УДК 37.01
Л. Ф. Тихомирова
Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья учащихся
Статья посвящена актуальным вопросам подготовки педагогов к реализации функции сохранения здоровья, раскрыты возможности экзистенциального подхода, рассматривается проблема выбора и ответственности педагога в решении проблемы сохранения здоровья детей.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая деятельность педагога, экзистенциальный подход, ответственность педагога, функции сохранения здоровья, школьники.
L. F. Tikhomirova
The Existential Approach to Realize a Function of Preserving of Pupils' Health by Teachers
The article is devoted to urgent questions of teachers' training to realize the function of preserving health, possibilities of the existential approach are revealed, a problem of choice and a teacher's responsibility in solving the problem of preserving of children's health is considered.
Key words: health, a teacher's health saving activity, the existential approach, a teacher's responsibility, a function of preserving health, schoolchildren.
Несмотря на возрастание числа нездоровых школьников до критических величин (по данным М. В. Антроповой только 10 % учащихся могут считаться здоровыми), в педагогике, вопреки реальности, продолжает существовать априорное допущение о том, что педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание здоровых детей здоровыми учителями. Выполнение одних только «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений» (Санитарных правил и норм) не дает положительных результатов, да и не везде эти требования выполняются. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Решение проблемы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях часто ограничивается рамками физического развития, хотя физическое развитие - только один из показателей здоровья, и не позволяет быстро реагировать на изменение ситуации со здоровьем учащихся. В учреждениях образования отсутствует мониторинг здоровья детей, в организации учебного процесса не учитывается динамика показателей физического развития и заболеваемости учащихся. Не проводится экспертиза программ, планов, технологий с точки зрения их влияния на здоровье школьни-
ков, отсутствует механизм проведения этой экспертизы.
С нашей точки зрения, многие направления педагогической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, могут быть осуществлены в результате формирования экзистенциальной сферы и взрослых, и детей.
В основе экзистенциального подхода лежат идеи гуманистической педагогики (К. Роджерс, В. А. Сухомлинский). Эти тенденции в педагогике требуют обратить внимание на самого человека, на его сущностные силы, на его целостность (Б. Г. Ананьев, В. С. Ильин), на индивидуальный смысл жизни (И. А. Ильин, В. Франкл), на самореализацию человеком своих сил и способностей (А. Маслоу, К. Роджерс, Л. С. Рубинштейн), на его интегративные качества (А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон). На основе этой тенденции возникла концепция педагогики индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк), в которой поставлены перед педагогами цели развития самого обучающегося, его индивидуальности, то есть «системы сфер человеческого сознания, субъективного его мира» (О. С. Гребенюк). Таких сфер глубинной сущности человека в педагогике индивидуальности выделено семь: волевая, интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, экзистенциальная, предметно-практическая и сфера саморегуляции. Каждая из выделенных
© Тихомирова Л. Ф., 2011
сфер требует философского осмысления, психологического наполнения и педагогического проникновения в сущность формирования каждой сферы [1].
Методологическая база экзистенциального подхода - философия экзистенциализма - философия существования - направление в современной философии, возникшее после первой мировой войны в Германии, во время второй мировой войны во Франции, а затем в США и других странах.
Предметом экзистенциализма является бытие (М. Хайдеггер), которое постигается не опосредованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку как его собственное бытие, его личное существование, то есть как экзистенция. Экзистенциализм поставил в центр внимания индивидуальные смысло-жизненные вопросы: бытие, смысл жизни, цель жизни, ответственность, решение и выбор, жизненные ценности, событие и другие, которые составляют сущность экзистенциальной сферы (О. С. Гребенюк, А. В. Шершнева).
Бытие человека определяется как специфический способ его уникального, неповторимого существования. Человек сам решает, быть ему кем-то или не быть. По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать [4].
А. Камю сосредоточивает свое внимание на проблеме смысла человеческой жизни, истории, индивидуального существования. Вопрос о смысле жизни А. Камю считает самым неотложным из всех вопросов, а вопрос о том, стоит или не стоит того, чтобы ее прожить, он считает фундаментальным вопросом философии [4].
