Г. А. Прокопович, А. Р. Юсупов // Вестник экономической безопасности. 2017. № 1. С. 196-200. ISSN 2414-3995.
11. Рассолов, И. М. Организация управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства / И. М. Рассолов // Экономика. Право. Общество. 2015. № 1 (1). С. 33-38. ISSN 2411-118X.
12. Рубинштейн, Е. Д. Основные проблемы создания российской платёжной системы: организационно-правовой аспект / Е. Д. Рубинштейн, Ю. К. Дьяченко, Ф. М. Урумова // Проблемы современной экономики. 2014. № 22. С. 12-17.
13. Черкасов, В. Н. Новый субъект права? / В. Н. Черкасов // Базис. 2017. № 1(1). С. 41-44. ISSN 2587-8042.
14. World Payments Report (WPR) 2017 [Электронный ресурс] : официальный сайт компании Worldpay. URL: https://www. worldpaymentsreport.com/ (дата обращения: 30.12.2017).
online business opportunities legal support and problems of use]. No 1. P. 196-200. ISSN 2414-3995.
11. Rassolov, I. M. (2015). Organizacija upravlenija jelektronnoj torgovlej ijelektronnymi platezhami v svete novogo rossijskogo zakonodatel'stva [Organization managing electronic trade and electronic payments in the light of new Russian laws]. No 1 (1). P. 33-38. ISSN 2411-118X.
12. Rubinshtejn, E. D., D'jachenko, Yu. K., Urumova, F. M. (2014). Osnovnye problemy sozdanija rossijskoj platjozhnoj sistemy: organizacionno-pravovoj aspekt [Main problems of creation of the Russian payment systems: the legal aspect]. Problemy sovremennoj jekonomiki. No 22. P. 12-17.
13. Cherkasov, V. N. Novyj sub#ekt prava? (2017). [A new subject of law?]. Basis. No 1(1). P. 41-44. ISSN 2587-8042.
14. World Payments Report (WPR). (2017). URL: https: //www.worldpaymentsreport.com/ (accessed 30 December, 2017).
УДК 343.973
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
ELECTRONIC PAYMENT SYSTEM OF RUSSIA
© Гурьянов Валентин Константинович
Valentin K. Guryanov старший оперуполномоченный, Главное Управление МВД России по Саратовской области.
senior officer, Russian MIA General Administration for the Saratov Region.
Аннотация. В статье рассматриваются история создания национальной платёжной системы и предпосылки, побудившие Российскую Федерацию создать собственную национальную платёжную систему. Национальная платёжная система позиционируется как одно из основных направлений по усилению экономической и политической независимости государства.
Ключевые слова: национальная платёжная система, универсальная электронная карта, электронный паспорт, платёжная карта «Мир», электронные платёжные системы, противодействие отмыванию доходов.
Abstract. The article discusses the history of the creation of the national payment system and background that prompted the Russian Federation to create its own national payment system. The national payment system is positioned as one of the main directions for strengthening economic and political independence of the state.
Key words: national payment system, universal electronic card, the electronic passport, payment card "MIR", electronic payment systems, anti money laundering.
к
Э
^УС
»лектронные платежные системы и средства стали в настоящее время привычным и обыденным инструментом ведения бизнеса, они предоставляют большое количество преимуществ использующим их организациям и физическим лицам. На протяжении длительного времени основными платежными системами в России являлись VISA и MasterCard, весьма серьезную конкуренцию которым, в последнее время стала составлять китайская система China UnionPay, учрежденная в 2002 году.
Однако с введением всевозможного вида санкций и различных запретительных мер против России у многих пользователей этих платежных систем возникли затруднения. В связи с этим вопрос о введении национальной платежной системы (НПС), разработка которой уже велась в нашей стране, стал лишь вопросом времени.
В целях облегчения ведения финансовых операций российским банкам, предоставления возможности клиентам банков полнофункционального использование банковских продуктов и предоставляемых услуг Центральный Банк Российской Федерации принял решение запуска собственной платежной системы с символичным названием МИР. Но платёжная система МИР - это, на наш взгляд, завершающий этап введения собственной национальной платежной системы, начало разработки которой было заложено гораздо раньше. Поэтому обратимся к анализу истории создания системы МИР.
