8. Содномов С.Ц. Уншалгада hypra^bm эрдэмэй YHДэhэнYYД (Научные основы обучения чтению) // Эхин Иургуулида буряад хэлэ зааха методико / Э.Р. Раднаев и др. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - С. 78-120.
9. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. - М., 2002.
10. Ошоров Д. Д. Хэлэлгэ хугжеелгын методико (Методика развития речи). - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. - 136 с.
Замбулаева Наталья Гомбоевна, кандидат педагогических. наук, старший преподаватель Боханского филиала Бурятского государственного университа. п.Бохан, Иркутская область, тел.раб. 8 39538 25541,e-mail: [email protected]
Zambulaeva Natalia Gomboevna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bokhan Branch, Buryat State University. Bokhan, Irkutsk region, tel. 8 39538 25541,e-mail: [email protected]
УДК 371.3
© Е.И. Коновалова Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников
В статье автор анализирует структуру профильного обучения, уточняет роль и место в ней элективного курса, приводит классификацию элективов. Автор делает вывод о значимой роли элективных курсов как способа построения индивидуально-образовательной траектории учащихся в системе профильной подготовки в школе.
Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальная образовательная траектория, элективный курс.
E.I. Konovalova
The elective course as a factor of individual student’s educational trajectory realization
In the article the author analyses the structure of profile education, specifies the role and place of the elective course, defines the classification of the electives. The author draws a conclusion on the important role of elective courses as a method of designing student’s individual educational trajectory in the system of profile training in school.
Keywords: profile education, individual educational trajectory, elective course.
В настоящее время в значительном числе общеобразовательных учреждений Российской Федерации реализуется система профильного обучения старшеклассников как основа для профессионального самоопределения. Необходимость перехода на профильное обучение была определена Правительством Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования еще в 2001 г. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» от 29 декабря 2001 г. № 1756-р в старших классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...>». В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одним из целевых ориентиров развития системы образования является предоставление возможностей всем обучаю-
щимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. Очевидно, что одними из смысловых доминант современного иноязычного образования являются личностная самореализация учащихся, становление и развитие самообразовательного потенциала, формирование самодостаточного мировоззрения как условие последующей профессиональной самореализации в современном мире. Как следствие, построению индивидуальной образовательной траектории уделяется внимание в школьном образовании, в частности, в рамках профильного обучения. Данная статья является попыткой обобщить потенциал построения такой траектории на основе элективного курса в системе профильной подготовки учащихся.
Как известно, тот или иной профиль складывается из курсов трех типов: базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы, элективные предметы (курсы по выбору). Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов,
что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, каждое образовательное учреждение, а также и каждый обучающийся вправе формиро-
вать собственный учебный план [4, с. 75]. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей.
При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем - набор элективных курсов, предложенных школой [1]. На схеме мы попробовали отразить, как выстраивается индивидуальная образовательная траектория в современной профильной школе (рис. 1).
Инднвндуальная образовательная траектория
Профили (социально-технический, фи зико -математический. информаци онно -техн о логический, художеств енн о-эстетический. оборонно-спортивный, агротехно логический, гуманитарный, инду стриальн о -техн о логический:
Примерная программа. Профиль
ФГОС. Полное среднее образование
Концепция долгосрочного сопиально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Рис. 1. Построение индивидуальной образовательной траектории в современной профильной школе
Введение элективных курсов в профильном обучении предполагает изменение образовательной стратегии деятельности каждого педагога и учащегося.
Таким образом, для обучающихся выбор профильных учебных предметов и элективных курсов составляет индивидуальную образовательную траекторию. При выборе электива учащиеся подбирают курс для более глубокого изу-
чения исходя из своих приоритетов, интересов, склонностей, способностей и возможностей. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то система элективных курсов - это прежде всего расширение свободы, вариативности школьного образования.
Для педагога введение элективных курсов в профильном обучении также, на наш взгляд, является неким расширением свободы в выборе
программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ. В случае отсутствия программы преподавание элективных курсов в рамках профильного обучения ведется по программам, составленным преподавателем школы, прошедшим экспертизу на муниципальном уровне. Таким образом, для педагога-инноватора создается среда, когда есть возможность составить собственную авторскую программу.
