УДК 342.843.5
Дата направления в редакцию: 08-01-2020 Дата рецензирования: 09-01-2020 Дата публикации: 20-01-2020
Козлова Анастасия Сергеевна
Студент Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: nastyason555 mail.ru
Понявина Мария Борисовна
Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры политологии и массовых коммуникаций,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Kozlova Anastasiya Sergeevna
Student of the Financial University
E-mail: nastyason555 mail.ru
Ponyavina Mariya Borisovna
Doctoral advisor,
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of political science and mass communication Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ PROBLEMS OF ELECTRONIC VOTING
Аннотация (на рус). В данной статье рассматриваются необходимость и возможность введения электронного голосования, как более удобный и защищенный вид голосования в России. Подробно разбираются его преимущества и его значимость в текущем периоде демократии. Приведен опыт России в проведении электронного голосования. А также рассмотрены различные виды машин для электронного голосования, а также анализ комплекса электронного голосования, используемый в России. Проведен анализ нормативных правовых актов, существующих в стране, а также доказательство необходимости формирования правовой системы оценки электронной демократии. Рассматривается опыт разных стран в использовании электронного голосования. В статье приведен анализ существующих проблем и факторов, влияющих на переход на электронное голосование в современном мире. Поднятие вопроса об использовании электронного голосования и его внедрения в практику, а также, какое именно устройство будет применено для его осуществления.
Abstract (in Eng). This article discusses the necessity and possibility of introducing electronic voting as a more convenient and secure form of voting in Russia. Its advantages and its importance in the current period of democracy are discussed in detail. The experience of Russia in conducting electronic voting is given. Various types of electronic voting machines are also considered, as well as the analysis of the electronic voting complex used in Russia. The analysis of normative legal acts existing in the country, as well as proof of the need to form a legal system for assessing e-democracy. The experience of different countries in the use of electronic voting is considered. The article analyzes the existing problems and factors affecting the transition to electronic voting in the modern world. Raising the issue of the use of electronic voting and its implementation in practice, as well as what kind of device will be used for its implementation.
Ключевые слова: электронная демократия, информационные технологии, голосование, электронное голосование, нанодемократия, КЭГ.
Keywords: electronic democracy, information technology, voting, e-voting, nanodemocracy, CEG.
Двадцать первый век — это век информации, обладающей новой структурой, главной ролью которой является создание, нахождение, обработка и распространение ее. Происходят существенные изменения в ряде наук на пути к информационному обществу, которые также и охватывают изменения политических институтов демократии. Решительное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашу жизнь, а также использование их, предоставляют полученные но-
вые инструменты, так называемые «ускорители процесса». Информационные технологии имеют глобальный характер, охватывая все социальные сферы жизнедеятельности человека. Следовательно, такие методы появились и в политической сфере общества. Значит, появились новые широкие возможности в эффективном управлении собственной жизни. Таким образом, современное общество, живущее в демократии, нуждается в модернизации данного политического процесса, ос-
новой которого будет являться более легкая и надежная идентификация гражданина.
Функционирование политических институтов в условиях зарождающегося информационного общества является проблемой для российской науки, так как она еще обстоятельно не исследована. Главным вопросом для политики является влияние информатизации на демократические процессы и институты. Одним из последствий развития информационных технологий является краудсорсинг — это информационная технология, которая предполагает привлечение заинтересованных людей в одном месте, давая им возможность предложить, высказать и обсудить свои мысли и идеи на определенную, заданную тему. Данная тенденция в какой-то степени помогала некоторым функциям государства, а иногда и вовсе их заменяла.
Не так давно учеными был выдвинут ряд терминов, описывающих текущий политический режим - «нанодемократия», «киберде-мократия», «электронная демократия» и т. д «Нанодемократия» - это сочетание двух «важнейших элементов» - демократии и нанотех-нологий. [1]
«Кибердемократия» - это сочетание взаимозависимых элементов, таких как: интерактивность, разнонаправленность и саморегулирование. [2] «Электронная демократия» подразумевает под собой внедрение информационных и коммуникационных технологий для участия в процессе управления страной.[3]
Из этих дефиниций следует, что в основе всего государства лежит информационный фактор. Информация, выложенная в электронные сети, является одним из главных связующих в отношениях между государством и обществом. Именно с помощью информации власти получили новые возможности для информирования граждан, узнавания их мнения по определенным ситуациям, все это ведет к улучшению работы власти, так как идет открытое информационное взаимодействие между двумя сторонами.
