вета, как и региональных советов, отталкивается от нескольких положений.
Речь идет в первую очередь о том, что, как подчеркивается в одном из изданий саудовского протопарламента, «мерилом избрания депутата является его принадлежность к людям науки, опыта и умения». Даваемые далее разъяснения уточняют это понятие: «Люди науки, опыта и умения - те, кто обладают необходимой научной подготовкой для работы в различных сферах общественной жизни, те, кто получил ту или иную специализацию, те, кто имеют опыт, позволяющий обогащать дискуссию в Совете или его комиссиях. Эти люди - поборники интересов нации».
Консультативный совет - «собрание экспертов», необходимое главе государства для получения мнения специалистов по насущным проблемам внутренней и внешней политики. Но включив в свой состав уроженцев всех регионов страны, Совет стал воплощением общесаудовского национального единства. Он обрел черты «мозгового центра», что позволило ему обрести статус одного из каналов влияния на принятие политического решения, который сегодня в обязательном порядке обсуждает все предлагаемые исполнительной властью законодательные инициативы, становясь как трибуной для выражения различных точек зрения по вопросам и внешней, и внутренней политики королевства, так и органом контроля над реализацией утвержденных им правительственных решений. Работа в Совете дает представителям «образованного класса» и возможность продвижения в структуры исполнительной власти.
«Вестник РГГУ. Сер. : Политология», М., 2010 г., с. 77-84.
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИСЛАМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
(Рецензия)
Духовный кризис последних десятилетий способствовал размыванию ценностно-мировоззренческих ориентиров россиян. Особенно опасными являются получившие распространение на Северном Кавказе и в Поволжье традиционно чуждые российским мусульманам политизированные течения ислама. Угрожающие масштабы приобрел религиозно-политический экстремизм, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.
В фундаментальной монографии А.К. Алиева, З.С. Арухова, К.М. Ханбабаева предпринята попытка обобщения и анализа обширного теоретического и эмпирического материала, связанного с исламским радикализмом, ваххабизмом как явлением в рамках суннитского ислама.
Изучение современного состояния политического, в том числе и радикального, ислама на Северном Кавказе имеет важное научно-теоретическое и практическое значение. Это связано с тем, что ислам не только имеет в данном регионе 1000-летнюю историю, но и сейчас продолжает оказывать большое влияние на формирование мировоззрения, нравственно-эстетических ценностей, духовно-ритуальной и социально-политической практики населения Северо-Восточного Кавказа, Юга России.
Изменившаяся в постсоветское время ситуация в России и на Северном Кавказе породила достаточно благоприятные условия для возрождения деятельности исламских организаций и движений в регионе. Отметим, что Северный Кавказ сегодня является одним из самых сложных и проблемных регионов России, исламские традиции в котором имеют глубокие корни и богатую историю. Цивилизационный облик региона исторически сформировался под сильным исламским влиянием. Здесь религиозная и этническая идентичность часто смешивались и подменяли друг друга. И нельзя сказать, что исламская или религиозная идентичность являлась преобладающей на протяжении исторического развития этносов региона. Известны случаи, когда объединенные этнососедскими связями жители соседних сел выступали против своих единоверцев. В то же время ислам не раз становился идеологическим знаменем различных политических, национально-освободительных движений.
На рубеже XX в. на Юге России, и прежде всего в регионах, компактно заселенных этносами, исповедующими ислам, широко развернулось движение, ставившее своей целью возрождение ислама и определение ему соответствующего места в обществе. Оно с самого начала носило крайне сложный и противоречивый характер. С одной стороны, в нем отразилось элементарное стремление людей, считающих себя мусульманами, открыто исповедовать религию (или просто следовать обрядам) своих предков, не опасаясь при этом преследований. С другой стороны, для мусульманского духовенства возрождение ислама давало возможность укрепить свой статус в обществе, получить новые источники доходов, влиять на органы власти, образование, культуру. Поэтому развитие
получил прежде всего так называемый традиционный ислам, выражающийся в следовании религиозным традициям, свойственным исламу в России, при этом не отвергающий широкие контакты с зарубежными исламскими центрами. Традиционализм не является монолитным течением. Но в целом его последователи настроены на эволюционный путь развития религиозных и общественных институтов, отвергая революционную ломку существующего порядка.
В то же время влияние общемировых тенденций на развитие ислама в современной России проявилось в политизации ислама, росте религиозно-политического экстремизма и нетерпимости. Исламский фундаментализм сумел на рубеже тысячелетий занять на Северном Кавказе достаточно обширную нишу, образовавшуюся вследствие возникшего в обществе идеологического вакуума. Болезненный характер этнического и исламского возрождения в регионе, по нашему мнению, связан с радикальными геополитическими и социально-политическими трансформациями, произошедшими в России после распада СССР.
