DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_86 УДК 343.3
ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ И ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
Арипшев Ахмед Мухамедович,
кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
В статье анализируются проблемы современного экстремизма. Экстремизм является актуальной проблемой, так как это сила, способная нарушить устойчивость государства. Экстремисты имеют достаточно широкие возможности, которые они применяют в сфере политики. Например, они могут проводить незаконные избирательные кампании, вмешиваться в ход выборов, срывать выборы, участвовать в несогласованных митингах, устраивать шествия, демонстрации. Они способны нарушать работу государственных органов и общественных организаций, оказывать давление на СМИ и политические партии, проявлять иные действия, направленные на нарушение существующего конституционного строя и прав человека. Установлено, что совершенствование мер противостояния данным преступлениям и комплексный подход к разработке способов профилактики экстремистской деятельности позволят продемонстрировать значительные сдвиги в борьбе с преступностью, а также снизить шансы на достижение последней своих целей.
Ключевые слова: экстремизм; противодействие; крайние взгляды; идеология произвола; по -литическая нестабильность; пропаганда насилия; профилактика экстремистской деятельности.
UDC 343.3
EXTREMISM AS A PUBLIC DANGER AND A GLOBAL PROBLEM
OF OUR TIME
Aripshev Ahmed Mukhamedovich,
Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Department of Fire Training of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_ 1978@mail.ru
The article analyzes the problems of modern extremism. Extremism is an urgent problem, as it is a force capable of disrupting the stability of the state. Extremists have ample opportunities, which they use in the field of politics. For example, they may conduct illegal election campaigns, interfere in the course of elections, disrupt elections, participate in uncoordinated rallies, organize processions, demonstrations. They are capable of disrupting the work of state bodies and public organizations, exerting pressure on the media and political parties, and taking other actions aimed at violating the existing constitutional order and human rights. It is established that the improvement of measures to counter these crimes and an integrated approach to the development of ways to prevent the implementation of extremist activities will demonstrate significant changes in the fight against crime, as well as reduce the chances of the latter achieving its goals.
Keywords: extremism; counteraction; extreme views; ideology of arbitrariness; political instability; propaganda of violence; prevention of extremist activity.
Статистика МВД России отмечает постоянный рост преступлений экстремистской направленности. Современное российское законодательство не дает четкого определения тому, что является экстремизмом. Это вызывает большое количество споров среди ученых и практиков.
Исследование понятия «экстремизм» позволяет проиллюстрировать полный смысл, содержащийся в данной дефиниции. Экстремизм характеризуется сложными составляющими и способностью проникать практически во все сферы общества и государства. Экстремизм однозначно следует признать негативным явлением. Связано это с нарушением коренных устоев общества, которые данное явление пытается разрушать [6; 7].
Основными признаками экстремизма являются [3; 8; 9]:
1. Поддержка крайних политических взглядов.
2. Использование насильственных способов достижения цели.
3. Действия или призывы, направленные на свержение существующего конституционного строя, ущемление прав и свобод граждан по какому-либо признаку, нарушение территориальной целостности страны.
4. Пропаганда исключительности людей, отвечающих каким-либо признакам.
5. Отрицание возможности компромисса.
Правоприменительная практика выделяет
несколько видов экстремизма. Они зависят от того, в какой форме проявляется данный вид деятельности. Он может быть политическим, религиозным, информационным, национальным, молодежным. Допустимы и иные варианты экстремизма, это понятие довольно широкое и может иметь разные проявления, нельзя охватить абсолютно все в одной теории, тем более инструменты радикалов совершенствуются, появляются новые.
В числе наиболее распространенных форм экстремизма следует отметить наличие политических мотивов. При этом, если рассматривать составляющие политической системы, то можно выделить следующие подсистемы [2; 10]: нормативная, функциональная, институциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая.
Нормативная подсистема включает нормы, за счет которых политическая власть реализует себя, регулирует общественное по-
ведение, взаимоотношения не только между людьми, но и государственными структурами. В нее входит все многообразие социальных норм, к которым относятся не только законы, но и мораль, обычаи, традиции.
Функциональная подсистема позволяет выразить функции государства. Они проявляются в политической деятельности и установленном политическом режиме. Цели и задачи данного инструмента реализует существующая в стране политическая власть.
Институциональная подсистема - это система, в которую включены органы государственной власти. К ним относится не только непосредственно государство в лице политической власти, но и разнообразные политические партии, избирательные комиссии, общественно-политические движения, СМИ. Объективно СМИ не относятся к политическим институтам, однако могут оказывать значительное влияние на формирование взглядов народа. Поэтому политическая власть уделяет большое внимание медиа, старается использовать их в качестве инструмента пропаганды, формирующего определенное мировоззрение и настроение в обществе.
Коммуникативная подсистема - это политические институты, их взаимодействие друг с другом и с обществом, отдельными его чле -нами. Они обеспечивают функционирование общественной сферы.
