DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_2_169 УДК 343
ЭКСТРЕМИСТСКИЙ КОНТЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕНДОВ И МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Карданов Алим Русланович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Карданова Джульетта Асланбиевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия
В статье рассмотрены особенности распространения экстремистского контента в социальных медиа и меры противодействия данному явлению. Установлено, что высокая доступность и широкий охват аудитории являются ключевыми факторами использования возможностей социальных медиа различными деструктивными сообществами и организациями (в частности, экстремистскими), запрещенными на территории Российской Федерации, для производства, распространения и пропаганды своих идей и действий. Сделан вывод о том, что распространение экстремистского контента, содержащегося в социальных медиа, происходит по причине отсутствия корректных мер пресечения распространения подобных материалов. Достаточный контроль за производством и трансляцией контента и блокировка сомнительных информационных ресурсов могут существенно снизить риски и угрозы.
Ключевые слова: экстремистский контент; социальные медиа; социальные сети; видеохо-стинги; деструктивные сообщества; молодежь; подростки, противодействие; профилактика.
UDC 343
EXTREMIST CONTENT ON SOCIAL MEDIA: ANALYSIS OF KEY TRENDS AND COUNTERMEASURES
Kardanov Alim Ruslanovich,
Lecturer of the Fire Training Department, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Kardanova Julietta Aslanbievna,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia
The article discusses the features of the spread of extremist content in social media and measures to counter this phenomenon. It has been established that high accessibility and wide coverage of the audience are key factors in the use of social media opportunities by various destructive communities and organizations (in particular, extremist ones) banned in the territory of the Russian Federation for the production, dissemination and promotion of their ideas and actions. It is concluded that extremist content contained in social media, the distribution of which occurs due to the lack of correct measures to prevent the distribution of such materials, while such groups are subject to blocking. Sufficient control over the production and broadcast of content and blocking of dubious information resources can significantly reduce risks and threats.
Keywords: extremist content; social media; social networks; video hosting; destructive communities; youth; teenagers, opposition; prevention.
Современные медиа, к которым относятся социальные сети, различные тематические форумы, мессенджеры, оказывают все большее влияние на жизнь социума. В социальных медиа пользователи осуществляют рабочие процессы, общение с близкими, а также поиск и потребление необходимой информации. Высокая доступность и широкий охват аудитории являются ключевыми факторами использования возможностей социальных медиа различными деструктивными сообществами и организациями (в частности, экстремистскими), запрещенными на территории Российской Федерации, для производства, распространения и пропаганды своих идей и действий.
Основным форматом распространения запрещенного контента в социальных медиа является текстовая форма, поскольку она обладает большей доступностью для передачи, распространения и изменения. На сегодняшний день на выявление экстремистского контента положены силы экспертов и волонтеров, также начали широко использоваться автоматизированные системы. Однако их возможности не столь широки, поскольку они не предназначены для определения смысловой составляющей текстов и отличия экстремистского содержания от похожего по синтаксису, но различного по семантике, так называемого «шумового» контента. В частности, идентификация экстремистского содержания осуществляется за счет поиска наиболее шумостойкой модели его выявления. Наиболее качественной моделью на сегодня признана классификация текстов, которая состоит в отнесении текстовых данных к заранее заданным классам. При помощи данного метода эффективно решается задача обработки естественного языка, например выявление негативных комментариев или распознавание спама [5; 6; 8; 9].
Следует отметить, что распространение экстремистского контента в социальных медиа является проблемой не только России, но и других стран. Большая часть подобной информации публикуется в даркнете, что позволяет ее скрыть от обычных пользователей. Однако время от времени она появляется в общем доступе и влияет на сознание пользователей, особенно детей и подростков. Борьбу с производством и распространением экстремистского контента осущест-
вляют практически все страны, но не всегда достаточно ресурсов для реализации этой задачи.
Экстремисты выходят в социальные медиа с шокирующим контентом, используя в качестве формы передачи рекламные кампании, поскольку большая часть пользователей тяготеют к эффектным зрелищам. Это побуждает видеохостинги, социальные сети, средства массовой информации к трансляции скандалов, расследований, заговоров, расследований и т. п. Просмотр подобного контента вызывает у аудитории очень сильные эмоции, базовой из которых выступает страх. При помощи страха можно оказывать давление на умы людей и вызывать изменения в их модели поведения. Вербовщикам это очень хорошо известно и этот инструмент ими успешно применяется для вовлечения адептов в деструктивные идеологии.
