Е. В. Перепелица
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (Минск, Республика Беларусь)
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПАРАДИГМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
В последние десятилетия феномен глобальной электронной коммуникации изучается разными науками. Право также оказалось включенным в подобный дискурс. Коммуникация в цифровой среде является причиной взаимодействия прежде дистанцированных сегментов общества. В современном праве понятие электронной коммуникации остается в определенном смысле дискуссионным, часто оно отождествляется с юридической коммуникацией. В то же время электронная коммуникация имеет дополнительное «измерение». Глобализация информационного пространства побуждает ученых-юристов изучать электронную коммуникацию как действия и взаимодействие различных субъектов на основе технологий сети Интернет с использованием веб-сервисов, порталов, блогов, сайтов, социальных сетей. Существует потребность в релевантном правовом регулировании информационного взаимодействия власти и общества, в связи с чем открывается новое «поле» для деятельности в различных областях права. Смысл электронной коммуникации постоянно расширяется и в зависимости от специализации варьируется. Для адекватного понимания электронной коммуникации праву необходимо принимать в расчет инструментарий иных гуманитарных наук.
Соприкасаясь с цифровой средой, юридическая наука призвана переформатировать задачи исследований для объяснения нового эмпирического и теоретического опыта, связанного с трансформацией парадигмы взаимодействия государства и общества в сетевом пространстве. Осмысление данных вопросов производится в статье применительно к развитию электронного правительства в Республике Беларусь и потребностям более активного вовлечения общественности в процесс управления государством.
Ключевые слова: электронная коммуникация, гражданское общество, информационные технологии, электронное правительство, общественное участие
DOI: 10.34076/2410-2709-2020-2-11-17
В Республике Беларусь принята Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы, цель которой состоит в совершенствовании условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности посредством информационных технологий1. Органической частью данной программы являются формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства. Отметим, что последнее
1 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы: постановление Совета министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235 // URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p 0=C21600235 (дата обращения: 04.12.2019).
включает две составляющие: внутреннее взаимодействие различных уровней и ветвей власти и внешнее взаимодействие органов государства и общества. Инфраструктура информатизации в Республике Беларусь развивается, в том числе, посредством «обеспечения прозрачности, безопасности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем повсеместного перевода данных коммуникаций в электронную форму».
В последнее время в юридической науке значительно повысилось внимание к электронной коммуникации. Важный вклад в изучение данного вопроса внесли И. Л. Ба-чило [Бачило 2017], А. А. Бочков [Бочков 2019: 8], С. А. Калинин [Калинин 2006: 172-
179], Т. М. Киселёва [Киселёва 2018: 65], А. И. Курак [Курак 2013: 48], А. В. Минбале-ев [Минбалеев 2012], Т. А. Полякова [Полякова 2019], И. П. Сидорчук [Сидорчук, Охри-менко 2016: 223], П. В. Соловьёв [Соловьёв 2019], Л. К. Терещенко [Терещенко 2014], Н. М. Юрашевич [Юрашевич, Минько 2018Ь]. Но несмотря на это электронная коммуникация изучена недостаточно: актуальными задачами остаются определение и «пошаговая» характеристика ее как фактора трансформации модели участия граждан в управлении делами общества. Юридическая теория не выработала единого подхода к изучению электронных коммуникаций.
Цифровые коммуникации - исключительные по значимости и масштабу феномены, не являющиеся достоянием одного только права и не имеющие собственно юридического содержания. Они наполняют пространство современного социума и становятся предметом научного анализа в философии, культурологии, социологии, журналистике. Включение электронных коммуникаций в правовой обиход определяется целью юридического дискурса, который состоит в нормировании и регулировании как уже сложившихся, так и только складывающихся общественных отношений. Указанные феномены имеют сложнейший интегрированный характер и нуждаются в междисциплинарном исследовании. Наука права оперирует понятиями «юридическая коммуникация», «правовая коммуникация», трактуемыми, в частности, как «вид социальной коммуникации, обладающий... особенностями, предопределенными теми явлениями и процессами, по поводу которых она возникает, - правовыми явлениями и процессами, т. е. всем тем, что расположено в правовой сфере» [Юрашевич, Минько, 2018а: 96].
