Научная статья на тему 'Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура»: начало пути'

Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура»: начало пути Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
390
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

цель нашего проекта подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура» (на CD и в компьютерной сети с размещением в сети Интернет), связанной с базовой терминологией медиаобразования, медиаграмотности, медиакультуры, медиакомпетентности, включая отдельные статьи, посвященные творчеству ведущих российских и зарубежных медиапедагогов, теоретиков медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и медиакультура»: начало пути»

ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Theory of Media Education

ЭЛЕКТРОННАЯ НАУЧНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ « МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАКУЛЬТУРА»: НАЧАЛО ПУТИ*

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор

Electronic Science Encyclopedia "Media Education and Media Culture": the

beginning

Prof. Dr. Alexander Fedorov,

Vice-rector of Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia), President of Russian Association for Media Education mediashkola@rambler.ru

Abstract. The author analyzes the goal of the project - the preparation and creation of electronic science encyclopedia "Media Education and Media Culture" (on CD and a computer network with the deployment of the Internet), associated with the basic terminology of media education, media literacy, media, Media Literacy, including some articles devoted to the creativity leading Russian and foreign media educators, theorists, media culture.

Keywords: electronic science encyclopedia, media education, media literacy, media culture.

Медиа (средства массовой коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе. Один из самых авторитетных ме-диапедагогов и теоретиков медиа Л.Мастерман (L.Masterman) обосновал семь причин приоритетности и актуальности медиаобразова-

ния в современном мире: 1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации. 2. Идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории. 3. Быстрый рост количества медийной информации,

* статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-12001 в (2011-2012) «Подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров

усиление механизмов управления ею и ее распространения. 4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы. 5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях. 6. Необходимость обучения школьников/ студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям. 7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [Masterman, 1985, р.2].

В 1980-х - 1990-х годах и в начале XXI века в России было опубликовано немало книг, статей, исследований, посвященных проблемам медиаобразования и медиакульту-ры (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, В. А.Возчиков, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, Ю.М.Лот-ман, С.Н.Пензин, Е.С.Полат, И.И.Романовский, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов, И.А.Фатеева, А.В.Федоров, А.В.Шариков, И.В.Челышева, Н.Ф.Хилько, Е.Н.Ястребцева и др.). Поток такого рода исследований усилился особенно со времени радикального изменения политической и социально-экономической жизни в России (с начала 1990-х годов).

Еще больше внимание тематике медиаобразования и медиа-культуры уделяют зарубежные ученые/исследователи и педагоги (от М.Маклюэна, К.Метца, У.Эко, Н.Лу-мана до Л.Марстермана, К.Бэзэлгэт, Э. Харта, Д.Букингэма, Ж.Гонне, Б.Бахмайера и др.). Материала для обобщения этих исследований на сегодняшний день немало.

Попытки создания информационных ресурсов (сначала в бумаж-

ном виде) по медиаобразованию предпринимались еще в начале 1990-х годах: А.В.Шариковым был подготовлен первый в России краткий каталог литературы по медиа-образованию [Шариков, 1991]. В дальнейшем такого рода попытки были продолжены Ю.Н.Усовым (составление 3-х страничного словарика терминов медиаобразования), А.В.Спичкиным (составление 3-х страничного словарика медиаобра-зования, 1999), Н.Ф.Хилько (публикация словаря аудиовизуальных терминов, 2000) и др. В 2004 году И.И.Романовский опубликовал объемный по материалу словарь терминов и понятий «Масс медиа». Однако там преобладают в основном технические термины, связанные с созданием медиатекстов (фильмов, газет, теле/радиопередач и пр.), и главное - в нем полностью отсутствует педагогическая составляющая и составляющая, связанная с теоретическими основами медиакультуры (об этом свидетельствует, например, то, что в алфавитном списке словаря [Романовский, 2004, с.204-205] довольно подробно раскрываются термины «мегафон» и «медиаплеер», но нет (как нет их на других страницах этого издания) ключевых для нашего проекта терминов «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмот-ность», «медиакомпетентность», «медиатекст», «медиатека»...

Насколько нам известно, кроме маленьких по объему словариков, на Западе лишь однажды вышло солидное бумажное издание, касающиеся тематики медиаобразования - «Словарь по медиаграмотности» (1997) американских медиапедаго-

гов и исследователей медиакульту-ры А.Силверблэта и Е.М.Энрайт Элисиери [Silverblatt, Enright Eliceiri, 1997]. Однако, это издание, во-первых, не имеет электронного/интернет аналога, во-вторых, вышло более десяти лет назад, и уже успело изрядно устареть. Кроме того, американское издание (как, впрочем, и все другие зарубежные медиапеда-гогические издания) опиралось, прежде всего, на западные теоретические разработки, почти не касаясь тематики медиаобразования и медиакультуры в России.

