ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ В.И. Погорельцев, магистрант
Хабаровский государственный университет экономики и права (Россия, г. Хабаровск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10288
Аннотация. В статье проводится толкование термина «экстремизм», рассматривается история возникновения и развития преступлений экстремистской направленности в мире и в России на различных исторических этапах и в разных периодах социальной напряженности. Автор приходит к выводу о том, экстремизм наибольшее свое развитие получает в периоды различных социально-политических и экономических общественных потрясений.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, преступления экстремистской направленности, история экстремизма, революционеры.
Преступления экстремистской направленности являются одной из тенденций современного общества.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России в 2009 г. на территории нашего государства было зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности, в 2010 г. - 656, в 2011 г. - 622, в 2012 г. - 696, в 2013 г. - 896, в 2014 г. - 1034, в 2015 г. -1329, в 2016 г. - 1450, в 2017 г. - 1521, в 2018 г. - 1265, в 2019 г. - 585 [1].
Из представленных статистических данных видно, что преступления экстремистской направленности составляют 0,02-0,07% от всех зарегистрированных в Российской Федерации. Несмотря на такое незначительное количество регистрируемых преступлений экстремистской направленности и их снижение в 20182019 гг., данная группа общественно опасных деяний не может не тревожить, поскольку, как справедливо отмечается в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом [2, с. 32-39]. Для выработки эффективных мер по противодействию данных преступлений важным является их изучение, в том числе с исторической точки зрения.
Отметим, что нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицание этнического и религиозного многообразия, сепаратизм, а также терроризм, выступающие составными элементами современного экстремизма, являются далеко не новыми понятиями, как для мировой истории, так и для истории России.
Для начала считаем необходимым обратиться к толкованию термина «экстремизм». Данный термин берет свое начало от латинского слова ех1хетш, что в переводе на русский язык означает «крайний, чрезмерный», нечто выходящее за определенные рамки и нормы. Соответственно экстремизм можно толковать как приверженность крайним взглядам, методам действия [3, с. 59].
Если обратиться к истокам такого явления, как экстремизм, то можно увидеть, что он существует уже порядка нескольких тысяч лет, затрагивая наиболее важные сферы жизнедеятельности людей. Существует точка зрения о том, что экстремизм зародился в тот момент, когда разделение общества на классы позволило «возвыситься» некоторым категориям граждан над остальными, получив определенные материальные преференции или имущественные выгоды [4, с. 66]. Возникновение данного института породило легализацию власти меньшинства над подавляющим большинством, и как следствие ответной реакцией угнетенных масс, которые стали совершать действия и поступки,
направленные на получения доступа к заветным благам (в настоящее время косвенно попадают под понятие экстремизма). И уже тогда складывались ситуации, когда «экстремисты» не стыдились нарушать нормы морали, обычаи и церковные законы ради достижения своих целей и идеалов, применяя чаще всего самые кардинальные меры, такие как запугивание населения, насилие и даже убийства.
Так, одной из первых с экстремистами столкнулась Римская империя, на территории которой в I веке н.э. зародилась еврейская боевая группировка, под названием сикарии (от евр. sica - «кинжал»), целью которой было создание независимого еврейского государства, неподвластного римлянам. Основными методами борьбы сикарии выбрали прямые нападения, чаще всего в толпе на обозрении широкой публики, на представителей римских властей в Иерусалиме и лояльных римлянам членам местной знати и элиты.
Следующим ярким примером развития экстремизма можно наблюдать в преследовании еретиков во времена Средневековья на территории Европы. Использование насилия по отношению к «неверующим» не только поддерживалось актуальной на то время религиозной догматикой и теорией, но и якобы поощрялось Богом во всех своих проявлениях, даже самых кардинальных и радикальных. Не говоря уже о том, что такое насилие всячески поощрялось и поддерживалось правящими кругами Европы. Августин Аврелий, влиятельный в то время христианский богослов и проповедник, является первым основоположником церковной теории, суть которой заключалась в применении насильственных методов для приобщения к христианству против воли человека и борьбы с неугодными церкви. В дальнейшем, насилие приобретает всеобъемлющий характер. В ответ в обществе нарастает социальная агрессия, она даже становится некой господствующей формой поведения простого населения, как ответ на широкое использование насилия церковью. Как следствие мы наблюдаем появление инквизиции -реакция на появление народных движений, ведущих ожесточенную борьбу с церко-
вью, посредством массовых убийств сановников и масштабных разрушений.
