Научная статья на тему 'Инженерная педагогика в подготовке инженеров и научно-педагогических кадров технического вуза'

Инженерная педагогика в подготовке инженеров и научно-педагогических кадров технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / ИНЖЕНЕРИЯ / ENGINEERING / ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ENGINEERING PEDAGOGY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюшкин Олег Валентинович

В статье характеризуются такие методологические компоненты инженерной педагогики, как объект и предмет, цели и задачи, принципы, методы и организационные формы обучения, средства и результат обучения. С позиций сегодняшнего дня уточнены предмет изучения инженерной педагогики, её общедидактические и специальные принципы. Завершается статья рассмотрением ориентиров инженерной педагогики: процессов научно-технического познания и инженерной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering Pedagogy in Training of Engineers and Teaching Staff of Technical Universities

The article characterizes such methodological components of engineering pedagogy as object and subject, goals and objectives, principles, methods and organizational forms of teaching tools and learning outcome. From a present-day perspective a subject of study for engineering pedagogy, general didactic and specific principles of engineering pedagogy are revised. At the end of the article the guidelines for engineering pedagogy, such as processes of scientific-technical knowledge and engineering activities are considered.

Текст научной работы на тему «Инженерная педагогика в подготовке инженеров и научно-педагогических кадров технического вуза»

УДК 378:[37.013:62]

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

О. В. Артюшкин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуются такие методологические компоненты инженерной педагогики, как объект и предмет, цели и задачи, принципы, методы и организационные формы обучения, средства и результат обучения. С позиций сегодняшнего дня уточнены предмет изучения инженерной педагогики, её общедидактические и специальные принципы. Завершается статья рассмотрением ориентиров инженерной педагогики: процессов научно-технического познания и инженерной деятельности.

Ключевые слова: педагогика, инженерия, инженерная педагогика, методология, компоненты.

При переходе общества к «постиндустриальной» эпохе на «пересечении» инженерии и педагогики сформировалось и активно развивается в разных странах мира актуальное для этого периода направление профессиональной педагогики - инженерная педагогика. Её становление в качестве самостоятельной междисциплинарной области было обусловлено объективной необходимостью решения на научной основе комплексных проблем взаимодействия образования, науки, производства и бизнеса как единой системы, определяющей технологический и экономический прогресс общества [1].

Анализ существующих точек зрения учёных и педагогов технических университетов и инженерно-технических работников производственных предприятий и организаций показывает значимость инженерной педагогики для развития современного инженерного образования [1-14].

В педагогическую науку понятие «инженерная педагогика» ввёл профессор Клагенфуртского университета (Австрия) Адольф Мелецинек, который издал книгу «Инженерная педагогика: Практика передачи технических знаний» и основал в 1972 году Международное общество по инженерной педагогике - Internationale Gesellschaf fur Ingenieur padagogik (IGIP) / International Society for Engineering Education, которое является одной из авторитетных международных организаций в сфере высшего технического образования. IGIP объединяет через национальные мониторинговые комитеты научно-педагогическую общественность инженерных вузов многих стран мира. Высшая техническая школа России представлена в IGIP с 1995 года, когда был создан Российский мониторинговый комитет (РМК) как отделение Международного общества по инженерной педагогике в Российской Федерации (президент PMKIGIP - ректор Московского автомобильно-дорожного института, проф. В. М. Приходько).

Обсуждаемая сегодня гипотеза инженерной педагогики формулируется следующим образом: общепедагогические категории, включаясь в систему подготовки инженеров и сохраняя педагогическую сущность, выполняют новые, специфические функции, обусловленные целями инженерного образования, обучения проектированию содержания образования на уровне системы (по конкретной профессии) и на уровне учебной дисциплины, а также целями освоения методов проектирования технических систем, курсового и дипломного проектирования, работы, связанной с использованием учебно-производственного оборудования и др. [8].

Рассматривая инженерную педагогику в системе подготовки инженерных кадров, академик РАО А. А. Кирсанов отмечает, что первоочередная задача исследователей в этой области - создание специальной методологии инженерной педагогики как особой отрасли научного знания [7; 8].

Наше представление о методологии инженерной педагогики исходит из определения, предложенного М. А. Даниловым: методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непривычно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества [5].

Методология инженерной педагогики - это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах научно-технического познания и приложении их к анализу природы инженерно-педагогического знания; учение о закономерностях и методах инженерной деятельности, о закономерностях инженерного творчества, то есть учение о методах поиска новых идей, новых теорий и их реализации. В этом качестве методология инженерной педагогики вступает в межнаучную интеграцию и, прежде всего, с техническими науками [7].

