ния - подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровню и профилю, конкурентоспособному на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в получении соответствующего образования.
Вхождение системы военного образования в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) с середины 90-х годов коренным образом не изменило организацию подготовки специалистов с высшим военным профессиональным образованием. «Казалось бы, вхождение ГОС ВПО позволит системе военного образования приобрести новые качества в профессиональной подготовке специалистов. Однако особо ощутимых сдвигов в этой области, на наш взгляд, пока не произошло. Не наблюдается и повышение эффективности всей действующей структуры военного образования, как следствие - боевой готовности соединений и (частей) Вооруженных сил РФ» [6, с. 48]. Модернизация и реформирование в основном свелись к передислокации и сокращению военно-учебных заведений.
Полагаем, что модернизация системы высшего специального профессионального образования, в том числе и высшего военного профессионального, заключается в многоуровневой подготовке специалистов. «Это позволит создать единую государственную систему многоуровневой военной подготовки учащейся молодежи в сфере гражданского образова-
ния Российской Федерации, которая будет осуществляться по преемственным и взаимосвязанным программам на всех ступенях обучения. В режиме многоцелевого функционирования такая система позволила бы обеспечить решение широкого спектра задач по военному обучению, воинскому, военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащейся молодежи» [7, с. 55]:
1 уровень - в сфере общего среднего образования осуществлять подготовку учащихся по основам военной службы, основам безопасности жизнедеятельности и их военно-профессиональной ориентации;
2 уровень - в сфере начального профессионального образования проводить подготовку младших военных специалистов по военно-учетным специальностям военнослужащих по призыву и по контракту рядового состава;
3 уровень - в сфере среднего профессионального образования организовать подготовку сержантского состава и старшин (прапорщиков и мичманов) по утвержденному для них перечню военно-учетных специальностей;
4 уровень - в сфере высшего профессионального образования продолжить обучение по программам подготовки офицерских кадров для прохождения ими военной службы по контракту.
Предполагаемый вариант многоуровневой военной подготовки, по нашему мнению, органически вписывается в новые элементы макроструктуры отечественного образования, формирующиеся в процессе его модернизации и реформирования.
Библиографический список
1. Милёхина, Е.А. Проблемы целеполагания в современной системе высшего профессионального образования // Философия образования. -Новосибирск. - 2008. - № 4(25).
2. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988.
3. Панарин, В.И. Актуальные проблемы модернизации высшего образования // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: Материалы У1-й региональной научно-методической конференции 22.11.2006. - Новосибирск: НГИ, 2006.
4. Храпов, С.А. Кризисные тенденции в общественном сознании и системе образования современной России // Философия образования. -Новосибирск - 2008. - № 4(25).
5. Соколков, Е.А. Роль и место гуманитарного образования в современном российском обществе / Е.А. Соколков, В.И. Панарин // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: Материалы VI-й региональной научно-методической конференции 22.11.2006. - Новосибирск: НГИ, 2006.
6. Булыгин, В.Я. Государственный образовательный стандарт: плюсы и минусы. - М.: Военная Мысль. - 2007. - № 9.
7. Добровольский, В.С. Многоуровневая подготовка военных специалистов. - М.: Военная Мысль. - 2003. - № 5.
Статья поступила в редакцию 15.12.09
УДК 152.3
О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, доц. НГПУ; Н.А. Москвина, соискатель кафедры психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ИДЕАЛЬНОГО ОБРАЗА ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННЕЙ ЮНОСТИ
В статье представлены результаты пилотажного исследования взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека в раннем юношеском возрасте. Дана характеристика иерархии качеств, желаемых у любимого человека. Выстроенный на основе статистического анализа психологический профиль отражает идеальный образ любимого человека, сложившийся в представлениях юношей и девушек. Показана гендерная специфика образа любимого человека в юношеском возрасте.
Ключевые слова: самооценка, идеальный образ, образ любимого человека, психологический профиль, психологические детерминанты образа, иерархия личностных качеств, юношеский возраст.
Ранний юношеский возраст по праву считается (И. С.Кон, Д.И. Фельдштейн, В.С. Мухина и др.) периодом первой любви и возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в ближайшей перспективе взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Причем юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, взаимопонимании, душевной близости. Открытие своего внутреннего мира, по мнению А.С. Арсеньева (2001), есть ценнейшее психологическое приобретение
ранней юности. Юность эмоциональна и старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Сам того, не желая, юноша превращает в объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и переживания. Даже в первой любви, полагает И.И. Чеснокова, юношу увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу [1-5].
