Научная статья на тему 'ЭКСТРЕМИЗМ: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ (ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ)'

ЭКСТРЕМИЗМ: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ (ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / экстремистская деятельность / социально-экономический экстремизм / Древний мир / религиозный экстремизм / Папа Римский / Средние века / Католицизм / Крестовые походы / инквизиция / extremism / extremist activity / socio-economic extremism / Ancient world / religious extremism / Pope / Middle Ages / Catholicism / Crusades / inquisition

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич, Лебедев Владислав Романович

Для понимания сущности современного экстремизма и его признаков ретроспективно проанализированы генезис и эволюция данного понятия по мере его появления, и описания в философской мысли и письменных источниках Древнего Рима и Древней Греции. Выделены этапы формирования экстремизма: I этап, охватывающий период с 44 года до нашей эры по 1054 год нашей эры, в котором образуется «социально-экономический» экстремизм; II этап – с 1054 года по 1789 год, характеризующийся становлением «религиозного экстремизма»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM: THE ORIGINS OF THE PROBLEM (ANCIENT WORLD, MIDDLE AGES, MODERN TIMES)

To understand the essence of modern extremism and its signs, the genesis and evolution of this concept as it appeared, and descriptions in philosophical thought and written sources of Ancient Rome and Ancient Greece are retrospectively analyzed. The stages of extremism formation are highlighted: stage I, covering the period from 44 BC to 1054 AD, in which "socio-economic" extremism is formed; stage II – from 1054 to 1789, characterized by the formation of "religious extremism"

Текст научной работы на тему «ЭКСТРЕМИЗМ: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ (ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ)»

Научная статья УДК 343.3

ЭКСТРЕМИЗМ: ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ (ДРЕВНИЙ МИР, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ ВРЕМЯ)

1 2

Беженцев Александр Анатольевич , Лебедев Владислав Романович

1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

Центр по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия

1adovd@mail.ru

2bsg-75@mail.ru

Аннотация. Для понимания сущности современного экстремизма и его признаков ретроспективно проанализированы генезис и эволюция данного понятия по мере его появления, и описания в философской мысли и письменных источниках Древнего Рима и Древней Греции. Выделены этапы формирования экстремизма: I этап, охватывающий период с 44 года до нашей эры по 1054 год нашей эры, в котором образуется «социально-экономический» экстремизм; II этап - с 1054 года по 1789 год, характеризующийся становлением «религиозного экстремизма».

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, социально-экономический экстремизм, Древний мир, религиозный экстремизм, Папа Римский, Средние века, Католицизм, Крестовые походы, инквизиция.

Для цитирования: Беженцев А.А., Лебедев В.Р. Экстремизм: истоки проблемы (Древний мир, Средние века, Новое время) // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С. 20-31.

EXTREMISM: THE ORIGINS OF THE PROBLEM (ANCIENT WORLD, MIDDLE AGES, MODERN TIMES)

1 2

Alexander A. Bezhentsev , Vladislav R. Lebedev

1St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia

2Center for Countering Extremism of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad Region, St. Petersburg, Russia

1adovd@mail.ru

2bsg-75@mail.ru

Abstract. To understand the essence of modern extremism and its signs, the genesis and evolution of this concept as it appeared, and descriptions in philosophical thought and written sources of Ancient Rome and Ancient Greece are retrospectively analyzed. The stages of extremism formation are highlighted: stage I, covering the period from 44 BC to 1054 AD, in which "socio-economic" extremism is formed; stage II - from 1054 to 1789, characterized by the formation of "religious extremism".

Keywords: extremism, extremist activity, socio-economic extremism, Ancient world, religious extremism, Pope, Middle Ages, Catholicism, Crusades, inquisition.

20

For citation: Bezhentsev A.A., Lebedev V.R. Extremism: the origins of the problem (Ancient world, Middle Ages, Modern times) // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 1(94). Р. 20-31.

В условиях современной геополитической борьбы за влияние и ресурсы рядом государств постоянно создаются угрозы безопасности Российской Федерации как государству, способному успешно решать как свои экономические, политические и социальные вызовы, так и проблемы, возникающие в других государствах. Сильное независимое государство на мировой арене, мировая держава - именно этого и не хотят допустить ряд стран, полагающие, что они имеют право диктовать свои условия остальным, а не договариваться, учитывая взаимные интересы. Современное развитие науки и техники позволяет не доводить противостояние между государствами до открытой конфронтации, которая может привести к применению ядерного оружия, что отразится на всем мире, в том числе возможно приведет к уничтожению самих воюющих государств, и самого главного - ресурсно-экономической базы планеты. Принимая это во внимание, в современной геополитике используются различные механизмы давления на правительство изнутри государства, одним из которых является экстремизм. За последние годы деятельность экстремистских движений приобрела отчетливые черты во многих государствах, в том числе в странах СНГ. Мы наблюдали, как отсутствие многоуровневой системы профилактики экстремизма и игнорирование существования экстремистских организаций приводило к краху стабильных государств.

