Научная статья на тему 'Экстремальные молодежные субкультуры с летальной ориентацией: конфликтологический анализ'

Экстремальные молодежные субкультуры с летальной ориентацией: конфликтологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1025
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРОСТКИ / ТИНЕЙДЖЕРЫ / TEENAGERS / ЮНОШИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ С ЛЕТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ / INFORMAL ASSOCIATIONS WITH LETHAL ORIENTATION / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / EXTREME SUBCULTURE / РУФЕР / RUFER / ТРЕЙНСЁРФЕР / КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ / CONFLICTS IN ADOLESCENCE / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / GENERATIONAL CONFLICT / ДЕВИАНТНОЕ И ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / TREYNSЁRFER / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкасова Татьяна Васильевна

Цель статьи, во-первых, привлечь внимание заинтересованной общественности к современным формам экстремального досуга с летальной ориентацией у несовершеннолетних лиц; во-вторых, указать на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения этих негативных тенденций. Методы : Диалектико-системное рассмотрение позволило проанализировать конфликтогенные процессы в молодежном социуме. Сравнительно-историческая и социокультурная методология способствовали определению ценностных ориентаций неформальной молодежи. Институционализационный подход позволил определить роль социальных институтов, осуществляющих защиту молодежи от рисков. С помощью конфликтологического подхода (отмечаются причины конфликтов юношества с родителями, внутриличностные конфликты переходного возраста) обосновывается важность дальнейшего исследования в мониторинговом режиме девиантных проблем тинейджеров. Результаты : В ходе социсследований молодежи выявлено, что более трети опрошенных респондентов выбирают в своих жизненных установках, влияющих на социальное поведение, не только рациональные, но и иррациональные, даже в чем-то рискованно-авантюрные приоритеты, что естественно, объясняет их увлечение неформальными субкультурными течениями. Научная новизна : анализируются современные тенденции появления указанных неформальных движений в нашей стране, заимствованных из-за рубежа и способствующих физическому уничтожению молодой генерации (насаждение культа смерти в молодом возрасте и неоправданного риска на досуге). Практическая значимость : влияние Интернета, зависимость от мнения референтных групп и неформальных лидеров, ослабление воспитательных механизмов семьи и школы, отсутствие организованного досуга все это активизирует процесс решения обозначенной молодежной проблемы на разных уровнях: государственном, социальном, правовом, организационном, воспитательном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREME YOUTH SUBCULTURES WITH LETTER ORIENTATION: CONFLICTOLOGICAL ANALYSIS

The author of the article explores the problems of young people interested in informal subcultural groups: traysurfing; Rufing; Gaming. The purpose of the article is to draw public attention to the extreme leisure of young people with lethal orientation. The author uses the results of his sociological surveys in 2016. She analyzes the contemporary causes of the emergence of these informal movements in Russia. These informal movements appeared in the West and in the East. Informalists spread the cult of death among young people, therefore it is necessary to prohibit their influence. Informal leaders have a negative impact on youth through the Internet. They call young people to risk and spread ideas of death at a young age. These informal leaders must be punished by the society by law. Public institutions are obliged to organize leisure for young people and preserve it.

Текст научной работы на тему «Экстремальные молодежные субкультуры с летальной ориентацией: конфликтологический анализ»

УДК 316.25; 316.283; 316.485.6

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ С ЛЕТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ:

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2017

Черкасова Татьяна Васильевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Философия» Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Уфа, Космонавтов, 8, e-mail: tvcherkasova @mail.ru)

