Научная статья УДК 343.85
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-36-40 NIION: 2003-0059-5/22-412 MOSURED: 77/27-003-2022-05-611
Экстремизм и экстремистская деятельность: терминологические дискуссии
Александр Анатольевич Беженцев1, Владислав Романович Лебедев2
1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, adovd@mail.ru
2 Центр по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу
и Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия, bsg-75@mail.ru
Аннотация. Присутствующие в юридической литературе множественные оценки противодействия экстремизму, свидетельствуют об отсутствии единого представления о природе данного феномена. В хронологической последовательности анализируется нормативно-правовая база, регулирующая понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность»; с учетом современных реалий предложено авторское толкование данных терминов; обоснована необходимость дополнения ими Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, политический экстремизм, экстремистская идеология, противодействие экстремизму, насильственное изменение основ конституционного строя, терроризм, противодействие терроризму
Для цитирования: Беженцев А. А., Лебедев В. Р. Экстремизм и экстремистская деятельность: терминологические дискуссии // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 36-40. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-36-40.
Original article
Extremism and extremist activity: terminological discussions
Alexander A. Bezhentsev1, Vladislav R. Lebedev2
1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, adovd@mail.ru
2 Center for Combating Extremism of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia
for St. Petersburg and the Leningrad Region, St. Petersburg, Russia, bsg-75@mail.ru
Abstract. The multiple assessments of countering extremism present in the legal literature indicate the absence of a unified understanding of the nature of this phenomenon. In chronological order, the regulatory framework regulating the concepts of «extremism» and «extremist activity» is analyzed; taking into account modern realities, the author's interpretation of these terms is proposed; the need for them to supplement Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 «On Countering extremist Activity» is justified.
Keywords: extremism, extremist activity, political extremism, extremist ideology, countering extremism, violent change in the foundations of the constitutional order, terrorism, countering terrorism
For citation: Bezhentsev A. A., Lebedev V. R. Extremism and extremist activity: terminological discussions. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):36-40. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-36-40.
Исторически Россия — государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, смешивания на семейном, на дружеском, на государственном уровне сотен этносов, живущих вместе и рядом. Освоение огромных территорий России было совместным делом многих народов. Однако, в XXI в. мы постоянно сталкиваемся с проявлениями исключительности отдельных представителей общества по мотивам экстремизма, в связи с чем, необходимо знать истоки данного деструктивного понятия.
© Беженцев А. А., Лебедев В. Р., 2022
В 322 г. до нашей эры греческий ученый Аристотель в своей работе «Политика», в пятой книге, рассуждал об источнике и причинах возмущений, мятежей и переворотов, но не смог дать данному явлению имя, выделив лишь его признаки. По мнению Аристотеля, данное деструктивное явление (экстремизм) характеризуется использованием насилия, либо обмана, либо принуждения с целью проведения государственного переворота, направленного на захват власти [1, с. 194].
JURISPRUDENCE
В 43 г. до нашей эры латинское слово «ех^етш» (в переводе — крайний) упоминается сенатором Римской республики Марком Тулием Цицероном как элемент «общественной погибельности» в трактате «Об обязанностях» [2, с. 60].
В 1838 г. Вильгельм Трауготт Круг в своем многотомном философском словаре дает определением экстремизма следующим образом: «экстремистами являются те, которые не хотят признавать середину и находят удовольствие в крайностях, обычно их называют ультра» [3, с. 180].
В 1921 г. М. Лерой в своей работе «Новые техники синдикализма» дает определение экстремизму, по его мнению, — это: «настоятельный призыв к своим приверженцам об абсолютной вере в политические идеалы, исповедуемые течениями» [4].
23 марта 1995 г. в Российской Федерации принят указ Президента Российской Федерации № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», в котором впервые на государственном уровне упоминается термин «экстремизм», но не дается его определения. Данный термин упоминается в контексте незаконной, антиконституционной деятельности, противодействия националистическим проявлениям. При этом исходя из данного указа термин «экстремизм» включает в себя:
♦ разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
♦ распространение идей фашизма, антиконституционную деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений;
♦ создание незаконных вооруженных и военизированных формирований.
При этом в указе термин «экстремизм» упоминается как «политический экстремизм».
В 2001 г. принимается, по нашему мнению, наиболее удачное в юридической науке определение экстремизма, приведенное впервые в международной практике в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., достоинством которой следует считать учет оснований отграничения понятия экстремизм от понятия терроризм. В конвенции экстремизм рассматривается как «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание
власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них». Представляется, что данная дефиниция отображает конечную цель экстремизма — свержение существующего конституционного строя и легитимной государственной власти, поскольку первоочередная цель экстремистских деяний не непосредственный физический вред, а психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Экстремизм является подготовительной стадией терроризма.