Наибольшее развитие экстремизм получал в периоды различных социально-политических и экономических общественных потрясений, имевших место в тех или иных регионах планеты, как реакция определенных слоев общество, чаще всего наименее защищенных законодательно. В пример можно привести Великую французскую буржуазную революцию 17891793 гг. В эти годы большинство французских писателей и журналистов использовали данный термин для обозначения крайних мер поведения в своей борьбе за власть между ультраправыми и ультралевыми силами. Одним из основных девизов экстремистов того времени являлся «Гильотина - лучшее лекарство от перхоти». Именно в тот период закладываются основные положения экстремизма - абсолютный отказ от таких инструментов, как обоюдные компромиссы и диалог между противоборствующими сторонами. «Нормальным» считается жесткое навязывание своей точки зрения, ярое нежелание идти на любые уступки [5, с. 260].
Свое идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке. Немецкий радикал Карл Гейнцен на протяжении длительного времени добивался опровержения морального запрета на многократные убийства в политической борьбе. В своих работах он утверждал, что мораль - это очень относительная величина, когда речь заходит о целесообразности адресных убийств противников действующей власти [6, с. 41]. «Их лозунг - убийство, наш ответ - убийство. Им необходимо убийство, мы платим убийством же. Убийство -их аргумент, в убийстве - наше опровержение». Наверно, это один из немногих фанатиков, который призывал в своих работах уничтожить половину континента без малейшего зазрения совести, ради достижения своих целей, единственных «правильных» в этой реальности. Сейчас бы мы охарактеризовали его как сторонника теории о том, что цель оправдывает средства. Благодаря таким максимально радикальным взглядам на ведение борьбы с правящим классом, государственным уст-
ройством и основами конституционного строя, концепция Гейнцена получила логическое развитие в трудах многих революционеров, в том числе и в теориях наших соотечественников - Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, которые в дальнейшем являлись основоположниками доктрины «пропаганды действием». На сегодняшний день «за свои заслуги» многие практики и исследователи проблем насилия признают Гейнцена основоположником теории современного терроризма [7, с. 9].
Сам же термин «экстремизм» как таковой появился в 1838 году в многотомном философском словаре немецкого философа Вильгельма Трауготта Круга: «Экстремистами являются те, которые не хотят признавать середину и находят удовольствие в крайностях. Но обычно их называют ультра».
В юридической литературе впервые термин «экстремизм» употребил в первой четверти ХХ века французский юрист М. Лерой для обозначения фанатичной веры в политический идеал. Лерой воспользовался термином для анализа событий Гражданской войны в России. Из действовавших тогда на политической арене России идейных направлений Лерой назвал «красным экстремизмом» большевизм и «белым экстремизмом» монархизм [8].
Один из первых случаев проявления экстремизма на Руси был связан со смертью киевского князя Владимира Святославовича в 1113 году и началом междоусобной войны между остальными князьями с целью захватить киевский трон. Длительные противостояния обособленных князей кардинально подрывали основы еще полностью не состоявшегося и окончательно не сформировавшегося государства Российского. Это все привело в дальнейшем ухудшению внешнеполитического положения страны, отсутствию сил для борьбы с внешними врагами и в конечном итоге к окончательному распаду древнерусского государства. Изначально экстремизм имел чисто политический оттенок, так как являлся самым действенным орудием в борьбе за власть на различных уровнях. Если проанализировать формы осуществ-
ления экстремизма на Руси, то мы увидим, что наиболее «популярной» была убийство политических лидеров государства (например, убийство князей Бориса и Глеба Святополком в 1015 году) [9, с. 86].
Дальнейшее развитие «экстремистских» идей привело к тому, что на законодательном уровне стали появляться нормы, направленные на противодействие данной деятельности в той или иной форме.
В Псковской судной грамоте (1467 г.), преступления, посягающие на государственную власть и создающие угрозу жизнедеятельности государства, являлись одними из самых тяжких. Законодатель устанавливал наиболее суровое наказание за их совершение - смертную казнь. Например, в Псковской судной грамоте фигурирует термин «перевет», которые можно перевести, как государственную измену в форме пособничества врагу. По Грамоте «перевет» рассматривается как преступное посягательство на внешнюю безопасность города-государства, которое в дальнейшей сущности своей могло нести огромное значение для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, жизни и здоровья населения и обороноспособности псковских земель [10, с. 18; 11, с. 54-55].