Аннотация. Цель статьи, во-первых, привлечь внимание заинтересованной общественности к современным формам экстремального досуга с летальной ориентацией у несовершеннолетних лиц; во-вторых, указать на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения этих негативных тенденций. Методы: Диалектико-системное рассмотрение позволило проанализировать конфликтогенные процессы в молодежном социуме. Сравнительно-историческая и социокультурная методология способствовали определению ценностных ориентаций неформальной молодежи. Институционализационный подход позволил определить роль социальных институтов, осуществляющих защиту молодежи от рисков. С помощью конфликтологического подхода (отмечаются причины конфликтов юношества с родителями, внутриличностные конфликты переходного возраста) обосновывается важность дальнейшего исследования в мониторинговом режиме девиантных проблем тинейджеров. Результаты: В ходе социсследований молодежи выявлено, что более трети опрошенных респондентов выбирают в своих жизненных установках, влияющих на социальное поведение, не только рациональные, но и иррациональные, даже в чем-то рискованно-авантюрные приоритеты, что естественно, объясняет их увлечение неформальными субкультурными течениями. Научная новизна: анализируются современные тенденции появления указанных неформальных движений в нашей стране, заимствованных из-за рубежа и способствующих физическому уничтожению молодой генерации (насаждение культа смерти в молодом возрасте и неоправданного риска на досуге). Практическая значимость: влияние Интернета, зависимость от мнения референтных групп и неформальных лидеров, ослабление воспитательных механизмов семьи и школы, отсутствие организованного досуга - все это активизирует процесс решения обозначенной молодежной проблемы на разных уровнях: государственном, социальном, правовом, организационном, воспитательном.

Ключевые слова: несовершеннолетние, подростки, юноши, тинейджеры, неформальные объединения с летальной ориентацией, экстремальные субкультуры, руфер, трейнсёрфер, конфликты в подростковом возрасте, конфликт поколений, девиантное и делинквентное поведение.

EXTREME YOUTH SUBCULTURES WITH LETTER ORIENTATION: CONFLICTOLOGICAL ANALYSIS

© 2017

Cherkasova Tatyana Vasilyevna, doctor of social sciences professor of "Philosophy" Ufa State Petroleum Technological University (450062, Russia, Ufa, street Kosmonavtov 8, e-mail: tvcherkasova @mail.ru)

Abstract. The author of the article explores the problems of young people interested in informal subcultural groups: traysurfing; Rufing; Gaming. The purpose of the article is to draw public attention to the extreme leisure of young people with lethal orientation. The author uses the results of his sociological surveys in 2016. She analyzes the contemporary causes of the emergence of these informal movements in Russia. These informal movements appeared in the West and in the East. Informalists spread the cult of death among young people, therefore it is necessary to prohibit their influence. Informal leaders have a negative impact on youth through the Internet. They call young people to risk and spread ideas of death at a young age. These informal leaders must be punished by the society by law. Public institutions are obliged to organize leisure for young people and preserve it.

Keywords: teenagers, informal associations with lethal orientation, extreme subculture, Rufer, treynsёrfer, conflicts in adolescence, generational conflict, deviant behavior, leisure.

Неформальные субкультуры, заявившие о себе в российском подростково-юношеском социуме, с одной стороны, диктуют молодой генерации жесткую моду на экс-трим-досуг, а с другой - усиливают конфликт современного юношества с жизнью, доводя до летальных исходов. Несформированность жизненной позиции и отсутствие у несовершеннолетних социального иммунитета к девиантному поведению на досуге способствует тому, что эта социально-демографическая группа остается под влиянием неформальных лидеров, воздействующих на неокрепшие умы через бесконтрольное Интернет-пространство и навязывающих экстремальные идеи, обесценивающие человеческую жизнь. Актуальность рассматриваемой проблемы и, соответственно, цель статьи связаны с тем, чтобы привлечь общественное внимание и компетентные структуры к разработке и принятию правовых механизмов, регулирующих систему наказания лиц, безответственно распоряжающихся жизнью несовершеннолетних, вовлекающих их в неформальные субкультурные экстремальные сообщества с летальной ориентацией. Несовершеннолетняя категория молодежного социума постоянно находится в эпицентре внимания исследователей. Специфические характеристики и досуговые установки, межпоколенные конфликты под-ростново-юношеской генерации в структурно-функциональной и социокультурной парадигме изложены в работах классиков отечественной социологии: В.Т.

