Научная статья на тему 'Элегии Солона: социально-политические и философские взгляды поэта'

Элегии Солона: социально-политические и философские взгляды поэта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1150
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД / ЭЛЕГИИ / СТИХОСЛОЖЕНИЕ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ARCHAIC PERIOD / ELEGY / VERSIFICATION / POETIC CREATIVITY / ANCIENT LITERATURE / LYRIC GENRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Александра Сергеевна,

Статья посвящена изучению античного литературного памятника элегий афинского поэта и законодателя Солона. В работе анализируются фрагменты произведений афинского поэта. Целью данной статьи является рассмотрение социальных, политических и философских взглядов Солона, которые отражены в его творчестве. Для выполнения поставленной цели в статье анализируется социально-политические изменения в афинском полисе, которые стали причиной появления элегических стихов. Изучение фрагментов элегий Солона, которые сохранились до наших дней, помогает понять специфику архаического мировоззрения древних греков, выявить основные особенности мышления и философских взглядов поэта. Автор статьи приходит к выводу, что в творчестве Солона особенно выделяются нравственные категории: «мера», «закон», «справедливость», которые наделяются божественными функциями. Новшеством в творчестве Солона, по мнению автора, является развитие личностного начала, которое связывается с социально-политическим положением самого Солона и теми изменениями, которые происходят в архаическую эпоху. К ним автор работы относит увеличение роли торгово-ремесленного класса в жизни древнегреческого общества и как следствие накопление частной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEGIES OF SOLON: SOCIAL, POLITICAL AND PHYLOSOPHICAL VIEWS OF THE POET

The article is devoted to the study of the ancient literary monument the elegies of Solon, the Athenian poet and legislator. The purpose of this work is to consider social, political and philosophical views of Solon, which are reflected in his work. In order to accomplish this goal, the article analyzes social and political changes in the Athenian polis, which became the cause of the development of elegiac poems. Studying the fragments of Solon's helps to understand the specifics of the archaic worldview of the ancient Greeks, we reveal the main features of the poet's thinking and philosophical views. Solon's poems also reflect the poet's general idea of the social and political reforms, which he has undertaken. The author of the article comes to the conclusion that in works of Solon moral categories are particularly distinguished: “measure”, “law”, “justice”, which are endowed with divine functions. Innovation in the works of Solon, according to the author, is the development of the personal, which is associated with the social and political position of Solon himself and the changes that occur in the archaic period. The author of the work considers the increase of the role of the trade-craft class in the life of ancient Greek society and, as a consequence, the accumulation of private property.

Текст научной работы на тему «Элегии Солона: социально-политические и философские взгляды поэта»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СОЛОВЬЕВА А.С.

(Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия)

УДК 821'01(38)-1(Солон)

ЭЛЕГИИ СОЛОНА: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭТА

Аннотация. Статья посвящена изучению античного литературного памятника - элегий афинского поэта и законодателя Солона. В работе анализируются фрагменты произведений афинского поэта. Целью данной статьи является рассмотрение социальных, политических и философских взглядов Солона, которые отражены в его творчестве. Для выполнения поставленной цели в статье анализируется социально -политические изменения в афинском полисе, которые стали причиной появления элегических стихов. Изучение фрагментов элегий Солона, которые сохранились до наших дней, помогает понять специфику архаического мировоззрения древних греков, выявить основные особенности мышления и философских взглядов поэта. Автор статьи приходит к выводу, что в творчестве Солона особенно выделяются нравственные категории: «мера», «закон», «справедливость», которые наделяются божественными функциями. Новшеством в творчестве Солона, по мнению автора, является развитие личностного начала, которое связывается с социально-политическим положением самого Солона и теми изменениями, которые происходят в архаическую эпоху. К ним автор работы относит увеличение роли торгово-ремесленного класса в жизни древнегреческого общества и как следствие накопление частной собственности.

