Научная статья на тему 'Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта'

Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2426
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРЕЙНСЁРФИНГ / НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЗАЦЕПЕРЫ" / YOUTH INFORMAL GROUP OF "TRAIN SURFERS" / OFFENCES PREVENTION / MINOR / TRANSPORT POLICE / TRAIN SURFING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диденко К.В., Каратаева О.Н.

В статье отражены основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению совершения правонарушений, совершаемых участниками неформального движения «зацеперы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Диденко К.В., Каратаева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Offences Commited by Minors on the Objects of Railroad Traffic

The article describes the main aspects of law enforcement prevention of offences committed by members of informal group of “train surfers”.

Текст научной работы на тему «Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта»



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИИ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

PREVENTION oF oFFENOEs coMMITED BY MINoRs on

the objects of railroad traffic

УДК 343.85:351.81

К.В. ДИДЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: kseniy1@mail.ru

K.V. DIDENKO,

the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

О.Н. КАРАТАЕВА

(Белгородский ЛО МВД России на транспорте) e-mail: karaolga@yandex.ru

O.N. KARATAEVA

(Belgorod Line Branch of Transport Police)

Аннотация: в статье отражены основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению совершения правонарушений, совершаемых участниками неформального движения «зацеперы».

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, несовершеннолетний, транспортная безопасность, трейнсёрфинг, неформальное молодежное движение «зацеперы».

Abstract: the article describes the main aspects of law enforcement prevention of offences committed by members of informal group of “train surfers”.

Keywords: offences prevention, minor, transport police, train surfing, youth informal group of «train surfers».

В последнее время у молодежи возникло новое неформальное движение «зацеперы» («трейнсёрферы» или «элект-ричкинг»), в основе которого лежит катание на крышах железнодорожных вагонов и ва-

гонных сцепках («зацепинг», «руфрайдинг», «бэкрайдинг», «фронтрайдинг», «сайдрай-динг», «битвинвагонрайдинг», «оупэнваго-нрайдинг», «андервагонрайдинг», «зацеп-рейлслайдинг», «зацеп сходинг/джампинг» и

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

88

Безопасность на транспорте

другие разновидности «трейнсёрфнга») [1].

«Трейнсёрфинг» (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крышах или на межвагонных буферах электропоездов и метро. Такой способ передвижения широко практикуется в Индии и странах Юго-Восточной Азии из-за крайнего переполнения общественного транспорта или в целях экономии денежных средств.

В своем современном виде, как массовое молодежное движение, «трейнсёрфинг» появился в 1990-е годы в Европе. Например, в Германии, катаясь на крышах поездов городских железных дорог, юноши демонстрировали свою «мужественность».

«Зацепинг» - самая распространённая разновидность трейнсёрфинга. Заключается она в езде «зацепом», стоя (либо сидя) и держась за различные конструкционные элементы поезда.

В «трейнсёрфинге» кроме разных видов езды существует градация по степени сложности поездки, зависящая от типа и модификации железнодорожного состава:

- «бэкрайдинг» - езда «зацепом» с задней стороны хвостового вагона;

- «фронтрайдинг» - проезд спереди на передней кабине электровоза;

- «сайдрайдинг» (или боковой «зацепинг») - езда «зацепом» держась за боковые поручни, зеркала, окна и другие находящиеся сбоку выступающие части вагона;

- «битвинвагонрайдинг» (межвагон заце-пинг) - езда между вагонами поезда;

- «оупэнвагонрайдинг»- способ проезда на грузовых поездах - езда на кузове открытых вагонов железнодорожного состава, таких как полувагоны и платформы, либо на тормозных площадках крытых вагонов или рамах цистерн;

- «руфрайдинг» - езда на крыше поезда;

- «андервагонрайдинг» (андервагон за-цепинг) - езда «зацепом» под поездом, основанная на конструктивных особенностях тележек прицепных вагонов;

- «зацеп-рейлслайдинг» — скольжение по рельсам на скользкой обуви, сноуборде или другой похожей доске;

- «зацеп сходинг/джампинг» - его особенность в том, чтобы на ходу запрыгнуть на подножку или прицепиться к идущему на небольшой скорости поезду, либо, наоборот, спрыгнуть с него [1].

В России «трейнсёрфинг» приобрел популярность с конца 2000-х годов, получил название «зацепинг» и стал экстремальным

видом развлечения, распространяющимся в молодежной среде, и является своеобразным показателем «ложного героизма» среди сверстников. Поездка на крышах движущегося состава для представителей данной субкультуры не просто возможность добраться до пункта назначения, но и способ получения новых впечатлений и эмоций.

Сегодня отечественные «трейнсерфин-гисты» (они же «зацеперы») объединяются в сообщества (группы) и, используя Интернет, общаются, договариваются о проведении массовых акций по «трейнсерфингу», рассказывают о своих «подвигах», выкладывая на страницы в Интернете фото и видеоотчеты о «путешествиях». Чем интересней и опасней была поездка, тем больше восторженных комментариев оставляют виртуальные гости, импонирующие данному молодежному движению. Наибольшую популярность за последнее время получила открытая группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием - «Электричкинг». На странице в социальной сети «трейнсёрфинг» представлен как «вид спорта», популярный среди людей, пользующихся железнодорожным транспортом [2].

Наибольшее распространение данное неформальное движение получает на железных дорогах в весенне-летний период. Активное развитие «зацепинга» и «трейнсёрфинга» на объектах транспорта становится проблемой транспортной полиции общероссийского масштаба.