25 июля 2002 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет экстремизм и экстремистскую деятельность как один термин. В законе упоминается не только экстремизм, но и терроризм, который неразрывно связан с экстремизмом, однако в нем отсутствует определение ключевого понятия «экстремизм». Определение понятия экстремистская деятельность в данном федеральном законе представляется настолько широким, что невозможно даже вообразить круг перечисленных противоправных деяний. Следовательно, необходимо законодательно закрепить определение понятий экстремизм и экстремистская деятельность на государственном уровне, не отождествляя их на основе лишь только признака противоправности.
Рассмотрим имеющиеся в отечественной науке понятия экстремизма. По мнению П. Казберова, экстремизм — это система политических взглядов (и связанных с ними действий), находящихся на краю, а чаще — вне пределов принятой в данном обществе нормы, или нарушающих принятые в обществе моральные стандарты [5, с. 3].
С. Н. Фридинский определяет экстремизм как деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию или иному содействию ее осуществления, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимиль-
ной и иных видов связи, информационных услуг или материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной, на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, на отрицание абсолютной ценности прав человека, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий [6, с. 8].
Однако данное определение дискуссионно, поскольку в нем перечисляются лишь способы осуществления экстремизма, что порождает больше вопросов, чем понимания, к примеру, что есть «национальное достоинство» и в чем выражается его унижение, может ли расцениваться введение режима повышенной готовности, либо режима контртеррористической операции как «отрицание абсолютной ценности прав человека». Или, к примеру, тезис, что «совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной», — есть экстремизм также требуют обсуждения, так как нельзя путать политический режим и идеологию государства. Хочется также, в противовес данному мнению, отметить, несмотря на то, что запрет на установление единственной идеологии в Российской Федерации установлен ч. 2, ст. 13 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, тем не менее, в 2021 г. на XVIII заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент Российской Федерации в ходе сессии, отмечая опасность проникновения нетрадиционных ценностей в российское общество заявил, что во внутренней политике Российская Федерация при формировании своих подходов будет руководствоваться идеологией здорового консерватизма [7].
Анализируя вышеизложенные определения понятия экстремизм, мы сталкиваемся с проблемой установления сущности современного экстремизма. Имеющиеся в юридической литературе множественные мнения и оценки по вопросам противодействия экстремизму свидетельствуют об отсутствии единого представления о природе данного феномена.
Некоторые авторы [8, с. 6] часто ссылаются на определение экстремизма, предложенное 29 сентября
2003 г. Комиссией по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в докладе под названием «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», где отмечено, что экстремизм — это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии [9]. Однако данное определение также требует дополнительных обсуждений, поскольку экстремизм существует и вне принципов парламентской демократии, к примеру, религиозный экстремизм.
Анализ различных мнений, касающихся административно-правового подхода к определению понятий экстремизм и экстремистской деятельности, позволяет сделать следующий вывод. Имеющиеся на сегодняшний день формулировки основных понятий в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» достаточно широки, в особенности такие термины, как «экстремизм» и «экстремистская деятельность», которые оставляют возможность слишком обширного административного усмотрения в своем толковании, и, как следствие, в правоприменении.
В первой редакции Федерального закона № 114-ФЗ, опубликованной 30 июля 2002 г. на интернет-портале «Российской Газеты» [10], существовало более конкретное определение понятия экстремистская деятельность (экстремизм). Считаем, что внесение поправок в рассматриваемый закон понятия «экстремизм» и отдельно «экстремистская деятельность» позволит точно закрепить и разграничить данные понятия в юридической науке.
Таким образом, мы предлагаем закрепить авторское понятие «экстремизм» — это система взглядов и идей, обоснованных экстремисткой идеологией, направленных на радикальное разрешение противозаконными средствами и методами политических, территориальных, экономических, социальных, национальных, расовых и религиозных конфликтов.