Лисовского [1], И.С. Кона [2], Ю.А. Левады [3], а также классиков зарубежной социологии: Э.Эриксона [4]; М.Розенберга [5]; Л.Фойера [6]; К.Лоренца [7]; М.Мид [8]. В работах современных региональных исследователей: О.А.Старицыной [9,10], И.А. Величко [11,12], А.А. Смолькина [13]. Вопросы предупреждения деви-антно-делинквентого поведения подростков и юношей изучались: А.Г. Мусеибовым, В.А. Лелековым, А.Н. Ильяшенко [14], Е.Герзьем, Н.Середенко [15], В.П. Вдовиченко, В.Ф.Щербаковым, О.А.Королевым, Е.И. Милаевой [16], В.А. Лелековым, Е.В. Кошелевой [17]. Разнообразные девиантные и делинквентные проявления в среде несовершеннолетних и молодежи анализировали: Т.А. Шилова [18], Г.С. Широкалова [19], А.А. Козлов [20]. Важнейшие аспекты, связанные с воспитательной, воспитательно-исправительной системой, были описаны в трудах: Т.Барсуковой [21], С.В. Манахова [22], С.А.Беличевой, А.Б. Белинской [23], Т.Э.Петровой [24]. Проведенный контент-анализ публикаций свидетельствует о многообразии изучаемых и всесторонне анализируемых аспектах, связанных с несовершеннолетней молодежью, требующих частного или оперативного вмешательства, масштабного государственного и правового решения или частичной психолого-педагогической корректировки.

Подростково-юношеский солипсизм, характеризующийся крайним эгоцентризмом индивидов, у Жан-

Жака Руссо был назван периодом «бури и натиска», а у У.Шекспира в «Зимней сказке» этот возрастной феномен выражен эмоционально окрашенной тирадой героя о том, что лучше бы юность проспала свой день рождения! В XXI веке ситуация не изменилась принципиальным образом, поскольку межпоколенные конфликты «отцов и детей» на подростково-юношеском этапе набирают эскалацию, что иногда детерминируется, а иногда и сублимируется в увлечении экстремальными субкультурами. Обострение конфликтности обусловлено, с одной стороны, социально-психологическими особенностями молодой генерации, а с другой - засильем неформальных субкультурных течений с летальной ориентацией, ловящих «молодые души» через Интернет-пространство. Подростково-юношеский возраст охватывает временные границы от отрочества (11-15 лет) до ранней юности (16-18 лет). Их «возрастной Рубикон» связан с «ролевым мораторием», с проигрыванием взрослых ролей и с постановкой гамлетовских вопросов: «Кто я? Что я? Зачем я?». Причем такие вопросы молодой индивид задает себе, если он не определился с активной деятельностью, и у него имеется избыток свободного времени. Так, в ходе авторского социсследования (г.Уфа, 2016г., выборочная совокупность 500 опрошенных) для определения социальных ориентиров респондентам в возрасте 16-17 лет было предложено выбрать из списка широко распространенных народных пословиц и крылатых выражений те, которые могут отражать их жизненные позиции и ориентиры. Полученные варианты ответов, касающиеся анализируемой проблемы, расположились в последовательности: «Споткнулся, упал, поднимись и иди дальше» (67,9%); «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (35,4%); «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» (30,3%); «В жизни надо все попробовать» (29,8%); «Других послушай, а сделай по-своему» (20,1%). Итак, в ходе социологических исследований молодежи (подростково-юношеского возраста) выявлено, что треть опрошенных респондентов выбирают в своих жизненных установках, влияющих на социальное поведение, не только рациональные, но и иррациональные, даже в чем-то рискованно-авантюрные приоритеты, что естественно, объясняет увлечение неформальными субкультурными течениями. Молодая генерация, живущая в условиях рыночного общества, эклектично синтезирует в своем сознании и советы неформальных лидеров, и ровесников, и свой первоначальный опыт досугового общения, и задаваемые с помощью электронных СМИ стандарты «свободного поведения взрослеющей личности».

