Научная статья на тему 'ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ'

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элективные курсы / индивидуальные образовательные траектории / познавательные интересы студентов / индивидуализация обучения / elective courses / individual educational trajectories / students’ cognitive interests / individualization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведута Ольга Витальевна, Заватский Михаил Дмитриевич

Данная статья посвящена изучению проблемы формирования индивидуального содержания обучения студентов посредством элективных курсов (элективов). Элективный курс рассматривается как курс по выбору студентов, который может иметь как профильную, так и непрофильную направленность. Основными задачами включения элективных курсов в образовательное пространство высшего учебного заведения (вуза) являются углубление индивидуализации обучения и повышение качества профессиональной подготовки. В статье проанализирован опыт построения индивидуальных образовательных траекторий в Тюменском индустриальном университете. В результате исследования было выявлено, что при формировании банка элективов не уделяется достаточного внимания изучению познавательных интересов студентов, в результате чего предлагаемые элективные курсы не способны в полной мере удовлетворить образовательные потребности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведута Ольга Витальевна, Заватский Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES AS A MEAN OF CREATING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

The article deals with the problem of creating the individual content of students’ education by the means of elective courses. An elective course is defined as a course that students can choose to study from a set of options, which can be inside or outside their main areas of study. The introduction of elective courses into the university educational environment is aimed at increasing the individualization and improving the quality of education. The article analyzes the experience of creating individual educational trajectories at Industrial University of Tyumen. The research results showed that while selecting elective courses not enough attention is paid to the study of students’ cognitive interests. As a result the elective courses offered to students are not able to satisfy their educational needs.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ»

УДК/UDC 378 EDN DELLSL

Ведута Ольга Витальевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Заватский Михаил Дмитриевич

кандидат геолого-минералогических наук, доцент, доцент кафедры геологии месторождений нефти и газа, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Veduta Olga V.

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Industrial University of Tyumen, Tyumen

Zavatsky Mikhail D.

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Oil and Gas Deposits Geology, Industrial University of Tyumen, Tyumen

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

ELECTIVE COURSES AS A MEAN OF CREATING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы формирования индивидуального содержания обучения студентов посредством элективных курсов (элективов). Элективный курс рассматривается как курс по выбору студентов, который может иметь как профильную, так и непрофильную направленность. Основными задачами включения элективных курсов в образовательное пространство высшего учебного заведения (вуза) являются углубление индивидуализации обучения и повышение качества профессиональной подготовки. В статье проанализирован опыт построения индивидуальных образовательных траекторий в Тюменском индустриальном университете. В результате исследования было выявлено, что при формировании банка элективов не уделяется достаточного внимания изучению познавательных интересов студентов, в результате чего предлагаемые элективные курсы не способны в полной мере удовлетворить образовательные потребности обучающихся.

Ключевые слова: элективные курсы, индивидуальные образовательные траектории, познавательные интересы студентов, индивидуализация обучения.

Abstract. The article deals with the problem of creating the individual content of students' education by the means of elective courses. An elective course is defined as a course that students can choose to study from a set of options, which can be inside or outside their main areas of study. The introduction of elective courses into the university educa-

tional environment is aimed at increasing the individualization and improving the quality of education. The article analyzes the experience of creating individual educational trajectories at Industrial University of Tyumen. The research results showed that while selecting elective courses not enough attention is paid to the study of students' cognitive interests. As a result the elective courses offered to students are not able to satisfy their educational needs.

Keywords: elective courses, individual educational trajectories, students' cognitive interests, individualization of education.

Введение

В настоящее время в российской системе высшего образования происходят изменения, связанные с внедрением новых образовательных стандартов (ФГОС ВО). Данный процесс сопровождается рядом проблем и трудностей как методического, так и организационного плана, которые негативно сказываются на качестве подготовки выпускаемых специалистов.

Для того, чтобы выполнить социальный заказ на подготовку современного конкурентоспособного специалиста, вузам необходимо создать условия для качественного формирования у студентов требуемых стандартом компетенций, что невозможно без прогнозирования и учета потребностей всех участников образовательного процесса.

Согласно требованиям ФГОС ВО в рамках программы обучения выделяются две части: обязатель-

ная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. При разработке программы обучения студентам должна быть обеспечена возможность освоения элективных дисциплин (модулей).