Идея создания НПС в России ведёт свою историю с начала 1990-х годов, когда были предприняты первые попыт-
ки создания национальной системы платежных карт (НСПК). После распада Советского Союза и создания банковской системы Российской Федерации многие кредитные организации видели перспективу своего развития в выходе на рынок платежных карт. Одной из таких, наиболее успешных систем явилась частная платежная система «Золотая Корона - MasterCard» и «Золотая Корона - UnionPay».
Недостатком таких попыток было то, что, несмотря на большое количество эмитированных карт, эти системы были локальными и не могли обслуживать платежные карты других эмитентов, а тем самым не удовлетворяли потребности рядовых граждан страны и не решали проблему доступности платежных услуг на всей территории России.
Свою роль сыграло практически полное отсутствие ограничений и правовых запретов на деятельность зарубежных систем платежных карт (СПК), что, при отсутствии конкурентности, привело к монополизации СПК такими мировыми платежными системами, как VISA и MasterCard. При этом все запросы на авторизацию операций, совершаемых с использованием платежных карт международных платежных систем, обрабатываются в стране нахождения процессингового центра, а доходы, получаемые зарубежными платежными системами от трансакций, совершаемых на территории нашей страны, измеряются миллиардами рублей.
В конечном итоге такая монополизация вела к зависимости от политических решений руководства государств, которым принадлежали эти платежные системы, что и произошло в дальнейшем.
Кроме этого, Россия в конце XX века оставалась одной из немногих развитых стран, в которой не было даже в проекте не только введения собственной национальной платежной системы, но и собственной платежной карты. В то время как собственные национальные
Перечень отдельных национальных платёжных систем, имеющих преимущественное хождение в своей стране
Таблица 1
Страна Наименование НПС
Австрия APSS (Austrian Payment Systems Services)
Англия Oystercard
Беларусь БЕЛКАРТ
Германия GeldKarte
Голландия Chipknip
Индия RuPay
Италия PagoBancomat, PostePay, Moneta
Казахстан KazCard
Канада Interac
Португалия SIBS
Франция CartesBancaires
Япония JCB
платёжные системы уже были или начинали внедряться в других странах (табл. 1), причём, как правило, карты национальной платёжной системы имеют преимущественное хождение в своей стране и до настоящего времени.
Платёжная система Центрального банка Российской Федерации, посредством которой осуществляется большое количество переводов денежных средств и в рамках которой действует система БЭСП (банковских электронных срочных платежей), была создана в 2007 году и начала обслуживать, в основном, все те же карты VISA и MasterCard.
Но уже 14 ноября 2008 года был опубликован важный документ - «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов», который определял, что одним из направлений политики ЦБ РФ является создание «... единой розничной платёжной инфраструктуры, национальной системы платёжных карт.» [3, разд. V.3], что необходимо в целях обеспечения доступности, эффективности и безопасности розничных платёжных услуг.
Необходимо отметить, что поскольку «... электронные деньги стали весьма серьёзным инструментом, который используется для совершения преступных посягательств, <...> будут возрастать риски их использования
в преступных целях.» [6, с. 38], создание НСПК сразу же предусматривало совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности организаций по исполнению требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», по вопросам:
- идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей;
- оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма;
- выявления и признакам необычных сделок с учётом результатов оценок системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма по Российской Федерации, подготовленного экспертами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
К первой удачной попытке создать СПК следует отнести разработанный в 2010 году проект Универсальной банковской карты. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 403 были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».
* - в случае выдачи универсальной электронной карты по заявлению гражданине Рис. 1. Примерный дизайн УЭК [10]
■ *
УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА
ЛЛ м г- г-.пл кся пчжмздслсяий
02 41 45 6 7 8 9 770-451
й ииктчмрвино
РО ОУФМС
кяр(|±. п4 ч --•сг.-с»..
