УДК 159.923.2
В.А. Смарышева (Санкт-Петербург, ЧОУ ВПО «ВЕИП») e-mail: [email protected]
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье рассматриваются особенности представлений о любви школьников старших классов общеобразовательной школы. Изучение данных представлений может быть основанием для создания программы психологической помощи в плане построения жизненного пути. В качестве теоретико-методологической основы к исследованию используются экзистенциально-гуманистический подход и концепция индивидуальности Б.Г. Ананьева.
Ключевые слова: экзистенциально-гуманистический, осознание, представления, интериоризация, экстериоризация
Экзистенциальные концепции философско-психологической мысли сформировали основу гуманистически ориентированной психологической традиции в изучении Я-концепции личности, показав, что человек выбирает определённый образ жизни, выстраивает собственную систему ценностей и представление о себе в незавершенном мире, среди множества ценностных систем [1]. Более того, в начале жизненного пути происходит формирование представлений о любви, будь то любовь к природе, к профессии, любимому, к животным или к Богу. И именно в соответствии со сложившимися взглядами на это чувство человек выстраивает свой жизнённый путь, вступает в любовные и дружеские отношения, а также организует свою профессиональную деятельность.
Теоретический анализ литературы показал, что осознание представлений о любви занимает важную позицию в развитии юношей и девушек, в связи с тем, что эмоциональная сфера начинает характеризоваться проявлением чувства любви, а одной задач данной возрастной группы выступает установление более зрелых межличностных отношений;
Многие психологи обращаются к исследованию любви, и первой задачей является определение этого многогранного явления.
Частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов [7, 110-111].
Вообще, слово «любовь», как и многие другие слова (например, «чувство»), используется очень широко и не всегда в одном и том же смысле. Б. Марнстейн пишет в связи с этим, что любовь схожа с Австро-Венгерской империей, так как под одной «шапкой» собрано множество достаточно трудно совместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений [10, 327].
Очень интересен факт, что в Британской энциклопедии 1935 года три страницы уделяется термину «атом» и одиннадцать страниц - термину «любовь». Однако издание 1966 года той же энциклопедии демонстрирует нарушение равновесия: тринадцать страниц щедро отводится термину «атом» и лишь одна страница остаётся на долю «любви» [6, 27-28]. Такие данные заставляют задуматься. Вряд ли будет справедливо, что данное понятие, воспетое множеством поэтов, заслуживает меньшего внимания.
Имеющиеся определения понятия «любовь» очень разнообразны, каждое из них характеризует взгляды отдельного автора или научной школы, состояние эпохи.
З. Фрейд считал, что все человеческие влечения и привязанности, будь то дружба, родительская любовь имеют, в конечном счёте, инстинктивную природу, являясь формами полового влечения, либидо [18, 17]. Эросом он считал любое объединение, например разговор, еду, чтение книги и т.п. Такой любви родоначальник психоанализа противопоставлял стремление к распаду, разрушению, так называемый Танатос [17, 207-243]. Согласно теории З. Фрейда, человеку присуща врождённая бисексуальность. На самых первых стадиях сексуального развития половые различия не играют ведущей роли, поскольку первым объектом любви, как для мальчиков, так и для девочек, является мать. В период же эдиповой фазы у девочек происходит смена как эрогенной зоны, так и объекта любви, в то время как у мальчиков такие перемены не происходят. Выбор объекта любви (мужчины) женщиной, согласно Фрейду, осуществляется по нарциссическому принципу, соответственно идеалу мужчины, которым она хотела бы быть. При сохранении привязанности к отцу, объект любви выбирается по типу отца, что часто сопровождается сохранением враждебности к матери [15,178-177].
Большое влияние на философскую и психологическую мысль внесли взгляды Эриха Фромма, подробно представленные им в труде «Искусство любить». По его мнению, любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим. Где нет такой озабоченности, там нет и любви [3,53]. Кроме того, что любить значит всегда отдавать, это всегда значит также заботиться, нести ответственность, уважать и знать [19, 177].
