УДК 159.923.2
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ
Виктория Алексеевна Смарышева, инспектор учебного отдела Восточно-Европейского института психоанализа, Большой проспект Петроградской стороны, д. 18 А, Санкт-Петербург, Россия, 198188; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу психолого-акмеологических возможностей формирования осознанных представлений о любви в раннем юношеском возрасте. В работе приводится описание и анализ особенностей представлений о любви юношей и девушек, учащихся в старших классах общеобразовательных школ. В качестве теоретико-методологической основы к исследованию легли: представление о проблеме осознавания как центральной методологической проблемы, экзистенциально-гуманистический подход, концепция индивидуальности Б.Г. Ананьева.
Ключевые слова: осознание, самоотношение, представление о любви, интериоризация, экстериоризация.
Актуальность изучения проблемы исследования осознанных представлений о любви обусловлена тем, что в начале жизненного пути каждый человек формирует для себя представление о любви, будь то любовь к природе, к профессии, любимому, к животным или к Богу. И именно в соответствии со сложившимися взглядами на это чувство он выстраивает свой жизненный путь, вступает в любовные и дружеские отношения. В процессе развития человек порождает жизненные потенциалы, непрерывно расширяет и концентрирует себя, приводя обстоятельства и стили жизни, способы деятельности, познания и общения в соответствие с творческим Я [2, с. 138].
Характеризуя проблему исследования представлений о любви, стоит отметить, что первой задачей является определение этого многогранного явления. В «Азбуке психолога-консультанта» можно найти следующее определение: «Любовь - самодвижение действия жизни от со-бытия, причиняющего к сокровенности получающего; вклад в эгоизм другого (но не замещение другого); соучастие собственной интимностью в развитии другого» [12, с. 33]. Е.П. Ильин полагает, что любовь - это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным [11, с. 328]. Именно это определение кажется нам одним из наиболее полных.
Эрик Берн отметил, что есть лишь два пути сближения реальности и ее отражения в сознании: либо изменить саму реальность, либо изменить представление о ней [7]. Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние отца и матери [15, с. 371]. В процессе своего развития человек выбирает определенный образ жизни, образ любви, выстраивает собственную систему ценностей и представлений среди множества ценностных систем [1]. Регулятивная функция психики может осуществляться не только без участия представлений, но даже и без участия сознания [6, с. 20].
В зарубежных концепциях сознание сводится к области сознаваемого. В отечественной психологии проблема осознавания ставится как центральная методологическая проблема, связанная с процессуальными и динамическими характеристиками сознания: то, что субъективно предстает как процесс осознания действительности, объективно является процессом порождения его собственного сознания [9, с.10]. Самая общая характеристика осозна-ваемости психических процессов состоит в следующем: человек может осознавать то, что
воспринимает, то, что он вспоминает, о чем он мыслит, к чему внимателен, какие эмоции испытывает; человек может осознать, что именно он воспринимает, мыслит, чувствует [14]. Активность сознания обуславливает высшие формы приспособления человека к окружающему миру, позволяя воспринимать явления в их причинной взаимосвязи, разграничивать существенное и несущественное, вносить замысел в деятельность, т.е. придать всей системе отношений человека к миру целенаправленный характер [10, с. 318]. При формировании осознанных представлений о любви стоит учитывать, что они не всегда сразу смогут быть воплощены в жизнь, «акмеологический смысл таких мотивационных образований состоит не в стимуляции к действию реализации, а в создании смысловой перспективы жизнедеятельности с последующим достижением возможностей реализации» [3, с. 17-18].
Таким образом, цель исследования состояла в изучении представлений о любви у старшеклассников и их осознания благодаря психологической помощи. Объектом стали 78 человек (39 девушек и 39 юношей) в возрасте 15-17 лет, учащихся в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга и г. Кириши.
Для реализации поставленной цели был поставлен ряд задач:
1) представить характеристику постановки проблемы исследования представлений о любви;
2) подобрать адекватные целям и задачам методы исследования представлений о любви;
3) изучить особенности представлений о любви юношей и девушек старших классов общеобразовательной школы;
4) изучить возможности формирования осознанных представлений о любви у старшеклассников.
Гипотезы:
1. Представления о любви у старшеклассников связаны с их самоотношением и отношением к данному феномену.
2. Изучение представлений о любви у старшеклассников может быть основанием для создания программы психолого-акмеологической помощи в формировании осознанных представлений о любви.
