Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические возможности формирования осознанных представлений о любви'

Психолого-акмеологические возможности формирования осознанных представлений о любви Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ / REPRESENTATIONS OF LOVE / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / INTERIORIZATION / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / EXTERIORIZATION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смарышева Виктория Алексеевна

Статья посвящена анализу психолого-акмеологических возможностей формирования осознанных представлений о любви в раннем юношеском возрасте. В работе приводится описание и анализ особенностей представлений о любви юношей и девушек, учащихся в старших классах общеобразовательных школ. В качестве теоретико-методологической основы к исследованию легли: представление о проблеме осознавания как центральной методологической проблемы, экзистенциально-гуманистический подход, концепция индивидуальности Б.Г. Ананьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICALLY-ACMEOLOGICAL RESOURCES IN FORMING DELIBERATE REPRESENTATIONS OF LOVE

The article is dedicated to analysis of psychologically-acmeological resources in forming deliberate representations of love in early youthful age. In this paper, we present a description and analysis of features of representations of love of high school students. As a theoretical and methodological framework ofthe research, we used representation of perception as the central methological problem, existentially humanistical approach and the idea of individuality by B.G. Ananyev.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические возможности формирования осознанных представлений о любви»

УДК 159.923.2

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ

Виктория Алексеевна Смарышева, инспектор учебного отдела Восточно-Европейского института психоанализа, Большой проспект Петроградской стороны, д. 18 А, Санкт-Петербург, Россия, 198188; e-mail: atybrc1989@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу психолого-акмеологических возможностей формирования осознанных представлений о любви в раннем юношеском возрасте. В работе приводится описание и анализ особенностей представлений о любви юношей и девушек, учащихся в старших классах общеобразовательных школ. В качестве теоретико-методологической основы к исследованию легли: представление о проблеме осознавания как центральной методологической проблемы, экзистенциально-гуманистический подход, концепция индивидуальности Б.Г. Ананьева.

Ключевые слова: осознание, самоотношение, представление о любви, интериоризация, экстериоризация.

Актуальность изучения проблемы исследования осознанных представлений о любви обусловлена тем, что в начале жизненного пути каждый человек формирует для себя представление о любви, будь то любовь к природе, к профессии, любимому, к животным или к Богу. И именно в соответствии со сложившимися взглядами на это чувство он выстраивает свой жизненный путь, вступает в любовные и дружеские отношения. В процессе развития человек порождает жизненные потенциалы, непрерывно расширяет и концентрирует себя, приводя обстоятельства и стили жизни, способы деятельности, познания и общения в соответствие с творческим Я [2, с. 138].

Характеризуя проблему исследования представлений о любви, стоит отметить, что первой задачей является определение этого многогранного явления. В «Азбуке психолога-консультанта» можно найти следующее определение: «Любовь - самодвижение действия жизни от со-бытия, причиняющего к сокровенности получающего; вклад в эгоизм другого (но не замещение другого); соучастие собственной интимностью в развитии другого» [12, с. 33]. Е.П. Ильин полагает, что любовь - это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным [11, с. 328]. Именно это определение кажется нам одним из наиболее полных.

Эрик Берн отметил, что есть лишь два пути сближения реальности и ее отражения в сознании: либо изменить саму реальность, либо изменить представление о ней [7]. Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние отца и матери [15, с. 371]. В процессе своего развития человек выбирает определенный образ жизни, образ любви, выстраивает собственную систему ценностей и представлений среди множества ценностных систем [1]. Регулятивная функция психики может осуществляться не только без участия представлений, но даже и без участия сознания [6, с. 20].

В зарубежных концепциях сознание сводится к области сознаваемого. В отечественной психологии проблема осознавания ставится как центральная методологическая проблема, связанная с процессуальными и динамическими характеристиками сознания: то, что субъективно предстает как процесс осознания действительности, объективно является процессом порождения его собственного сознания [9, с.10]. Самая общая характеристика осозна-ваемости психических процессов состоит в следующем: человек может осознавать то, что

воспринимает, то, что он вспоминает, о чем он мыслит, к чему внимателен, какие эмоции испытывает; человек может осознать, что именно он воспринимает, мыслит, чувствует [14]. Активность сознания обуславливает высшие формы приспособления человека к окружающему миру, позволяя воспринимать явления в их причинной взаимосвязи, разграничивать существенное и несущественное, вносить замысел в деятельность, т.е. придать всей системе отношений человека к миру целенаправленный характер [10, с. 318]. При формировании осознанных представлений о любви стоит учитывать, что они не всегда сразу смогут быть воплощены в жизнь, «акмеологический смысл таких мотивационных образований состоит не в стимуляции к действию реализации, а в создании смысловой перспективы жизнедеятельности с последующим достижением возможностей реализации» [3, с. 17-18].