ФГОС ВО рассматривает студентов как активных субъектов образовательного процесса, которые должны принимать непосредственное участие в формировании содержания своего обучения путем выбора учебных дисциплин - элективных курсов. Формально вузы предоставляют обучающимся такую возможность, но, к сожалению, необходимо признать, что далеко не всегда этот выбор осуществляется осознанно и позволяет студентам реализовать свои образовательные предпочтения. Основными причинами того, что обучающиеся не всегда имеют возможность выбрать учебный курс в соответствии со своими интересами, является формальный подход к формированию банка элективов. Нередко отбор элективных курсов осуществляется с ориентацией в первую очередь на государственную политику развития образования, профессиональную специфику региона, научно-исследовательские предпочтения профессорско-преподавательского состава и удобство организации учебных занятий в вузе. При этом изучению и анализу познавательных интересов самих обучающихся не уделяется достаточного внимания, вследствие чего они не могут быть в полной мере учтены при формировании банка элективных курсов.

Еще одной проблемой, препятствующей удовлетворению образовательных потребностей студентов, является установка нижней границы численности обучающихся в группе. Если число студентов, записавшихся на курс, меньше запланированного минимального количества человек в группе, обучающимся может быть отказано в проведении занятий по данной дисциплине и предложено записаться на другой курс.

Все вышесказанное свидетельствует о противоречии между требованиями ФГОС ВО к организации процесса обучения и реализуемым на практике формальным подходом к построению индивидуальных образовательных траекторий, что указывает на необходимость поиска путей решения данной проблемы.

Для того, чтобы преодолеть существующее противоречие необходимо уточнить понятие «элективные курсы», проанализировать их роль в формировании индивидуального содержания обучения студентов, а также определить те задачи, которые элективные курсы должны решать.

Научная новизна работы заключается в том, что рассмотрен опыт формирования банка элективных курсов в Тюменском индустриальном университете, на примере дисциплины «Иностранный язык» проанализи-

ровано, насколько содержание предлагаемых к изучению элективных курсов соответствует познавательным интересам студентов.

Собранная в ходе исследования информация о том, в каких сферах студенты хотели бы овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, может быть использована преподавателями при отборе содержания элективных курсов по иностранному языку, а также администрацией вузов при формировании банка дисциплин по выбору.

Методология

Для решения задач нашего исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. В качестве теоретического метода в работе использовался анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме.

Поскольку в настоящее время элективные курсы (от латинского electus - избранный) активно внедряются в образовательный процесс, они вызывают интерес у многих исследователей в области педагогической науки и педагогов-практиков. В. А. Далингер рассматривает элективный курс как средство создания пространства индивидуальной познавательной деятельности [1]. В работах П. С. Лернера элективный курс определяется как факультативный курс, направленный как на вну-трипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности [2]. Е. Г. Раздья-конова под элективным курсом понимает дополнительный курс, изучение которого «направлено на дальнейшую специализацию образования,на профессиональную ориентацию в выбранной сфере деятельности, на расширение познавательных интересов» [3, с. 182]. С. В. Куракин отмечает, что элективные курсы являются компонентом системы высшего образования, в задачи которого входит удовлетворение потребностей рынка труда и повышение индивидуализации обучения [4].

Л. Г. Викулова и С. А. Герасимова описывают элективные курсы как дисциплины по выбору, предназначенные для формирования индивидуального образовательного маршрута студентов. Они указывают, что элективный курс может быть представлен как самостоятельный учебный курс, нацеленный на удовлетворение познавательных интересов студентов, так и как расширенная и углубленная часть определенного блока учебной дисциплины [5].

Н. В. Хохлова считает, что включение элективных курсов в образовательное пространство вузов должно способствовать решению ряда задач: удовлетворению познавательных потребностей студентов, выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий,

повышению качества подготовки за счет интенсификации процесса обучения и более глубокого освоения отдельных аспектов учебных дисциплин [6].

В исследованиях зарубежных ученых отмечается, что выбор курсов является важным решением, влияющим на профессиональную подготовку студентов и их специализацию в профессии [7]. Элективный курс определяется как 'one that students can choose to study from a set of options, which can be inside or outside their main areas of study or from other disciplines or programs' (курс, который студенты могут выбрать для изучения из предложенных вариантов, содержание которого может быть как в рамках изучаемого профиля, так и из других программ и дисциплин) [8, с. 237].