Для успешного противодействия экстремизму и экстремисткой деятельности необходимо понимание значения понятия экстремизм, а также понятий и явлений, которые оно охватывает, уточнение исторического опыта в данном направлении. Современные исследователи в большинстве случаев ретроспективно изучают экстремистские проявления на территории преимущественно только нашего отечества и, как правило, с периода Российской Империи [1, с. 25-29; 2, с. 155-159; 3, с. 19-27; 4, с. 203-206], однако корни экстремизма уходят в века до нашей эры, и понятие «экстремизм» целесообразно рассматривать именно с этого временного промежутка.

В отличие от понятия «терроризм», которое на различных языках мира звучит одинаково, передавая истинную этимологию слова, понятие «экстремизм» в различных языках и научных школах звучит по-разному.

Для постижения сути современного экстремизма и его признаков рассмотрим исторический генезис и эволюцию данного понятия по мере его появления, очерчивания в философской мысли и письменных источниках. Несмотря на то, что имеется множество понятий, характеризующих данное явление, общепринятым остается то, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus». Согласно латинскому словарю [5, с. 726], подготовленному учеными из Оксфордского университета Великобритании, указанное слово имеет следующие формы: «extremus» (мужской род); «extrema» (женский род); «extremum» (средний род). По мнению английских исследователей, это слово имеет пять основных значений:

1. Расположен на конце, край или вершина; пример использования значения в контексте: «Namque arctissimo inter Europam Asiamque divortio Byzantium in extrema Europa posuere Graeci» (перевод с латинского: «И действительно, греки расположили Бизантий на самом краю Европы, там, где пролив, отделяющий Европу от Азии, наиболее узок»), - фраза взята из исторического труда «Анналы» римского историка Публия Корнелия Тацита, написанного им после сотого года нашей эры [6, с. 188].

2. Самый отдаленный, задняя часть; пример использования значения в контексте: «Incredibili celeritate magno spatio paucis diebus confecto, cum iam pecus atque extrema impedimenta a nostris tenerentur...» (перевод с латинского: «В несколько дней

с невероятной быстротой была готова целая большая полоса, и римляне уже захватили скот и заднюю часть неприятельского обоза...»), - фраза взята из исторического труда «Записки о Гальской войне» римского консула Гая Юлия Цезаря, написанного им в период с 100-го по 44-й год до нашей эры [7, с. 288].

3. Происходящий в конце (в контексте временного периода), последний, конец; пример использования значения в контексте: «An Neronem extremum dominorum putatis?» (перевод с латинского: «Вы думаете, что Нерон - последний из тиранов?»), -фраза взята из исторического труда «История» римского историка Публия Корнелия Тацита, написанного им после сотого года нашей эры [8, с. 685].

4. Крайний по степени, отчаянный, ни перед чем не останавливающийся, крайне тревожный; примеры использования значения в контекстах: <Maiori tamen parti placuit, hoc reservato ad extremum casum consilio interim rei eventum experiri et castra defendere» (перевод с латинского: «Однако большинство постановило прибегнуть к этому средству только в крайнем случае, а покамест выжидать исхода дела и защищать лагерь»), -фраза взята из исторического труда «Записки о Гальской войне» римского консула Гая Юлия Цезаря; «Perierat imperium, quod tunc in extreme stabat, si Fabius tantum ausus esset quantum ira suadebat...» [9, c. 322] (перевод с латинского: «Империя бы погибла, находясь тогда на грани, если бы Фабий отважился сделать то, что гнев советовал ему сделать...»), - фраза взята из исторического труда «О гневе» римского философа Луция Аннея Сенеки, написанного им в период с 4-го года до нашей эры по 65-й год нашей эры; «Itaque parietes modo urbis stant et manent, iique ipsi iam extrema scelera metuentes, rem vero publicam penitus amisimus» (перевод с латинского: «Только стены города остаются стоять, и то боясь погибельного злого умысла, но нашу республику мы утратили навсегда») [10, с. 60], - фраза взята из трактата «Об обязанностях» римского политика Марка Тулия Цицирона, написанного им в 44 году до нашей эры; «Aut non suscipienda fuit ista causa, Antoni, aut, cum suscepisses, defendenda usque ad extremum. Ter depugnavit Caesar cum civibus, in Thessalia, Africa, Hispania» (перевод с латинского: «Ты не должен был становиться на ту сторону, Антоний, или же, став, должен был биться до конца. Цезарь трижды не на жизнь, а на смерть сразился с гражданами: в Фессалии, в Африке, в Испании»), - фраза взята из памфлета «Вторая филиппика против Марка Антония» римского политика Марка Тулия Цицирона, с которой он в виде речи выступил в римском сенате в 44 году до нашей эры.

