Научная статья на тему 'Экстремистская деятельность: история проблемы (XVIII–XXI вв.)'

Экстремистская деятельность: история проблемы (XVIII–XXI вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / экстремистская деятельность / идеология экстремизма / предупреждение экстремизма / пресечение экстремизма / терроризм / сепаратизм / национализм / радикализм / Великая французская революция / Первая мировая война / Вторая мировая война / extremism / extremist activity / ideology of extremism / prevention of extremism / suppression of extremism / terrorism / separatism / nationalism / radicalism / French Revolution / World War I / World War II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев, Владислав Романович Лебедев

Раскрыты генезис и эволюция экстремизма и экстремистской деятельности с целью осознания их сути и актуального понимания по мере развития последних. Выделены следующие этапы формирования экстремизма: а) XVIII по XX вв. — связан с Великой французской буржуазной революцией и охватывает период с 1789 по 1922 г.; б) XX в. по начало XXI в. — затрагивает время с 1922 по 2001 г. и ассоциируется с международным юридическим оформлением термина «экстремизм» в шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extremist activity: history of the problem (XVIII–XXI centuries)

The genesis and evolution of extremism and extremist activity are revealed in order to realize their essence and actual understanding as the latter develop. The following stages of extremism formation are highlighted: a) XVIII to XX centuries. — associated with the Great French Bourgeois Revolution and covers the period from 1789 to 1922; b) the XX century to the beginning of the XXI century. — affects the time from 1922 to 2001 and is associated with the international legal formalization of the term «extremism» in the Shanghai Convention «On Combating terrorism, Separatism and Extremism».

Текст научной работы на тему «Экстремистская деятельность: история проблемы (XVIII–XXI вв.)»

Научная статья УДК 343.341

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-31-37 NIION: 2003-0059-5/23-774

EDN: https://elibrary.ru/puuoco MOSURED: 77/27-003-2023-05-973

Экстремистская деятельность: история проблемы (XVIII-XXI вв.)

Александр Анатольевич Беженцев1, Владислав Романович Лебедев2

1 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, adovd@mail.ru

2 Центр по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия, bsg-75@mail.ru

Аннотация. Раскрыты генезис и эволюция экстремизма и экстремистской деятельности с целью осознания их сути и актуального понимания по мере развития последних. Выделены следующие этапы формирования экстремизма: а) XVIII по XX вв. — связан с Великой французской буржуазной революцией и охватывает период с 1789 по 1922 г.; б) XX в. по начало XXI в. — затрагивает время с 1922 по 2001 г. и ассоциируется с международным юридическим оформлением термина «экстремизм» в шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, идеология экстремизма, предупреждение экстремизма, пресечение экстремизма, терроризм, сепаратизм, национализм, радикализм, Великая французская революция, Первая мировая война, Вторая мировая война

Для цитирования: Беженцев А. А., Лебедев В. Р. Экстремистская деятельность: история проблемы (XVIII-XXI вв.) // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 31-37. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-31-37. EDN: PUUOCO.

Original article

Extremist activity: history of the problem (XVIII-XXI centuries)

Alexander A. Bezhentsev1, Vladislav R. Lebedev2

1 Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, adovd@mail.ru

2 Center for Combating Extremism of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad Region, St. Petersburg, Russia, bsg-75@mail.ru

Abstract. The genesis and evolution of extremism and extremist activity are revealed in order to realize their essence and actual understanding as the latter develop. The following stages of extremism formation are highlighted: a) XVIII to XX centuries. — associated with the Great French Bourgeois Revolution and covers the period from 1789 to 1922; b) the XX century to the beginning of the XXI century. — affects the time from 1922 to 2001 and is associated with the international legal formalization of the term «extremism» in the Shanghai Convention «On Combating terrorism, Separatism and Extremism».

Keywords: extremism, extremist activity, ideology of extremism, prevention of extremism, suppression of extremism, terrorism, separatism, nationalism, radicalism, French Revolution, World War I, World War II

For citation: Bezhentsev A. A., Lebedev V. R. Extremist activity: history of the problem (XVIII-XXI centuries). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):31-37. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-31-37. EDN: PUUOCO.