В последующие несколько веков количество преступлений экстремистской направленности достигло таких размеров, что невозможно было откладывать закрепление ответственности за их совершение. Первым кодифицированным правовым источников Русского государства стал Судебник 1497 года. Судебник являлся, своего рода, основным источником борьбы с различными антигосударственными проявлениями, которые подрывали становление нового политического образования [12, с. 381]. Ответственность за преступления экстремистской направленности согласно данному документу, находит свое отражение в ст. 9: «А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигални-ку, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью». Под крамолов в данном случае понимается измена родине, причем в состав этого пре-
ступления включалось не только само действие, но и обнаружение умысла, направленного против государственного служащего или монарха. Соответственно крамольниками называли те круги населения, которые боролись с правительственной политикой и пытались посягнуть на государственную безопасность. В данном нормативном акте законодатель предпринял попытку поместить под охрану непосредственно государственную безопасность, определить круг деятельности экстремистской направленности и вывести на первый план значимость государственной охраны действующего государственного строя.
На рубеже веков в России развернулось активное классовое противостояние, которое достигало невероятных масштабов не только в сельской местности, но и в крупных городах, таких как Москва, Новгород, Тверь, Рязань и др. В первой половине XVI века наша страна испытывала множество социально-политических потрясений - ослабление авторитета царской власти, борьба между боярскими группировками за влияние на царя, недовольство населения ростом налогов и податей, произвол наместников и волостителей, начало разделения страны на земщину и опричнину. Непосредственным поводом для народных волнений послужил пожар в Москве в 1547 году. Будучи абсолютно стихийным взрывом борьбы социальных низов против произвола боярских правителей, толпа растерзала несколько неугодных им чиновников, по их мнению, ответственных за все беды, было сожжено огромное количество боярских имений, разорены склады с оружием и провиантом. Ответной мерой на эти действия становится принятие новой редакции Судебника несколькими годами позже. В более совершенной версии основного нормативного акта страны усилилась ответственность за экстремистские преступления, в том числе появились новые составы, например, убийство государственного служащего и др. [13, с. 11]. Рассматриваемый нормативный правовой акт еще не давал четкого определения экстремизму и наиболее тяжкой его форме, терроризму, как преступлений, посягающих
на общественную безопасность и основы государственного строя.
Начало XVII века ознаменовалось еще большим ростом преступлений экстремистской направленности. Правление Лжедмитрия, убийство Бориса Годунова, освобождение государственных преступников-изменников из тюрем, приход Шуйского к власти - все это повлекло массовые беспорядки по всей стране, анархию и беззаконие во многих сферах жизнедеятельности государства, узурпацию власти на местах, что позволяет расценивать данные действия как свержение ранее существовавшего строя [14, с. 272]. Противостояние власти и оппозиции посредством использования самых радикальных (экстремистских) мер, направленных на удержание и захват власти, явилось причиной глобального политического кризиса, вызвавшего распад Российского государства как единого к осени 1611 года. Основная часть территории, включая Москву, были захвачены поляками. Остальные земли находились под контролем бесчисленного количества бандитов и самозванцев, использовавших для удержания власти радикальные насильственные способы.
Стремительное ухудшение благосостояния основной массы населения России во время войны с Польшей, рост количества новых податей и налогов, перенасыщенная насилием политика правительства, приводили к назреванию недовольства граждан. Это что в свою очередь выражалось в различных народных восстаниях, бунтах, крестьянских войнах и расправах с неугодными лицами, имевших в подавляющем большинстве случаев радикальные экстремистские мотивы.
На протяжении следующих 60-70 лет, экстремизму в нашей стране будет уделяться особое внимание. Часто вспыхивающие народные восстания свидетельствовали об отсутствии авторитета власти, нехватке эффективных механизмов регулирования общественных отношений, пробелности правовой базы, основанной лишь на насильственных способах регулирования. Все вышеназванные обстоятельства послужили причиной огромного количества крестьянских восстаний, захле-
стнувших нашу страну в тот период. Но апогеем недовольства населения, и как следствие, готовность к самым кардинальным методам борьбы с чиновничьим произволом и беззаконием, явилось восстание, переросшее в крестьянскую войну под предводительством Степана Разина в 1667-1671 гг. Основной идеей и целью войны было свержение существующей власти путем применения насильственных способов, что, несомненно, указывает на наличие экстремистских мотивов [15, с. 71-72].