Таким образом, цель исследования состояла в изучении представлений о любви у старшеклассников и их осознания благодаря психологической помощи. Объектом стали 78 человек (39 девушек и 39 юношей) в возрасте 15-17 лет, учащихся в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга и г. Кириши.

Для реализации поставленной цели был поставлен ряд задач:

1) представить характеристику постановки проблемы исследования представлений о любви;

2) подобрать адекватные целям и задачам методы исследования представлений о любви;

3) изучить особенности представлений о любви юношей и девушек старших классов общеобразовательной школы;

4) изучить возможности формирования осознанных представлений о любви у старшеклассников.

Гипотезы:

1. Представления о любви у старшеклассников связаны с их самоотношением и отношением к данному феномену.

2. Изучение представлений о любви у старшеклассников может быть основанием для создания программы психолого-акмеологической помощи в формировании осознанных представлений о любви.

Для реализации обозначенных целей и задач в исследовании использовались следующие методы и методики: авторская анкета, модифицированная методика незаконченных предложений Сакса-Леви, методика исследования смыслов Котлякова, МИС Пантелеева.

В результате исследования были выделены типологические группы старшеклассников на основе их отношения к себе и к феномену любви: а) оптимистичные, оценивающие себя и любовь положительно; б) пессимистичные, рассматривающие любовь и самих себя негативно; в) недооценивающие себя, определяющие любовь позитивно, но себя негативно; г) недооценивающие любовь, рассматривающие себя позитивно, а любовь негативно. Юноши менее требовательны в своих притязаниях к любимому, чем девушки. По результатам сравнительного анализа шкал незаконченных предложений выходит, что статистически значимых различий между юношами и девушками нет. Для девушек семейные смыслы жизни стоят несколько выше в системе ценностей, чем для юношей, что оправдывается сложившимися стереотипами в обществе. На втором месте по средним значениям у юношей преобладают экзистенциальные смыслы (любовь, свобода, жизнь), у девушек они расположены на третьем месте. Это неудивительно, так как и отношение к свободе и жизни у юношей более позитивно окрашено, в отличие от девушек. Старшеклассники в своих представлениях о любви преимущественно ориентированы на внешний мир: на первое место среди значимых видов любви выходит любовь к родителям и противоположному полу, а на последнее - любовь к будущей профессии и к Богу, что свидетельствует об экстериоризированном характере представлений о любви.

В соответствии с программой специальной процессуально-профессиональной подготовки, составленной Е.П. Кораблиной, была составлена модульная программа психологической помощи в осознании представлении о любви посредством групповой и индивидуальной форм работы. В данной программе психологической помощи были использованы следующие методы: лекционно-методологические беседы, упражнения, психодрамати-

ческие игры, групповые дискуссии [13]. Задачами программы помощи являются: углубление осознанности представлений о любви; рефлексия собственной роли в создании любовных и дружеских отношений; определение личностной значимости любви к профессии. Формирование осознанных представлений о любви у старшеклассников предполагает определения психолого-акмеологических условий внешней и внутренней среды школы: наличие специальных курсов повышения квалификации научных руководителей, групповые консультации и психопрофилактические беседы с родителями, наличие особых психолого-акмеологических условий инициирования у старшеклассников, их родителей и преподавателей потребности в рефлексии [4, 5]. Для формирования этих представлений используется акмеологическое сопровождение, то есть «целостный и непрерывный процесс изучения и анализа формирования, развития и коррекции всех элементов человеческой составляющей управляемой системы» [8, с. 16]

Таким образом, изучение психологической литературы по проблеме исследования феномена любви выявило разнообразие имеющихся определений, характеризующих либо точку зрения отдельного ученого, либо целой научной школы; нами были изучены особенности представлений о любви старшеклассников, были определены типологические группы старшеклассников на основе их отношения к себе и к феномену любви, которые характерны как для юношей, так и для девушек. Можно предположить, что специфика представлений о любви в большей мере обусловлена индивидуальными, а не гендерны-ми особенностями. Была разработана программа психологической помощи в осознании представлений о любви у старшеклассников, направленная на интериоризацию представлений о любви и определение личной значимости любви к профессии.

Практическое значение исследования заключается в том, что получены результаты, обогащающие содержание работы педагогов-психологов со старшеклассниками. Разработана программа комплексной психологической помощи в осознании представлений о любви у старшеклассников, которая может быть применена в образовательных учреждениях. Полученные данные можно использовать для разработки спецкурсов в процессе обучения будущих педагогов-психологов по работе со старшеклассниками, а также внедрять в уже имеющиеся дисциплины «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психологическое консультирование», а также для групповой и индивидуальной работы с родителями.

Благодарим за содействие в исследовании кафедру «Психологическая помощь» РГПУ им. А.И. Герцена, при содействии которой проводилось исследование.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. № 1. С. 133-144.