Возникновение любви, отмечают Э. Штерн (1975), Г. Вебер (2001), Э. Фромм (2005), связано с такими обстоятельствами, как:
1. Половое созревание организма.
2. Желание иметь близкого друга, с которым можно говорить на сокровенные, волнующие темы.
3. Естественная потребность человека в сильной персональной и эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества [6-8].
Юношеская любовь, с точки зрения И.С. Кона (1989), В.С. Мухиной (2004), предполагает большую степень интимности, чем дружба. В этих эмоционально-интимных отношениях между юношами и девушками формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Причем, многие личностные качества, приобретенные в эти годы, не только сохраняются на всю жизнь, но во многом определяют дальнейшую судьбу человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают индивидуально своеобразные ответы на вопросы «Кто я?», «С кем я?». Степень глубины отношений с противоположным полом в ранней юности определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек [9].
Э. Эриксон (1996), И.С. Кон (1978), Э. Шпрангер (1924), М. Кле (1991), В.С. Мухина (2004), А.С. Арсеньев (2001) и др. исследователи юношеского возраста, не обошли своим вниманием и вопросы соотношения самооценки юноши с его представлениями о любимом человеке. Построение образа любимого человека в ранней юности - чрезвычайно важная задача возраста, полагают Э. Эриксон, А.С.Арсеньев, С.Д. Смирнов [4; 10; 12]. Однако, как показал анализ литературных источников, этот аспект крайне фрагментарно представлен не только в психологических исследованиях, но в ряде смежных наук. В связи с этим наш исследовательский интерес был сконцентрирован в русле выявления взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека в раннем юношеском возрасте. К пилотажному исследованию привлечено 100 испытуемых в возрасте от 16 до 17 лет, из них - 50 юношей и 50 девушек. В качестве основного в нашем исследовании использовался идеографический подход, в частности, конститутивные и семантико-дифференцирующие методы психодиагностики:
1. Методика «Незаконченные предложения», позволяющая выявить и охарактеризовать семантическую специфику трактовки испытуемыми таких понятийных категорий, как «любовь», «любимый человек», «брак», «счастливый брак», «счастливая семья», а так же дифференцировать понятия «любовь - дружба» и определить, что «для счастья мне необходимо».
2. Методика «Качества любимого человека», позволяющая выявить субъективные представления респондентов о присущих образу любимого человека характеристиках.
3. Методика «Изучение самооценки» (по С.А. Будасси), направленная на выявление специфики самооценки испытуемых [13].
4. Методика «Идеальный и реальный образ любимого человека», позволяющая выявить и описать соотношение качеств идеального и реального образа любимого человека.
Частотный анализ ответов показал, что понятие «любовь» 26 % испытуемых характеризуют как высокое светлое чувство, 12 % - как симпатии двух людей друг к другу, 9 % -как жизнь.
Понятие «любимый человек» 20 % испытуемыми трактуется как человек, к которому ты испытываешь любовь; по
11 % - человек, к которому тянет и хочется быть с ним рядом и человек, с которым хочется быть до конца жизни; 9 % - тот, кого хочешь видеть рядом с собой. По 6,5 % набрали варианты ответов: 1) человек, который никогда не оби-
дит; 2) с которым чувствуешь себя защищенным; 3) которому можно довериться и который не осудит и поймет; 4) часть меня; 5) самый близкий человек.
Понятие «брак» рассматривает как: (а) союз двух влюбленных сердец 30 % испытуемых; (б) создание семьи - 15 %; (в) штамп в паспорте - 14 %; (г) конец свободы - 11%; (д) ответственность - 11 % респондентов. В свою очередь, «счастливый брак» трактуется испытуемыми как: любящие друг друга люди, прожили вместе всю жизнь, брак по любви (17 %); все в семье хорошо (14 %); уважение и доверие (12 %). Семантика категории «счастливая семья» раскрывается через такие характеристики, как любящие друг друга люди (22 % испытуемых); любовь, гармония и детский смех (19 %); взаимопонимание (15 %). При разграничении понятий «дружба» и «любовь» 30 % респондентов полагают, что дружба - это просто общение, а любовь нет; 19 % - считают, что в дружбе нет намека на отношения, и 17% испытуемых отмечают, что дружба не перерастает в любовь. Заметим, что разнополая дружба в юности, как отмечают И.С. Кон, А.В. Курпатов, - явление редкое. В ней всегда присутствует эротическая основа - влюбленность [14].