Одним из вытекающих следствий данной ситуации является появление новой площад-ки-электронного голосования. Дистанционное голосование должно стимулировать граждан к политическому участию в стране,
а также в совокупности с нанодемократией привести к значительному улучшению политического режима. Следовательно, данный вид выражения электоральных предпочтений имеет ряд преимуществ перед традиционным голосованием на избирательных участках. Но для успеха электронного голосования необходимо выполнение ряда правовых, социально-политических и технических условий, которые являются совсем непростыми.
Для начала давайте рассмотрим его преимущества. Одним из самых главных является его простота, а значит, удобство высказывания своего мнения, без привязанности к определенному местоположению. Голосование через Интернет помогает людям, находящимся за границей, принять участие в избирательных процессах страны.
Голосование через интернет способно увеличить политическое участие граждан. В России на протяжении многих лет отмечается стабильный и динамический прирост граждан в среднем на 10% в год.[4] Что по разным данным составляет до 78% населения страны. Это хороший показатель, но основной аудиторией интернет пользователей являются люди среднего и юного возраста [5], пользователи старше 55 лет составляют лишь 35% населения. География России очень неоднообразна, интернет в малых городах селах очень низкой скорости и менее востребован, чем в больших городах.
Это говорит о трудностях в переходе к интернет голосованию в нашей стране, поскольку не выполняется один из принципов избирательного права -всеобщность участия на выборах. Также опасность заключается в том, что при голосовании через интернет, есть возможность появления целой волны политических инициатив. В интернете намного проще высказывать свои мысли насчет проводимой политики в стране, чем в жизни. У многих существует страх, что за их мнение к ним применят грубую физическую силу, а электронное голосование способно защитить от этого. Что может повлечь за собой возврат к прямой демократии Древних Афин, превратившееся во власть толпы.
В России также проводились эксперименты голосования через сети мобильной связи. Например, в единый день голосования 1 марта
2019 года был применен такой метод.[6] Эксперимент по использованию мобильной связи был признан успешным, т. к. использование телефона более защищенный метод голосования и более удобный, т. к. там, где отсутствует интернет, мобильная связь работает.[7]
Но и для запуска такого вида голосования нужны ресурсы, т. к. есть люди, у которых нет смартфона. Для этого случая были предусмотрены гаджеты уже с готовым программным обеспечением, но в случае муниципальных или региональных выборов, таких устройств нужно много и это требует больших финансовых затрат.
Так электронное голосование пока это только дополнительный способ волеизъявления на избирательных участках. В основном и в других странах всегда у избирателя есть выбор голосовать дистанционно или присутствовать лично на избирательном участке.
Первой европейской страной, которая придала официальный статус электронному голосованию, была Эстония. Где рост избирателей, которые проголосовали через интернет вырос с 2007 года 30,3 тыс. из 494,9 тыс. человек, которые приняли участие в выборах, до 247,2 тыс. из 563,2 тыс. человек в 2019 году. Помимо Эстонии ограниченно экспериментируют с формой интернет-голосования такие страны, как Канада и Индия. Такая возможность еще предоставлена в США военнослужащим, которые находятся за пределами страны.
Основной проблемой внедрения электронного голосования является идентификация лица, который будет подписывать документ. В этом случае должна применяться электронная цифровая подпись. ЭЦП-это программно-криптографическое средство, обеспечивающее установление лица, отправившего документ, конфиденциальность этого документа и проверка его целостности. Преимуществами такой подписи являются: значительное сокращение времени, которое затрачивается на оформление и обмен документацией; предоставление гарантии достоверности документации; возможность улучшить и удешевить процесс подготовки, доставки, учета и сбережения документов; минимизирование рисков финансовых потерь; создание корпоративной системой обмена документами. Существует единственная
сложность в применении, и она заключается в высокой стоимости всех систем безопасности, которые как раз-таки и защищают электронные носители от подделок подписей и взломов программы. Данная программа применяется во многих странах. Например, во Франции уже в 2000 году был принят закон об упорядочении использования цифровой подписи. Он заключается в том, что узаконивает цифровую документацию, приравнивая ее к бумажной и разрешая использовать ее в абсолютно во всех сферах правовой деятельности. Предоставление ключей и сертификатов выполняется государственными структурами и жестко контролируется ими.
