Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизов Т.Т.

Сегодня активно развиваются инфокоммуникационные технологии. В результате внедрения цифровых технологий в учебный процесс и всеобщей компьютеризации обязательным становится фиксация образовательного процесса и возможность электронного взаимодействия всех его участников. Действительно, если проведение занятия еще может проходить без использования компьютера, то современный образовательный стандарт формирует целый ряд условий использования цифровых каналов коммуникации для всех участников учебного процесса. Более того, сегодня наличие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) является обязательным условием прохождения государственной аккредитации любого высшего учебного заведения. В данной работе представлен опыт сотрудников Томского государственного педагогического университета по созданию, внедрению и использованию ЭИОС, который позволил успешно пройти аккредитацию в начале 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN ELEMENT OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

Today, information and communication technologies are actively developing. As a result of the introduction of digital technologies in the educational process and universal computerization, it becomes mandatory to fix the educational process and the possibility of electronic interaction of all its participants. Indeed, if the class can still be held without using a computer, the modern educational standard forms a number of conditions for the use of digital communication channels for all participants in the educational process. Moreover, today the availability of an electronic information and educational environment is a prerequisite for passing state accreditation of any higher education institution. This paper presents the experience of Tomsk state pedagogical University employees in creating, implementing and using electronic information and educational environment, which allowed them to successfully pass accreditation in early 2020.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА»

вых образовательный ресурсов в обучении геометрии, а опытный читатель сможет число таких примеров увеличить. Для этого полезными будут работы [6; 9]. Читатель, заинтересовавшийся проблемой, поднятой в статье, найдет обстоятельный разговор об этом в наших работах [2; 3; 4; 5; 6].

Библиографический список:

1. Азевич, А. И. Фракталы: геометрия и искусство / А. И. Азевич // Математика в школе. - 2005. -№ 4. - С. 76-78.

2. Далингер, В. А. Новые информационные технологии в обучении геометрии / А. А. Далингер // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 1 (57). - Москва : АПН СССР, 1991. - С. 14-20.

3. Далингер, В. А. Компьютерные технологии в школьном геометрическом образовании / А. А. Далингер // Материалы XII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк : Изд-во Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2001. - С. 23-26.

4. Далингер, В. А. Компьютерные технологии в обучении геометрии : методические рекомендации / А. А. Далингер. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. - 33 с.

5. Далингер В.А. Персональный компьютер на уроках геометрии // Материалы XIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Изд-во Фонд «Байтик», 2002. - С. 28-30.

6. Далингер, В. А. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования : монография / А. А. Далингер ; под редакцией М. П. Лапчик. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010 - 150 с.

7. Диков, А. В. Команды на LOGO конструируют фракталы / А. В. Диков // Математика в школе. -2005. - № 4. - С. 78-80.

8. Попов, К. А. Векторы, фракталы и компьютерное моделирование / К. А. Попов // Математика в школе. - 2006. - № 8. - С. 56-61.

9. Совертков, П. И. Некоторые направления развития поисковой деятельности учащихся по математике и информатике : учебное пособие. - Сургут : РИО СурГПУ, 2007. - 270 с.

10. Федер, Е. Фракталы / Е. Федер ; [перевод с английского]. - Москва : Мир, 1991.

УДК 378.1004

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN ELEMENT OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

Газизов Т. Т., д-р техн. наук, профессор ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» Россия, Томская область, г. Томск gtt@tspu.edu.ru

Аннотация. Сегодня активно развиваются инфокоммуникационные технологии. В результате внедрения цифровых технологий в учебный процесс и всеобщей компьютеризации обязательным становится фиксация образовательного процесса и возможность электронного взаимодействия всех его участников. Действительно, если проведение занятия еще может проходить без использования компьютера, то современный образовательный стандарт формирует целый ряд условий использования цифровых каналов коммуникации для всех участников учебного процесса. Более того, сегодня наличие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) является обязательным условием прохождения государственной аккредитации любого высшего учебного заведения. В данной работе представлен опыт сотрудников Томского государственного педагогического университета по созданию, внедрению и использованию ЭИОС, который позволил успешно пройти аккредитацию в начале 2020 года.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательная среда.

Abstract. Today, information and communication technologies are actively developing. As a result of the introduction of digital technologies in the educational process and universal computerization, it becomes mandatory to fix the educational process and the possibility of electronic interaction of all its participants. Indeed, if the class can still be held without using a computer, the modern educational standard forms a number of conditions for the use of digital communication channels for all participants in the educational process. Moreover, today the availability of an electronic information and educational environment is a prerequisite for passing state accreditation of any higher education institution. This paper presents the experience of Tomsk state pedagogical University employees in creating, implementing and using electronic information and educational environment, which allowed them to successfully pass accreditation in early 2020.

^y words: information technology, educational environment.

