ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МОТИВЫ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ
СИТНИКОВА Марина Петровна,
аспирант кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности Вятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья содержит подробный анализ мотивов политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, которые законодатель определил основным признаком преступлений экстремистской направленности. Данный анализ автор провёл с целью уяснения точного и полного толкования рассматриваемых мотивов во избежание дублирования признаков таковых и устранения имеющихся неточностей в их содержании. При изучении вопроса автор обращается к этимологии понятий «ненависть» и «вражда», учитывая определение толковых словарей и мнение ученых по данному вопросу. В процессе исследования автор приходит к выводу, что в контексте рассматриваемых мотивов «политическая» и «идеологическая» ненависть и вражда соотносятся как часть и целое, на основании чего определяет политику как часть идеологии. Во избежание произвольного отнесения какого-либо деяния к числу преступлений экстремистской направленности предлагаются авторское определение понятий «ненависть», «вражда» и авторская формулировка рассматриваемого мотива в целом.
Abstract: The article contains a detailed analysis of the motives of political, ideological, racial, national, religious hatred or enmity, which the legislator defined as the main feature of extremist crimes. This analysis was conducted by the author in order to understand the exact and complete interpretation of the motives in question in order to avoid duplication of the features of such and to eliminate the existing inaccuracies in their content. In studying the issue, the author refers to the etymology of the concepts of "hatred" and "enmity", taking into account the definition of dictionaries and the opinion of scientists on this issue. In the course of the research the author comes to the conclusion that in the context of the motives under consideration "political" and "ideological" hatred and enmity are correlated as a part and a whole, on the basis of which he defines politics as a part of ideology. In order to avoid arbitrary reference of any act to the number of crimes of extremist orientation, the author proposes the definition of the concepts of "hatred", "enmity" and the author's formulation of the motive in General.
Ключевые слова: Ненависть, вражда, экстремистский мотив, преступления экстремистской направленности.
Keywords: Hatred, enmity, extremist motive, crimes of extremist orientation.
Действующее российское антиэкстремистское уголовное законодательство определяет основным признаком преступлений, по которому то или иное деяние можно отнести к экстремистскому, мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивы ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Именно их законодатель указал во многих составах преступлений, в т.ч. в п. 2 примечаний к ст.282.1 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества». Установление вышеуказанных мотивов при расследовании упомянутых преступлений в некоторых случаях вызывает определенные сложности. Поэтому данный вопрос требует самостоятельного теоретического исследования для решения проблемных аспектов его применения.
Мотивами преступления называют обусловленные определенными потребностями, чувствами, интересами внутренние побуждения, возникающие под влиянием внешней среды и конкретной ситуации, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении [1].
В целом, юридическая формулировка рассматриваемого понятия объединяет несколько схожих, но всё-таки самостоятельных мотивов: политическую ненависть или вражду; идеологическую ненависть или вражду; расовую ненависть или вражду; национальную ненависть или вражду; религиозную ненависть или вражду; ненависть или вражду в отношении какой-либо социальной группы. Каждый из них
обладает первоочередными побудительными причинами, но они имеют общий признак - ненависть или вражда, порождающиеся нежеланием лиц терпимо относиться к другим гражданам, которые отличаются от них самих или их действий. Они стремятся к утверждению собственных представлений, поэтому объединение в одной юридической формулировке таких разных мотивов является как бы оправданным.
В то же время УК РФ содержит исчерпывающий характер видов ненависти или вражды, совершение преступлений по которым может повлечь уголовную ответственность. Закон также не разграничивает ответственность за преступления, совершенные на почве ненависти и на почве вражды, поскольку то и другое существенно повышают общественную опасность обычных уголовных преступлений и проистекают из одних и тех же побудительных факторов. Однако соответствующие нормы действующего уголовного законодательства содержат разделительные союзы «или», «либо», наталкивающие на необходимость разграничения рассматриваемых мотивов между собой.