Тогда с точки зрения данной концепции предложим авторское толкование экстремистской деятельности. «Экстремистская деятельность» — это общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам экстремистской идеологии и направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации),
за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и террористической деятельности, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Для упрощения юридического оборота понятия экстремистская деятельность мы предлагаем использовать в нормативных актах бланкетную норму: «экстремистская деятельность» — общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам экстремистской идеологии и направленные на совершение деяний, указанных в п. 1, ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистская деятельность неразрывно связана с экстремизмом, поскольку последний возникает тогда, когда экстремистская идеология переходит из общих представлений в личные убеждения. Тем самым, экстремизм — это не наличие в сознании каждого человека представлений о природе и сущности экстремизма, национал-социализма, терроризма, а откровенное признание и разделение основных положений такой деструктивной идеологии. Здесь экстремизм предполагает наличие аргументов в пользу правоты такой системы недемократических взглядов, полную решимость действовать в целях ее реализации в повседневной деятельности, в том числе общественно опасными, юридически наказуемыми способами. Экстремизм в такой формулировке не является наказуемым в Российской Федерации до тех пор, пока не получит свое внешнее и публичное выражение в противоправных формах — административных правонарушениях и преступлениях экстремистской направленности. Экстремизм как неблагоприятный идейно-психологический социальный климат сравним со «спящим вулканом», момент возможного пробуждения которого ближе, чем выше скорость распространения в обществе конкретной отрицательной экстремистской идеологии.
Список источников
1. Аристотель. Политика. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. М., 1983.
2. Res publica: История понятия: сб. статей / пер. с нем.; науч. ред. О. В. Хархордин. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
3. Погорельцев В. И. Зарождение и развитие экстремизма в мире и в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 32 (42). С. 180.
4. Leroy M. L'extremisme // Les technigue nouvelles du syndicalisme. Paris, 1921.
5. Казберов П. Противодействие должно быть равно силе действия // ЭЖ-Юрист. 2012. № 35. С. 3.
6. Фридинский С. Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д. : Ростовский юридический институт МВД России, 2003.
7. Официальный сайт Президента России // URL:// http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deli-berations/66975.
8. Основные экстремистские организации, действующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области: типология, идеология и особенности противодействия: учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. / А. Г. Никулин, В. В. Припечкин, О. В. Тепляков и др. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2011.
9. Официальный сайт Совета Европы // URL:// http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/[Rus-sian_documents]/[2003]/[Sept_2003]/Res 1344 Rus.asp.
10. Интернет портал «Российской Газеты» // URL://http://rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html.
References
1. Aristotle. Politics. Sobr. op. In 3 t. t. 2. M., 1983.
2. Res publica: The history of the concept: collection of articles / translated from German; scientific ed. O. V. Kharkhordin. St. Petersburg : Publishing House of the European University in St. Petersburg, 2009.
3. Pogoreltsev V. I. The origin and development of extremism in the world and in Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 32 (42). Р. 180.
4. Leroy M. L'extremisme // Les technigue nouvelles du syndicalisme. Paris, 1921.
5. Kazberov P. Counteraction must be equal to the force of action // EZH-Yurist. 2012. No. 35. P. 3.
6. Fridinsky S. N. The fight against extremism (criminal law and criminological aspects): autoref. diss. ... cand. jurid. sciences'. Rostov N/D. : Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003.
7. Official website of the President of Russia // URL://http://www.kremlin.ru/events/president/trans-cripts/discussions/66975.
8. The main extremist organizations operating on the territory of St. Petersburg and the Leningrad region:
typology, ideology and features of counteraction: studies.- method. stipend. 2nd ed., revised / A. G. Nikulin, V. V. Pripechkin, O. V. Teplyakov, etc. St. Petersburg : Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011.
9. Official website of the Council of Europe // URL://http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_As-sembly/[Russian_documents]/[2003]/[Sept_2003]/Res 1344 Rus.asp.
10. The Internet portal of "Rossiyskaya Gazeta" // URL://http://rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html.
Информация об авторах
A. А. Беженцев — начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент;
B. Р. Лебедев — начальник 2-го отделения 3-го отдела Центра по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Information about the authors
A. A. Bezhentsev — Head of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
V. R. Lebedev — Head of the Second Branch of the Third Department of the Center for Combating Extremism of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad Region.
Вклад авторов:
A. А. Беженцев — научное руководство; постановка проблемы; формулирование гипотезы и концепции исследования; развитие методологии; анализ результатов исследования; описание результатов и формирование выводов исследования;
B. Р. Лебедев — критический анализ литературы; сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация; написание исходного текста; доказательство гипотезы исследования; итоговые выводы.
Contribution of the authors:
A. A. Bezhentsev — scientific guidance; formulation of the problem; formulation of the hypothesis and concept of the study; development of methodology; analysis of research results; description of the results and formation of the conclusions of the study;
V. R. Lebedev — critical analysis of literature; collection of empirical data, their analysis and interpretation; writing the original text; proof of the research hypothesis; final conclusions.
Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.
The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.