Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
повышение квалификации / профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция / учебно-методическое обеспечение / формирование и развитие компетенций / электронная информационно-образовательная среда / электронный курс / professional development / professional foreign language communicative competence / educational software / formation and development of competencies / electronic information and education environment / electronic training course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна, Спирина Юлия Петровна

Статья посвящена роли и месту электронной информационнообразовательной среды вуза в развитии профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов по направлению 38.03.01 Экономика. В качестве составляющей данной среды рассматривается учебно-методическое обеспечение, состоящее из электронного учебного курса «Иностранный язык для деловой коммуникации», учебных, тренировочных и контрольных задания для электронного учебного курса, предполагающих продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в электронной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна, Спирина Юлия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article focuses on the role and place of the electronic information and education environment of a higher school in the development of professional foreign language communicative competence of students majoring in economics. As part of this environment is considered a teaching software, consisting of electronic training course «Foreign languages: business communication», training and control tasks of the electronic training course, involving productive interaction between all the subjects of the educational process in the digital environment.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

7. Маличенко, И. Заменит ли бухгалтеров блокчейн [Электронный ресурс] / И. Маличенко. - URL: www.bitcryptonews.ru/blogs/blokchejn/zamenit-li-buxgalterov-blokchejn

8. Главное о цифровых рисках и топовом софте, который их ликвидирует [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/companies/roi4cio/articles/525884/

9. Егорова, С.Е. Цифровизация бухгалтерского учета: перспективы и возможности / С.Е. Егорова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. - 2019. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-buhgalterskogo-ucheta-perspektivy-i-vozmozhnosti

УДК 378.026

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Миронцева Светлана Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь);

Спирина Юлия Петровна, аспирант

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

Аннотация. Статья посвящена роли и месту электронной информационно-образовательной среды вуза в развитии профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов по направлению 38.03.01 Экономика. В качестве составляющей данной среды рассматривается учебно-методическое обеспечение, состоящее из электронного учебного курса «Иностранный язык для деловой коммуникации», учебных, тренировочных и контрольных задания для электронного учебного курса, предполагающих продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в электронной среде.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, учебно-методическое обеспечение, формирование и развитие компетенций, электронная информационно-образовательная среда, электронный курс.

Annotation. Article focuses on the role and place of the electronic information and education environment of a higher school in the development of professional foreign language communicative competence of students majoring in economics. As part of this environment is considered a teaching software, consisting of electronic training course «Foreign languages: business communication», training and control tasks of the electronic training course, involving productive interaction between all the subjects of the educational process in the digital environment.

Key words: professional development, professional foreign language communicative competence, educational software, formation and development of competencies, electronic information and education environment, electronic training course.

Постановка проблемы. Ключевым фактором развития экономики в мире является образование, что напрямую связано с улучшением качества жизни людей. Использование новых цифровых технологий, а также цифровых образовательных ресурсов являются механизмом достижения высокого качества образования. Рынок онлайн-образования в России продолжает расти и показывает результат выше среднего по итогам 2023 года

(20-25%) по сравнению с 2022 годом (18%), что позволяет прогнозировать положительную динамику [1].

Главные тренды развития современного образования, персонализация и индивидуализация образовательных траекторий - представляют собой движение от стандартных форматов обучения к формату ответов на индивидуальные образовательные запросы. Применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов расширяет возможности, делает процесс получения знаний открытым и интерактивным.

Современная экономика, в которой знания становится движущей силой развития страны и общества, выдвигает перед современными специалистами перечень новых сложных задач:

- знание иностранных языков, поскольку огромный массив информации доступен, в первую очередь, на английском языке и других языках;

- владение коммуникационными и межличностными навыками;

- владение навыками исследования и навыками управления проектами;

- адаптивность, эмоциональный интеллект;

- способность к быстрому переобучению;

- готовность к непрерывному обучению;

- компьютерная и техническая грамотность.

Неоспоримым плюсом дистанционного обучения является большой охват аудитории, использование современных технологий и методов обучения и возможность более эффективно и в сжатые сроки расширить спектр профессиональных компетенций.

Применение дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования и профессионального обучения регулируется частью 12 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, которые реализуются с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное или асинхронное, происходит на расстоянии посредством сети «Интернет».

Потребность в востребованных профессиях, которые получили новые возможности благодаря развитию современных информационных технологий, требует активного обновления содержания и технологий программ дополнительного образования, соответствующего всем требованиям цифровой экономики [3].