Ключевые слова: архаический период; элегии; стихосложение; поэтическое творчество; античная литература; лирические жанры.

В архаическую эпоху происходит расцвет лирики [Лосев 1986: 87]. Ко времени Солона в древней Греции складывается богатая лите-

© Соловьева А. (С., 2018

Драфт: молодая наука

ратурная традиция. Лирические произведения принято делить на элегию, ямб и мелику [Анпеткова-Шарова, Чекалова 1980: 91]. Солона наравне с Каллином, Тиртеем, Феогнидом и др. относят к представителям элегической поэзии [Чистякова, Вулих 1971: 66]. Для нее характерен особый ритмический рисунок в виде чередования гексаметра и пентаметра, которые образуют элегический дистих [Анпеткова-Шарова, Чекалова 1980: 92].

Появление нового рода литературы тесно связано с историческими изменениями, которые произошли в обществе древней Эллады. В VI в. до н. э. в Афинах продолжается политическая борьба, которая затрагивает аристократическую среду и простое население (Srç^oç). Конфликты происходили как в среде знати, так и между благородными (áya9oí) и незнатными или дурными (какш) [Фролов 2004: 94]. Первое афинское законодательство, ставившее перед собой цель урегулировать конфликты в обществе, с ней не справилось [Пальцева 2006: 213]. Таким образом, после законов Драконта междоусобицы продолжались, социальное напряжение росло, афинянам необходимы были новые порядки. В этот момент на политической арене Афин появляется Солон.

Сообщения о Солоне сохранились во многих античных источниках. Список древних и византийских авторов, в чьих трудах приведены те или иные фрагменты из поэм Солона, насчитывает 37 имен [Linforth 1919: 311]. Наиболее проверенными и достоверными источниками по изучению биографии Солона служат Плутарх и Аристотель. По словам Плутарха, Солон происходил из знатного рода Кодридов (Plut. Sol., 1). Отец Солона Эксекестид, как говорит Плутарх, истратил часть состояния на благотворительные дела (Plut. Sol., 2). Несмотря на знатное происхождение Солона, и Аристотель, и Плутарх говорят о том, что семья его была среднего достатка (Aristot. Ath. pol., 4, 5; Plut. Sol., 1). Кроме этого, упоминается, что сам Солон занимался торговлей. Торговый промысел долгое время считался аристократией неблагородным делом. Тем не менее ко времени Солона Афины становятся одним из ведущих торговых центров [Osborne 2008: 289]. Социально -политические изменения приводят к тому, что категория людей среднего класса стала одной из главных сил, которая сглаживала противоречия между богатыми слоями общества и бедными [Patriquin 2015: 10; Snodgrass 1980: 93].

По сведениям Плутарха, реформатор не относился к поэзии серьезно, сначала стихосложение было для него развлечением. Лишь позднее древнегреческий поэт начал вкладывать философский смысл в свои элегии (Plut. Sol., 3). Плутарх же сообщает, что житейская муд-

рость Солона и его практичность, которая прослеживается в элегиях -следствие купеческой жизни (Plut. Sol., 3).

В первую очередь хотелось бы обратиться к социальным мотивам в элегиях афинского политика. Солон, как представитель «нового класса граждан», пытался в своем творчестве показать недостатки существующего строя, а именно - господство аристократии в политической и социальной жизни Афин. В стихах Солона встречаются частые обвинения богатых слоев населения в злоупотреблении своими полномочиями:

Граждане тоже желают большого количества денег, Мысли народных вождей полны неправедных дум...