С.ПЕТРОПАВЛОВСК БОЛ ЬШЕС ос невский р-н ПЕРМСКИЙ КРАЙ
IPRUS2414567891<<<<<««««« 8703021 F2208138RUS<<<<<<<<<<<5 ALEKSANDROVA<<ALEKSANDRA<<««
а) внешняя сторона б) обратная сторона
Рис. 2. Дизайн Удостоверения личности гражданина [9]
Это был весьма амбициозный проект, после реализации которого Универсальная банковская карта была названа универсальной электронной картой (УЭК). Кроме всех функций банковской платёжной карты (применение карты в качестве средства доступа к личным банковским счетам граждан и организаций; проведение банковских расчётов через операторов национальной платёжной системы, международные и локальные платёжные системы) УЭК должна была выполнять и многие социальные функции. Здесь следует согласиться с высказыванием А. С. Денисова: «... Актуальность рассмотрения темы внедрения национальной системы платёжных карт в банковский сектор Российской Федерации обусловлена амбициозностью и беспрецедент-ностью такого феномена в истории России...» [7, с. 56].
Общие положения об УЭК были определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (рис. 1).
УЭК должна была обеспечивать следующие возможности:
- идентификационное приложение (возможность идентифицировать себя для получения государственных, муниципальных и коммерческих услуг);
- электронная подпись (позволяет подписывать электронные документы онлайн усиленной квалифицированной электронной подписью при совершении юридически значимых действий в электронном виде);
- платёжное приложение (осуществление обычных банковских операций с расчётным счётом: оплата товаров и услуг, оплата государственных услуг, снятие денежных средств, перевод денежных средств и т. п.);
- держатель карты имеет возможность просматривать записанные
на карту идентификационные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения и т. п.) и редактировать свои данные, предназначенные для заполнения различных электронных документов: почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты.
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» положил начало созданию НПС. В ст. 3 национальная платёжная система определялась как «... совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платёжных агентов (субагентов), платёжных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платёжных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платёжных систем, операторов услуг платёжной инфраструктуры.». Кроме этого, 161-ФЗ выделял главные понятия, регулировал порядок осуществления платёжных услуг, характеризовал требования к организации и функционированию платёжных систем, описывал порядок проведения надзора и наблюдения в национальной платёжной системе.
Одним из путей вхождения в мировую платёжную систему следует назвать заявление Центрального Банка Российской Федерации в 2013 году [4] о том, что ЦБ РФ будет оказывать содействие формированию единого розничного платёжного пространства (ЕРПП) в Российской Федерации, его последующему расширению на территории других стран - членов ЕЭП, ЕврАзЭС и СНГ. В дальнейшем планировалась интеграция созданного ЕРПП с платёжным пространством Европейского союза в целях обеспечения возможности совершения вну-тристрановых и трансграничных переводов денежных средств в национальных валютах стран, входящих в ЕРПП (вне зависимости от местонахождения клиентов и обслуживающих из операторов по переводу денежных средств).
Однако, международные события 2014 года наложили свой отпечаток на деятельность ЦБ РФ и стало понятно, что альтернативы изменению правил осуществления деятельности
-Лей-
Таблица 2
Перечень доступных сервисов и услуг при использовании электронного паспорта
Доступные сервисы Возможность однозначно идентифицировать гражданина:
и услуги в физической среде в электронной среде
Открытие банковских счетов онлайн Да Да
Электронный нотариат Да Да
Онлайн-регистрация по месту жительства и пребывания Да Да
Онлайн-регистрация юридических лиц Да Да
Электронные платежи Да Да
Электронное правосудие Да Да
Электронное голосование Да Да
Электронные сделки/договоры Да Да
иностранных платёжных систем на внутреннем рынке платёжных услуг в России нет.
21 марта 2014 г. из-за наложенных США антироссийских санкций крупнейшие компании VISA и MasterCard без уведомления заблокировали операции по картам банка «Россия», «Собинбанк» и АО «СМП Банк». С проблемами в обслуживании карт столкнулись «Инвесткапиталбанк», «Инвестиционный союз», «Финсервис» и «Русский ипотечный банк». 23 марта ограничения были сняты со всех кредитных организаций, за исключением банка «Россия». Однако в апреле уже отдельные санкции были введены против «Собинбанка», «Инвесткапиталбанка» и «СМП Банка», после чего операции по картам этих банков были снова заблокированы.
