Научная статья на тему 'Электронное голосование в Российской Федерации: проблемы и перспективы'

Электронное голосование в Российской Федерации: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3053
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНТЕРНЕТ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTRONIC VOTING / ELECTRONIC DEMOCRACY / INTERNET / ELECTIONS / SUFFRAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сбитнев Виталий Сергеевич, Ладиков Ярослав Сергеевич

В настоящее время в Российской Федерации существует проблема реализации института электронного голосования как одного из видов электронной демократии. При рассмотрении данного вопроса была проанализирована система электронной демократии, рассмотрены ее основные формы и функции, определено её значение для государства. В исследовании предложены меры, которые будут способствовать обеспечению независимости избирательного процесса. Одной из таких мер является внедрение в российских университетах специальности, которая будет непосредственно касаться проведения выборов с помощью современных технологий и Интернета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC VOTING IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

At present, the Russian Federation has a problem of implementing the institution of electronic voting as a type of electronic democracy. When considering this issue, the e-democracy system was analyzed, its main forms and functions were examined, its significance for the state was determined. The study proposed measures that would help ensure the independence of the electoral process. One of such measures is the introduction of a specialty in Russian universities, which will directly relate to elections using modern technologies and the Internet

Текст научной работы на тему «Электронное голосование в Российской Федерации: проблемы и перспективы»

УДК 347.78

Сбитнев Виталий Сергеевич МГЮА им. О. Е. Кутафина Институт прокуратуры Россия, Москва Vitaly1404@mail.ru SbitnevVitaliySergeevich Kutafin Moscow State Law University Institute of prosecution Russia, Moscow Ладиков Ярослав Сергеевич Белгородский государственный национальный исследовательский университет Институт ИМКиМО Россия, Белгород Yaroslav4411 @mail.ru Ladikov Yaroslav Sergeevich Belgorod State National Research University Institute of Intercultural Communication and International Relations

Belgorod, Russia

ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: в настоящее время в Российской Федерации существует проблема реализации института электронного голосования как одного из видов электронной демократии. При рассмотрении данного вопроса была проанализирована система электронной демократии, рассмотрены ее основные формы и функции, определено её значение для государства. В исследовании предложены меры, которые будут способствовать обеспечению независимости избирательного процесса. Одной из таких мер является внедрение в российских

университетах специальности, которая будет непосредственно касаться проведения выборов с помощью современных технологий и Интернета. Ключевые слова: электронное голосование, электронная демократия, Интернет, выборы, избирательное право.

ELECTRONIC VOTING IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS

AND PROSPECTS

Annotation: at present, the Russian Federation has a problem of implementing the institution of electronic voting as a type of electronic democracy. When considering this issue, the e-democracy system was analyzed, its main forms and functions were examined, its significance for the state was determined. The study proposed measures that would help ensure the independence of the electoral process. One of such measures is the introduction of a specialty in Russian universities, which will directly relate to elections using modern technologies and the Internet. Key words: electronic voting, electronic democracy, Internet, elections, suffrage.

В настоящее время происходит стремительное развитие электронных, коммуникативных и информационных технологий. Они становятся частью общественной жизни и затрагивают жизнь каждого человека. В Российской Федерации не стала исключением и политическая сфера, в которую еще с начала 2000-х годов активно стали проникать новые технологии. Первоначально, данные новшества использовались политиками и государством только с целью агитации в предвыборных кампаниях, но впоследствии современные технологии начали активно внедряться и в избирательный процесс. Информационные технологии стали применяться как при подсчете голосов и наблюдении за выборами, так и для быстрого распространения информации об итогах голосования.

Изначально электронное голосование использовалось как средство реализации прозрачности выборов и избирательных процедур и как форма, обеспечивающая удобство проведения голосования. Но в настоящее время

данная форма голосования преобразуется, а значит, и приобретает новое качество как в зарубежной, так и в российской практике. Электронное голосование становится новым способом выражения позиции граждан в существующем демократическом обществе.

Первое упоминание об электронном голосовании мы можем отнести к 60 -м годам ХХ века. Тогда в США в двух графствах штата Джорджии на первичных президентских выборах начали, в виде эксперимента, применять специальные перфокарты, которые позволяли компьютерным программам считывать информацию о волеизъявлении граждан [12]. Впоследствии институт электронного голосования будет использован и в Европе, а с конца 90-х годов ХХ столетия этот институт получит активное развитие во многих европейских странах, странах ближнего зарубежья и в России.

