модействуют в культурной сфере с религиозными деятелями и представителями духовенства,
В начале XXI в. актуализируется проблема использования террора в политических целях. С падением социалистических режимов, атеистических по своей сути, увеличилась роль религии в мире. Террористические организации зачастую действуют, применяя религиозную доктрину в выгодной для себя трактовке, прикрываясь религиозными лозунгами, пользуясь чужой неосведомленностью, используя религиозные догматы: оправдывая террор против немусульман, например, экстремисты, именующие себя мусульманами, обращаются к Корану.
Исследователи отмечают, что террор - одно из самых опасных явлений в современном мире, поэтому нет необходимости доказывать важность его изучения. Россия принадлежит к числу стран, наиболее пораженных этим феноменом. На наш взгляд, противодействие террору должно образовывать систему, а религиозный фактор - важная составляющая этой системы, без которой успешное противодействие террору невозможно. Терроризм, как и преступность в целом, трудноискореним, поэтому бороться с ним нужно в государственном масштабе силовыми методами с привлечением общественного потенциала, в том числе и духовно-мобилизационного потенциала религии.
«Актуальные вопросы политической нации», Саратов, 2010 г., с. 111-116.
Алан Джиоев,
политолог (РАГС при Президенте РФ) ЭКСТРЕМИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
На фоне глобальных политико-экономических перемен последнего десятилетия все больше возрастает значение СевероКавказского региона (СКР) в современной геополитической картине мира. Благодаря своему особому геостратегическому положению на стыке евро-азиатских цивилизаций, на протяжении тысячелетий Кавказ всегда привлекал внимание различных государств, испытывая тем самым сильное влияние различных культур и религий. В современных геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими пу-
тями, поэтому главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов - Средиземноморско-Черноморского и Кавказско-Каспийского регионов. Ближайшие цели - сделать неконкурентоспособными, затратными имеющиеся российские магистральные газо- и нефтепроводы, проложив в обход России собственные транспортные артерии, доставляющие дешевое сырье из Казахстана, Азербайджана, Ирана в Европу и Америку. Поэтому внутриполитическая нестабильность на СК и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно свои национальные (политические и экономические) интересы.
Попутно решаются среднесрочные задачи: не допустить возрождения России до уровня сверхдержавы; подорвать ее влияние в бывших советских республиках; сузить ее геостратегическое пространство до рамок собственных границ и подстегнуть сепаратистские настроения в отдельных российских регионах, в том числе и на СК, снижая, таким образом, ее престиж и имидж в мировом сообществе; превратить в сырьевой придаток развитых стран мира; усилить собственное влияние на процессы, происходящие в регионе, получив при этом экономические и политические дивиденды. Особенно опасной в этих условиях становится практика слияния национального самосознания народов с религиозным фанатизмом. В этой связи в условиях СК наибольшую угрозу целостности России представляли дагестано-чеченские экстремистские исламские организации ваххабитского толка. Распространение ваххабизма в СКР отвечает стратегическим интересам США и Саудовской Аравии. На СКР применяется уже опробованный «ближневосточный» сценарий. Распространение ваххабизма здесь до недавнего времени осуществлялось через саудовские религиозные фонды и организации - «Аль-Харамейн» (Фонд двух святынь), компанию «Бе-неволенс», Лигу защиты матери и ребенка, «Лашкар Тайба» и пр.
За последние десятилетия в Российской Федерации (РФ), особенно в СКР, произошли межнациональные и внутриконфес-сиональные конфликты, оказавшие крайне негативное воздействие на социально-политическую ситуацию в стране, которая в целом сегодня оценивается как напряженная. Произошло заметное возрастание роли и значения религиозной составляющей общественного сознания населения региона, возросло понимание закономерности существования религии и ее институтов в обществе. Новая
религиозная ситуация, складывающаяся сегодня в РФ, и тенденции ее развития требуют более пристального внимания власти ко всему комплексу воздействия религиозного фактора на внутриполитическую безопасность России.