Этот возрастной период определяют как переходный, кризисный и критически - сензитивный, то есть особо чувствительный, так как он включает в себя и пубертатный момент полового созревания индивида. Данный отрезок жизни молодого человека в психологическом отношении очень нестабильный и напряженный, переходящий в частые конфликты, обусловленные влиянием внешних (социализирующих) или внутренних (самопознание и самооценка) факторов. В такой фазе постепенно взрослеющий школьник от 11-18 лет познает и оценивает себя через призму «успешности - неуспешности» в сфере личностного Я, в сфере учебы или досуга, в сфере модных молодежных тенденций и субкультурных течений, в трудовых навыках, в межполовых и дружеских интеракциях. В своих работах психолог Морис Розенберг еще в 1965 году не без оснований утверждал, что для юношей с пониженным самоуважением (из-за какой-либо неуспешности) типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. [5]. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо»—«представляемое Я», чтобы произвести на людей впечатление, склонны надевать «маску» перед людьми. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они бо-

лезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. [1,с.77,83]. Итак, неудачи и неуспех в какой-либо социально ответственной и сложной деятельности усиливают конфликтность (внутриличностную или межличностную; явную или латентную) и подталкивают индивида к самореализации в других действиях. Так, запущенная учеба, неудачи в какой-либо развивающей или трудовой деятельности, проблемы с родителями легко компенсируются более безответственным и релаксиру-ющим досугом, ранним сексуальным дебютом, поиском дружбы, взаимопонимания, неформальными асоциальными и антисоциальными субкультурами или референтными девиантными и делинквентными, криминальными сообществами. Подростковый возраст и юношеский возраст характеризуются, во-первых, быстрой динамикой настроений. Радость жизнью сменяется глубокой хандрой, унынием и склонностью к суицидальным мыслям, иногда поступкам, рискованным неформальным субкультурным увлечениям, таким как трейнсёрфинг или руфинг. Во-вторых, чувствительностью к оценке других. В эпицентре внимания могут оказаться внешность индивида, его способности или излишняя грубость и сквернословие, конфликтность с окружающими, или его любовные переживания. Как известно, низкое самоуважение индивида, присущее для этого возрастного периода, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, а это оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и асоциальное поведение самой личности. В-третьих, ниспровержением с пьедестала родительских авторитетов, а с другой стороны — сотворением своих псевдо-кумиров, лидеров-неформалов, призывающих и бравурно лавирующих между жизнью и смертью. В-четвертых, желанием общаться только с ровесниками или, наоборот, пребывать в гордом одиночестве.

Принято считать, что уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, но и они, чаще всего, жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и указывают на такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажутся автоматически совершающимися помимо их воли и даже вопреки ей. Юношеский возраст, весьма убедительно раскрыт в теории Э.Эриксона, он строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений [4]. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений, в частности, с родителями; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен. Можно добавить затяжное по времени «заигрывание» в неформальных субкультурах; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности. Уместен такой аргумент, как доминирование неформального досугового времяпрепровождения в ущерб учебе; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания, чувство пониженного самоуважения и неудовлетворенности. Стремление выразить себя в протестном или рискованном поступке вопреки жизни и здравому смыслу, например, в зацепин-ге [1,с.78,81]. (Курсив автора статьи).

Специалисты считают, что появление в подростково-юношеском возрасте вопроса о смысле жизни и есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда молодой человек целиком поглощен каким-то социально значимым делом, он обычно не спрашивает, имеет ли это дело смысл. Такая психологическая рефлексия, критическая переоценка социальных ценностей и цен-

ностных ориентаций, как правило, связана с застоем в деятельности или в отношениях с другими людьми[11]. Межпоколенные конфликты, усиливающиеся на подростково-юношеском этапе, обусловлены непониманием со стороны старших, а именно непринятием тех иррациональных и немотивированных действий или бездействий, частой смены увлечений, неадекватных поступков, специфических ценностных ориентиров, которые постоянно демонстрируют младшие индивиды. Взрослые не всегда стремятся понять скрытые потребности молодой личности, которые удовлетворяются с помощью того или другого выбора своего досугового занятия, временного увлечения или хобби. В этой связи весьма интересны количественные показатели, представленные в нижеприводимой таблице 1.

