Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИТЕТА МОРСКОГО ИНСТИТУТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИТЕТА МОРСКОГО ИНСТИТУТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СТУДЕНТ СПЕЦИАЛИТЕТА МОРСКОГО ИНСТИТУТА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна, Никитина Екатерина Викторовна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации учебного процесса в электронной образовательной среде вуза. Цель исследования - описать опыт интеграции электронных учебных курсов в процесс преподавания английского языка в вузе студентам специалитета, обучающимся в морском институте. В статье представлена типовая структура курсов по иностранному (английскому) языку, приведен педагогический эксперимент по выявлению эффективности применения электронных учебных курсов по иностранному языку для повышения мотивации и формирования иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте на примере Морского института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Научная новизна публикации состоит в уточнении понятия «иноязычная подготовка студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде» и определении критериев оценки и уровней сформированности иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте. В результате работы посредством электронных учебных курсов у обучающихся выявлены рост уровня владения иностранным языком в сфере судовождения, понимания материала в профессиональной сфере на иностранном языке, наличие устойчивых навыков работы в электронной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна, Никитина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH LANGUAGE TRAINING OF SPECIALIST DEGREE STUDENTS OF A MARINE UNIVERSITY IN E-LEARNING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the topical problem of educational process organization in e-learning university environment. The aim of the study is to describe the experience of teaching the English language to the Marine university students. In this paper the standard structure of the English courses has been introduced, the pedagogical experiment on revealing the efficiency of e-learning English courses focused on the increasing of motivation and formation of foreign language competence of specialist degree students at the Marine university by the example of Sevastopol State University has been represented. The scientific novelty of the research article consists in clarifying the notion “foreign language training of the Marine university students in e-learning educational environment” and identifying the criteria of assessment and levels of formation of foreign language competence of specialist degree students at the Marine university. As a result, the growth of students’ level of foreign language proficiency in the sphere of navigation has been observed owing to the use of e-learning courses. E-learning courses assist the students to increase the understanding of professionally oriented material and improve their skills of working in e-learning university environment.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИТЕТА МОРСКОГО ИНСТИТУТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 3. С. 314-320 | 2023. Volume 8. Issue 3. P. 314-320

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Обучение английскому языку

студентов специалитета морского института

электронной образовательной среде вуза

Миронцева С. С., Никитина Е. В.

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации учебного процесса в электронной образовательной среде вуза. Цель исследования - описать опыт интеграции электронных учебных курсов в процесс преподавания английского языка в вузе студентам специалитета, обучающимся в морском институте. В статье представлена типовая структура курсов по иностранному (английскому) языку, приведен педагогический эксперимент по выявлению эффективности применения электронных учебных курсов по иностранному языку для повышения мотивации и формирования иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте на примере Морского института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Научная новизна публикации состоит в уточнении понятия «иноязычная подготовка студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде» и определении критериев оценки и уровней сформированности иноязычной компетенции студентов специали-тета, обучающихся в морском институте. В результате работы посредством электронных учебных курсов у обучающихся выявлены рост уровня владения иностранным языком в сфере судовождения, понимания материала в профессиональной сфере на иностранном языке, наличие устойчивых навыков работы в электронной образовательной среде.

EN

English language training of specialist degree students of a marine university in e-learning educational environment

Mirontseva S. S., Nikitina E. V.

Abstract. The article is devoted to the topical problem of educational process organization in e-learning university environment. The aim of the study is to describe the experience of teaching the English language to the Marine university students. In this paper the standard structure of the English courses has been introduced, the pedagogical experiment on revealing the efficiency of e-learning English courses focused on the increasing of motivation and formation of foreign language competence of specialist degree students at the Marine university by the example of Sevastopol State University has been represented. The scientific novelty of the research article consists in clarifying the notion "foreign language training of the Marine university students in e-learning educational environment" and identifying the criteria of assessment and levels of formation of foreign language competence of specialist degree students at the Marine university. As a result, the growth of students' level of foreign language proficiency in the sphere of navigation has been observed owing to the use of e-learning courses. E-learning courses assist the students to increase the understanding of professionally oriented material and improve their skills of working in e-learning university environment.