Обратимся к вопросу о возможности использования института электронного голосования как одной из форм электронной демократии, в рамках которой создаются и развиваются различные проекты, направленные на демократизацию современного общества и расширение прав и свобод граждан. Например, к таким проектам можно отнести «Электронное Правительство», «Электронный Парламент» и целый ряд инструментов, с помощью которых будут реализовываться права граждан: электронное общественное обсуждение, электронный форум, электронная связь с представителями государственных органов, электронное оформление документов.

Система электронной демократии - это система обычной традиционной демократии, которая воплощается в электронной форме [2, с. 137]. Более подробное определение электронной демократии сформулировала Д.С. Абрамова, которая подразумевала под ней форму демократии, характеризующуюся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных когнитивных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений - электронное голосование, контролирование исполнения решений и

т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным [1].

Из данной дефиниции можно выделить несколько основных признаков: во-первых, это форма демократии, осуществляемая с помощью современных технологий, во-вторых, это совместная познавательная деятельность людей, направленная на формирование органов государственной власти на разных уровнях и контроль за исполнением ими своих функций. В-третьих, хочется добавить, что электронная демократия в XXI веке направлена на обеспечение подотчетности и прозрачности деятельности органов государственной власти, должна отражать качество, доступность и свободу информации. А также расширить полномочия граждан в политической жизни общества.

Если ранее ряд ученых-конституционалистов утверждал, что электронное голосование не соответствует основным конституционным принципам, то сейчас в науке прослеживается и другая точка зрения. Как считает Я. В. Антонов, электронная демократия основывается на конституционных идеях выборности и народовластия [2, с. 138-139]. Благодаря ее применению возможно воплотить идею непосредственного народовластия граждан. Например, организовать проведение референдума или выборов с помощью электронной системы голосования через сеть Интернет. Но при воплощении в жизнь этой системы главное - оставаться строго в рамках закона и не выходить за его пределы.

Перед государствами, реализующими институт электронной демократии, встает несколько новых неоднозначных вопросов. Необходимы какие-либо изменения основного закона страны для осуществления этих нововведений? Входит ли в конституционные обязанности должностных лиц исполнение решений, принятых в рамках института электронной демократии?

Попытки решить эти вопросы на международном уровне были предприняты Комитетом министров Совета Европы. Так, в 2009 году были приняты рекомендации государствами-участниками Совета Европы по электронной демократии. Данный документ закрепляет основные принципы и

методы возможной реализации странами электронной демократии у себя на территории: однако они имеют совещательный, консультационный, в некоторых случаях даже дискуссионный характер, и направлены на выявление мнения населения и повышения легитимности выборов. Основополагающим принципом электронной демократии признается то, что она «является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей» [11]. То есть Совет Европы исходит из того, что данный институт не должен никак противоречить основным демократическим началам, а должен, наоборот, способствовать поддержанию демократии.

Так, основным элементом электронной демократии является электронное голосование, понятие которого закреплено в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования, и подразумевает электронные выборы или электронный референдум, включающие использование электронных средств, как минимум, при подаче голосов [11]. Таким образом, электронное голосование возможно реализовать с помощью специальных машин для голосования и дистанционного голосования с помощью Интернета. Рассмотрим подробно последний.

Электронное голосование через сеть Интернет основано на дистанционном участии граждан в избирательном процессе. Выделим несколько основных способов дистанционного участия. Во-первых, вместо обычного голосования на избирательном участке каждый человек может воспользоваться своим переносным гаджетом или стационарным компьютером. Во-вторых, нельзя окончательно отказаться от стационарных пунктов голосования, например, в библиотеках или торговых центрах можно организовать избирательные участки, которые будут оборудованы специальными компьютерами, с помощью которых можно будет принять участие в выборах.

Каждый человек при голосовании через Интернет должен будет пройти процесс аутентификации, то есть указать свои данные, которые будут подтверждать его личность. Впоследствии выбранный избирателем результат должен быть направлен в соответствующую избирательную комиссию, где осуществляется подсчет голосов и проходит проверка индивидуальных данных [5, с. 27-28].

