УДК 343.9 ББК 67.51
Л.В. Сердюк
ЭКСТРЕМИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: Экстремизм является серьёзной угрозой, как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Однако в уголовных законах далеко не всех стран мы находим нормы, направленные на противодействие ему.
Ключевые слова: экстремизм; сепаратизм; политическая криминология; противодействие преступности. L.V. Serdyuk
EXTREMISM AS A STATE AND WORLD PROBLEM
Summary: Extremism is a serious threat, both for individual states and for the world community as a whole. However, not all countries have provisions in their criminal laws aimed at counteracting it.
Key words: extremism; separatism; political criminology; counteracting crime.
Несмотря на жёсткие меры, принимаемые государством, в России постоянно формируются на основе социальных, политических, национальных и религиозных противоречий экстремистские группировки, создавая угрозу общественной и государственной безопасности. «Идеология экстремизма становится всё более востребованным инструментом разных субъектов экстремизма. Она находит благоприятную почву для развития, поскольку содержит решительное «осуждение» настоящих или мнимых виновников возникновения социальных противоречий и одновременно предлагает «простые и надёжные», а по сути, жестокие пути восстановления справедливости» [12, с. 120].
Уголовный закон (ст. 282 УК РФ) формулирует экстремизм как «действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Группа, против которой могут быть направлены экстремистские действия, определяется по социально значимым признакам, таким как характер совместной деятельности, классовая принадлежность, социальный статус, национальность, при условии, что эта группа не
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
занимается противоправной деятельностью. Некоторые авторы считают, что социальной группой в данном случае следует считать и работников правоохранительных органов, поскольку они часто подвергаются опасным экстремистским действиям [7, с. 21-22].
«Суть экстремизма заключается в том, что одна сторона социального конфликта проявляет агрессию, нетерпимость по отношению к другой стороне с выбором способа воздействия, связанного с навязыванием обществу и государству собственных взглядов в отсутствии цивилизованного подхода к разрешению противоречий», - пишет В.А. Гаужаева. Автор справедливо считает, что ключевым признаком экстремизма является система идей, взглядов, являющихся крайне радикальными. Эти идеи и взгляды часто бывают скрытыми, «когда лица ведут правопослуш-ный образ жизни, но разделяют идеологию экстремизма и поддерживают её, а при определённых обстоятельствах могут состояться как экстремисты» [3, с. 54].
Характеризуя религиозного экстремиста, большинство криминологов выделяют такие его черты как нарциссизм, фанатизм и деструктивное поведение, т.е. поведение, не согласующееся с традициями народа и законами, выражающее активное отрицание существующих норм, являющееся разновидностью агрессии, специфической формой активного отношения человека к миру, содержание которой составляет разрушение существующих объектов и систем.
Нарциссизм определяется гордостью человека за то, что он является частью истинной, по его мнению, веры и связанных с ней идей и целей. Он искренне восхищается этими идеями, и это порождает в нём осознание собственной исключительности. Основным источником экстремизма в таких случаях выступает ксенофобия, выражающаяся в розни, порождающей конфликты. В.А. Тишков отмечает, что «ксенофобия является одним из «конечных продуктов», результатов экстремизма, поскольку она и есть выражение той самой розни, на разжигание которой направлена деятельность экстремистских сил» [15, с. 229].
Это происходит как на религиозной, так и на национальной основе. В нацистских идеях также явно прослеживается нарциссизм его представителей, проявляющийся в их самолюбовании, абсолютном нетерпении к представителям другой нации.
В литературе справедливо указывается и на другой тип экстремистов: «олицетворяющих полную невоспитанность, ненавидящих существующий общественный порядок и само общество со дня своего появления в этом обществе и требующих перемен с появлением первых мыслей в их головах» [6, с. 50].
В связи с этим заслуживает поддержки антикриминогенное предложение Д.А. Ше-стакова, указывающего на то, что духовно-нравственная сфера может противостоять преступности, если она имеет сплачивающую население национальную идею, включающую в себя осознание прошлых достижений и общей грядущей цели, связанной с обретением достойного места в мировом пространстве. Для становления данной идеи требуется осознание давних корней, ощущение связи с прошлым, которое обычно возникает у людей, знающих многие поколения своих предков [17, с. 209].