Культурно-идеологическая подсистема включает в себя все политические события общества. Это идеи, лозунги, политические взгляды и концепции, идеология государства, если она есть.
Кроме этого, можно выделить внешне- и внутриполитические аспекты. Чаще всего их в расчет не берут, однако они также определяются направленностью работы политической власти. Власть может иметь в качестве приоритетной цели внутреннюю политику или уделять больше внимания международным отношениям.
В первом случае это решение внутренних проблем, улучшение благосостояния общества, развитие коммуникаций страны, повышение обороноспособности, создание определенного народного единства, укрепление муниципальной экономики и решение проблем на местах.
Во втором случае больше внимания уде-
ляется урегулированию международных конфликтов, защите интересов страны за ее пределами.
Единство двух этих понятий и образует цельную политическую сферу. Россия имеет огромную территорию, что несколько усложняет управление, так как отдельные регионы имеют разное культурное и традиционное, религиозное наследие, населены лицами разных национальностей. Политическая система вынуждена ориентироваться на эти особенности и подстраиваться под них.
Современные условия характеризуются политической нестабильностью во многих странах, Россия не стала исключением. Ей приходится отстаивать свой суверенитет, подавлять военные угрозы. Политическая система не может существовать без какого-либо из указанных компонентов. Исходя из этого, общественно-политическая сфера -совокупность взаимосвязанных взаимодействующих политических институтов, способных осуществлять функции государства. Основой для них служат принятие в конкретном социуме нормы, легальная политическая власть.
Экстремизм является актуальной проблемой, так как является силой, способной нарушить это единство, сделать его шатким, а значит, сама страна станет уязвимой для внешних и внутренних врагов.
Если проанализировать внешнеполитическую ситуацию за последние 10 лет, можно заметить, что мировое сообщество меняет свою структуру. Об этом говорят и длительные санкции в отношении Российской Федерации, попытки изолировать ее от международных отношений, выход России из Совета Европы, резкое изменение политического курса Украины, нежелание многих стран признавать российской территорией Крым, Запорожскую и Херсонскую области, Донецкую и Луганскую Народную республики. При нестабильности во внешнеполитической сфере возникает определенная напряженность внутри общества, в стране появляются новые политические партии и течения, которые могут иметь радикальные взгляды, наблюдается рост экстремистских настроений.
Экстремистские организации умело пользуются растущим недовольством граждан, социально-экономическими проблемами и политической напряженностью. Также на
рост преступной деятельности косвенно влияет повышение удельного веса людей, осваивающих виртуальное пространство. Террористы и экстремисты широко используют возможности Интернета, а уровень их компетентности в обращении с цифровыми технологиями неуклонно растет. Многие подобные организации делают особый акцент на применении соцсетей и мессенджеров для массовых рассылок, содержащих инфор -мацию противоправного порядка (например, направленную на привлечение сторонников, освоение легализации, мошенничество) [1; 4; 5].
Кроме того, экстремисты имеют достаточно широкие возможности, которые они применяют в сфере политики. Например, они могут проводить незаконные избирательные кампании, вмешиваться в ход выборов, срывать выборы, участвовать в несогласованных митингах, устраивать шествия, демонстрации. Они способны нарушать работу государственных органов и общественных организаций, оказывать давление на СМИ и политические партии, проявлять иные действия, направленные на нарушение существующего конституционного строя и прав человека.
В ответ политическая сфера реагирует усилением мер, направленных на борьбу с экстремизмом. Противодействие экстремизму представляет собой комплекс мер, принимаемых для обеспечения общественной безопасности, защиты интересов граждан и государства. Для этого разрабатываются специальные механизмы, позволяющие препятствовать совершению преступлений, а также способствующие устранению условий, при которых они могут быть совершены. Противодействие экстремизму можно также считать совокупностью мер, принимаемых органами государственной власти для пре-пятствования совершению преступлений и их предупреждению, а также повышению раскрываемости дел подобного характера, сведению к минимуму последствий от совершенных преступлений.
Если в недалеком прошлом запрещенные организации применяли исключительно физическое насилие, то сейчас, с развитием технологий, у них появилась возможность расширить методы нанесения ущерба, распространения информации. Они применяют
информационные технологии, внедряются в системы электронного управления, наносят разнообразный ущерб. Киберпространство привлекло внимание и международных экстремистских организаций, которые смогли наносить удары по любым объектам, находясь в любой точке мира. Для борьбы с этой проблемой необходимо значительно пересмотреть законодательство, заключить международные соглашения.
Общественная опасность от виртуальных атак может быть разной, в зависимости от того, на что такая атака была нацелена. Ки-берпространство - это объединение разнообразных коммуникационных сетей, каналов Интернет, а также коммуникационных каналов и объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), которые необходимы для обеспечения жизнеспособности сети при использовании ее человеком [4; 7; 9; 10].
Вместе с тем не следует считать экстремистами всех оппозиционеров. Такой подход может быть удобен действующим властным структурам, однако он неверен с юридической точки зрения. Конституция Российской Федерации закрепляет возможность создания различных политических партий, иметь взгляды, не совпадающие с взглядами действующей власти.