Экстремизм и экстремистская деятельность являются значимыми дестабилизирующими факторами не только для России, но стали в последние десятилетия глобальной проблемой человечества. Поэтому предотвращению данного вида правонарушений и преступлений важно уделять постоянное и пристальное внимание. Для понимания сущности современного экстремизма и экстремистской деятельности, их симптомов, исторически проанализируем эволюцию данного понятия по мере его появления и развития с XVIII в. по начало XXI в.

Этап формирования «экстремизма» с XVIII по XX вв. связан с Великой французской революцией и охватывает период с 1789 по 1922 гг. Великая

© Беженцев А. А., Лебедев В. Р., 2023

французская революция 1789-1794 гг. привела к ликвидации абсолютной монархии, а затем к установлению республиканской формы правления. В мировой истории и ранее происходили перевороты и мятежи, однако именно Великая французская революция показала миру, что такое «крайность» «экстремизма»', главным отличием данного события, давшего начало эпохе революций, было то, что государственный переворот, несмотря на перспективные цели, может сопровождаться бессмысленным убийством и террором людей.

К 1789 г. Франция оказалась не готова к сильной засухе, неурожаям в сочетании с резким увеличением цен, которые заставили крестьян и наемных ра-

бочих выйти на улицы городов. Единственным выходом из экономического кризиса во Франции Людовик XVI видел в введении новых видов налогов. Для этой цели он 5 мая 1789 г. созывает первое заседание Генеральных штатов, представители которых были выходцами из разных классов и сословий: аристократии, духовенства, буржуазии, интеллигенции.

9 июля 1789 г. Национальное собрание было преобразовано в Учредительное собрание, целью которого стало учреждение нового государственного строя в стране. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой были следующие пункты: отмена всех сословных привилегий; верховенство права (подчиненность всего общества, включая представителей власти, закону); свобода слова, печати, участия в управлении делами государства; признание за каждым человеком права на жизнь, свободу и равенство перед законом.

Однако, несмотря на перспективные цели Учредительного собрания, король Людовик XVI пытается покинуть Францию боясь за свою жизнь, но его задерживают, а позже 21 января 1793 г. Людовика XVI казнили «за злоумышления против свободы, нации и преступления против человечества», а позже казнили и королеву, так как народ Франции считал, что все беды несет король. Образовавшийся вакуум власти, так как король был казнен, стали заполнять мыслители и политические деятели из разных сословий, которые, при отсутствии в молодом обществе авторитетов, стали использовать государственный механизм для своей популярности и обеспечения незыблемости своей власти с целью завоевания авторитета в обществе, в котором нет деления ни на классы, ни сословия.

Священная Римская империя, Англия и Испания объявляют в 1793 г. войну Франции; денег по-прежнему в казне нет, народ испытывает нужду и революционеры ищут новых виновников для народа, ведь король уже мертв. Якобинцы в бедах страны обвинили правящую партию Жирондистов.

6 апреля 1793 г. создан Комитет общественного Спасения во главе с Жоржем Жаком Дантоном, который пообещал покарать предателей, заговорщиков и контрреволюционеров. 23 октября 1793 г. всю партийную верхушку Жирондистов казнили на гильотине. В это время якобинцы принимают «Декрет о подозрительных» (17 сентября 1793 г.), согласно которому предписывалось арестовывать и держать в тюрьмах до заключения всеобщего мира (окончания

боевых действий и стабилизации обстановки) всех подозрительных; т. е. не тех, кто совершил некое преступление, не того, кто выступает с контрреволюционными лозунгами или убивает революционеров, а подозрительных — тех, кто не может доказать свою благонадежность: бывших аристократов, родственников эмигрантов, священников, которые не поддержали революцию, и вообще всех, кто органам внутренних дел покажется подозрительным.