Таблица 1 - «Могли бы Вы нарушить закон?»

Варианты ответов 1992г. 1993г. 1994г. 1999г. 2916г.

Сам не нарушу и удержу других 25,6 26,8 26 29,8 44,7

Сам не нарушу, а что делают другие - меня не интересует 20,6 23,3 27 19,2 29,8

Если другие нарушают, то и я нарушу 5,5 11 12 5,5 10,1

Затруднились ответить 45,3 38,9 35 45,5 15,4

Мониторинговые социологические исследования, проводимые в Республике Башкортостан с 1992 года (выборочная совокупность составляет 1147 человек, опрос квотный, изначально охватывал 21 населенный пункт проживания исследуемых, учитывались гендерные, возрастные, образовательные признаки респондентов, коэффициент погрешности составил- 0,5) позволяют сделать сравнительный анализ результатов, выявляющий отношение молодежи к закону в период «лихих 90-х» годов и на современном этапе. Данные свидетельствует о наметившихся положительных тенденциях, в среднем, семь из десяти опрошенных не будут нарушать закон (2016г.). Существенно возросли ответы респондентов, выбирающих альтернативу: «Сам не нарушу, а что делают другие - меня не интересует» в 1999г. (19,2%), а в 2015г. (30,4%). Это - растущая категория молодых индивидов с явно выраженным «синдромом размывания ответственности за других». Каждый десятый респондент открыто заявляет о своем делинквентном поведении, и такой показатель стабилен с 90-х годов.

Ежедневно юный индивид стоит перед жестоким выбором, который может подтвердить, а может и перечеркнуть его жизнь. Играть с реальной жизнью в своеобразную рулетку призывают молодых людей неформальные лидеры из пресловутых экстремальных субкультурных направлений, экстраполируемых в российский молодежный социум из-за границы. На современном этапе - это сталкерство (вновь возрождаемое из 80-х годов), диг-герство, руфинг, трейнсёрфинг и т.д. [25]. Рассмотрим сущность каждой из указанных субкультур. Сталкер -этот термин происходит от английских слов: «stalker» — упорный преследователь; от «to stalk» —продвигаться, скрываясь. В русском понимании сталкер — это представитель неформальной субкультуры, человек - проводник, выходец из маргинальных слоев, легко ориентирующийся в запретных местах: подземельях, штольнях, заброшенных территориях, подвергшихся радиационному воздействию. Считается, что первоначальный интерес молодежи к сталкерству в нашей стране возник с легкой руки писателей-фантастов Стругацких (можно почитать повесть «Пикник на обочине», 1972г.) и после экранизации повести режиссером Андреем Тарковским (посмотреть фильм «Сталкер», 1979г.). Надо полагать, что эти представители высокого искусства и не подразумевали в свое время о том, что поспособствуют распространению сталкерства среди определенных слоев нашей молодежи. В 2007г. данное неформальное движение получило «второе дыхание», но теперь за счет компьютерной игры STALKER, популяризирующей индустриальный туризм. До этого молодые люди, проявляющие интерес к городским исследованиям называли себя индустри-альщиками или диггерами. Цель современных диггеров — получение острых ощущений, то есть адреналина от 348

рискованного и опасного посещения заброшенных бомбоубежищ, бункеров, подвалов домов, подземных рек, старых шахт, тоннелей, станций метро, коллекторов, старинных сооружений. Российские диггеры скрывают свои лица на фотографиях, потому что диггерство запрещено законом. Как известно, в социальном масштабе оно оправдало себя только во время захвата зрителей -заложников спектакля «НОРД-ОСТ» чеченскими боевиками в московском театре на Дубровке. Именно тогда сотрудники российских силовых структур обратились за помощью к московским диггерам, надеясь незаметно проникнуть в захваченное помещение через подземные коммуникации и максимально быстро освободить без лишних жертв мирных людей, и предотвратить взрыв театра в центре нашей столицы.