Популяризация «зацепинга» приводит к тому, что число участников данного неформального движения постоянно растет. Согласно статистическим данным в 2011 году сотрудниками транспортной полиции задержано 239 несовершеннолетних правонарушителей, относящихся к неформальному движению «зацеперы», в 2012 году - 345 подростков. За 9 месяцев 2013 года уже выявлено 382 несовершеннолетних «зацепера», из которых привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.17 КоАП РФ - 237 [3, с. 2].

Ролики и сюжеты «зацеперов» помещаются в сети Интернет, предпринимаются попытки проведения акций, связанных с массовыми поездками на подвижном составе, на заранее определенных объектах транспорта.

В Интернете «зацеперы» создают группы и объединения, у них есть свои лидеры, которыми разрабатываются всевозможные правила техники безопасности на «зацепе». Происходит обучение навыкам «зацепинга» новичков, проводится его пропаганда, а зна-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

89

Безопасность на транспорте

чит, и пропаганда противоправного поведения в обществе. Данная категория молодежи наиболее подвержена риску стать жертвой транспортного происшествия. Так, 18 августа на станции Бутово от удара током погиб Д. Молодой человек ехал на крыше электропоезда. В январе 2013 года на Московской железной дороге был смертельно травмирован А., активист «трейнсёрфинга», который в этот день принимал участие в акции. После акции, находясь в алкогольном опьянении и переходя железнодорожные пути, был сбит маневровым паровозом. Фотоматериалы о гибели одного из лидеров были выложены на сайте вместе с призывом: «Почтить память друга новым зацепом!».

В июне 2013 года на ст. Электроугли (Московская железная дорога) несовершеннолетние «зацеперы», находясь на крыше вагона пригородного электропоезда, в результате поражения электротоком от контактного провода получили тяжелые травмы, от которых один скончался на месте происшествия [3, с. 3; 4].

Как показывает практика, эффективность работы по профилактике транспортных правонарушений и травматизма несовершеннолетних во многом зависит от организации совместной деятельности сотрудников транспортной полиции, работников железнодорожных предприятий и образовательных учреждений, дружинников.

Сотрудниками ОВДТ совместно с администрациями транспорта и дружинниками проводится патрулирование железнодорожных перегонов, отработка подвижного состава железнодорожных вокзалов и станций.

Одной из форм работы по предупреждению детского травматизма является выявление и своевременное удаление подростков с объектов транспорта.

В целях профилактики травматизма на объектах транспорта сотрудниками ПДН совместно с работниками железнодорожных предприятий и органов образования ежегодно проводятся целевые профилактические мероприятия: «Подросток на пути», «Осторожно - поезд!», «Светофор», «Берегись поезда», во время которых в учебных учреждениях проводится работа по разъяснению учащимся правил поведения на железной дороге. По инициативе УТ МВД России по ЮФО на территории Краснодарского края объекты транспортной инфраструктуры являются зонами повышенной опасности,

включены в перечень мест, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому и психологическому развитию. За безнадзорное нахождение несовершеннолетних в таких местах предусмотрена административная ответственность родителей - штраф в размере 100 рублей (статья 2,9 Закона Краснодарского края № 608). Ограничение нахождения детей в вечернее и ночное время на объектах транспорта предусмотрено региональным законодательством Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Кемеровской областей и Хабаровского края. В образовательных учреждениях, оздоровительных лагерях, школах-интернатах, расположенных вблизи железной дороги, проводятся беседы и лекции по теме соблюдения правил безопасности на объектах транспорта.

В целях повышения эффективности профилактической работы, направленной на предупреждение транспортных правонарушений и детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта, необходимо:

1. Освещать как можно чаще «зацепинг» как опасное и преступное увлечение.

2. Правовое просвещение учащихся:

- проведение разъяснительной работы о безопасном поведении детей и подростков на объектах транспорта, ответственности за действия, угрожающие безопасной работе железнодорожного транспорта;

- изучение Кодекса об административных правонарушениях РФ и Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

- организация встреч с работниками ПДН;

- проведение месячника правовых знаний;

- демонстрация на безвозмездной основе фильмов, посвященных транспортной безопасности;

- проведение диспутов, конференций.

Широкая пропаганда среди учащихся, их

родителей правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

---- Литература

1. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://http://lurkmore.to./ свободный.

— Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

90

Безопасность на транспорте

2. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: vk.com/elektrichking./ свободный.

3. Аналитический обзор «О состоянии работы по предупреждению правонарушений, совершенных участниками неформального молодежного движения «зацеперы»».

4. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.1tv.ru/. свободный.

5. Маркова Ю.В. Предупреждение преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних экстремистской направленности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Н.Новгород, 2008. 208 с.

References

1. [Electronic resource] Access mode: URL: http://http://lurkmore.to./. Free.

2. [Electronic resource] Access mode: URL: http http: vk.com/elektrichking. Free.

3. Analytical research “On condition of law enforcement in prevention of offences committed by members of informal group of “train surfers”.

4. [Electronic resource] Access mode: URL: http http://www.1tv.ru/. Free.

5. MarkovaJ.V. Prevention of crimes committed by groups of minors extremist: dis. ... cand. of legal Sciences: 12.00.08/ - N.Novgorod, 2008. 208 P.

(Статья сдана в редакцию 22.04.2014)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

the problems of legal regulation in the sphere of the road traffic safety

УДК 656.13:351.811

И.А. РЯПУХИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: 3609150@ mail.ru

Р.В. ДЕНИСОВ

(УМВД России по г. Белгороду) тел. (4722) 352 - 054

I.A. RYAPUKHINA, R.V. DENISOV

the candidate of jurisprudence , Associate Professor (MO1 Department m ^cproc^

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дорожно-транспортная инфраструктура; превышение установлен-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.