Пленум Верховного Суда РФ в своём постановлении от 28.06.2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» поясняет, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не может рассматриваться в качестве преступлений экстремистской направленности.
Определение экстремизма содержится в постоянно дополняющихся и совершенствующихся формулировках норм российского уголовно-правового законодательства. Это такие нормы, как «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ), «Организация экстремистского сообщества» (ст. 2821 УК РФ), «Организация деятельности экстремистской организации» (ст. 2822 УК РФ), «Финансирование экстремистской деятельности» (ст. 2823 УК РФ). Эти нормы созданы в 2002 и в 2014 годах в связи с постоянным ростом экстремистских проявлений на территории России и в других государствах.
Религиозный экстремизм, как показывает практика, является особенно опасным тем, что основан на устойчивой, воспитанной, как правило, с детства идеологии искажённого ислама. Этот вид экстремизма значительно чаще проявляется в форме насилия, в том числе в вооружённых конфликтах, войнах и террористических актах на территориях различных стран, что мы видим на примере хорошо известной сегодня организации «Братьев мусульман». Решением Верховного Суда РФ от 14.02.2003 года данная организация признана террористической и её деятельность на территории РФ запрещена.
История возникновения и становления этой организации не совсем обычна. Она была создана в 1928 году в Египте под предлогом защиты истиной религиозной идеологии ислама, построенной на «исламской справедливости». В последующем подвергалась репрессиям со стороны правительства Египта в связи с проявлением крайнего радикализма в её деятельности, но продолжила существование в других странах Ближнего Востока и даже значительно окрепла.
Организация не признаёт понятие «нация» в этническом смысле, считая себя мусульманской общиной, где национальный признак не имеет значения. В неё вовлекаются лица любой национальности, в том числе русские. Воспитание террористов со светлым цветом кожи является предпочтительным, поскольку таковые террористы-смертники могут легче проникать на любые объекты и в места большого скопления людей.
Фактором религиозного экстремизма справедливо называют недостаток внимания к молодёжи со стороны государства. «В на-
стоящий момент, к сожалению, не создаётся механизм самореализации для подрастающего поколения» [14, с. 39]. Отдельные авторы относят к факторам данного вида экстремизма также социальное неравенство и желание самоутвердиться в мире взрослых, наличие таких признаков характера как ущемлённое самомнение, нарциссизм и пограничные состояния психики [10, с. 149].
На наш взгляд, положение в деле противодействия экстремизму усугубляется и вследствие отказа от прежних форм и методов образования. В школах отсутствует не только правовое воспитание несовершеннолетних, но даже обычное приобщение их к жизни в обществе. «Человек общества потребления
- информационный человек - обладает разнообразной информацией, но недостаточным образованием и низкой культурой, - пишет директор Института региональных проблем Д.А. Журавлёв. Это естественно, потому что пользуясь компьютером для письма, он не нуждается в знании орфографии, не очень нуждается в систематическом знании вообще. Это вырывает человека из традиционных связей и отношений, делает его одиноким и, тем самым, ставит в полную зависимость от информационного поля» [8, с. 76-77].
По мнению А.П. Данилова российскому обществу необходима новая идеология. Подобной идеологией может стать родолюбие
- осознание принадлежности к своему народу, его культуре, земле и основанное на нём глубокое уважение и почитание родителей, народа, Родины, принятие на себя ответственности за её настоящее и будущее. Родолюбие по своей духовной, моральной, нравственной, социальной сущности является антикриминогенным фактором [4, с. 33].
Говоря о социальной ответственности молодёжи как условии противодействия экстремизму в молодёжной субкультуре, Л.И. Кема-лова пишет: «Молодёжная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Этим зачастую пользуются различные социально-политические силы в своих политических и иных целях». В качестве примера автор приводит создание и приведение в активное состояние молодёжных экстремистских групп на Укра-
ине, рост которых начался с 2005 года, когда о себе заявили ультраправые молодёжные неформальные объединения, ориентированные на насилие на почве расовой и национальной вражды [9, с. 83].