Нельзя не видеть, что термин «электронная коммуникация» имеет несколько иное значение. Основная цель правовой коммуникации состоит в «обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов и организаций, индивидов и коллективов, в процессе которого согласовываются и наиболее полно и последовательно удовлетворяются их права и законные интересы в получении и предоставлении правовой информации» [Там же: 99]. Функциональное назначение электронной коммуникации -
сближение дистанцированных и изолированных сегментов общества, достижение взаимного доверия, соотнесение публичных и частных интересов. Сегодня трудно найти такую дефиницию электронной коммуникации, которая бы выражала истину и подходила ко всем настоящим и будущим вариантам общественно-государственного взаимодействия.
Выход за рамки белорусской правовой системы показывает, что в глобальной компьютерной сети складывается множество прецедентных коммуникативных практик. Аудитория, пользующаяся Интернетом, организует разного рода онлайн-голосования и дискуссии. Виртуальное пространство открыто и децентрализовано, оно не поддается исчерпывающей и одномерной формализации. Государство не в состоянии держать под контролем спонтанно возникающие сетевые сообщества, в этой сфере оно теряет регулирующие функции. Электронной коммуникацией нельзя управлять как простым механизмом, который функционирует по заранее сконструированному алгоритму.
Это не значит, что в такой коммуникации действие организационно-правовых механизмов, управление и контроль невозможны. Сущность электронной коммуникации предполагает не только одностороннюю передачу (правовой) информации от государства к обществу без обратной связи, но и возможность транзакций и, самое главное, участия общества в разработке значимых решений. В развертывании электронной коммуникации важную роль играют механизмы саморегулирования и сорегулирования, что накладывает на государство позитивные обязательства по определению правовых рамок коммуникации и созданию соответствующих юридических гарантий. В большинстве программ создания электронного правительства разных стран делается акцент на упрощении и удешевлении взаимодействия общественных и государственных структур.
Модель электронного правительства, реализуемая в Республике Беларусь, повышает открытость информации о деятельности органов государственной власти, местного управления и самоуправления для граждан, характеризуется новой системой документооборота, позволяет оказывать административные услуги в электронном виде, обеспечивает свободный доступ граждан
к нормативным правовым актам и др. Нынешний этап развития информационного общества в Беларуси предусматривает переход к автоматизированным системам управления, упрощение межведомственного взаимодействия, создание единого информационного пространства, государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи и др.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь позволяет гражданам более оперативно получать информацию, находящуюся в ведении государственных органов, и способствует оптимизации деятельности государства. В то же время приоритетной задачей остается развитие электронных коммуникаций в плане налаживания устойчивого диалога государства и гражданского общества для реального учета интересов общественности при принятии законотворческих и управленческих решений. Важность правового осмысления нового формата коммуникаций также объясняется реализацией Республикой Беларусь положений Конвенции Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусской конвенции).
В Беларуси информационное взаимодействие государства и общества наиболее активно развивается в части электронной коммуникации органов власти и предпринимательского сообщества. Данная практика стала возможной благодаря мерам по либерализации экономики и активизировалась после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики». Перманентный диалог с государством и возможность участия в принятии решений оказывают положительное влияние на деловую среду, защиту интересов бизнеса, осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
При взаимодействии государства с населением прочих групп (некоммерческими организациями, союзами, общественными объединениями и их ассоциациями идр.) ресурсы электронной коммуникации используются не в полной мере. В настоящее время они задействованы в публич-
ных обсуждениях проектов нормативных правовых актов, возможность проведения которых предусмотрена ст. 7 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-3 «О нормативных правовых актах». Электронные средства коммуникации призваны обеспечивать диалог граждан и разработчиков законодательства в сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси». Порядок проведения публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов детализирован постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов». И все же несмотря на то что данный сайт мыслился как коммуникативная площадка для обсуждения проектов правовых актов и вопросов правоприменения, реальное число обсуждаемых на нем проектов невелико (например, в 2019 г. - 121 акт).
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь способствует оптимизации деятельности государства
В этом смысле закономерно утверждать, что электронная коммуникация выполняет в белорусской правовой системе вспомогательную роль и имеет ограниченные масштабы действия. На наш взгляд, данное обстоятельство объясняется, в том числе, тем, что в действующем законодательстве граждане позиционируются лишь как участники публичного (общественного и профессионального) обсуждения проектов нормативных правовых актов и не наделены правом их инициирования и / или мера их участия не установлена. Помимо Президента Республики Беларусь, палат Национального собрания, Совета министров и иных государственных органов, осуществляющих подготовку проекта нормативного правового акта, граждане могут выступать в качестве организаторов публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, в количестве не менее 50 тыс. чел. Организация цифровых коммуникаций «сверху» серьезно ограничивает возможность взаимодействия гражданского общества с государством.