[2]. Агапов В.С. Становление Я концепции в управленческой деятельности руководителей: Монография. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.

[3]. Асеев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. 2012. № 1. С. 17-20.

[4]. БажановаЕ.П., БатарчукД.С. Психолого-акмеологические возможности коучинга в развитии медиативной компетентности // Акмеология. 2012. № 1. С. 76-83.

[5]. Барышева Т.Д.. Рефлекивное обучение как ресурс метарефлексивного развития профессионала // Акмеология. 2013. № 4. С. 25-28.

[6]. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 42-56.

[7]. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992.

[8]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3. С. 8-19.

[9]. Галуза А. В. Формирование функции осознания в конце раннего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. Институт подготовки и переподготовки национальной академии Беларуси. СПб., 2006.

[10]. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. С. 655.

[11]. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 783.

[12]. Кораблина Е.П., Родина А.М., Королева Т.Ю. Азбука психолога-консультанта: Словарь-справочник. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2009. С. 79.

[13]. Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2006. С. 43.

[14]. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. С. 286.

[15]. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. С. 736.

PSYCHOLOGICALLY-ACMEOLOGICAL RESOURCES IN FORMING DELIBERATE REPRESENTATIONS OF LOVE

Victoria A. Smarysheva, Inspector of the Educational Department of East European Institute of Psychoanalysis, 18 А Bolshoi prosp. of Petrogradskiy side, Saint-Petersburg, 198188, Russia; е-mail: atybrc1989@rambler.ru.

ABSTRACT

The article is dedicated to analysis of psychologically-acmeological resources in forming deliberate representations of love in early youthful age. In this paper, we present a description and analysis of features of representations of love of high school students. As a theoretical and methodological framework ofthe research, we used representation of perception as the central methological problem, existentially humanistical approach and the idea of individuality by B.G. Ananyev. Key words: perception, self-attitude, representations of love, interiorization, exteriorization.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Sovremennye issledovanija samosoznanija i Ja-koncepcii sub#ekta v kontekste idej S.L. Rubinshtejna // Akmeologija. 2012. № 1. S. 133-144.

[2]. Agapov V.S. Stanovlenie Ja koncepcii v upravlencheskoj dejatel'nosti rukovoditelej: Monografija. M.: Izd-vo OOO «PKC Al'teks», 2012.

[2]. Aseev V.G. Strukturnye osobennosti znachimogo prostranstva lichnosti // Akmeologija. 2012. № 1. S. 17-20.

[4]. Bazhanova E.P., Batarchuk D.S. Psihologo-akmeologicheskie vozmozhnosti kouchinga v razvitii mediativnoj kompetentnosti // Akmeologija. 2012. № 1. S. 76-83.

[5]. Barysheva T.D. Reflekivnoe obuchenie kak resurs metarefleksivnogo razvitija professionala // Akmeologija. 2013. № 4. S. 25-28.

[6]. Belinskaja E.P. Issledovanija lichnosti: tradicii i perspektivy // Social'naja psihologija v sovremennom obshhestve / Pod red. G. M. Andreevoj, A. I. Doncova. M.: Aspekt Press, 2002. S. 42-56.

[7]. Bern Je. Igry, v kotorye igrajut ljudi: Psihologija chelovecheskih vzaimootnoshenij; Ljudi, kotorye igrajut v igry: Psihologija chelovecheskoj sud'by. SPb.: Lenizdat, 1992.

[8]. Derkach A.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. 2011. № 3. S. 8-19.

[9]. Galuza A.V. Formirovanie funkcii osoznanija v konce rannego doshkol'nogo vozrasta: diss. na soiskanie uch. st. kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.13 / Institut podgotovki i perepodgotovki nacional'noj akademii Belarusi. SPb., 2006

[10]. GranovskajaR. Jelementy prakticheskoj psihologii. 5-e izd., ispr. i dop. SPb.: Rech', 2003. S. 655.

[11]. Il'in E.P. Jemocii i chuvstva, 2-e izd. SPb.: Piter, 2008. S.783.

[12]. Korablina E.P., Rodina A.M., Koroljova T.Ju., Azbuka psihologa-konsul'tanta: Slovar'-spravochnik. SPb.: Izd-vo RGPU im A.I. Gercena, 2009, S. 79.

[13]. Korablina E.P. Psihologija podgotovki k professional'noj dejatel'nosti psihologa-konsul'tanta, avtoreferat dissertacii na soiskanie uchjonoj stepeni doktora psihologicheskih nauk. SPb., 2006. S.43.

[14]. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. M.: MGU, 1983, S. 286.

[15]. ShnejderL.B. Semejnaja psihologija: uchebnoe posobie dlja vuzov. 3-e izd. M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2007. S. 736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.