На данный момент в России электронно-цифровой рынок представляет собой область, формирующуюся стремительными темпами. Также отмечается значительное увеличение рынка электронной подписи, что непосредственно обуславливается повышением числа выданных сертификатов ЭП. [8] Законодательство регламентирует все новейшие тенденции использования цифровых подписей: применение электронных учетных бумаг в бухгалтерии, в медицинском направлении в виде подписей медицинских работников для оформления электронного больничного, а также переход продаж, проводимых на электронных площадках, на специально назначенные федеральные площадки («Госзакупки», Сбербанк-АСТ).
Наиболее распространенной и главной проблемой в применении ЭП считается возможность ее подделки. В своих трудах Шаси Гольдвассер, Рональд Линн Ривест и Сильвио Микали описали следующие модели фальсификации ЭП, наиболее распространенные и актуальные в наше время: атака с использованием открытого ключа: атака на основе известных сообщений; адаптивная атака на основе выбранных сообщений. Но данные проблемы решаются с помощью выдачи сертификатов.
«Электронная Россия» - федеральная целевая программа, которая действовала с 2002 по 2010 год и была направлена на внедрение технологий «электронного правительства». [9] Одним из ее направлений являлось использование электронной цифровой подписи во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, при этом
должны быть соблюдены принципы защиты и обмена информации.
В России 8 сентября 2019 года протестировали электронное голосование на трех избирательных участках Москвы, где явка превысила 90%[10], что очень много для выборов любого уровня в сравнение с другими участками, где явка была 27%. [11] Для того чтобы приять участие в электронном голосовании, необходимо было подать заявление на портале MOS.RU и затем необходимо было лично подтвердить свою учетную запись в идентификационном центре, при себе нужен был паспорт и СНИЛС. При выполнении этих условий в личный кабинет приходила ссылка для голосования. Но в системе интернет голосования в день выборов дважды происходил сбой из-за технических проблем. Что говорит о том, что система требует доработки и защиты. Это как раз-таки и подтвердила Элла Памфилова - председатель Центризбиркома. Она заявила, что ЦИК рассмотрит все жалобы и предложения, а также проведет работу над ошибками.[12]
Развитие электронного голосования и электронной демократии в России сталкивается с правовыми вопросами. В России существует множество различных указов и проектов, касающихся электронного голосования, следовательно, развитие электронной демократии осуществляется фрагментарно-отдельными проектами. Получается, что ключевым аспектом, по мнению Совета Европы, считается формирование правовой системы оценки электронной демократии. Следовательно, необходимо создание общей и целостной системы законодательства для электронного голосования.
Интернет играет на сегодняшний день важную роль в укреплении представительной демократии, так как с его помощью можно внедрять совещательные элементы.
Выражая свое мнение анонимно через интернет, гражданин может не осознавать ответственность, которую он испытывает на открытом голосовании, что может разрушительно повлиять на развитие демократических процессов. Сложилось такое мнение, что в интернете человеку намного проще выражать свою политическую позицию. Поэтому развитие электронной демократии должно
быть связано с эффективными методами образования и просвещения граждан в области новых информационно-коммуникационных технологиях демократических инструментов. А также необходимо привлекать общественность в использовании Интернета как свободного общения с государственными органами, через коллективные обращения в специальных порталах. Примерами таких сайтов России являются «Ваш контроль», «ГосУслуги», «ГосУслуги Досудебное обжалование», DIRECTUM и mos.ru-официальный сайт Мэра Москвы. Для более подробного разбора рассмотрим «Ваш контроль» — специализированный общефедеральный портал, целью которого является подача обращений граждан в электронном виде. Он был создан по указу Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Гражданину, прошедшему все этапы регистрации на данном веб-сайте, предоставляются возможности написания отзывов, комментирования других отзывов, получения ответа властного органа, а также его оценка.