5. И последний пример использования значения в контексте: «Non estis extremi Syracusanorum, quippe qui aliis humilitatem obiciatis» (перевод с латинского: «Вы ведь не последние среди сиракузян, коль скоро попрекаете других их простым званием»), -фраза взята из исторического труда «История от основания города» («Aburbecondita») римского историка Тита Ливия, написанного им в период с 59-го года до нашей эры по 17-й год нашей эры [11, с. 1296].

В 322 году до нашей эры греческий философ Аристотель в своей работе «Политика», в пятой книге, задавался вопросом источников возмущений, мятежей и переворотов. Проанализировав шесть основных форм государственного устройства, Аристотель пришел к выводу, что перевороты и мятежи - это способы смены любой из форм государственного устройства другой, при которой, к примеру, олигархия может замениться демократией, аристократией либо политией, и наоборот. Также он пришел ко второму выводу: это способы достижения частичных изменений без перехода к новому государственному устройству, при котором происходит перераспределение властных полномочий, укрепление или ослабление государственного строя, учреждение или упразднение должностей, привилегий.

Однако важным для нашего подхода к пониманию экстремизма Аристотель признает преимущественно насильственную, противоправную природу подобного рода перемен: «Производятся же государственные перевороты путем либо насилия, либо обмана, причем к насилию прибегают или непосредственно с самого начала, или, применяя принуждение, по происшествии некоторого времени. И обман бывает двоякого рода. Иногда, обманув народ, производят переворот с его согласия, а затем, по прошествии некоторого времени, насильственным путем захватывают власть, уже против воли народа» [12, с. 194]. Выявив в ходе своего анализа признаки экстремизма - насиль-ственность и противоправность, философ тем не менее не смог объединить выявленные им признаки в одно понятие и сформулировать его. В своем выводе он отмечал, что все формы государственного устройства не совершенны, а потому их природа способна порождать возмущения и недовольства и приводить к актам противоправного политического насилия. Ничто не может быть гарантией от переворота и мятежа, - утверждал Аристотель.

Итак, в Древнем мире мы видим зарождение одного из видов экстремизма - социально-экономического. Социально-экономический экстремизм, согласно Аристотелю, принимает на себя такие черты, при которых возмущение может не претендовать на само устройство, но иметь своей целью перераспределение властных полномочий, укрепление или ослабление государственного строя, учреждение должностей, привилегий для одного слоя населения, упразднив их у другого.

Римский историк Аппиан Александрийский утверждал, что римский народ редко прибегал к политическим убийствам, решение различных противоречий принималось на публике путем «силы красноречия», но с убийства членами римского сената народного трибуна Римской республики Тиберия Семпрония Гракха в 133 году до нашей эры, проводившего в то время непопулярные у правящих кругов аграрные реформы, насилие в политике, акции неповиновения, бунты и мятежи стали частым явлением. Этот период Аппиан описывает следующими словами: «Часто пускались в ход кинжалы, и то одно, то другое из должностных лиц в промежутках между волнениями находило себе смерть либо в храмах, либо в народном собрании, либо на форуме, и этими жертвами были то народные трибуны, то преторы, то консулы, то лица, добивавшиеся этих должностей, а то и просто люди, бывшие на виду. Все время, за исключением коротких промежутков, царила беззастенчивая наглость, постыдное пренебрежение к законам и праву. Зло росло все больше и больше; происходили открытые покушения на существующий государственный порядок, большие насильственные вооруженные действия против отечества со стороны лиц, подвергшихся изгнанию или осуждению по суду или соперничающих друг с другом из-за какой-либо должности, гражданской или военной» [13, с. 5].

Итак, слово «экстремизм» во времена Древнего мира имело повседневное употребление и было синонимично русскоязычным словам «конец», «край», «последний». Здесь с 44 года до нашей эры начинается I этап формирования экстремизма, который продолжался до 1054 года нашей эры. Из трактовки четвертого значения Оксфордского латинского словаря (крайний по степени, отчаянный, ни перед чем не останавливающийся, крайне тревожный) мы можем заметить что данное слово, используемое в политических дебатах римского политика Цицерона, приобретает тот самый смысл «крайности», «погибельности» в контексте его высказываний, в оценке определенных действий своего оппонента Марка Антония. Этимология рассматриваемого слова в приведенной интерпретации соотносится с событиями, с которыми сталкивается сенатор Римской республики Цицерон, - установление диктатуры, окончание эпохи республики, гражданские войны в самом Римском государстве, которые имели место в этот исторический период.