Руферство является разновидностью сталкерства, но только наоборот. Ремесло, которым занимаются руферы, называется руфингом. Руферы — современная городская неформальная субкультура XXI века, молодые приверженцы которой - школьники и студенты, не страдающие акрофобией, игнорируя родительские предупреждения и запреты, взбираются с риском для жизни (некоторые травмируются или погибают) на крыши самых высоких зданий и сооружений, выполняют различные трюки, связанные с прыжками и силовой акробатикой, фиксируют на фото или кинокамеру свои достижения и выставляют селфи в Интернете. Недавним инцидентом, прокомментированным в Новостях на ОРТ, и привлекшим внимание российского общества к руферам, вызвавшим их задержание правоохранительными органами, стало раскрашивание украинским руфером Mustang Wanted шпиля одной из высоток в Москве в желто-синий цвет в день независимости Украины. Это было воспринято и властью, и общественностью, и СМИ как политически враждебный акт вандализма. Таким образом, в этой субкультуре руферов, врожденные качества и физические возможности индивидов направляются не в социально полезную деятельность, такую как освоить профессию космонавта, летчика, альпиниста, монтажника, десантника, циркача, каскадера, а представляют собой безответственные перед родительской семьей поступки и асоциальные действия, осуществляемые на досуге. Жестокая игра - в мнимый конфликт с жизнью ради узнаваемости в Интернете полностью вытеснила у молодых неформалов рациональное мышление. Абсолютная и бесконтрольная свобода в действиях руферов противопоставлена их ответственности перед родными людьми за свои поступки, перед педагогическими коллективами своих учебных заведений, перед своей страной.

Другая, не менее экстремальная субкультура - трейн-сёрферов, она тоже недавно заявила о себе в российском молодежном социуме. Зацепинг — это движение тинейджеров (подростков), имеющее свои традиции, каналы коммуникаций, негласный устав и правила поведения членов в иерархической структуре. Многочисленные группы трейнсёрферов широко общаются в Интернете, создают сообщества ВКонтакте, постоянно расширяя тем самым ряды единомышленников, популяризируя морально неприемлемые и осуждаемые взрослыми увлечения. Эта проблемная молодежь рассматривает за-цепинг как один из экстремальных видов неолимпийского спорта. С позиции же здравого смысла зацепинг - экстрим для маргинальных слоев общества, лишенных альтернативного социально полезного досуга и стартовых возможностей для более полезных форм личностного развития. Досуг в форме зацепинга привнесен в российскую реальность из-за рубежа, как практически все неформальные субкультуры, фиксируемые в молодежном социуме начиная с 90-х годов. В поисках экстремальных ощущений эта девиантная молодежь предпочитает с большим риском для жизни индивидуально или коллективно кататься на скоростном электротранспорте, но находясь на крыше с высоким напряжением. Так, по оперативным данным, озвученным в российских АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