Целью статьи является рассмотрение особенностей разработки и реализации программы повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

Изложение основного материала. Организация учебного процесса в вузе предусматривает наличие учебно-методического и информационно-технологического обеспечения. Электронная информационно-образовательная среда вуза, интегрируя электронные образовательные ресурсы и электронные учебные курсы, позволяет организовать дистанционное обучение, в том числе адаптивное обучение, путем построения индивидуальных учебных траекторий [5]. В качестве составляющей данной среды рассматривается электронный учебный курс повышения квалификации на платформе do.sevsu.ru, в поддержку дисциплины «Иностранный язык для деловой коммуникации», прошедший конкурс на включение элективных модулей общеуниверситетского пула универсальных дисциплин в образовательное пространство университета.

К преимуществам электронного учебного курса «Иностранный язык для деловой коммуникации» можно отнести:

- гибкость;

- модульность;

- экономия времени;

- удобство обучения;

- большой выбор программ;

- возможность совмещения учебы с работой;

- быстрое обучение и аттестация.

Цель программы: обновление и систематизация знаний, направленных на овладение необходимым и достаточным уровнем профессиональной иноязычной коммуникативной компетенцией для решения социально-коммуникативных задач в профессиональной деятельности при общении с зарубежными коллегами.

Задачи программы: освоить необходимую специальную лексику и терминологию; углубить и развить навыки по основным видам речевой деятельности; применение ресурсов Интернет как составной части непрерывного иноязычного образования.

Во взаимодействии с образовательными модулями, дисциплина «Иностранный язык для деловой коммуникации» ставит целью подготовку специалистов, владеющих иностранным языком в ситуациях делового общения в сфере официальных отношений для решения конкретных задач, достижения определенных результатов средствами иностранного языка. Индикаторы достижения компетенции УК-4 представлены в таблице 1.

Таблица 1

Индикаторы достижения компетенции УК4

Категория компетенций Код и наименование компе тенции Код и наименование индикатора достижения компетенции

Коммуникация УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) Знать: основные лексические и грамматические нормы русского иностранного языка: лексический минимум в объёме, необходимом для работы с профессиональной литературой и осуществления взаимодействия на иностранном языке; основы грамматики и лексики иностранного языка для создания устных и письменных высказываний на иностранном языке. Уметь: использовать русский и иностранный язык для выражения мнения и мыслей в межличностном и деловом общении, извлекать информацию из аутентичных текстов. Владеть: навыками монологической и диалогической речи для участия в диалогах и ситуациях на знакомую / интересующую тему без предварительной подготовки, а также навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста по проблемам различного характера.

Электронный учебный курс для деловой коммуникации

https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=10689 представлен блоками для самостоятельного изучения. Важным элементом является тематический словарь. Для формирования навыков профессионально-деловой коммуникации необходимо овладение терминологией по профилю обучения [6]. Интерактивные упражнения первого модуля вводят понятие «экономика», синонимичный ряд, особенности употребления, знакомят с историей экономики, традиционной банковской системой РФ и зарубежными; видами организаций, категориями и типами финансовых учреждений, вакансиями в области банковского дела, инвестициями. Во втором модуле подробно рассмотрены банки и банковские системы, онлайн услуги, инвестиционные проекты, а также профессии в банковской сфере. Третий модуль представлен интерактивными заданиями области финансов, займов, бухгалтерской документацией, кредитованием. Модуль Деловые умения включает навыки презентации профессионального направления, умения проводить собеседование при приеме на работу сотрудников, составление резюме в сфере экономики, сопроводительных писем, заполнение заявок на конференции, составление плана проекта по направлению подготовки, начальные навыки научной публикации на иностранном языке. Самостоятельная работа в онлайн-среде do.sevsu.ru оценивается автоматически в

каждом блоке, исключение составляет элемент портфолио. Слушатель курса составляет не менее трех презентаций на тематику по направлению подготовки изученных разделов в течение периода обучения. К зачёту проверяется портфолио, загруженное в систему do.sevsu.ru, включающее следующие элементы:

1) резюме на иностранном языке;

2) сопроводительное письмо на вакансию экономиста;

3) сертификаты о завершении электронного учебного курса на платформе do.sevsu.ru;

4) аннотация к научной статье с ключевыми словами по направлению подготовки;

5) научная статья на иностранном языке по профильной тематике;

6) титульные листы презентаций, представленных на занятиях;

7) терминологический словарь (не менее 300 терминов);

8) образцы письменных заданий, реферирования и аннотирования текстов о направлению подготовки. Портфолио бакалавра-экономиста оценивается отдельно и входит в общий рейтинг.

Оценка качества освоения программы «Иностранный язык для деловой коммуникации» включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию (таблица 2). Итоговая аттестация проводится в виде экзамена в формате тестирования.

