Научная статья на тему 'Взаимосвязь самооценки и идеального образа любимого человека в ранней юности'

Взаимосвязь самооценки и идеального образа любимого человека в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
709
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ОБРАЗ ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗА / ИЕРАРХИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SELF-ESTIMATION / IDEAL IMAGE / IMAGE OF THE FAVORITE PERSON / PSYCHOLOGICAL PROFILE / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF AN IMAGE / HIERARCHY OF PERSONAL QUALITIES / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белобрыкина О. А., Москвина Н. А.

В статье представлены результаты пилотажного исследования взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека в раннем юношеском возрасте. Дана характеристика иерархии качеств, желаемых у любимого человека. Выстроенный на основе статистического анализа психологический профиль отражает идеальный образ любимого человека, сложившийся в представлениях юношей и девушек. Показана гендерная специфика образа любимого человека в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE SELF-ESTIMATION AND IDEAL IMAGE OF THE FAVOURITE PERSON IN THE EARLY YOUTH

In the article the results of flight research of interrelation of a self-estimation and ideal image of the favorite person in the early youthful age are presented. The characteristic of hierarchy of the qualities wished for the favorite person is given. The psychological profile built on the basis of the statistical analysis reflects the ideal image of the favorite person which has developed in the young men's and girls' ideas. Gender specificity of an image of the favorite person at youthful age is shown.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки и идеального образа любимого человека в ранней юности»

ния - подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровню и профилю, конкурентоспособному на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в получении соответствующего образования.

Вхождение системы военного образования в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) с середины 90-х годов коренным образом не изменило организацию подготовки специалистов с высшим военным профессиональным образованием. «Казалось бы, вхождение ГОС ВПО позволит системе военного образования приобрести новые качества в профессиональной подготовке специалистов. Однако особо ощутимых сдвигов в этой области, на наш взгляд, пока не произошло. Не наблюдается и повышение эффективности всей действующей структуры военного образования, как следствие - боевой готовности соединений и (частей) Вооруженных сил РФ» [6, с. 48]. Модернизация и реформирование в основном свелись к передислокации и сокращению военно-учебных заведений.

Полагаем, что модернизация системы высшего специального профессионального образования, в том числе и высшего военного профессионального, заключается в многоуровневой подготовке специалистов. «Это позволит создать единую государственную систему многоуровневой военной подготовки учащейся молодежи в сфере гражданского образова-

ния Российской Федерации, которая будет осуществляться по преемственным и взаимосвязанным программам на всех ступенях обучения. В режиме многоцелевого функционирования такая система позволила бы обеспечить решение широкого спектра задач по военному обучению, воинскому, военно-патриотическому и гражданскому воспитанию учащейся молодежи» [7, с. 55]:

1 уровень - в сфере общего среднего образования осуществлять подготовку учащихся по основам военной службы, основам безопасности жизнедеятельности и их военно-профессиональной ориентации;

2 уровень - в сфере начального профессионального образования проводить подготовку младших военных специалистов по военно-учетным специальностям военнослужащих по призыву и по контракту рядового состава;

3 уровень - в сфере среднего профессионального образования организовать подготовку сержантского состава и старшин (прапорщиков и мичманов) по утвержденному для них перечню военно-учетных специальностей;

4 уровень - в сфере высшего профессионального образования продолжить обучение по программам подготовки офицерских кадров для прохождения ими военной службы по контракту.

Предполагаемый вариант многоуровневой военной подготовки, по нашему мнению, органически вписывается в новые элементы макроструктуры отечественного образования, формирующиеся в процессе его модернизации и реформирования.

Библиографический список

1. Милёхина, Е.А. Проблемы целеполагания в современной системе высшего профессионального образования // Философия образования. -Новосибирск. - 2008. - № 4(25).

2. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988.

3. Панарин, В.И. Актуальные проблемы модернизации высшего образования // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: Материалы У1-й региональной научно-методической конференции 22.11.2006. - Новосибирск: НГИ, 2006.

4. Храпов, С.А. Кризисные тенденции в общественном сознании и системе образования современной России // Философия образования. -Новосибирск - 2008. - № 4(25).

5. Соколков, Е.А. Роль и место гуманитарного образования в современном российском обществе / Е.А. Соколков, В.И. Панарин // Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования: Материалы VI-й региональной научно-методической конференции 22.11.2006. - Новосибирск: НГИ, 2006.

6. Булыгин, В.Я. Государственный образовательный стандарт: плюсы и минусы. - М.: Военная Мысль. - 2007. - № 9.