Жан-Поль Сартр исследует феномен любви с экзистенциально-феноменологической позиции. Феномен любви здесь не выводится из инстинктов, или божественного предопределения, или социальных отношений, а рассматривается в аспекте диалогической связи "я" и "другого", стремления личности завоевать себе свободу и признание, найти опору и оправдание своего бытия. В понимании Сартра, любовь - это предприятие по отвоеванию моего бытия у другого путём овладения его. Исследуя феномен любви, Сартр, очевидно, имел в виду любовь вообще, а не только половую. Сартр называет любовь "предприятием" потому, что она - не какая-то сама по себе существующая "сила", довлеющая над свободой человека (вроде "инстинкта"), а преднамеренное "проектирование" и осуществление человеком своих возможностей и действий [9, 159-160].
Тема любви занимает важное место в гуманистической теории Абрахама Маслоу, который предполагал, что присущие человеку потребности, в том числе потребность в любви, врождённые, или инстинктоидные. Маслоу выделял два вида любви взрослых людей: «дефицитарная», или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, стремящаяся получить то, чего нам не хватает, например, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берёт, а не даёт. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая, и, в основном, касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти [3].
Существует также подход к пониманию любви как взаимовыгодного обмена, который Хатвилд, Бершид и др. назвали принципом справедливого распределения: то, что вы и партнёр получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает [21, 404]. Однако, на наш взгляд, кажется нелепым, что чувство, называемое любовью, связано с такими экономическими подсчётами. Вряд ли люди, находящиеся в отношениях, постоянно взвешивают свои вклады и полученное.
Е.П. Ильин полагает, что любовь - это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным. Именно поэтому быть привязанным ко всем людям невозможно [10, 328]. Именно это определение кажется нам одним из наиболее полных.
В нашем исследовании под термином «старшеклассники» будет пониматься подрастающее поколение, достигшее юношеского возраста. В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания [15, 473-474].
Именно в эту фазу жизни наиболее полно определяется отношение к будущей профессии, окружающим людям, природе и себе.
Наиболее часто исследователи выделяют два этапа юношеского возраста: раннюю юность (15-18) и позднюю юность (18-23). Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создаётся характерная социальная ситуация развития. В 9 классе средней школы и ещё раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора - завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.п. Первая фаза вполне соответствует времени пребывания в старших классах, в то время как вторая связана либо с продолжением обучения, либо с началом профессиональной карьеры. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей, несмотря на то, что ведущей деятельностью в этом периоде является учебно-профессиональная. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города) [20].
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется следующими характеристиками: многообразием переживаемых чувств; большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций; способностью к сопереживанию; проявлением чувства любви; развитием эстетических чувств [10].
Исследуя представления старшеклассников о любви, стоит учитывать, что юноши и девушки склонны к формированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок [20, 272]. Именно эта черта, на наш взгляд, является предпосылкой того, что часто в этом возрасте влюблённость принимается за любовь, так как опыта в сфере межличностных отношений ещё недостаточно.
Сложившиеся в представления о любви, дружбе и других явлениях в течение жизни становятся бессознательными, с помощью них строится вся модель жизненного пути, но они перестают быть теми компонентами, которые нуждаются в обдумывании и изменении, даже некорректно сложившиеся образы кажутся единственно верными. Именно поэтому столь важно понимать механизм осознания и стараться, начиная с юношеского возраста, как можно чаще возвращаться к своим устойчивым представлениям, чтобы иметь возможность сличения их с действительностью. Более полное осознание феномена любви возможно путём интериоризации (присвоения) представлений во внутрипсихический мир.
С целью изучения представлений о любви у старшеклассников и их осознания благодаря психологической помощи было проведено исследование в
общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга и г. Кириши, реципиентами выступили старшеклассники 10-11 классов в возрасте от 15 до 17 лет (в количестве 78 человек). В исследовании приняло участие 39 девушек и 39 юношей.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические подходы к изучению любви (Э. Фромм, А. Адлер, З. Рубин, В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин), представление о проблеме осознавания как центральной методологической проблеме (Э. Клаперед, В.М. Аллахвердов), экзистенциально-гуманистический подход, в котором раскрываются понятия «забота», «смысл» и «переживания» (Дж. Бьюдженталь), концепция индивидуальности Б.Г. Ананьева.