При рассмотрении электронной системы голосования можно выделить ряд значительных плюсов. Например, государство сможет сэкономить бюджетные средства, избежать целого ряда издержек на расходы по финансированию выборов (распечатка буклетов, плакатов, методических материалов, бюллетеней, техническое обеспечение избирательных комиссий, оплата работы членов избирательной комиссии). Так, еще в 2015 году, в преддверии выборов Президента Российской Федерации 2018 года, глава ЦИК В. Е. Чуров заявлял, что к 2018 году возможно внедрение в России «онлайн голосования». Он считал, что это позволило бы «сэкономить около 50 процентов отведенных на проведение выборов средств» [9]. Но данная идея так и не была реализована.

Также значительным плюсом при проведении электронного голосования будет ускоренный процесс подсчета голосов, а значит, более быстрое подведение результатов выборов [3, с. 22].

Значительным аргументом в пользу внедрения системы электронного голосования через сеть Интернет является то, что граждане смогут отдать свой голос независимо от того, где они находятся. Это, возможно, поднимет интерес граждан к участию в политической жизни государства посредством волеизъявления, а значит, увеличится уровень электоральной активности.

Но есть и обратная сторона института электронного голосования. Так, юридическая проблема внедрения электронного голосования в избирательный процесс очень тесно связана с техническим несовершенством современных технологий. В настоящее время не исключается возможность как случайных компьютерных сбоев, так и преднамеренных неполадок, которые будут

направлены или на срыв выборов, или на фальсификацию результатов. Особенно остро эта проблема, по-моему мнению, стоит в России, поскольку государство самостоятельно не производит электронную технику, которая применяется на выборах. Так что при проведении электронного голосования невозможно на 100% исключить вероятность хакерских атак, заражения компьютеров вирусами, простых сбоев, которые поставят под сомнение легитимность выборов.

Первый шаг для автоматизации избирательного процесса Россия предприняла в начале двухтысячных годов, когда ввела систему ГАС «Выборы», которая не является системой дистанционного голосования, но способствует реализации института прямой демократии и совершенствованию избирательного процесса. Первый опыт внедрения этой системы произошел в 2003-2004 годах при проведении федеральных выборов Российской Федерации. Тогда, на Интернет-портал ГАС «Выборы» было совершено более 1800 атак, причем более 20% из них, как утверждает бывший председатель ЦИК А.А. Вешняков, были заграничными [3, с. 8]. По официальной информации, эти атаки были неудачными. Данный факт свидетельствует о проблемах в нашей системе, которая способствовала лишь автоматизации избирательных действий. Тогда можно предположить, какую угрозу для демократии, в связи с развитием технологий и хакерских способностей, будет представлять собой вся система электронного голосования. Ведь кроме как через компьютерные системы невозможно будет проверить или перепроверить результаты выборов, а значит, будет затруднена процедура обжалования итогов голосования.

В Великобритании, Германии, Австрии и некоторых других странах, из-за возможности взломов, хакерских атак и подтасовок с 2000-х годов отказались от проведения электронного голосования при избрании государственных и должностных лиц. Электронные выборы через Интернет проходят только в студенческих организациях в крупных университетах и в органах местного самоуправления. В этих случаях вероятность хакерских атак

и подтасовок значительно меньше, поэтому такие выборы легче организовать и провести.

Эффективный способ борьбы со сбоями при проведении голосования через Интернет был внедрен в Эстонии. Электронные выборы в этой стране проводятся в период от 6 до 4 дней до официального дня проведения выборов. Данная модель голосования позволяет обеспечить бесперебойную работу компьютерной системы, исключить все возможные сбои и уменьшить риск хакерских атак [6, с. 7].

Также при проведении выборов через сеть Интернет, нельзя исключить возможность нарушения конфиденциальности, тоесть несоблюдения основополагающего принципа избирательного права - тайного голосования. В компьютерной системе остается информация, которая хранит уникальные данные о человеке, принимающем участие в выборах. Эту информацию впоследствии можно использовать в противоправных целях против данного лица. Разработчики электронного голосования в Швейцарии придумали способ как решить проблему конфиденциальности, и гарантировать анонимность каждому гражданину при голосовании - гражданину присваивался определенный идентификационный номер, который знает только он сам. Таким способом в Швейцарии предусматриваются гарантии независимости и тайности в ходе электронного голосования.