Начиная с 80-х годов прошлого века на Кавказе усиливается процесс реисламизации не только в бытовой сфере, но и в общественно-политической практике. Наибольшую опасность для Северо-Кавказского региона представляет деятельность ваххабитских группировок. Сторонники этнического сепаратизма и исламского радикализма сохраняют свое устойчивое влияние на молодежную среду на территории Северного Кавказа.
Серьезным вызовом национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе стал терроризм, взявший на вооружение этнонационалистические и этносепаратистские цели и выступающий под знаменем исламского фундаментализма. Как социально-исторический феномен терроризм является постоянным спутником истории человечества. В современных условиях он превратился в средство тотальной войны против национальной и глобальной безопасности, существующих политических режимов и институтов легитимной власти, всего общества и отдельного гражданина. В «Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» отмечается, что террористические преступления, независимо от того, кем они совершаются, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера.
В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок, действующих в мире, преследует религиозные цели. Радикализм и фанатизм в любом религиозном течении является питательной средой для проявлений экстремизма и терроризма. Проблема роста религиозного экстремизма, с которой столкнулась Россия, носит многоплановый характер, а поиск путей ее решения требует взвешенного и беспристрастного подхода. Это вызвано не только опасным характером любых экстремистских проявлений самих по себе, но и деликатностью религиозного аспекта данной проблемы, связанного с безусловным требованием уважения чувств верующих. Многоплановость этой проблемы предполагает рассмотрение весьма сложной и во многом противоречивой совокупности внутренних и внешних предпосылок и условий социально-экономического и политического характера, которые способствуют формированию религиозных экстремистских тенденций на постсоветском пространстве.
Отметим, что в рамках данного монографического исследования предпринята попытка обобщения и анализа некоторых религиозно-правовых концепций ваххабизма, трактовки основополагающих положений ваххабитской догматики, касающейся нововведений, такфира, специфической интерпретации теории и практики джихада, в том числе и экстремистской литературы, имеющейся в Северо-Кавказском регионе России. В ходе работы над монографией данные положения раскрывались также на основе изучения некоторых наиболее характерных текстов Корана и Сунны и соответствующих комментариев к ним.
При анализе феномена ваххабизма в суннитском исламе и анализе его социально-политической доктрины особое внимание авторы монографии уделили идеологии и практике этого учения в религиозно-политической системе современной Саудовской Аравии. Следует особо отметить, что в отечественной историографии в этой области весьма мало специальных работ, посвященных месту и роли ваххабитской идеологии в саудовском обществе. Особое место в комплексном освещении данной темы занимают научные публикации Загира Сабировича Арухова.
Вопросы влияния ислама на социально-политические и эт-нополитические процессы в «мусульманских» регионах России, взаимовлияния этноконфессионалъных процессов в зарубежных мусульманских странах и Российской Федерации, проблемы современного религиозно-политического экстремизма стали особенно актуальными в политологических и религиоведческих
исследованиях. К примеру, в трудах З.С. Арухова, И.П. Добаева, А.А. Игнатенко, Э.Ф. Кисриева, З.Л. Левина, А.В. Малашенко, Е.Б. Рашковкого, К.М. Ханбабаева рассматриваются философские аспекты взаимовлияния ислама и социальных процессов, проанализированы предпосылки «возрожденческой» эволюции ислама, в том числе зарождения и развития фундаменталистских и радикальных воззрений.
Авторы монографии в своем фундаментальном исследовании использовали официальные документы органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Северо-Кавказского федерального округа, материалы официальных структур традиционного ислама, документальные материалы исламских организаций и движений, различные информационно-аналитические материалы. Кроме того, использованы публикации как зарубежной, так и российской центральной и региональной, в том числе исламской, печати и многочисленные публикации в Интернете.
Во введении авторами сформулирована цель монографии -исследование исламского радикализма, особенностей его социально-правовой доктрины, характера и процессов радикализации ваххабитских идей в рамках современного исламского движения в России и некоторых государствах Центральной Азии. Правомерным, на наш взгляд, является стремление авторов показать и проанализировать внутреннюю связь корней религиозно-политического экстремизма и терроризма с социально-экономическими, политическими, этническими и социокультурными трансформациями в России и особенностями их проявлений на Северном Кавказе.