Российские ученые, изучающие зарубежный опыт, отмечают, что в США и Европе студент может записаться не только на курсы по профилю обучения (majors), но и на непрофильное направление (minors). Подобная практика применяется и отечественными вузами [9].

Исследователи указывают, что выбор элективного курса студенты осуществляют под влиянием трех основных факторов: предполагаемая сложность изучения, интерес к содержанию и возможность применения получаемых в ходе изучения знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности [10]. Данные факторы должны учитываться преподавателями при отборе содержания элективных курсов и формировании банка элективов [11].

Собственный опыт работы подтверждает, что элективные курсы являются инструментом формирования индивидуального содержания обучения студентов в рамках предоставленного им выбора. Основные задачи внедрения элективных курсов в образовательный процесс вузов рассматриваются как углубление индивидуализации обучения и повышение качества профессиональной подготовки в вузе.

Авторами была предпринята попытка изучить опыт построения индивидуальных образовательных траекторий профессиональной подготовки студентов в Тюменском индустриальном университете, причем главным критерием было обозначено соответствие предложенного курса познавательным интересам и потребностям обучающихся.

Изучение познавательных предпочтений студентов проводилось методом анкетирования. При проведении исследования учитывался тот факт, что информация, полученная при помощи метода анкетирования, не всегда характеризуется высокой степенью достоверности, поскольку данный метод может вызывать двойное искажение. Первое искажение возникает из-за ограниченного количества ответов в анкете, обуслав-

ливающего выбор респондентом приблизительно подходящего ему варианта, второе - в результате того, что не все студенты способны осознать и четко сформулировать свои познавательные предпочтения. Чтобы повысить достоверность полученных в ходе исследования данных, мы также использовали метод сбора информации на основе словесной коммуникации -беседу с обучающимися.

Применение метода сравнительного анализа позволило сделать вывод о степени соответствия предлагаемых для изучения элективных курсов по иностранному языку ожиданиям и потребностям студентов. Для наглядного представления полученных результатов использовался метод графической интерпретации.

Исследование включало в себя три условно выделенных этапа. На первом этапе была изучена научная литература по интересующей нас проблеме, определены цели и задачи исследования, в соответствии с которыми отобраны методы исследования,разработан диагностический инструментарий (анкета).

На втором (эмпирическом) этапе был рассмотрен регламент формирования банка элективных курсов в Тюменском индустриальном университете; проанализировано, какие курсы были предложены преподавателями иностранного языка и какие из них были отобраны для включения в образовательное пространство вуза; изучены образовательные предпочтения студентов; проанализировано, насколько предлагаемые для изучения элективы по иностранному языку соответствуют интересам и потребностям обучающихся.

Изучение познавательных интересов студентов проводилось среди студентов первого и второго курса института геологии и нефтегазодобычи геологических специальностей: 05.03.01 Геология, 21.05.02 Прикладная геология, 21.05.03 Технология геологической разведки, 09.03.02 Информационные системы и технологии (профиль Информационные системы и технологии в геологии и нефтегазодобыче). Всего в исследовании приняли участие 392 человека, из которых 217 студентов первого курса (119 юношей, 98 девушек) и 175 студентов второго курса (94 юноши, 81 девушка). 368 человек изучали английский язык, 19 - немецкий, 5 - французский.

На завершающем этапе исследования была проведена графическая интерпретация полученных данных и сформулированы выводы.

Результаты

В Тюменском индустриальном университете (ТИУ) в последние несколько лет проводится конкурс на включение элективных курсов в образовательное пространство вуза. В нормативных документах отмечается, что

целью данного мероприятия является создание банка уникальных элективных курсов, отвечающих современным запросам науки и производства, а также обеспечение обучающимся возможности построения индивидуальных образовательных траекторий путем выбора из данного банка курсов, соответствующих их образовательным потребностям [12].

