Научная статья на тему 'Экстремальные условия и индивидуальнопсихологические особенности личности'

Экстремальные условия и индивидуальнопсихологические особенности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальные условия и индивидуальнопсихологические особенности личности»

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека поведение и деятельность. Это может привести к потери значительной части свободы личности.

Таким образом теле- и радио воздействия являются опасными с точки зрения реализации свободы принятия решений, для человека, так как именно посредством этих каналов и происходит не только прямая реклама каких-либо товаров и услуг, а формирование общего стиля жизнедеятельности.

В заключение рассмотрим возможные меры защиты от воздействий отнимающих у человека свободу выбора:

- по возможности максимальная изоляция детей от рекламного воздействия, воспитание в них ответственности за принимаемые решения;

- исключение фонового воздействия рекламы в частности, и отказ от постоянного фонового прослушивания радиотрансляции и телевизионных передач в целом;

- осуществление осознанного контроля деятельности.

Осознанный контроль и осознание всей своей деятельности в целом является, с одной стороны, наиболее сложной из вышеизложенных процедур, но с другой стороны наиболее действенной, т.к. именно постоянное осознание того что ты сейчас делаешь, отказ от необдуманных поступков и аффективных действий, способны вернуть человеку свободу принятия решений, которая постоянно отнимается у него в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой Англо-Русский словарь: в 2 тт. Т. 1. М.: "Сов. Энциклопедия", 1972. 822 с. С. 300.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 3. СПб.: ТОО "Диамант". 1996. 560 с. С. 358.

3. Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. Таганрог: ТРТИ, 1992. 150 с.

4. Непомнящий А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - Общая педагогика. Таганрог, 1996. 438 с.

УДК 381.544

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

А.Г. Погорелое

ТРТУ, кафедра ПиБЖг. Таганрог, ул. Энгельса, 1, 6-18-77

Данная работа посвящена результатам исследований по теме "Деятельность личности в экстремальных условиях", в рамках которой ранее [4] изучалась оценка экстремальной ситуации личностью в связи с успешностью ее деятельности. Здесь дается анализ связи оценки экстремальной ситуации с индивидуальнопсихологическими качествами личности, а также результаты исследования причин аварийности в альпинистской деятельности, как деятельности происходящей в экстремальных условиях.

Различия в оценке экстремальной ситуации

Для определения оценки испытуемыми экстремальной ситуации использовалась методика разработанная автором на базе метода репертуарных решеток Джорджа Келли. Альпинистам предлагались суждения, с позиции которых они должны были проранжировать ряд экстремальных ситуаций. Причем половина суждений имела характер положительных, вторая половина - отрицательных. Содержательная сторона суждений выражала факторы: уверенности - неуверенности, адаптированности - неадаптированности, принятия - непринятия действий со стороны близкого социального окружения. Экстремальные ситуации предьявлялись в форме вербальных стимулов, поэтому оценивались естественно не сами ситуации, а их проекции на психосемантическом уровне.

Для выявления обобщенных факторов оценки экстремальных ситуаций использовался факторный анализ [7].

По результатам факторного анализа испытуемые разделились на 2 группы. Первую составили альпинисты согласованно оценившие предьявленные экстремальные ситуации с позиции положительных суждений (конструктов). Вторую группу составили испытуемые согласованно оценившие ситуации с позиции отрицательных суждений.

Анализ профессиональной деятельности испытуемых показал принципиальные различия в стиле, выборе обьектов и безопасности восхождений. Его результаты позволили сделать вывод, что испытуемые 1 -й группы более консервативны и нормативны и в меньшей степени склонны к риску. По всей вероятности ситуативно они больше мотивированы на избежание неудачи, чем на достижение успеха [8]. Испытуемые 2-й группы в стиле восхождения стремятся к нетрадиционности, они больше мотивированы на достижение успеха, чем на избежание неудач и более склонны к риску. Деятельность альпинистов 2-й группы более аварийна, чем у альпинистов, оценивших ситуацию с позиции положительных суждений.

Для нас в большей степени важен тот факт, что оценка ситуации показала различие в конструктах, с позиции которых она происходит.

Различия в оценке экстремальной ситуации и индивидуально-психологические особенности личности

Для определения индивидуально-психологических качеств личности использовались факторы верхнего уровня Психолого-диагностического теста: -психическая неуравновешенность, интроверсия, ассоциальность и сензитивность [3]. По каждому фактору тест имеет шкалы одномерной типологии испытуемых, разбитую на 10 классов. Высокие оценки относятся к 10 классу, самые низкие - к 1. Измерялись также 8-ми цветовым тестом Люшера [5] два показателя уровня тревожности испытуемых: уровень тревожности в состоянии на момент тестирования и уровень тревожности определяемый по оценке испытуемым экстремальной ситуации.