В Древнем мире мы видим мятежи, перевороты, гражданские войны, борьбу за власть по мотивам социально-экономической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды с применением насилия в самом сильном и прогрессивном, многонациональном и многокультурном государстве античности - в Римской империи. Выше уже были приведены слова римского политика Марка Тулия Цицирона из трактата «Об обязанностях», где он крайне негативно относится к гибели Римской республики в связи с установленной Гаем Юлием Цезарем диктатурой в 44 году до нашей эры [14, с. 528]. Но прославленный полководец впоследствии был убит в сенате сенаторами, поскольку его политические противники от дебатов решили прибегнуть к убийству своего главного оппонента, основываясь на социально-экономической ненависти и руководствуясь благой идеей (по мнению заговорщиков) - освобождения римской демократии от гнета и тирании, однако данное деяние экстремистского характера привело к гражданской войне и казни почти всех заговорщиков. Среди 60 заговорщиков было даже несколько бывших соратников Цезаря. К предательству их подтолкнуло то обстоятельство, что режим Цезаря становился все более авторитарным, двигаясь в сторону монархии, что для заговорщиков было неприемлемо, они теряли былую власть и могущество их олигархического правления. Также к этому их сподвигли реформы политика, которые включили в сенат более 500 человек из представителей новых районов Римской республики, доведя общее число до 900 сенаторов, сенаторы Республики почувствовали, что теряют экономические и социальные преференции как элитный политический класс.

Итак, мы видим, что социально-экономический экстремизм, совершаемый по политическим мотивам в отношении граждан и государственных служащих в Римской республике, стал абсолютным злом в указанный период времени; ни один закон, ни один авторитет не мог прекратить эти распри и защитить жизнь и личность римского гражданина, что вылилось в мятежи и разобщение данного государства. В подтверждение нашего мнения о зарождении рассматриваемого вида экстремизма как древнего и самого первого вида считаем необходимым привести точку зрения С.А. Воронцова, который предположил, что экстремизм появился в тот момент, когда разделение общества на классы позволило «возвыситься» некоторым категориям граждан над остальными, получив определенные материальные преференции или имущественные выгоды. Возникновение этого института породило легализацию власти меньшинства над подавляющим большинством и, как следствие, ответную реакцию угнетенных масс, которые стали совершать поступки, направленные на получение доступа к заветным благам [15, с. 65-71].

Насилие по социальным, экономическим мотивам стало появляться и в завоеванных Римским государством провинциях. К примеру, в период с 66-го по 73-й год нашей эры на территории Римской империи, в провинции Иудея, возникло движение под названием «зелоты» (от греческого - «ревнители», «приверженцы», «почитатели»). Целью зелотов было возвращение эллинистического влияния и свержение римского владычества. Они стали использовать в своих действиях религию как доктрину национально-освободительной идеологии. Опираясь на самые радикальные высказывания пророков об избрании Израиля для господства над другими народами и о приходе Мессии для освобождения своего народа, зелоты призывали следовать не форме закона, а его сути - осуществлению особой миссии, возложенной на иудеев Богом. Из-за своих крайних взглядов и изречений о том, что «нужно не пассивно ждать прихода Мессии, а сражаться за свои идеалы с оружием в руках», они получили второе прозвище - «си-карии» (от еврейского «sica» - кинжал). Конечной целью их борьбы было создание независимого государства для евреев, неподвластного Риму.

Данное движение занималось экстремисткой деятельностью со склонением населения к мятежу против государственных римских институтов, и с этой целью сика-рии использовали публичные нападения в толпе на представителей власти, лояльных членов местной знати и элиты, поджигали государственное и личное имущество, вели религиозную подрывную деятельность и пропаганду против легитимной власти. Несмотря на кажущуюся религиозность этого движения, тем не менее основными мотивами были социально-экономические факторы, так как причина конфликта крылась в том, что с начала I века нашей эры на территории Иудеи создавались поселения римских колонистов-ветеранов; лишавшиеся земли и заработка иудейские собственники брали денежные средства в долг, однако, желая вернуть свое материальное положение, примыкали к сикариям [16, с. 113].

В 56 году нашей эры сикарии убили иудея первосвященника Ионатана бен Ха-нана (который выступал за мирное существование с Римом), затем стали убивать сочувствующих римлянам иудеев, римлян. В 66 году нашей эры, в начале Великого восстания в Иудее, одним из первых был сожжен муниципальный архив Иудеи, где хранились долговые книги, в том числе и сикариев. Таким образом, иудейские собственники и олигархия, которая потеряла свое материальное и социальное положение после установления власти Рима, стали подстрекать население к восстанию против римского владычества. Действия экстремисткого движения сикариев привели к мятежу (Первой Иудейской войне), который был подавлен Римской империей [17, с. 179].