Для определения места и роли инженерной педагогики в системе подготовки современных специалистов следует обратиться к таким её методологическим компонентам, как объект и предмет, цели и задачи, принципы, методы и организационные формы обучения, средства и результаты обучения.

Объектом инженерной педагогики является педагогическая система высшего инженерного образования, её цели, принципы, формы организации, методы и средства обучения.

Предметом инженерной педагогики является проектирование содержания высшего инженерного образования, процесса обучения и формирования личности будущего инженера.

А. Мелецинек в своей классической книге «Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний» дал следующее определение предмету изучения инженерной педагогики: «Предметом инженерной педагогики является всё, что направлено на улучшение обучения техническим дисциплинам, и все виды деятельности преподавателя, касающиеся целей, содержания и форм обучения» [11]. Это определение основателя IGIP А. Мелецинека сохраняет своё значение и в наши дни. По определению А. Мелецинека, инженерная педагогика содержит инженерную составляющую, её профессионально ориентированное содержание и дидактическую

составляющую - методологию учебной деятельности. Появление инженерной педагогики обусловлено необходимостью сочетания образования, науки и бизнеса как системы, которые определяют технологическое и экономическое развитие общества.

С позиций сегодняшнего дня предмет изучения инженерной педагогики можно уточнить и конкретизировать.

Теоретическая часть предмета инженерной педагогики - это:

1) выявление и формулировка законов и закономерностей, отражающих сущностные взаимосвязи между образованием, наукой и производством и их влияние на динамику развития всего комплекса и его подсистем;

2) разработка теоретических основ подготовки инженеров к инновационной деятельности в быстро изменяющихся внешних условиях.

Практическая часть - это разработка, реализация и оптимизация педагогических систем подготовки и самоподготовки преподавателей технических дисциплин и студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности с учётом теоретических представлений о развитии интеграционных процессов в системе «образование-наука-производство» и их влиянии на эффективность подготовки инженеров к решению многокритериальных проблем в области инженерии.

Цели. Профессионально-ориентированное обучение будущих инженеров всегда начинается с определения ясных и чётких педагогических целей, выполняющих системообразующую функцию. Именно они определяют общую направленность методической системы инженерной педагогики и связывают воедино остальные компоненты.

Цели инженерного образования обусловливаются потребностями в специалистах нового типа для наукоёмких, культуроёмких производств, научно-производственных комплексов, конструкторских и проектных учреждений. Такие специалисты должны сочетать в себе функции научного работника, проектировщика, конструктора, изобретателя, а самые элитные кадры - функции инженера-системника, способного на межпредметной основе целостно представлять исследуемый объект, видеть его системные связи с другими объектами.

Постановка целей основывается на учёте:

а) возможности технического вуза в организации практико-ориентированного обучения, связи вуза с наукой и производством;

б) требований современных инженерных производств, запросов рынка труда;

в) динамики развития науки, техники, технологий, содержания и организации труда, интеграционных процессов в науке, производстве и сфере образования;

г) необходимости измерения и оценки достижения промежуточных и конечных результатов на всех этапах образовательного процесса.

Основные задачи инженерной педагогики:

1) повышение эффективности деятельности педагогов технических вузов, формирование должного отношения к использованию знаний инженерной педагогики, содействие проникновению достижений инженерной педагогики в профессиональную деятельность педагогов технических вузов;

2) проведение педагогических исследований по актуальным практическим проблемам инженерной деятельности, формирования инженерного мировоззрения, инженерного мышления и инженерной культуры современного специалиста инженерно-технических производств;

3) исследование и разработка организационно-педагогических мер по совершенствованию системы развития инженерного мышления у будущих специалистов;

4) улучшение качества инженерного образования на основе повышения научно-педагогического уровня преподавания профессиональных дисциплин и внедрения новых педагогических и информационных технологий;

5) совершенствование методик преподавания инженерно-технических дисциплин, а также практико-ориентированной подготовки студентов.

Принципы. Согласно анализируемой методологии инженерной педагогики система подготовки современного инженера руководствуется общепедагогическими и специфическими принципами.

В инженерной педагогике широко функционируют общедидактические принципы: научности, системности и последовательности, связи обучения с жизнью, мотивации учения и труда, активности и самостоятельности, наглядности и абстрактности, индивидуализации и дифференциации обучения. Особую значимость имеет принцип научности, поскольку изменения в науке и технике непосредственно влияют на оборудование, технологии, организацию и содержание труда, а значит, и на содержание профессионального образования и технологии обучения. Принцип связи обучения с жизнью отражает требования производства как сферы труда будущего специалиста, взаимодействие теории с практикой.

