационных роликов и пр.;

б) наличие индивидуальных настроек безопасности (студент, ведущий портфолио, имеет возможность открыть доступ к портфолио или его разделам другим пользователям);

в) ведение хронологии учебных достижений и приобретения профессионального опыта.

В настоящее время на кафедре программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем (ПОВТиАС) Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова подготовлен к реализации проект разработки и внедрения в образовательный процесс электронного ППООС Института информационных технологий и инженерного образования.

В функционально-структурной модели электронного ППООС предусмотрены следующие разделы (модули) и их компоненты:

Модуль 1 «Персональные данные» включает Ф.И.О. студента, наименование факультета (института), форму обучения, направление подготовки, № группы, № зачётной книжки, телефон, e-mail, фотографию. Этот модуль

дополняется автобиографией студента, характеристикой кураторов групп, а также его предпочтениями, интересами и ценностями.

В модуле 2 «Учебная деятельность» вся накапливаемая информация содержит:

а) официальные документы (оценки по дисциплинам, практикам, результаты тестов и др.), демонстрирующие результативность в учебной деятельности в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП);

б) текстовые материалы (копии домашних и контрольных работ, рефератов, пояснительные записки расчёт-но-графических и курсовых работ, отчёты по практикам и т. д.);

в) отзывы преподавателей, научных руководителей, работодателя, рецензии на выполненные курсовые и выпускную квалификационную работы, характеристики руководителей практик, куратора и др.

В модуль 3 «Научно-исследовательская деятельность» включены результаты НИРС, а именно:

а) тексты статей (тезисов докладов), опубликованных в сборниках научных трудов, сборниках статей, научных журналах и пр.;

б) копии дипломов и сертификатов участников научных конференций, конкурсов и семинаров;

в) тексты и презентации докладов на научных мероприятиях (конференциях, семинарах и совещаниях);

г) характеристика студента, подписанная научным руководителем; отзыв о выполненных студентом бюджетных и хоздоговорных НИР.

Помимо освоения ОПОП, студент может обладать разноплановыми достижениями во внеучебной (воспитательной, социальной, культурно-досуговой, спортивной) деятельности. В этом случае модуль 4 «Внеучебная деятельность» накапливает информацию об участии студента:

а) в работе студенческих органов самоуправления и молодёжных общественных объединениях (староста группы, членство в студенческом совете, профсоюзном комитете студентов и др.);

б) в творческих акциях, фестивалях, конкурсах, выставках, смотрах (предоставление текстов, фото- и видеоматериалов по проведённым мероприятиям) с получением наград, призов и премий;

в) в социально-значимой деятельности (школы актива, профильные лидерские смены, городские, республиканские, всероссийские мероприятия, шефская помощь, благотворительные акции, благоустройство территории, акции по защите окружающей среды, а также участие в профориентационных мероприятиях);

г) в спортивных мероприятиях вузовского, городского, регионального и иных уровней с получением наград, призов и премий.

По желанию студент может в электронном ППООС разместить информацию о получении им дополнительного образования (курсы, семинары, тренинги, освоение дополнительных образовательных программ в вузе и др.).

В процессе работы над проектом создания электронного ППООС авторским коллективом планируется:

- изучить теоретические основы технологии электронного портфолио (определение, цели, виды, функции и пр.);

- проанализировать существующие электронные портфолио в российских вузах (организационные и технологические особенности, достоинства и недостатки, отзывы пользователей и пр.);

- построить модель электронного ППООС (структура, содержание, компоненты и пр.);

- исследовать существующие технологии создания и сопровождения электронного портфолио;

- ознакомиться с возможностями инструментальных средств создания и выбрать программные средства разработки проектируемого электронного ППООС;

- разработать и внедрить в образовательный процесс Института информационных технологий и инженерного образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова электронное ППООС;

- разработать положение об электронном ППООС в Институте информационных технологий и инженерного образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Разрабатываемый электронный ППООС ориентирован на следующих пользователей:

- преподаватели (цель - анализ эффективности учебного процесса, измерение компетенций студентов, что требует чётких формальных требований к содержанию);

- коллеги-обучающиеся, родные, друзья (цель - создание конкурентной среды для повышения мотивации в образовании, повышение самооценки студента, поиск единомышленников в профессиональной среде);

- потенциальные работодатели (цель - самореклама, оценка студентом своих профессиональных качеств, определение путей для самосовершенствования) [7].

Таким образом, создание и ведение электронного ППООС обеспечит вузам возможность проводить в процессе обучения динамический мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций будущих специалистов. Студенту же электронное ППООС позволит реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить вектор профессионального и личностного самосовершенствования.

Библиографический список

1. Гурьянова, С. Ю. Электронное портфолио студента высшей школы: новые горизонты / С. Ю. Гурьянова // Innovations an modern pedagogical technologies in the education system: materials of the VI international scientific conference on February 20-21, 2016. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. - Р. 14-16.

2. Каганов, А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.