Ответной реакцией со стороны государства на крестьянские волнения явилось еще большее ужесточение ответственности за проявление экстремизма, за преступления, посягающие на государственный интерес. При этом в основу критерия ответственности был поставлен статус потерпевшего: чем выше ранг, тем суровее наказание. Признавая интересы государства приоритетом, иные общественные отношения рассматривались как дополнительные объекты уголовно-правовой охраны. Из изменений отметим то, что теперь ответственность наступала не только за оконченное преступление, но и за приготовление к нему, например, за то, что кто-либо «начнет рать собирать». Появляется и новый вид дополнительного наказания за данные преступления - конфискация имущества (виновный лишался всего имущество, которое шло в пользу государства) [16, с. 70].
Наибольшего своего расцвета в плане массовости экстремизм достигает в XIX веке. Одни ученные считают, что официальным началом экстремизма в России, исходя из его признаков, считается 1862 год, когда Петр Заичневский, сидя в камере Тверской полицейской части, составил прокламацию «Молодая Россия», в которой террор (а именно главная его форма -убийство) впервые в России открыто признается единственным и самым действенным способом достижения социальных и политических преобразований [17]. И в дальнейшем выстрел Каракозова, последователя данной прокламации, в императора Александра II положил начало почти по-
лувековой эпохе революционного террора в России.
Существует и другая точка зрения, согласно которой началом экстремизма в России следует считать 25 декабря 1825 года. Именно в этот день в Петербурге состоялась попытка государственного переворота, известная как восстание декабристов. Целью восстания было упразднение самодержавия и отмена крепостного права, но среди заговорщиков неоднократно озвучивались идеи и об убийстве императора. «Отправной точкой», позволяющей считать события, происходящие в Санкт-Петербурге, началом экстремизма в России, является выстрел одного из лидеров заговора, Петра Каховского, в генерал-губернатора, который от полученного ранения вечером того же дня скончается [18].
Так или иначе, последующие полвека наша страна погрузилась в жесточайший террор, направленный как в сторону императоров, министров и других чиновников, так и в сторону самого государственного строя в целом.
Было выдвинуто много доктрин свержения власти в стране и создано огромное количество боевых организаций, для совершения преступлений экстремисткой направленности на государственном и региональном уровне. Наверное, самой известной из террористических организаций того времени являлась Народная воля, члены которой 1 марта 1881 года совершили нападение на императора Александра II после которого он скончался [19, с. 27]. Что касается различных доктрин и учений, то наибольшее количество последователей нашла «Теория разрушения» М. Бакунина. По словам автора данной теории «революционеры должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы с властью». Несколько лет спустя «Теория разрушения» была дополнена доктриной «Пропаганды действием», выдвинутой анархистами в 70-е гг. XIX в. Сутью ее был отказ от устной агитации и пропаганды в пользу террористических действий, поскольку, по мнению теоретиков анархизма, они могут побудить массы к давле-
нию на правительство и заставить последнее пойти на уступки террористам. Анархисты считали, что истинный порядок может возникнуть только из хаоса, который невозможен в условиях существования государственного строя. Во имя порядка государство должно быть разрушено. И этот разрушительный потенциал был в полной мере использован в ходе Великой Октябрьской социалистической революции. Но потом, когда цели были достигнуты, пришедшая к власти партия большевиков пересмотрела свои взгляды и на анархистов, и на продвигаемую ими концепцию отмирания государства. Проще говоря, люди, готовые на все, ради достижения своих целей и свержения неугодного режима, оказались просто-напросто не нужны новой политической элите, так как существовала возможность не справиться с их «экстремистским запалом».
Окончание эпохи революционного экстремизма и терроризма российские историки О.В. Будницкий и М.И. Леонов относят к сентябрю 1911 года, когда в Киевском оперном театре был смертельно ранен П.А. Столыпин [20, с. 205], а американский историк российского происхождения А. Гейфман - к расстрелу царской
да) [21, с. 138]. «Последними отзвуками традиционного русского терроризма» называет С.А. Ланцов акции эсеров и анархистов, совершённые в 1918-1919 гг. после разрыва с большевиками: убийство эсерами комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского (1918 г.), покушение эсерки Ф.Е. Каплан на Ленина (30 августа 1918 г.), взрыв в здании Московского комитета РКП(б), осуществлённый анархистами 25 сентября 1 919 г.