Создание банка элективов проводится путем отбора из числа курсов, предложенных профессорско-преподавательским составом ТИУ. Данный отбор осуществляет оргкомитет, сформированный из работников департамента учебной деятельности. Из нормативных документов следует, что оргкомитет должен отобрать курсы, которые в большей степени соответствуют образовательным потребностям студентов. В данной работе предпринята попытка проанализировать на примере иностранного языка, насколько удается реализовать это положение на практике.

Используя информацию, содержащуюся в системе Modeus, мы выяснили, что в 2023 году преподавателями иностранного языка ТИУ было предложено 27 элективов, более половины из которых имеют специальную направленность и предназначены для подготовки студентов к решению производственных задач на иностранном языке («Английский в строительстве», «Английский для приборостроения», «Немецкий язык в 1Т», «Профессиональная коммуникация на английском языке в нефтегазовой сфере» и т. п.). Данный факт говорит о том, что преподаватели понимают необходимость формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения.

Из предложенных 27 элективов по иностранному языку оргкомитет отобрал девять. Анализ содержания

отобранных курсов показал, что ни один из профессионально-ориентированных курсов не был включен в образовательное пространство ТИУ. В банк элективов вошли курсы, имеющие либо общеобразовательную, либо унифицированную деловую направленность («Английский язык через фильмы, мультфильмы, ситкомы», «Основы кросс-культурной коммуникации в английском языке: Западные и Восточные миры», «Культура ведения дискуссии на английском языке», «Деловая интернет-коммуникация на английском языке», «Немецкий язык в деловой коммуникации» и т.п.).

Чтобы выяснить, насколько предлагаемые студентам элективы соответствуют их познавательным потребностям, мы провели опрос и анкетирование среди двух групп респондентов. Первая группа была представлена обучающимися первого курса, которые еще не имели опыта изучения технического иностранного языка, вторая - студентами второго курса, завершающими изучение дисциплины «Технический иностранный язык». Причем необходимо отметить, что принимавшие участие в опросе студенты второго курса еще не вошли в систему единого образовательного стандарта и на техническом иностранном языке изучали тематику своей специальности.

Анкета представляла собой список потенциальных элективных курсов по иностранному языку. Студентам было предложено отметить все интересные им элективы, а также предоставлена возможность предложить свой вариант (написать, какой курс они хотели бы изучать). Полученные результаты представлены в таблице 1 и ранжированы в порядке убывания частоты их выбора студентами.

Полученные в ходе исследования результаты представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования о соответствии курса интересам обучающихся

Название элективного курса Студенты, которые хотели бы изучать данный элективный курс

Первокурсники Второкурсники

Количество человек % Количество человек %

Иностранный язык для туризма 206 95% 142 81 %

Иностранный язык для геологов 156 72% 166 93%

Иностранный язык для нефтегазовой отрасли 109 50% 128 73%

Трудоустройство на иностранном языке 59 27% 154 88%

Телефонные переговоры на иностранном языке 27 10% 44 25%

Деловая корреспонденция на иностранном языке 0 0% 39 22%

Культура страны изучаемого языка (на иностранном языке) 27 10% 30 17%

Свой вариант (курс на иностранном языке, который Вы бы хотели изучать) 3 1 % 7 4%

Я бы выбрал электив, не связанный с изучением языка 0 0% 0 0%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ Первокурсники □ Второкурсники

Для

туризма Для геологов Для Трудо- Телефонные Деловая Культура

нефтегазовой устройство переговоры корреспонденция отрасли

Рис. 1. Результаты анкетирования по выявлению заинтересованности в предлагаемых элективных курсах

Из таблицы и диаграммы видно, что большинство обучающихся хотели бы изучать «Иностранный язык для туризма». В ходе беседы было установлено, что этот факт связан с личным опытом студентов, с объективно возникавшей у них необходимостью использования иностранного языка во время поездок за границу.

Высока популярность профессионально-ориентированных курсов как узкой, так и широкой направленности. «Иностранный язык для геологов» хотели бы изучать 72 % студентов первого курса и 93 % студентов второго курса. Они считают, что знания, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Технический иностранный язык», пригодятся им в будущем. Второкурсники также неоднократно отмечали, что при изучении специального английского языка происходит формирование междисциплинарных связей. В качестве примера приведем высказывание одного из студентов группы ГИС-21-1: «Поскольку на занятиях по английскому одна и та же информация проговаривалась много раз, она прочно осела у меня в памяти и потом оказалась очень полезной при сдаче зачета по общей геологии».