Объединения экстремистки настроенной молодёжи Украины, как отмечают многие исследователи, создавались при наличии нескольких факторов: одиночества подростков, их стремления самоутвердиться, воспитания представителями нацистов старшего поколения на псевдо идеалах о чистоте расы, языка, культуры и т.д. Но главное, наставникам удалось вложить в сознание молодёжи ненависть и жестокость, характерные нацистские качества, которые проявились в агрессивном поведении этих лиц на территории собственной страны.
На основе экстремизма часто возникает такое социальное явление как «сепаратизм» - стремление к обособлению какой-то народности или её части, отделению от государства на этнической, религиозной или какой-либо иной основе, что может носить и насильственный характер. Сепаратизм в научной литературе определяется как «теория, политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса широкой автономии» [5].
А.В. Баранов пишет: «сепаратизм был и остаётся сугубо радикальным, эгоцентричным способом решения проблем, которые, так или иначе, возникают в многонациональных обществах. Сепаратизм всегда возникает на базе глубоко пережитой и чётко осознанной ущемлённости своего положения, которую испытывает этническая группа. Сепаратистские настроения являются следствием длительного процесса самосознания в среде этнической общности» [1].
Такой же позиции придерживается и Р. Ключник, утверждающий, что «возникновение сепаратистского движения возможно при наличии двух условий: дискриминации этнической общности со стороны государственной власти и формировании активной политической элиты, способной возглавить это движение» [11].
Сепаратизм как социальное явление, хотя и основан на экстремистских настроениях, может толковаться и с положительной стороны. Это следует из определения, данного
этому феномену А.В. Бойко: «Сепаратизм является объективным общественно-политическим явлением, имеющим, по большей степени, дисфункциональное влияние на развитие общества, несмотря на то, что способствует в некоторой степени реализации экономических, политических, социальных, духовных, языковых интересов этноса, вполне обоснованных в случае политической, экономической и культурной дискриминации последнего [2, с. 88].
Сегодня экстремизм приобретает всё более опасные формы, поскольку направлен не только на разжигание межнациональных конфликтов группового характера, но включает и политические мотивы, представляющие опасность для государств. Это происходит во многих странах мира, где экстремизм приводит к государственным переворотам и вооружённым конфликтам. Поэтому многие государства стараются принять соответствующие законодательные меры, направленные на усиление противодействия данным преступлениям. В США, например, экстремистские преступления, основанные на почве ненависти, стали известны с шестидесятых годов XX века в связи с протестом чернокожих в борьбе за гражданские права. Там были существенно усилены наказания за эти преступления, начиная с 1994 г.
В § 130 УК ФРГ сказано: «Кто способом, могущим нарушить общественное спокойствие,
1) разжигает ненависть против части населения или призывает к насилию или актам произвола против нее или
2) посягает на человеческое достоинство другого таким образом, что этим подвергается поруганию, пренебрежительно представляется или очерняется часть населения, наказывается лишением свободы от трёх месяцев до пяти лет».
В Великобритании понятие «экстремизм на почве ненависти» официально не используется, но имеет распространение в практике противодействия насильственным преступлениям. Например, на почве ненависти в этой стране в 2011-2012 годах было совершено 43 748 преступлений. Из них на почве расовой ненависти - 35 816 (82 %), религиозной - 1621 (4 %), на почве ненависти к сексуальной ориентации потерпевшего - 4252 (10 %) [13]. Судам предоставлено право ужесточать
наказание за преступления, которые мотивированы враждебностью.