Анализируя исторические события, мы видим, что общественно-политический строй Римского государства первым столкнулся с проблемой экстремизма, а его граждане постоянно сталкивались с насилием по социально-экономическим мотивам, что стало причиной множества гражданских войн, восстаний, а самое главное - привело к гибели этого государства по причине противоречий, расслоения общества.

В религиозном тексте Евангелие от Марка, глава 3, стихи 24-25, написанном им до 68 года нашей эры, было заложено предостережение такому явлению, как экстремизм, последствиям торжества экстремизма: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот»1. В 476 году нашей эры в мировой истории слова Евангелие оказались пророческими с падением Римской империи, когда многонациональное, многокультурное государство, вобрав в себя передовые знания культуры и науки, не смогло справиться с внутренними проблемами и распалось, прекратив свое существование [18, с. 29].

В этом мнении мы солидарны с позицией М. Гранта, который в своих работах утверждает, что ее распад стал возможен по причине того, что Италия и весь Западный мир были безнадежно разобщены: «Рим пал не только из-за внешних атак. На сей раз он был парализован своей внутренней разобщенностью».

Как мы видим из разбора значений слова «ех1гетт» в латинском языке, данное явление, ставшее на сегодняшний момент одним из основных источников угрозы современного государства, зародилось во времена античности и стало использоваться для описания мятежей и переворотов в государстве. Проанализировав этимологию понятия «экстремизм» и его проявления в античном мире Римской империи, Древней Греции, нам стновится понятно, что экстремизм имеет социально-политическую природу и неразрывно связан с институтом государства, а также направлен в первую очередь на подрыв основ государства и его строя и всегда имеет своей целью переход от слов к действиям, что заметно на примере Античности.

Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс].

URL.: http://www.patriarchia.ru/bible/mk/3/. (дата обращения: 30.07.2022).

После падения Римской империи в 1054 году можно выделить II этап формирования экстремизма, который продолжался до 1789 года. Возникшие в I веке нашей эры религиозные течения и культы стали бороться крайними методами и способами за политические и экономические ресурсы человечества - так на этом этапе формируется «религиозный экстремизм».

В 1054 году произошел раскол Папской области с Византийской империей, разделив западную христианскую религию и восточную. Постепенно стал формироваться раскол католической церкви и православной. В 1071 году Византийская империя проиграла битву при Манцикерте в попытках защитить свои Ближневосточные завоевания от исламского племени сельджуков, получивших такое название в честь своего двадцатого главного вождя [19, с. 276]. После этого в Малой Азии не было никакой силы, способной защитить христиан, и в 1071 году в руки сельджуков перешел Иерусалим, со всеми главными святынями христиан, где находился также «Гроб Господень». Завоеватели, войдя в город, оскверняли христианские святыни, убивали священников и монахов, принуждали местное население принимать ислам, истребляя тех, кто сопротивлялся. В этой связи Папа Римский Урбан II, глава Папской области и Римской католической церкви, призывает лидеров европейских государств к Первому крестовому походу с целью защитить христианские святыни и освободить земли, «де-юре» принадлежащие Византийской империи, от сельджуков. Благая идея защиты христианской веры по призыву Папы Римского достигла своей цели, сельджуки были повержены, а земли Византийской империи и христианские святыни перешли под протекторат католической церкви, которая возвращать обратно их не собиралась, сформировав на этих землях государства: Графство Эдесса, Княжество Антиохия, Иерусалимское королевство, Графство Триполи.

Не передача данных земель Византийской империи заложила подозрения в святости намерений римских пап относительно Крестовых походов по защите веры. Далее от призывов помощи христианскому соседу Папский Престол перешел к своим истинным целям - расширение влияния католицизма и, как следствие, самого Папы Римского.

Четвертый крестовый поход в 1202-1204 гг. по призыву Папы Римского Иннокентия III закончился захватом Константинополя, падением Византийской империи, разграблением Храма Святой Софии, убийством христиан, несмотря на общую религию. Впоследствии этот поход стал настоящим противоречием, так как он был направлен против Византии. Завоевателей и Византию объединяла общая религия, за исключением того, что первые были христианами-католиками, а вторые исповедовали православие.

Борьба с «неверными» стала неким прикрытием для разбоев и захвата новых территорий. Позже на месте Византийской империи была создана до 1261 года Латинская империя. Историки выделяют 9 походов на восток для защиты христианства, последний - в 1272 году против Османской империи на Варну, окончившийся гибелью польско-венгерского короля Владислава. Также известны Крестовые походы против православной Руси в 1240 и 1242 гг., где шведские и немецкие рыцари-крестоносцы были разбиты Новгородским князем Александром Ярославовичем Невским [20, с. 320].