В число целей таких порталов входит «обеспечение и защита свобод и прав человека, группы, кто решил публично изъявить желание на публичную реализацию своего конституционного права, участвовать в управлении делами государства. Логичным развитием данных веб-порталов, в частности в правовой сфере, будет являться дополнение статьи 33 Конституции РФ, которая гарантирует права граждан на обращения, но уже данные правки будут относительно формирования современного информационного государства.
Однако недостатки таких порталов в том, что у государственных органов нет обязанности исполнения решений, принятых активными гражданами, на портале можно размещать только петиции и общественные обсуждения, а также отсутствует система идентификации и защиты граждан
В 2013 году в России был реализован проект, в рамках которого граждане получают возможность выдвинуть и предложить инициативу на рассмотрение государственным органам. Для этого необходимо пройти регистрацию с указанием личных данных, за-
полнить предложенные формы, где и нужно изложить суть инициативы. После определения уровня, региональный или федеральный, производится электронное голосование, есть четкое разделение, какой уровень и при каком количестве голосов, считается поддержанным. Реализовал проект «Фонд информационной демократии», который своей целью ставит построение правового государства путем привлечения граждан в его управление с помощью современных технологий.
При этом система электронного голосования в проекте и система на выборах абсолютно разные, что говорит, что в сфере электронного голосования и электронной демократии нет системности государственной политики.
Оценка эффективности электронной демократии и электронного голосования являются многоаспектными, т.к. носят политический, правовой, технологический характер. Что говорит о необходимости единой системы правового регулирования как электронной демократии, так и электронного голосования.
Каждый год увеличивается число государств, использующих систему электронного голосования. В зависимости от места проведения электронного голосования существуют разные виды голосования, это удаленное (Интернет) и стационарное. Стационарное голосование - это когда выборы на избирательном участке происходят с использованием современных технологий, т.е. специальных машин.
История голосования в интернете начинается с 2000-х годов. Первыми этой системой заинтересовались США и страны Европы. Наибольший успех в этой сфере принадлежит Эстонии, так как именно в этой стране впервые в 21 веке была принята нормативная база и сформирована материально-техническая инфраструктура. Начиная с 2005 года, данным способом проводятся многие выборы в Эстонии, и процент проголосовавших с каждым годом увеличивается.[13]
В Бразилии электронное голосование происходит с использованием двух микрокомпьютеров, где один из них идентифицирует избирателя, а второй ведет учет голосов. Машины размещены в банках, магистралях, на автобусных станциях для обеспечения явки избирателей. На выборах в 2000 году было применено больше 350.000 таких машин, и
абсолютно каждый голос был подан в электронном виде. Сама идентификация выполняется только лишь при использовании специальной карты избирателя. Она выдается гражданину при достижении им 18-летия. Данная карта универсальная, так как без нее гражданин не сможет получить кредит или поступить в ВУЗ. Такой способ электронного голосования используется и по сей день. [14] В Финляндии электронное голосование считается составляющей всемирного плана реформ в компьютерной системе выборов «1ш1;Шет1ш81еге1;». На выборах в 2008 году в трех муниципалитетах с применением комплексов, целью которых было электронное законодательство, досрочно проголосовало около 57% избирателей. После этого Министерство Юстиции приняло решение считать такую форму голосования надежной и стабильной, а также поставить технические машины, которые используются в муниципальных выборах, без подтверждения на бумаге. Но уже в 2010 году Министерство Юстиции остановило развитие электронного голосования, объяснив это тем, что работа избирательных органов не сократилась, следовательно, смысла в ее существовании нет.[15]
В Индии электронное голосование с использованием машин применяется с 1989 года. В 2004 году впервые были проведены выборы в Народную палату с использованием только автоматизированного механизма для голосования. Именно с этого года доверие к таким электронным машинам повысилось, так как они на практике показали всю свою эффективность и надежность в обеспечении организации голосования. Сейчас на выборах используются машины БУМ, заказанные у национального производителя. Еще в 2009 году на выборах было применено 1 368 000 электронных машин. Поводом для внедрения электронного голосования в страну послужили значительные материальные расходы на их проведение, а также множественные трудности, вызываемые проблемой подсчета голосов и возможного саботажа. [16]
Венесуэла стала первой страной в мире, где были проведены выборы на машинах, сразу печатающих доказательства совершенного голосования. Венесуэльцы голосуют с помощью современных комплексных устройств с
сенсорным экраном и принтером. В основе голосования лежит обычный электронный бюллетень, каждый избиратель выбирает имя или партию и нажимает на ее (его) название. Но со временем данной системе голосования начало требоваться усиление целостности гарантии. Тогда была введена комплексная ау -тентификация (SAI), она обеспечивала то, что машина активируется только после отпечатка пальца избирателя.[17]
Россия заинтересована в методе электронного голосования, который существует в Венесуэле, об этом сказал заместитель главы ЦИК Станислав Вавилов.[18]
Существует множество стран, которые отказались от идеи электронного голосования, из-за того, что не смогли исправить возникшие проблемы. Данная форма голосования содержит определенные опасности, некоторые из которых я уже рассмотрела ранее. Теперь давайте рассмотрим определенные риски, с которыми сталкиваются при применении машинах для электронного голосования.
