Научная статья на тему '2011. 03. 053. Питерсман Э. Права человека, международное экономическое право и «Конституционное правосудие». Petersaman E. Human rights, International economic law and «Constitutional justice» // European j. of intern. Law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, n 4. - p. 769-798'

2011. 03. 053. Питерсман Э. Права человека, международное экономическое право и «Конституционное правосудие». Petersaman E. Human rights, International economic law and «Constitutional justice» // European j. of intern. Law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, n 4. - p. 769-798 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 053. Питерсман Э. Права человека, международное экономическое право и «Конституционное правосудие». Petersaman E. Human rights, International economic law and «Constitutional justice» // European j. of intern. Law. - Oxford, 2008. - Vol. 19, n 4. - p. 769-798»

мата связано как с экологическими, так и с социоэкономическими негативными эффектами. Критерии, названные в предл. 2 ст. 2 РКИК, нуждаются в естественнонаучной интерпретации. Анализируя работу Конференции сторон РКИК и SB STA, автор монографии приходит к выводу, что в рамках РКИК естественнонаучная конкретизация ст. 2 РКИК не производилась (с. 195).

Обобщив опыт естественнонаучной конкретизации положений РКИК, Конвенции по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры и Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Е. Крахт приходит к следующим выводам: 1) подробная и многоэтапная конкретизация положений конвенций является основанием адекватной естественнонаучной связи между направляющими положениями рамочного документа и точной программой действий; 2) из соображений прозрачности необходимо четко разделять научную оценку и политические решения; 3) автоматическое оформление научных выводов в правовую норму непродуктивно, но научные выводы должны быть основой для политических переговоров и договоренностей; 4) различные проблемы требуют различных подходов к их решению: модели списков и модели предельных значений подразумевают разные этапы конкретизации (с. 233-241).

В.Н. Гиряева

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

2011.03.053. ПИТЕРСМАН Э. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА,

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ».

PETERSAMAN E. Human rights, international economic law and «constitutional justice» // European j. of intern. law. - Oxford, 2008. -Vol. 19, N 4. - P. 769-798.

Автор, профессор международного права, глава правового отделения Европейского университета, анализирует институт прав человека, экономическое право в плоскости европейского «конституционного правосудия», апеллируя при этом к взглядам известного специалиста в этой области Д. Роулза, который утверждал, что в конституционном режиме, с юридической точки зрения, общественное благоразумие - это здравомыслие его Верховного суда.

Конституционный консенсус необходим для функционирования стабильного и справедливого общества свободных, равных и рациональных граждан, имеющих тенденцию к конфликтам и разделению на почве религиозных, моральных и философских доктрин.

Автор отмечает, что Суд ЕС (European Court of Justice), Европейский Суд по правам человека (European Court of Human Right), Европейский Суд в области свободы торговли (European Free Trade Area Court) своими решениями успешно трансформируют межправительственные договоры Европейского союза и положения Европейской конвенции по правам человека в конституционные нормы в свете доктрины защиты прав человека. Эта «юридическая конституционализация» содержания межправительственных договоров была поддержана и воспринята гражданскими, национальными судами, парламентами и правительствами, поскольку с юридической стороны интересы европейской общественности наиболее эффективно защищены, в особенности индивидуальные права.

В то же время, по мнению автора, кооперация европейских судов ведет зачастую к «перекрытию» конституционного консенсуса на пути к достижению конституционной справедливости в европейском праве. Многоуровневые правоотношения в области охраны окружающей среды, экономических отношений и прав человека, механизмы их регулирования могли бы стать более аргументированными и эффективными в случае, если национальные и международные суды более тесно будут сотрудничать в сфере усиления роли международного права по защите прав человека и конституционной конкретизации в национальных международных правовых системах.

Обращаясь к «Теории справедливости» Роулза1, где автор использует идею разумной необходимости для проектирования ясных процедур, которые побудят разумных граждан прийти к соглашению на основе свободы, равенства и справедливости, автор

упоминает и более позднюю работу Роулза «Политический либера-

2 "

лизм» , в которой теория справедливости включает использование благоразумия общественного мнения во имя стабильности в госу-

1 Rawls D. A theory of justice. - N. Y., 1971.

2 Rawls D. Political liberalism. - N.Y., 1993.

дарстве. Концепции либерального общества сталкиваются с проблемой несоответствия индивидуальных воззрений на достижения благополучия и справедливого общества. Общественный разум и «совещательная демократия» требуют конституционных гарантий для соблюдения базовых равных прав (свобода принимать участие в общественных дискуссиях, независимая юридическая защита основных прав) как предпосылку общественных дискуссий, определяющих условия достижения консенсуса на принципах справедливости.