Произошло то, что и должно было произойти, согласно постулату одного из лидеров Французской революции Дантона: «Революция пожирает своих героев». В итоге практически все экстремисты и террористы после русских революций 1917 г. и последующих нескольких лет были попросту уничтожены, уступив свое место в истории уже другим экстремистам, так называемой ленинской гвардии, которая в последующем, в годы политических репрессий в СССР, также была сведена на нет [22, с. 10].
Проведенный историко-правовой анализ показывает, что наибольшее свое развитие экстремизм получает в нестабильные с политической и социально-экономической точки зрения периоды.
семьи в Екатеринбурге (июль 1918 го-
Библиографический список
1. Статистика и аналитика // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics
2. Антонова Е.Ю. Детерминанты инцидентов на почве ненависти (предубеждений) и преступлений экстремистской направленности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2017. - № 4 (41). - С. 32-39.
3. Хлебушкин А.Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ: монография / отв. ред. Н.А. Лопашенко. Саратов: СЮИ МВД России, 2007. - 160 с.
4. Воронцов С.А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. - 2007. - № 4. - С. 65-71.
5. Беляков А.В., Матвейчав О.А. Большая актуальная политическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2009. - 424 с.
6. Право и безопасность. - 2002. - № 2-3.
7. Политический экстремизм: основные тенденции и причины эскалации: информационно-аналитический вестник / под ред. А.П. Кошкина. Вып. 8. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. - 96 с.
8. Соснов Н. Экстремизм: история и современность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maxpark.com/community/129/content/3452311
9. Петрянин А.В. Становление уголовной ответственности и регламентация наказания за преступления экстремистской направленности в России // Пенитенциарная наука. -2011. - №16.
10. Антонова Е.Ю. Субъект уголовной ответственности: историко-правовой аспект: монография. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2007. -183 с.
11. Васильев А.М., Лоба В.Е. Преступления против государственной власти по Псковской судной грамоте // Вестник Омского университета. Сер. Право. - 2014. - №2 (39). -С. 54-59.
12. Памятники русского права. Вып. 3. Памятники права периода образования Русского централизованного государства. ХIV-ХV вв. / под ред. Л.В. Черепнина. - М.: Юрид. лит., 1955. - 527 с.
13. Чернявская Т.А. Законодательные памятники России до 1917 г.: учеб.-метод. пособие. Ч. 1. Судебник 1550 г. - Н. Новгород, 1995.
14. Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч.1. 672 с.
15. Суворов А.И. Политический терроризм в России: истоки, структура, особенности // Закон и право. - 2002. - №8.
16. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век-1917 год / сост. Томсинов В.А. - М., 2000. - 334 с.
17. Кропоткин П.А. Записки революционера. - М.: Мысль, 1966. - 504 с.
18. Телегин Г.И. Основные этапы формирования экстремизма как противоправного деяния в России // Юридический мир. - 2013. - №1.
19. Синцов Г.В., Первушкин А.В. Экстремизм в Российской империи: причины зарождения // Вестник ПензГУ. - 2019. - №1 (25).
20. Будницкий О.В. Кровь по совести: терроризм в России (вторая половина 19 в. - начало 20 в.) // Отечественная история. - 1994. - №6. - С. 203-209.
21. Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917 / пер. с англ. Е. Дорман. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. - 448 с.
22. Политический экстремизм: основные тенденции и причины эскалации: информационно-аналитический вестник / под ред. А.П. Кошкина. Вып. 8. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. - 96 с.
THE ORIGIN AND EVOLUTION OF EXTREMISM IN THE WORLD AND IN RUSSIA V.I. Pogoreltsev, Student
Khabarovsk State University of Economics and Law (Russia, Khabarovsk)
Abstract. The article interprets the term «extremism», examines the history of the emergence and development of extremist crimes in the world and in Russia at various historical stages and in different periods of social tension. The author comes to the conclusion that extremism is most developed during periods of various socio-political and economic social upheavals.
Keywords: extremism, terrorism, extremist crimes, the history of extremism, revolutionaries.