Показатели тестирования подвергались корреляционному анализу [7], результаты которого указаны в таблице N1.

По фактору сензитивности все испытуемые получили очень низкие значения, что говорит о высокой эмоциональной зрелости и реалистичном мышлении. Однако никто из них не попал в размерность шкалы одномерной типологии личности, хотя разброс значений испытуемых по фактору сензитивности значителен и сам фактор проявил значимую корреляционную связь с выбором позиции в оценке экстремальных ситуаций.

Таблица N1

Корреляционные связи между показателями индивидуально-психологических

качеств личности испытуемых, оценивших экстремальные ситуации с позиций положительных и отрицательных конструктов (р<0,01)

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека

Позиция согласованных суждений в оценке экстремальных ситуаций Сензи- тивность Интро- версия Ассоци- альность Неуравно вешен- ность Уровень тревожности от оценки

ситуа ции состоя- ния

С позиции положительных конструктов 0,58 -0,41 0,03 -0,10 0,71 0,30

С позиции отрицательных конструктов -0,58 0,41 -0,03 0,10 -0,71 -0,30

Скорее всего этот факт отражает характер профессиональной деятельности испытуемых. Экстремальный характер деятельности снижает показатель сензитивности, но принципиально как качество личности она остается. Это позволяет рассматривать сензитивность как внутреннее качество личности, зависимое от степени адаптированности к ситуации в которой измеряется ее показатель.

На наш взгляд показатель сензитивности относительно ситуаций в которых личность не адаптирована будет выше, чем относительно ситуаций к которым личность уже адаптирована. Такое предположение может обьяснить сложившуюся ситуацию с низкими оценками испытуемых по фактору сензитивности с одной стороны и значимую корреляцию с выбором позиции в оценке ситуации с другой. Ведь к ситуации измерения в первом случае, когда она была представлена вопросами "Психодиагностического теста", испытуемый адаптирован боллее, чем к ситуации измерения оценки экстремальной ситуации, т.к. к последней личность не адаптирована по определению.

Такое рассмотрение дает нам основание использовать для содержательного анализа всю шкалу описывающую качества личности по фактору сензитивности. На полюсе, имеющем высокие показатели по фактору, находятся люди с тонкой духовной организацией, чувствительные и ранимые, женственные, склонные к погружению в фантазию, стремящиеся к отстранению от реальности. На противоположном полюсе эмоционально зрелые, не склонные к фантазиям, мыслящие трезво и реалистично, в своем поведении они руководствуются реально ощутимыми ценностями [3, стр. 273-275]. Обобщенно можно сказать, что на одном полюсе - стремление к духовному и идеальному и отстраненность от реальности, на другом - стремление к реальности.

С этой точки зрения у испытуемых первой группы, имеющих положительную корреляцию с фактором сензитивности, сильнее выражен мотив стремления к идеальному и духовному, чем у испытуемых второй группы, имеющих отрицательную корреляцию с фактором сензитивности. С другой стороны у испытуемых этих групп в обратной иерархии выражен мотив стремления к реальности.

Показатели испытуемых по трем другим факторам ПДТ в целом вписываются в среднестатистические классы одномерной типологии испытуемых. По фактору интроверсии средний показатель испытуемых относится к 6-му классу, т.е. в целом альпинисты, с которыми были проведены исследования более интровертированы, чем экстравертированы.

Интересную информацию дают коэфициенты корреляции групп с фактором интроверсии. Он отрицательно коррелирует с испытуемыми согласованно оценивших ситуации с позиции положительных конструктов. Эти показатели соответствуют результатам факторного анализа, который показал большую согласованность в оценках экстремальных ситуаций у альпинистов этой группы, тогда как оценки альпинистов 2-й группы были более индивидуальны.

Из личностных характеристик, описывающих фактор интроверсии хотелось бы отметить следующие. Высокие оценки по фактору свидетельствуют о затруднениях в общении. Но вместе с тем эти люди умеют ценить искренность в общении и уважают точку зрения и индивидуальность партнеров. Смысл жизни видят в любимом деле и ценят профессионализм. Низкие оценки характерны для людей экстравертированных, активных, честолюбивых, стремящихся к общественному признанию. Они придают большое значение социальному успеху, умело оценивают взаимоотношение в коллективе и уме/ют объеденять усилия для достижения общих целей [3, стр. 267].