Ответом на блокировку стал подписанный 5 мая 2014 г. Президентом России В. В. Путиным Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платёжной системе» и отдельные законодательные акты РФ», и создание 23 июля 2014 года АО «Национальная система платёжных карт».
Было принято решение о создании в рамках национальной платёжной системы полноценной платёжной системы, которая бы эмитировала собственный национальный платёжный инструмент. Этот инструмент должен был предусматривать экономические и политические интересы России и реализовывать взаимодействие с иностранными платёжными
системами на принципиально иных принципах. Такой платёжной системой должна была стать национальная система платёжных карт, перспективность которой должна была заключаться в том, что она обязана была не только встать в один ряд с действовавшими на российском рынке мировыми платёжными системами VISA и MasterCard и вытеснить их с российского рынка, но и сделать реальным выход НСПК Российской Федерации на рынки других стран.
Отметим, что одновременно с выпуском УЭК, велась разработка и внедрение основного удостоверения личности гражданина РФ -электронного паспорта, оформленного в виде пластиковой карты с интегральной микросхемой. С 01.01.2015 года в пилотных регионах России (республика Крым, город Севастополь, Краснодарский край и Ростовская область) планировалось начало выдачи электронных паспортов [1, 2].
На электронном удостоверении личности, как и на УЭК, предполагалось разместить идентификационное приложение, с помощью которого можно было бы удостоверять личность держателя карты, получать государственные и коммерческие услуги, осуществлять платежи в электронной среде.
Новый паспорт должен был выглядеть как пластиковая карта с чипом. На документе должна отображаться такая информация, как цифровая цветная фотография, цифровое изображение личной подписи, код подразделе-
Рис. 3. Дизайн платёжной карты «МИР» [8]
к
ния органа, выдавшего удостоверение личности, СНИЛС и иНн (если гражданин не сообщит об отказе от их отображения), метка идентификации документа и сведения о регистрации по месту постоянного жительства (рис. 2).
Все данные должны быть зафиксированы как в визуальной, так и в электронной форме (на чипе). Электронный паспорт будет иметь и защиту от подделок: ни с внешней, ни с обратной стороны технически нельзя будет внести изменения.
Общий перечень сервисов и услуг, которые станут доступными для граждан при использовании электронного паспорта сведен в таблицу 2.
В апреле 2015 года сообщалось, что в Крымском управлении Федеральной миграционной службы (ФМС) начался пилотный проект по выпуску электронных удостоверений личности, заменяющих традиционные бумажные паспорта [5]. В это же время был объявлен всероссийский творческий конкурс на лучшее название и товарный знак национальной платежной системы, по итогам которого российская платежная система получила название «МИР» и товарный знак с изображением глобуса, фирменными цветами выбраны зеленый и голубой (рис. 3).
С 1 апреля 2015 года платежи внутри России по всем пластиковым картам, включая VISA и MasterCard, проходят через Национальную Систему Платежных Карт (НСПК) - оператора платежной системы «МИР». Законодательно установленной целью создания НСПК является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств и усовершенствование механизма сбора обеспечительных взносов операторов платежных систем, не являющихся национально значимыми.
В 2017 году начался массовый выпуск карт «МИР» с поддержкой технологии бесконтактной оплаты товаров и услуг.
Но вскоре после этих сообщений в Правительстве появились сомнения о целесообразности введения электронного паспорта, связанные не только с необходимостью бюджетной экономии, но и с отрицательной позицией Русской православной церкви и настороженным отношением общества к новым технологиям.
Введение электронного паспорта решено было отложить. 16 апреля 2016 года Правительство выпустило
постановление № 315 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». Одной из таких мер стал перенос мероприятий по введению на территории Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, на период после 15 марта 2018 года (то есть после президентских выборов).
К этому времени, по состоянию на осень 2016 года, по всей России уже было выпущено 650 тыс. УЭК со сроком действия карт пять лет. Во многих регионах РФ часть населения карты получила (бесплатно), но оказалось, что применять их негде - система полноценно так не заработала.
