Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ / САМОДИСТАНЦИРОВАНИЕ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

В статье методом срезов представлен экзистенциально-психологический портрет курсантов второго и четвертого курса, обучающихся психологии в образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний. Проведен структурно-сравнительный анализ полученных показателей. Построена психодинамическая типология экзистенциального и просоциального правосознания. Показана и проанализирована трансформация экзистенциально-личностного профиля просоциального правосознания и поведения, а также положения личности курсанта в правовом поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL TRANSFORMATION OF BEHAVIOR AND THE PERSONALITY OF THE CADET IN THE LEARNING PROCESS

The article by the method of cuts presents an existential-psychological portrait of second- and fourth-year cadets studying in the educational organization of the Federal Correctional Service. Structural and comparative analysis of the results was carried out. The psychodynamic typology of existential and prosocial legal consciousness has been constructed. The transformation of the existential-personal profile of prosocial legal awareness and behavior, as well as the position of the cadet's personality in the legal field, is shown and analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.9.072

© Сочивко О. И., 2021

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье методом срезов представлен экзистенциально-психологический портрет курсантов второго и четвертого курса, обучающихся психологии в образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний. Проведен структурно-сравнительный анализ полученных показателей. Построена психодинамическая типология экзистенциального и просоциального правосознания. Показана и проанализирована трансформация экзистенциально -личностного профиля просоциального правосознания и поведения, а также положения личности курсанта в правовом поле.

Ключевые слова: экзистенциально-личностный профиль; самодистанцирование; самотрансценденция; свобода; ответственность; экзистенциальная наполненность жизни; индивидуальное правосознание; просоциальное правосознание; правовая культура.

© Sochivko O. I., 2021

EXISTENTIAL TRANSFORMATION OF BEHAVIOR AND THE PERSONALITY OF THE CADET IN THE LEARNING PROCESS

The article by the method of cuts presents an existential-psychological portrait of second- and fourth-year cadets studying in the educational organization of the Federal Correctional Service. Structural and comparative analysis of the results was carried out. The psychodynamic typology of existential and prosocial legal consciousness has been constructed. The transformation of the existential-personal profile of prosocial legal awareness and behavior, as well as the position of the cadet's personality in the legal field, is shown and analyzed.

Keywords: existential-personal profile; self-research; self-transcendence; freedom; responsibility; existential fullness of life; individual legal consciousness; prosocial legal consciousness; legal culture.

Аспекты личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России очень важны для их будущего становления в профессиональном плане. Чтобы выявить наиболее значимые из них, мы провели исследование в отношении двух групп курсантов 1 и 4 курса, 33 и 31 человек соответственно. В ходе исследования были применены: 1) метод изучения индивидуального правосознания Д. Сочивко и Т. Симаковой [2]; 2) метод исследования просоциального

поведения Д. Сочивко и С. Бондыревой [3]; 3) «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова [1].

Прежде всего были исследованы изменения экзистенциала курсантов от 1-го к 4-му курсу как по частным показателям методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова, так и по суммарному показателю «Экзистенциальная наполненность жизни». На рис. 1 можно видеть, что по шкалам

«Самодистанцированность», «Свобода» и «Ответственность» показатели на

4 курсе несколько ниже, а по шкале «Самотрансценденция» — выше.

Рис. 1. Средние показатели по первичным шкалам методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова в разных группах

испытуемых

И хотя значимых статистических наполненность жизни» (рис. 2) уже по-различий не наблюдается ни по одной казывает существенные различия шкале, за счет их накопления суммар- (р < 0,0287) и снижается от младших ный показатель «Экзистенциальная курсам к старшим.

I экзистенциальная наполненность жизни

Средние 1-й курс

Средние 4-й курс

Рис. 2. Средние показатели по суммарной шкале «Экзистенциальная наполненность жжизни «методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглера в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова в разных группах испытуемых

Факт снижения экзистенциала личности курсантов от младших курсов к старшим не является новым. Насколько нам известно, впервые он опубликован Д. В. Сочивко в его книге «Экзистенци-

альная психодинамика». Автор так пишет об этом: «С началом учебы и службы в душе молодого человека постепенно начинает хозяйничать система обучения и службы с ее порядками, ин-

струкциями, приказами и т. п. Изначальная внутренняя экзистенциальная свобода вытесняется, в душе поселяются новые авторитеты — начальники, наставники, преподаватели. И по мере обучения и службы экзистенциал личности снижается монотонно вплоть до самого последнего (5-го) курса обучения» [4].

Однако это не является каким -то негативным явлением. С началом самостоятельной службы экзистенциал личности резко возрастает. Происходит «экзистенциальный прорыв» (по К. Ясперсу). Сжимаемая за все время службы экзистенциальная пружина резко разжимается. Читаем у автора: «Новое высвобождение экзистенциальной энергии происходит с началом службы бывшего курсанта, а дальнейшее нарастание происходит по мере карьерного роста на руководящих постах» [4].

Таким образом, опираясь на концепцию экзистенциальной психодинамики Д. В. Сочивко, можно сказать, что у обследованных курсантов подготовка в плане экзистенциального развития идет нормально. Тем не менее, это совершенно не означает, что психологу образовательного учреждения ФСИН России не следует обращать внимания на этот факт. Напротив, по мере снижения экзистенциала личности к старшим курсам психолог должен оказывать всякое сопротивление этому процессу в

своей психокоррекционной и психотерапевтической работе, например, методами гештальт-терапии Ф. Перлза и экзистенциальной терапии И. Ялома [5]. Поскольку чем выше будет экзистенци-ал личности курсанта к концу обучения, тем выше он будет и в начале самостоятельной службы, тем легче будет проходить первичная адаптация к службе.