Введение

Актуальность. Стремительное внедрение новых технологий в оснащение современных судов навигационным оборудованием, а также развитие мирового судоходства играет важную роль в подготовке студентов специали-тета, обучающихся в морском институте, владеющих английским языком и способных к иноязычному общению в сфере судовождения и обеспечения безопасности мореплавания на высоком уровне. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - специалитет 26.05.06 Эксплуатация

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230047

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

судовых энергетических установок (URL: https://base.garant.ru/71918004/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/), специалитет 26.05.05 Судовождение (URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71817998/), специалитет 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (URL: https://base.garant.ru/ 71918000/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/), выпускники морского института должны быть готовы к обмену профессиональной информацией на английском языке. Актуальность иноязычной подготовки будущих механиков, судоводителей и электромехаников к профессиональной коммуникации подтверждается программой специалитета 26.05.05 Судовождение (URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71817998/), где обозначена необходимость формирования у будущих специалистов способности осуществления общения в устной и письменной формах на иностранном языке. Выполнение обязанностей судоводителя предусматривает ведение документации, понимание метеорологической информации, использование навигационных карт, взаимодействие с лоцманом и др.

Руководствуясь Международной конвенцией о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ) 1978 года (2010), можно заключить, что профессиональная компетенция судоводителей предполагает применение стандартных фраз ИМО - International Maritime Organization (IMO; Международная морская организация) - для англоязычной коммуникации в условиях современного судоходства и владение английским языком в устной и письменной формах в объеме, необходимом для выполнения профессиональных обязанностей и работы в смешанном экипаже.

Растущая потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах, способных использовать английский язык с целью взаимодействия с членами смешанного экипажа на борту судна по профессиональным вопросам, инициировала переосмысление традиционных подходов к формированию готовности специалистов морских вузов к профессионально ориентированной иноязычной коммуникации и поиск более эффективных путей ее формирования (Минакова, Пилюкова, 2014). Понятие «иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность» будущих морских судоводителей определяется как качество специалиста, которое в совокупности с наработанными умениями и приобретенным опытом в иноязычном профессиональном общении позволяет осуществлять коммуникацию в профессиональной деятельности (Божко, Горбунова, 2021).

Исследования в сфере иноязычной подготовки специалистов морских вузов проводились с целью анализа теорий, методов реализации профессионально ориентированной иноязычной подготовки (Кожевникова, 2020; Цибульская, 2001; Яковлева, 2018). Следует подчеркнуть, что непрерывность иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, реализуется в процессе длительного непрерывного выполнения образовательной программы, начиная со школы (Горбунова, Яшникова, 2022), заканчивая изучением иностранного языка в электронной образовательной среде вуза. В настоящее время технологии электронного обучения широко применяются в вузе. Для формирования иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в условиях электронного обучения необходима специальная форма организации учебной деятельности, которая способствует развитию профессиональных навыков обучающихся. Одним из оптимальных средств, обеспечивающих высокий уровень подготовки специалистов в условиях электронного обучения, является использование электронной образовательной среды и интерактивных технологий обучения.

Задачи статьи:

- раскрыть особенности иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, по дисциплинам «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной сфере» в электронной образовательной среде с применением электронных учебных курсов;

- провести педагогический эксперимент по выявлению эффективности применения электронных учебных курсов по иностранному языку для повышения мотивации и формирования иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте, на примере Морского института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

Теоретической базой исследования послужили работы педагогов-исследователей. Среди них Н. В. Горбунова, Н. В. Яшникова (2022), Л. Ю. Минакова, А. В. Пилюкова (2014), И. Д. Кожевникова (2020), М. Ю. Королева (2016), Г. В. Походзей (2013), Е. В. Цибульская (2001). Авторы проведенных исследований рассматривают проблемы обучения студентов судоводительских факультетов, однако пока не затрагивают вопросы обучения английскому языку студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде.

Гипотеза исследования: обучение английскому языку студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде способствует повышению мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности, а также формирует иноязычную компетенцию в ходе обучения.

Методы исследования. В данной статье применяются такие методы исследования, как изучение и анализ научных работ по выбранной теме, наблюдение, опытно-экспериментальная работа с целью определения уровня мотивации работы обучающихся в электронной образовательной среде.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования уточненных научных представлений об особенностях иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде при разработке электронных образовательных ресурсов для обучения иностранному языку студентов морских специальностей.