С этого времени начинается террор, аресты идут по всей стране, они становятся массовыми. Используются жесточайшие способы противодействия инакомыслию. Таким образом, поиск предателей везде, куда могли дотянуться «глаза» Робеспьера и его якобинцев, создали во Франции обстановку, в которой каждый мог оказаться «экстремистом», сам того не подозревая и быть казнен «экстремистами-радикалами». Поэтому 27 июля 1794 г. депутаты вынесли Робеспьеру обвинение, а на следующий день его казнили вместе со сторонниками. 10 ноября 1799 г., с избранием трех консулов, в числе которых был Наполеон Бонапарт, террор прекращается.

В 1796 г. создается тайная организация офицеров Санкт-Петербургского драгунского полка под названием «Канальский цех» (название появилось от основателей кружка, отставных офицеров, которые называли себя «канальями»). Цель кружка была в физическом устранении императора Павла I. Основой данного заговора стала идеология социально-экономического экстремизма, а именно любой ценой сохранить данным лицам свой статус в обществе и их капиталы, так как данная группа офицеров была недовольна политикой Павла I, ограничившего их права и увеличившего обязанности, в том числе введением новых налогов. Участники вели пропаганду среди солдат и офицеров о строгости и неадекватности императора, пытаясь увеличить количество своих сторонников и дискредитировать власть императора.

В 1798 г. участники были раскрыты и арестованы. Но в 1801 г. в Российской Империи офицеры-дворяне в г. Санкт-Петербурге проникают в покои императора Павла I и убивают его, к власти приходит его сын Александр I. Как мы видим, недовольство внутренней и внешней политикой группы социально-привилегированных сословий дворян дает толчок к радикальным действиям и разрешению возникшего социально-экономического конфликта путем физического устранения императора, несмотря на то, что в Российской Империи фигура императора считалась неприкосновенной.

JURISPRUDENCE

14 декабря 1825 г. в Российской Империи группа дворян организовала восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Офицеры-дворяне, под руководством лидера «Союза спасения» Александра Николаевича Муравьева, попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Их цель была заложена мыслителями и идеологами Французской революции, а именно: упразднение самодержавия, отмена крепостного права и провозглашение Российской республики. Также, часть декабристов в своих планах шла еще дальше и предлагала убить всех, кто имеет отношение к правящей династии, в том числе и Николая I. Однако к ночи правительственные войска Николая I разбили восставших офицеров и солдат, которых они переманили, восстание было подавлено, а заговорщики арестованы. Как мы видим, экстремисты в желании участвовать в перераспределении власти и благ отказываются от какого-либо диалога, либо общения в рамках правового поля, а переходят к радикальным действиям.

В 1844 г. происходит восстание ткачей в Силезии, до этого подобное восстание было в Англии. Восстание было осуществлено рабочим классом как самостоятельной политической силой; формируется понятие классовой борьбы как формы противостояния пролетариата и буржуазии. На фоне данных исторических событий в 1847 г. Карл Маркс и Фридрих Энгельс примкнули к тайному обществу «Союз справедливых» (тайная организация немецких эмигрантов в Лондоне, поддерживавшая рабочих). Философия К. Маркса и Ф. Энгельса повлияла на общество, оно было преобразовано в «Союз коммунистов». В качестве вектора развития организации 21 февраля 1848 г. был принят «Манифест коммунистической партии», в программе была провозглашена гибель капитализма от рук пролетариата и намечены этапы перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической. В 28 сентября 1864 г. был создан Первый интернационал (Международное товарищество трудящихся), который объединял союзы рабочих, в том числе из Германии, Польши, Англии, Франции, США, собравшихся в Сент-Мартинс-холле в Лондоне с целью заявить протест против ущемления прав рабочих европейскими государствами.