Для философии экзистенциализма характерна трактовка свободы, прежде всего, как возможности свободного выбора. Человек наделяется широкими полномочиями творческого устройства своего бытия, в результате чего он становится таким, каким сделает себя сам. Однако эти полномочия автоматически влекут за собой и его полную ответственность за результаты собственного личностного становления (Ж.-П. Сартр) [4].
Одним из важных средств развития лично ст-ной свободы является освоение человеком опыта деятельности в условиях свободного выбора. Причем свободный выбор должен носить не стихийно-ситуационный характер, а включать в себя осмысление субъектом возможных альтернативных вариантов выбора, осознанное принятие решения, опирающееся на понимание объективных
закономерностей. Лишь только в случае осуществления подлинно самостоятельного и осознанного выбора субъект принимает на себя всю полноту ответственности за его результаты.
Свобода связана не только с процессом индивидуализации и повышением степени автономности личности, но и с уровнем ее взаимодействия с окружающим миром. Поэтому освоение различных форм социально-личностного взаимодействия, накопление опыта сопряжения и согласования мнений, позиций, возможных вариантов разрешения проблемных ситуаций можно рассматривать как важный фактор развития лично -стной свободы.
Каждый решает сам, как ему поступить. Если человек сочтет поступок благим, то именно он, а не кто-то другой, решает, что этот поступок благой, а не злой. В то же время человек несет ответственность за каждый поступок перед лицом всех остальных людей, перед лицом человечества. Человек, согласно философии экзистенциализма, есть не что иное, как проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет и представляет собой, следовательно, не что иное, как собственную жизнь.
Человек у Ж.-П. Сартра ответственен за то, что он есть: экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. По мнению С. Кьеркегора, человек сам отвечает за свое существование, хотя это и сопряжено для него с безмерным страданием. Ж.-П. Сартр имеет в виду не только ответственность за индивидуальное бытие отдельного человека, но и ответственность за всех людей [4].
Одной из основных проблем является проблема выбора. Человек у Ж.-П. Сартра всегда сталкивается с проблемой выбора, который возможен лишь в одном направлении, но не выбирать невозможно. Даже в том случае, если человек ничего не выбирает, он тем самым все-таки выбирает. Человек у Ж.-П. Сартра всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией, и выбор всегда остается выбором в ситуации. Решение проблемы сохранения человеческой цельности, обретения самого себя С. Кьеркегор видит в идее выбора, выбора человеком самого себя, пути своего собственного развития, развития себя как личности, своего нравственного самосовершенствования. Выбор высоко поднимает душу человека, сообщает ей тихое внутреннее довольство, сознание собственного достоинства, которые так же не покинут ее всецело [4].
Событие - главный элемент человеческой жизни. Со-бытие - бытие со мной. Событие становится фактом истории или фактом биографии человека, если человек эмоционально к этому относится. То, что произошло и меня не касается, для меня это не событие. Человек не всегда может дать адекватную оценку происходящему. Его жизнь можно представить как линию начало и конец - это два важных события: рождение и смерть. А между ними может происходить много других различных событий, разной эмоциональной окраски, которые оставляют или не оставляют след в его памяти. В памяти остаются различные события, вызванные негативной или позитивной реакцией на них. Но только значимое для человека событие может оказать влияние на его развитие. События бывают разные. Они могут классифицироваться по степени активности, по месту и времени его происхождения, в степени контакта, по отношению ребенка к событию. От этой классификации зависит педагогическая деятельность, зависит, к какому событию и как относится педагог. Событие оказывает влияние на все сущностные сферы человека. На интеллектуальную сферу: он получает определенную информацию. На мотивационную сферу: у него появляются определенные мотивы. Эмоциональная сфера - это отношения к событию. М. И. Рожков считает, что событие влияет на предметно-практическую сферу и на экзистенциальную сферу, которая изменяет отношение человека к самому себе и меняет его поведение [3].
Вопрос о смысле жизни трактуется философами как вопрос о ценностях, которые выше самой жизни.
В. Ю. Горшков пишет о том, что ведущей ценностью для педагогов стала ценность здоровья, далее идут ценности безопасности и защищенности, затем привязанности и любви. Наши исследования показали, что на первом месте для педагогов находится такая ценность, как семья. На втором месте - здоровье, на третьем месте материальное благополучие, на четвертом - дружеские отношения и лишь на пятом - карьера. Причем с возрастом меняются и ценности. В молодом возрасте преобладают такие ценности, как материальное благополучие и карьера, в среднем и пожилом возрасте - здоровье [2].