Освещая различные временные периоды развития философии, психологии и практики религиозно-политического экстремизма и этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе и в существовавшем на протяжении 2000-2010 гг. в Южном федеральном округе, в который входили субъекты исследуемого региона, авторы сумели проследить динамику изменений, происходящих в исламе на Северном Кавказе, особенно в постсоветское время, организации религиозно-политического экстремизма в регионе в XX - начале XXI в., проследить взаимосвязь внутреннего и международного религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Поставленная цель - изучение природы, форм и практики религиозно-политического экстремизма и этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе - позволила авторам моно-
графии решить ряд фундаментальных исследовательских задач. Проанализировав объективные условия и субъективные факторы возникновения радикализма в суннитском исламе, авторы выявляют социально-экономические предпосылки и идейные истоки возникновения ваххабизма в исламе. На базе исследования особенностей формирования основных принципов ваххабизма как религиозной и социально-политической доктрины, в книге дается концепция организации мусульманского общества и основ ее религиозно-правовой догматики.
Тщательное изучение природы, форм и практики религиозно-политического экстремизма и терроризма и этноконфессио-нальной толерантности на Северном Кавказе позволило авторам дать общую характеристику этноконфессиональной ситуации в регионе. Им удалось показать корни религиозно-политического экстремизма и терроризма в контексте социальных, политических, этнических, культурно-религиозных и других конфликтов на Северном Кавказе, найти общее и особенное в его различных типах. В монографии подробно разбирается используемый понятийный аппарат («фундаментализм», «религиозно-политический экстремизм», «радикализм», «экстремизм», «исламский экстремизм», «исламизм», «ваххабизм», «салафизм», «джихадизм», «террор», «терроризм», «толерантность», «этноконфессиональная толерантность» и др.), обращается внимание на сложность правового определения экстремизма и терроризма. Особое внимание уделяется философии, психологии и практике религиозно-политического экстремизма и этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе, в ЮФО. Освещая различные временные периоды, авторы прослеживают динамику изменений, происходящих в исламе на Северном Кавказе, особенно в постсоветское время, организации религиозно-политического экстремизма в регионе в XX - начале XXI в., а также взаимосвязь внутреннего и международного религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Считаем, что авторам на основе тщательно проведенного исследования данной проблемы удалось решить целый ряд научно-познавательных задач:
- проанализировать объективные условия и субъективные факторы возникновения исламского радикализма, ваххабизма в суннитском исламе;
- выявить социально-экономические предпосылки и идейные истоки возникновения ваххабизма в исламе;
- дать характеристику ваххабитской концепции организации мусульманского общества и основам ее религиозно-правовой догматики;
- исследовать особенности формирования основных принципов ваххабизма как религиозной и социально-политической доктрины;
- рассмотреть идеологию и практику ваххабизма в религиозно-политической системе Саудовской Аравии на современном этапе;
- провести классификацию религиозного радикализма в России и странах Центральной Азии;
- выявить основные тенденции, характер и причины появления исламского радикализма, ваххабизма на Северном Кавказе как религиозно-политического течения, а также определить отрицательные последствия его распространения и пути преодоления.
Особо следует отметить научную новизну монографии, которая состоит в следующем:
- раскрыта сущность и специфика ваххабизма как религиозно-политического течения в суннизме в историческом контексте с учетом развития в исламе идеологии экстремизма и религиозной нетерпимости;
- выявлены наиболее характерные религиозно-правовые концепции ваххабизма, их теоретическая база и принципы их реализации на практике;
- раскрыта роль и характер воздействия ваххабизма на религиозно-политическую систему современной Саудовской Аравии;
- использованы иностранные источники, раскрывающие характер религиозно-политической оппозиции ваххабизму в условиях Саудовской Аравии;
- показаны основные пути распространения, формы и методы реализации исламского радикализма, ваххабитской идеологии на Северном Кавказе и в других субъектах России;
- проведены классификация и структурный анализ социально-политической доктрины исламского радикализма, ваххабизма на территории Северного Кавказа;
- показаны некоторые причины появления идей религиозного экстремизма и терроризма в идеологии и практике радикальных ваххабитских общин Северного Кавказа;
- обобщен опыт и указаны основные пути повышения эффективности работы по преодолению религиозно-политического экстремизма и терроризма в России, на Северном Кавказе;
- показаны состояние и перспективы повышения уровня этноконфессиональной толерантности в Южном федеральном округе, на Северном Кавказе;
- обобщены и уточнены основные термины, составляющие понятийный аппарат исследований феномена исламского фундаментализма, радикализма, ваххабизма в суннитском исламе;
- в научный оборот введены новые источники, литература, документы и материалы, в том числе и на иностранных языках.
Выводы монографии могут представлять интерес не только для научных работников, но и для практиков, занимающихся вопросами противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, а также проблемами государственно-правового урегулирования деятельности религиозных организаций и нетрадиционных религиозных течений в мире, России, особенно на Северном Кавказе. Таким образом, книга имеет не только сугубо теоретический, но и практический характер.