Особую важность приобретает то обстоятельство, что у нашего государства в настоящее время отсутствует продуманная концепция политики по отношению ко всему сообществу религиозных организаций России и особенно к СКР. Большую озабоченность вызывают и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли, а также потенциальные конфликты, которые могут быть вызваны территориальными, этническими, социальными противоречиями. Угрозу своей безопасности Россия видит и в милитаризации региона. С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение религий в обществе заметно расширились, в результате чего религии стали существенным фактором общественного развития в современной России, особенно в СКР.
СКР - уникальный в этнокультурном отношении и наиболее сложный с точки рения социально-экономической и политической ситуации, осуществления государственного управления и обеспечения национальной безопасности регион РФ. Его характеризуют полиэтничность, поликонфессиональность, перенаселенность; проблемы репрессированных народов в условиях искусственно установленных и неоднократно изменяемых границ оборачиваются перманентными военными конфликтами. На социально-политическую ситуацию в регионе большое негативное влияние оказала и продолжает оказывать идеология ваххабизма, начало активного распространения которого относится к концу 80-х годов XX в. Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем, независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание им отвергаются.
Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Природа проявления экстремизма носит протестный характер: неудовлетворенность политическим режимом, социальным неравенством, положением в обществе определенных социальных слоев, этниче-
ских, расовых и конфессиональных групп. Но проблема поддается урегулированию, если государство целенаправленно занимается исправлением перекосов.
Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, специалисты называют социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров. К причинам, способствующим усилению религиозно-политического экстремизма, эксперты относят нарушения прав этнических и религиозных меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров. Проблема религиозно-политического экстремизма обусловлена также состоянием и динамикой развития, современной внутриполитической обстановки в регионе, отличающейся крайней нестабильностью.
Одну из реальных угроз для России представляют внутренние конфликты в республиках СКР. Религиозные центры, официальные круги, специальные службы и неправительственные организации Турции, Саудовской Аравии, Пакистана, арабских стран Персидского залива, используя ваххабизм, стремятся реализовать свои задачи, используя политическую и экономическую ситуацию в СКР. Распространение идей ваххабизма является одним из основных источников распространения политического терроризма. Активность ваххабизма отмечается на территории Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, в Ставропольском крае. На основе конспиративной системы ведется финансирование ваххабитских групп, распространяются соответствующие печатные и видеоматериалы, путем подкупа чиновников организуется проникновение ваххабитских эмиссаров в органы власти. Идет процесс вытеснения из мечетей представителей лояльного духовенства и замена их на молодых имамов, подготовленных за рубежом. Ваххабитами проводится активная работа по привлечению в свои ряды новых сторонников из числа молодежи.
СК и Средняя Азия (СА) стали компонентами так называемого «ваххабитского полумесяца», в центре которого Каспий с его запасами нефти и газа. Конкретные финансовые, политические и геополитические интересы стали причиной ваххабитского «похода на север». В этих же интересах проводится ваххабитская экспансия в республиках СК. Дагестан стратегически наиболее важен,
поскольку его территория примыкает к нефтяным районам Каспия. Именно по этой причине было предпринято военное нападение Хаттаба и Басаева в Дагестане. Но в Дагестане, в отличие от Чечни, отсутствовали сепаратистские амбиции, поэтому террористы не встретили ожидаемой поддержки. Это обстоятельство помогло российским властям зимой 1999-2000 гг. принять меры по вытеснению чеченских боевиков из Дагестана и уничтожить основную часть бандформирований на территории Чечни. Ваххабизм стремится влиять на общественно-политические процессы как в субъектах РФ, так и по всей стране. Этому немало способствуют российские СМИ, формирующие в российском и мировом общественном мнении представление о конфессиональном содержании чеченского конфликта.
Особенно важно различать исламский фундаментализм и религиозный экстремизм, терроризм. Первый - как и любой другой религиозный фундаментализм ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту. Второй ставит своей целью распространение силой религиозной модели государства, религиозных правил поведения в обществе и семье.
Таким образом, попытка внедрения и распространения «политического ислама» на СК является сильным дестабилизирующим фактором. На роль властных структур в регионе претендуют экстремистские ваххабитские организации, связанные с подпольем вооруженных бандформирований в Чечне и координируемые из единого центра, представленного «боевыми джамаатами», сеть которых раскинулась по всему СКР. В связи с действиями ваххабитов традиционное духовенство и рядовые мусульмане постепенно начинают осознавать опасность, исходящую от их деятельности, и всячески помогать правоохранительным органам в борьбе с этим течением в исламе.