В Республике Беларусь элементы возможных форм электронной коммуникации государства и общества интегрированы в различные нормативные правовые акты. Правовой основой развития цифровых коммуникаций являются ст. 37 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая право граждан Республики Беларусь участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, и Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». Необязательно ожидать пользу от электронной коммуникации только в общенациональных масштабах. Возможен и локальный дискурс согласно сегментации общества и административно-правовому делению государства, когда посредством электронной коммуникации решаются вопросы регионального и местного значения. Так, Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» предусматривает, что местное управление и самоуправление осуществляются на основе гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования граждан о принимаемых решениях по вопросам местного значения. В то же время отсутствует легальная возможность проводить референдумы локальных форматов и различного масштаба.
Коммуникации с применением новых информационных технологий имеют серьезные преимущества перед традиционными механизмами непосредственного и опосредованного участия общественности в управлении обществом и государством - референдумами, волеизъявлением на выборах, собраниями, митингами, народной правотворческой инициативой, наказами избирателям. Такие преимущества обусловлены сжатием временных границ и стиранием пространственных дистанций между властью и обществом. В последнее время во многих развитых государствах формируются институты альтернативного и дополнительного включения граждан в правовую и политическую жизнь общества: общественные и публичные слушания и обсуждения проектов правовых актов, общественные консультации, различные способы общественного контроля, онлайн-референ-думы, дискуссионные группы, фронт-офисы, электронные петиции, специализированные
сайты и порталы, общественно-государственные форумы, электронные консультации и изучение общественного мнения. Такие практики позволяют гражданам оценивать положительные и отрицательные последствия правовых решений, затраты на планируемое правовое регулирование и т. п.
Мир, который сделался цифровым, расширяет границы участия общественных институтов в управлении. Механизмы и формы взаимодействия государства и общества в цифровую эпоху имеют разные правовые характеристики, обусловленные разной степенью вовлеченности в управление делами государства - от простого информирования до сотрудничества и партнерства. Общим для этих институтов является их функциональное назначение, состоящее в том, что они приближают демократию к реальным общественным запросам.
Посредством реализации права на коммуникацию с государством общество передает ему информацию о своих интересах, потребностях и мнениях. В результате создаются предпосылки для повышения качества управления, публичной верификации резонансных решений и преодоления социального нигилизма. Учет общественных интересов выступает ресурсом для укрепления легитимных оснований власти и повышения уровня доверия к ней народа, способен стать фактором снижения социальной напряженности. Скрытая протестная энергия высвобождается и обретает правомерную форму.
«Интернет - мировое цифровое пространство с глобальными информационными возможностями и сетевыми ресурсами. Оно является неотъемлемой частью жизни каждого белоруса и белорусского общества в целом. У этого пространства колоссальные возможности и опасности, поскольку здесь находятся все ресурсы - знания, услуги, коммуникации, процесс труда и творчества, огромный массив информации и т. д.» [Смо-ликова, 2018: 153]. В ходе освоения новой парадигмы взаимодействия государства и общества практически каждая юрисдикция сталкивается с проблемами обеспечения информационной безопасности, репрезентативности участия граждан в коммуникациях с органами власти, цифрового неравенства. В сетевом пространстве легко манипулиро-
вать общественным сознанием, а сетевые сообщества способны превращаться в виртуальный инструмент общественного давления на органы государственной власти.
Изменение парадигмы взаимодействия государства и общества - сложная задача, и ее решение зависит от перехода от «лоскут-
ных» правовых регуляторов электронной коммуникации к ландшафтным, в том числе посредством укрепления правовых гарантий реализации права на коммуникацию, создания институциональных механизмов обеспечения информационной безопасности государства и общества.
Список литературы
Бачило И. Л. Институциональный подход к решению проблем понятийного аппарата в информационном законодательстве // Понятийный аппарат в информационном праве. М.: ИГП РАН «Канон+ «Реабилитация», 2017. С. 12-29.
Бочков А. А. Современное государство и право в условиях цифровой реальности // Право. Экономика. Психология. 2019. № 1. С. 3-9.