Специфическими принципами инженерной педагогики являются:

1) динамичность - видение современных и новых тенденций, перспектив развития науки, техники, производства и образования;

2) системность, что позволяет целостно представить проектируемый и конструируемый технический объект, видеть его связи с другими объектами, с окружающей средой и ещё на этапе проектирования исключить возможные негативные явления и их последствия;

3) целостность - отражение в содержании и процессе подготовки инженеров специфики профессиональной деятельности и адекватного ей целостного содержания этой подготовки;

4) интеграция и дифференциация подготовки специалистов - ориентация на интегрированные профессии широкого профиля с однородными, смешанными и даже разнородными полями профессиональной деятельности и на узкую специализацию;

5) профессиональная направленность - ориентация содержания образования, методов и форм обучения на конечную цель подготовки специалиста;

6) преемственность - отражение прошлого, настоящего и будущего в содержании образования, методах и формах организации обучения, связь образовательного процесса с будущей профессиональной деятельностью и др.

Содержание образования. Сегодня прежние представления о содержании образования, ориентированного преимущественно на узкопрофессиональную подготовку специалистов, на экстенсивный подход к его формированию, вступили в противоречие с потребностями в специалистах нового типа для наукоёмких инженерных производств, научно-производственных комплексов, конструкторских и проектных учреждений и др. Такие специалисты должны сочетать в себе функции научного работника, проектировщика, конструктора и изобретателя.

Основная задача образования в настоящее время - не передавать готовые знания, а научить учиться, подготовить обучающегося к практической деятельности, сформировать у него профессиональные компетенции. Новое содержание инженерного образования, основанное на комплексе компетенций, предусматривает фундаментальные и технические знания, умение анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе [4].

Методы обучения. Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. В профильном вузе специфика методов теоретического и практического обучения студентов обусловлена особенностями изучаемых естественнонаучных, общетехнических, специальных учебных предметов и сферы предстоящей профессиональной деятельности. Сама система научных знаний содержит понятия не только о технических объектах, различных конструкциях, принципах работы аппаратуры, но и о способах деятельности.

Многообразие методов обучения в техническом вузе и их специфику обусловливают выполняемые инженером функции и соответствующие профессиональные умения:

- проектировочные - создание инженерно-технических систем, объектов, текущее и перспективное планирование профессиональной деятельности, проектирование систем управления и контроля;

- конструктивные - выполнение эскизов, чертежей на изготовление изделий, ведение технологического процесса в соответствии с техническими условиями, определение системы мероприятий для устранения неполадок;

- гностические - чтение технических эскизов, чертежей, карт, выявление возможностей и условий.

Формы организации обучения. Результативность обучения определяется как содержанием, методами, так

и формами организации обучения. Модернизированное содержание образования влечёт за собой и новые формы, другими словами, содержание определяет формы, в которых оно усваивается. И в этом смысле можно говорить об их единстве.

К традиционным формам организации обучения в вузах относят:

а) связанные с теоретическим обучением - лекции, семинары, консультации;

б) направленные на практическую подготовку - лабораторные практикумы, деловые игры, посещение промышленных предприятий, производственную практику;

в) самостоятельные внеаудиторные занятия, выполнение творческих проектов.

Интеграция науки, производства и образования стимулирует появление новых форм организации обучения в условиях производства (конструкторских бюро, НИИ), где студенты старших курсов выполняют производственные задания по проектированию, конструированию, разработке и эксплуатации реальных инженерных систем.

Средства обучения. Для повышения качества инженерного образования существенное значение имеет создание и внедрение в образовательный процесс современных средств обучения. Их состав и дидактические возможности самые разнообразные: учебно-наглядные пособия (функционирующие макеты и технические модели, технические чертежи, графики и диаграммы, схемы, таблицы); вербальные (экранные, звуковые, экранно-звуковые) средства обучения. К специфическим принципам продуктивного использования средств обучения в учебном процессе можно отнести: комплексность, необходимость, целесообразность и оптимальность, интеграцию и дифференциацию учебной информации, вариативность и альтернативность средств обучения и др.

Результативность общеинженерной педагогики. Среди ориентиров инженерной педагогики различают процессы научно-технического познания и инженерную деятельность.

Научно-техническое познание - это процесс овладения студентами объективно или субъективно новыми техническими и технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, предвидения перспектив их развития. Его специфика обусловлена особенностями предмета отражения - технических объектов и технологических процессов. Понятия технического знания в меньшей степени абстрактны и идеализированы по сравнению с понятиями естествознания. Они менее стабильны, их содержание подвержено относительно быстрому изменению.