Основная часть

Иноязычная подготовка студентов специалитета морского института в электронной образовательной среде

В образовательных организациях высшего образования на современном этапе осуществляется цифровая трансформация иноязычной подготовки. Наблюдается достижение обучаемыми высоких образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровой трансформации (Яковлева, 2018), включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития электронной образовательной среды в высших учебных заведениях; обеспечения широкополосного доступа к Интернету (Sangrà, Vlachopoulos, Cabrera, 2012). Цифровые технологии радикально меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи (Попова, 2018). При организации образовательного процесса по дисциплине «Иностранный язык» именно цифровизация дает значительные возможности для реализации персонализированного обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий студентов, вариативности набора индивидуальных характеристик обучающихся, управления образовательным процессом и многомерной оценки результатов обучения.

Иноязычная подготовка студентов специалитета, обучающихся в морском институте, - формирование совокупности знаний, умений и навыков по иностранному языку, благодаря чему обучающиеся способны взаимодействовать с членами смешанного экипажа в сфере судовождения и обеспечения безопасности мореплавания. Преподавателями кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета разработаны электронные учебные курсы для морских направлений подготовки, процесс обучения студентов специалитета морского института иностранному языку дополняется самостоятельной работой в электронной образовательной среде вуза do.sevsu.ru, что делает образовательный процесс методически последовательным и эффективным.

Непрерывность обучения является одной из особенностей подготовки студентов морских специальностей. Оканчивая образовательные учреждения среднего образования, обучающиеся имеют неодинаковый уровень владения иностранным языком. На ознакомительном этапе обучения в вузе проводится онлайн-тестирование для определения уровня иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте. Далее обучающиеся распределяются согласно оценке уровня владения иностранным языком по кембриджской уровневой системе по результатам онлайн-тестирования в электронной образовательной среде вуза do.sevsu.ru и устного собеседования, которое проводят преподаватели кафедры иностранных языков.

Электронная образовательная среда вуза do.sevsu.ru включает различные электронные учебные курсы по дисциплине «Иностранный язык» для первого года обучения. Следует подчеркнуть, что программа иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, отличается интенсивностью и наполненностью различными междисциплинарными структурами (Миронцева, 2020). В ходе освоения дисциплины «Иностранный язык» студенты морского института изучают такие тематические блоки, как международные правила по предупреждению столкновения судов, экономическая эксплуатация судов, перевозка грузов, чартер, коносамент и другие.

Иноязычная подготовка студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в условиях электронной образовательной среды вуза do.sevsu.ru представлена аудиторной и самостоятельной формами обучения, реализуемыми с помощью электронных учебных курсов для индивидуальной работы:

1. Safe Operation of a Ship / Безопасность судна (первый курс, второй семестр (URL: https://do.sevsu.ru/ enrol/index. php ?id=3278)).

2. Иностранный (английский) язык по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» (второй курс, третий семестр (URL: https://do.sevsu.ru/enrol/index.php?id=6344)).

3. Deck Cadet / Палубный кадет (второй курс, четвертый семестр (URL: https://do.sevsu.ru/enrol/index.php? id=3279)).

4. English and Shipping / Морские перевозки (второй курс, четвертый семестр (URL: https://do.sevsu.ru/ enrol/index.php?id=3013)).

5. Machinery Maintenance / Техническое обслуживание судов (третий курс, шестой семестр (URL: https://do. sevsu.ru/enrol/index.php?id=3288)).

6. Watch Keeping / Несение вахты (третий курс, шестой семестр (URL: https://do.sevsu.ru/enrol/index. php?id=3287)).

7. Cargo Operations / Грузовые операции (четвертый курс, восьмой семестр (URL: https://do.sevsu.ru/enrol/ index.php?id=3285)).

8. Морской английский язык (пятый курс, девятый семестр (URL: https://do.sevsu.ru/enrol/index.php?id=6319)).

9. Морской английский язык (пятый курс, десятый семестр (URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=3286)).

На Рисунке 1 представлен пример электронного учебного курса по дисциплине «Морской иностранный

язык» для студентов специалитета, обучающихся в морском институте. Для эффективной организации учебного процесса в электронной образовательной среде вуза вышеуказанные курсы имеют типовую структуру, которая представлена:

- аннотацией дисциплины;

- картой методического обеспечения дисциплины;

- программой курса;

- журналом посещения занятий;

- методическими указаниями к выполнению заданий;

- основной и дополнительной литературой;

- разделами, соответствующими тематическим блокам программы;

- индивидуальными заданиями студентов, распределенными на каждую учебную неделю;

- тестированием.