7. Добровольский, В.С. Многоуровневая подготовка военных специалистов. - М.: Военная Мысль. - 2003. - № 5.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 152.3

О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, доц. НГПУ; Н.А. Москвина, соискатель кафедры психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ИДЕАЛЬНОГО ОБРАЗА ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННЕЙ ЮНОСТИ

В статье представлены результаты пилотажного исследования взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека в раннем юношеском возрасте. Дана характеристика иерархии качеств, желаемых у любимого человека. Выстроенный на основе статистического анализа психологический профиль отражает идеальный образ любимого человека, сложившийся в представлениях юношей и девушек. Показана гендерная специфика образа любимого человека в юношеском возрасте.

Ключевые слова: самооценка, идеальный образ, образ любимого человека, психологический профиль, психологические детерминанты образа, иерархия личностных качеств, юношеский возраст.

Ранний юношеский возраст по праву считается (И. С.Кон, Д.И. Фельдштейн, В.С. Мухина и др.) периодом первой любви и возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в ближайшей перспективе взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Причем юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, взаимопонимании, душевной близости. Открытие своего внутреннего мира, по мнению А.С. Арсеньева (2001), есть ценнейшее психологическое приобретение

ранней юности. Юность эмоциональна и старшеклассники бурно увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового. Сам того, не желая, юноша превращает в объект наблюдения не только других людей, но и собственные чувства и переживания. Даже в первой любви, полагает И.И. Чеснокова, юношу увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу [1-5].

Возникновение любви, отмечают Э. Штерн (1975), Г. Вебер (2001), Э. Фромм (2005), связано с такими обстоятельствами, как:

1. Половое созревание организма.

2. Желание иметь близкого друга, с которым можно говорить на сокровенные, волнующие темы.

3. Естественная потребность человека в сильной персональной и эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества [6-8].

Юношеская любовь, с точки зрения И.С. Кона (1989), В.С. Мухиной (2004), предполагает большую степень интимности, чем дружба. В этих эмоционально-интимных отношениях между юношами и девушками формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Причем, многие личностные качества, приобретенные в эти годы, не только сохраняются на всю жизнь, но во многом определяют дальнейшую судьбу человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают индивидуально своеобразные ответы на вопросы «Кто я?», «С кем я?». Степень глубины отношений с противоположным полом в ранней юности определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек [9].

Э. Эриксон (1996), И.С. Кон (1978), Э. Шпрангер (1924), М. Кле (1991), В.С. Мухина (2004), А.С. Арсеньев (2001) и др. исследователи юношеского возраста, не обошли своим вниманием и вопросы соотношения самооценки юноши с его представлениями о любимом человеке. Построение образа любимого человека в ранней юности - чрезвычайно важная задача возраста, полагают Э. Эриксон, А.С.Арсеньев, С.Д. Смирнов [4; 10; 12]. Однако, как показал анализ литературных источников, этот аспект крайне фрагментарно представлен не только в психологических исследованиях, но в ряде смежных наук. В связи с этим наш исследовательский интерес был сконцентрирован в русле выявления взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека в раннем юношеском возрасте. К пилотажному исследованию привлечено 100 испытуемых в возрасте от 16 до 17 лет, из них - 50 юношей и 50 девушек. В качестве основного в нашем исследовании использовался идеографический подход, в частности, конститутивные и семантико-дифференцирующие методы психодиагностики:

1. Методика «Незаконченные предложения», позволяющая выявить и охарактеризовать семантическую специфику трактовки испытуемыми таких понятийных категорий, как «любовь», «любимый человек», «брак», «счастливый брак», «счастливая семья», а так же дифференцировать понятия «любовь - дружба» и определить, что «для счастья мне необходимо».

2. Методика «Качества любимого человека», позволяющая выявить субъективные представления респондентов о присущих образу любимого человека характеристиках.

3. Методика «Изучение самооценки» (по С.А. Будасси), направленная на выявление специфики самооценки испытуемых [13].

4. Методика «Идеальный и реальный образ любимого человека», позволяющая выявить и описать соотношение качеств идеального и реального образа любимого человека.

Частотный анализ ответов показал, что понятие «любовь» 26 % испытуемых характеризуют как высокое светлое чувство, 12 % - как симпатии двух людей друг к другу, 9 % -как жизнь.

Понятие «любимый человек» 20 % испытуемыми трактуется как человек, к которому ты испытываешь любовь; по

11 % - человек, к которому тянет и хочется быть с ним рядом и человек, с которым хочется быть до конца жизни; 9 % - тот, кого хочешь видеть рядом с собой. По 6,5 % набрали варианты ответов: 1) человек, который никогда не оби-

дит; 2) с которым чувствуешь себя защищенным; 3) которому можно довериться и который не осудит и поймет; 4) часть меня; 5) самый близкий человек.