теленовостных сводках, только за 2015 год на РЖД погибли 114 человек. Подобное экстремально-летальное поведение подростков, имеющее своей целью весьма странную форму рискованного по сути самовыражения, находит объяснение в примитивных объяснительных записках, фиксируемых инспекторами в отделах по делам несовершеннолетних от нарушителей: «прокатиться бесплатно и с ветерком», «привлечь к себе внимание старших» или «засветиться в Интернете», «сделать ноги от дорожно-транспортной полиции», «продемонстрировать ловкость и смелость», «не лохануться в зацепе». Подростково-юношеский экстремально-вызывающий стиль конфликтогенного поведения в зацепинге объясним, скорее всего, последствиями педагогической и семейной запущенности, отсутствием социального контроля, несформированностью механизмов самоконтроля у индивидов и механизмов адекватной самооценки, неорганизованностью досуга. К сожалению, подростково-юношеские игры со своей жизнью продолжаются и в иных альтернативах. В МВД по Башкортостану в феврале 2017года прокомментировали по местному радио в криминальных сводках сообщение о появлении новой опасной Интернет-игры, а возможно, в ближайшем будущем и экстремальной субкультуры, под названием «Беги или умри». По ее правилам этой летальной по своей сути игры подростку предлагается перебежать дорогу на красный сигнал светофора прямо перед проезжающей машиной. В этот момент его должны снять на видеокамеру. Практика показывает, что ежегодно и целенаправленно из-за рубежа в российский молодежный социум привносятся новые экстремально-летальные субкультурные веяния, физически сокращающие численность молодой генерации, и появляются неформальные лидеры, целенаправленно распространяющие и пропагандирующие эти субкультурные девиантные и делинквентные сообщества в Интернет - пространстве среди несовершеннолетних. В данном контексте общественность имеет дело с особой категорией несовершеннолетней молодежи, не обладающей социальным иммунитетом, рискующей своей жизнью, осознанно или неосознанно, но готовой в итоге к неоправданному риску и отказу от жизненных перспектив.

Подведем итоги. Что же положительного в этом социально неорганизованном, неформальном и социально неприемлемом экстрим-досуге и в поведении молодежи можно выделить, для того чтобы использовать в иных воспитательных моделях и жизненных траекториях юношей? Нельзя не отметить, что у экстремалов наблюдаются особые спортивные качества личности, такие как смелость, ловкость, выносливость, стремление к неформальной организации. Подобные требования предъявляются к тем, кто выбирает активные профессии военных, испытателей космоса, первопроходцев-путешественников, каскадеров, спасателей, карьеру спортсменов-олимпийцев, для них риск признается оправданным и необходимым. Следовательно, маргинальная молодежь с экстремальными увлечениями должна оказаться в эпицентре внимания, защиты и поддержки соответствующих институтов, госструктур, ведомств, общественных и правовых, законотворческих организаций, а также конкурсных комиссий, ищущих по всей стране и отбирающих себе достойную смену, новых воспитанников. Так, институт кадетства, а также формируемое российское Юноармейское движение, могли бы целенаправленно консолидировать и ресоциализировать эту молодежь в своих структурах.

Институт туризма как досуговая альтернатива для юношей на регионально-локальном уровне способен активно конкурировать с неформальными субкультурами. [11],[12]. К сожалению, экстремалы в массе своей пока вызывают интерес только у исследователей-ювеноло-гов, криминологов, журналистов и дорожно-транспортной полиции. Экстремалов не следует идеализировать, поскольку данная категория молодежи асоциальна, она

не готова к выполнению ожидаемых ролей, она конфликтует с моделями одобряемого и востребованного поведения, в сознании этой молодежи доминирует про-тестные идеи, такие как нарушить закон, бросить вызов старшим, уйти из жизни молодыми (культ смерти), стать реальным аутсайдером, жить свободно и с риском. С воспитательной точки зрения, эта молодежь не получила должного уровня семейной и школьной социализации, она не компетентна в правовом отношении, поэтому сконцентрирована на гиперличностном протесте-конфликте. Конфликтность юношества-типичная проблема всей истории человечества, но стремление индивида к летальному исходу, как некой модной тенденции, диктуемой из Интернета и из манипулятивных призывов неформальных лидеров, по сути преступников, должно оперативно блокироваться и не популяризироваться в российской практике XXI века. Например, преодолеть трейнсёрфинг в Германии власти пытаются за счет штрафов в несколько тысяч евро. В России следует популярно и постоянно объяснять тинейджерам на всех уровнях: государственном, правовом, организационном, воспитательном, а также по всем каналам молодежных и центральных СМИ, в учебных заведениях, в семьях, что руферство или зацеперство не является геройским увлечением для досугового времяпрепровождения, а это - проявление трусости и безответственности перед грядущими испытаниями взрослой жизнью, а взамен предлагать и широко пропагандировать романтику освоения поистине смелых и нужных обществу мужских профессий. В данной ситуации на экстремальные субкультуры необходимо реагировать: во - первых, только запретительной, а именно, «шлакбаумной» государственной молодежной политикой, для того чтобы сохранить молодую генерацию от преждевременного уничтожения в экстремальном досуге; во-вторых, совершенствовать социальные механизмы общественного порицания и правовые меры для наказания лиц, вовлекающих несовершеннолетних в субкультурные экстремальные сообщества с летальными ориентациями и занимающихся «латентным геноцидом»; в-третьих, контролировать деятельность лиц, корыстных целях использующих Интернет-ресурсы для массовой пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи культа смерти и технологий ухода из жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.—СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителей. М.:Просвещение,1989.255с.