Таким образом, благодаря «помощи» Папы Римского в 1453 году Константинополь пал и был захвачен Османской империей, переименован в Стамбул. С этого момента Римская католическая церковь на своих землях утвердилась в своем всевластии. Помимо внешней экспансии за свое могущество с «экстремистским» призывом порабощать и захватывать «Во имя веры!» всех иноверцев, всех, кто не разделяет видения и религиозные догмы Папы Римского, внутри католической церкви также происходят «экстремистские» деяния по поиску инакомыслящих, «ведьм», «колдунов».

В 1215 году Папа Римский Иннокентий III создает особый церковный суд католической церкви под названием «инквизиция», основными целями которого значились «обнаружение, наказание и предотвращение ересей». Ересь (от греческого - «ошибочный выбор») поначалу воспринималась как ошибки и разночтения в толковании письменных источниках христианства (к примеру, Евангелие) богословами, в том числе совершенные умышленно, для извращения догматов церкви. В связи с этим инквизиция должна была следить за внедрением ортодоксальности (от греческого - «правильная точка зрения») [21, с. 1824].

В 1559 году был учрежден «Индекс запрещенных книг», по которому осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира. Количество людей, которые были преследованы инквизицией, огромно. Среди них были самые разные люди, в том числе известные, пользующиеся авторитетом. В 1600 году в Риме ученый Джордано Бруно после семилетнего тюремного заключения был сожжен на костре, а в 1633 году в Риме Галилео Галилей публично заявил об отречении от учения Коперника и был приговорен к домашнему аресту. Однако к началу XIX века инквизиция, как и Римская католическая церковь, утратила свое могущество, что ознаменовало конец религиозных войн.

Отчасти это произошло от того, что внутренняя и внешняя политика католицизма не смогла в некоторых случаях сдерживать недовольство своей радикальной, порой «экстремистской» политикой в отношении инаковерующих. Известны случаи торговли «индульгенциями» (грамотами об отпущении всех грехов) за вознаграждение церкви и отлучение от нее императоров и королей суверенных государств за несогласие с политикой Папы Римского. Так, к примеру, в 1077 году император Священной Римской империи Генрих IV был отлучен от церкви Папой Римским Григорием VII из-за конфликта, в основе которого было право назначать епископов и других священнослужителей на территории суверенного государства. Генрих отказался признавать присланных Папой Римским епископов, а затем и его самого в качестве главы церкви. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви и объявил его правление незаконным. В итоге отлученный от церкви Генрих IV был вынужден лично ехать в Каносский замок в провинции Эмилия-Романья в Италии и просить прощения у Папы Римского, после чего смог вернуться в лоно церкви. Данное явление, как крайняя степень унижения и уступок, получило название «Хождение в Каноссу».

Такие деяния церкви постоянно вызывали у правителей и богословов разногласия. И в 1517 году христианский богослов Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов с критикой католического учения, им была отвергнута роль Папской области, а также роль Папы Римского в благословенности священства, посредничестве по спасению людей, а также подчиненность церкви светской власти, явив собой новую религию - протестантство.

Однако дальнейшие события 1572 года во Франции, где католики устроили массовое убийство гугенотов (французское название протестантов) в канун дня святого Варфоломея, получившее название «Варфоломеевская ночь», показали, что насилие в рамках религиозной борьбы никуда не делось, а приобрело более крайние и опасные формы.

Период с 44-го года до нашей эры по 1054-й год нашей эры можно выделить как I этап формирования экстремизма, характеризующийся его становлением в общественной жизни, а также появлением экстремистской деятельности как средства насильственной борьбы, в рамках которой экстремисты не стыдились нарушать нормы морали, обычаи и церковные законы ради достижения своих целей и идеалов, применяя чаще всего самые кардинальные меры, такие как запугивание населения, насилие и даже убийства. В этот этап различные ученые и философы впервые сталкиваются с дан-

ным понятием при попытке анализа причин, способствующих разделению общественно политических сил внутри, казалось бы, единого государственного механизма на непримиримых противников. Формируется первый вид экстремизма - социально-экономический, который понимается как система взглядов и идей, направленных на получение радикальными способами, в том числе насильственными, доступа к общественно-экономическим благам, перераспределение властных полномочий путем учреждения должностей, привилегий для одного социального слоя населения, упразднив их у другого, а также путем укрепления или ослабления государственного строя. Таким образом, рассматриваемое явление обретает форму в виде деятельности и обозначение в латинском языке.

Период с 1054-го по 1789-й год можно выделить как II этап становления экстремизма, который характеризуется применением насилия по отношению к «неверующим», возникновением религиозных противоречий и образованием религиозного экстремизма. Последний получает свое наибольшее развитие на руинах Римской империи, преобразовавшейся в Папскую область, связан с формированием основных противоречий религиозной борьбы между католицизмом, православием, исламом, протестантизмом. Со сменой роли религии в обществе на более светскую экстремизм трансформируется и становится инструментом для проведения политики свержения неугодных государственных режимов.