В Особенной части Уголовного кодекса Китайской Народной Республики составы преступлений, связанные с экстремизмом, занимают одно из главных мест. Так, ст. 103 УК этой страны предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет за «организацию, планирование и совершение практических действий, направленных на раскол государства, нарушение государственного единства». Подстрекательство к расколу государства, нарушению государственного единства наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
Уголовная ответственность предусмотрена за организацию, планирование и практическое участие в вооружённом мятеже (ст. 104), организацию, подготовку и практические действия, направленные на свержение власти (ст. 105). В законе указывается на усиление ответственности за совершение данных преступлений в сговоре с зарубежными структурами (ст. 106 УК КНР) [16].
В плане особенностей уголовного законодательства об ответственности за экстремистские действия представляет интерес УК Нидерландов. Законодателю этой страны понадобилось сформулировать 5 составов, чтобы предусмотреть ответственность за экстремистские действия самой разной формы и содержания. Например, ст. 137с УК Нидерландов имеет следующее содержание: «Лицо, которое публично, устно либо в письменной форме, либо используя изображение, умышленно делает дискредитирующее заявление о лицах в связи с их расовой принадлежностью, вероисповеданием или личными убеждениями или их гетеросексуальной или гомосексуальной ориентацией подлежит сроку тюремного заключения не более одного года или штрафу третьей категории».
В статье 137d УК Нидерландов повторяется тот же характер описания преступления с новыми видами экстремизма: «Лицо, которое публично, устно либо в письменной форме, либо используя изображение возбуждает ненависть или дискриминацию против лиц или насилие против них или их собственности на основании их расовой принадлежности, вероисповедания или личных убеждений, их пола или их гетеросексуальной или гомосексуальной ориентации, подлежит сроку тюремного заключения не более одного года или штрафу
третьей категории». Далее перечень преступных проявлений продолжается ещё в трёх статьях: 137е, 137fи 137g.
Хотя ясно, что все действия экстремистского характера, направленные на разжигание ненависти или вражды в отношении части населения или группы, перечислить невозможно, однако в данном случае законодатель прав, на наш взгляд, в том, что предпочёл столь громоздкую формулировку закона, чтобы облегчить труд правоприменителя при квалификации преступлений. Здесь фактически закон содержит одновременно и законодательный комментарий. По данному пути сегодня идёт и российский законодатель, дифференцируя ответственность за экстремизм по отдельным статьям УК РФ.
Статья 299 («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») Уголовного кодекса Кыргызской Республики имеет сходство с российским УК в части квалифицирующих обстоятельств. Но кыргызская норма изложена более компактно:
«Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста до пятисот минимальных месячных заработных плат либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от одного до трёх лет.
Нетрудно заметить, что здесь отсутствуют политические и идеологические мотивы экстремизма, которые законодатель, видимо, относит к другой категории преступлений, граничащей с преступлениями государственно-конституционного характера. Нам представляется это решение более верным, поскольку указанные мотивы включают или могут включать значительно больший круг об-
щественных отношений, которые являются и более важными по сравнению с национальными и религиозными мотивами. Кроме того, в этом законе отсутствует термин «ненависть». Вместо него используется понятие «вражда», что, по нашему мнению, также вполне логично, так как вражда предполагает ненависть и не может сопровождаться иным чувством.
В заключение анализа норм об экстремизме, содержащихся в зарубежных уголовных законах, представим содержание соответствующей нормы уголовного закона Норвегии. В § 135 УК этой страны наказанию в виде штрафов или тюремного заключения до 1 года подлежит лицо, публично оскорбляющее или разжигающее ненависть к конституционному устройству или официальной власти, или публично настраивающее одну часть населения против другой, или способствующее этому.
§ 135а также предусматривает наказание в виде штрафа и до 2 лет тюремного заключения для лица, которое путём высказывания или другого способа выражения, включая использование символов, «угрожает, оскорбляет или разжигает ненависть, преследование или презрение к человеку или группе людей по причине их вероисповедания, расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения. Те же наказания применяются за нарушения против лиц или группы лиц из-за их гомосексуальных наклонностей, образа жизни или ориентации». Такому же наказанию подлежит подстрекатель к таким действиям.