В основе работы университета всегда лежит коммуникация или общение между преподавателем и студентом. С развитием технологий способ коммуникации изменялся. В нашу жизнь вошли

иные средства коммуникации (телефон, компьютер) и это сказалось на образовательном процессе. Более того, развитие широковещательной сети Интернет сделал процесс обучения более массовым и в то же время открытым. Появились инструменты, позволяющие отслеживать ход учебного процесса, давать доступ к содержанию рабочих программ дисциплин, электронным библиотечным системам. Это привело к изменению нормативной базы, на которой строится учебный процесс. Государственный образовательный стандарт «44.03.01 Педагогическое образование» [1] от 22 февраля 2018 года представляет собой документ на 20 страниц, в котором существует отдельный раздел, где представлен список требований к ЭИОС. Этот раздел является идентичным для стандартов всех направлений подготовки, поэтому ему следует уделить особое внимание. Тем более что при проверке Ро-собрнадзора, каждый эксперт должен проверить функционирование ЭИОС независимо от направлений подготовки и образовательной программы, которые он проверяет. К основным требованиям ЭИОС относятся:

- доступ к учебным планам, рабочим программам, программам практик, электронным изданиям и ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин;

- формирование электронного портфолио обучающихся (в том числе работы и оценки за эти работы);

- фиксация хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, освоение программы бакалавриата;

- проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса (синхронное и асинхронное (посредством сети «Интернет»)).

Основная проблема при анализе данного раздела государственного образовательного стандарта заключается в том, что некоторые из требований можно понять неоднозначно и выполнять по-разному. Максимально удобно для любой организации высшего образования в этом случае был бы единый доступ к общей платформе с уже созданными разделами, а студентам было бы нужно только заполнить свое портфолио. Однако такой платформы не существует, и большинство вузов решает задачу создания ЭИОС самостоятельно. Более того существуют разные подходы к созданию ЭИОС на базе университета. Есть готовые «коробочные решения» [2], однако часто, они используют существующие информационные системы университета, и если одной из них в вузе нет, то ЭИОС будет работать не корректно. Другой подход использовать уже готовые наработки, которые есть в каждом университете, и объединять их под одной системой с названием ЭИОС. В этом случае необходимо быть уверенным в собственных ресурсах (временных и кадровых, например в [3] на создание всех сервисов входящих в ЭИОС ушло 16 лет), а так же быть готовым к оперативным изменениям, так как требованиям к ЭИОС, скорее всего, будут изменяться. При создании ЭИОС в организации необходимо выделить следующие основные этапы:

1) создание технического задания (утверждение конечного списка требований к ЭИОС) и дорожной карты реализации проекта;

2) разработка нормативной базы (внутренние положения и акты, регламентирующие состав ЭИОС, должностные инструкции сотрудников, которые будут заниматься разработкой ЭИОС и пользователей);

3) выбор технологии реализации, подготовка серверного оборудования;

4) реализация системы авторизации (разграничение прав доступа);

5) реализация новых сервисов (если их нет), интеграция существующих информационных систем;

6) разработка сопроводительной документации (документация для разработчиков, инструкции для пользователей);

7) внедрение и тестирование разработанной среды (обучение пользователей, курсы повышения квалификации).

Стоит отметить, что часто в состав ЭИОС входят совсем разные информационные системы и базы и основная сложность заключается не в разработке новых приложений и сервисов, а именно в объединении уже существующих, при этом важно знать, что эта среда проверяется экспертами Ро-собрнадзора по принципу «есть/нет» и если какой-то сервис, отвечающий за конкретный пункт стандарта, отсутствует в ЭИОС и находится в другом портале или сайте, то это часто вызывает вопросы и может привести к замечанию. Поэтому важно внимательно изучать пункты стандарта и сделать все возможное, чтобы организация ЭИОС (по структуре, названиям разделов, последовательности) полностью соответствовала государственному образовательному стандарту.

Такой подход снимает много вопросов у проверяющих и позволяет безболезненно пройти аккредитацию в той части, которая касается ЭИОС. При этом не стоит забывать про конечных пользователей. При грамотном подходе в создании ЭИОС данная система становится основным средством коммуникации всех сотрудников вуза, со временем может быть использована как эффективный инструмент для решения следующих задач:

1) массовые уведомления о событиях и мероприятиях университета;

2) система рейтинга студентов и сотрудников;

3) средство коммуникации студент-преподаватель;

4) корпоративный чат;

5) выгрузка портфолио для работодателя;

6) формирование цифрового следа обучающегося;

7) средство оценки эффективности обучения;

8) система комплексной оценки и анализа университета для администрации.