Для реализации обозначенной цели в исследовании использовались следующие методы и методики: авторская анкета, модифицированная методика незаконченных предложений Сакса-Леви, методика исследования смыслов Котлякова, МИС Пантелеева.
В качестве методов обработки данных использовались контент-анализ, Т критерий Стьюдента, и - критерий Манна-Уитни, а также коэффициент линейной корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена с помощью программы 81ай811са 6.0.
По результатам проведённого исследования было выявлено, что представления о любви у старшеклассников могут быть типологизированы по их отношению к себе и к феномену любви (оптимистичные, пессимистичные недооценивающие себя, определяющие любовь позитивно, но себя негативно, недооценивающие любовь). К типу «оптимистичные» относятся молодые люди, оценивающие любовь и себя положительно. Для таких юношей и девушек, скорее всего, не существует проблемы осознания себя как индивидуальности, свои достоинства и недостатки принимаются и не осуждаются, в то время как любовь как гуманистическая ценность имеет высокую значимость в их жизни.
Тип «пессимистичных» полагает, что любовь негативна по своей сути, кроме того, отношение к себе представлено в описании как «я плохой». Психологам, работающим с данными юношами и девушками, необходимо не только стремиться повысить самоотношение клиентам, но и попытаться понять причины сложившегося отношения к любви и к себе.
«Недооценивающие любовь» старшеклассники имеют положительное отношение к себе, при этом оценивая любовь как негативное или вовсе несуществующее явление. Они могут прагматично смотреть на построение любовных и дружеских отношений, а запрос, с которым они приходят к консультанту, также как и в предыдущей группе, может быть связан с ощущением психологического одиночества, а может быть вызван прошлым разочарованием в отношениях (в семье, в дружеских отношениях), который влечёт за собой чувства обиды и страха..
«Недооценивающие себя» юноши и девушки при положительном отношении к любви имеют негативное отношение к себе, склонны не принимать свои недостатки, а достоинства не рассматривать как собственными положительные черты.
Данная типология может помочь в индивидуальной психологической помощи старшеклассникам, так как с её помощью возможно разделение клиентов по их запросу, а также по возможности использования ресурсов для преодоления жизненных проблем.
Большинство респондентов оценивают любовь как положительно окрашенное явление; при этом на первое место среди наиболее значимых видов любви выходит любовь к родителям и противоположному полу, а на одном из последних мест расположена любовь к будущей профессии. Юноши менее требовательны в своих притязаниях к любимому, нежели девушки, в чьих описаниях несколько больше качеств, которые они хотели бы видеть в любимом человеке.
По результатам сравнительного анализа шкал незаконченных предложений выходит, что статистически значимых различий между юношами и девушками нет. Этот результат представляет интерес, так как существует мнение, что уже в юношеском возрасте девушки оценивают любовь выше, нежели юноши. Хотя по результатам нашей выборки среднее значение отношения к любви несколько больше у девушек, повторимся, что различия статистически не значимы.
При этом стоит заметить, что семейные смыслы жизни и у девушек, и у юношей занимает первое место в системе ценностей, что также подтверждается и выбором такого вида любви, как любовь к родителям большинством респондентов как наиболее значимого. Юноши и девушки, видимо, более ориентированы на семью, на родителей. Для девушек семейные смыслы жизни стоят несколько выше в системе ценностей, чем для юношей, что оправдывается сложившимися стереотипами в обществе. На втором месте по средним значениям у юношей преобладают экзистенциальные смыслы (любовь, свобода, жизнь), у девушек они расположены на третьем месте. Это неудивительно, так как и отношение к свободе и жизни у юношей более позитивно окрашены в отличие от девушек. Старшеклассники на данном этапе жизни озабочены поисками своей второй половины, выстраиванием любовных отношений. Данную особенность отмечает и Р. Хавигхерст в качестве возрастных задач [16, 148-149].