Большинство кавказского населения не является сторонником отделения от России. Например, в Дагестане мусульманская община последовательно и тесно взаимодействует с органами власти, направляя своих священнослужителей в наиболее отдаленные горные аулы с целью пропаганды традиционного ислама. Такая же форма религиозной пропаганды существует и в Карачаево-Черкесии. Тем не менее проведенная аттестация имамов показала, что редко кто из пожилых священнослужителей достаточно грамотен, чтобы противостоять пропаганде экстремистских религиозных течений.
Большое влияние имеет радикально настроенное мусульманское духовенство, выступающее за «чистый» ислам. Идеологической основой укрепления подобных настроений являются интеллектуальные искания некоторых мусульман, получивших образование в мусульманских странах. Их недовольство политикой федерального Центра на Кавказе, действиями региональных органов власти усиливается критическим отношением к местной исламской практике, значительно расходящейся с зарубежными канонами. Члены таких групп становятся потенциальной питательной средой для пополнения вооруженных отрядов боевиков.
Достаточно влиятельны оппозиционные движения в среде объединений мусульман региона. Их появление вызвано конкуренцией между отдельными группами верующих, объединенных вокруг духовных лидеров, за влияние на политическую элиту региона. Подобные противоречия, которые могут носить и этнический характер, часто толкают религиозных лидеров на контакты с умеренными фундаменталистами. Таким образом, нарастание экстремизма в религиозной сфере представляет серьезную угрозу для национальной безопасности в СКР, необходима целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по устранению этой опасности. Хотя нынешнее состояние межнациональных отношений в СКР можно охарактеризовать как сложное и неоднозначное, открытых массовых выступлений на этнической почве пока не наблюдается. Экстремистские проявления осуществляются с изначально поставленными целями в политической, этнонациональной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, включая призывы к насильственному свержению конституционного строя РФ.
Для проявлений экстремизма в религиозной сфере характерно отсутствие компромиссов. Такой экстремизм не идет на уступки противной стороне, не применяет тактику диалога. Стремление к победе в противостоянии социальных групп, борьба против определенных политических групп, нередко имеющая целью захват власти путем применения силы и использования религиозных лозунгов, определяют сущность экстремизма в религиозной сфере. Следовательно, говорить об экстремизме применительно к религиозным объединениям можно тогда, когда их деятельность проявляется в форме противоправных экстремистских действий, направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирова-
ний; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни и т.д.
Новая геополитическая картина ХХ1 в. требует от России новых моделей противодействия экстремистским элементам, какой бы религиозной, национальной или социальной идеологией они ни прикрывались. Так, важнейшей стратегией противодействия экстремизму в религиозной сфере должна стать политика отказа в публичности радикализму. Важным направлением политико-правового противодействия экстремистской деятельности религиозных объединений является образование и просвещение граждан по части культурного, религиозного многообразия и единства жителей страны и мира, истории нетерпимости, геноцида и других преступлений, которые принес людям экстремизм.
Серьезную идеологическую и политическую угрозу национальной безопасности России представляет политизированный исламский фундаментализм в форме ваххабизма, поскольку для достижения своих целей он использует вооруженную борьбу и терроризм. Необходимо прекратить деятельность религиозных миссий, их филиалов, учебных заведений, благотворительных и других фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных физических лиц, проповедующих идеи ваххабизма или других экстремистских учений.
Таким образом, главный вызов ваххабизма лежит не столько в религиозной, сколько в социально-политической плоскости. Ваххабизм в СКР обладает определенной мобилизационной идеологией, опирается на поддержку международных исламистских организаций и других внешних сил, которые предоставляют им немалую финансовую, кадровую и пропагандистскую помощь.
В современных условиях исламский экстремизм - это дестабилизирующий фактор, направленный на обострение меж- и внут-рирелигиозных отношений, на раскол российского мусульманского общества, поощрение национал-сепаратизма, «раскачивание» взаимоотношений между региональными и федеральными властями.
«Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Х. Хетагурова», Владикавказ, 2010, № 3, с. 24-29.