При полном переходе на электронное голосование, отсутствует необходимость в подготовке бумажных носителей, машины закупаются единовременно, что экономически выгодно.
Машины для электронного голосования должны быть просты в обращении, дабы не вызывать сложностей в использовании людей разного пола, возраста, тем самым соблюдая принцип всеобщего избирательного права.
В России используют комплекс электронного голосования. КЭГ-это устройство на основе сенсорного дисплея, при применении которого избиратель голосует без применения бумажного бюллетеня, для подачи голоса необходимо лишь выбрать соответствующую позицию на экране.[19] КЭГ полностью соответствуют всем требованиям Организации
по безопасности и сотрудничеству Европе по электронному голосованию, а следовательно это устройство безопасно. Также КЭГ обладает и высокой надежностью, так как комплекс не связан с Интернетом, он локален, а следовательно, защищен от хакеров. Также существует защита от фальсификации информации путем использования современного микропрограммирования на уровне микроконтроллеров, сертификация.[20] Данный прибор зависит от электропитания, но они могут работать от тока около 6 часов, за это время можно исправить поломку и продолжить голосование.
Данные рассуждения дают возможность сделать вывод, что созданные сложные комплексы удовлетворяют условиям российского избирательного законодательства и европейских законодательств электронного голосования. Нормативная правовая основа готова для применения КЭГ на выборах. Значит работа над электронным голосованием должна продолжаться. И вопрос должен стоять не в том, использовать ли нам ЭГ, а как внедрить его в практику и какое устройство будет применено для его осуществления.
Будущее за электронным голосованием. Оно дает быстроту, точность, скорость, безопасность, удобство передаваемой информации и экономит время и избирателей, и избиркома. Поэтому необходимо учитывать все риски, опыт, возникшие проблемы при внедрении электронного голосования. Выборы при ЭГ должны быть обеспечены квалифицированным общественным наблюдением, возможностью проверки правильности своего голоса, а также свободой голосования. Должен быть введен единый всероссийский реестр избирателей для того, чтобы каждый избиратель мог проголосовать только единожды.
Библиография
1. Интервью Д.А. Медведева // [Электронный ресурс] // URL: http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/ medvedev-rossii-ne-nuzhna-nanodemokratiya // (дата обращения 05.12.19).
2. Пырма Р. В. Политические грани цифрового гражданства // Власть. 2019. Том. 27. № 4. С. 69-78. // (дата обращения 05.12.19).
3. Абрамова Д.С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 // [Электронный ресурс]// URL: http://human.snauka. ru/2013/01/2145 // (дата обращения: 05.12.19).
4. Статья: Демография России в графиках и таблицах - 2019 // [Электронный ресурс] // URL: https://
kubdeneg.ru/demografiya-rossii-v-grafikax-i-tablicax/ // (дата обращения 05.12.19).
5. Сергеева Юлия Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России // [Электронный ресурс] // URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ // (дата обращения 05.12.19).