(fr. 4, 6-7 West; пер. наш) В стихах Солона нет морально-нравственного противопоставления áya9oí и kœkoî, которое часто встречается у мегарского поэта Фео-гнида, проживавшего в схожей исторической ситуации в Мегарах [До-ватур 1989: 47]. Солон постепенно отходит от отождествления данных социальных категорий и ценностных ориентиров, используя другие термины для обозначения принадлежности человека к какому-либо классу: ácxói, nôXeiç, 5%oi (fr. 4, West). А понятия áyaBoí и KaKoí определяют либо социальное положение человека, либо его личные качества, не смешивая эти два понятия. «Трус считает сам себя благородным мужем» (fr. 13, 39 West). При этом у поэта человек знатного происхождения àya9ôç может быть трусливым, робким, низким SeiXôç. Мы не можем в данном случае согласиться с точкой зрения, высказанной В. Р. Гущиным о том, что социальное положение, обозначаемое поэтом, совпадает с морально-нравственными качествами, как у Фео-гнида [Гущин 2011: 118].

В творчестве Солона помимо разделения людей по происхождению и по личным качествам присутствуют новые философские категории, которые выражает поэт. Речь идет о таких понятиях как «мера», «закон», «справедливость».

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других.

(fr. 5, 1-6 West; пер. С. И. Соболевского) Солон использует словосочетание occov ènapKeïv - «в достаточном количестве» (fr. 5, 1 West). Также упоминает себя, находящегося по середине между противоборствующими социальными классами,

Драфт: молодая наука

осуществляя посредническую деятельность. Поэт в своих стихах использует более определенные категории, такие как eùvopia - «благоза-коние, справедливость» (fr. 4, 32 West), sík^ - «закон, законность» (fr. 4, 14; fr. 13, 8; fr. 36, 3 West). Как справедливо заметил М. Гагарин, зачастую данные категории связны с политическим или экономическим контекстом [Gagarin 1974: 187].

Нужно отметить, что в философии поэта понятия «справедливости» и «меры» тесно связаны с божественным началом. Так Солон обозначает aík^ с заглавной буквы, как имя собственное, подчеркивая тем самым, что понятие «справедливости» связано с божеством. Мы согласны с Х. Тумансом, что роль богов, по-прежнему, остается главной [Туманс 2002: 108]. Видно это и в элегиях поэта:

Если страдаете вы из-за трусости вашей жестоко, Не обращайте свой гнев против великих богов. Сами возвысили этих людей вы, им дали поддержку И через это теперь терпите рабства позор...

(Plut. Sol., 30; пер. С.И. Соболевского) У Гесиода, предшественника Солона, как и у афинского поэта роль богов в жизни людей является решающей. «Все происходит по воле Зевса» - pn-oí т' áppn-oí те Aïoç деуо&ою ек^-л (Hes. Op., 4). Также произведения начинаются с инвокации к музам (Hes. Op., 1-2). Солон возводит на новый уровень нравственные категории, наделяя их божественными функциями. В его мировоззрении отчетливо прослеживается связь с предшествующим древнегреческим эпосом, однако появляются новшества - нравственные категории связываются в мировоззрении поэта с божественными (религиозными). У Феогнида, ме-гарского поэта, который проживал в схожей политической ситуации, понятия «меры» и «справедливости» не приравниваются к божественным, в большей степени они связываются с политическим контекстом [Бугай 2012: 88]. В отличие от Феогнида Солон более оптимистично смотрит на окружающую его действительность, и не обвиняет богов в происходящем, что часто встречается в стихах мегарского поэта (141142 Diehl).

Необходимо обратить внимание также на то, что в философии Солона развивается личностное начало. В современной историографии была высказана точка зрения о том, что в элегиях Солона отсутствует агональный дух, а сам поэт был назван представителем коллективизма [Суриков 2015: 7]. Мы не можем принять данную точку зрения. Солон, на наш взгляд, является ярким представителем зарождающегося индивидуализма. Развитие личностного начала может быть связано с постепенным формированием частной собственности - процессом, кото-

рый начал развиваться в Афинах в связи с увеличением роли торгово-ремесленного класса.