Понятие «брак» рассматривает как: (а) союз двух влюбленных сердец 30 % испытуемых; (б) создание семьи - 15 %; (в) штамп в паспорте - 14 %; (г) конец свободы - 11%; (д) ответственность - 11 % респондентов. В свою очередь, «счастливый брак» трактуется испытуемыми как: любящие друг друга люди, прожили вместе всю жизнь, брак по любви (17 %); все в семье хорошо (14 %); уважение и доверие (12 %). Семантика категории «счастливая семья» раскрывается через такие характеристики, как любящие друг друга люди (22 % испытуемых); любовь, гармония и детский смех (19 %); взаимопонимание (15 %). При разграничении понятий «дружба» и «любовь» 30 % респондентов полагают, что дружба - это просто общение, а любовь нет; 19 % - считают, что в дружбе нет намека на отношения, и 17% испытуемых отмечают, что дружба не перерастает в любовь. Заметим, что разнополая дружба в юности, как отмечают И.С. Кон, А.В. Курпатов, - явление редкое. В ней всегда присутствует эротическая основа - влюбленность [14].

Субъективно «необходимым для счастья» 23 % испытуемых полагают наличие любимого человека. 20 % респондентов считают, что им «для счастья необходимо» все; 14 % -отмечают важность любить и быть любимой (-ым); 11 % -рассматривают в числе наиболее значимых условий деньги.

По результатам методики «Качества любимого человека» для построения обобщенного профиля на основе статистического показателя моды было отобрано 15 качеств, чаще всего встречающихся в ответах испытуемых. Профильные кривые (рис.1) отражают определенную иерархию качеств, желаемых у любимого человека и могут рассматриваться как его идеальный образ, сложившийся в представлениях юношей и девушек. Анализ профилей свидетельствуют, что в представлениях юношей и девушек идеальный образ любимого человека различен, что в гендерной психологии рассматривается как дифференциальная закономерность. Так, на первое место юноши ставят качество «ласковая», тогда как у девушек на первом месте находится «понимающий». На втором месте у юношей - «преданность», а у девушек - «общительность». Третье место по значимости в образе любимого человека у юношей отводится «опрятности», тогда как у девушек -«уверенности». На четвертом месте у юношей - «самостоятельность», у девушек - «верность». Пятым по значимости у юношей выступает характеристика «понимающая», а у девушек - «эрудированность».

Следует отметить, что отдельные качества, характеризующие образ любимого человека, в целом близки по значимости у юношей и девушек. В частности, и девушки, и юноши характеристике «честный» отводят девятое место, а качество «сексуальный» в обеих выборках отнесено на последнее место. Заметим, что низкий статус качества «сексуальный» обусловлен отнюдь не морально-нравственной зрелостью юношей, а, на наш взгляд, той самой «честностью», которая располагается на предпоследнем месте. Так, по данным А. Ана-стази, Е.П. Ильина, А.В. Курпатова, у девушек сексуальная потребность созревает намного раньше, чем у юношей, и не зависит от степени физиологического созревания организма (репродуктивная функция). Она зависит только от макро- и микрокультуры (в каком возрасте позволяют вступать в сексуальные отношения). Не секрет, что в современной России отношение к ранним сексуальным связям двояко: с одной стороны, они не поощряются макро- и микросоциумом, в тоже время, с другой - не табуируются. Кроме того, мужская и женская психика зависимы друг от друга и энергетически дополняют друг друга, что и позволяет юношам осуществлять поиск биологического партнера. Собственно благодаря принципу дополнительности, у юношей актуализируется активность и сексуальное влечение. Очевидно, последнее рейтинго-

вое место, занимаемое качеством «сексуальный», - это, скорее, демонстрация социальной желательности юношами и девушками, чем реальное отношение к значимости сексуальности любимого человека.

1 - доброта

2 - преданность

3- честность

4- верность

5- самостоятельность

6- красивый

7- понимающий

8- общительность

В целом полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для юношей и девушек иерархия значимых качеств, характеризующих любимого человека, различна. Достоверность различий на 1 % уровне подтверждена критерием х2-Пирсона. Учитывая закономерную для ранней юности потребность «любить и быть любимым», нами для выявления особенностей самооценки испытуемых использовались характеристики, обозначенные ими по отношению к образу любимого человека. Полученные результаты свидетельствуют, что у юношей и у девушек, принявших участие в исследовании, в целом преобладает адекватная самооценка (59 %). Незначительная часть испытуемых характеризуется наличием высокой (20 %), завышенной (16 %) и низкой (5 %) самооценкой. Испытуемых с заниженной самооценкой не выявлено.

