Разумеется, приведенная схема дает лишь общую картину обязательных действий эксперта по безопасности проекта и предполагает дальнейшую конкретизацию каждой ее компоненты. Так, например, по информационному каналу на человека может оказываться опасное воздействие, направленное на разрушение или деформацию его анатомо-физиологической системы, психической сферы, эмоциональной сферы, интеллекта, системы ценностей и т.п.
Сложность рассматриваемой задачи неизбежно будет провоцировать профанацию ее решения, что связано с дифференцированностью личностных качеств и возможностей обучающихся. В связи с этим наиболее высокие требования должны предъявляться к преподавателю консультанту выпускника по данному разделу выпускной работы, который должен иметь опыт скурпулезного анализа проектов в каждой конкретной предметной области деятельности будущего выпускника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поросков Н. А-50: локатор, поднятый в небо.//Красная звезда. №165(20552) 23.07.1991.
2. Чсфранов Г. В. Бог. Вселенная. Человек (Закон сохранения информации). Таганрог: ТРТИ, 1992. 340 с.
3. Хрестоматия по инженерной психологии/под ред. Б. П. Душкова. М.: ВШ, 1991.
4. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов/Б. А Душков, Б. Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин и др.; Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. доп. и перераб. М.: ВШ, 1986. 448 с.
УДК 381.544
А. Г. Погорслов
ОЦЕНКА ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«
Проблемы, связанные с деятельностью личности в экстремальных условиях, актуальны для многих профессий связанных с риском. Исследования этих проблем позволяют глубже взглянуть на природу личности. Оценка ситуации и ее анализ, принятие решения и его реализация, все зто в экстремальных условиях сжато в пространстве и во времени. Жесткость условий заставляет личность оперировать глубинными моделями поведения, которые накоплены и отобраны ее жизненным опытом. Экстремальные условия как лакмусовая бумага раскрывают сущностные черты личности, которые скрыты повседневностью.
Данное исследование нужно рассматривать как попытку найти пути к поиску глубинных моделей поведения личности. Оно ставит следующие цели:
1. Определение эмоциональной оценки личностью воздействия на нее экстремальной ситуации.
2. Определение личностных конструктов, которыми оперирует человек при оценке экстремальной ситуации.
3. Определение взаимосвязи между личостными конструктами, которыми оперирует личность при оценке ситуации и успешностью ее деятельности.
Методика исследования
Исследование деятельности личности в экстремальных условиях сопряжено с большими трудностями. Зачастую проведение таких исследований непосредственно не представляется возможным. Учитывая эти сложности в данном исследовании использовались не сами экстремальные ситуации, а их проекции на психосемантическом уровне, представленные как вербальные стимулы. Достоинством этого метода является простота организации исследования и возможность стандартизации применяемых методик. Основным недостатком является то, что это все таки лишь проекция экстремальной ситуации, и мы должны отдавать себе отчет в том, что личность в этом случае оценивает лишь опыт своих личных переживаний данной ситуации.
Исследование проводилось с альпинистами сборной команды СССР, готовящимися к рекордному восхождению в Гималаях. Группу испытуемых составили 20 спортсменов (в том числе 2 женщины), имевших квалификацию не ниже мастера спорта и большой опыт восхождений в экстремальных ситуациях.
Методика исследования была разработана на базе метода репертуарных решеток Джорджа Келли [4]. Репертуарная решетка в конечном итоге представляет собой матрицу, которая заполняется в процессе обследования. Столбцам матрицы соответствует определенная группа обьектов (называемых элементами). В качестве них могут выступать предметы, люди, понятия и т.п., все то, что интересует исследователя. В-данном случае в качестве элементов были представлены описания 12 экстремальных ситуаций, каждая из которых неоднократно встречалась в опыте испытуемых и представляла разные сферы альпинистской деятельности.
Строки матрицы представляют собой конструкты. Ими могут быть определенные шкалы, параметры, биполярные признаки. В данном исследовании конструкты были заданы как оценочные суждения. Всего было представлено 10 конструктов, 9 вербальных и 1 эмоциональный. Причем 4 вербальных конструкта описывали положительные оценочные суждения (положительные конструкты), такие как «ситуация, в которой Вы чувствуете себя уверенно», «ситуация, в которой Ваши действия вселяют уверенность в товарищей по группе» и т.п. Остальные 5 вербальных конструктов описывали отрицательные оценочные суждение (отрицательные конструкты), такие как — «ситуация, в которой Вы меньше всего хотели бы находиться», «ситуация, в которой к принятому Вами решению могут отнестись критически» и т. п.