Неготовность властей регионов РФ и документов к выполнению законов об универсальной карте гражданина отметили в Государственной думе, стало понятно, что эта система пока не может заработать в том виде, в каком планировалось.
28 декабря 2016 года Президент России В. В. Путин подписал Федеральный закон № 471 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», реализующий отмену универсальной электронной карты как обязательного инструмента предоставления государственных и муниципальных услуг. Закон признал утратившей силу главу 6 («Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт») Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом УЭК, выданные до 31 декабря 2016 года, могут применяться до истечения срока их действия. Приложения карты также могут быть использованы для получения услуг до конца действия карты. Это же относится и к региональным приложениям, размещённым на карте. Закон 471-ФЗ вступил в действие с 01 января 2017 года.
УЭК, выданная до 31.12.2016 года, будет действительна до истечения срока её действия. Вместе с картой будут работать её приложения: банковское и идентификационное, содержащее СНИЛС и полис ОМСТ, а также региональные приложения.
Подведём итоги рассмотрения попытки создания национальной платёжной системы Российской Федерации.
Первое. Рассмотренные события весьма ярко выявили слабое место действовавшей платёжной системы: практически полную её зависимость от международных платёжных систем
Второе. Платёжная система, сложившаяся и действующая в настоящее время на территории
России, пока в полной мере не обеспечивает безопасность национальной экономики и финансовой системы государства, а то, что она была использована для политического давления на Россию, говорит об актуальности проблемы.
Третье. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, платёжная система должна предусматривать не только возможность идентификации клиентов, но и позволять выявлять признаки необычных сделок, давать оценку степени риска совер-
шения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.
Создание независимой национальной системы платёжных карт является одним из основных направлений по укреплению национальной экономики и позволит России, как государству, быть более независимым не только в экономическом смысле, но и в политическом.
Материалы поступили в редакцию 24.01.2018 г.
Библиографический
1. Об утверждении Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, и плана мероприятий по реализации Концепции : распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 1699-р // СЗ РФ. 2013. № 39. Ст. 5010. ISSN 1560-0580.
2. О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения [Электронный ресурс] : проект Указа Президента Российской Федерации / / КонсультантПлюс. URL: https://Consultantplus. ru (дата обращения: 28.12.2017).
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг. // Вестник Банка России. 2008. № 66.
4. Стратегия развития национальной платёжной системы // Вестник Банка России. 2013. № 19.
5. В Крыму начали выпускать электронные паспорта на замену бумажным [Электронный ресурс] // CNews.ru : официальный сайт. URL: http://www.cnews.ru/news/top/v_krymu_nach-ali_vypuskat_elektronnye (дата обращения: 28.12.2017).
6. Гурьянов, К. В. Оценка возможности легализации доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма при использовании электронных денег / К. В. Гурьянов, Я. С. Шатило // Базис. 2017. № 2. С. 27-41. ISSN 2587-8042.
7. Денисов, А. С. Предпосылки создания национальной системы платёжных карт в Российской Федерации / А. С. Денисов // Аюшиевские чтения. Финансово-кредитная система: опыт, проблемы, инновации : матер. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск : Байкальский государственный
список (References)
1. (2013). Ob utverzhdenii Koncepcii vvedenija v Rossijskoj Federacii udostoverenija lichnosti grazhdanina Rossijskoj Federacii, oformljaemogo v vide plastikovoj karty s jelektronnym nositelem informacii, i plana meroprijatij po realizacii Koncepcii. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19.09.2013 g. № 1699-r [On approval of the Concept of the introduction in the Russian Federation, the identity of the citizen of the Russian Federation, issued in the form of a plastic card with electronic media, and the action plan for implementation of the Concept]. SZRF. No 39. Art. 5010. ISSN 1560-0580.
2. O vydache iprimenenii udostoverenija lichnosti grazhdanina Rossijskoj Federacii novogo pokolenija [On issue and use of identity card of the citizen of the Russian Federation of a new generation]. Proekt Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: https:// Consultantplus.ru (accessed 28 Desember, 2017).
