Научная статья на тему 'Экстремальность как сущностное свойство сознания и поведения молодежи'

Экстремальность как сущностное свойство сознания и поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1040
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГИПЕРБОЛИЗИРОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / THE YOUTH / EXTREMALITY / EXTREMISM / MARGINALITY / SELF IDENTIFICATION / HYPERBOLIZED PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни, в том числе и в молодежной среде. Специфические социально-возрастные и социально-психологические характеристики молодежи, а также социокультурные особенности среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодежи. Молодежный экстремизм особенно опасен в условиях социальных потрясений, неопределенности и риска, может приобретать крайние, преимущественно спонтанные проявления, где доминирует эмоциональный уровень восприятия явлений, часто в крайне гиперболизированной, максималистской форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальность как сущностное свойство сознания и поведения молодежи»

Кубякин Евгений Олегович

кандидат социологических наук старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89615242267)

Экстремальность как сущностное свойство сознания и поведения молодежи

Аннотация

Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни, в том числе и в молодежной среде. Специфические социально-возрастные и социально-психологические характеристики молодежи, а также социокультурные особенности среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодежи. Молодежный экстремизм особенно опасен в условиях социальных потрясений, неопределенности и риска, может приобретать крайние, преимущественно спонтанные проявления, где доминирует эмоциональный уровень восприятия явлений, часто в крайне гиперболизированной, максималистской форме.

Annotation

The extremism all more often reveal itself in political, economic, social, religious and the other sphere to public life, including in youth ambience. Specific social-age and social-psychological features youth, as well as sociocultural to particularities of the ambience of the contact are a significant factor of the shaping the extreme type of the consciousness youth. The Youth extremism particularly dangerous in condition of the social convulsions, uncertainties and risk, can gain extreme, mainly spontaneous manifestations, where dominates the convulsions, uncertainties and risk, can gain extreme, mainly spontaneous manifestations, where dominates the emotional level of the perception of the phenomenas, often in extremely hyperbolized, maximilited to form.

Ключевые слова: молодежь, экстремальность, экстремизм, маргинальность, самоидентификация, гиперболизированное восприятие.

Key words: the youth, extremality, extremism, marginality, self identification, hyperbolized perception.

Экстремизм, являясь острой проблемой современности, в силу того, что все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни, в своем основании имеет множество причин: как общих, обусловленных социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфических, связанных с конкретными условиями существования тех или иных социальных групп [8; С.115]. Свои особенности экстремизм имеет в молодежной среде. Они вытекают из сущностных характеристик молодежи как социальной группы и определяются переходным характером становления ее субъектности [2; С.37].

Специфические свойства молодежи связаны с ролью, которую играет эта социальная группа в общественном воспроизводстве. Становление молодежи в процессе реализации ею основных

социальных функций - воспроизводственной и инновационной, сопряжено с преодолением как внутренних, так и внешних противоречий. В стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых молодым людям, особенно подросткам, приходится преодолевать внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений (застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм). Внешние противоречия возникают на стыке взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями. На групповом и индивидуально-личностном уровне это нередко проявляется в дискриминации молодежи по возрастному признаку, в нарушении ее прав в образовании, труде, профессиональной деятельности, сфере культуры, семейных отношениях, ограничении возможностей ее физического и духовного развития, ущемлении прав личности. Молодые люди не могут не реагировать

127

на подобное отношение к ним, нередко выбирая экстремальные формы защиты [3; С.13-14].

Молодежь - становящийся субъект общественного воспроизводства, поэтому ее социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций. Последнее затрудняет отождествление себя с ингруппами и аутгруппами, порождает противоречие в самосознании между "МЫ" и "ОНИ", что в свою очередь выливается в экстремальность сознания и поведения. В молодежной, особенно подростковой среде, деление на "своих" и "чужих" происходит по иным, чем у взрослых основаниям. Большое значение в этом играют субкультурные факторы. Принадлежность к той или иной субкультуре сопровождается противостоянием традиционной культуре, эпатажем ее образцов и носителей. "Чужие" могут стать "врагами" только потому, что они другие. Не важно, живут ли в другом дворе, приехали ли из другого города, имеют ли другую национальность, веру, внешность. Поэтому социокультурные особенности среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодежи [10; С. 9].