Педагоги определяют и основные проблемы школы в настоящее время. По их мнению, ведущей проблемой является плохое здоровье детей (31,9 % опрошенных). Следующей по значимо -сти проблемой является низкая готовность детей
к обучению (23,6 % опрошенных педагогов). На третьем месте - высокая распространенность вредных привычек среди школьников (20,8 % опрошенных педагогов).
Среди ведущих трудностей в работе педагоги отмечают непонимание детей, равнодушие родителей, отсутствие времени, низкую материально-техническую базу. Около 70 % педагогов отметили, что они не владеют здоровьесберегающими технологиями, а также что в образовательном учреждении отсутствует система по сохранению и укреплению здоровья детей.
Если человек будет иметь свое мнение на перечисленные проблемы, будет иметь определенную жизненную позицию, ценностные ориентации, будет проявлять ответственность, будет уметь делать выбор и принимать решения, то можно утверждать, что у такого человека сформирована экзистенциальная сфера. Развитая экзистенциальная сфера помогает человеку не только познать себя, но и реализоваться в соответствии со своими возможностями. Эта сфера обеспечивает развитие человека, его гармоничное отношение к себе и к другим. Она отвечает за нравственный выбор, который человек вынужден делать постоянно, находясь в ситуациях морального выбора. Развитая экзистенциальная сфера помогает совершить этот выбор с позиций справедливости, нравственности, честности, что, по мнению философов-экзистенциалистов, позволит человеку оставаться человеком всегда.
Педагогический процесс образовательного учреждения должен иметь своей целью формирование экзистенциальной сферы. В педагогических целях необходимо предусмотреть формирование представления об индивидуальном бытии, о смысле и цели жизни, свободе; необходимо создавать ситуации, в которых бы школьник мог проявить свое отношение к миру (себе, людям, природе и др.); был бы способен на волевые поступки в отстаивании своих ориентаций и убеждений. Освоение различных форм социально-личностного взаимодействия, накопление опыта сопряжения и согласования мнений, позиций, возможных вариантов разрешения проблемных ситуаций можно рассматривать как важный фактор развития экзистенциальной сферы.
Педагогическую деятельность, направленную на реализацию функции сохранения и укрепления здоровья учащихся, можно рассматривать как деятельность выбора. К сожалению, в современных условиях в образовательных учреждениях складываются крайне неблагоприятные усло-
вия обучения как с гигиенической, так и психологической, и педагогической точек зрения. Проведение предполагающейся экспертизы собственной деятельности и современных технологий учебного процесса - это не только правильный выбор учителя, но и отстаивание собственной позиции, направленной на утверждение ценности здоровья.
Здоровьесберегающую педагогическую деятельность возможно рассматривать с позиций идей экзистенциального подхода, так как для ее осуществления необходимо наличие такого фактора, как ответственность педагогов. Ответственность за собственное бытие, в том числе здоровье, и бытие, и здоровье детей. Чтобы отвечать за чье-то здоровье, необходимо быть компетентным в этих вопросах. Для реализации принципа компетентности и проведения эффективной работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей необходимо, чтобы сами педагоги были в достаточной мере грамотны. В результате проведенных исследований нами отмечено существенное влияние здоровья педагогов, их отношения к своему здоровью, на здо-
ровье детей, зависимость физического и психического статуса учащихся старших классов от того, у кого из педагогов начального звена он обучался. Мы также считаем, что компетентность учителя в вопросах сохранения здоровья является основополагающей при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
С нашей точки зрения, разработанные нами программы спецкурсов для студентов и педагогов «Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений», «Лечебная педагогика» являются необходимыми для подготовки квалифицированных специалистов в области здоровьесберегающей педагогики.
Библиографический список:
1. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст] / О. С. Гребенюк. - М., 1999.
2. Горшков, В. Ю. Здоровье как ведущая ценность учителей Ярославской области [Текст] / В. Ю. Горшков // Здоровье наших детей. - 2002. - № 1. - С. 16.
3. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4. - С. 71-76.
4. Философский словарь [Текст]. - М., 1987.