Иногда объектом рекламы выступает канал видеохостинга или группа в социальной сети, куда сразу начинают приходить пользователи. Владельцы групп, сайтов и их модераторы в борьбе за приток пользователей полностью пренебрегают морально-нравственным содержанием транслируемого контента. И несмотря на этические и правовые запреты, социальные сети не признают ответственность за размещаемый на страницах контент. По этой причине в сложившейся ситуации целесообразно ввести в нормы законодательства дополнительные обязательства по регулированию экстремистского контента, а его владельцев привлекать к ответственности [1; 2; 5].
Относительно зарубежных видеохостин-гов следует отметить, что их платформы координируют различные типы экстремистского контента. Но на практике их действия отличаются противоречивостью. Например, не всегда можно понять, почему заблокирована та или иная официальная информация, в то время как не удаляется и не блокируется информация, на которую поступило множество жалоб, обращений и писем от официальных представительств с требованием удалить контент, противоречащий законодательству Российской Федерации.
Правоохранители отмечают, что техника вербовки в экстремистскую идеологию устроена в виде «воронки», на поверхности которой лежат материалы, не имеющие пря-
мого отношения к негативным последствиям. На начальном этапе злоумышленники привлекают внимание потенциальной жертвы в социальных медиа путем публикации броских фотографий, любопытных фактов или «выгодных» предложений. В случае положительного отклика пользователя на приманку создатели контента вовлекают его в дальнейшие действия, переводя фокус его внимания на закрытые чаты, а затем в оф-лай-режим.
Следует отметить, что большая часть аудитории имеет представление о возможных рисках подобного характера и пребывает в уверенности, что ничего плохого с ними не произойдет. Это говорит о том, что они недооценивают организаторов подобных сообществ, которые используют индивидуализированный подход к вербовке потенциальной жертвы. Как только участник отреагировал на заманчивый контент, система переводит его в чат с членом деструктивной организации, целью которого является переход в зону доверия путем поиска общих интересов. И уже пребывая с жертвой в длительном общении, он формирует о себе ложное впечатление о том, что имеет с жертвой схожие взгляды на жизнь и настолько его понимает, что может стать ему хорошим товарищем или наставником. Таким образом, вербовщик, создавая комфортные условия, ненавязчиво переводит участника в отдельную интернет-группу, где новичку начинают изменять сознание в «нужную» для вербовщика сторону. Ему приводятся аргументы, формирующие ощущение личной ценности новичка в его новом кругу общения. Далее новичок погружается в экстремистский контент, его приглашают на соответствующие сайты с экстремистским наполнением, но при этом прямо не указывающим на свою принадлежность [4; 7, 8].
Таким образом, формируется информационная среда, в которой неофиты усваивают формы поведения для самореализации. У них создается ложное представление о том, что благодаря новым знаниям и советам они смогут достичь своих целей. В реальной жизни их поведение также меняется, однако близкие и родные долгое время могут этого не замечать. А когда речь идет о подростках, то родители нередко прибегают к запрету на пользование Интернетом и социальными сетями, что является их главной ошибкой. В по-
пытках уличить подростка в проступках они просматривают историю общения в социальных медиа, тем самым нарушая личные границы и ставя его в неловкое положение. Тем самым родители подрывают уважение к себе со стороны ребенка, в результате подросток закрывается в себе еще больше. У него формируется уверенность в отсутствии понимания с близкими, обостряются конфликты в се -мье, подросток отдаляется от них и начинает искать поддержку вне дома. Подорванное доверие к родителям становится весомым аргументом для абстрагирования от семьи, что формирует у подростка подверженность негативному влиянию экстремистского контента, предлагаемого в социальных медиа.
Правоохранители отмечают, что со стороны неконтролируемого функционирования и развития социальных медиа исходит угроза национальной безопасности. Особая опасность таится не столько в количественном росте преступности, сколько в масштабах распространения данного явления в самых различных сферах. Все чаще правоохранители отмечают случаи угроз физической и психологической безопасности членов правительства, государственных служащих, гражданских активистов, научной и творческой интеллигенции, журналистов. Также в отчетах МВД России отмечается, что на защитников конституционного строя со стороны экстремистов совершаются онлайн-ата-ки, против них организуются целые кампании по распространению фейковой информации. Для этого онлайн-агрессорами используются все доступные методы информационной войны - распространяются ложные слухи, фальсифицируются фото- и видеоматериалы, публикуются оскорбительные мемы, бездоказательные обвинения и т. д. Все это делается с одной целью - нанести ущерб их репутации [3; 5].