Эмоциональный конструкт был представлен выбором цветового ряда предпочтения по тесту Люшера [2].
Процедура обследования проходила в 2 этапа:
1. Испытуемые ранжировали экстремальные ситуации относительно вербальных конструктов. Им предъявлялось 12 карточек с описаниями ситуаций и давалось время от 5 до 8 минут с целью ознакомления с ситуациями и установкой на повторное их переживание. После этого испытуемым предъявлялась еще одна карточка, на этот раз с конструктом и предлагалось проранжировать ситуации относительно указанного в ней конструкта. Ранжирование ситуаций проводилось последовательно относительно всех вербальных конструктов. По результатам обследования составлялась матрица на каждого испытуемого.
2. Испытуемые ранжировали 8 цветов теста Люшера относительно каждой из 12 ситуаций. Им предьявлялась карточка с описанием ситуации и
предлагалось разложить цвета по предпочтению, исходя из степени их сходства с предъявленной ситуацией.
Обработка результатов
Вначале обработке подверглись цветовые ряды предпочтения теста Лю-шера. Для каждой из 12 ситуаций был подсчитан уровень тревожности исходя из расположения основных цветов в ряду предпочтения [2]. После чего экстремальные ситуации каждого испытуемого были проранжированы относительно уровня тревожности. Причем на первое место ставилась ситуация с самым высоким уровнем тревожности. Этот результат записывался в матрицу в качестве 10-й строки. Если попытаться вербализовать данный конструкт ставя целью привести его в одно измерение с остальными, то он имел бы содержание типа: «Ситуация, в которой Вы чувствуете себя тревожно».
После всего этого результаты подвергались факторному анализу [1, 3].
Анализ и обобщение результатон
По результатам факторного анализа по каждому испытуемому было получено от 5 до 7 обобщенных факторов оценки. По результатам 1-го, наиболее значимого, фактора (табл. 1) испытуемые разделились на 2 группы. Первую составили альпинисты фактор которых положительно коррелировал с положительными конструктами и имел отрицательную корреляцию с отрицательными. Во 2-ю группу попали альпинисты имеющие положительную корреляцию с отрицательными конструктами и отрицательно коррелирующие с положительными.
Анализируя этот фактор можно сказать, что хотя человек способен оценить ситуацию как с позиции положительного, так и с позиции отрицательного суждения, у каждого конкретного человека есть более разработанный полюс на шкале оценки, полюс на котором он привык работать. Для альпинистов 1-й группы опыт переживаний в основном накоплен в сфере деятельности проводящейся в состоянии уверенности, адаптированное™ к условиям, социальной поддержки, в ненапряженном эмоциональном состоянии. Это не значит, что вся их деятельность проходит лишь в этой сфере, но это говорит о том, что их глубинные модели поведения базируются на положительных конструктах. Для альпинистов 2-й группы наоборот — более разработана психологическая сфера деятельности в области отрицательных конструктов. Поэтому и оценить ситуацию им проще с этих позиций. Это говорит о том, что наиболее значимая для них»деятельность проходит в состоянии неуверенности и тревожности, в состоянии постоянной не адаптированности к условиям, их деятельность обгоняет время необходимое на адаптацию. Они большей частью работают в условиях когда их поведение идет в разрез с мнением близкого социального окружения. Это люди, работающие в зоне повышенного риска и состоянии стресса. Об этом говорят и коэфициэнты корреляции 1-го фактора с эмоциональными конструктами альпинистов 1-й и 2-й групп, показывающие совпадение эмоциональных и рациональных оценок ситуаций у альпинистов обеих групп. У 2-й группы на базе положительной корреляции с уровнем тревожности, у 1-й с отрицательной корреляцией с уровнем тревожности.
Таблица 1. Среднее значение факторных нагрузок фактора №1
№ п/п Конструкт Среднее коэффици реляции с конст значение ента кор-фактора руктом.
1 группа 2 группа
' 1 Ситуация, в которой Вы чувствуете себя уверенно 0,89 -0,87
2 Ситуация, в которой Вы привыкли работать 0,81 -0,84
3 Ситуация, в которой Ваши действия вселяют уверенность в товарищей по группе 0,77 -0,82
4 Ситуация, в которой принятое Вами решение примится всеми товарищами по группе 0,55 -0,64
5 Ситуация, в которой Вы чувствуете себя неуверенно -0,87 0,75
6 Ситуация, в которой Вам меньше всего хотелось б{,1 находиться -0,81 0,87
7 Ситуация, в которой Вам трудно принять решение -0,61 0,72
8 Ситуация, в которой Вы возмущаетесь своей неуверенностью -0,59 0,27
9 Ситуация,’ в которой к принятому Вами решению могут отнестись критически -0,50 0,56
10 Ранжирование ситуаций по уровню тревожности («Ситуация, в которой Вы чувствуете себя тревожно») 1 О 4 3 0,64
*
— по данному конструкту было обследован всего 6 испытуемых, которые распределились по 3 человека в каждую группу.