1. Синцов Г.В., ПервушкинА.В. Экстремизм в Российской Империи: причины зарождения // Вестник Пензенского государственного университета. 2019. № 1(25). С. 25-29.

2. Маркина О.В. Принципы организации филерской службы в Российской Империи: историко-правовые аспекты борьбы с экстремизмом // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 4(53). С. 155-159.

3. Пожаров А.И. Политический терроризм как форма проявления политического экстремизма в послевоенном развитии СССР // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 3. С. 19-27.

4. Ганаева Е.Э. Ретроспективный анализ отечественного дореволюционного уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления экстремистской направленности // Аграрное и земельное право. 2020. № 10(190). С. 203-206.

5. Glare P. G.W. OxfordLatinDictionary. Volumes I and II (Second Edition) / Great Britain, Oxford University Press, 2012. 1162 p.

6. Гиббон Эдуард. История упадка и разрушения Римской империи. Издание Джоржа Белля 1877 года // Сочинения Эдуарда Гиббона с примечаниями Гизо, Венка, Шрейтера, Гуго и др. Перевел с английского В.Н. Неведомский. М.: Издание К.Т. Сол-датенкова: Типография В.Ф. Рихтер, 1883-1886. 543 с.

7. Цезарь Г.Ю. Записки о Гальской войне. Серия «Всемирная литература (новое оформление)». М.: Издательство: «Эксмо», 2021. 288 с.

8. Тацит П.К. История. Редактор: С.Л. Утченко. Перевод: Я.М. Боровский, М.Е. Сергеенко. М.: Издательство «Директ-Медиа», 2008. 685 с.

9. LanglandsRebecca. Exemplary Ethics In Ancient Rome. Cambridge, Great Britain, Cambridge University Press, 2018. P. 322.

10. Respublica: История понятия. Сборник статей / Перевод с немецкого; научное редактирование О.В. Хархордин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. 278 c.

11. Ливий Тит. История Рима от основания города. Перевод М. Гаспаров, Г. Кнабе, В. Смирин.М.: Издательство: «АСТ; ОГИЗ», 2021. 1296 с.

12. Аристотель. Политика. Собрание сочинений в. 3 т. М., 1983. Т. 2. 393 c.

13. Аппиан. Гражданские войны. Перевод с греческого. М.: Российская политическая энциклопедия; Селена, 1994. 351 с.

14. Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях. Монография. Перевод В. Горенштей-на, С. 123-356. Из книги: Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Серия: Антология мудрости. М.: Издательство «Эксмо-Пресс», 1999. 528 с.

15. Воронцов С. А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. № 4. С. 65-71.

16. Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской Империи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. 113 с.

17. Погорельцев В.И. Зарождение и развитие экстремизма в мире и в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2(42). С. 178-184.

18. Грант Майкл. Крушение Римской империи // Перевод с английского Б. Бриксма-на. М.: Издательство «ТЕРРА-Книжный клуб», 1998. 224 с.

19. Тодд Кэри Брайан. Дорога на Манцикерт. Византийская и Исламская война 5271071. Переводчик: М.Игнатов. Редактор: М.А. Поликарпов. М.: Издательство: «Клио», 2018. 276 с.

20. Ян В.Г. Александр Невский. Юность полководца. М.: Издательство: «Азбука-классика», серия: «Закон власти», 2010. 320 с.

21. Ли Генри Чарльз. История инквизиции. Перевод с французского А.В. Башкиро-ва. Редактор Самуил Горациевич Лозинский. Репринтное воспроизведение издания 1911-1914 гг. М.: Издательство «Ладомир», 1994. 1824 с.

1. Sinczov G.V., Pervushkin A.V. E'kstremizm v Rossijskoj Imperii: prichiny' zarozh-deniya // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 1(25). S. 25-29.

2. Markina O.V. Principy' organizacii filerskoj sluzhby' v Rossijskoj Impe-rii: istoriko-pravovy'e aspekty' bor'by' s e'kstremizmom // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo insti-tuta. 2019. № 4(53). S. 155-159.

3. Pozharov A.I. Politicheskij terrorizm kak forma proyavleniya politicheskogo e'kstremizma v poslevoennom razvitii SSSR // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evrazijskix gosudarstv: politika, e'konomika, pravo. 2020. № 3. S. 19-27.

4. Ganaeva E.E'. Retrospektivny'j analiz otechestvennogo dorevolyucionnogo ugolovnogo zakonodatel'stva, predusmatrivayushhego otvetstvennost' za prestupleniya e'kstremistskoj napravlennosti // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 10(190). S. 203-206.

5. Glare P. G.W. OxfordLatinDictionary. Volumes I and II (Second Edition) / Great Britain, Oxford University Press, 2012. 1162 p.