V участчад

V Значки Компегенши

Э ," ки

С] Курс гю дисциплине ■Морской аютийошй

01 1 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

□ г УЧЕ6НЧЯ НЕДЕЛЯ

Й 3 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

С] 4 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

С] 3 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

С] 6 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

Й 7 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

Г I 8 УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

□ О УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

Рисунок 1. Пример электронного учебного курса по дисциплине «Морской иностранный язык» для студентов специалитета, обучающихся в морском институте

Такая форма организации курсов в электронной образовательной среде вуза облегчает самостоятельную работу студентов специалитета, обучающихся в морском институте, и способствует усвоению изученного материала для достижения более высокого результата в обучении иностранному языку.

Каждый электронный курс разбит на тематические разделы. Глоссарий расположен в каждом разделе, теоретический материал по теме представлен видео- или аудиоконтентом, практические задания - элементами, позволяющими студентам морского института выполнить самопроверку выполненных заданий онлайн. Итоговый тест, портфолио обучающихся расположены в конце электронного учебного курса.

Итоговые тестовые задания по разделам находятся в разделе «Аттестация». Предусматриваются свободный график выполнения заданий в течение недели в электронном учебном курсе, организация консультаций в удобное время и для преподавателей, и для обучающихся, наличие информационных и справочных ссылок на дополнительные задания онлайн, форумов для онлайн-дискуссий, а также опросников в разделе обратной связи.

Возможность регулировать темп и график выполнения заданий и находить необходимый материал делает иноязычную подготовку студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в условиях электронной образовательной среды вуза более эффективной.

Экспериментальное обучение студентов морского института в электронной образовательной среде, направленное на повышение уровня иноязычной компетенции обучающихся

В экспериментальном исследовании, направленном на повышение уровня иноязычной компетенции обучающихся, принимали участие 153 студента Морского института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь). Экспериментальную группу (ЭГ) составили 132 обучающихся, контрольную (КГ) - 121. Следует пояснить, что различное количество респондентов в группах не влияет на точность результатов исследования, так как 90% достоверности обеспечивают репрезентативные группы в размере более 100 человек. Данное исследование проводилось в период с 2018 г. по 2022 г. в четыре основных этапа:

I. Теоретический этап (анализ литературы по теме «Обучение английскому языку студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде») в 2018-2019 гг.

II. Констатирующий этап (проведение диагностики уровня сформированное™ иноязычной компетенции и определение уровня иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте; на начальном этапе обучения проводилась с помощью письменного и устного тестирования в электронной образовательной среде do.sevsu.ru) в 2019-2020 гг.

III. Формирующий этап (организация педагогического эксперимента по формированию иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте; работа в электронной образовательной среде do.sevsu.ru) в 2020-2021 гг. Формирующий этап включал проведение экспериментального обучения, в рамках которого преподаватель записывал студентов экспериментальной группы морского института на электронные учебные курсы в электронной образовательной среде do.sevsu.ru для выполнения самостоятельной работы, следует подчеркнуть, что для каждого семестра разработан отдельный курс в поддержку дисциплины «Иностранный язык для морских специальностей»:

Курс по дисциплине "Морской английский язык"

Ship's Correspondence

- на первом курсе во втором семестре изучался курс «Безопасность судна»;

- на втором курсе - «Иностранный (английский) язык по специальности», «Эксплуатация судовых энергетических установок» в третьем семестре и курсы «Палубный кадет» и «Морские перевозки» в четвертом семестре;

- на третьем курсе в шестом семестре - «Техническое обслуживание судов» и «Несение вахты»;

- на четвертом курсе в восьмом семестре - «Грузовые операции»;

- на пятом курсе - «Судовая документация» в девятом и десятом семестрах.

Контрольные группы работали в традиционном формате без использования электронных образовательных курсов.

IV. Контрольный этап (анализ результатов эксперимента, формулирование выводов) в 2021-2022 гг. В течение двух недель на каждом аудиторном занятии уделяли равное количество времени для проведения устного тестирования студентов морского института.

