Научная статья на тему 'Электронно-образовательная среда вуза как фактор взаимодействия преподавателя со студентами'

Электронно-образовательная среда вуза как фактор взаимодействия преподавателя со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
компьютеры / обучение / интернет / кейс – метод / computers / training / Internet / case method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамович Екатерина Ивановна, Марымова Елена Борисовна, Македонова Юлия Алексеевна, Павлова-адамович Анастасия Геннадиевна

Компьютерные технологии все активнее входят в учебный процесс. Не исключением является и ме-дицинский вуз, требующий освоения практических навыков у студентов-медиков. Однако, разработка электронно-образовательной среды вуза и внедрение ее в преподавание дисциплины способствует повы-шению качества подготовки высококвалифицированных специалистов. Посредством синхронного, асин-хронного взаимодействия, информационно-компьютерных технологий обучающиеся более качественно осваивают материал, а преподаватели наглядно отслеживают и контролируют успеваемость студен-тов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамович Екатерина Ивановна, Марымова Елена Борисовна, Македонова Юлия Алексеевна, Павлова-адамович Анастасия Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INTERACTION OF THE TEACHER WITH STUDENTS

Computer technologies are increasingly involved in the educational process. No exception is the medical school, which requires the development of practical skills in medical students. However, the development of the electronic educational environment of the university and its introduction in the teaching of the discipline contrib-utes to improving the quality of training highly qualified specialists. Through synchronous, asynchronous inter-action, information and computer technologies, students master the material more efficiently, and teachers clearly monitor and monitor student performance.

Текст научной работы на тему «Электронно-образовательная среда вуза как фактор взаимодействия преподавателя со студентами»

PEDAGOGICAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9

36

обеспечение студентов первого курса магистратуры необходимыми методическими рекомендациями, раскрывающие более подробное объяснение на первых этапах и менее подробное на последующих, поскольку таким способом студент приучается к большей самостоятельности [5]. Самостоятельная работа в ВУЗах в современное время может проявляться в двух формах: 1) домашняя работа (традиционная), которая выполняется исключительно самостоятельно в удобное время для студента; 2) аудиторная самостоятельная работа, которая производится под частичным контролем преподавателя (консультации), который направлен на индивидуальный подход к каждому студенту от средств и приёмов графического искусства до методов (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный на начальных этапах обучения, проблемный и исследовательский на завершающих). Таким образом, проведя весь необходимый анализ можно говорить о том, что самостоятельная работа

для студента играет одну из основных ролей в формировании его профессиональных навыков и умений.

Библиографический список

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. - М. Эксмо, 2003.

2. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э. Ф. Зеер. - М. Эксмо, 2004.

3. Леднев В. С., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев и др. - М. Эксмо, 2002.

4. Сковин Е. В. Педагогика / Е. В. Сковин. - М. Просвещение, 2011.

5. Хомский Н. А. Аспекты теории синтаксиса / Н. А. Хомский. - М. Эксмо, 1972.

УДК 378.046.2

Адамович Екатерина Ивановна, ассистент1 Марымова Елена Борисовна, ассистент1 Македонова Юлия Алексеевна, к.м.н., доцент, с.н.с.1'2 Павлова-Адамович Анастасия Геннадиевна, ассистент1

1 Волгоградский государственный медицинский университет 2Волгоградский медицинский научный центр

ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ

Айатоу1ск Е.1. Магутоуа Е. В. Маквйоноуа Уи. А. Раг1ога-Айатог1ск А. О.

ELECTRONIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INTERACTION OF THE TEACHER WITH STUDENTS

Аннотация.

Компьютерные технологии все активнее входят в учебный процесс. Не исключением является и медицинский вуз, требующий освоения практических навыков у студентов-медиков. Однако, разработка электронно-образовательной среды вуза и внедрение ее в преподавание дисциплины способствует повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов. Посредством синхронного, асинхронного взаимодействия, информационно-компьютерных технологий обучающиеся более качественно осваивают материал, а преподаватели наглядно отслеживают и контролируют успеваемость студентов.

Abstract.