6. «КОМПЛЕКСНЫЙ ОТЧЁТ Комплексный отчет о проведенном 1 марта 2009 года в ЗАТО город Радужный эксперименте по электронному опросу избирателей с применением ...» // [Электронный ресурс] // URL: http://net.knigi-x.ru/24tehnicheskie/214530-1-kompleksniy-otchet-kompleksniy-otcht-provednnom-marta-2009-goda-zato-gorod-raduzhniy-eksperimente-elektronnomu-opr.php // (дата обращения 05.12.19).
7. Статья Официальное открытие тематической выставки «Космос-выборы-Связь» // [Электронный ресурс]// URL: https://pandia.ru/text/77/325/40794-4.php // (дата обращения 05.12.19).
8. Статья Состояние и перспективы рынка цифровых подписей // [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/KbATY // (дата обращения 05.12.19).
9. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // [ Электронный ресурс] // URL: https://digital.gov. ru/ru/activity/programs/6/ // (дата обращения 07.12.19).
10. Выдержки из речи Председателя ЦИК России Эллы Памфиловой // Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax-russia.ru/print.asp?id=1062913&type=view //
11. Статья Явка избирателей на выборах в Мосгордуму составила 21,69% // [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20190909/1558469783.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews // (дата обращения 07.12.19).
12. Председатель ЦИК России Элла Памфилова о числе нарушений в выборах 8 сентября // [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2019/09/25/cik-vybory-8-sentiabria-proshli-s-naimenshim-chislom-narushenij.html // (дата обращения 07.12.19).
13. Статья Как устроены электронные выборы в Эстонии // [Электронный ресурс] // URL: https://kod. ru/estonia-electronnye-vybory/ // (дата обращения 07.12.19).
14. Статья Бразилия — страна сплошной электоральной автоматизации // [Электронный ресурс] // URL: https://www.electorat.info/blog/5152.html // (дата обращения 07.12.19).
15. Официальный сайт Министерства Юстиции Финляндии // [Электронный ресурс] // URL: https:// vaalit.fi/etusivu // (дата обращения 07.12.19).
16. Статья О некоторых особенностях современной избирательной системы Индии и итогах выборов в Народную палату // [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/30341/ // (дата обращения 07.12.19).
17. Статья Избирательные технологии в Венесуэле // [Электронный ресурс] // URL: http://www.cne. gob.ve/web/sistema_electoral/tecnologia_electoral_descripcion.php
18. Вавилов: России интересен опыт электронного голосования в Венесуэле // [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20130925/965785103.html // (дата обращения 07.12.19).
19. Статья Системы электронного голосования КОИБ и КЭГ // [Электронный ресурс] // URL: https:// habr.com/ru/post/132452/ // (дата обращения 07.12.19).
20. Крюков В., Чуров В., Ященко В. Технологии: техника подсчета голосов: Журнал "Компьютерра" №711 // [Электронный ресурс] // URL:https://ekniga.org/dokumentalnaya-literatura/dokumentalistika/140498-zhurnal-kompyuterra-711.html // (дата обращения 07.12.19).
References (transliterated)
1. Interv'yu D.A. Medvedeva // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/ medvedev-rossii-ne-nuzhna-nanodemokratiya // (data obrashcheniya 05.12.19).
2. Pyrma R. V. Politicheskie grani cifrovogo grazhdanstva // Vlast'. 2019. Tom. 27. № 4. S. 69-78. // (data obrashcheniya 05.12.19).
3. Abramova D.S. Elektronnaya demokratiya v Rossii: problemy politicheskoj kommunikacii // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. № 1 // [Elektronnyj resurs]// URL: http://human.snauka. ru/2013/01/2145 // (data obrashcheniya: 05.12.19).
4. Stat'ya: Demografiya Rossii v grafikah i tablicah - 2019 // [Elektronnyj resurs] // URL: https://kubdeneg. ru/demografiya-rossii-v-grafikax-i-tablicax/ // (data obrashcheniya 05.12.19).
5. Sergeeva Yuliya Vsya statistika interneta na 2019 god - v mire i v Rossii // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ // (data obrashcheniya 05.12.19).