В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) разработкой ЭИОС с 2017 года занимается управление по развитию информационных систем и электронного документооборота [4]. К этому времени в вузе уже был внедрен пакет «Планы» от лаборатории ММИС и собственные разработки: система студенческого портфолио, электронный деканат. В качестве асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса было предложено использовать систему корпоративной почты преподавателей с возможностью отправки сообщений через личные кабинеты студентов. Для синхронного общения был развернут и интегрирован в личные кабинеты сотрудников и студентов свободно-распространяемый сервер веб-конференций BigBlueButton [5]. В результате объединения существующих сервисов и выгрузки необходимой информации из различных информационных систем в ЭИОС были представлены следующие основные разделы ЭИОС.

Компоненты ЭИОС обучающегося Содержание

Профиль Общая информация об обучающемся: ФИО, факультет, группа, курс, направление подготовки, направленность (профиль).

Учебные планы Рабочие учебные планы: конкретный учебный план обучающегося по его направлению подготовки (профилю) или специальности (специализации), учебные планы ТГПУ по всем направлениям подготовки (профилям) или специальностям (специализациям).

Рабочие программы Перечень рабочих программам учебных дисциплин (модулей) и практик.

Электронные библиотечные системы (ЭБС) ЭБС, с которыми заключены договора на предоставление доступа к полнотекстовым документам.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Список ЭОР, указанных в рабочих программах, с их пии ляя циием и ссылкой на соответствующий ресурс.

Электронные учебные издания (ЭУИ) Список ЭУИ, указанных в рабочих программах, с их пии ляя циием и ссылкой на соответствующее издание.

Ход образовательного процесса Информация о фиксации хода образовательного процесса посредством представленных результатов контрольных точек.

Результаты промежуточной аттестации Представлена фиксация результатов освоения программы соответствующего уровня высшего образования.

Результаты освоения программы Представлена фиксация результатов освоения программы соответствующего уровня высшего образования.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Указана ссылка на платформу для возможного проведения процедур оценки результатов обучения при реализации элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае включения в ООП).

Электронное портфо-лио обучающегося Приведен список достижений обучающегося в различных областях (в учебной деятельности, научно-исследовательской деятельности, в профессиональной сфере, в общественной деятельности, в культурно-творческой деятельности, спортивной деятельности), а также наличие рецензий и оценок на них со стороны любых участников образовательного процесса.

Расписание занятий Представлено посредством перехода на страницу официального сайта ТГПУ, где представлено расписание занятий. Доступ к информации осуществляется посредством выбора соответствующего факультета, курса, группы.

Обратная связь взаимодействие между участниками образовательного процесса Возможность взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Версия для слабовидящих Версия ЭИОС для слабовидящих.

Общий вид ЭИОС ТГПУ представлен на рисунке ниже.

Расписание занятий

Оценка условий, содержания, организации и качества образовательного процесса

В ходе проделанной работы, созданная ЭИОС позволила успешно пройти аккредитацию в 2020 году. В результате общения с экспертами не было выявлено серьезных замечаний по работе ЭИОС, ее структуре и содержанию. Однако, стоит обратить внимание на следующие вопросы, при организации работы по созданию такой среды, исходя из задач, которые могут появиться как в процессе ее разработки, так и при дальнейшей эксплуатации:

1) работа службы выдачи паролей и сопровождение конечных пользователей (логины и пароли выдаются под роспись в отдельном журнале, телефон технической поддержки);

2) система загрузки работ студентов (выпускные квалификационные работы, курсовые работы, отчеты по практикам) должна поддерживать большие объемы;

3) рабочие программы дисциплин должны отображаться с подписями и печатями (в отсканированном виде, лучше делать все подписи и печать на одной странице);

4) содержимое ЭБС должно быть доступно для обучающихся из любой точки (стандартный доступ при подключении к ЭБС как правило работает только из сетей университета);

5) выгрузка любых данных из ЭИОС (скорее всего вам понадобится выгрузить все рабочие программы дисциплин вместе с оценочными материалами).

6) ЭИОС сегодня является обязательной составляющей учебного процесса любого высшего учебного заведения. От того насколько качественно будет разработана данная среда, продумано удобство использования зависит качество образования. Именно поэтому электронной информационно-образовательной среде уделяется такое большое внимание.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. - Москва, 2018. - № 121.

2. Лаборатория ММИС. - URL: https://www.mmis.ru/programs/ie (дата обращения: 14.01.2020). -Текст: электронный.

3. Сэкулич, Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура / Н. Б. Сэкулич // Вестник БГУ. - 2016. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-universiteta-printsipy-postroeniya-i-struktura (дата обращения: 14.01.2020). - Текст: электронный.

4. Основные направления информатизации деятельности томского государственного педагогического университета / А. П. Клишин, А. Н. Стась, Т. Т. Газизов [и др.] // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - Вып. 3 (156). - С. 110-118.

5. Газизов, Т. Т. Использование свободного программного обеспечения для проведения учебно-методических мероприятий в дистанционной форме / Т. Т. Газизов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - Вып. 8 (136). - С. 183-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.