3. Терентьев, В. Что такое портфолио студентов. -URL: http://nsportal.ru/user/664283/page/portfolio-studenta-eto (дата обращения: 02.06.17).

4. Антропов, С. Как сделать портфолио? Примеры и образцы портфолио / С. Антропов. - URL: http://www.kadrof.ru/st_pf.shtml (дата обращения: 14.05.2017).

5. Полилова, Т. А. Концепция электронного портфолио. - URL: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm (дата обращения: 14.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Могилевкин, Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов / Е. Могилевкин // Управление персоналом. - 2006. - № 5. - URL: http://www.rhr.ru/index/find/what_is_interview/10504.html (дата обращения: 12.05.2017).

7. Кравец, Н. С. Использование решений cloud computing для создания электронного портфолио студента / Н. С. Кравец // Восточ.- Европ. журн. передовых технологий. - 2013. - Т. 4. - № 3 (64). - С. 45-48.

8. Шехонин, А. А. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова. - СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 80 с.

9. Пейн, С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / С. Дж. Пейн // Директор школы. - 2004. -№ 1. - С. 65-67.

10. Новикова, Т. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт / Т. Г. Новикова // Директор школы. - № 7. - 2004. - С. 14-18.

11. Панюкова, С. В. Электронный портфолио ученика / С. В. Панюкова // Информатика и образование. - 2007. - № 2. - С. 85-86.

12. Медведева, И. Н. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося / И. Н. Медведева, О. И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О. Соловьёва // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». - 2014. - № 5. - С. 134-140.

13. Ивлева, Т. Н. Технология электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности / Т. Н. Ивлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований / гл. ред. Е. Л. Кудрина. - Кемерово: КемГУКИ. - 2012. - № 19/2. - С. 156-163.

14. Дементьева, Ю. В. Основные проблемы формирования электронного портфолио обучающихся по образовательным программам высшего образования / Ю. В. Дементьева //Образование и наука. - 2016. - № 2 (131). - С. 145-156.

15. Смолянинова, О. Г. Использование технологии е-портфолио в высшем образовании в Российской Федерации / О. Г. Смолянинова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 65-77.

© Артюшкина Т. А., Котлов В. Н., Земляникин П. Н., 2017

УДК 378.146:[004.738.5+004.77]

СОЗДАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ СРЕДСТВАМИ SHINY ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

А. А. Голубничий, К. А. Чернявская

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается процесс создания web-приложений через пакет Shiny языка программирования R. На основании стандартных примеров из пакета раскрывается принцип построения приложения. Описывается алгоритм составления программ и возможности применения Shiny-приложений в высшей школе в рамках основного обучения на инженерных направлениях подготовки. Описывается процесс создания приложения, визуализирующего тему кластеризации.

Ключевые слова: интерактивное обучение, электронное обучение, web-приложение, Shiny, язык R.

Процесс обучения в высшей школе в настоящее время немыслим без применения современных инфокомму-никационных технологий. Особенно остро проблема внедрения инноваций в образовании стоит в области инженерии и естествознания. Так, большинство современных естественных процессов, а также процессов, протекающих в сложных технических системах, оптимально разбирать в учебном процессе посредством их визуализации. Для этих целей активно применяют виртуальные лаборатории [1]. Почти всегда такие лаборатории представляют собой Flash-анимации [2] или специальные имитационные модели [3; 4].

При построении визуализации методами флэш-анимации сложно обрабатывать большие массивы данных; имитационное моделирование снимает это ограничение, однако большинство продуктов, используемых для создания моделей, имеют значительную стоимость, что ограничивает их свободное использование всеми желающими. Также программы, используемые для имитационного моделирования, являются сложными в плане разработки моделей. Помимо навыков в области конкретного вида имитационного моделирования, разработчику необходимо знать язык программирования, используемый в конкретном программном продукте, при этом используемый язык может быть плохо применим в области анализа больших массивов данных.

В настоящее время стандартом в области анализа данных и самыми популярными являются два скриптовых языка: Python и R. Для каждого из этих языков существует значительное количество инструментов, решающих задачи анализа данных в сложных технических системах. Оба языка являются бесплатными в использовании, кросс-платформенными и поддерживаемыми значительным количеством разработчиков-энтузиастов [5; 6].

Для анализа процесса создания web-приложения нами был выбран язык R по причине наличия в CRAN (официальном репозитории языка) специального пакета-расширения Shiny [7]. Данный продукт предназначен для создания интерактивных web-приложений, в большей части в области статистики, однако его можно использовать для визуализации количественных характеристик любых других процессов.

Любое Shiny-приложение состоит как минимум из двух частей: серверной (server.R) и пользовательской (ui.R), также дополнительно разработчик может добавить неограниченное количество дополнительных элементов, содержащих основные функции приложения, часто объединённых в глобальное окружение (global.R). Возможности приложения Shiny ограничиваются лишь возможностями языка R. С учётом значительного количества разработчиков и постоянно увеличивающегося количества пакетов-расширений у web-приложений Shiny

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.