6. «KOMPLEKSNYJ OTChYoT Kompleksnyj otchet o provedennom 1 marta 2009 goda v ZATO gorod
Raduzhnyj eksperimente po elektronnomu oprosu izbiratelej s primeneniem ...» // [Elektronnyj resurs] // URL: http://net.knigi-x.ru/24tehnicheskie/214530-1-kompleksniy-otchet-kompleksniy-otcht-provednnom-marta-2009-goda-zato-gorod-raduzhniy-eksperimente-elektronnomu-opr.php // (data obrashcheniya 05.12.19).
7. Stat'ya Oficial'noe otkrytie tematicheskoj vystavki «Kosmos-vybory-Svyaz'» // [Elektronnyj resurs]// URL: https://pandia.ru/text/77/325/40794-4.php // (data obrashcheniya 05.12.19).
8. Stat'ya Sostoyanie i perspektivy rynka cifrovyh podpisej // [Elektronnyj resurs] // URL: https://clck.ru/ KbATY // (data obrashcheniya 05.12.19).
9. FCP «Elektronnaya Rossiya (2002-2010 gody)» // [ Elektronnyj resurs] // URL: https://digital.gov.ru/ru/ activity/programs/6/ // (data obrashcheniya 07.12.19).
10. Vyderzhki iz rechi Predsedatelya CIK Rossii Elly Pamfilovoj // Elektronnyj resurs] // URL: http://www. interfax-russia.ru/print.asp?id=1062913&type=view //
11. Stat'ya Yavka izbiratelej na vyborah v Mosgordumu sostavila 21,69% // [Elektronnyj resurs] // URL: https://ria.ru/20190909/1558469783.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews // (data obrashcheniya 07.12.19).
12. Predsedatel' CIK Rossii Ella Pamfilova o chisle narushenij v vyborah 8 sentyabrya // [Elektronnyj resurs] // URL: https://rg.ru/2019/09/25/cik-vybory-8-sentiabria-proshli-s-naimenshim-chislom-narushenij.html // (data obrashcheniya 07.12.19).
13. Stat'ya Kak ustroeny elektronnye vybory v Estonii // [Elektronnyj resurs] // URL: https://kod.ru/estonia-electronnye-vybory/ // (data obrashcheniya 07.12.19).
14. Stat'ya Braziliya — strana sploshnoj elektoral'noj avtomatizacii // [Elektronnyj resurs] // URL: https:// www.electorat.info/blog/5152.html // (data obrashcheniya 07.12.19).
15. Oficial'nyj sajt Ministerstva Yusticii Finlyandii // [Elektronnyj resurs] // URL: https://vaalit.fi/etusivu // (data obrashcheniya 07.12.19).
16. Stat'ya O nekotoryh osobennostyah sovremennoj izbiratel'noj sistemy Indii i itogah vyborov v Narodnuyu palatu // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.cikrf.ru/activity/relevant/detail/30341/ // (data obrashcheniya 07.12.19).
17. Stat'ya Izbiratel'nye tekhnologii v Venesuele // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.cne.gob.ve/web/ sistema_electoral/tecnologia_electoral_descripcion.php
18. Vavilov: Rossii interesen opyt elektronnogo golosovaniya v Venesuele // [Elektronnyj resurs] // URL: https://ria.ru/20130925/965785103.html // (data obrashcheniya 07.12.19).
19. Stat'ya Cistemy elektronnogo golosovaniya KOIB i KEG // [Elektronnyj resurs] // URL: https://habr. com/ru/post/132452/ // (data obrashcheniya 07.12.19).
20. KryukovV., Churov V.,YashchenkoV.Tekhnologii:tekhnika podscheta golosov: Zhurnal \"Komp'yuterra\" №711 // [Elektronnyj resurs] // URL:https://ekniga.org/dokumentalnaya-literatura/dokumentalistika/140498-zhurnal-kompyuterra-711.html // (data obrashcheniya 07.12.19).
€' A. С. Козлова, М.Б. Понявина, 2020
Ссылка на статью: Козлова А. С., Понявина М.Б. - Проблемы электронного голосования // Вести научных достижений. Экономика и право. - 2020. - №3. - С. 93-100. DOI: 10.36616/2686-9837-2020-3-93-100 URL: https://www. vestind.ru/joumals/economicsandlaw/releases/2020-3/articles?pdfView&page=35