Основанные социал-демократические партии по итогам работы Первого интернационала выделились в радикальное, революционное направление и умеренное, реформистское. В 1867 г. К. Маркс публикует свой труд «Капитал», в котором были под-

тверждены выводы, ранее сделанные в «Манифесте коммунистической партии» о необходимости и неизбежности смены капиталистической формации. Данные труды легли в основу идеологии марксизма о неизбежности классовой борьбы и социалистической революции, реорганизации путем революции товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на их основе общественной собственности как средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества. Часть основополагающих идей К. Маркса легла в основу радикального марксизма.

Подчеркнем, что в 1848 г. немецкий философ Карл Гейнцген писал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». В своих работах он на протяжении длительного времени добивался опровержения морального запрета на многократные убийства в политической борьбе. В своих работах он утверждал, что мораль — это относительная величина, когда речь заходит о целесообразности адресных убийств противников действующей власти. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос: «Их лозунг убийство, наш ответ — убийство. Им необходимо убийство, мы платим убийством же. Убийство — их аргумент, в убийстве наше опровержение» [1]. К. Гейнцген утверждал, что небольшая группа экстремистов способна создать хаос даже в сильном государстве. В подтверждение уверенности К. Гейн-цгена в Российской Империи начинается формирование кружков экстремистов, использующих его наработки.

4 апреля 1866 г. дворянин Дмитрий Владимирович Каракозов, член экстремистского кружка «Ад», организации Николая Андреевича Ишутина — Ивана Александровича Худякова, попытался осуществить покушение на Александра II во время прогулки по Невскому проспекту в г. Санкт-Петербурге, но оказавшийся в момент прогулки рядом ремесленник Осип Иванович Комиссаров ударил по его пистолету и отвел выстрел из пистолета в сторону. Д. В. Каракозов был казнен, а члены организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова были задержаны, организация ликвидирована.

В дальнейшем философию К. Гейнцингена дополнил Михаил Александрович Бакунин в 1869 г., который в своей «теории разрушения» считал, что революционеры должны быть «глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы». В 1870 г. анархисты, в числе которых был и М. А. Бакунин, выдвигают «пропаганду действием», в которой был сформулирован отказ экстремистов от устной агитации и пропаганды в пользу террористических действий, поскольку именно безнаказанность анархистов и слабая защищенность власти может побудить массы к давлению на правительство и заставить последнее пойти на уступки экстремистам. Анархисты считали, что истинный порядок может возникнуть только из хаоса, который невозможен пока существует государство [2].

Далее в 1917 г. на территории нашей державы происходит революция, вызванная неудачами в Первой мировой войне, которая окончательно упраздняет самодержавие. Как и по сценарию Великой Французской революции, во всех бедах обвиняют императора, который отрекается от престола.

Наибольшую роль в этот момент играет Российская социал-демократическая рабочая партия, которая, объединившись вокруг вернувшегося из эмиграции Владимира Ильича (Ульянова) Ленина провозглашает свою программу. Программа РСДРП строилась на следующих принципах:

♦ власть должна принадлежать народу, а его ведущей силой (гегемоном) является рабочий класс;

♦ захватить власть рабочий класс должен в результате насильственной революции;

♦ руководство рабочим классом должна осуществлять партия, построенная по принципу централизма (обязательность решений вышестоящих органов для низовых организаций);

♦ для перехода к новому общественному устройству необходим переходный период, в котором власть будет осуществляться посредством диктатуры пролетариата.

7 ноября 1917 г. члены РСДРП захватывают Зимний дворец и арестовывают членов временного правительства. В декабре 1917 г. Лев Давидович Троцкий, один из лидеров РСДРП, заявляет следующее: «Вы возмущаетесь тем мягким террором, который мы направляем против своих классовых противников, но знайте, что не далее, как через месяц этот террор примет грозные формы, по образцу террора великих революционеров Франции. Не крепость, а гильотина будет для наших врагов» [3, с. 544].

17 июля 1918 г. на территории нашей державы активизируется террор, начатый экстремистами различных организаций по причине расстрела Императора Николая IIв Екатеринбурге. Во многих частях страны появляются анархисты, последователи белого движения и большевики, также вспыхивают национальные восстания.