Для реализации обозначенных целей и задач в исследовании использовались следующие методы и методики: авторская анкета, модифицированная методика незаконченных предложений Сакса-Леви, методика исследования смыслов Котлякова, МИС Пантелеева.
В результате исследования были выделены типологические группы старшеклассников на основе их отношения к себе и к феномену любви: а) оптимистичные, оценивающие себя и любовь положительно; б) пессимистичные, рассматривающие любовь и самих себя негативно; в) недооценивающие себя, определяющие любовь позитивно, но себя негативно; г) недооценивающие любовь, рассматривающие себя позитивно, а любовь негативно. Юноши менее требовательны в своих притязаниях к любимому, чем девушки. По результатам сравнительного анализа шкал незаконченных предложений выходит, что статистически значимых различий между юношами и девушками нет. Для девушек семейные смыслы жизни стоят несколько выше в системе ценностей, чем для юношей, что оправдывается сложившимися стереотипами в обществе. На втором месте по средним значениям у юношей преобладают экзистенциальные смыслы (любовь, свобода, жизнь), у девушек они расположены на третьем месте. Это неудивительно, так как и отношение к свободе и жизни у юношей более позитивно окрашено, в отличие от девушек. Старшеклассники в своих представлениях о любви преимущественно ориентированы на внешний мир: на первое место среди значимых видов любви выходит любовь к родителям и противоположному полу, а на последнее - любовь к будущей профессии и к Богу, что свидетельствует об экстериоризированном характере представлений о любви.
В соответствии с программой специальной процессуально-профессиональной подготовки, составленной Е.П. Кораблиной, была составлена модульная программа психологической помощи в осознании представлении о любви посредством групповой и индивидуальной форм работы. В данной программе психологической помощи были использованы следующие методы: лекционно-методологические беседы, упражнения, психодрамати-
ческие игры, групповые дискуссии [13]. Задачами программы помощи являются: углубление осознанности представлений о любви; рефлексия собственной роли в создании любовных и дружеских отношений; определение личностной значимости любви к профессии. Формирование осознанных представлений о любви у старшеклассников предполагает определения психолого-акмеологических условий внешней и внутренней среды школы: наличие специальных курсов повышения квалификации научных руководителей, групповые консультации и психопрофилактические беседы с родителями, наличие особых психолого-акмеологических условий инициирования у старшеклассников, их родителей и преподавателей потребности в рефлексии [4, 5]. Для формирования этих представлений используется акмеологическое сопровождение, то есть «целостный и непрерывный процесс изучения и анализа формирования, развития и коррекции всех элементов человеческой составляющей управляемой системы» [8, с. 16]
Таким образом, изучение психологической литературы по проблеме исследования феномена любви выявило разнообразие имеющихся определений, характеризующих либо точку зрения отдельного ученого, либо целой научной школы; нами были изучены особенности представлений о любви старшеклассников, были определены типологические группы старшеклассников на основе их отношения к себе и к феномену любви, которые характерны как для юношей, так и для девушек. Можно предположить, что специфика представлений о любви в большей мере обусловлена индивидуальными, а не гендерны-ми особенностями. Была разработана программа психологической помощи в осознании представлений о любви у старшеклассников, направленная на интериоризацию представлений о любви и определение личной значимости любви к профессии.
Практическое значение исследования заключается в том, что получены результаты, обогащающие содержание работы педагогов-психологов со старшеклассниками. Разработана программа комплексной психологической помощи в осознании представлений о любви у старшеклассников, которая может быть применена в образовательных учреждениях. Полученные данные можно использовать для разработки спецкурсов в процессе обучения будущих педагогов-психологов по работе со старшеклассниками, а также внедрять в уже имеющиеся дисциплины «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психологическое консультирование», а также для групповой и индивидуальной работы с родителями.
Благодарим за содействие в исследовании кафедру «Психологическая помощь» РГПУ им. А.И. Герцена, при содействии которой проводилось исследование.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-144.
[2]. Агапов В.С. Становление Я концепции в управленческой деятельности руководителей: Монография. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.
[3]. Асеев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. 2012. № 1. С. 17-20.
[4]. БажановаЕ.П., БатарчукД.С. Психолого-акмеологические возможности коучинга в развитии медиативной компетентности // Акмеология. 2012. № 1. С. 76-83.