Субъективно «необходимым для счастья» 23 % испытуемых полагают наличие любимого человека. 20 % респондентов считают, что им «для счастья необходимо» все; 14 % -отмечают важность любить и быть любимой (-ым); 11 % -рассматривают в числе наиболее значимых условий деньги.
По результатам методики «Качества любимого человека» для построения обобщенного профиля на основе статистического показателя моды было отобрано 15 качеств, чаще всего встречающихся в ответах испытуемых. Профильные кривые (рис.1) отражают определенную иерархию качеств, желаемых у любимого человека и могут рассматриваться как его идеальный образ, сложившийся в представлениях юношей и девушек. Анализ профилей свидетельствуют, что в представлениях юношей и девушек идеальный образ любимого человека различен, что в гендерной психологии рассматривается как дифференциальная закономерность. Так, на первое место юноши ставят качество «ласковая», тогда как у девушек на первом месте находится «понимающий». На втором месте у юношей - «преданность», а у девушек - «общительность». Третье место по значимости в образе любимого человека у юношей отводится «опрятности», тогда как у девушек -«уверенности». На четвертом месте у юношей - «самостоятельность», у девушек - «верность». Пятым по значимости у юношей выступает характеристика «понимающая», а у девушек - «эрудированность».
Следует отметить, что отдельные качества, характеризующие образ любимого человека, в целом близки по значимости у юношей и девушек. В частности, и девушки, и юноши характеристике «честный» отводят девятое место, а качество «сексуальный» в обеих выборках отнесено на последнее место. Заметим, что низкий статус качества «сексуальный» обусловлен отнюдь не морально-нравственной зрелостью юношей, а, на наш взгляд, той самой «честностью», которая располагается на предпоследнем месте. Так, по данным А. Ана-стази, Е.П. Ильина, А.В. Курпатова, у девушек сексуальная потребность созревает намного раньше, чем у юношей, и не зависит от степени физиологического созревания организма (репродуктивная функция). Она зависит только от макро- и микрокультуры (в каком возрасте позволяют вступать в сексуальные отношения). Не секрет, что в современной России отношение к ранним сексуальным связям двояко: с одной стороны, они не поощряются макро- и микросоциумом, в тоже время, с другой - не табуируются. Кроме того, мужская и женская психика зависимы друг от друга и энергетически дополняют друг друга, что и позволяет юношам осуществлять поиск биологического партнера. Собственно благодаря принципу дополнительности, у юношей актуализируется активность и сексуальное влечение. Очевидно, последнее рейтинго-
вое место, занимаемое качеством «сексуальный», - это, скорее, демонстрация социальной желательности юношами и девушками, чем реальное отношение к значимости сексуальности любимого человека.
1 - доброта
2 - преданность
3- честность
4- верность
5- самостоятельность
6- красивый
7- понимающий
8- общительность
В целом полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для юношей и девушек иерархия значимых качеств, характеризующих любимого человека, различна. Достоверность различий на 1 % уровне подтверждена критерием х2-Пирсона. Учитывая закономерную для ранней юности потребность «любить и быть любимым», нами для выявления особенностей самооценки испытуемых использовались характеристики, обозначенные ими по отношению к образу любимого человека. Полученные результаты свидетельствуют, что у юношей и у девушек, принявших участие в исследовании, в целом преобладает адекватная самооценка (59 %). Незначительная часть испытуемых характеризуется наличием высокой (20 %), завышенной (16 %) и низкой (5 %) самооценкой. Испытуемых с заниженной самооценкой не выявлено.