Оценка уровня сформированности иноязычной компетенции студентов морского института на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы проводилась по следующим критериям:

• мотивационный критерий характеризуется устойчивой мотивацией к работе в электронной образовательной среде do.sevsu.ru;

• когнитивный критерий показывает уровень владения иностранным языком, формами, видами и средствами иноязычной коммуникативной деятельности, а также уровень понимания профессионально ориентированного материала, представленного на иностранном языке;

• технологический критерий отражает навыки работы в компьютерных сетях для поиска и обмена профессиональной информацией на иностранном языке, способность обучающегося морского института применять знания и умения в процессе формирования иноязычной компетенции;

• рефлексивный критерий подразумевает оценивание достижений в электронной образовательной среде.

Критериальная характеристика сформированности иноязычной компетенции студентов специалитета

морского института представлена в Таблице 1.

Таблица 1. Критериальная характеристика сформированности иноязычной компетенции студентов специалитета морского института

КРИТЕРИЙ ПОКАЗАТЕЛИ

Мотивационный Наличие устойчивого интереса обучающихся к профессиональной деятельности, к овладению профессиями по выбранным направлениям обучения морского института и установки на освоение инновационных технологий обучения. Понимание роли иноязычной компетенции в будущей профессиональной деятельности.

Когнитивный Достаточный уровень владения иностранным языком, формами, видами и средствами иноязычной коммуникативной деятельности; уровень понимания профессионально ориентированного материала, представленного на иностранном языке.

Технологический Наличие навыков работы в компьютерных сетях для поиска и обмена профессиональной информацией на иностранном языке. Способность обучающегося применять знания и умения в процессе формирования иноязычной компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рефлексивный Рефлексия собственной учебной деятельности: планирование, организация, коррекция, контроль и анализ. Способность к самооценке и самоанализу, активно-поисковой самостоятельности.

В результате экспериментального обучения иностранному языку в электронной образовательной среде были выявлены следующие уровни сформированности иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте: творческий (90-100 баллов), продуктивный (82-89 баллов), средний (75-81 балл), низкий (60-74 балла):

• На творческом уровне обучающиеся морского института имеют устойчивую мотивацию к профессиональной деятельности, освоению инновационных технологий обучения, владеют иностранным языком на высоком уровне и применяют его на практике, способны к самооценке.

• На продуктивном уровне студенты морского института мотивированы к формированию иноязычной компетенции в профессиональной сфере, освоению инновационных технологий обучения, на достаточном уровне владеют формами, видами и средствами иноязычной коммуникативной деятельности.

• На среднем уровне будущие специалисты понимают зависимость конкурентоспособности в сфере море-плаванья от уровня сформированности иноязычной компетенции и уровня освоения инновационных технологий обучения. Знания английского языка достаточны для дальнейшего совершенствования. Рефлексия собственной учебной деятельности представлена на среднем уровне.

• На низком уровне обучающиеся морского института не понимают важности сформированности иноязычной компетенции для будущей профессиональной деятельности, имеют пробелы в операционной работе с современными информационными технологиями, знания иностранного языка фрагментарны, слабая рефлексия учебной деятельности.

Результаты иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, в электронной образовательной среде do.sevsu.ru показали рост уровня владения иностранным языком в сфере судовождения, понимания материала в профессиональной сфере на иностранном языке, наличие устойчивых

навыков работы в электронной образовательной среде для обмена профессиональной информацией на иностранном языке. Результаты исследования в области электронного обучения позволяют сделать вывод о том, что, являясь приоритетным направлением развития системы образования в условиях глобализации, электронное обучение не только формирует познавательную мотивацию студентов, но и способствует успешному формированию иноязычной компетенции.

Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы приведены на Рисунке 2 по четырем критериям (мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный) и уровням (творческий, продуктивный, средний, низкий) на констатирующем, формирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов экспериментального обучения показал повышение уровня сформированности иноязычной компетенции обучающихся морского института в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности работы в электронной образовательной среде. В экспериментальной группе творческий уровень составил 31,99% респондентов, в контрольной - 8,53% опрошенных. Продуктивный уровень в экспериментальной - соответственно 30,75% испытуемых, в контрольной группе - 19,21% обучающихся морского института. На среднем уровне зафиксировано 25,24% респондентов в экспериментальной и 39,78% обучающихся в контрольной группе. Низкий уровень составил 12,03% опрошенных в экспериментальной, в контрольной группе - 32,49% респондентов.