Как мы видим, многие государства приняли уголовно-правовые меры для обеспечения защиты своих общественных структур от их разобщения по национальным, этническим и религиозным мотивам, которое не может не затрагивать и государственное устройство в плане возможных посягательств на конституционные основы страны вплоть до её распада.
Экстремизм превращается в серьёзную угрозу мировому сообществу. Однако в уголовных законах далеко не всех стран мы находим нормы, направленные на противодействие ему.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БарановА.В. Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 108-123.
2. Бойко А.В. Этнический сепаратизм в контексте современных глобализационных процессов // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. Симферополь. 2015. С. 83-89.
3. Гаужаева В.А. Понятие идеологии экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 53-55.
4. Данилов А.П. Родолюбие и мы // Крымские юридические чтения: материалы международной научно-практической конференции 11 мая 2012 г. / Национальный университет «Одесская юридическая академия». Экономико-правовой факультет в г. Симферополь. Симферополь: КРП «Издательство «Кры-мучпедгиз», 2012. На украинском и русском языках. С. 28-33.
5. Дивак В.В. Сепаратизм как социально-политическое явление: суть и причины возникновения // Государство и право. 2008. № 39. С. 690-695.
6. Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусаинов Т.М. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования. 2014. № 3. С. 60-65.
7. Ермакова О.В. Проблема отнесения преступления к числу экстремистских // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Часть 2. Барнаул, 2015.
8. Журавлёв Д.А. Постиндустриальное общество как среда зарождения и распространения сетевого терроризма // Вестник московского университета МВД России. № 9. 2014. С. 74-77.
9. Кемалова Л.И. Социальная ответственность молодёжи как условие противодействия экстремизму в молодёжной субкультуре // Вестник Московского университета МВД России. № 9. 2014. С. 82-85.
10. Клюев А.В. Социально-психологические аспекты борьбы с терроризмом // Проблемы противодействия преступности в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г. Уфа: РИО БашГУ 2003.
11. Ключник Р. Сепаратизм как мировая мегатенденция современности // Политический менеджмент. 2011. № 6. С. 120-128.
12. Маркин В.В. Формирование российской идентичности как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма: региональный аспект // Власть. № 6. 2014. С. 120-127.
13. Официальный сайт Королевской службы уголовного преследования: URL: http://www.cps.gov.uk/ pubhcations/docs/cps_hate_crime_report_2011.pdf (дата обращения: 21.08.2017).
14. Сафронов А.А., Калюжный К.Ю. Терроризм и экстремизм - современная реальность в контексте вероисповедания // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 4. 2014. С. 39-42.
15. ТишковВ.А. Этнология и политика. Научная публикация. М.: Наука, 2001.
16. УК КНР / Под ред. док. юрид. наук проф. А.И. Коробеева. Пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
17. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминогенное законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. СПб., 2006. 561 с.
REFERENCES
1. BaranovA.V. Separatizm v sovremennom mire: politiko-territorial'niy aspect. [Separatism in the modern world: the political and territorial aspect]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye - Man. Community. Management. 2005, no. 3, pp. 108-123.
2. BoykoA.V. Etnicheskiy separatizm v kontekste sovremennykh globalizatsionnykh protsessov. [Ethnic separatism in the context of modern globalization processes]. Protivodeystvie ekstremizmu i terrorizmu vKrymskom federal'nom okruge: problemy teorii i praktiki - Counteraction to extremism and terrorism in the Crimean Federal District: problems of theory and practice. Simferopol. 2015, pp. 83-89.
3. Gauzhaeva V.A. Ponyatie ideologii ekstremizma. [The definition of the ideology of extremism]. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve - Gaps in the Russian legislation. 2016, no. 2, pp. 53-55.
4. DanilovA.P. Rodolyubie i my. [Rodolyubie and we]. Krymskie yuridicheskie chteniya: materialy mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 11 maya 2012 g. Natsional'nyi universitet «Odesskaya yuridi-cheskaya akademiya». Ekonomiko-pravovoy fakul'tet v g. Simferopol'. Simferopol': KRP «Izdatel'stvo «Kry-muchpedgiz», 2012. Na ukrainskom i russkom yazykah. Pp. 28-33.