Калинин С. А. О некоторых перспективах развития общей теории права в связи с использованием в праве информационных технологий // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / редкол. В. П. Изотко и др. Мн: Право и экономика, 2006. С. 165-180.
Киселёва Т. М. Теоретические основы использования технологий электронного правительства в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2018. № 3. С. 61-69.
Курак А. И. О понятиях «референдум», «народный опрос», «народное обсуждение», «народное голосование», «плебисцит» (теоретико-прикладные аспекты) // Право.Ьу. 2013. № 5. С. 45-50.
Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Челябинск: Южно-Урал. гос. ун-т, 2012. 44 с.
Полякова Т. А. Трансформация права и приоритетные направления научных исследований в информационной сфере // Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Вторые Бачиловские чтения: сб. науч. тр. М.: ИГП РАН, 2019. С. 10-22.
Сидорчук И. П., Охрименко А. А. Пути развития диалога власти и общества // Актуальные проблемы управления: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Тверь, 1-30 апреля 2016 г.). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. С. 223.
Смоликова Т. М. Личность в пространстве медиа: особенности взаимодействия. Мн.: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. 234 с.
Соловьёв П. В. Краудсорсинговые технологии в нормотворчестве // Тенденции развития юридической науки и практики совершенствования правовых институтов в условиях формирования инновационного общества: сб. науч. ст.: в 2 ч. / гл. ред. С. Е. Чебуранова. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2019. Ч. 1. С. 104-106.
Терещенко Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. М.: Инфра-М, 2014. 226 с.
Юрашевич Н. М., Минько Н. С. Правовая коммуникация в современном обществе // Российская правовая система в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина: теория и практика: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной Дню юриста / отв. ред. Е. П. Чорновол, И. Н. Бородина. Курган, 2018a. С. 94-105.
Юрашевич Н. М., Минько Н. С. Понятие и содержание правовой коммуникации // Юсты-цыя Беларусь 2018b. № 5. С. 58-62.
Елена Васильевна Перепелица - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения правовой информатизации Управления правовой информатизации Национального центра правовой информации Республики Беларусь. 220030, Республика Беларусь, Минск, ул. Берсона, д. 1а. E-mail: [email protected].
Electronic Communication in the Paradigm of Interaction of State and Society
In recent decades, the phenomenon of mass electronic communication has been studied by various sciences. The right also turned out to be included in a similar discourse. Communication in the digital environment is the reason for the interaction of previously distant segments of society. In modern law, the concept of electronic communication remains in a certain sense debatable, it is often identified with legal communication. At the same time, electronic communication has an additional «dimension». The globalization of the information space encourages legal scholars to study electronic communication as the action and interaction of various actors, based on Internet technologies using web services, portals, blogs, websites, social networks. There is a need for relevant legal regulation of the informational interaction between the authorities and society in the Republic of Belarus, in connection with which a new «field» is opening up for activities in various areas of law. The meaning of electronic communication is constantly expanding and, depending on the specialization, even varies. For an adequate understanding of electronic communication, law must take into account the tools of other humanities.
In contact with the digital environment, legal science is called upon to reformat research tasks to explain the new empirical and theoretical experience associated with the transformation of the paradigm of interaction between the state and society in the network structures. The author comprehends these issues in relation to the conditions of development of e-government in the Republic of Belarus and the need for more active involvement of the public in the government.
Keywords: electronic communication, civil society, information technologies, e-government, public participation
References
Bachilo I. L. Institutsional'nyi podkhod k resheniyu problem ponyatiinogo apparata v infor-matsionnom zakonodatel'stve [Institutional Approach to Solving the Problems of the Conceptual Apparatus in the Information Law], Ponyatiinyi apparat v informatsionnom prave [Conceptual Apparatus in the Information Law], Moscow, IGP RAN «Kanon» ROOI «Reabilitatsiya», 2017, pp. 12-29.
Bochkov A. A. Sovremennoe gosudarstvo i pravo v usloviyakh tsifrovoi real'nosti [Modern State and Law in the Digital Reality], Pravo. Ekonomika. Psikhologiy, 2019, no. 1, pp. 3-9.
Kalinin S. A. O nekotorykh perspektivakh razvitiya obshchei teorii prava v svyazi s ispol'zovaniem vprave informatsionnykh tekhnologii [On Some Prospects for the Development of a General Theory of Law in Connection with the Use of Information Technology in Law], Pravo v sovremennom belorusskom obshchestve [Law in Modern Belarusian Society], Minsk, Pravo i ekonomika, 2006, pp. 165-180.