Обобщая характеристики фактора интроверсии можно сказать,что на одном полюсе (высокие показатели) находятся люди, чья мотивация имеет исток в профессиональном деле. На другом (низкие показатели) - лица, источник мотивации которых находится в социальной сфере.

Показатели корреляции с факторами асоциальности и неуравновешенности не дали значимых результатов. Средние значения показателей асоциальности и неуравновешенности по испытуемым в целом попали соответственно в 7 и 2 классы. Это говорит о том, что обследованные альпинисты асоциальны, но уравновешенны. Хотя разброс значений высок.

Теперь рассмотрим влияние фактора тревожности на выбор позиции в оценке экстремальной ситуации. Уровень тревожности измерялся как оценка состояния перед предъявлением испытуемому задания на оценку экстремальных ситуаций. Его можно рассматривать как внутреннюю диспозицию личности. Он показал положительную связь с испытуемыми оценившими ситуации с позиции положительных суждений.

Самая значимая связь в исследовании определилась с уровнем тревожности от воздействия ситуации. Эту тревожность можно рассматривать как показатель уровня психологической нагрузки воздействия ситуации на испытуемых. Уровень тревожности положительно коррелирует с выбором позиции положительных суждений в оценке ситуации. Она говорит о том, что чем выше тревожность вызываемая ситуацией, тем больше вероятность оценки ее с позиции положительных конструктов.

Полученные результаты, включая факторный анализ и анализ успешности деятельности испытуемых, позволяют нам выдвинуть гипотезу, которая может стать связующим мостом в переходе от конструктов, которыми оперирует личность при оценке экстремальной ситуации к конструктам описывающим модели поведении и характер деятельности.

Суть гипотезы заключается в том, что испытуемые, согласованно оценившие предьявленные экстремальные ситуации с позиции положительных суждений, строят свою деятельность исходя из определенного концепта складывающегося до момента принятия решения. В дальнейшем этот концепт будет регулирующим в деятельности личности принявшей его, до тех пор пока его не сменит другой. У них наблюдается некоторая отстраненность от реальности, уход в идеальное и с этой позиции принятие решения. Вероятность отстраненности тем выше, чем выше уровень психологической нагрузки, выражающийся в показателе тревожности, и чем выше степень неадаптированности к ситуации.

Испытуемые же согласованно оценившие указанные ситуации с позиции отрицательных суждений более ориентированы на деятельность исходя из реальности

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека в момент принятия решения и она является главным фактором регулирующим их деятельность. Это люди более открыты реальности и менее подвержены влиянию установок. Личности относящиеся к первой группе это люди идеи, вторую группу составляют люди реальности.

Люди реальности имеют преимущество в степени освоения реальности, в экспансии ее. Но у них нет такого механизма предохранения от опасности как у людей идеи. В свою очередь люди идеи, имея этот механизм, ограничены в возможностях экспансии реальности. Попытки чрезмерной экспансии реальности для них могут окончится тем, что они образно говоря "сгорят" в ней, по причине чрезмерной напряженности. Но они имеют преимущества в идеальном освоении мира.

Ярким примером людей идеи, является француский философ Рене Декарт, который считал некоторую отстраненность от жизненной реальности своим жизненным кредо. Однако его девиз; - "хорошо прожил тот, кто прожил незаметно", не помешал ему сделать революцию в философском мышлении (2 , стр.597). Яркий пример людей реальности - Петр Первый.

Индивидуально-психологические особенности личности и безопасность

Анализ безопасности деятельности альпинистов к сожалению носит печать трагичности. Из 20 альпинистов участвующих в исследовании, проводившемся в 1988 году, четверых уже нет в живых. Еще двое в процессе восхождений на вершины выше 8000 м пересекали грань из-за которой могли бы не вернуться вниз без помощи друзей. Все перечисленные события произошли с альпинистами, попавшими по результатам тестирования во 2-ю группу. В свою очередь анализ поведения в аварийной ситуации альпинистов 1 -й группы говорит о том, что даже в таких условиях их поведение позволяет обеспечить собственную безопасность, а в некоторых случаях и безопасность окружающих.

Для определения взаимосвязи аварийности альпинистов с их индивидуально -психологическими качествами были использованы вышеперечисленные данные. Результаты корреляционной связи указаны в таблице N 2.