Большинство старшеклассников относят к противоположным любви явлениям чувства, наполненные негативными эмоциями (чаще всего ненависть) и чувство полного отсутствия эмоций (определяемое старшеклассниками как равнодушие). Такие взгляды можно встретить и у психологов. Так, М.Я. Дворецкая описывает любовь и ненависть как чувства антиподы, она отмечает, что ненависть - это тоже «любовь», но не созидающая, а разрушающая, она заполняет пустоты любви, именно поэтому существует вечный маятник: любовь - пустота - ненависть [8, 72]. Пустота может быть синонимом равнодушия и безразличия в данном исследовании. По нашему мнению, как равнодушие, так и ненависть появляются при наличии страха, когда человек не готов любить и, из-за боязни открыться, поддаётся действию негативных переживаний или наоборот погружается в безразличие.
Старшеклассники представляют любовь как абстрактный, «отчуждённый» феномен, их представления о любви носят экстериоризированный характер, в большей мере относятся к построению межличностных отношений и не распространяются на будущую профессию.
В ходе нашего исследования были обнаружены «мишени», на которые можно делать упор при проведении психологической помощи старшеклассникам: это, в первую очередь, низкая осознанность представлений о любви, во-вторых, у старшеклассников отсутствует понимание собственной роли в процессе построения любовных и дружеских отношений, и, в-третьих, непонимание значимости любви к профессии для дальнейшей жизни. Однако проблема осознания представлений о любви является комплексной, это многоуровневый процесс, предполагающий работу со всеми группами, которые задействованы, в частности как с самими старшеклассниками, так и с администрацией и педагогами школ, а также с родителями.
Этимология слова «помощь» заключается в его корнях, таких как «мощь», «мочь», следовательно, помогающая деятельность направлена на активацию внутреннего психического ресурса человека. Практическое обеспечение процесса психологической помощи зависит от ряда аспектов, определяющих её характер и направление. Первый аспект - актуальность и готовность к принятию помощи -является необходимым условием её оказания. Второй - готовность к оказанию
психологической помощи. Третий аспект - теоретико-методическая база, лежащая в основе организации психологической помощи [11, 6].
Психологическая помощь - это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме [4, 17].
Теоретико-методологической основой данной программы являются
экзистенциально-гуманистический подход, в котором раскрываются понятия «забота», «смысл» и «переживания», а также психосинтез, обращающийся к понятиям «ресурсы» и «саморазвитие» [12]. При её создании нами учитывалась необходимость интериоризации представлений о любви во внутрипсихический мир через преобразование сознания в деятельности. В концепции Б.Г. Ананьева внешняя реализации внутреннего мира - это экстериоризация в единстве с интериоризацией [2]. Человек рассматривается как субъект трёх основных деятельностей - труда, общения, познания. Посредством которых и осуществляется как экстериоризация внутренней жизни личности, так и интериоризация внешних действий [13, 283].
В соответствии с программой специальной процессуально-профессиональной подготовки, составленной Е.П. Кораблиной, основным методологическим принципом программы психологической помощи в осознании представлении о любви у старшеклассников является модульность посредством групповой и индивидуальной форм работы [12]. В данной программе психологической помощи были использованы следующие методы: лекционно-методологические беседы, упражнения, психодраматические игры, групповые дискуссии. Перед началом и после окончания каждого занятия проводится «Круг встречи и прощания».
Задачами программы помощи являются: углубление осознанности представлений о любви, рефлексия собственной роли в создании любовных и дружеских отношений и определение личностной значимости любви к профессии. Апробация разработанной программы психологической помощи в форме консультативных бесед показала заинтересованность и готовность старшеклассников и педагогов-психологов к повышению уровня осознанности их представлений о любви.
Программа групповой психологической помощи в осознании представлений о любви состоит из трехдневного семинара-тренинга по 4 академических часов ежедневно. Она может быть представлена в виде трёхступенчатой лестницы - этапов, прохождение которых способствует более глубинному осознанию представлений о любви. Программа включает в себе 3 модуля: самоисследование, исследование внутреннего пространства любви и гармонизация.