В этот период в 1921 г. выходит статья «Смена вех» в которой Ю. В. Ключников отметил период революции 1917 г. и гражданской войны 1917-1921 гг., противостояние белого движения и красного движения: «Во имя преодоления экстремизма сами превращаются в экстремистов, но наизнанку, что еще хуже: белый экстремизм — это желание, чтобы от революции остались одни только разрушения, и чтобы ценою их решительно ничего не было создано» [4]. В предисловии данной книги Ю. В. Ключников замечает, что избавить от нее (мировой революции) человечество может лишь быстрое, энергичное, искреннее и талантливое развитие, которое гладко и планомерно выполнило бы все то, что жизнь стремится завоевать себе в бурных приступах политического экстремизма.

В 1921 г. термин «экстремизм» появляется на страницах юридической литературы, когда французский правовед и публицист М. Лерой посвящает экстремизму целую главу своей работы «Новые техники синдикализма», а также определяет экстремизм как «настоятельный призыв к своим приверженцам об абсолютной вере в политические идеалы, исповедуемые этими течениями». Также в ходе анализа событий гражданской войны в России М. Лерой назвал большевизм «красным экстремизмом», монархизм «белым экстремизмом» [5]. Победа над сторонниками монархии участниками провозглашается 29 декабря 1922 г. По результатам I Всесоюзного съезда Советов создано СССР, договор, об объединении которого в союзное государство, завершает период окончания гражданской войны.

Период с 1922 по 2001 гг. можно отметить как следующий этап формирования экстремизма. В этот период мировое общество вновь столкнулось с экономическим кризисом, страны-победительницы Первой мировой войны оказались втянуты в долговую нишу в связи с многочисленными займами на военные нужды у других государств, в то время как проигравшие страны, были под выплатой контрибуции за развязывание и участие в Первой мировой войне. В период мировой нестабильности, а также распространения среди мирового сообщества «левых» идей и необходимости мобилизовать силы государств для

JURISPRUDENCE

преодоления кризисов, праворадикальные экстремистские идеи из теорий постепенно становятся государственной идеологией.

В 1922 г. в Италии проходит череда событий, вызванная праворадикальной партией «фашистов», в результате 30 октября Бенито Муссолини назначается Королем Виктором Эммануилом III премьер-министром нового правительства. Так в Италии приходят к власти «фашисты».

Считаем необходимым отметить, что с целью борьбы с «экстремистами» в Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в законную силу 1 января 1927 г. вводится ст. 58, которая предусматривала уголовную ответственность за «Контрреволюционные преступления», которыми в ст. 58.1 признавалось всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву и ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

Сакцентируем внимание, что ответственность по ст. 58.10 «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58.2-58.9 УК), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст. 58.2 УК. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, влекут за собой меры социальной защиты (58.11)».

Таким образом, мы видим, что в СССР национальные и религиозные предрассудки охраняются законом и их использование при массовых волнениях и в пропаганде чей-то исключительности является уголовно-наказуемым деянием.

В марте 1928 г. Хасан ибн Ахмад аль-Банна в городе Исмаилия (Египет) создает организацию

«Братья-мусульмане». Создатель движения и его соратники выступали с идеями построения исламского государства, в котором все сферы жизни подчинены исламу, священное писание является самым важным законом. Братья-мусульмане считали, что причиной проблем населения Египта являлось то, что они не исповедуют идеи ислама. При этом философией движения была активная деятельность, а не пассивная пропаганда идей, поэтому движение активно занималось благотворительностью, воспитанием и религиозным образованием населения Египта.

Организация структурно была организована в ячейки, которая формировалась вокруг мечетей; при этом организацией содержались школы и спортивные клубы, где осуществлялась идеологическая и физическая подготовка членов организации. Появление данной организации явилось реакцией на исчезновение в 1920-х гг. Османской империи, а также на контроль королевства Египет Великобританией из-за экономически важного Суэцкого канала, приносящего огромную прибыль Британии.