Сбор данных по методике «Идеальный и реальный образ любимого человека» осуществлялся только по отношению к испытуемым, у которых на момент исследования реально существовал любимый человек (п=72). Полученные результаты свидетельствуют, что у значительной доли (64 %) респондентов портрет реально существующего любимого человека характеризуется в целом как реалистический. Вероятно, данная категория респондентов в достаточной мере осознает, что в обыденной жизни не каждый любимый человек идеален. 30 % испытуемых характеризуют реально существующего любимого человека как полностью идентичного субъективному идеалу. Этот результат может свидетельствовать о том, что данная категория испытуемых настолько влюблена, что не имеет желания (и/или возможности) реалистически оценить своего любимого. Заметим, что у 6 % испытуемых обнаружена прямо противоположная субъективному идеалу оценка реально существующего любимого человека, что может быть обусловлено включением каких-либо механизмов психологических защит. Кроме того, в данном случае, можно говорить о правомерности народной мудрости: «любовь зла...».
9- ласковый
10- воспитанность
11- эрудированность
12- опрятность
13- хозяйственность
14- уверенный
15- сексуальный
Анализ взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека осуществлялся с использованием метода линейной корреляции Пирсона. Между исследуемыми параметрами выявлена положительная взаимосвязь (г = 0,346 для р = 0,01), психологический смысл которой свидетельствует, что чем выше самооценка субъекта в ранней юности, тем более высокие требования он будет предъявлять к идеальному образу любимого человека. В тоже время, при анализе данных юношей и девушек обнаружена специфика взаимосвязи между обозначенными параметрами. Так, у юношей (п = 29) обнаружена обратная взаимосвязь между параметрами «самооценка» и «идеальный образ любимого человека», тогда как у девушек (п = 43) эта связь обладает прямо пропорциональным характером. Очевидно, чем выше самооценка юноши, тем более «приземленным» (реалистическим) будет идеальный образ любимой девушки. И наоборот, более «возвышенный»
и, в некотором смысле даже недосягаемый образ любимой, будет характерен для юношей, которым свойственная низкая самооценка. Полученные данные в целом не противоречат представленной в научной литературе дифференциальной специфике формирования образа любимого человека в ранней юности. Как отмечают Э. Штерн (1975), И.С. Кон (1989), Г.Вебер (2001), Э. Фромм (2005) и другие исследователи, возникший в ранней юности идеал возлюбленного сохраняется надолго, при этом он определяет межличностные симпатии и предпочтения в течение нескольких лет после первой влюбленности. Если идеал нереален, то это приводит к разочарованиям и возникновению чувства одиночества.
Отсутствие статистической связи между параметрами «самооценка» - «реальный образ любимого человека»; «идеальный образ любимого человека» - «реальный образ любимого человека» может указывать на то, что в реальной жизни юноши/девушки влюбляются независимо от имеющихся у них представлений об идеальном образе любимого человека.
В целом полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Интерпретация испытуемыми раннего юношеского возраста категории «любовь» и ряда соподчиненных ей понятий в целом не противоречат их исходной семантике.
2. Содержательный диапазон качеств, используемых юношами и девушками при построении образа любимого человека, дает основания рассматривать этот образ как достаточно конъюнктурный, так как представления о любимом человеке у респондентов в большей мере похожи на выгодное «приобретение» предмета в личную собственность, без опоры на истинное чувство. С одной стороны, этот факт не противоречит свойственному современной действительности доминированию массовой культуры, а с другой стороны, указывает на потребительское, «объектное» отношение к человеку, которого можно полюбить [17]. Как отмечают А.С. Арсеньев (2001), В.С. Мухина (2004), современным юношам и девушкам присущ трезвый, разумно-практический, непредвзятый и смелый взгляд на жизнь, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, самостоятельность и независимость суждений. Бурные социальные события вынуждают их самостоятельно делать выбор, ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Однако, при всех позитивных тенденциях, присущих современному юношеству, обнаруженную в исследовании «объектную» позицию по отношению к образу любимого человека мы склонны рассматривать как утрату искренности и исконного содержания феноменов любви и любимого человека, что для ранней юности, полагает Э. Фромм, выступает неблагоприятным симптомом и может негативно сказаться в период построения семьи, супружеских отношений.
3. Иерархия качеств, отражающих образ любимого человека различна в представлениях юношей и девушек.
4. Самооценка может рассматриваться как одна из психологических детерминант построения образа любимого че-
ловека в раннем юношеском возрасте. Требования, предъяв- что в современных условиях любовь как особое чувство те-
ляемые юношами и девушками с разной самооценкой к иде- ряет свою искренность и все более приобретает характер рас-
альному образу любимого человека, дают основание полагать, четливости.