Сбор данных по методике «Идеальный и реальный образ любимого человека» осуществлялся только по отношению к испытуемым, у которых на момент исследования реально существовал любимый человек (п=72). Полученные результаты свидетельствуют, что у значительной доли (64 %) респондентов портрет реально существующего любимого человека характеризуется в целом как реалистический. Вероятно, данная категория респондентов в достаточной мере осознает, что в обыденной жизни не каждый любимый человек идеален. 30 % испытуемых характеризуют реально существующего любимого человека как полностью идентичного субъективному идеалу. Этот результат может свидетельствовать о том, что данная категория испытуемых настолько влюблена, что не имеет желания (и/или возможности) реалистически оценить своего любимого. Заметим, что у 6 % испытуемых обнаружена прямо противоположная субъективному идеалу оценка реально существующего любимого человека, что может быть обусловлено включением каких-либо механизмов психологических защит. Кроме того, в данном случае, можно говорить о правомерности народной мудрости: «любовь зла...».

9- ласковый

10- воспитанность

11- эрудированность

12- опрятность

13- хозяйственность

14- уверенный

15- сексуальный

Анализ взаимосвязи самооценки с идеальным образом любимого человека осуществлялся с использованием метода линейной корреляции Пирсона. Между исследуемыми параметрами выявлена положительная взаимосвязь (г = 0,346 для р = 0,01), психологический смысл которой свидетельствует, что чем выше самооценка субъекта в ранней юности, тем более высокие требования он будет предъявлять к идеальному образу любимого человека. В тоже время, при анализе данных юношей и девушек обнаружена специфика взаимосвязи между обозначенными параметрами. Так, у юношей (п = 29) обнаружена обратная взаимосвязь между параметрами «самооценка» и «идеальный образ любимого человека», тогда как у девушек (п = 43) эта связь обладает прямо пропорциональным характером. Очевидно, чем выше самооценка юноши, тем более «приземленным» (реалистическим) будет идеальный образ любимой девушки. И наоборот, более «возвышенный»

и, в некотором смысле даже недосягаемый образ любимой, будет характерен для юношей, которым свойственная низкая самооценка. Полученные данные в целом не противоречат представленной в научной литературе дифференциальной специфике формирования образа любимого человека в ранней юности. Как отмечают Э. Штерн (1975), И.С. Кон (1989), Г.Вебер (2001), Э. Фромм (2005) и другие исследователи, возникший в ранней юности идеал возлюбленного сохраняется надолго, при этом он определяет межличностные симпатии и предпочтения в течение нескольких лет после первой влюбленности. Если идеал нереален, то это приводит к разочарованиям и возникновению чувства одиночества.

Отсутствие статистической связи между параметрами «самооценка» - «реальный образ любимого человека»; «идеальный образ любимого человека» - «реальный образ любимого человека» может указывать на то, что в реальной жизни юноши/девушки влюбляются независимо от имеющихся у них представлений об идеальном образе любимого человека.

В целом полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Интерпретация испытуемыми раннего юношеского возраста категории «любовь» и ряда соподчиненных ей понятий в целом не противоречат их исходной семантике.

2. Содержательный диапазон качеств, используемых юношами и девушками при построении образа любимого человека, дает основания рассматривать этот образ как достаточно конъюнктурный, так как представления о любимом человеке у респондентов в большей мере похожи на выгодное «приобретение» предмета в личную собственность, без опоры на истинное чувство. С одной стороны, этот факт не противоречит свойственному современной действительности доминированию массовой культуры, а с другой стороны, указывает на потребительское, «объектное» отношение к человеку, которого можно полюбить [17]. Как отмечают А.С. Арсеньев (2001), В.С. Мухина (2004), современным юношам и девушкам присущ трезвый, разумно-практический, непредвзятый и смелый взгляд на жизнь, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, самостоятельность и независимость суждений. Бурные социальные события вынуждают их самостоятельно делать выбор, ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Однако, при всех позитивных тенденциях, присущих современному юношеству, обнаруженную в исследовании «объектную» позицию по отношению к образу любимого человека мы склонны рассматривать как утрату искренности и исконного содержания феноменов любви и любимого человека, что для ранней юности, полагает Э. Фромм, выступает неблагоприятным симптомом и может негативно сказаться в период построения семьи, супружеских отношений.

3. Иерархия качеств, отражающих образ любимого человека различна в представлениях юношей и девушек.