В 1930-х гг., обретя устойчивую структуру и последователей, руководство организации стало рассматривать возможность использования вооруженных методов борьбы с Британскими контролем Египта. Организация стала основывать экстремистские ячейки в других странах Исламского мира, а также вести экстремистскую деятельность по отношению к представителям Британии и тем, кто не принимал их взглядов; члены организации стали вести подготовку к ведению партизанской войны, что Британцы впоследствии ощутили на себе во время Второй Мировой войны. Так из религиозных противоречий родился Исламский фундаментализм, один из подвидов экстремизма.

В это время в Германии 31 июля 1932 г., когда национал-социалистическая немецкая рабочая партия Германии (НСДАП) получила поддержку на выборах в Рейхстаг 30 января 1933 г., в результате переговоров с президентом Германской Веймарской республики Адольф Гитлер назначается Президентом Паулем фон Гинденбургом на пост рейхсканцлера. Так в Германии приходят к власти праворадикальные «нацисты», которые основу своей идеологии заимствовали из идей Фридриха Ницше. «Никто, — писал он, — не имеет права ни на существование, ни на работу, ни на счастье. Индивидуум — не что иное, как жалкий червь». Война считается высшим проявлением человеческого духа, а государство — организованной аморальностью, которая «проявляет волю к власти, к

войне, к завоеваниям, к мести». Добродетелью по Ницше являлось «стремление к силе, власти, порядку». В одной из наиболее известных своих работ «Воля к властн» Ницше предсказывал возникновение расы, которая завоюет мир и породит сверхчеловека [6, с. 5].

На базе такой «философии» нацисты строили свою идеологию. 15 сентября 1935 г. данная идеология закрепляется в государственных законах в ходе очередного «имперского партийного съезда», проводившегося в г. Нюрнберге, в ходе которого были приняты два специальных закона: «Reichsburgergesetz» и «Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre)». В соответствии с Нюрнбергскими законами некоторые другие национальности лишались полностью права голоса при решении политических вопросов и права занимать должности на государственной и общественной службе. 17 ноября 1938 г. в Италии принимается закон «Regio decreto legge «Pro-vvedimenti per la difesa della razza italiana», который практически был копией Нюрнбергских законов.

В последствие в Германии стали создаваться концентрационные лагеря для уничтожения. Праворадикальный настрой государств Германии и Италии привел к началу 1 сентября 1939 г. Второй Мировой войны, закончившейся полным крахом 9 мая 1945 г. данных идеологических режимов. Праворадикальные экстремисты, пришедшие к власти, потерпели поражение в Великой Отечественной войне исключительно от СССР под руководством коммунистической партии Советского Союза, которая не признавала ущемления прав граждан по расовому, социальному или экономическому принципу.

К концу 80-х гг. XX в. СССР оказался в состоянии системного кризиса, часть населения разуверилась в принципах официально декларируемой идеологии. Проявилось некоторое экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

На этом фоне политические элиты союзных республик столкнулись с национальными противоречиями, отрицающими единство народов союза, а лишь желающими сепаратизма государств по национальному признаку. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую Конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории Эстонской ССР.

Уже появились первые признаки распада СССР на суверенные национальные государства, а 8 декабря 1991 г. был подписан договор о создании Союза независимых государств и ликвидации СССР. 26 декабря 1991 г. правопреемницей СССР была провозглашена Российская Федерация. В различных частях нашей державы стали вспыхивать межэтнические конфликты.

С такими же противоречиями в 1991 г. столкнулась Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Эти противоречия были обусловлены нежеланием политической элиты Югославии принять идеологию общности нескольких народов Югославии. Югославия стала распадаться на мелкие страны. Однако распад стал сопровождаться рядом межнациональных конфликтов между сербами, словенцами, хорватами, боснийцами и албанцами, которые продолжались вплоть до 2001 г.

Развал Союза Советских Социалистических республик (СССР), Социалистической Федеративной Республики Югославия и последовавшие националистические конфликты в бывших государствах подтолкнули мировое сообщество к осмыслению «экстремизма» и его угроз. Так, 15 июня 2001 г. в Шанхае была принята конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947), в которой «экстремизм» был определен как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организацию в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.