В элегиях Солона отчетливо прослеживается понимание его собственного места, как в социальной, так и в политической сфере Аттики. Солон пишет о том, что именно он сделал подарок афинским жителям - S^^œi ^èv yàp ëSœKa xócov yépaç ôccov ènapKeïv (fr. 5, 1 West). Также поэт оценивает свою собственную позицию в лаконичном высказывании по поводу проведения своих реформ: «Трудно в великих делах всем угодить» - epy^aai (yàp) év ^eyâloiç nàciv ôSeïv xalenóv (fr. 7, 1 West). У афинского поэта сформировалось устойчивое отношение к тирании как к политическому явлению. Афинский поэт отрицательно относился к тираническим режимам, что роднит его мировоззрение с позицией Феогнида [Скржинская 1971: 151]. В элегиях Солона, где поэт упоминает свою собственную позицию по отношению к захвату власти, можно также заметить уже изложенный сюжет о чувстве справедливости и меры в отношении государственного устройства.

.Если землю пощадил Я родную и тирана власть суровую не взял, То свое, тем самым, имя не покрыл позором я И мне нечего стыдиться: так скорее всех людей Я склоню к себе.

(Plut. Sol., 14; пер. С. И. Соболевского) Данные строчки являются свидетельством того, что Солон не просто не установил тираническую власть над афинским государством, но и прекрасно понимал свою собственную посредническую позицию, которая являлась крайне важной для афинского общества времени Солона. Мы согласны с Ж. П. Вернаном, что аристократическая борьба, стасис в полисе сыграли важную роль при формировании мировоззрения афинского деятеля [Вернан 1988: 93]. Поэт осознавал необходимость урегулирования ситуации в Афинах, как посредством законов, так и с помощью обращения к народу - с помощью стихов.

Сам агональный дух поэта также прослеживается в немногочисленных элегиях, которые не носят политический характер. Обращаясь к Мимнерму, Солон напрямую говорит о том, что он написал стихотворение лучше:

Если совет мой послушать ты хочешь, то выкини слово И не сердись, что я стих лучше придумал, чем ты, Но переделай его, сладкопевец, и так пой отныне: «Лишь на десятке восьмом смерть да подходит ко мне!»

(fr. 20, 1-4 West; пер. С. И. Радцига)

Состязательный характер данных строк - прямое свидетельство того, что Солон развивал не просто индивидуальное начало, но и «греческую атональность», расцвет которой приходится на классическую эпоху.

В заключении данной статьи необходимо еще раз подчеркнуть те особенности, которые отражаются в творчестве Солона. Поэт не порывает с эпической традицией и продолжает выделять роль богов в жизни человека, однако в элегиях Солона появляются отчетливые нравственные ориентиры, которые, по мнению самого поэта, являются божественными и основополагающими для людей. В творчестве афинского деятеля также выражается его особая политическая позиция, направленная против тиранического режима. Кроме этого, Солон воспевает в своих стихах понятие «меры» и «справедливости» [Тронский 1988: 91]. Отметим также, что Солон использует свое творчество для политических целей, пытаясь повлиять на афинских граждан с помощью стихосложения. Таким образом, элегия Солона - хороший пример того, как философские и мировоззренческие установки человека, отраженные в стихах, осуществляются в практической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Анпеткова-Шарова Г. Г., Чекалова Е. И. Античная литература: учеб. пособие. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980.

Бугай Д. В. Правовое мышление в архаической Греции. Dike у ранних элегиков // Вопросы философии. - 2012. - № 1. - С. 79-88.

ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мысли / общ. ред.: Ф. Х. Кессиди, А. П. Юшкевич. - М.: Прогресс, 1988.

Гущин В. Р. Цензовая реформа Солона и кризис в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н. э. // Вестник Древней Истории. - 2011. - № 3. -С. 107-122.

ДоватурА. И. Феогнид и его время. - Л.: Наука, 1989.

Лосев А. Ф. Античная литература: учеб. для студ. пед. ин-тов / А. Ф. Лосев [и др.]; под ред. А. А. Тахо-Годи. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1986.