[5]. Барышева Т.Д.. Рефлекивное обучение как ресурс метарефлексивного развития профессионала // Акмеология. 2013. № 4. С. 25-28.
[6]. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 42-56.
[7]. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992.
[8]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3. С. 8-19.
[9]. Галуза А. В. Формирование функции осознания в конце раннего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. Институт подготовки и переподготовки национальной академии Беларуси. СПб., 2006.
[10]. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. С. 655.
[11]. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 783.
[12]. Кораблина Е.П., Родина А.М., Королева Т.Ю. Азбука психолога-консультанта: Словарь-справочник. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2009. С. 79.
[13]. Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2006. С. 43.
[14]. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. С. 286.
[15]. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. С. 736.
PSYCHOLOGICALLY-ACMEOLOGICAL RESOURCES IN FORMING DELIBERATE REPRESENTATIONS OF LOVE
Victoria A. Smarysheva, Inspector of the Educational Department of East European Institute of Psychoanalysis, 18 А Bolshoi prosp. of Petrogradskiy side, Saint-Petersburg, 198188, Russia; е-mail: [email protected].
ABSTRACT
The article is dedicated to analysis of psychologically-acmeological resources in forming deliberate representations of love in early youthful age. In this paper, we present a description and analysis of features of representations of love of high school students. As a theoretical and methodological framework ofthe research, we used representation of perception as the central methological problem, existentially humanistical approach and the idea of individuality by B.G. Ananyev. Key words: perception, self-attitude, representations of love, interiorization, exteriorization.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Sovremennye issledovanija samosoznanija i Ja-koncepcii sub#ekta v kontekste idej S.L. Rubinshtejna // Akmeologija. 2012. № 1. S. 133-144.
[2]. Agapov V.S. Stanovlenie Ja koncepcii v upravlencheskoj dejatel'nosti rukovoditelej: Monografija. M.: Izd-vo OOO «PKC Al'teks», 2012.
[2]. Aseev V.G. Strukturnye osobennosti znachimogo prostranstva lichnosti // Akmeologija. 2012. № 1. S. 17-20.
[4]. Bazhanova E.P., Batarchuk D.S. Psihologo-akmeologicheskie vozmozhnosti kouchinga v razvitii mediativnoj kompetentnosti // Akmeologija. 2012. № 1. S. 76-83.
[5]. Barysheva T.D. Reflekivnoe obuchenie kak resurs metarefleksivnogo razvitija professionala // Akmeologija. 2013. № 4. S. 25-28.
[6]. Belinskaja E.P. Issledovanija lichnosti: tradicii i perspektivy // Social'naja psihologija v sovremennom obshhestve / Pod red. G. M. Andreevoj, A. I. Doncova. M.: Aspekt Press, 2002. S. 42-56.
[7]. Bern Je. Igry, v kotorye igrajut ljudi: Psihologija chelovecheskih vzaimootnoshenij; Ljudi, kotorye igrajut v igry: Psihologija chelovecheskoj sud'by. SPb.: Lenizdat, 1992.
[8]. Derkach A.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. 2011. № 3. S. 8-19.
[9]. Galuza A.V. Formirovanie funkcii osoznanija v konce rannego doshkol'nogo vozrasta: diss. na soiskanie uch. st. kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.13 / Institut podgotovki i perepodgotovki nacional'noj akademii Belarusi. SPb., 2006
[10]. GranovskajaR. Jelementy prakticheskoj psihologii. 5-e izd., ispr. i dop. SPb.: Rech', 2003. S. 655.
[11]. Il'in E.P. Jemocii i chuvstva, 2-e izd. SPb.: Piter, 2008. S.783.
[12]. Korablina E.P., Rodina A.M., Koroljova T.Ju., Azbuka psihologa-konsul'tanta: Slovar'-spravochnik. SPb.: Izd-vo RGPU im A.I. Gercena, 2009, S. 79.
[13]. Korablina E.P. Psihologija podgotovki k professional'noj dejatel'nosti psihologa-konsul'tanta, avtoreferat dissertacii na soiskanie uchjonoj stepeni doktora psihologicheskih nauk. SPb., 2006. S.43.
[14]. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M.: MGU, 1983, S. 286.
[15]. ShnejderL.B. Semejnaja psihologija: uchebnoe posobie dlja vuzov. 3-e izd. M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2007. S. 736.