Тот факт, что курс «Трудоустройство на иностранном языке» был интересен значительному количеству второкурсников и малопривлекателен для студентов первого курса, объясняется возрастными особенностями групп респондентов и говорит о том, что второкурсники уже начали задумываться о будущем трудоустройстве, в то время как интересы студентов первого курса пока еще лежат в другой плоскости.

Невысокая популярность курсов «Телефонные переговоры на иностранном языке» и «Деловая корреспонденция на иностранном языке» объясняется тем, что студенты считают маловероятной возможность применения подобных навыков в будущем.

Курс «Культура страны изучаемого языка (на иностранном языке)» не вызвал интереса у большинства студентов, поскольку страноведческий аспект был

неоднократно и подробно рассмотрен в период школьного обучения. Среди своих вариантов обучающиеся предлагали «Разговорный иностранный язык» и поясняли, что они хотели бы научиться свободно общаться, однако при попытке уточнить темы общения терялись и не могли конкретизировать свой запрос.

Тем не менее, все респонденты высказали мнение о необходимости углубленно изучать иностранный язык, но по профилю будущей профессии. Студенты отметили необходимость владения иностранным языком прежде всего для решения профессиональных задач, что важно для будущей карьеры. Однако вопросы умения успешного решения коммуникативных задач в бытовой сфере тоже интересны и необходимы, но рассматриваются как результат самостоятельного обучения.

Заключение

На основании анализа научной литературы было уточнено применительно к условиям высшего образования понятие «элективный курс», под которым подразумевается обязательный для изучения курс по выбору студентов, который может быть направлен как на углубление профильных знаний, так и на формирование общих и общепрофессиональных компетенций обучающихся. Элективные курсы являются инструментом построения индивидуальных образовательных траекторий студентов и призваны решить задачи повышения индивидуализации обучения и улучшения качества профессиональной подготовки в вузе.

Элективные курсы, отобранные для включения в образовательный процесс вуза, должны не только отвечать современным запросам науки и производства, но и быть ориентированы на удовлетворение познавательных потребностей студентов.

2. Проведенное на базе Тюменского индустриального университета исследование выявило несоответствие предлагаемых элективных курсов по иностран-

ному языку познавательным интересам обучающихся. Противоречие заключается в том, что студенты нацелены на овладение прикладными иноязычными навыками, которые они смогут применить в будущем для решения бытовых вопросов и профессиональных задач, а вуз предлагает им курсы, направленные в большей степени на повышение общего культурного уровня.

3. Результаты исследования указывают на необходимость усиления разработки практико-ориентиро-ванных и специальных курсов на иностранном языке, что соответствует заявленным интересам студентов. Одним из решений может быть предоставление возможности для студентов отбора учебного материала, в том числе аутентичного, в соответствии со своими потребностями и интересом.

4. Выявленные в ходе исследования проблемы свидетельствуют об актуальности дальнейшего поиска эффективных путей и способов формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Литература

1. Далингер В. А. Проектирование элективных курсов по геометрии посредством локальной аксиоматизации // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 3. С. 67-70.

2. Лернер П. С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа. 2004. № 3. С. 12-17.

3. Раздьяконова Е. Г Элективные курсы - важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 181-187.

4. Кураксин С. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся старших классов с помощью элективных курсов // Актуальные проблемы обучения математике: сборник научных трудов. Том 1. Выпуск 12. Калуга. 2014. С. 85-92.

5. Викулова Л. Г, Герасимова С. А. Элективный курс как средство формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата // Кант. 2020. № 3(36). С. 226-233.

6. Хохлова Н. В. Место и роль элективных курсов в системе высшего образования // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 31-37.

7. Erta§ §., Aras A., Agici F., Özdemir I. Elective course and flexibility in KTU interior architecture undergraduate education // Proceedings of the 2nd World Conference on Design, Arts and Education. 2018. Vol. 7. P. 191-194.

8. Ghonim M., Eweda N. Investigating Elective Courses in Architectural Education // Frontiers of Architectural Research. 2018. Vol. 7. P. 235-256.