Согласно Конституции единственным источником власти является ее многонациональный народ. Это значит, что граждане имеют право выражать свое мнение, политическую позицию, в том числе создавать объединения и политические партии. Однако реализация их прав и свобод должна быть об -лечена в законную форму. Например, недопустимы узурпация власти, насильственный
государственный переворот, сепаратизм. Однако победа на выборах, референдум, согласованные митинги не нарушают закона.
Радикальные взгляды часто формируются в том обществе, где граждане лишены возможности использовать право голоса законно. Чем больше государство подавляет оппозицию, тем сильнее растет напряженность в обществе, возникают радикальные движения, способные привлекать внимание к общественным проблемам силовым методом. Усугубление ситуации может происходить и при активной, агрессивной внешней политике.
В таких условиях на органы внутренних дел ложится дополнительная нагрузка, кроме этого, от ведомства требуется четко различать экстремистскую деятельность и иные виды незаконной деятельности граждан, а также легальную реализацию своих прав и свобод. Для этого должны быть определены границы, в которых можно противодействовать экстремизму. Легальная оппозиция не должна превращаться в цель противодействия. Кроме этого, не должен появляться тотальный государственный контроль каждой сферы деятельности общества. Необходимо выделять и устранять только опасные явления, способные причинить вред, прежде всего конституционным правам.
В заключение отметим, что совершенствование мер противостояния данным преступлениям и комплексный подход к разработке способов профилактики осуществления экстремистской деятельности позволят продемонстрировать значительные сдвиги в борьбе с преступностью, а также снизить шансы на достижение последней своих целей.
Список литературы _
1. Абазов А. Б. Профилактические меры по противодействию радикализму и экстремизму в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 5. С. 168-171.
2. Арипшев А. М. Правовые аспекты противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 125-128.
3. Гедгафов М. М. Экстремизм и терроризм как угроза современному обществу // Журнал прикладных иссле -дований. 2022. Т. 1. № 2. С. 69-72.
4. Девятов А. В., Слинько А. А. Правовые основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации // Аспирантские тетради : сборник научных статей. Воронеж, 2023. С. 55-59.
5. Каширгов А. Х., Цыреторов А. И. Вопросы противодействия терроризму и экстремизму в современном мире // Евразийский юридический журнал. 2022. № 8 (171). С. 421-422.
6. Магомедов М. Н. Борьба с экстремизмом и терроризмом: новые вызовы и угрозы // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 2. С. 65-68.
7. Теуважев З. А. Правовой аспект противодействия терроризму и экстремизму // Евразийский юридический журнал. 2022. № 9 (172). С. 437-438.
8. Сигарев А. В. О видах и формах экстремизма // Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе : сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2022. С. 222-227.
9. Шестухин И. В. О некоторых разновидностях экстремистских проявлений в современном обществе // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. Курск, 2022. С. 283-285.
10. Ширшов Б. В., Лугинец Е. А. Вопросы противодействия экстремизму и терроризму: история и современность // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка и иных служб ОВД : материалы вузовской научно-практической конференции. М., 2022. С. 56-62.
References_
1. Abazov A. B. Preventive measures to counteract radicalism and extremism in the youth environment. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 5. Pp. 168-171.
2. Aripshev A.M. Legal aspects of countering extremism and terrorism in the Russian Federation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 125-128.
3. Gedgafov M. M. Extremism and terrorism as a threat to modern society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 2. Pp. 69-72.
4. Devyatov A.V., Slinko A. A. Legal foundations of countering terrorism and extremism in the Russian Federation. Postgraduate notebooks : collection of scientific articles. Voronezh, 2023. Pp. 55-59.
5. Kashirgov A. Kh., Tsyretorov A. I. Issues of countering terrorism and extremism in the modern world. Eurasian Legal Journal. 2022. No. 8 (171). Pp. 421-422.
6. Magomedov M. N. Combating extremism and terrorism: new challenges and threats. Journal applied research. 2022. Vol. 1. No. 2. Pp. 65-68.
7. Teuvazhev Z. A. The legal aspect of countering terrorism and extremism. Eurasian Legal Journal. 2022. No. 9 (172). Pp. 437-438.
8. Sigarev A.V. On the types and forms of extremism. Actual problems of countering extremism and terrorism at the present stage: collection of scientific articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Novosibirsk, 2022. Pp. 222-227.
9. Shestukhin I. V. On some varieties of extremist manifestations in modern society. The future is behind us: a view of young scientists on the innovative development of society: a collection of scientific articles of the 3rd All-Russian Youth Scientific Conference. Kursk, 2022. Pp. 283-285.
10. Shirshov B. V., Luginets E. A. Issues of countering extremism and terrorism: history and modernity. Topical issues of theory and practice in the activities of police units for the protection of public order and other police services : materials of the University scientific and practical conference. Moscow, 2022. Pp. 56-62.