На данном этапе исследования целесообразно обратиться к этимологии понятий «ненависть» и «вражда», о соотношении которых в юридической литературе встречаются различные мнения. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «ненависть» означает «чувство сильной вражды и злобы», а «вражда» - «отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью». «Ненавидеть» - значит питать ненависть к кому-нибудь, чему-нибудь либо испытывать неприязнь или отвращение к кому-нибудь,
чему-нибудь, не выносить кого-то, чего-то [2].
Психологи трактуют «ненависть» как активное отрицательное чувство человека, способное выражаться в соответствующих суждениях. Формированию ненависти предшествуют недовольство и отрицательные переживания. Мотив ненависти является побудительным стимулом для действий (вражды) виновного и может приводить к желанию отомстить. Месть и вражда - состояния действия, порождаемые ненавистью, но они могут быть вызваны и иными эмоциональными состояниями: злобой, завистью, ревностью и другими. Ненависть есть самостоятельное эмоциональное состояние, вызванное указанными чувствами [3].
Отметим, что при разработке проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 №11 (ред. от 03.11.2016) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» члены рабочей группы и научного совета обратились за помощью с соответствующим запросом на факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, ответ на который содержал следующие положения[4]: ненависть представляет собой эмоциональное явление, характеризуемое предметной относимостью, выраженной негативной модальностью, устойчивостью (ненавидят всегда кого-то). Ненависть рассматривается как чувство неприязни, отвержения, негативной оценки, приписывания негативных черт и свойств объекту ненависти, который воспринимается и оценивается в качестве причины депривации (неудовлетворения значимых потребностей). Это чувство создает определенную установку в виде готовности к выражению ненависти на уровне сознательных оценок, суждений и отношений, а также на уровне реальных агрессивных действий, причиняющих ущерб объекту ненависти, его благополучию, соматическому, психологическому и психическому здоровью, жизни. Вместе с тем переживание ненависти может быть компенсировано ориентацией личности на моральные и конвенциональные нормы, значимые ценности и получить выражения в указанных действиях.
Вражда же выступает как вид взаимодействия между отдельными людьми или их группами, обладающий деструктивно-агрессивным характером и преследующий цели нанесения ущерба противоположной стороне и удовлетворения собственных потребностей, в том числе в самоутверждении за счет противной стороны.
Таким образом, ученые МГУ им. М.В.Ломоносова отметили, что ненависть - чувство, а вражда - активное взаимодействие.
На наш взгляд, употребление понятий «ненависть» и «вражда» в качестве синонимов является неверной, поскольку «вражда» не способна быть мотивом отдельно взятого преступления, т.к. существует в рамках всего общества.
Она характеризует лишь основанные на взаимной ненависти существующие отношения, но никак не побуждения, и может выступать в качестве цели уголовно-наказуемых деяний, придавая им экстремистскую направленность и нарушая основы конституционного строя государства. Понятие «вражда» - это не мотивация преступного поведения, это само преступное поведение в виде состояния враждебности по мотиву ненависти. Она означает готовность лица к деструктивным действиям, а ненависть лишь предполагает такую возможность, поэтому, когда лицо, кого-то ненавидя, готово перейти к активным действиям против соответствующего объекта, можно вести речь о возникновении вражды по отношению к последнему. На основании вышеизложенного классифицировать мотивы в преступлениях экстремистской направленности можно следующим образом:
-мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо ненависти в отношении какой-либо социальной группы;
-мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Понятие «политической ненависти и (или) вражды» в юридической науке в достаточной степени также не разработано. В целом термин «политика» имеет несколько значений: 1) деятельность в сфере отношений между социальными группами, нациями и государствами [5]; 2) деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями (политика мира, внешняя и внутренняя политика, финансовая политика); 3) вопросы и события общественной, государственной жизни [6]. Но для раскрытия политического содержания преступной мотивации в рамках преступлений экстремистской направленности требуются определенные уточнения. Прилагательное «политический» производно от существительного «политика» и имеет такое же значение, приобретающее некоторые особенности в зависимости от используемого контекста (например, политическая борьба, политический режим и т.д.).