Таблица N2

Корреляционные связи аварийности альпинистов с выбором позиции в оценке экстремальной ситуации и индивидуально-психологическими качествами личности (р<0,01)

Согласованная оценка ситуаций с позиции Сензи -тив- ность Интро- версия Ассо- циаль- ность Неу- равно- вешен- ность Уровень тревожности от оценки

Положитель ного конструкта Отрица- тельного конструк -та ситуации состоя -ния

-0,49 0,49 -0,026 -0,38 -0,15 0,27 0,17 -0,09

Наиболее значимые корреляционные показатели отмечают зависимость аварийности от выбора позиции в оценке экстремальных ситуаций. Но сам по себе этот факт говорит лишь о том, что испытуемые 2-й группы подвержены большему риску по причине ориентированности на реальность, которая в альпинизме экстремальна. Поэтому первый фактор влияющий на аварийность альпинистов это

нахождение в экстремальной ситуации. Причем анализ деятельности ведущих альпинистов заставляет добавить к этому то, что большой промежуток времени занятий экстремальным альпинизмом увеличивает вероятность аварийности.

Подтверждение сказанному выше мы находим и в словах известного английского альпиниста Криса Бонингтона, пионера стенных высотных восхождений в Гималаях: "Из восьми ведущих альпинистов, которые были на Южной стене Аннапурны, погибли четверо - страшная статистика, отражающая то, что происходит почти с любой другой группой восходителей, занимавшихся в течении длительного времени экстремальным альпинизмом... Но довольно редко опытный восходитель гибнет из-за того, что само восхождение оказывается слишком сложным. Несчастные случаи обычно происходят на относительно легких участках маршрута, когда достаточно на мгновение ослабить бдительность, чтобы произошел, казалось бы неопасный срыв, но который может перейти в долгое и фатальное падение."(1, стр.264).

Можно соглашаться или не соглашаться с последним суждением, но статистика подтверждает его. Около половины несчастных случаев происходит уже на спуске. Статистика отмечает так же большой процент несчастных случаев при переходе с одного рельефа на другой и переходе от одного уровня сложности к другому.

Эти факты заставляют продолжить поиск причин в индивидуальных качествах личности альпинистов. Мы выскажем предположение, что причиной несчастных случаев в альпинистской деятельности является неадекватность внутренних состояний и установок, и как следствие действий альпинистов относительно внешних требований, предьявляемыми экстремальной ситуацией. Это несоответствие может быть вызвано общей физической, функциональной и технической не готовностью спортсмена к данным сложностям. Несоответствие может проявляться в несогласованности межличностных отношений. Причина несоответствий может лежать в индивидуально-психологические качествах личности, таких как психическая неуравновешенность и чрезмерная интровертированность, с которыми определилась корреляционная связь.

Высокая степень по фактору "психическая неуравновешенность" указывает на состояние дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, выраженную дезорганизацию поведения. Интровертированные субьекты в ситуациях вынужденного общения легко дезорганизуются, не умеют выбрать адекватной линии поведения ( 3, стр.261, 267). Наличие у личности яркой выраженности обеих этих факторов увеличивает вероятность аварийности. Это подтверждается данным исследованием. Среди испытуемых альпинистов, погибших при совершении восхождений, у двоих был максимальный показатель по фактору "психической неуравновешенности". Причем один из этих двоих имел очень высокий показатель (9 класс) по фактору интраверсии.

Если рассматривать 1 -ю группу альпинистов, у которых показатель аварийности на порядок ниже, то здесь можно отметить следующие моменты способствующие этому. Это прежде всего стремление к некоторой отстраненности от ситуации до момента принятия решения с позиции определенного концепта, учитывающего ситуацию в целом. Причиной этого является более высокий показатель по фактору "сензитивность". Испытуемые этой группы включаются в реальность лишь с позиции уверенности и определенной степени адаптированности к ней.

Согласованности межличностных взаимодействий, как фактора способствующему снижению аварийности в деятельности, может способствовать также более высокая экстравертированность альпинистов 1 -й группы.

Предохранению аварийности для альпинистов первой группы служит более высокая степень тревожности в оценке ситуации. Тревожность является индикатором

МИС-98

IV. Информационно-психологическая безопасность человека оценки опасности ситуации для всех людей. И хотя у испытуемых этой группы она чаще переоценивает опасность, но тем самым является гарантом того, что ситуация опасности будет замечена до того, когда необходимо принимать меры обеспечения безопасности.

Выводы

1. Результатом исследования явилось выдвижение и обоснование гипотезы о двух моделях поведения личности в экстремальных условиях, которые свойствены людям с разными индивидуально-психологическими качествами.