На основе исследования религиозно-правовых концепций, путей распространения, этапов, форм и методов реализации идеологии религиозно-политического экстремизма, предложенной авторской классификации и структурного анализа его социально-политической доктрины в Северо-Кавказском регионе авторами разработаны рекомендации государственным органам, общественным организациям и религиозным объединениям Российской Федерации, в том числе и субъектам Северо-Кавказского федерального округа, по выработке комплекса управленческо-исполнительных, политических, экономических, правовых, идеологических, государственно-конфессиональных и иных мер противодействия проявлениям религиозно-политического экстремизма. Определены эффективные формы и методы закрепления в северокавказском обществе идей межэтнической и межконфессиональной толерантности, согласия, культуры мира.
Монография состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности темы, обозначены цели и задачи исследования, раскрываются его научная новизна, практическая значимость.
Первая глава монографии посвящена объективным условиям и субъективным факторам возникновения религиозно-политического экстремизма в исламе. Раскрыта ваххабитская концепция организации мусульманского общества и основы ее религиозно-правовой догматики.
Во второй главе рассматриваются ваххабизм и основные принципы его социально-политической доктрины в современном мире. В первом параграфе данной главы проанализированы идеология и практика ваххабизма в религиозно-политической системе Саудовской Аравии. Второй параграф главы посвящен классификации и структурному анализу религиозного радикализма в России и государствах Центральной Азии.
В третьей главе «Исламский фактор в Дагестане и в кавказской геополитике» авторы подробно рассматривают историю и современное состояние ислама на Кавказе. Раскрыты процесс возрождения ислама и специфика распространения исламского радикализма в Республике Дагестан. Особая активность исламских радикалистов в республиках Северного Кавказа стала наблюдаться в начале 90-х годов прошлого века, когда активно начали распространяться идеи всеобщей исламизации населения в их собственной трактовке. В главе на базе большого фактологического материала проанализированы основные формы и методы распространения идеологии религиозно-политического экстремизма на постсоветском пространстве, раскрыты основные причины, способствовавшие закреплению экстремистских идей ваххабитской направленности среди населения Северного Кавказа. Большое внимание авторы уделили проблемам роли «исламского» фактора в геополитических и геостратегических проектах зарубежных стран на Кавказе.
Четвертая глава «Религиозно-политический экстремизм и терроризм в России: Сущность, методы и специфика проявления» посвящена анализу теории и практики так называемого неоваххабизма в условиях современной России, в том числе и Северного Кавказа. В ней рассмотрены процессы распространения исламского радикализма в Татарстане, Поволжье. Особенно подробно проанализированы события в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии - Алании, других субъектах Северного Кавказа.
В пятой главе рассматриваются специфика, внутренние и внешние факторы, основные этапы распространения исламского радикализма в Республике Дагестан и Чеченской Республике. Авторы дали подробную хронику событий августа-сентября 1997 г. в Дагестане.
Большое значение, по нашему мнению, имеет шестая глава монографии, посвященная опыту и проблемам противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, задачам и
современным особенностям формирования принципов этно-конфессиональной толерантности в условиях северокавказского социума. На основе анализа международного, национального и регионального опыта авторами разработаны рекомендации по повышению эффективности противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
Нельзя не согласиться с мнением авторов монографии, что сам ход истории российского государства, многовековое сотрудничество мусульман, христиан, людей других вероисповеданий способствовали взаимообогащению национальных культур различных народов, формированию этнической и религиозной толерантности, умению ставить общие цели и сообща добиваться их достижения. «Содействие диалогу религий, культур, цивилизаций является одной из ключевых задач российской политики. Россия, страна с вековыми традициями исламо-христианского сосуществования, симбиоз двух великих цивилизаций, выступает за то, чтобы взаимодействие религий и культур носило интерактивный характер и приобретало самые разнообразные формы, служило как интересам нашей страны, так и всего мирового сообщества».
Рецензию подготовила Г. Юсупова, доктор философских наук (Дагестанский научный центр РАН).
«Вестник ДНЦ», Махачкала, 2010 г., № 38, с. 112-117.
Александр Панычик, кандидат философских наук КОРАНИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО РАЗНООБРАЗИЯ
В начале XXI в. по численности ислам является второй после христианства мировой религией. В мире насчитывается около 2 млрд. христиан и 1,2 млрд. мусульман. При этом ислам является единственной религией в мире, которая в XX в. в 5 раз увеличивает число своих последователей - с 216 млн. человек в 1900 г. до 1180 млн. человек в 2000 г., за счет чего доля приверженцев ислама за 100 лет (1900-2000) вырастает с 13 до 19,5% от общего населения планеты. Процесс исламизации - увеличения числа носителей мусульманской веры - продолжает расти и в XXI в., и, по оценкам американского фонда Карнеги, к 2023 г. число мусульман превысит число христиан.