Н.А. Егорова считает, что мотив политической ненависти или вражды связан с определенной деятельностью потерпевшего и (или) субъекта преступления[7], но, на наш взгляд, такое понимание мотива не дает возможности отграничить общеуголовное преступление от деяний экстремистской направленности даже при наличии специальных потерпевших (например, убийство представителя политической партии по мотиву личной неприязни и т.п.) и поэтому является неопределенным по своему содержанию. Полити-
ческая ненависть побуждает к совершению преступления относительно лиц, придерживающихся иных взглядов в целях борьбы за власть. Политическая вражда включает совершение демонстративных действий, которые выражают неприязнь к другим политическим оппонентам, основанную на особенных политических убеждениях.
Раскрывая идеологическое содержание экстремистской преступной мотивации отметим, что идеология, служащая основой для прилагательного «идеологический», представляет систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество [8], но не отдельного человека. Идеологическая мотивация включает ненависть или вражду, основывающиеся на радикальном неприятии идей потерпевших из-за несовпадения понятий и взглядов у субъекта преступления и у потерпевшего.
В социологии используются понятия «политическая идеология» и «политический режим». Первое определяется как система идей и взглядов, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, действительности, обосновываются цели социальной деятельности, направленные на изменение либо закрепление данного общественного отношения. Второе понятие означает совокупность средств и методов реализации власти, характерных для определенного типа государства политических отношений, отношений между государственной властью и обществом, доминирующих форм идеологии и состояние культуры[9]. На основании этого, например, Е.П.Сергун считает, что термин «идеологический» может толковаться шире, чем «политический». Идеология может быть политической, национальной, религиозной, но не являться при этом экстремистской и наоборот. Автор отождествляет данный мотив с экстремистским и указывает, что в основе экстремистского мотива преступления всегда находится приверженность только к экстремистской идеологии и ни к какой другой. Если приверженность к экстремистской идеологии не является основой криминального намерения, то преступление экстремистской направленности совершено быть не может, т.е. «не вся идеология является экстремистской»[10]. Так, например, в случае совершения противоправного деяния по мотиву ненависти к идеологической направленности некоторого «фан-клуба», членом которого является потерпевший, действия виновного квалифицируются по мотиву политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотиву ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, что не будет отражать экстремистской сущности совершаемого деяния.
Мы согласны с мнением данного автора и не исключаем возможности соотносить «политическую» и «идео-
логическую» ненависть или вражду как часть и целое, при этом определяя политику как часть идеологии.
В основе расовой и национальной ненависти или вражды лежит представление о принадлежности потерпевшего к иной, отличной от виновного расе или национальности, что и выступает в качестве причины преступного поведения. Расовая ненависть тесно связана с национальной, однако в рамках формирования мотива преступления экстремистской направленности возможно и их раздельное существование.
Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения[11]. Мотив расовой ненависти основан на ненависти к расе, представители которой обладают характерными чертами (например - цвет кожи, разрез глаз и т.п.). Отметим, что в человеческом обществе выделяют три расы - европеоидная, монголоидная и негроидная. Ощутимые в последние десятилетия процессы глобализации неизбежно повлияли на смешение рас, национальностей и их признаков. На фоне этого целесообразно в существующем законодательстве указать на признаки, характеризующие расу, национальность и т.д. Это позволит точнее определить мотив и цель деяния, ведь, например, отличающийся цвет кожи нередко предопределяет выбор потенциальных потерпевших. Несмотря на то, что в сознании виновных не всегда однозначно характеризуется принадлежность к определенной расе, но объективно такой признак в целом считается расовым и это должно учитываться при квалификации преступления. При этом для выяснения интеллектуального момента умысла в экстремистских преступлениях важно установить осознание хотя бы одного соответствующего данному деянию существенного отличительного признака (признаков) потерпевшего (потерпевших), в связи с которым (которыми) возникли и реализовались ненависть и (или) вражда виновного.
Нация как понятие раскрывается в двух значениях:
1)исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика;
2)в некоторых сочетаниях - страна, государство (ООН) [12].
Прилагательное «национальный» производно от слова «нация» и, следовательно, может обозначать что-либо характерное для той или иной нации, свойственное именно ей (национальный костюм, национальная культура и т.д.), а также выступает синонимом прилагательного «государственный».