3. ЛевадаЮ.А. Заметки о «проблеме поколения»// Мониторинг общественного мнения.2002.№2.С.9-11.

4. EriksonE.H. Childhood and Society. N.-Y., 1963.

5. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Princeton, 1965.

6. Feuer L. S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student Movement. New York, 1969. P. 527.

7. Lorenz К. The Enmity between Generations and its Probable Ethological Causes// The Phychoanalytic Review. 1970. Vol. 57. N 3. P. 338.

8. Meed M. Culture and Commitment. A study of the Generation Gap. New York, 1970.

9. Старицына О.А. Социальное самочувствие студентов уфимских вузов в современных условиях. -Актуальные вопросы современных общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. N° 3. - г. Екатеринбург, 2016. - С.44-46.

10. Старицына О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи в условиях кризиса. - Альманах мировой науки / Наука и образование в XXI веке: по материалам Международной научно-практической конференции. - г. Москва, 2016. - С.107-109._

11. Величко И.А. Проблемы социального туризма в Республике Башкортостан//Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения) Сборник материалов международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 177-180.

12. Величко И.А. Системный подход в сфере регионального туризма//Теоретико-методологические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа,2014.С.552-556.

13. Смолькин А.А. Межпоколенные конфликты в повседневной жизни//Социс 2010.№11.С.110.

14. Мусеибов А.Г., Лелеков В.А., Ильяшенко А.Н. Проблемы предупреждения групповой преступности среди несовершеннолетних : пособие.М.:ВНИИ МВД России,1998.

15. Герзь Е., Середенко Н. Профилактика девиант-ного поведения подростков//Школьный психолог. 2004. №24. С.9-24.

16. Вдовиченко В.П., Щербаков В.Ф., Королев О.А., Милаева Е.И. Организационно-методические основы борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Приволжском федеральном округе Российской Федерации: монография.Н.Новгород:Изд-во ННГУ,2006.С.3-4.

17. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Социс.2007.№12.

18. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. М.1995.310с.

19. Широкалова Г.С. Дети-жертвы преступлений// Социологический вестник.2002.№20-21.С.2-6.

20. Экстремизм в среде петербургской молодежи. Анализ и вопросы профилактики; под ред. А.А.Козлова. СПб.: Химиздат,2003.568с.

21. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска и их семей»//Социальная педагогика.2006.№4.

22. Манахов С.В. Психологические компоненты пси-хологопедагогической реабилитации и коррекции подростков с аддиктивным поведением//Вестник МГОУ. Серия :Психологические науки.2012№1.С.17-22.

23. Беличева С.А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностикаи сопровождение социализации несовершеннолетних. М.: Феникс,2013.

24. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации: учебное пособие/колл.авторов; под ред.Т.Э. Петровой. -М.:РУСАЙНС,2016. - 146с. DOI 10.15216/978-5-4365-0659-3 РИНЦ

25. Индустриальный туризм и городские исследования URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Статья поступила в редакцию 07.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.