Индивидуализация и личностное творчество также проявляются в методах профильного обучения. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии, что делает данные курсы привлекательными для старшеклассников.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.
Итак, основная задача элективных курсов -формирование у учащихся умений и способов решения практических задач, продолжение профориентационной работы, изучение возможностей и способов реализации выбранного ими жизненного пути. Развивая идею индивидуализации, рассмотрим возможные классификации элективных курсов, предлагаемые разными авторами. В частности, А.Г. Каспаржак [5] предлагает по общим задачам условно разбить программы элективных курсов на три группы:
1) носят исследовательский характер (практические, лабораторные работы с элементами исследования);
2) организация обобщающего повторения (обобщение материала, изученного учениками в базовых предметах);
3) ориентирующие и / или аспектные курсы.
В. А. Орлов [2] считает, что можно условно
выделить следующие типы элективных курсов:
1. Предметные, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план образовательного учреждения. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп:
1) элективные курсы повышенного уровня,
направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом.
2) элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
3) элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
4) прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5) элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
6) элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
7) элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, составления задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
1. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию: быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей; быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
2. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психолого-культурологическим, искусствоведческим проблемам. Эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.
Обобщая сказанное, очевидно, что изучение особенностей элективного курса в системе профильной подготовки школьников является актуальной темой для современной школы. На смену традиционному принципу «учить всех всему» приходит чрезвычайно важный принцип «учить всех по запросам», но на основании систематической подготовки, полученной в основной школе [3].
В условиях профильного обучения создаются условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, расширяются возможности установления равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, потребно-
стями и возможностями.
Введение профильного обучения в старших классах позволяет максимально учесть образовательные потребности и образовательные возможности учащихся, а также является одним из путей реализации программы, ориентированной на расширение доступности качественного образования в школе.
Литература
1. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179.
2. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. - М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 93-96.
3. Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 84 с.
4. Профильное обучение: нормативные правовые документы. - М.: Сфера, 2006. - 96 с.
5. Элективные курсы в профильном обучении / НФПК, общ. ред. А.Г. Каспаржак. - М., 2004. - 144 с.
Коновалова Екатерина Ивановна, магистрант ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, e-mail: [email protected]
Konovalova Ekaterina Ivanovna, graduate student, Moscow City Pedagogical University, direction 050100.68 Pedagogical education.
УДК 37.013 (571.54)
© Д.Г. Матвеева Межэтнические взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве Бурятии
Образовательное пространство в Бурятии является многоязычным, полиэтничным и поликультурным. Для оптимизации этнических взаимодействий и профилактики межэтнических конфликтов в обществе необходимо исследование структуры существующих среди молодежи стереотипов и автостереотипов.
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, межэтнические взаимодействия, стереотипы.
D.G. Matveeva
Interethnic interactions in polycultural educational area of the Republic of Buryatia
The educational area in Buryatia is multilingual, polyethnic and polycultural. For optimization ethnic interactions and prevention interethnic conflicts in the society it is necessary to research a structure of stereotypes and autostereotypes existing among youth. Keywords: polycultural educational area, interethnic interactions, stereotypes.
Республика Бурятия является многоязычной, многонациональной и поликультурной республикой. Так, согласно переписи 2010 г., в Бурятии проживает 167 национальностей. Наиболее многочисленная народность - русские (630,8 тыс. человек), на втором по численности месте -буряты (286, 8 тыс. человек). Кроме того, в республике также проживают татары - 6813, украинцы - 5654, сойоты - 3579, эвенки - 2974, армяне - 2179, азербайджанцы, белорусы, узбеки, киргизы, немцы - более тысячи человек каждой национальности, почти тысяча - китайцы, тувинцы. Одной из особенностей переписи 2010 г.
явилось то обстоятельство, что сойоты впервые были «посчитаны» отдельно от бурят. Их численность увеличилась за последние годы с 2739 до 3579 человек. Большинство из них проживает в Окинском районе - 89,7%. В республике также компактно расселены эвенки. Они в основном сосредоточены на территориях Северо-
Байкальского, Баунтовского, Курумканского, Закаменского районов и Улан-Удэ [1].
Как известно, Республика Бурятия является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации, которая отличается дружелюбной атмосферой, отсутствием межэтнических разно-