«Национальность» и «национальный» характеризуют гражданство лица, поэтому, учитывая растущую интеграцию России и тот факт, что в отличие от расы установить принадлежность человека к определенной нации, опираясь только на внешние признаки, зачастую невозможно, во избежание терминологической путаницы [13] считаем логично подчеркнуть в уголовном законе, что «национальный» в контексте норм об ответственности за преступления экстремистской направленности означает именно этническую принадлежность лица (группы лиц) путем указания в УК РФ на данный признак.
Религия может выступать как:
1)одна из форм общественного сознания в виде совокупности духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения;
2)как одно из направлений такого сознания (буддизм, ислам, христианство);
3)в переносном смысле - сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону[14].
В контексте определения экстремистских преступлений прилагательное «религиозный», на наш взгляд, следует понимать с учетом первых двух значений «религия». Оно предполагает приверженность человека либо группы лиц к религии в целом или к её конкретному направлению, и обозначает верующего человека. При этом необходимо помнить, что сегодня в обществе встречается как вера, так и атеизм.
Библиография:
При рассмотрении содержания прилагательных «политический», «идеологический», «расовый», «национальный», «религиозный» мы видим, что каждое из них неотделимо от соответствующих явлений. Это значит, что данные прилагательные недопустимо использовать в сочетании с понятиями «ненависть» и «вражда», поскольку побуждения характеризуют не политику, идеологию, расу, национальность или религию, а психическое отношение к таковым.
На основании вышеизложенного мы предлагаем в постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремист-кой направленности» внести разъяснение понятий «ненависть» и «вражда»:
- ненависть - это внутреннее побуждение лица (пассивное поведение) к деструктивным действиям в отношении соответствующего объекта;
- вражда - внутренняя готовность лица (активное поведение) к деструктивным действиям против соответствующего объекта по мотиву ненависти.
Для правильного понимания уголовно-правовых норм, содержащих рассмотренный мотив, было бы более эффективным исключить термин «политический», представив в УК РФ рассматриваемый мотив в виде следующей формулировки: «по мотиву ненависти по признаку отношения к идеологии, национальности (этнической принадлежности), расе, религии либо по мотиву вражды по признаку отношения к идеологии, национальности (этнической принадлежности), расе, религии, социальной группе».
1.Рарог А.И. Российское уголовное право: в 2 т. Т. I. Общая часть. М.: Спарк, 1997. С. 195;
2.Данильян Н. М.Современный словарь по общественным наукам. Изд-во "Эксмо", 2007. С. 127, 331, 398;
3.Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М.: изд-во политической литературы, 1985. С. 206;
4.Ответ на запрос Верховного Суда РФ о толковании понятий «ненависть» и «вражда» от 29.05.2011 г., подготовленный факультетом психологии МГУ им. М.В.Ломоносова от 03.05.2011г., исх.№ 385-11/117-03//Архив Верховного Суда РФ;
6.Абаренков В.П. Краткий политический словарь.6-е изд., доп . М.: Политиздат, 1989 . С.421;
6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук: Институт русского языка им.В.В.Виноградова. М.:ООО «ИТИ Технологии», 2008.С.356;
7.Егорова Н.А. К вопросу о новых мотивах совершения преступлений // Уголовное право. 2008.№ 1. С. 42;
Б.Айсханова Е.С. Криминологическая характеристика лиц, совершающих общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности// Молодой ученый. 2015. № 23. С. 711-713;
9.Данильян Н. Современный словарь по общественным наукам . М.: изд-во "Эксмо", 2007. С. 127, 331;
10.Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве (теоретико-дедуктивный подход). М., Саратов: МПА Минюст России, 2009. С.224; 11.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия
наук: Институт русского языка им.В.В.Виноградова. М.:ООО «ИТИ Технологии», 2008.С.657;
12.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук: Институт русского языка им. В.В.Виноградова. М.:ООО «ИТИ Технологии», 2008.С.398;
13.Кунашев А.А. «Социальная группа» как уголовно-правовой признак // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 44-52; 14.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук: Институт русского языка им. В.В.Виноградова. М.:ООО «ИТИ Технологии», 2008.С. 675.