Рисунок 2. Распределение уровней сформированности иноязычной компетенции студентов специалитета, обучающихся в морском институте, по итогам контрольного этапа опытно-экспериментальной работы

Заключение

Следует подчеркнуть, что для формирования иноязычной компетенции студентов специалитета морского института в условиях электронного обучения создана особая форма организации учебной деятельности, которая способствует развитию профессиональных навыков обучающихся. Непрерывность иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, реализуется в процессе последовательного выполнения образовательной программы, включающей изучение иностранного языка в электронной образовательной среде do.sevsu.ru. Одним из оптимальных средств, обеспечивающих высокий уровень подготовки специалистов в условиях электронного обучения, является использование электронной образовательной среды и интерактивных технологий обучения. Особенности иноязычной подготовки студентов специалитета, обучающихся в морском институте, по дисциплинам «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной сфере» в электронной образовательной среде с применением электронных учебных курсов заключаются в использовании персонализированного обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий студентов, вариативности набора индивидуальных характеристик обучающихся, управления образовательным процессом и многомерной оценки результатов обучения. Процесс обучения студентов специалитета морского института иностранному языку дополняется самостоятельной работой в электронной образовательной среде вуза do.sevsu.ru, что делает образовательный процесс методически последовательным и эффективным.

Цель исследования достигнута, в ходе эксперимента наблюдается положительная динамика работы в электронной образовательной среде, обоснована необходимость введения электронных учебных курсов в процесс преподавания в вузе студентам морского института. Типовая структура курсов помогает обучающимся лучше ориентироваться на платформе do.sevsu.ru, способствует лучшему пониманию учебного процесса. Результатом работы посредством электронного учебного курса стала возможность более эффективно взаимодействовать со студентами в процессе преподавания английского языка в вузе, повышая уровень иноязычной подготовки.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования могут считаться уточнение и детализация учебного материала, необходимого для обеспечения эффективного профессионального взаимодействия выпускников морских специальностей, анализ свойств и функций отдельных элементов среды do.sevsu.ru.

Источники | References

1. Божко Ю. И., Горбунова Н. В. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности будущих морских судоводителей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1.

2. Горбунова Н. В., Яшникова Н. В. Особенности поэтапной реализации модели формирования готовности будущих специалистов морских вузов к профессионально ориентированной иноязычной коммуникации средствами контекстного обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14. № 3. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-3-27-36

3. Кожевникова И. Д. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному общению в процессе обучения иностранному языку (на примере подготовки специалистов-судоводителей): дисс. ... к. пед. н. М., 2020.

4. Королева М. Ю. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка курсантов военного вуза на основе компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-2.

5. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) 1978 года с поправками (консолидированный текст). СПб.: ЦНИИМФ, 2010.

6. Минакова Л. Ю., Пилюкова А. В. Модернизация образовательной программы по иностранному языку для студентов неязыковых направлений подготовки // Язык и культура. 2014. № 3 (27).

7. Миронцева С. С. Особенности иноязычной подготовки курсантов военных вузов // Проблемы современного педагогического образования. Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. 2020. № 68-1.

8. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. Управление в образовании. 2018. № 5 (54).

9. Походзей Г. В. Комплекс упражнений по развитию иноязычной межкультурной компетенции курсантов судоводительских специальностей // Педагогическое образование в России. 2013. № 2.

10. Цибульская Е. В. Теория и методы профессионального языкового образования морских судоводителей: дисс. ... д. пед. н. Новосибирск, 2001.

11. Яковлева Е. В. Современные подходы к организации обучения студентов в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (197).

12. Andrews R. Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts // Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3. No. 1.

13. Sangra A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of e-learning: An approach to the conceptual framework // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2012. Vol. 13 (2).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Миронцева Светлана Сергеевна1, к. пед. н., доц. Никитина Екатерина Викторовна2

1 2 Севастопольский государственный университет

Mirontseva Svetlana Sergeevna1, PhD Nikitina Ekaterina Viktorovna2

1 2 Sevastopol State University

1 mirontseva.sse@mail.ru, 2 zadanienglish@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 09.02.2023; опубликовано (published): 31.03.2023.

Ключевые слова (keywords): электронный учебный курс; иноязычная подготовка; электронная образовательная среда вуза; студент специалитета морского института; организация учебного процесса; типовая структура электронных курсов по английскому языку; e-learning educational course; foreign language training; e-learning university environment; specialist degree student of the Marine university; organization of educational process; standard structure of the English e-learning courses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.