Kiseleva T. M. Teoreticheskie osnovy ispol'zovaniya tekhnologii elektronnogo pravitel'stva v normotvorcheskoi deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti [Theoretical Foundations of the Use of E-Government Technologies in the Rule-Making Activities of Executive Authorities], Zhurnal Belorusskogo goudarstvennogo universiteta. Pravo, 2018, no. 3, pp 61-69.
Kurak A. I. O ponyatiyakh «referendum», «narodnyi opros», «narodnoe obsuzhdenie», «narod-noe golosovanie», «plebistsit» (teoretiko-prikladnye aspekty) [On the Concepts of «Referendum», «Popular Poll», «Popular Discussion», «Popular Vote», «Plebiscite» (Theoretical and Applied Aspects)], Pravo.by, 2013, no. 5, pp. 45-50.
Minbaleev A. V. Teoreticheskie osnovaniya pravovogo regulirovaniya massovykh kommuni-katsii v usloviyakh razvitiya informatsionnogo obshchestva [Theoretical Foundations of the Legal Regulation of Mass Communications in the Development of the Information Society]: autoabstr. of doct. jur. sc. thesis, Chelyabinsk, Yuzhno-Ural. gos. un-t, 2012, 44 p.
Polyakova T. A. Transformatsiya prava i prioritetnye napravleniya nauchnykh issledovanii v informatsionnoi sfere [Transformation of Law and Priority Areas of Research in the Information Sphere], Formirovanie sistemy pravovogo regulirovaniya obespecheniya informatsionnoi bezopas-nosti v usloviyakh bol'shikh vyzovov v global'nom informatsionnom obshchestve. Vtorye Bachi-lovskie chteniya [Formation of a System of Legal Regulation of Information Security in the
Face of Big Challenges in the Global Information Society. Second Bachilo Readings], Moscow, IGP RAN, 2019, pp. 10-22.
Sidorchuk I. P., Okhrimenko A. A. Puti razvitiya dialoga vlasti i obshchestva [Possible Ways of Development of the Dialogue between State and Society], Aktual'nye problemy upravleni-ya: teoriya i praktika [Current Issues of Management: Theory and Practice]: conference papers, Tver', Tver. gos. un-t, 2016, p. 223.
Smolikova T. M. Lichnost' v prostranstve media: osobennosti vzaimodeistviya [Personality in the Media Space: Interaction Features], Minsk, Akad. upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus', 2018, 234 p.
Solov'ev P. V. Kraudsorsingovye tekhnologii v normotvorchestve [Crowdsourcing Technologies in Rulemaking], Tendentsii razvitiya yuridicheskoi nauki i praktiki sovershenstovaniya pra-vovykh institutov v usloviyakh formirovaniya innovatsionnogo obshchestva [Trends in the Development of Legal Science and the Practice of Improving Legal Institutions in the Context of the Formation of an Innovative Society], in 2 vols., Grodno, GrGU im. Ya. Kupaly, 2019, vol. 1, pp. 104-106.
Tereshchenko L. K. Modernizatsiya informatsionnykh otnoshenii i informatsionnogo za-konodatel'stva [Modernization of Information Relations and Information Legislation], Moscow, Infra-M, 2014, 226 p.
Yurashevich N. M., Min'ko N. S. Pravovaya kommunikatsiya v sovremennom obshchestve [Legal Communication in a Modern Society], Rossiiskaya pravovaya sistema v kontekste obespe-cheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina: teoriya i praktika [The Russian Legal System in the Context of Ensuring the Rights and Freedoms of Man and Citizen: Theory and Practice]: conference papers, Kurgan, 2018a, pp. 94-105.
Yurashevich N. M., Min'ko N. S. Ponyatie i soderzhanie pravovoi kommunikatsii [The Concept and Content of Legal Communication], Yustytsyya Belarusi, 2018b, no. 5, pp. 58-62.
Elena Perepelitsa - candidate of juridical sciences, senior researcher of the Department of scientific and methodological support of legal informatization of the Department of legal informatization of the National Center for Legal Information of the Republic of Belarus. 220030, Republic of Belarus, Minsk, Bersona str., 1A. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 06.03.2020
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.04.2020