Аналогичные издания (правда, только на аудиовизуальном материале и опять с игнорированием российского медиаобразовательного опыта) были опубликованы во Франции в 1991 году под редакцией М.Мартино. Маленькие (буквально на 2-3 десятка терминов) словарики на тему медиаобразования можно найти на западных электронных ресурсах: Children, Youth and Media: http://www.nordicom.gu.se; Canadian Association for Media Education (CAME): http://www.mediastudies.com; CLEMI : http://www.clemi.org Center for Media Education (CME): http:// www.cme.org и др. Но, к сожалению, ни в одной зарубежной стране до сих пор так и не создана электронная энциклопедия по теме медиа-образования и медиакультуры.

Российские ученые [см., например, Ястребцева, 2001 и др.] в своих трудах разработали концепции теории и практики создания электронных ресурсов, ресурсов дистанционного обучения, медиатек и т.д., однако они также не ставили своей целью разработку полноценной электронной энциклопедии «Меди-

аобразование и медиакультура».

Проблема нашего проекта возникает из парадоксальной ситуации, сложившейся в связи с огромным позитивным опытом, накопленным за последние десятилетия медиапедагогами различных стран [Bazalgette, Bevort, Savino, 1992; Buckingham, 2003; Gonnet, 2001; Masterman, 1985; Potter, 2001; Silverblatt, 2001; Tyner, 1998; Возчиков, 2007; Жижина, 2009; Жилавс-кая, 2009; Кириллова, 2008; Лотман, 1973; Маклюэн, 2003; Романовский, 2004; Фатеева, 2007; Федоров, 2009; Шариков, 1991 и др.], и недостаточной степенью их обобщения в российской педагогике (так в России до сих пор не создана научная энциклопедия, посвященная тематике медиаобразования, медиагра-мотности, медиакультуры, медиа-компетентности). Между тем, нельзя успешно и эффективно развивать медиаобразование без систематизации и обобщения имеющейся терминологии, теоретических концепций, направлений. Вот почему проблема нашего проекта представляется актуальной.

Таким образом, цель нашего проекта - подготовка и создание электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакультура» (на CD и в компьютерной сети с размещением в сети Интернет), связанной с базовой терминологией медиаобразования, медиаграмотно-сти, медиакультуры, медиакомпетен-тности, включая отдельные статьи, посвященные творчеству ведущих российских и зарубежных медиапе-дагогов, теоретиков медиакультуры.

Предполагаемая сфера использования результатов проекта

- такие организации как вузы и колледжи различного профиля, школы, библиотеки, научно-исследовательские учреждения, различные учреждения дополнительного образования и культуры. Круг пользователей - преподаватели, научные сотрудники, библиотекари, аспиранты, студенты, учащиеся колледжей, училищ, школьные учителя, школьники, работники медийной сферы, культуры и искусства, члены общественных организаций (включая, разумеется, Ассоциацию медиапедагогики России).

Задачи проекта:

- сформулировать и обосновать совокупность теоретических положений, составляющих методологическую основу проекта;

- проанализировать теоретические источники и практический опыт (российский и зарубежный) в области медиаобразования и ме-диакультуры, дистанционного образования в области создания информационных систем;

- определить существенные признаки, качества и свойства электронной научной энциклопедии «Медиаобразование и медиакуль-тура», разработать ее структуру, цели и задачи, содержание;

- осуществить систематизацию информации, научных и методических трудов по медиаобразованию и медиакультуре; составить подробное оглавление будущей электронной научной энциклопедии;

- подготовить отдельные энциклопедические статьи по терминологии медиаобразования, медиаг-рамотности, медиакультуры, меди-акомпетентности, по отдельным персоналиям ученых и педагогов в

области медиаобразования и медиакультуры - в нашей стране и за ее рубежами;

- на базе этой подготовки создать электронную научную энциклопедию «Медиаобразование и меди-акультура» последующим его размещением в сети Интернет и на СО.