Сравним показатели испытуемых курсантов с нормами авторов адаптации теста «Шкала экзистенции». Как можно видеть из таблицы 1, существенные статистические различия выявлены практически по всем показателям теста «Шкала экзистенции», кроме показателя «Свобода».

Однако возникает вопрос, что это за свобода, которую ощущают курсанты как на младших, так и на старших курсах при общем снижении показателя «экзистенциальной наполненности жизни». Д. В. Сочивко так отвечает на этот вопрос: «Подросток только что освободился внутренне. Он больше не чувствует гнета родителей, каков бы он ни был, внутри него (а чаще всего и вместо него) больше не живут бабушки, дедушки, другие родственники). Он свободен принимать собственные решения, отстраняться от себя, возвращаться в себя, нести ответственность перед самим собой, вообще представляться, как ему угодно.

Таблица 1

Средние показатели и стандартные отклонения по нормам авторов адаптации теста «Шкала экзистенции» и у обследованных курсантов и значимость статистических различий по показателям теста

Наименование шкалы Среднее по норме Стандартное отклонение Средние курсантов Стандартное отклонение Значимость различий

Самодистанцирование ББ 33,3405 7,07163 26,27778 6,56008 0,0000

Самотрансценденция БТ 70,1762 12,39591 61,77778 12,39852 0,0006

Свобода Б 40,8238 7,94388 37,94444 8,77479 нет

Ответственность V 46,1042 8,27195 40,44444 10,98140 0,0029

Экзистенциальная наполненность жизни О 190,4447 29,68355 166,4400 38,6400 0,0004

Перейдем к сравнительному исследованию индивидуального правосознания курсантов 2 и 4 курсов. На рис. 3 показано, что в обеих обследуемых

Однако нельзя не заметить и такой негативной закономерности: все отрицательные показатели индивидуального правосознания, например «Правовой нигилизм», «Безответственность» и «Правовой авантюризм», на 4-м курсе несколько выше, чем на 1 -м. Напротив,

группах курсантов самым высоким показателем является показатель правовой культуры. Это, безусловно, позитивный момент.

уровень правовой культуры снижается. Конечно, в отсутствие значимых статистических различий можно было бы и не обращать внимания на этот факт, посчитав его случайным совпадением. Но, по нашему мнению, слишком мала вероятность того, что такая четкая зако-

Рис. 3. Средние показатели по шкалам методики «Исследование индивидуального правосознания» (ИИПС) Д. Сочивко и Т. Симаковой в разных группах испытуемых

номерность увеличения негативных показателей и снижения позитивных — не может быть случайной. В любом случае следовало бы ожидать существенного снижения негативных и роста позитивного показателя (правовой культуры). Но ничего подобного не происходит. И это уже забота не одной психологиче-

ской службы, но и всего профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения.

Перейдем теперь к эмпирико-теоретическому анализу данных, полученных по методике исследования «просоциального поведения».

Рис. 4. Средние показатели по шкалам метода исследования просоциального поведения Д. Сочивко и С. Бондыревой (ИПП) в разных группах испытуемых

То же самое можно сказать и о про-социальном поведении курсантов. Позитивные показатели по шкалам «Эмпа-тия», «Альтруизм» и «Коммуникабельность» на 4-м курсе закономерно ниже, чем на 1 -м. Напротив, негативные показатели по шкалам «Нарциссизм», «Ма-нипулятивность» и «Инфантилизм» на 4-м курсе заметно выше, чем на 1 -м. Это серьезная проблема для профессорско-преподавательского состава, упирающаяся в очень сложную общую проблему современного образования — разрыва обучения и воспитания. Необходимо учить курсантов не только формально-системному поведению (правильно доложить, обратиться, отдать воинское приветствие и т. д.), но и про-социальным навыкам поведения. Здесь,

кстати, полезно применять в качестве психологической помощи поведенческие и гештальт-группы и индивидуальные сессии, как, впрочем, и экзистенциальную терапию.

Таким образом, мы рассмотрели трансформацию личности курсантов в трех аспектах их личностных изменений от младших курсов к старшим: индивидуального правосознания, просо-циального поведения и экзистенциальной наполненности жизни.

В заключение можно отметить, что необходимо серьезно пересмотреть психологическое сопровождение личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях по всем трем указанным нами направлениям.

Литература

1. Майнина, И. Н. Стандартизация методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер / И. Н. Майнина, А. Ю. Васанов // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — № 1. — С. 87-99.

2. Сочивко, Д. В. Теория и методика исследования индивидуального правосознания и его инфантилизации и криминализации / Д. В. Сочивко, Т. А. Симакова // Прикладная юридическая психология. — 2015. — № 2. — С. 24-38.

3. Сочивко, Д. В. Методология и метод исследования просоциального поведения / Д. В. Сочивко, С. К. Бондырева // Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 4 (49). — С. 23-33.

4. Сочивко, Д. В. Экзистенциальная психодинамика / Д. В. Сочивко. — Москва ; Рязань : Высшая школа психологии ; Академия ФСИН России, 2020. — 224 с.

5. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом ; пер. с англ. Т. С. Драбки-ной. — Москва : Класс, 1999. — 576 с.

Сведения об авторе

Ольга Ивановна Сочивко: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики факультета правоохранительной деятельности, кандидат психологических наук. E-mail: sochivko_o@mail.ru

Information about the author

Olga I. Sochivko: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogyics, candidate of psychological sciences. E-mail: sochivko_o@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.