5. Divak V.V. Separatizm kak sotsial'no-politicheskoe yavlenie: sut' i prichiny vozniknoveniya. [Separatism as a social and political phenomenon: the essence and causes of emergence]. Gosudarstvo i pravo - State and Law. 2008, no. 39, pp. 690-695.
6. Dudar O.G., Dudar A.I., Khusainov T.M. Znachenie patrioticheskogo vospitaniya v sisteme sovremenno-go srednego obshchego obrazovaniya. [Value of patriotic education in the system of modern secondary general education]. 2014, no.3, pp. 60-65.
7. Ermakova O.V. Problema otneseniya prestupleniya k chislu ekstremistskikh. [The problem of attributing the crime to the extremist crimes]. Aktual'nyeproblemy bor 'by sprestupleniyami i inymipravonarusheniyami -Actual problems of combating crimes and other offenses. Chast' 2. Barnaul, 2015.
8. Zhuravlev D.A. Postindustrial'noe obshchestvo kak sreda zarozhdeniya i rasprostraneniya setevogo ter-rorizma. [Post-industrial society as an environment for the inception and spread of network terrorism]. Vestnik
moskovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014, no. 9, pp. 74-77.
9. Kemalova L.I. Sotsial'naya otvetstvennost' molodezhi kak uslovie protivodeystviya ekstremizmu v molo-dezhnoy subkul'ture. [Social responsibility of youth as a condition for counteracting extremism in the youth subculture]. Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014, no. 9, pp. 82-85.
10. KlyuevA.V. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty bor'by s terrorizmom. [Social and psychological aspects of the counteracting terrorism]. Problemy protivodeystviya prestupnosti v sovremennykh usloviyakh. Ma-terialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 16-17 oktyabrya 2003 g. Ufa: RIO BashGU. 2003.
11. Klyuchnik R. Separatizm kak mirovaya megatendentsiya sovremennosti. [Separatism as a global megatrend of modern world]. Politicheskiy menedzhment - Political management. 2011, no. 6, pp. 120-128.
12. Markin V.V. Formirovanie rossiyskoy identichnosti kak faktor protivodeystviya ideologii ekstremizma i terrorizma: regional'niy aspect. [Formation of Russian identity as a factor of counteracting ideology of extremism and terrorism: a regional aspect]. Vlast' - Authority. 2014, no. 6, pp. 120-127.
13. Ofitsial'niy sayt Korolevskoy sluzhby ugolovnogo presledovaniya. [Official website of the Crown Prosecution Service]. URL: http://www.cps.gov.uk/publications/docs/cps_hate_crime_report_2011.pdf (date of submission: 21.08.2017).
14. Safronov A.A., Kalyuzhniy K.Y. Terrorizm i ekstremizm - sovremennaya real'nost' v kontekste verois-povedovaniya. [Terrorism and extremism - the modern reality in the context of religion]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh - Psycho-pedagogics in law enforcement. 2014, no. 4, pp. 39-42.
15. Tishkov V.A. Etnologiya i politika. Nauchnaya publikatsiya. [Ethnology and politics. Scientific publication]. M.: Nauka, 2001.
16. UK KNR. [Criminal Code of the People's Republic of China]. Pod red. dok. yurid. nauk, prof. A.I. Ko-robeeva. Per. s kitayskogo D.V. Vichikova. St.P.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2001.
17. Shestakov D.A. Kriminologiya: novye podkhody k prestupleniyu i prestupnosti. Kriminogennye zakony i kriminologicheskoe zakonodatel'stvo. Protivodeystvie prestupnosti v izmenyayushchemsya mire. [Criminology: new approaches to crime. Criminogenic laws and criminological legislation. Counteracting crime in a changing world]. St.P.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2006. 561 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Леонид Васильевич Сердюк - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России (Уфа, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Leonid Vasilievich Serdyuk - doctor of Laws, professor, professor of the department of criminal law and criminology at Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa, Russia); e-mail: leonid-pro@ mail.ru