Однако экстремальность как присущее молодости свойство, может проявиться по-разному. В условиях стабильного общества на групповом и индивидуальном уровнях она находит, как правило, общественно значимые институциональнорегулируемые формы. В условиях социальных потрясений, неопределенности и риска под влиянием самых разных объективных и субъективных факторов, усиливающих или ослабляющих этот процесс, приобретает крайние, преимущественно спонтанные проявления. В них доминирует эмоциональный уровень восприятия явлений, часто в крайне гиперболизированной, максималистской форме. Такой тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующийся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм. Либо, наоборот, -подавленностью, депрессией, пассивностью [5; С. 94].

Экстремальные формы реакции на окружающую действительность связаны также с завышенными ожиданиями, присущими молодежи. Реализуя инновационную функцию, молодое поколение устремлено не в прошлое, а в будущее. В постоянном стремлении превзойти окружающих -сверстников, родителей, учителей формируются индивидуальные проявления ее группового инновационного потенциала. В подобном стремлении молодые люди, подростки часто предъявляют нереальные требования, как к

окружающей их действительности, так и к себе. Это находит отражение в их жизненных планах, потребностях, интересах, формирует у них неадекватные ролевые представления. При столкновении с трудностями, неизбежно возникающими на пути реализации завышенных ожиданий, и не находя возможностей их преодоления, у молодого человека возникают состояния фрустрации, сопровождаемые раздражением, недовольством, гневом [6; С.342].

Рефлексируя по поводу этих состояний, он видит причину нереализованных целей в других или в себе. В обоих случаях это ведет к утрате доверия. Недоверие к другим, зачастую, приводит к враждебности и даже ненависти. Недооценка своих возможностей также вызывает раздражение и гнев. Только при этом подросток может, как говорится, "разозлиться на себя", а может "сорвать" злость на окружающих. В первом случае раздражение носит позитивный характер, поскольку направлено на преодоление собственной неполноценности и является стимулом к развитию, а во втором - ведет к самоотчуждению и конфронтации [2; С.38].

Завышенные ожидания наиболее часто проявляются среди социально "продвинутой" части молодежи. В их окружении более выражено действует закон возвышения социальных потребностей. По мнению Л. Дробижевой и О. Щедриной, "чем образованнее общество, тем больше во всех группах потребности к комфорту, продвижению. Но удовлетворить эти потребности могут не все. Если увеличивается разрыв между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения, агрессивные установки возрастают" [1; С.15-16].

Не окрепшая в силу возраста устойчивость к стрессам, недостаточная фрустрационная толерантность мешают молодому человеку найти выход из сложившейся кажущейся ему безвыходной ситуации - ответной реакцией становится агрессивность. Не встречая осуждения со стороны окружения, конкретные ее проявления закрепляются в подростковом сознании и поведении в форме агрессивности как относительно устойчивой черты личности. Получая поддержку во взаимном признании ближайшего окружения, превращаясь в убеждения, агрессивность приобретает крайние формы фанатизма. Категоричность взглядов и суждений фанатиков сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к общепринятым нормам, неприятием критики, даже доброжелательной. Проявления фанатизма встречаются и в учебе, и в досуговой деятельности, и в спорте, и в религии, и в межнациональных отношениях, и в политической

128

жизни. Одним словом, везде, где для этого возникают благоприятные условия [1; С.25].

С другой стороны, самоотчуждение, сопровождающее выход из состояния фрустрации, часто приводит к отрицанию идей, мнений, разделяемых общественным сознанием, принятых общественных норм и проявляется в индивидуальном и групповом сознании в форме нигилизма. Как форма самоутверждения подростка, нигилизм также встречается во всех сферах жизнедеятельности. При этом не следует считать, что фанатизму присущи исключительно агрессивные проявления, а нигилизму - пассивная саморефлексия. В различных жизненных ситуациях агрессивность, самоотчуждение, как проявления экстремального сознания, могут приобретать крайние формы [4; С.128].