Одним из способов профилактики и защиты пользователей социальных медиа от влияния экстремистского контента является информационно-просветительская работа, суть которой состоит в разъяснении принципов адекватного пользовательского поведения, в том числе разъяснение принципов грамотного информационного поведения. Интернет является площадкой для самого разного контента, а не только экстремистского, поэтому пользователям необходимо об-
ладать хотя бы минимумом знаний о правовых основах массовой коммуникации, в том числе о законодательстве в сфере противодействия экстремизму и терроризму, а также обеспечения информационной безопасности. Таким образом, решается задача формирования у пользователей личной ответственности и самоконтроля по отношению к информационным ресурсам. Данная работа проводится при участии сотрудников правоохранительных органов в образовательных учреждениях. Их участие обусловлено тем опытом, которым они могут поделиться с подростками и показать на примерах, к чему приводят необдуманные поступки в виде экстремистских преступлений [3; 4; 9].
Также одним из вариантов позитивного
воздействия на рассматриваемое направление является активизация интернет-аудитории, обладающей определенным авторитетом среди молодежной публики, в сторону разоблачения экстремистских мировоззрений путем их опровержения и тем самым заложить у пользователей правильное отношение к экстремистскому контенту.
В заключение отметим, что экстремистский контент, содержащийся в социальных медиа, распространяется в том числе по причине отсутствия корректных мер его пресечения. Можно предположить, что достаточный контроль за производством и трансляцией контента и блокировка сомнительных информационных ресурсов могут существенно снизить риски и угрозы.
Список литературы_
1. Арипшев А. М. Экстремизм и терроризм в социальных сетях: проблемы обнаружения и противодействия // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 44-48.
2. Ашманов И. С., Касперская Н. И. Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных сетях// Цифровая гигиена: молодежь в сети, Москва, 28 марта 2019 г. URL: https:// saizyral.rtyva.ru/ wp-content/uploads/ (дата обращения: 24.09.2022).
3. Друкер М. М. Способы профилактики деструктивного контента социальных медиа // Пользовательский контент в современной коммуникации : сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 315-318.
4. Дьячек П. Э., Арцыбашев И. Г Возможные способы защиты подростков от влияния деструктивного контента в социальных сетях // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью : материалы международной молодежной научно-исследовательской конференции / под общей ред. А. В. Пономарева. 2022. С. 158-163.
5. Ермаков А. А. Экстремизм в молодежной среде: причины, условия, факторы роста и направления противодействия // Пермский период : сборник материалов IX Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций : в 3 т. / сост. А. И. Согрина. Пермь, 2022. С. 238-242.
6. Куршев А. Х., Личутина М. Г Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 137-141.
7. Таков А. З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Образование и право. 2021. № 6. С. 336-340.
8. Тарчоков Б. А. Экстремистские сообщества в социальных сетях: проблемы обнаружения и противодействия // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 3. С. 56-60.
9. Шогенов Т. М., Бураева Л. А., Кучмезов А. Н. Об актуальных вопросах пресечения деятельности радикальных сообществ, вовлекающих молодежь в совершение преступлений террористической направленности // Евразийский юридический журнал. 2022. № 2 (165). С. 448-450.
References-
1. Aripshev A.M. Extremism and terrorism in social networks: problems of detection and counteraction. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 44-48.
2. Ashmanov I. S., Kaspersky N. I. Methodological guide for identifying signs of risk behavior in social networks/ Digital hygiene: youth on the web, Moscow, March 28, 2019. URL: https://saizyral.rtyva.ru/wp-content/uploads (accessed: 09/24/2022).
3. Drucker M. M. Methods of prevention of destructive content of social media. User content in modern communication : collection of materials of the I International scientific and practical conference. Chelyabinsk, 2021. Pp. 315-318.
4. Dyachek P. E., Artsybashev I. G. Possible ways to protect adolescents from the influence of destructive content in social networks. State youth policy: challenges and modern technologies of working with youth : materials of the international youth research Conference /under the general editorship of A.V. Ponomarev. 2022. Pp. 158-163.
5. Ermakov A. A. Extremism in the youth environment: causes, conditions, growth factors and directions of counteraction. Perm period : collection of materials of the IX International Scientific and Sports Festival of cadets and students of educational organizations : in 3 volumes / comp. A. I. Sogrin. Perm, 2022. Pp. 238-242.
6. Kurshev A. H., Lichutina M. G. Features of prevention and combating manifestations of extremism and terrorism in the youth environment. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 137-141.
7. Takov A. Z. The Internet as a factor in the spread of extremism among young people. Education and law. 2021. No. 6. Pp. 336-340.
8. Tarchokov B. A. Extremist communities in social networks: problems of detection and counteraction. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 3. Pp. 56-60.
9. Shogenov T. M., Buraeva L. A., Kuchmezov A. N. On topical issues of suppressing the activities of radical communities involving young people in committing terrorist crimes. Eurasian Law Journal. 2022. No. 2 (165). Pp. 448-450.