Computer technologies are increasingly involved in the educational process. No exception is the medical school, which requires the development of practical skills in medical students. However, the development of the electronic educational environment of the university and its introduction in the teaching of the discipline contributes to improving the quality of training highly qualified specialists. Through synchronous, asynchronous interaction, information and computer technologies, students master the material more efficiently, and teachers clearly monitor and monitor student performance.

Ключевые слова: компьютеры, обучение, интернет, кейс - метод. Keywords: computers, training, Internet, case method.

В эпоху инновационных технологий в настоящее время обязательным является владение компьютерными технологиями преподавателями высшей школы. Это касается в первую очередь профессий,

подразумевающих осуществление своей профессиональной деятельности, связанной с компьютерами - юристы, экономисты, педагоги. Не исключение и

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SCENC

преподаватели в медицинском вузе, так как обязательным условием высшей школы является взаимодействие со студентами посредством электронно-образовательной среды (ЭОС) вуза. Электронно -образовательная среда вуза - это феномен, позволяющий общаться со своими учениками посредством нанотехнологий. ЭОС включает в себя синхронное или асинхронное взаимодействие со студентами, помощь в написании реферата, консультации в подготовке домашнего задания, отслеживание активности с помощью специальных компьютерных программ (ИСКРА).

Синхронное взаимодействие подразумевает общение с обучающимися в режиме on-line, то есть студентом посредством электронной почты задает вопрос, а преподаватель в режиме реального времени сразу же на него отвечает. Асинхронное взаимодействие означает, что преподаватель предоставляет необходимую информацию студенту с задержкой времени.

Программа ИСКРА представляет собой обособленную информацию по всем студентам, обучающимся в высшей школе. Она включает в себя сводные данные рейтинга студентов, приложения к диплому и справки, информацию о постдипломном образовании, сводку по кафедрам и ее фактическую нагрузку, информацию по студентам и если это необходимо, статистические данные, помогающие:

1. Отслеживать успеваемость студентов;

2. Анализ рейтинга обучающихся;

3. Сформировать характеристику выпускников по 5-ти и 100 - балльной шкале;

4. Вывести средний балл по курсу в целом.

При всем объеме вышеперечисленного педагог сможет не только проанализировать всю информацию, но и помочь студенту в выявленных трудностях и проблемах, направить студента на самостоятельный поиск и усвоение информации. И таким образом, студент посредством ЭОС сможет не только использовать полученный материал, но и у него открывается способность к созидательной, творческой деятельности [3, с. 122]. А основное звено, помощник для студента - эта кафедра, обеспечивающая образовательные услуги в своем конкретном направлении. Обязательным требованием для подготовки обучающихся на кафедре является наличие методических материалов, учебно-методической базы, форм и технологий обучения, фонда оценочных средств с обновлением не реже 1 раза в год.

Высокая планка стоит и для преподавателей вузов, так как они должны уметь обращаться с учебным интерактивным оборудованием, подготавливать и использовать кейс- методы, осваивать информационно-компьютерные технологии, заполнять электронное портфолио и контролировать выполнение данного требования у обучающихся. В связи с этим, возникает необходимость проведения в вузе семинаров, вебинаров с целью обучения коллектива кафедры ИКТ- технологиям.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, процессов

37_

и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [1, с. 10]. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации. ИКТ применяют для решения педагогических задач, в организации образовательного процесса [2, с.83]. Это может быть как электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией - учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы; так и электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией - таковыми могут выступать: коллекции (фотографии, портреты, иллюстрации), видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты (схемы, диаграммы). В медицинском вузе это - электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией: звукозаписи например, шумов сердца; электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией, например, видеофильм оперативного вмешательства. И классические варианты ИКТ - учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания.

Внедрение междисциплинарных интерактивных кейс - заданий позволяет преподавателю проверить уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускника, а обучающемуся -увидеть учебный материал с разных позиций, что способствует формированию как профессиональных, так и общекультурных компетенций [4, с.1083].

Таким образом, электронно-образовательная среда вуза способствует сформировать целеустремленного, ответственного выпускника, способного работать в команде, креативно мыслить, осознать смысл своего учения для осуществления высококвалифицированной медицинской помощи.