В 2001 г. закончился данный этап формирования экстремизма, который был ознаменован первым международным юридическим принятием термина экстремизм и закреплением его юридического определения.

Как мы видим из генезиса, экстремизм, экстремистская деятельность — это явление, зародившееся с давних времен, является инструментом для совершения определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей экстремистов в придании себе и своему окружению превосходства над другими индивидами или социокультурными группами. Экстремизм понимается как метод разобщения людей по признакам политических, националистических, религиозных, идеологических и других предубеждений путем воздействия идеологией экстремизма на группы людей.

JURISPRUDENCE

К сожалению, идеология экстремизма впитала в себя характерные негативные признаки радикализма, фашизма, авторитаризма и тоталитаризма. Для экстремистской идеологии характерна приверженность радикальным реформам, выражение протеста обществу и критика государственных систем. Вместе с тем, экстремизм формируется при абсолютном подчинении лидеру и самой экстремистской идеологической концепции нетерпимости, в основе которой могут лежать различные причины. При этом воспринимается данная идеология как допустимость использования крайних мер лицами для получения желаемого эффекта.

Имеющиеся экстремистские проявления после 2001 г. XXI в. весьма проблематично выделить в какие-либо самостоятельные этапы экстремизма, поскольку его сегодняшние виды являются «горьким» наследием прошлого человечества, и лишь противодействие предубеждениям и предрассудкам экстремизма и экстремисткой деятельности способны им противоприятствовать.

Список источников

1. Погорельцев В. И. Зарождение и развитие экстремизма в мире и в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2 (42). С. 180.

2. Воронцов С. А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. № 4. С. 65.

3. История России. XX век. 1894-1939 / отв. ред. проф. А. Б. Зубов. М. : АСТ : Астрель, 2009.

4. Ключников Ю. В. На великом историческом перепутье. М. : Вузовская книга, 2001.

5. Leroy M. L'extremisme // Les technigue nouvelles du syndicalisme. Paris, 1921.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Собр. соч. В 2 т. М., 1990.

References

1. Pogoreltsev V. I. The origin and development of extremism in the world and in Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 3-2 (42). Р. 180.

2. Vorontsov S. A. The concept of extremism and its essential features // Philosophy of Law. 2007. No. 4. Р. 65.

3. History of Russia. XX century. 1894-1939 / ed. prof. A. B. Zubov. M. : AST : Astrel, 2009.

4. Klyuchnikov Yu. V. At the great historical crossroads. M. : University Book, 2001.

5. Leroy M. L'extremisme // Les technigue nouvelles du syndicalisme. Paris, 1921.

6. Nietzsche F. Thus spoke Zarathustra. Sobr. op. In 2 vols. M., 1990.

Информация об авторах

A. А. Беженцев — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;

B. Р. Лебедев — начальник 2-го отделения 3-го отдела Центра по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Information about the authors

A. A. Bezhentsev — Associate Professor of the Department of Law of the Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. R. Lebedev — Head of the Second Branch of the Third Department of the Center for Combating Extremism of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for St. Petersburg and the Leningrad Region.

Вклад авторов

A. А. Беженцев — научное руководство; постановка проблемы; формулирование гипотезы и концепции исследования; развитие методологии; анализ результатов исследования; описание результатов и формирование выводов исследования;

B. Р. Лебедев — критический анализ литературы; сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация; написание исходного текста; доказательство гипотезы исследования; итоговые выводы.

Contribution of the authors

A. A. Bezhentsev— scientific guidance; formulation of the problem; formulation of the hypothesis and concept of the study; development of methodology; analysis of research results; description of the results and formation of the conclusions of the study;

V. R. Lebedev — critical analysis of literature; collection of empirical data, their analysis and interpretation; writing the original text; proof of the research hypothesis; final conclusions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 21.04.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 10.08.2023.

The article was submitted 21.04.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 10.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.