4. Самооценка может рассматриваться как одна из психологических детерминант построения образа любимого че-

ловека в раннем юношеском возрасте. Требования, предъяв- что в современных условиях любовь как особое чувство те-

ляемые юношами и девушками с разной самооценкой к иде- ряет свою искренность и все более приобретает характер рас-

альному образу любимого человека, дают основание полагать, четливости.

Библиографический список

1. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

2. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. - М.: МПА, 1994.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.

4. Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Академия, 2001.

5. Чеснокова, И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Наука, 1982.

6. Штерн, Э. Серьезная игра в юношеском возрасте. - М.: Прогресс, 1975.

7. Вебер, Г. Кризисы любви. - М.: Институт Психотерапии, 2001.

8. Фромм, Э. Искусство любить. - СПб.: изд-во Азбука-классика, 2005.

9. Психология и психоанализ любви: Хрестоматия / сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007.

10. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

11. Кон, И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.

12. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Просвещение, 1985.

13. Практические занятия по психологии / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1972.

14. Курпатов, А.В. Мужчины и женщины. - СПб.: ИД «Нева», 2006.

15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2003.

16. Анастази, А. Дифференциальная психология. - М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

17. Пряжников, Н.С. 8 Ф $. Личность в эпоху продажности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 616.8

М.Г. Чухрова проф. ГОУ ВПО НГПУ; В.И. Хаснулин, проф. НЦКЭМ СО РАМН; В.В. Гафаров, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, ГУ НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Проблема трансформации личности у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро, поскольку затрагивает процессы психосоциальной и психосоматической адаптации. Описаны некоторые механизмы трансформации личности в условиях Севера и их связь с развитием психосоматической патологии. Особое внимание обращено на кардиоваскулярную патологию. Проведен нейропсихологический анализ меж-полушарных взаимоотношений в процессе психической адаптации.

Ключевые слова: адаптация, трансформация личности, психосоматическая патология, алекситимия, нейрофизиологические механизмы.

Экстремальные климатогеографические условия на Крайнем Севере или приравненных к нему территориях, предъявляют повышенные требования не только к соматическому здоровью пришлого населения, но и к его психике. В экстремальных условиях Севера психопатологические особенности проявляются и обостряются [1; 2], что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию. Это связано с наличием экстремальных климатических и геофизических факторов высоких широт, которые, запуская процессы адаптации в организме, вызывают напряжение физиологических систем, и, в первую очередь, психоэмоциональной сферы [3; 4]. Наложение средовых стрессорных факторов на конституционально-генетическую предрасположенность к тому или иному страданию в сочетании с социально-психологической дезадаптацией может запускать онтогенез психосоматического заболевания. Как показывают многолетние наблюдения, проблема психосоматической патологии у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро. Если рассматривать психосоматическую патологию как результат нарушения адаптации, то внимание необходимо обратить на психоэмоциональную сферу, и в первую очередь это касается личностных трансформаций и индивидуальных личностных реакций на стрессогенные воздействия [5]. Изучение психосоматической патологии, как результата нарушения адаптации, складывается из изучения психоэмоционального статуса, психовегетативных взаимоотношений и гормонально-метаболических изменений. Между тем, состояние человека невозможно охарактеризовать как простое изменение в протекании отдельных функций или процессов. Оно является сложной системной реакцией индивида. Поэтому диагностически значимыми для

оценки функционального состояния являются не количественные изменения показателей, а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношения между ними, а также особенности предшествующего состояния.

Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи психоэмоционального состояния и функционирования висцеральных систем.

Материал и методы исследования. Для решения поставленной цели были использованы данные выборочных обследований коренных (ханты, манси) - 346 чел. (1группа), и пришлых жителей северных территорий (Ханты-Мансийского и Таймырского автономных округов), всего 427 человек (2 группа). В качестве контроля использованы данные аналогичного обследования 273 практически здоровых жителей средних широт (3 группа). Возраст всех обследованных - от 21 до 42 лет.

Также обследованы пациенты нескольких клиник Неф-тюганска, Сургута и Надыма, всего 123 человека (4 группа), с клинически верифицированным диагнозом, укладывающимся в рамки классической психосоматической патологии (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и др.). Применялось клиникопсихологическое интервью, психометрические тесты на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тревожность (тест Тейлор), депрессию (тест Бека), алексити-мию (ТАБ-26) [6].

Нозологический диагноз в группах больных с психосоматической патологией устанавливался на основании критериев комитета экспертов ВОЗ (1990), включающих в себя жалобы больных, клиническую картину заболевания, данные специальных обследований. Обследование включало целена-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.