Инженерная деятельность - это динамическая система взаимодействия инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путём, опираясь на научные знания, умения, навыки и инженерные способности. В инженерной деятельности инженер, с одной стороны, взаимодействует с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путём. Инженерная деятельность образует замкнутый цикл (проектирование, конструирование, организация изготовления и внедрения инженерных объектов, их эксплуатация). В рамках этой деятельности осуществляются и так называемые инженерные исследования (в отличие от исследований, проводимых в технической науке). Они включают предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможностей использования полученных данных.

Таким образом, резюмируя всё вышеизложенное, можно сказать, что сегодня инженерная педагогика предстаёт перед нами как самостоятельная область научного знания, которая за счёт взаимодействия с техническими науками и техникой педагогически воздействует на развитие личности студента, создаёт условия для формирования многогранной личности инженера.

Библиографический список

1. Приходько, В. М. Инженерная педагогика - основа профессиональной подготовки инженеров и научно-педагогических кадров /

B. М. Приходько, З. С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2014. - № 4. - С. 6-12.

2. Балыхин, Г. А. Инженерная педагогика и новые пути к ускоренному обучению: теории, методики и практики / Г. А. Балыхин, М. Г. Балыхин // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. - 2016. - № 2. - С. 9-14.

3. Брыкова, Л. В. Инженерная педагогика и перспективы её применения в профессиональной подготовке специалистов / Л. В. Брыкова, А. Г. Головенко, С. А. Смирнова // Человек и образование. - 2015. - № 4. - С. 37-40.

4. Владимиров, А. И. Об инженерно-техническом образовании / А. И. Владимиров. - М.: ООО «Изд. дом Недра», 2011. - 81 с.

5. Данилов, М. А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М. А. Данилов // Сов. педагогика. -1969. - № 5. - С. 18-21.

6. Инженерная педагогика: науч.-метод. пособие / Л. А. Найниш, В. Н. Люсев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 88 с.

7. Кирсанов, А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 37-40.

8. Кирсанов, А. А. Понятийно-терминологическая специфика инженерной педагогики / А. А. Кирсанов // Педагогика. - 2001. - № 3. -

C. 21-27.

9. Корнилов, И. К. Инженерная педагогика - важнейший фактор развития высшего технического образования / И. К. Корнилов // Педагогический опыт: теория, методика, практика: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1; ред. кол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). - С. 145-147.

10. Малыгин, Е. Н. Инженерная педагогика: учеб. пособие. Ч. II / Е. Н. Малыгин, Т. А. Фролова, М. С. Чванова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с.

11. Мелецинек, А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний / А. Мелецинек. - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с.

12. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Фёдоров. - М.: МАДИ (ГТУ) - Казань: КГТУ, 2007. - 498 с.

13. Приходько, В. М. Особенности подготовки современного преподавателя инженерного вуза (по итогам 42-го Международного симпозиума Ю1Р / В. М. Приходько // Высшее образование в России. - 2013. - № 12.- С. 45-50.

14. Сазонова, З. С. Инженерная педагогика: проблемы подготовки преподавателей технических дисциплин в условиях инновационного образования: монография / З. С. Сазонова, Т. М. Ткачёва - М.: МАДИ, 2013. - 234 с.

© Артюшкин О. В., 2017 УДК 378.146:004.9

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ

ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Т. А. Артюшкина, В. Н. Котлов, П. Н. Земляникин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена внедрению в современное высшее образование таких инновационных средств оценки профессионально-ориентированных образовательных достижений студента, как портфолио. Авторами даётся определение портфолио профессионально-ориентированного обучения студентов (ППООС), описываются его состав, возможности и виды. В заключительной части даётся краткое описание проекта разработки и внедрения в образовательный процесс вуза электронного ППООС.

Ключевые слова: портфолио, профессионально-ориентированное обучение студента, электронное портфолио, модель.

Сегодня неизменной задачей высшей школы является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Решение такой задачи требует применения не только инновационных методов и приёмов обучения, но и эффективных форм оценивания достижений обучающихся. Анализируя теорию и практику отечественного и зарубежного профессионального образования, можно сказать, что наиболее результативным и развивающимся инструментом, который позволяет сегодня обучающемуся осуществлять сбор, накопление и динамическую оценку результатов своей учебной и научно-исследовательской деятельности для отражения качественных показателей и характеристик своей траектории профессионального становления как специалиста, является портфолио.

Добавить к сказанному можно и то, что существуют сложности с трудоустройством на работу, усугубляющиеся отсутствием у работодателей достоверной, релевантной, объективной и оперативной информации о претендентах на вакантные места. Поэтому на первый план сегодня выступает комплексная проблема информационного обеспечения рынка труда (оптимизация механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.