Анализ 2-го фактора (табл. 2) показывает большей частью совпадение этих оценок у спортсменов 1-й группы и несовпадении у спортсменов 2-й. Второй фактор можно рассматривать как фактор описывающий второй полярный полюс в оценочной шкале альпинистов. Наибольшую нагрузку этому фактору дает эмоциональный конструкт. И в 1-й и во 2-й группах он имеет положительную корреляцию с фактором, что дает нам право охарактеризовать его как фактор тревожности. Для альпинистов 1-й группы он является полярным полюсом в их эмоциональном конструкте, т. к. в 1-м факторе этот конструкт имел с ним отрицательную корреляцию. Этого нельзя сказать о эмоциональном конструкте 2-й группы. Анализ вербальных конструктов дает достаточное основание сказать, что ив 1-й и во 2-й группах они являются полюсами по отношению к 1-му фактору.
Анализ 3-го фактора (табл. 3) показывает, что альпинисты группы работающей на положительных конструктах более согласованы в оцеших экстремальных ситуаций, чем альпинисты группы работающей на отрицательных конструктах. Альпинисты второй группы индивидуальны в оценках, их оценки разнообразней. На память приходят слова Л. Толстого из книги «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива?! семья несчастлива по-своему».
Таблица 2. Средние значения факторных нагрузок фактора №2
№ п/п Конструкт Среднее значение коэффициента корреляции фактора с конструктом.
1 группа 2 группа
1 Ситуация, в которой Вы чувствуете себя уверенно 0,07 0,25
2 Ситуация, в которой Вы привыкли работать 0,17 0,13
3 Ситуация, в которой Ваши действия вселяют уверенность в товарищей по группе -0,23 0,08
4 Ситуация, в которой принятое Вами решение примится всеми товарищами по группе 0,14 0,23
5 Ситуация, в которой Вы чувствуете себя неуверенно 0,13 -0,40
6 Ситуация, в которой Вам меньше всего хотелось бы находиться 0,18 0,09
7 Ситуация, в которой Вам трудно принять решение 0,26 -0,12
8 Ситуация, в которой Вы возмущаетесь своей неуверенностью -0,07 -0,04
9 Ситуация, в которой к принятому Вами решению могут отнестись критически 0,26 0,00
10 Ранжирование ситуаций по уровню тревожности («Ситуация, в которой Вы чувствуете себя тревожно») 0,78 0,67
— по данному конструкту было обследован всего 6 испытуемых, которые распределились по 3 человека в каждую группу.
Анализ .успешности деятельности испытуемых
Альпинизм, как и любой вид деятельности связанный с повышенным риском можно определить как вид деятельности с конкурирующими целями. Основная ее цель совершить восхождение постоянно порождает цель сохранение безопасности. И чем выше цель первая, тем сложнее достигнуть второй. Нередко встречаются ’ситуации, когда основная цель — достижение вершины, отвергается из-за невозможности достигнуть безопасности в процессе восхождения.
Исходя из зтого в основу анализа успешности деятельности в исследования положено 2 фактора: спортивные достижения и безопасность деятельности.
1. Анализ спортивных достижений. Для оценки по этому фактору взяты формальные и содержательные критерии. По формальным критериям рассматривались такие показатели как спортивные звания, результаты выступления в чемпионатах страны. По этим показателям особых различий среди альпинистов обеих групп не обнаружено. С точки зрения содержательных характеристик альпинистской деятельностисти, то здесь имеются различия. В основном такие различия определились по стилю восхождений и выбору его обьектов. Стиль восхождения большей части альпинистов второй группы можно охарактеризовать как экстремальный. Восхождения их вносят в альпинизм характер новизны
Таблица 3. Средние значения факторных нагрузок фактора №3
№ п/п Конструкт Среднее коэффици реляции с конст значение ента кор-фактора руктом.