Нельзя исключить наличие еще одной проблемы - установления идентификации избирателя при регистрации [8, с. 107-108]. Так интересен опыт Эстонии, где все население страны обеспечено специальными индивидуальными картами, которые оснащены электронными подписями каждого гражданина. Избиратель, решивший проголосовать, должен в специально установленные дни зайти на сайт Национального Избирательного Комитета Эстонии и подтвердить личность при помощи специального кода своей карты. Затем ему предоставляется список кандидатов, партий, из которых избиратель должен сделать свой выбор и подтвердить его электронной подписью. Вся эта система сделана для того, чтобы обеспечить анонимность

выборов и исключить возможность разного рода злоупотреблений при голосовании. Но в нашей стране эту систему довольно трудно реализовать, потому что далеко не каждый человек имеет электронную подпись, которой возможно пользоваться как в бытовых целях, так и при реализации своих избирательных прав.

Также в Эстонии предоставлена возможность и переголосовать онлайн или на избирательном участке. Это сделано для того, чтобы исключить возможность принудительного голосования и гарантировать основные избирательные права граждан [7, с. 238].

На современном этапе складываются неоднозначные точки зрения по реализации системы электронного голосования в избирательном процессе. С одной стороны, возникает правовая проблема: будет ли соответствовать этот способ основным принципам избирательного права, которые заложены в статье 21 Всеобщей декларации прав человека [10], в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах [11]? Будет ли избирательное право всеобщим, равным и гласным? Именно потому, что на данный момент на эти вопросы нет однозначного ответа, с правовой точки зрения, внедрение электронного голосования является предметом больших дискуссий.

Таким образом, чтобы внедрить институт электронной демократии в избирательную систему Российской Федерации, необходимо обеспечить защищённость всей системы голосования. Для этого в стране должно быть достаточное количество специалистов, способных гарантировать основные принципы избирательного права, которые применимы для института электронного голосования: тайность, независимость, защищенность, удобство и целесообразность. В российских университетах следует или ввести отдельную специальность, для подготовки профильных специалистов, или расширить специальность «информационная безопасность», по окончании которых молодые специалисты могли бы обеспечивать техническое сопровождение процесса голосования, подсчет и обработку голосов, передачу результатов в ГАС «Выборы» и дальнейшее хранение информации. Все это необходимо для

обеспечения реализации основных принципов избирательного законодательства.

Несмотря на то, что электронное голосование подвержено большой критике со стороны политиков и юристов, оно завоевывает свое место и проникает в различные сферы общественной жизни. Система электронного голосования позволит значительно удешевить, ускорить и демократизировать избирательный процесс. Поэтому наша страна должна применять удачный опыт зарубежных стран, чтобы поднять интерес населения к выборам, чтобы каждый гражданин хотел реализовать свое активное избирательное право и мог его реализовать даже в самой отдаленной местности или за пределами Российской Федерации.

Список литературы:

1. Абрамова Д. С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации.2013. Гуманитарные научные исследования. №1. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2145. (дата обращения: 04.02.2019).

2. Антонов Я. В. Правовые аспекты электронной демократии и электронного голосования. 2014.Управленческое консультирование. N 6. С. 136-144.

3. Вешняков А.А. Международно -правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов.2006. Международное публичное и частное право. М.: Юрист. № 5. С. 18-24.

4. Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы». 2006. Конституционное и муниципальное право. № 8. С. 2-9.

5. Дурнова И. А. Зарубежный опыт проведения интернет-выборов и проблемы для России. 2007. Информационное право. М.: Юрист. № 2. С. 26-30.

6. Павлушкин А. В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели). 2009. Журнал российского права. № 11. С. 5-13.

7. Пескова О.Ю., Половко И.Ю., Фатеева С. В. Обзор подходов к организации электронного голосования. 2014. Научно -технический и прикладной журнал «Известия ЮФУ. Технические науки». №2. С. 237-247.

8. Титовская А.В. Электронное тайное голосование в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ. 2012. Юридическая наука. № 4. С. 106-108.

9. Чуров В.Е. Проведение выборов через Интернет станет возможным к 2018 году. URL: pnp.ru/news/detail/90921 (дата обращения: 10.11.2019).

10. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.). 05.04.1995. "Российская газета", N 67.

11. Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) 28.04.1976. Ведомости Верховного Совета СССР. № 17. С. 291.

11. Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам-участникам Совета Европы по электронной демократии. URL: www.cikrf.ru/international/recommend.doc (дата обращения 09.11.2018).

12. Фонд развития электронной демократии. Стандарты совета Европы в области электронного голосования. URL: idemocracy.ru/projects/artic1es/43-стандарты-совета-европы-в-области-электронного-голосования. (дата обращения: 07.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.