К первому модулю относится исследование субъективного представления о самом себе и своём месте в окружающем мире, рефлексирование самоотношения, осознание ценностных ориентаций. Задачи: углубить понимание себя как индивидуальности; увеличить проявление позитивных чувств по отношению к себе; обозначить перспективу самосовершенствования.
В данном модуле были разработаны два занятия (продолжительностью 4 академических часа каждый), отвечающие целям и задачам программы групповой психологической помощи в осознании представлений о любви старшеклассниками: «Кто Я?» и «Как я отношусь к себе?»
Второй модуль включает в себя исследование собственных представлений о любви, концентрация на осознавании образа любви, изучение значимости любви к профессии. К задачам данной части программы относят: научиться осмыслению образа любви; проработать проблемы, возникающие при данной тематике; проанализировать значимость любви к профессии.
В данном модуле также были разработаны два занятия (продолжительностью 2 академических часа каждый), отвечающие целям и задачам программы групповой психологической помощи в осознании представлений о любви старшеклассниками: «Внутренний образ любви» и «Любовь к профессии».
Заключительный модуль представляет собой Исследование собственных представлений о любви, концентрация на осознавании образа любви, изучение значимости любви к профессии; принятие внутреннего пространства любви на основе исследования сознательных и бессознательных представлений. К задачам относятся: научиться осмыслению образа любви; проработать проблемы, возникающие при данной тематике; проанализировать значимость любви к профессии;
В данном модуле, как и в первых двух, были разработаны два занятия (продолжительностью 2 академических часа каждый), отвечающие целям и задачам программы групповой психологической помощи в осознании представлений о любви старшеклассниками: «Работа с несовершенствами» и «Наши ресурсы».
Составленная программа психологической помощи в осознании представлений о любви для старшеклассников, их родителей и педагогов-психологов позволяет интериоризировать представления о любви во внутрипсихический мир.
Практическая значимость исследования заключается в том, что получены результаты, обогащающие содержание работы педагогов-психологов со старшеклассниками. Разработана программа комплексной психологической помощи в осознании представлений о любви у старшеклассников, которая может быть применена в образовательных учреждениях. Полученные данные можно использовать для разработки спецкурсов в процессе обучения будущих педагогов-психологов по работе со старшеклассниками, а также внедрены в уже имеющиеся дисциплины «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психологическое консультирование», а также для проведения групповой и индивидуальной работы с родителями.
Литература
1. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: монография. М.: ПКЦ Альтекс, 2012. 488 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учеб. пособие для студентов ст. курсов психол. фак. и отд.-ний ун-тов. М.: Класс, 2000. 336 с.
5. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Класс, 1998. 336 с.
6. Василев К. Любовь: пер. с болг. / общ. ред. Л. А. Богданович. М.: Прогресс, 1982. 384 с.
7. Галуза А. В. Формирование функции осознания в конце раннего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Институт подготовки и переподготовки национальной академии Беларуси. СПб., 2006. 164 с.
8. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. 655 с.
9. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: Экономпресс, 1999. 180 с.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 783 с.
11. Кораблина Е. П. Профессиональная психологическая помощь и консультирование: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 63 с.
12. Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 43 с.
13. Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб.: Ин-т практ. псих., 2004. 542 с.
14. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
15. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1998. 352 с.
16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.
18. Сухомлинский В. А. Книга о любви. М.: Молодая гвардия, 1983. 190 с.
19. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. СПб.: Прайм-еврознак, 2001. 224 с.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
21. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 736 с.
V.A. Smarysheva
THE EXISTENTIALLY HUMANISTICAL APPROACH TO THE RESEARCH OF REPRESENTATIONS OF LOVE OF UPPERCLASSMEN
The article reviews the main features of representations of love belonging to high class pupils in schools of general education. The study of these representations can become the foundation for creation the program of psychological assistance in design of constructing life path. As the theoretically-methodological base of research there was used the existentially humanistical approach and the idea of individuality by B. G. Ananyev.
Keywords: existentially humanistical, perception, representations, interiorization, exteriorization.