3. (2008). Osnovnye napravlenija edinoj gosudarstvennoj denezhno-kreditnoj politiki na 2009 g. iperiod 2010 i 2011 gg. [The main directions of unified state monetary policy for 2009 and the period 2010 and 2011]. Vestnik Banka Rossii. No 66.
4. (2013). Strategija razvitija nacional'noj platjozhnoj sistemy [Development strategy of the national payment system]. Vestnik Banka Rossii. No 19.
5. VKrymu nachali vypuskatjelektronnye pasporta na zamenu bumazhnym [In Crimea began issuing electronic passports to replace the paper]. URL: http://www.cnews.ru/news/top/v_krymu_nachali_ vypuskat_elektronnye (accessed 28 Desember, 2017).
6. Gur'janov, K. V., Shatilo, Ya. S. (2017).
Ocenka vozmozhnosti legalizacii dohodov, poluchennyh prestupnym putjom, finansirovanija terrorizma pri ispol'zovanii jelektronnyh deneg [Evaluation of the possibility of legalization of the incomes received by a criminal way, and terrorism financing by the use of electronic money]. Basis. No 2. P. 27-41. ISSN 2587-8042.
7. Denisov, A. S. (2016). Predposylki sozdanija nacional'noj sistemy platjozhnyh kart v Rossijskoj Federacii [Prerequisites for the establishment of a national system of payment cards in the Russian Federation]. Ajushievskie chtenija. Finansovo-kreditnaja sistema: opyt, problemy, innovacii:
университет, 2016. Т. 1. 326 с. С. 54-60. ISBN 978-5-7253-2907-0.
8. О платёжной системе «Мир» [Электронный ресурс] // МИР : сайт платёжной системы «Мир». URL: http:// mironline.ru/faq/ (дата обращения: 28.12.2017).
9. Пластик гражданина РФ [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ : сайт. URL: https://www. kommersant.ru/doc/2266546 (дата обращения: 27.12.2017).
10. Раскрыт облик Универсальной Электронной Карты [Электронный ресурс] // Geektimes : сайт. URL: https:// geektimes.ru/post/111792/ (дата обращения: 27.12.2017).
mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Irkutsk : BajkaVskij gosudarstvennyj universitet. V. 1. 326 p. P. 54-60. ISBN 978-5-7253-2907-0. 8. O platjozhnoj sisteme «Mir» [On the payment system «World»]. URL: http://mironline.ru/faq/ (accessed 28 Desember, 2017).
9. Plastik grazhdanina RF [Plastic citizen of the Russian Federation]. Gazeta Kommersant#. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2266546 (accessed 28 Desember, 2017).
10. Raskryt oblik Universal'noj Jelektronnoj Karty [Disclosed appearance of the Universal Electronic Card]. URL: https://geektimes.ru/post/111792/ (accessed 28 Desember, 2017).
УДК 342.24
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ
ФЕДЕРАЦИИ
LEGAL REGULATION OF ORGANIZATION OF STATE POWER IN SUBJECTS OF FEDERATION
© Мамочкина Елена Михайловна
Elena M. Mamochkina кандидат юридических наук, доцент кафедры права и правоприменительной деятельности, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.
PhD (Law), Associate Professor of the Department of Law and Law-Lending Activities, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation.
Аннотация. В данной статье исследуются принципы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Сегодня принцип разделения государственной власти имеет особое значение в условиях многообразия региональной структуры и организации субъектов РФ.
Ключевые слова: принципы организации власти, органы государственной власти, субъект Российской Федерации, федерализм.
ДК
Аб
ктуальной проблемой, тре-к-бующей пристального внимания, является проблема организации деятельности публичной власти
Abstract. This article examines the principles of organization of state power in the constituent entities of the Russian Federation. Today, the principle of separation of powers is of particular importance in a variety of regional structures and organizations of constituent entities of the Russian Federation.
Key words: principles of the organization of the power, public authorities, subject of the Russian Federation, federalism.
в субъектах Российской Федерации. Необходимо исследовать деятельность законодательных, исполнительных органов власти в регионах. Построение и функционирование публичной