Первая модель характерна следующими моментами: - Личность принимает решение в экстремальных условиях исходя из определенного концепта по отношению к ней, складывающегося до момента принятия решения. Для нее присуща некоторая отстраненность от реальности. Личность погружается в экстремальную реальность после определенной степени адаптации к ней. Вероятность отстраненности от реальности тем выше, чем выше уровень психологической нагрузки, выражающийся в показателе уровня тревожности от ситуации.

Для второй модели характерна ориентация личности на реальность в момент принятия решения и она является главным фактором регулирующим его деятельность. Если личность первой группы погружается в реальность, то для второй модели поведения характерен захват реальности. Личности относящиеся к первой группе это люди идеи, вторую группу составляют люди реальности. Индивидуальнопсихологическим качеством влияющим на выбор модели является фактор сензитивности.

2. Анализ причин аварийности в альпинистской деятельности приводит к выводу, что ими являются неадекватность внутренних состояний и установок, и как следствие действий альпинистов относительно внешних требований, предьявляемыми экстремальной ситуацией.

Путь к безопасной деятельности в экстремальных условиях лежит через соответствие внутренних состояний и действий личности требованиям экстремальной ситуации. Такое соответствие можно выразить понятием конгруэнтности.

С этой точки зрения поведение альпинистов 1 -й группы более безопасно по причине того, что деятельность их проходит большей частью в зоне конгруэнтности. Они стремятся к этому состоянию. Они не погружаются в экстремальную ситуацию без определенной степени адаптации к ней. А высокий уровень тревожности, служащий им индикатором в оценке ситуации, не позволяет им выйти из зоны конгруэнтности.

Если альпинисты 1 -й группы ставят целью войти в зону конгруэнтности с реальностью, то альпинисты 2-й группы начинают с этого свой захват реальности. Их направленность вовне, экспансия на реальность дает большую вероятность выйти из зоны конгрузнтности. По всей вероятности у них отсутствует такой эффективной механизм контроля следящий за конгруэнтностью с ней, как у людей 1 группы. По всей вероятности скука является для них той эмоцией, которая гонит их из состояния конгруэнтности с реальностью.

Конгроуэнтность в альпинистской деятельности можно рассматривать по следующим 3 основным факторам: - 1. Проффесиональные требования, связанные с деятельностью в экстремальной ситуации. 2. Межличностные отношения с группой в которой происходит деяятельность. 3. Личностный, "...соответствие нашего опыта и его осознание" (6, стр. 401).

3. Пользуясь тем, что исследование проводилось с сильнейшими альпинистами имеющий спортивный уровень мастеров международного класса, мы имеем возможность рассматривать их индивидуально-психологические показатели в качестве определенной модели альпиниста-профессионала.

С этой точки зрения можно сказать, что для устойчивости и успешности в альпинистской деятельности высокие показатели сензитивности уравновешиваются экстравертированностью. Личность такого типа будет чувствовать себя уверенно совершая восхождения в группе.

Для альпинистов с низким показателем сензитивности и высоким показателем интраверсии будет характерно стремление к лидерству и они могут успешно совершать сольные (одиночные) восхождения. В восхождениях в группе у них могут часто возникать конфликты. Но более успешными могут быть для них восхождения в двойках.

Проблемной будет альпинистская деятельность для личности с высоким показателем сензитивности и интраверсии. Их неуверенность и замкнутость не позволит получить удовольствия от этого вида спорта и может принести много проблем группе. Их деятельность будет неустойчива и опасна.

Для личности с низким показателем сензитивности и высокой экстравертированностью деятельность может быть очень мотивированной в качестве руководителя группы или тренера.

С очень большой предосторожностью можно рекомендовать занятие альпинизмом людям, имеющим высокие показатели по фактору "психическая неуравновешенность".

Фактор "ассоциальности" не связан с успешность занятия альпинизмом.

Содержательные аспекты склонности личности к занятию альпинизмом здесь не учтены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонингтон К. В поисках приключений. Москва. 1987 г.

2. Декарт Р. Сочинения, том 1. Москва. 1989 г.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. Москва. 1985 г.

4. Погорелов А.Г. Оценка экстремальной ситуации и успешность деятельности// Известия ТРТУ. 1995. N1. Таганрог. с 152-158.

5. Собчик Л.Н. Методики психологмческой диагностики. Москва. 1990 г.

6. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва. 1994 г.

7. Шураков В.В., Дайитбегов Д.М. и др. Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных.

8. Франселла Ф., Банистер Д.. Новый метод исследования личности. Москва.

1987 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. Москва. 1986 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.