Таким образом, под экстремальностью как сущностной характеристикой молодежи понимаются различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуальноличностном уровнях. Наиболее распространенными формами экстремальности являются индивидуальные и групповые настроения, представляющие собой преобладающие чувственный и рациональный уровни сознания молодежи. На полюсах экстремальных настроений крайними состояниями являются фанатизм, представляющий радикальную направленность сознания, и нигилизм, отражающий преимущественно депрессивное его состояние.

При анализе молодежного экстремизма можно выделить ряд оснований для его типологии. Во-первых, направленность экстремистской активности. По данному критерию выделяются:

экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот;

религиозный экстремизм. В основе данного типа экстремистской активности лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений;

проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться "отступлением от догматов", "священной войной с неверными", "сектантством религиозного течения" и т.д.;

политический экстремизм. Направлен против сложившейся политической системы государства, ее представителей или против политических

оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодежной среде идеи смены "старой" элиты. Так, в частности, один из лозунгов общероссийского движения "Наши" - это борьба с российской элитой и чиновничеством, которые определяются участниками движения как "пораженцы", не имеющие нравственных и интеллектуальных ресурсов для управления обществом;

экстремизм в сфере молодежных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодежных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме этого, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространенной в обществе;

социальный экстремизм. Базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ. Так, в частности, в ряде регионов России распространены погромы и избиения так называемых "бомжей", что можно трактовать как социальный экстремизм, поскольку в основе такого поведения лежит определенная идеологическая концепция, основанная на идеях "чистоты социума" [9].

Следующим основанием типологии экстремизма является степень сформированности экстремистских установок. По данному критерию выделяют:

стихийный экстремизм, проявляющийся эпизодически и основанный на стереотипах, архетипах, традиционных социокультурных образах и мифах. Экстремистская активность такого типа выражается спонтанно, аффективно, в ситуациях столкновений с представителями другой национальности, вероисповедания, культуры. В сознании носителя данного типа отсутствуют четкие когнитивные установки экстремистского толка, есть лишь некоторые смутные ощущения, эмоции, стереотипы и образы. К данному типу экстремисткой активности относится так называемый бытовой национализм, проявляющийся в недоверии, ссорах и конфликтах между представителями разных наций, проживающих рядом;

организованный экстремизм. Основан на системной модели мира, в рамках которой экстремистская активность рассматривается как один или единственный метод улучшения мира и решения существующих проблем. Данный тип экстремистской активности реализуется в рамках экстремистских субкультур, радикальных

129

организаций, группировок, сект, для которых такой тип поведения становится системообразующим видом деятельности [7; С.158-160].

Проблема молодежного экстремизма и агрессивности на сегодняшний день стала одной из ключевых в современной России. Предпосылкой для этого послужил единовременный синтез факторов, нашедших отражение в российской действительности: это и катастрофическое падение показателей качества жизни, и развал Советского государства, и практически полное отсутствие реализуемой государством четкой молодежной политики, и модный сейчас культ физической силы взамен интеллектуального развития. В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм часто становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.

1. Дробижева Л. М., Щедрина О. В. Социальные факторы предупреждения экстремизма // Современный экстремизм в Российской Федерации:

особенности проявления и средства противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 16 июня 2006 г. М., Тверь, 2006.

2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления // Социс. 2008. № 5.

3. Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.

4. Козлов А. А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003.

5. Левичева В. Ф. Движения молодежные // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М., 2008.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 437.

7. Молодежный экстремизм /Под ред. А.А. Козлова. СПб., 1996. С.158-160.

8. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4.

9. Сиоридзе А. Т. Психологический портрет личности участника молодежных экстремистских групп // Право и образование. 2007. № 3.

10. Чупров В. И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие. М., 1992.

____________________________________130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.