1 группа 2 группа
1 Ситуация, в которой Вы чувствуете себя уверенно 0,08 (0,15) 0,00 (0,14)
2 Ситуация, в.которой Вы привыкли работать 0,23 (0,29) 0,02 (0,18)
3 Ситуация, в которой Ваши действия вселяют уверенность в товарищей по группе 0,20 (0,23) 0,11 (0,21)
4 Ситуация, в которой принятое Вами решение примится всеми товарищами по группе -0,03 (0,15) 0,01 (0,27)
5 Ситуация, в которой Вы чувствуете себя неуверенно 0,12 (0,12) -0,04 (0,37)
6 Ситуация, в которой Вам меньше всего хотелось бы находиться -0,11 (0,21) -0,09 (0,16)
7 Ситуация, в которой Вам трудно принять решение 0,15 (0,26) 0,05 (0,26)
8 Ситуация, в которой Вы возмущаетесь своей неуверенностью 0,27 (0,27) 0,08 (0,28)
9 Ситуация, в которой к принятому Вами решению могут отнестись критически 0,23 (0,32) 0,04 (0,31)
10 Ранжирование ситуаций по уровню тревожности («Ситуация, в которой Вы чувствуете себя тревожно») ; 0,14 (0,24) 0,12 (0,16)
Среднее значение коэфициента корреляции по модулю по результатам данной таблицы 0,16 (0,23) 0,06 (0,23)
*
— В скобках даны средние значение коэфициентов корреляции взятые по модулю (без учета знака)
и нетрадиционное™. Характер стиля альпинистов 1-й группы более нормативен, восхождения их более традиционны. Их рекордные восхождения основательно проработаны и подготовлены на определенной, сложившейся базе.
2. Анализ безопасности деятельности альпинистов к сожалению носит печать трагичности. Из 20 альпинистов учавствующих в исследовании, проводившемся в 1988 году, четверых уже нет в живых. Еще двое в процессе восхождений на вершины выше 8000 м пересекали грань из-за которой могли бы не вернуться вниз без помощи друзей. Все перечисленные события произошли с альпинистами, попавшими по результатам тестирования во 2-ю группу. В свою очередь анализ поведения в аварийной ситуации альпинистов 1-й группы говорит о том, что даже в таких условиях их поведение позволяет обеспечить собственную безопасность, а в некоторых случаях и безопасность окружающих.
Выводы
По результатам проведенного исследования и их анализа можно сделать следующие выводы:
1. Общее оценка воздействия экстремальной ситуации характерна повышением уровня тревожности испытуемых.
2. Оценка испытуемыми экстремальных ситуаций разделила их на 2 группы. 1-я группа более согласовано оценила ситуации с позиции уверенности, с позиции состояния адаптированности к условиям и поддержки близкого социального окружения. Эти альпинисты более консервативны и нормативны, в своей деятельности они опираются на традиционные опробованные модели поведения. Они в меньшей степени склонны к риску. По всей вероятности эти люди ситуативно больше мотивированы на избежание неудачи, чем на достижение успеха. В терминах альпинистской деятельности ориентированы на обеспечение безопасности. Альпинисты 2-й группы более согласованно оценили ситуации с позиции неуверенности, не адаптированности к условим си-туациии, с позиции, когда их не поддерживает близкое социальное окружение. Это говорит о том что их значимая деятельность проходит в зоне повышенного риска. Анализ успешности деятельности так же говорит о том, что испытуемые, составившие 2-ю группу более склонны к риску, чем испытуемые 1-й группы. По всей вероятности они более ориентированы на достижение успеха, чем на избежание неудачи.
3. Говоря о взаимосвязи моделей поведения обеих групп с успешностью деятельности, на наш взгляд нужно учитывать, что альпинизм, как и другие виды деятельности связанные с повышенным риском,—это деятельность с конкурирующими целями. Для успешности нужна сбалансированность этих 2-х моделей. Без риска нет успеха, так же как нет его без обеспечения безопасности. Наличие в одном человеке таких качеств одновременно явление крайне редкое, но сбалансированности можно добиться если в одной команде присутствуют разные люди имеющие эти качества.
Данную методику можно.использовать для диагностики личности с целью определения ее склонности к риску.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ким Дж. О., Мьюллер Ч. У. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. Москва. 1989.
2. Собчик Л. Н. Методики психологической диагностики. М., 1990.
3. Шуракав В. В., Дайитбегов Д. М. и др. Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных. М. 1990.
4. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986 г.
УДК 381.544
Г. Л. Карбышев, А. Г. Погорслов
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСОТНЫХ ВОСХОЖДЕНИЙ ПУТЕМ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГОРНОЙ БОЛЕЗНИ
Целью исследований являлась оценка фармакологической коррекции некоторых патологических механизмов развития горной болезни: гипоксия и