6. Gibbon Eduard. Istoriya upadka i razrusheniya Rimskoj imperii. Izdanie Dzhorzha Bel-lya 1877 goda // Sochineniya E'duarda Gibbona s primechaniyami Gizo, Venka, Shrejtera, Gugo i dr. Perevel s anglijskogo V.N. Nevedomskij. M.: Izdanie K.T. Sol-datenkova: Tipo-grafiya V.F. Rixter, 1883-1886. 543 s.

7. Cezar' G.Yu. Zapiski o Gal'skoj vojne. Seriya «Vsemirnaya literatura (novoe oform-lenie)». M.: Izdatel'stvo: «E'ksmo», 2021. 288 s.

8. Tacit P.K. Istoriya. Redaktor: S.L. Utchenko. Perevod: Ya.M. Borovskij, M.E. Sergeenko. M.: Izdatel'stvo «Direkt-Media», 2008. 685 s.

9. Langlands Rebecca. Exemplary Ethics In Ancient Rome. Cambridge, Great Britain, Cambridge University Press, 2018.P. 322.

10. Respublica: Istoriya ponyatiya. Sbornik statej / Perevod s nemeczkogo; nauchnoe redaktirovanie O.V. Xarxordin. SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2009. 278 c.

11. Livij Tit. Istoriya Rima ot osnovaniya goroda. Perevod M. Gasparov, G. Knabe, V. Smi-rin.M.: Izdatel'stvo: «AST; OGIZ», 2021. 1296 s.

12. AristoteF. Politika. Sobranie sochinenij v. 3 t. M., 1983. T. 2. 393 c.

13. Appian. Grazhdanskie vojny\ Perevod s grecheskogo. M.: Rossijskaya politiche-skaya enciklopediya; Selena, 1994. 351 s.

14. Mark Tullij Ciceron. Ob obyazannostyax. Monografiya. Perevod V. Gorenshtej-na, S. 123-356. Iz knigi: Mark Tullij Ciceron. O starosti. O druzhbe. Ob obyazanno-styax. Seriya: Antologiya mudrosti. M.: Izdatelstvo «Kksmo-Press», 1999. 528 s.

15. Voronczov S.A. Ponyatie e'kstremizma i ego sushhnostny'e priznaki // Filosofiya prava. 2007. № 4. S. 65-71.

16. Grushevoj A.G. Iudei i iudaizm v istorii Rimskoj respubliki i Rimskoj Im-perii. SPb.: Fakultet filologii i iskusstv SPbGU, 2008. 113 s.

17. Pogorelcev V.I. Zarozhdenie i razvitie ekstremizma v mire i v Rossii // Mezhdunarod-ny'j zhurnal gumanitarny'x i estestvenny'x nauk. 2020. № 3-2(42). S. 178-184.

18. Grant Majkl. Krushenie Rimskoj imperii / Perevod s anglijskogo B. Briksma-na. M.: Izdatelstvo «TERRA-Knizhnyj klub», 1998. 224 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Todd Keri Brajan. Doroga na Mancikert. Vizantijskaya i Islamskaya vojna 527-1071. Perevodchik: M.Ignatov. Redaktor: M.A. Polikarpov. M.: Izdatelstvo: «Klio», 2018. 276 s.

20. Yan V.G. Aleksandr Nevskij. Yunosf polkovodcza. M.: Izdatelstvo: «Azbuka-klassika», seriya: «Zakon vlasti», 2010. 320 s.

21. Li Genri Charlz. Istoriya inkvizicii. Perevod s franczuzskogo A.V. Bashkiro-va. Redaktor Samuil Goracievich Lozinskij. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1911-1914 gg. M.: Izdatelstvo «Ladomir», 1994. 1824 s.

Информация об авторах

Александр Анатольевич Беженцев. Начальник кафедры административной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук, доцент.

Санкт-Петербургский университет МВД России.

198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

Владислав Романович Лебедев. Начальник 2-го отделения 3-го отдела Центра по противодействию экстремизму.

Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

191015, Россия, г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52.

Information about the authors

Alexander A. Bezhentsev. Head of the Chair of Аdministrative А^^ку Аgencies of the Internal Affairs. Candidate of Sciences (Law). Associate Professor.

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia.

198206, Russia, St. Petersburg, 1 Pilyutov Pilot str.

Vladislav R. Lebedev. Head of the Second Branch of theThird Department of the Center for Countering Extremism of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in St. Petersburg and the Leningrad Region, Police Captain. 191015, Russia, St. Petersburg, 50/52 Suvorovsky Ave.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

Статья поступила в редакцию 19.07.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 14.02.2023.

The article was submitted July 19, 2022; approved after reviewing January 11, 2023; accepted to the writing of the article for publication February 14, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.