Пальцева Л. А. Фесмофеты и раннее афинское законодательство // Мнемон. - 2006. - № 5. - С. 205-214.

Скржинская М. В. Тема тирании в поэзии Феогнида // Вестник Древней Истории. - 1971. - № 4. - С. 150-156.

Суриков И. Е. Некоторые проблемы поэзии Солона // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2015. - № 2. - С. 3-23.

Драфт: молодая наука

Тронский И. М. История античной литературы. - М.: Высшая школа, 1988.

Туманс X Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.

Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - 2-е изд. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.

Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. - М.: Высшая школа, 1971.

Gagarin M. Dike in Archaic Greek Thought // Classical Philology. -1974. - Vol. 69. - № 3. - P. 186-197.

Linforth J. M.Solon the Athenian. - Berkeley: University of California Press, 1919.

Osborne R. Archaic Greece. The Cambridge Economic History of the Greco-Roman World. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

Patriquin L. Economic Equality and Direct Democracy in Ancient Athens. - Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2015.

Snodgrass A. Archaic Greece: The Age of Experiment. - London: Orion Publishing Group, 1980.

REFERENCES

Anpetkova-Sharova G. G., Chekalova E. I. Antichnaya literatura: ucheb. posobie. - L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1980.

Bugay D. V. Pravovoe myshlenie v arkhaicheskoy Gretsii. Dike u rannikh elegikov // Voprosy filosofii. - 2012. - № 1. - S. 79-88.

Vernan Zh.-P. Proiskhozhdenie drevnegrecheskoy mysli / obshch. red.: F. Kh. Kessidi, A. P. Yushkevich. - M.: Progress, 1988.

Gushchin V. R. Tsenzovaya reforma Solona i krizis v Attike na ru-bezhe VII-VI vv. do n. e. // Vestnik Drevney Istorii. - 2011. - № 3. -S. 107-122.

Dovatur A. I. Feognid i ego vremya. - L.: Nauka, 1989.

Losev A. F. Antichnaya literatura: ucheb. dlya stud. ped. in-tov / A. F. Losev [i dr.]; pod red. A. A. Takho-Godi. - 4-e izd. - M.: Prosveshchenie, 1986.

Pal'tseva L. A. Fesmofety i rannee afinskoe zakonodatel'stvo // Mnemon. - 2006. - № 5. - S. 205-214.

Skrzhinskaya M. V. Tema tiranii v poezii Feognida // Vestnik Drevney Istorii. - 1971. - № 4. - S. 150-156.

Surikov I. E. Nekotorye problemy poezii Solona // Problemy istorii, filologii, kul'tury. - 2015. - № 2. - S. 3-23.

Tronskiy I. M. Istoriya antichnoy literatury. - M.: Vysshaya shkola, 1988.

Tumans Kh. Rozhdenie Afiny. Afinskiy put' k demokratii: ot Gomera do Perikla (VIII-V vv. do n. e.). - SPb.: Gumanitarnaya Akademiya, 2002.

Frolov E. D. Rozhdenie grecheskogo polisa. - 2-e izd. - SPb.: Izda-tel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004.

Chistyakova N. A., Vulikh N. V. Istoriya antichnoy literatury. - M.: Vysshaya shkola, 1971.

Gagarin M. Dike in Archaic Greek Thought // Classical Philology. -1974. - Vol. 69. - № 3. - P. 186-197.

Linforth J. M.Solon the Athenian. - Berkeley: University of California Press, 1919.

Osborne R. Archaic Greece. The Cambridge Economic History of the Greco-Roman World. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

Patriquin L. Economic Equality and Direct Democracy in Ancient Athens. - Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan, 2015.

Snodgrass A. Archaic Greece: The Age of Experiment. - London: Orion Publishing Group, 1980.

Науч. руководитель: Кулишова О.В., д.и.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.