Библиографический список
1. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
2. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. - М.: МПА, 1994.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.
4. Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Академия, 2001.
5. Чеснокова, И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Наука, 1982.
6. Штерн, Э. Серьезная игра в юношеском возрасте. - М.: Прогресс, 1975.
7. Вебер, Г. Кризисы любви. - М.: Институт Психотерапии, 2001.
8. Фромм, Э. Искусство любить. - СПб.: изд-во Азбука-классика, 2005.
9. Психология и психоанализ любви: Хрестоматия / сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007.
10. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.
11. Кон, И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.
12. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Просвещение, 1985.
13. Практические занятия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1972.
14. Курпатов, А.В. Мужчины и женщины. - СПб.: ИД «Нева», 2006.
15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
16. Анастази, А. Дифференциальная психология. - М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
17. Пряжников, Н.С. 8 Ф $. Личность в эпоху продажности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
Статья поступила в редакцию 15.12.09
УДК 616.8
М.Г. Чухрова проф. ГОУ ВПО НГПУ; В.И. Хаснулин, проф. НЦКЭМ СО РАМН; В.В. Гафаров, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, ГУ НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Проблема трансформации личности у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро, поскольку затрагивает процессы психосоциальной и психосоматической адаптации. Описаны некоторые механизмы трансформации личности в условиях Севера и их связь с развитием психосоматической патологии. Особое внимание обращено на кардиоваскулярную патологию. Проведен нейропсихологический анализ меж-полушарных взаимоотношений в процессе психической адаптации.
Ключевые слова: адаптация, трансформация личности, психосоматическая патология, алекситимия, нейрофизиологические механизмы.
Экстремальные климатогеографические условия на Крайнем Севере или приравненных к нему территориях, предъявляют повышенные требования не только к соматическому здоровью пришлого населения, но и к его психике. В экстремальных условиях Севера психопатологические особенности проявляются и обостряются [1; 2], что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию. Это связано с наличием экстремальных климатических и геофизических факторов высоких широт, которые, запуская процессы адаптации в организме, вызывают напряжение физиологических систем, и, в первую очередь, психоэмоциональной сферы [3; 4]. Наложение средовых стрессорных факторов на конституционально-генетическую предрасположенность к тому или иному страданию в сочетании с социально-психологической дезадаптацией может запускать онтогенез психосоматического заболевания. Как показывают многолетние наблюдения, проблема психосоматической патологии у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро. Если рассматривать психосоматическую патологию как результат нарушения адаптации, то внимание необходимо обратить на психоэмоциональную сферу, и в первую очередь это касается личностных трансформаций и индивидуальных личностных реакций на стрессогенные воздействия [5]. Изучение психосоматической патологии, как результата нарушения адаптации, складывается из изучения психоэмоционального статуса, психовегетативных взаимоотношений и гормонально-метаболических изменений. Между тем, состояние человека невозможно охарактеризовать как простое изменение в протекании отдельных функций или процессов. Оно является сложной системной реакцией индивида. Поэтому диагностически значимыми для
оценки функционального состояния являются не количественные изменения показателей, а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношения между ними, а также особенности предшествующего состояния.
Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи психоэмоционального состояния и функционирования висцеральных систем.
Материал и методы исследования. Для решения поставленной цели были использованы данные выборочных обследований коренных (ханты, манси) - 346 чел. (1группа), и пришлых жителей северных территорий (Ханты-Мансийского и Таймырского автономных округов), всего 427 человек (2 группа). В качестве контроля использованы данные аналогичного обследования 273 практически здоровых жителей средних широт (3 группа). Возраст всех обследованных - от 21 до 42 лет.
Также обследованы пациенты нескольких клиник Неф-тюганска, Сургута и Надыма, всего 123 человека (4 группа), с клинически верифицированным диагнозом, укладывающимся в рамки классической психосоматической патологии (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и др.). Применялось клиникопсихологическое интервью, психометрические тесты на
тревожность (тест Тейлор), депрессию (тест Бека), алексити-мию (ТАБ-26) [6].
Нозологический диагноз в группах больных с психосоматической патологией устанавливался на основании критериев комитета экспертов ВОЗ (1990), включающих в себя жалобы больных, клиническую картину заболевания, данные специальных обследований. Обследование включало целена-