Список литературы:

1.Брель А.К., Артюхина А.И., Танкабекян Н.А.Повышение мотивации - ключ к улучшению качества образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4-1. С. 9-12.

2.Кнышова Л.П., Артюхина А.И., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В.Компетентностно-ориентированный контроль учебных достижений студентов медицинского вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 80-85.

3.Марымова Е. Б., Артюхина А. И., Македо-нова Ю. А., Фирсова И.В. Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры / Успехи современного естествознания" №4. -2014, стр. 122-127.

38 PEDAGOGICAL SCIENCES / «Ш11теИШ-ШУГМА1>>#3(Ш7)),2©1]9

4.Осадчук О.Л., Артюхина щего педагога // Международный журнал приклад-

А.И.Проектирование регуляторного опыта буду- ных и фундаментальных исследований. 2016. № 76. С. 1083-1086.

yflK 378. 016: 53 (043. 3)

Atamanchuk P.S.,

doctor of pedagogical sciences, professor;

Bilyk R.N.,

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

Menderetsky V.V., doctor of pedagogical sciences, professor;

Panchuk O.P,

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; Kamyanets-Podilsky National University named after. Ivan Ogienko, Ukraine

Nedilskaya U.I.,

candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor; Podilsky Agrarian University of Technology, Ukraine

DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL COMPETENCE STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

STAFF

Атаманчук П. С.,

доктор педагоггчних наук, професор;

БЫик Р. Н.,

кандидат педагоггчних наук, доцент;

Мендерецький В. В., доктор педагоггчних наук, професор;

Панчук О. П.,

кандидат педагоггчних наук, доцент; Кам'янець-Под1льський нацюнальний унгверситет ¡м. 1вана Оггенко, Украша

Недтьська У.1., кандидат альськогосподарських наук доцент; Подшьський аграрно-технгчний унгверситет, Украша

РОЗВИТОК ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНО1 КОМПЕТЕНТНОСТ1 СТУДЕНТ1В У ЗАКЛАДАХ ВИЩО1

ОСВ1ТИ

Abstract:

The article reveals the features of the organization of experimental training of future specialists in terms of the competence-based approach to training. The research material is aimed at solving the problem of managing the processes offormation of the competence and ideological qualities of the individual. Presents elements of the management of educational and cognitive activity.

Аннотация

У cmammi posKpumi особливостi оргатзщи експериментальног тдготовки майбуттх фствщв в умовах компетенттсного тдходу до нсвчсння. Матера до^дження спрямовсний на виршення проблемиуправлтня процессми формувсння компетентнсних i свтоглядних якостей iндuвiда Окреслено елементну базу упрсвлтня нсвчально-тзнсвальною дiяльнicmю.

Key words: education, experimental competence, model of methodical system, generalized methods of activity, European educational standards, educational and cognitive activity, competence, educational environment, management training, target programs, experimental training.

Ключовi слова: oceima, експериментальна компетенттсть, модель методично'1 системи, узагаль-HeHi способи дiяльнocmi, европейсьт oceimHi стандарти, нaвчaльнo-пiзнaвaльнa дiяльнicmь, компетенттсть, освтне середовище, упрaвлiння навчанням, цiльoвi програми, експериментальна тдготовка.

Досвщ реформування освгги розвинутих краш £вропи та niBHÍ4HOi' Америки переконуе, що ефектив-ним шляхом оновлення змсту освгги i технологи нав-чання, узгодження ïx Í3 сучасними потребами, штеграци до свггового освпнього простору е орiентацiя нав-чально-тзнавально1' дiяльностi на компетентнсний пщхвд до оргашзаци навчального процесу в ЗВО.

Традицшне ж спрямування освгти на прюритети за-своення лише системи знань, яке було виправданим ще клька десятилпъ тому, вже не ввдповщае сус-пшьному замовленню.

Сучасн дослщження переконують [1; 4; 7], що опанування знаннями на рвних р1внях (в тому числ1 на р1вш вмшь i навичок), яке трансформуеться в ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.