По мнению автора, в Европе происходит юридическая трансформация межправительственных договоров в объективные конституциональные правила, или конституционализация Европейского договора и Европейской конвенции по правам человека (в меньшей степени Европейского экономического соглашения), поскольку многоуровневая юридическая защита конституционных прав граждан противодействует транснациональным злоупотреблениям со стороны правительственных органов власти. Автор полагает, что здравомыслие 480 млн. граждан ЕС, выражаемое 27 правительствами, обусловливает требование к национальным и международным судам оценивать государственные структуры как субъекты международного экономического права в сочетании с универсальными правами человека.

Демократические конституции и международное право не в состоянии полностью регулировать процесс кооперации народов и свободных граждан при наличии различных моральных, религиозных и политических концепций без введения понятных политических доктрин справедливости. Права человека как элемент доктрины справедливости предполагают минимум стандартов, которые могли быть внедрены различными путями в национальные и интернациональные правовые системы, что позволило бы избежать коллизий религиозного, политического и морального характера в демократических обществах. Автор приводит мнение профессора П. Дворкина о разности взглядов консерваторов и демократов на права человека и демократию. Дворкин утверждает, что конституционализм зиждется на двух основных принципах человеческого достоинства. Первый - каждая человеческая жизнь по существу и в равной степени является ценностью. Второй - каждый индивидуум

несет неотъемлемую личную ответственность за реализацию своих уникальных и человеческих ценностей в своей собственной жизни.

Возрождающаяся роль международного экономического права наглядно демонстрирует, что либерализация торгового и финансового права - более важный аспект в борьбе с бедностью, чем распределительная иностранная помощь. Хотя, по мнению автора, либерализация торговли порождает победителей наравне с побежденными, она демонстрирует тенденцию роста национального благосостояния каждого из торговых партнеров и, в конечном счете, положительно отражается на борьбе с бедностью и в целом на институте прав человека. Функция конституционной защиты этих прав превалирует над утилитарными аргументами экономического развития.

Автор обращает внимание, что значительное количество юристов, исходя их вестфальской концепции роли международного права во взаимоотношениях государств, утверждают, что международные трибуналы должны оставаться «зависимыми трибуналами», укомплектованными судьями, находящимися в тесной связи и под патронажем правительств. (Имеются в виду такие рычаги воздействия на судей, как переназначение или опала.) Международные независимые суды воспринимаются с подозрением, потому что независимые судьи рискуют разделить моральные идеалы и интересы третьих сторон, что скажется на арбитражном решении. Местные идеалы и воззрения на роль права не совсем соответствуют реальности международной властной политики. Дискуссия заключается в том, что судьи Европейского союза должны концентрировать свои усилия на практическом правоприменении в регулировании межправительственных разногласий. Такой односторонний подход приводит к печальному факту, что проблемы прав человека редко становятся предметом обсуждений.

Анализ решений международных арбитражных судов, а также местных судов позволяет сделать выводы о наличии множества юридических ошибок, процедурных нарушений, в том числе об отсутствии апелляционной процедуры, что сказывается на развитии международного права по защите инвесторов. Распространенное осознание недостатка легитимности в делах об инвестировании, защите прав инвестора и прав человека может быть преодолимо принятием правовых мер в свете соблюдения конституционных

принципов прав человека, утверждения «сущности конституционной справедливости». Значение и важность поведения правительств, судов, соблюдением международно-правовых норм (включая европейское право) исходит из правильного отношения к правам человека, равного статуса граждан в их индивидуальном и демократическом развитии.

Б.Л. Полунин

2011.03.054. БРОУНЛИ Я. ПОЛИТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОСПОДСТВОМ ПРАВА. BROWHLIE I. The politics of Human Rights in relation to the rule of law // Indian j. of intern. law. - New Delhi, 2009. - Vol. 49, N 2. - P. 1-7.

Ян Броунли - профессор международного публичного права -так обозначил ключевую идею статьи: развитие прав человека является функцией правового государства. Утверждение прав человека и господства права происходит одновременно с проявлениями злоупотреблений и неравенства. В этом контексте важное значение имеет политика.

Один из очевидных факторов, негативно влияющих на права человека, - необъективная оценка той или иной политической ситуации, влекущая фальсификацию и злоупотребление правом, ибо применение правовых норм в таком случае основывается на ложных постулатах. Автор описывает два случая манипулирования фактами.

Первый касается косовского кризиса. В отличие от британского представителя в Совете Безопасности, назвавшего бомбардировку легитимной мерой, обусловленной гуманитарной катастрофой, автор статьи считает, что реальной целью бомбардировки было силовое вмешательство с целью изменения режима. В этой связи возникает вопрос пропорциональности. «Если целью силовых мер была защита прав человека, то почему необходимо было разрушать инфраструктуру, осуществлять массовую бомбардировку»? - задается вопросом Броунли. Второй случай манипулирования фактами - утверждение о том, что Ирак обладает оружием массового поражения. После вторжения в эту страну США и союзников оказалось, что оружия массового поражения в Ираке нет.

Сопутствует, по мнению автора, защите прав человека и утверждению господства права «размножение» форм международной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.