Таблица 2

Расчет суммарного балла за работу в течение семестра профессионально-ориентированного курса

№ Вид работы, подлежащей оцениванию Максимальный балл Минимальный проходной балл

1. Тематические тесты 30 20

2. Финальное тестирование 20 10

3. Портфолио 10 5

4. Итоговая аттестация 40 25

Суммарный балл 100 60

Выводы. Таким образом, электронная информационно-образовательная среда вуза в настоящее время является комплексной, целостной, развивающейся средой в условиях глобализации. Электронная информационная образовательная среда вуза обеспечивает системную интеграцию всех электронных средств, включает электронные образовательные ресурсы и электронные ресурсы, обеспечивающие синхронное и асинхронное взаимодействие всех участников учебного процесса и выполняет задачи по организации доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), и является эффективным средством для организации учебной деятельности по освоению иностранного языка.

Список литературы:

1. После курсов работы не айти. Рост спроса на профильное онлайн-образование начал замедляться. - Lenta.ru. - https://www.kommersant.ru/doc/6011666

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Статья 76. Дополнительное профессиональное образование.

3. Петров, A.B. Электронная информационно-образовательная среда вуза как эффективное средство формирования профессиональной компетентности студентов / A.B. Петров, Г.Н. Ахметзянова // Перспективы науки. - 2020. - № 8(131). - С. 164-166

4. Симан, A.C. Электронная информационно-образовательная среда в условиях государственной аккредитации вуза / A.C. Симан, В.В. Жиляева // Международный научный журнал. - 2020. - №3,- С. 121-127

5. Формирование электронной информационно-образовательной среды для инженерного анализа в военном вузе / С.П. Кухаренко, О.Л. Дзюбенко, A.B. Соловов,

А.А. Меньшикова. Том Часть 1. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. - 140 с.

б.Жесткова, Е.А. Возможности электронной информационно-образовательной среды вуза в организации самостоятельной работы студентов / Е.А. Жесткова, Н.И. Фомина // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 11.-С. 75-82

УДК 008:004.946:338.467.6+7.036/.038

СОВРЕМЕННАЯ АРТ-ЯРМАРКА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ЦИФРОВОЙ И ПОСТЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЧАЛА XXI В.

Мисюра Александра Сергеевна,

студентка 2 курса магистратуры направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологии и дизайна Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению новых форматов проведения арт-ярмарок с привлечением значительной аудитории в контексте традиционной, цифровой и постцифровой парадигмы. На основе анализа примеров крупных ориентированных на аудиторию художественных ярмарок и выставочных мероприятий, реализованных во время локдауна, сделан вывод о том, что в этой сфере выбор цифровой трансформации (особенно в ее гибридной форме), а также участие локальных сообществ детерминируют развитие форматов арт-ярмарок, которые, скорее всего, будут продвигаться их организаторами в ближайшее время. Остается дискуссионным вопрос о том, какие из форматов подобных мероприятий могут внести свой вклад в развитие новой модели арт-ярмарки, необходимой для развития арт-рынка в частности, и арт-индустрии в целом.

Ключевые слова: арт-ярмарка, арт-индустрия, арт-рынок, цифровизация, локдаун, постцифровая парадигма.

Annotation. The article is devoted to identifying new formats for holding art fairs with the involvement of a significant audience in the context of the traditional, digital and post-digital paradigm. Based on an analysis of examples of large audience-oriented art fairs and exhibition events implemented during the lockdown, it is concluded that in this area the choice of digital transformation (especially in its hybrid form), as well as the participation of local communities, determine the development of art fair formats, which will most likely be promoted by their organizers in the near future. The question remains debatable about which formats of such events can contribute to the development of a new art fair model, necessary for the development of the art market in particular, and the art industry in general.

Key words: art fair, art industry, art market, digitalization, lockdown, post-digital paradigm.

Постановка проблемы. Событийные мероприятия являются эффективными инструментами социального развития и вовлечения в культурную жизнь. В связи с распространением Covid-19 и его последствиями, ивент-сфера оказалась одной из наиболее уязвимых: проблемы, в первую очередь, проявились в возможности выбора локаций, а также специфике мероприятий, в которых подразумевалось активное социальное взаимодействие, - и организаторы были вынуждены искать новые пути работы со своей аудиторией.

Художественные ярмарки, обычно проводимые на крупных выставочных площадках, традиционно собирающие тысячи участников и посетителей, стали одним из тех направлений, которые должна была быстро адаптироваться к новым обстоятельства. В этой связи начиная с 2020 г. - как в среде практиков, так и теоретиков - будущее подобных событий регулярно стало обсуждаться в контексте современных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.