КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ЭЛАН ТРС. КОНСТИТУЦИОННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСПОДСТВА ПРАВА1.
ALLAN TRS. CONSTITUTIONAL JUSTICE: A LIBERAL THEORY OF THE RULE OF LAW. - Oxford: Oxford univ. press, 2001. - 331 p.
Автор давно и много пишет в области теории права. В его предшествующей книге «Право, свобода и справедливость: Юридические основы британского конституционализма» (1995) сформулированы основные положения о том, что праву присуща не только формальность, что оно зиждется на моральных принципах и ограничениях, которые применяются в ходе судебного рассмотрения, тем самым сдерживая законодательную и исполнительную власти. Господство права является основой британского конститу-ционализма и принципы равенства и человеческого достоинства действуют в судебной практике.
Элан распространяет свою теорию и на другие страны, входящие в систему общего права, включая Австралию. Мир общего права — это естественный союз, опирающийся на единые ценности и убеждения, «позволяющий проводить параллели и определять общие правовые характеристики» (с.4). Эти ценности вытекают из господства права, которое не только подкрепляет судебные решения, но и пронизывает институты, процессы и ценности политики и законодательства в либеральных демократических государствах. Господство права основывается на принципах естественного права; это идеал, «в котором автономность и достоинство отдельного гражданина считаются высшими правовыми ценностями». Это относится не только к проце-
1 Сведения о кн. см.: Sydney law rev. - 2002. - Vol.24, N 3. - P.449- 452 (Rec: Irving H.).
дурной справедливости, но и к дозволенному содержанию законов и политики.
Главное утверждение книги состоит в том, что «процедурный идеал «естественной справедливости» или должного процесса, если он действительно направлен на защиту от произвола власти, должен включать в себя идеал равенства (с.2). Принцип равенства всегда должен присутствовать в судебном рассмотрении. Принципы, согласно Элану, имманентно присущи праву и проявляют себя в ходе судебного рассмотрения: «Судьи часто приходят к верным правовым решениям, определяемым концепцией господства права, которые слабо защищаются обычными доводами» (с.5).
Представленное в книге обсуждение австралийского обычного права интересно тем, что его понятия проверяются столетней федеральной конституцией, главной целью которой было создание федерального правительства и распределение полномочий между ним и правительствами штатов. Большая часть ее немногочисленных положений о «правах» сформулирована как ограничения исполнительной и законодательной властей. В ней отсутствуют положения о равенстве. Ее основатели выступали против равного обращения со всеми «гражданами» в такой сфере, как наем рабочей силы (из-за расовой дискриминации); они рассматривали равенство как предшествующее праву (в процедурном смысле), полагая этот принцип самоочевидным и не нуждающимся в закреплении. Этот второй аспект Элан рассматривает как подтверждающий его собственный тезис о принципах. Тем не менее свидетельства о признании этого принципа в австралийской юридической практике отсутствуют.
Элан также обсуждает «Акт о правах человека» (1998), в котором права, защищаемые европейской Конвенцией о правах человека, инкорпорированы в британское право в форме руководства для интерпретации законодательства. Этот акт, считает Элан, опровергает утверждение о том, что доктрина Дайси о парламентском суверенитете непригодна. Легитимность парламента покоится на тех же моральных принципах, что и судейство и порождается общим конституционным основанием в господстве права.
Х.Ирвинг скептически оценивает последнее утверждение Эла-на, отмечая, что ограничения парламентского «суверенитета» всегда были частью австралийского политического пейзажа. А история австралийской конституции свидетельствует о том, что точка зрения Дай-
си еще не сошла со сцены. Представленная Эланом общая Основная норма (Grundnorm) писаной и неписаной конституций, возможно, помогает австралийцам понять как можно выплеснуть воду общей имперской купели, не потеряв ребенка.
«Конституционная справедливость» — очень насыщенная, сложная работа, в которой теории управления, морали, справедливости, принципы прав и гражданства проходят «тест» на примере конкретных судебных дел и соответствующих результатов. Это трудная работа, признающая, что принципы равенства и справедливости не могут применяться одинаково в различных странах. Учитывая процесс конституционных реформ в Великобритании и конституционные дебаты (касающиеся Билля о правах) в Австралии, такой подход станет еще более важным в ближайшие годы.
К.Ф.Загоруйко
РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА. The birth of a European constitutional order / Ed. By Schwarze j. BadenBaden: Nomos verl., 2001. - 568 p.
Автор предлагаемой рецензии Джон Белл из Кембриджского университета оценивает данную работу как одну из наиболее значительных, которая привлечет внимание ученых, занимающихся проблемами государства и права, а также тех, кто специализируется по вопросам права Европейского союза и Европейской Конвенции по правам человека. Работа собрала воедино исследования экспертов, анализирующих названные проблемы. Главы работы написаны на французском (1 глава), немецком (2 главы) и английском (4 главы), заключение — на английском языке; оно содержит подробный анализ всех вопросов, поднятых в других главах.
Основное внимание в работе уделено развитию национальных конституций под влиянием права Европейского союза и Европейской Конвенции по правам человека. Авторы анализируют положение дел и в тех государствах, которым достаточно часто уделяется внимание (Франция, Германия, Соединенное Королевство), и в тех, которые недавно стали членами Европейского союза (Австрия, Испания, Швеция) в свете установления европейского конституционного порядка. Перспективы развития Европейского союза и права Сообщества часто становились предметом исследования, а положению национальных законодательств уделялось значительно меньше внима-