9. Матюнина Д. С., Ноздрачева М. В. К вопросу об эффективности и роли общеуниверситетских элективных модулей творческой направленности: опыт реализации элективного модуля «Теория и практика современного искусства» в МГПУ // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 77-91.

10. Hedges M., Pacheco G., Webber D. What determines students' choices of elective modules? // International Review of Economics. 2014. Vol. 17. P. 39-54. URL: http://dx.doi.org/10.1016/]. iree.2014.05.003(date of access: 04.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ting H., Lee C. Understanding students' choice of electives and its implications // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37(3). P. 309-325.

12. Регламент организации конкурса на включение элективных образовательных (академических) курсов в образовательное пространство университета на 2023 год // Тюменский индустриальный университет: официальный сайт. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2023/02/Reglament-Konkurs-elektivov-2023-1.pdf (дата обращения: 18.03.2023).

References

1. Dalinger V. A. Proektirovanie elektivnyh kursov po geometrii posredstvom lokal'noj aksiomatizacii [Designing elective courses in geometry by means of local axiomatization]. Modern problems of science and education, 2006. No. 3. P. 67-70. [In Russian].

2. Lerner P. S. Rol' elektivnyh kursov v profil'nom obrazovanii [The role of elective courses in profile education]. Profile school, 2004. No. 3. P. 12-17. [In Russian].

3. Razdyakonova E. G. Elektivnye kursy - vazhnoe zveno v sisteme profil'noj podgotovki uchashchihsya gumanitarnyh klassov [Elective courses is an important component in the system of profile training of humanitarian classes students]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2010. No. 5. P. 181-187. [In Russian].

4. Kuraksin S. V. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya starshih klassov s pomoshch'yu elektivnyh kursov [Formation of professional self-determination of high school students by the means of elective courses]. Actual problems of teaching mathematics: a collection of scientific papers, 2014, volume 1, issue 12. P. 85-92. [In Russian].

5. Vikulova L. G., Gerasimova S. A. Elektivnyj kurs kak sredstvo formirovaniya nauchno-issledovatel'skoj kompetencii studentov bakalavriata [The elective course as a means of forming the research competence of undergraduate students]. Kant, 2020, no 3(36). P. 226-233. [In Russian].

6. Khokhlova N. V. Mesto i rol' elektivnyh kursov v sisteme vysshego obrazovaniya [The place and role of elective courses in the system of higher education]. Education and upbringing: methods and practice, 2013. No. 8. P. 31-37. [In Russian].

7. Erta§ §., Aras A., Agici F., Özdemir I., Mihaiu D. Elective course and flexibility in KTU interior architecture undergraduate education. Proceedings of the 2nd World Conference on Design, Arts and Education, 2018, vol. 7. P. 191-194. [In English].

8. Ghonim M., Eweda N. Investigating Elective Courses in Architectural Education. Frontiers of Architectural Research, 2018, vol. 7. P. 235-256. [In English].

9. Matyunina D. S., Nozdracheva M. V. K voprosu ob effektivnosti i roli obshcheuniversitetskih elektivnyh modulej tvorcheskoj napravlen-nosti: opyt realizacii elektivnogo modulya "Teoriya i praktika sovre-mennogo iskusstva" v MGPU [On the issue of the effectiveness and role of universitywide creative elective modules: the experience of implementing the elective module "Theory and Practice of Contemporary Art" at Moscow State Pedagogical University]. Pedagogy and education, 2021. No. 2. P. 77-91. [In Russian].

10. Hedges M., Pacheco G., Webber D. What determines students' choices of elective modules? International Review of Economics, 2014, vol. 17. P. 39-54. Available at: http://dx.doi.org/10.1016/]'. iree.2014.05.003 (accessed 04.05.2023). [In English].

11. Ting H., Lee C. Understanding students' choice of electives and its implications. Studies in Higher Education, 2012, vol. 37(3). P. 309-325. [In English].

12. Reglament organizacii konkursa na vklyuchenie elektivnyh obrazovatel'nyh (akademicheskih) kursov v obrazovatel'noe pros-transtvo universiteta na 2023 god. [Regulations for organizing a competition for the introduction of elective educational (academic) courses in the university educational environment for]. Tyumen Industrial University: official site. Available at: https:// www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2023/02/Reglament-Konkurs-elektivov-2023-1.pdf (accessed 18.03.2023). [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.