Методологию проекта составляют ключевые философские положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений действительности (в том числе - органической связи образовательных процессов с социокультурным контекстом), единства исторического и социального в педагогическом познании, теория диалога культур М.М.Бахтина-В.С.Библера. Проект опирается на исследовательский содержательный подход (выявление содержания изучаемого процесса с учетом совокупности его элементов, взаимодействия между ними, их характера, обращения к фактам, анализа и синтеза теоретических заключений и т.д.). Нами будут использоваться следующие методы: а) методы теоретического исследования: классификация, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, теоретический анализ и синтез, обобщение, моделирование; б) методы эмпирического исследования: сбор информации (книг, статей и т.д.), касающейся тематики проекта; обобщение практического опыта ведущих деятелей медиаобразования и ученых-теоретиков медиакультуры.

Создание энциклопедических статей на основе сравнительного анализа и интерпретация научной литературы, правительственных

постановлений, министерских инструкций, педагогической документации, учебно-методической литературы, периодики, документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, материалов научных конференций по проблемам медиаобразования и ме-диакультуры, на наш взгляд, наилучшим образом отвечает задачам проекта, так как без этого невозможно систематизировать, обобщить, основные этапы, направления, цели и задачи, содержание медиаобразования и медиакульту-ры для текстов предполагаемой электронной энциклопедии.

В целом можно отметить, что большинство современных российских публикаций по теме словарной терминологии в области медиаобразования и медиакультуры принадлежит нашему творческому коллективу (например, в опубликованных нашим коллективом трудах в «бумажных» изданиях (2GG1-2G11). Более того, получив грант РГНФ на проект № 08-06-12103в «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование», мы в 2GG8-2GG9 годах на специально созданном нами сайте http:// edu.of.ru/medialibrary разместили для свободного и бесплатного доступа всех категорий населения десятки монографий, учебных пособий, авторефератов диссертаций, сотни статей по тематике медиаоб-разования и медиакультуры.

Литература

Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris -London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.

Buckingham, D. (2003). Media Education. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Gonnet, J. (2001). Education aux medias. Paris: CNDP, Hachette, 144 p.

Hart, A. (1991). Understanding Media: a Practical Guide. London: Routledge, 268 p.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing, 341 p.

Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks - London: Sage Publ., 423 p.

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Prager, 449 p.

Silverblatt, A and Enright Eliceiri, E.M. (1997). Dictionary of Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Greenwood Press, 234 p.

Tyner, K. (1998). Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ - London, 291 p.

Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: Алт. пед. ун-т, 2007. 284 с.

Жижина М.В. Медиакультура: культурно-психологические аспекты. М.: Вузовская книга, 2009. 188 с.

Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ИИТ, 2009. 322 с.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический проект, 2008. 496 с.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Эсти Раамат, 1973.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Куликово поле, 2003.

Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М., 2004. 480 с.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челябин. гос. ун-та, 2007.

Федоров А.В. Научные исследования в области медиаобразования в России (1960-2008) // Инновации в образовании. 2009. № 3. C.53-117.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1991. 66 с.

Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телеком. образовательных проектах. М, 2001.

Literature

Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris -London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.

Buckingham, D. (2003). Media Education. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Fateeva, I.A. (2007). Media education: theoretical foundations and implementation experience. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University.

Fedorov, A.V. (2009). Scientific research in the field of media education in Russia (1960-2008). Innovation in Education. 2009. № 3. C.53-117.

Gonnet, J. (2001). Education aux medias. Paris: CNDP, Hachette, 144 p.

Hart, A. (1991). Understanding Media: a Practical Guide. London: Routledge, 268 p.

Jilavskaya, I.V. (2009). Media education of young audiences. Tomsk: IIT, 2009. 322 p.

Kirillova, N.B. (2008). Media Culture: Theory, History, Practice. M.: Academic Project, 496 p.

Lotman, Y.M. (1973). Semiotics of cinema and the problem of film aesthetic. Tallinn: Esti Raamat.

McLuhan M. (2003). Understanding media. M.: Kilikovo Pole, 2003.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing, 341 p.

Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks - London: Sage Publ., 423 p.

Romanovsky, I.I. (2004). Mass media. Glossary of terms and concepts. Moscow, 480 p.

Sharikov, A.V. (1991). Media Education: World and Russian Experience. Moscow: Academy of Pedagogical Science, 1991. 66 p.

Silverblatt, A and Enright Eliceiri, E.M. (1997). Dictionary of Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Greenwood Press, 234 p.

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Prager, 449 p.

Tyner, K. (1998). Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ - London, 291 p.

Vozchikov, V.A. (2007). Media sphere educational philosophy. Biysk: Altay Pedagogical University, 284 p.

Yastrebtseva, E.N. (2001). Five Evenings: Conversations on telecommunication educational projects. Moscow, 2001.

Zhizhina, M.V. (2009). Media Culture: cultural and psychological aspects. M.: University Book, 2009. 188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.